17984

Хозяйственно правовая ответственность и защита прав субъектов хозяйствования

Лекция

Политология и государственное регулирование

Лекция 6 Хозяйственно правовая ответственность и защита прав субъектов хозяйствования. Понятие хозяйственноправовой ответственности и ее место в системе иных видов юридической ответственности. Способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйств

Русский

2015-01-12

155 KB

8 чел.

Лекция 6

Хозяйственно правовая ответственность и защита прав субъектов хозяйствования.

План

1.Понятие хозяйственно-правовой ответственности и ее место в системе иных видов юридической ответственности.

2. Способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования и потребителей.

3.  Основания хозяйственно-правовой ответственности.

4.Порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности.

5.Хозяйственно-правовые санкции.

6.Общие положения о защите прав субъектов хозяйствования.

1.Понятие хозяйственно-правовой ответственности и ее место в системе иных видов юридической ответственности.

Хозяйственно-правовая ответственность — это претерпевание (несение) субъектами хозяйствования неблагоприятных экономических и (или) правовых последствий в результате применения к ним предусмотренных законодательством санкций за хозяйственные правонарушения.

В разделе V ХК предусмотрено понятие хозяйственно-правовой ответственности. Выделение хозяйственно-правовой ответственности в качестве самостоятельного вида ответственности было продиктовано, прежде всего, практической необходимостью. Сама жизнь подсказала, что в современной экономике необходимы новые, комплексные и «нестандартные» меры воздействия на правонарушителей, которые не присущи традиционным видам ответственности.

Взять, например, санкцию в виде применения индивидуального режима лицензирования. Данная санкция появилась как реакция государства в начале 90-х годов XX в. на правонарушения субъектов внешнеэкономической деятельности, допускавших незаконный вывоз капитала, нарушение таможенных процедур и др. Гражданско-правовые меры воздействия оказались здесь бессильными, уголовные и административные — излишне жесткими, не позволяли предупредить дальнейшие правонарушения и одновременно сохранить возможность для последующих экспортно-импортных операций. В результате появилась новая санкция организационно-хозяйственного характера, пополнившая арсенал хозяйственно-правовой ответственности.

Хозяйственно-правовая ответственность находит в законодательстве своеобразное регулирование. Так, в гл. 24 ХК Украины приводится ее самостоятельное понятие, перечень санкций, принципы, основания, пределы и порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности.

В хозяйственно-правовой ответственности используются отдельные институты ГК Украины и других законов, однако, в рамках и пределах, не противоречащих ХК Украины.

Это позволяет строить такую систему мер ответственности в сфере хозяйствования, которая не только отражает специфику, сложность и объемность хозяйственной деятельности, но и позволяет согласовать в едином акте частные и публичные меры государственного воздействия, что особенно ценно.

Важно установить соотношение хозяйственно-правовой ответственности с санкциями, мерами защиты и охраны прав и интересов.

В ч. 1 ст. 216 ХК Украины предусмотрено, что участники хозяйственных отношений несут хозяйственно-правовую ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования путем применения в отношение правонарушителей хозяйственных санкций по основаниям и в порядке, предусмотренных ХК Украины, другими законами и договором.

Санкция — предупредительная информация об ответственности. Для возникновения ответственности, кроме наличия санкции в законодательстве или договоре, необходим еще комплекс процессуальных действий, способных повлечь неблагоприятные последствия для правонарушителя. Поэтому, например, указание на штраф в договоре — санкция, а фактическое взыскание его при правонарушении — ответственность.

Согласно ст. 217 ХК Украины в сфере хозяйствования применяются такие виды хозяйственных санкций:

- возмещение убытков,

- штрафные санкции,

- оперативно-хозяйственные санкции,

- административно-хозяйственные санкции.

Первые три применяются по инициативе участников хозяйственных отношений, а административно-хозяйственные санкции — по инициативе уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Порядок реализации санкций определяется законом или договором и может быть различным — судебным, административным или собственными действиями субъекта хозяйствования (например, банк может списать пеню со счета клиента при просрочке выполнения кредитного договора, если в договоре предусмотрено такое право).

Санкция как мера хозяйственно-правовой ответственности именуется в теории еще и формой хозяйственно-правовой ответственности.

При характеристике понятия хозяйственно-правовой ответственности необходимо указать на его соотношение с понятиями защиты и охраны прав субъектов хозяйственных отношений.

2. Способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования и потребителей.

В ст. 20 ХК Украины выделяются основные способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования и потребителей:

1) признание наличия или отсутствия прав;

2) признание полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, которые противоречат законодательству, ущемляют права и законные интересы субъекта хозяйствование или потребителей;

3) признание недействительными хозяйственных сделок по основаниям, предусмотренным законом;

4) восстановление положения, которое существовало до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования;

5) прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

6) присуждение к выполнению обязанности в натуре;

7) возмещение убытков;

8) применение штрафных санкций;

9) применение оперативно-хозяйственных санкций;

10) применение административно-хозяйственных санкций;  

11) установление, изменение и прекращение хозяйственных правоотношений (например, путем досрочного расторжения договора аренды согласно ст.ст. 188, 291 ХК Украины и 782-784 ГК Украины);

12) иные способы, предусмотренные законом.

Из указанных способов защиты только четыре: возмещение убытков, применение штрафных, оперативно-хозяйственных и административно-хозяйственных санкций, — могут быть названы мерами хозяйственно-правовой ответственности (хозяйственно-правовыми санкциями).

Перечень способов защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования и потребителей не является исчерпывающим. Дополнительные способы защиты могут предусматриваться ГК Украины и иными законами и актами хозяйственного законодательства.

Например, на основании ст. 32 Конституции Украины, ст. 1167 ГК Украины, ст. 49 Закона «Об информации» возможна защита прав субъектов хозяйствования, нарушенных распространением недостоверной информации, путем возмещения морального (неимущественного) вреда.

Основные признаки хозяйственно-правовой ответственности выражаются в том, что:                                       

1) такая ответственность является реакцией государства или уполномоченного им лица на противоправное поведение субъекта хозяйствования, которое может выражаться в нарушении договора (недостача продукции, просрочка поставки и т.п.) или правил осуществления хозяйственной деятельности (нарушение лицензионных условий, нарушение требований экономической конкуренции и т.п.);

2) предусматривается юридически — в законе или договоре;

3) применяется преимущественно к субъектам хозяйствования, хотя не исключается возможность ее применения и к иным участникам отношений в сфере хозяйствования в случае и порядке, предусмотренных ХК Украины. Например, ответственность граждан, не являющихся предпринимателями, может рассматриваться как хозяйственно-правовая лишь в том случае, если они выступают учредителями субъектов хозяйствования в порядке, установленном учредительными документами и законом (при несвоевременном внесении вкладов в уставный фонд хозяйственного общества согласно ч. 3 ст. 88 ХК, при реализации дополнительной ответственности учредителя согласно ч. 4 ст. 80 ХК и в других случаях);

4)  заключается в уменьшении благ участника хозяйственных отношений, но направлена не на самого правонарушителя, а преимущественно на его имущественную базу (непосредственно или в конечном результате). Исключение могут составить случаи применения административно-хозяйственных санкций организационного характера, например, в виде принудительного прекращения субъекта хозяйствования за нарушение закона согласно ст. 247 ХК Украины и ст. 38 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» от 15.05.2003;

5)  обеспечивается государственным принуждением, которое проявляется по-разному: явно или скрыто. В первом случае реализация мёр ответственности возлагается на судебные или иные государственные органы (взыскание убытков, штрафные и административно-хозяйственные санкции), а во втором — на самих субъектов хозяйствования (оперативно-хозяйственные санкции);

6) применяется как с учетом вины правонарушителя (например, возмещение убытков, уплата штрафных санкций), так и без учета ее наличия (административно-хозяйственный штраф, оперативно-хозяйственные санкции, принудительный раздел монопольного образования и др.).

Важную роль в организации хозяйственной деятельности играют принципы хозяйственно-правовой ответственности.

Данные принципы могут пониматься в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет об основополагающих началах, закрепленных в главе 24 ХК «Общие принципы ответственности участников хозяйственных отношений», и иных статьях ХК Украины. В узком смысле можно говорить о принципах, специально названых в ст. 216 ХК.

В широком значении можно выделить следующие принципы хозяйственно-правовой ответственности:

— защита прав и законных интересов граждан, организаций и государства и обеспечение правопорядка в сфере хозяйствования (ч. 2 ст. 216 ХК);

— наделение потерпевшей стороны правом на возмещение убытков независимо от того, имеется ли оговорка об этом в договоре;

— применение предусмотренной законом ответственности производителя (продавца) за недоброкачественность продукции независимо от того, имеется ли оговорка об этом в договоре;

— недопустимость оговорки в хозяйственном договоре относительно исключения или ограничения (по сравнению с законом) ответственности производителя (продавца) продукции (ч. 3 ст. 216 ХК);

— необходимость исполнения обязательств в натуре, даже после уплаты штрафных санкций и возмещения убытков (ч. 3 ст. 216, ч. 7 ст. 226 ХК);

— презумпция вины лица, допустившего нарушение хозяйственного обязательства (ч. 2 ст. 218 ХК);

— преимущество законодательных пределов хозяйственно-правовой ответственности перед договорными (ст.219,  ч, 1 ст. 231ХК)

— обязательность для правонарушителя процедуры досудебного порядка реализации хозяйственно-правовой ответственности (ст. 222 ХК);

— необходимость принятия своевременных мер по устранению последствий правонарушения (ч. 1 ст. 222, ст. 226 ХК) и др.

3.  Основания хозяйственно-правовой ответственности.

В литературе различаются юридические и фактические основания хозяйственно-правовой ответственности.

Юридические основания — это тот правовой документ, который характеризует определенное поведение субъекта хозяйствования противоправное и предусматривает за нее форму и размер ответственности. Такими основаниями в хозяйственном праве являются: акт законодательства, договор, а также административный  акт (например, устав предприятия, положение о филиале, решение Кабинета Министров о создании ПФГ и т.п.).

В широком смысле юридические основания охватывают всю совокупность правового материала, существующего в сфере хозяйствования. Ведь нормы законов или условия договоров, которые не обеспечены мерами ответственности за их нарушение, являются «мертвыми», лишаются своей силы.

В узком смысле юридические основания затрагивают лишь хозяйственные санкции, наступающие за совершение определенного правонарушения.

Характеристике таких санкций посвящены нередко отдельные акты законодательства. Например, Закон Украины «Об имущественной ответственности за нарушение условий подряда (контракта) о выполнении работ на строительстве объектов» от 06.04.2000 г., «Об ответственности субъектов предпринимательской деятельности за несвоевременное внесение платы за потребленные коммунальные услуги и содержание придомовых территорий» от 20.05.1999 г., «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций правонарушения в сфере градостроительства» от 14.10.1994 г. В хозяйственных договорах санкции предусматриваются, как право, в специальном разделе «Ответственность сторон». Административные акты не могут устанавливать административно-хозяйственные санкции согласно ч.2 ст. 238 ХК Украины. Однако закон не запрещает устанавливать иные санкции в подзаконных актах или в индивидуальных актах управления, обязательных для сторон. Например, в уставе хозяйственного объединения может быть предусмотрено вид и размер санкций, взыскиваемый одним участником объединения в пользу другого при нарушении хозяйственных обязательств. Фактические основания следует различать по субъекту и объекту.

В первом случае речь идет о соответствии правосубъектности : лиц — правонарушителя и потерпевшего — тем критериям, которые выдвигаются законом в отношении правонарушителя и управомоченной стороны.

Например, не могут быть применены санкции к гражданину-предпринимателю согласно Закону «Об ответственности предприятий их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14.10.94 г.

Во втором случае имеются ввиду фактические действия, которые характеризуются законом, договором или административным актом как противоправные. Речь идет о хозяйственном правонарушении.

Состав хозяйственного правонарушения следует рассматривать как совокупность элементов, при наличии которых то или иной поведение в сфере хозяйствования считается правонарушением.

Необходимо заметить, что в теории и практике хозяйственного права, так же как в гражданском праве, традиционно не выделяются такие элементы состава, как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения, которые свойственны административным проступкам и уголовно-наказуемым деяниям.

В хозяйственном и гражданском праве нет ярко выраженного законодательного деления санкций в зависимости от области посягательства; общественная опасность деяния может лишь теоретически называться в качестве критерия ответственности; применяется принцип презумпции вины правонарушителя, а в ряде случаев — особенно часто в хозяйственном праве — вина вообще не учитывается при применении мер ответственности.

Состав хозяйственного правонарушения зависит от формы хозяйственно-правовой ответственности и состоит из четырех элементов:

1) факт противоправного хозяйственного поведения, то есть нарушение нормы закона, условия договора, обязательного для участника хозяйственных отношений планового задания и т.п., вследствие чего причиняются убытки либо иной вред правам или интересам потерпевшего участника хозяйственных отношений. Это может быть действие либо бездействие (например, просрочка поставки товаров);

2)  наличие убытков или иных негативных последствий для потерпевшего (например, невозможность доступа предпринимателем на рынок, подрыв репутации предприятия и т.п.);

3)  причинная связь между противоправным поведением нарушителя и причиненным потерпевшему убытками;

4)  вина правонарушителя, о которой в хозяйственном праве свидетельствуют два элемента: во-первых, наличие у субъекта хозяйственных отношений реальной возможности действовать правомерно и предупредить наступление негативных последствий (убытков) и, во-вторых, непринятие им всех необходимых мер для недопущения противоправного поведения и предупреждения наступления убытков.

Полный состав хозяйственного правонарушения необходим для применения хозяйственных санкций в форме возмещения убытков, опровержения ложных сведений, а также для некоторых административно-хозяйственных санкций, требующих наличия негативных последствий для квалификации правонарушения (например, для применения штрафа за дискриминацию субъектов хозяйствования необходимо доказать невозможность осуществлена предпринимателем хозяйственной деятельности), и прямо оговоренных в договоре в качестве условия ответственности. Полный: состав хозяйственного правонарушения применяется как исключение.

В большинстве случаев для применения хозяйственно-правовой ответственности необходим усеченный состав хозяйственного правонарушения.

То есть один лишь факт противоправного поведения презумируется  в качестве достаточного элемента применения большинства хозяйственно-правовых санкций. Такое положение не случайно — сложность и многоаспектность хозяйственной деятельности, приобретение прав и обязанностей субъектами хозяйствования преимущественно опосредованно — через свои органы, отсутствие зачастую иной возможности установить последствия правонарушения и у правонарушителя, делают неоправданным применение полного состава хозяйственного правонарушения ко всем противоправным действиям. Подобное применение затруднило бы, а в большинстве случаев даже сделало бы невозможным привлечение правонарушителя к ответственности.

Важнейшим элементом состава большинства хозяйственных правонарушений выступает вина правонарушителя.

При определении понятия вины следует учитывать правило ч. 3 ст. 614 ГК Украины согласно которому,  лицо считается невиновным, если докажет, что приняло все зависящие от него меры по надлежащим выполнению обязательства. Аналогичная характеристика нового поведения может быть дана на основании ч. 2 ст. 218 ХК Украины, хотя и другими словами: «субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение обязательства оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы».

Следует различать презумпцию вины правонарушителя и отсутствие учета вины при применении хозяйственно-правовых санкций.

Презумпция вины хозяйственного правонарушителя характерна для большинства договорных хозяйственных обязательств. В то же время лицо вправе доказать отсутствие своей вины в совершении противоправного деяния и освободиться от ответственности.

В случае отсутствии учета вины хозяйственного правонарушителя последний не может освободиться от ответственности, доказав отсутствие своей вины. В частности, вина правонарушителя по общему правилу не учитывается при применении административно-хозяйственных санкций, при которых сам факт нарушения правил осуществления хозяйственной деятельности влечет применения мер ответственности. Лишь в случаях, прямо указанных в законе, отсутствие вины правонарушителя является основанием для неприменения к нему административно-хозяйственных санкций.

При применении хозяйственных санкций в виде взыскания убытков или штрафных санкций отсутствие учета вины допускается как исключение, указанное в законе или договоре.

При применении оперативно-хозяйственных санкций вина подлежит учету согласно ч. 3 ст. 235 ХК Украины. Основа применения таких санкций является один лишь факт правонарушения (ч. 1 ст. 237 ХК).

4.Порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности.

Порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности — совокупность мероприятий и обстоятельств, которые необходимо осуществить и выяснить для применения к правонарушителю хозяйственных санкций.

В частности, при реализации мер ответственности, кроме выяснения оснований и состава хозяйственного правонарушения, суд должен учитывать сроки реализации хозяйственно-правовой ответственности, пределы хозяйственно-правовой ответственности, возможность уменьшения размера ответственности, возможность освобождение от ответственности, соблюдение правонарушителем судебного порядка реализации хозяйственно-правовой ответственности.

Сроки реализации хозяйственно-правовой ответственности (срок давности) находят отражение в ст.ст. 223, 250, 322 ХК Украины и ст.ст. 257, 258 ГК Украины, ст. 42 Закона «О защите экономической конкуренции».

Для применения хозяйственных санкций в горизонтальных хозяйственных отношениях в виде возмещения убытков и штрафных санкций ХК Украины отсылает к применению общих и сокращенных сроков исковой давности, предусмотренных ст.ст. 257,258 ГК Украины.

Сокращенная исковая давность в один год, применимая в хозяйственных отношениях, устанавливается для требований:

1)  о взыскании неустойки (штрафа, пени);

2)  об опровержении недостоверной информации, помещенной в средствах массовой информации;

3)  о переводе на совладельца прав и обязанностей покупателя при нарушении преимущественного права покупки доли в праве общей долевой собственности;

4)  в связи с недостатками проданного товара;

5)  в связи с перевозкой груза, почты.

Для административно-хозяйственных санкций ст. 250 ХК Украины предусматривает особые сроки применения. Административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Так, Законом Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. установлен пятилетний срок давности применения административно-хозяйственных санкций за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, а за действия, препятствующие Антимонопольному комитету в осуществлении его функций — трехлетний срок.

ХК Украины предусматривает пределы хозяйственно-правовой ответственности и порядок уменьшения размера и освобождения от ответственности. В частности, в ст. 219 установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственных обязательств либо нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности правонарушитель отвечает принадлежащим ему на праве собственности или закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ХК Украины и другими законами.

Так, согласно ч. 7 ст. 77 ХК казенные предприятия несут ответственность по своим долгам лишь в пределах принадлежащих им денежных средств. При недостаточности указанных средств государство в лице органа, в сферу управления которого входит предприятие, несет полную субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Аналогичное правило предусмотрено ст. 39 Закона Украины  «О собственности» для ответственности учреждений (организаций), состоящих на государственном бюджете. Учредители субъекта хозяйствования не отвечают по обязательствам этого субъекта, кроме случаев, предусмотренных законом или учредительными документами о создании данного субъекта. В частности, дополнительная ответственность участников общества с дополнительной ответственностью, полного и коммандитного общества, членов производственного кооператива установлена  ст. 80,108 ХК Украины. Аналогичная ответственность возникает у учредителя дочернего предприятия в случае наличия его вины в банкротстве предприятия (п. 7 ст. 126 ХК Украины). Ограничение, уменьшение размера либо освобождение от ответственности хозяйственного правонарушителя допускается как исключение, которое предусмотрено в законе или договоре. Понятия ограничения и уменьшения ответственности (освобождения от ответственности) не тождественны.

Ограничение ответственности представляет собой закрепленные в законе или договоре такие рамки размера ответственности определенного обязательства, которые не зависят от обстоятельств правонарушения.

Однако не допускается соглашение между сторонами обязательства об ограничении их ответственности, если этот размер определен законом (ч. 5 ст. 225 ХК Украины).

В отличие от данных положений ХК Украины для общегражданских отношений ГК Украины предусматривает в аналогичной ситуации ничтожность лишь той сделки, которая отменяет или ограничивает ответственность за умышленное нарушение обязательства (ч. 3 ст. 614 ГК).

Уменьшение размера ответственности (освобождение от ответственности) правонарушителя возможно в случае нарушения любого обязательства, но при наличии определенных, указанных в законе обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст. 219 ХК Украины если правонарушению способствовали неправомерные действия (бездействие) другой стороны обязательства, суд имеет право уменьшить размер ответственности или освободить ответчика от ответственности.

Правила ст. 226 ХК Украины допускают право на уменьшение размера убытков. В частности, сторона, которая нарушила свое обязательство или определенно знает, что нарушит его при наступлении срока выполнения, должна незамедлительно сообщить об этом другой стороне. В таком случае она наделяется правом ссылаться на непринятие другой стороной мер по предотвращению убытков и требовать соответствующего уменьшения их размера.

Положения ст. 233 ХК Украины уточняют порядок уменьшения размера штрафных санкций. Во-первых, суд имеет право уменьшить размер штрафных санкций в случае, если они чрезмерно высоки по сравнению с убытками кредитора. При этом должно быть принято во внимание: степень выполнения обязательства должником; имущественное состояние сторон, принимающих участие в обязательстве; не только имущественные, но и другие интересы сторон, заслуживающие внимания. Во-вторых, суд может с учетом интересов должника (без учета интересов второй стороны) уменьшить размер причитающихся к уплате штрафных санкций, если нарушение обязательства не причинило убытки другим участникам хозяйственных отношений.

Стороны обязательства могут предусмотреть определенные обстоятельства, которые ввиду чрезвычайного характера этих обстоятельств являются основанием для освобождения их от хозяйственной ответственности (форс-мажорные обстоятельства), а также порядок удостоверения факта возникновения таких обстоятельств (например, путем предоставления заключения торгово-промышленной палаты).

Основанием освобождения должника от ответственности является просрочка кредитора, когда последний не выполнил действия, до совершения которых должник не мог выполнить свое обязательство, согласно ст.ст. 220 и 221 ХК Украины. Например, предъявление векселя к платежу необходимо для совершения платежа по векселю.

Следует учитывать, что применение хозяйственных санкций не освобождает правонарушителя от исполнения обязательства в натуре, кроме случаев, когда иное предусмотрено законом или договором, или управомоченная сторона отказалась от принятия исполнения (ч. 3 ст. 193 ХК Украины).                              

ХК Украины предусматривает требования к досудебному порядку реализации хозяйственно-правовой ответственности (ст. 222 ). В отличие от существовавшего ранее порядка, действующий досудебный порядок урегулирование спора — право, а не обязанность потерпевшей стороны. Напротив, для правонарушителя — это обязанность. То есть предъявленная претензия должна быть рассмотрена получателем в месячный срок со дня получения. В противном случае суд при разрешении хозяйственного спора взыскивает в доход государства с виновного лица штраф в размере, установленном ст. 9 ХПК Украины (2% от суммы претензии, но не меньше 5 и не больше 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан), а также имеет право возложить на ответчика, допустившего просрочку в от-г на претензию или оставившего ее без ответа, уплаченную истцом государственную пошлину независимо от результатов рассмотрения претензии (ч. 4 ст. 49 ХПК Украины).

  1.  Хозяйственно-правовые санкции.

Хозяйственная санкция в форме возмещения убытков являются важнейшей мерой хозяйственно-правовой ответственности.

Сущность данной санкции отражена в ст. 224 ХК Украины, которая гласит, что участник хозяйственных отношений, нарушивший хозяйственное обязательство или установленные требования по осуществлению хозяйственной деятельности, должен возместить причинененные этим убытки субъекту, права или законные интересы которого нарушены. Под убытками при этом понимаются расходы, произведенные у право моченной стороной, утрата или повреждение ее имущества, а также не полученные ею доходы, которые управомоченная сторона получила бы при надлежащем выполнении обязательства или соблюдении правил осуществления хозяйственной деятельности другой стороной.

Как правило, взыскание убытков не являются имущественной санкцией заведомо определенного размера (хотя стороны и могут его заранее согласовать согласно ч. 5 ст. 225 ХК Украины). Именно с этим связывается универсальность ее применения в горизонтальных и в вертикальных отношениях, в договорных и во внедоговорных обязательствах. Будучи закрепленной в законе, такая санкция не нуждается в договорном установлении. Между тем это сложная в применении форма хозяйственно-правовой ответственности: сложно доказать факт причинения убытков и их размеры (убытки могут возникнуть через значительный промежуток времени, отсутствует совершенная методика расчета размера убытков); необходимо доказать наличие всех четырех элементов состава правонарушения — противоправное поведение лица, причинившего убытки, наличие убытков, их состав и размер, причинную связь между противоправным поведением и причиненными убытками, вину нарушителя (если иное не предусмотрено законом или договором).

ХУ Украины дает более развернутую характеристику состава и ,мера убытков, чем это делает ГК Украины. В частности, ст. 225 ХК предусматривает, что в состав убытков, которые подлежат возмещению лицом, допустившим хозяйственное правонарушение, включаются:                                                            

- стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, определенная в соответствии с требованиями законодательства;

— дополнительные расходы (штрафные санкции, уплаченные другим субъектам, стоимость дополнительных работ, дополнительно израсходованных материалов и т.п.), понесенные стороной, которая понесла убытки вследствие нарушения обязательства другой стороной;

— неполученная прибыль (утраченная выгода), на которую сторона, понесшая убытки, имела право рассчитывать при надлежащем выполнении обязательства другой стороной;

— материальная компенсация морального вреда в случаях, предусмотренных законом.

ХК Украины исходит из общего правила о полном возмещении убытков. Исключения из этого общего правила должны быть предусмотрены законом или договором. В ст. 226 ХК Украины определяются условия и порядок возмещения убытков в сфере хозяйствования.

Штрафными санкциями в ст. 230 ХК Украины признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнении или ненадлежащем выполнении хозяйственного обязательства.

Понятие штрафных санкций (ст.ст. 230-234 ХК) нельзя путать с понятием административно-хозяйственного штрафа (ст. 241 ХК).

Административно-хозяйственный штраф применяется уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления, а штрафные санкции — по инициативе иных участников отношений в сфере хозяйствования. Административно-хозяйственный штраф взыскивается в доход государственного или местных бюджетов, а штрафные санкции — в доход частных бюджетов участников хозяйственных отношений;

Кроме того, административно-хозяйственный штраф применяется исключительно за нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности, установленных в законах Украины.

ХК устанавливает конкретные размеры штрафных санкций лишь для некоторых случаев.

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, допускающие взыскание только штрафных санкций (исключительная неустойка), либо взыскание убытков сверх штрафных санкций (штрафная неустойка), либо взыскание штрафных санкций либо убытков по выбору кредитора (альтернативная неустойка).

Начисление штрафных санкций за просрочку выполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно было быть выполнено.

 Проценты за неправомерное пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом или договором не установлен для начисления процентов другой срок.

Законные проценты за пользование чужими денежными средствами необходимо отличать от штрафных санкций. Первые представляют собой плату за пользование чужим капиталом. Начисление указанных законных процентов осуществляется по правилам ч. 2 ст. 625 ГК Украины (ранее ст. 214 ГК УССР) — «должник, просрочивший выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время прострочки, а также три процента годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом». Уплата должником законных процентов неизбежно уменьшает убытки кредитора. Однако лицо не лишено права доказать, что его убытки превышают размер законных процентов. Разграничение процентов и штрафных санкций необходимо ввиду различного их правового режима — разные сроки исковой давности, различные сроки начисления, различный порядок уменьшения по решению суда и т.п.

Учитывая особенности норм ХК Украины относительно денежных обязательств, можно привести следующую общую формулу привлечения к ответственности за нарушение денежных обязательств: сумма долга + убытки (в том числе проценты по ст. 625 ГК Украины) за весь период просрочки + штрафные санкции за первые 6 месяцев просрочки.

Согласно ч. 7 ст. 232 ХК Украины в случаях, предусмотренных законом, штрафные санкции за нарушение хозяйственных обязательств взимаются судом в доход государства.

Требование относительно уплаты штрафных санкций за хозяйственное правонарушение может заявить участник хозяйственных отношений, права или законные интересы которого нарушены, а в случаях, предусмотренных законом, — уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией.

Новеллой ХК Украины является регулирование оперативно-хозяйственных санкций.

Согласно ст. 235 ХК Украины за нарушение хозяйственных обязательств к субъектам хозяйствования и другим участникам хозяйственных отношений могут применяться оперативно-хозяйственные санкции — меры оперативного воздействия на правонарушителя с целью прекращения или предупреждение повторения нарушений обязательства, которые применяются самими сторонами обязательства в одностороннем порядке.

Следует отметить, что оперативно-хозяйственные санкции являются исключением из общего правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, закрепленного в ч. 7 ст. 193 ХК Украины.

Оперативные санкции наделены государственным принуждением в  том смысле, что они позволяют потерпевшему субъекту в одностороннем порядке, предусмотренном договором, с молчаливого согласия государства применять меры неблагоприятного характера к правонарушителю, не прибегая к судебным и иным государственно - властным процедурам. Это своего рода «делегированное» принуждение, право на применение которого охраняется государством. Таким образом, по сравнению с иными юридическими санкциями меняется субъект взыскания, но не природа самой санкции. Поэтому данные санкции не только по характеру (неблагоприятность последствий), но и по сущности следует относить к мерам юридической ответственности.

В хозяйственных договорах стороны могут предусмотреть применение различных видов оперативно-хозяйственных санкций. Некоторые из них называет ст. 236 ХК Украины, а именно:

а)  односторонний отказ от выполнения своего обязательства управомоченной стороной, с освобождением ее от ответственности за это — в случае нарушения обязательства другой стороной;

б)  отказ от оплаты по обязательству, которое выполнено ненадлежащим образом или досрочно выполнено должником без согласия другой стороны;

в)  отсрочка отгрузки продукции или выполнения работ вследствие просрочки выставления аккредитива плательщиком, прекращения выдачи банковских кредитов и т.п.;

г) отказ управомоченной стороны обязательства от принятия дальнейшего выполнения обязательства, нарушенного другой стороной, или возврат в одностороннем порядке выполненного кредитором по обязательству (списание со счета должника в безакцептном порядке средств, уплаченных за некачественную продукцию, и т.п.);

д) установление в одностороннем порядке на будущее дополнительных гарантий надлежащего выполнения обязательств стороной, нарушившей обязательство: изменение порядка оплаты продукции (работ, услуг), перевод плательщика на предварительную оплату продукции (работ, услуг) или на оплату после проверки их качества и т.п.;

е) отказ от установления на будущее хозяйственных отношений со стороной, нарушающей обязательства: например, отказ от продления договора аренды.

Перечень оперативно-хозяйственных санкций, установленный ХК Украины, не является исчерпывающим. Стороны могут предусмотреть в договоре также другие оперативно-хозяйственные санкции.

Оперативно-хозяйственные санкции могут применяться одновременно (дополнительно) с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций.

Оперативно-хозяйственные санкции следует рассматривать в качестве разновидности самозащиты прав, провозглашенной ст. 19 ГК Украины.

Административно-хозяйственные санкции также являются новеллой ХК Украины. Де-факто эти санкции существовали и до принятия кодекса, однако они не были сведены в единый инструмент государственного воздействия на экономку, не были установлены основные виды, единый порядок и условия их применения.

Административно-хозяйственные санкции — это меры организационно-правового или имущественного характера, применяемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления к субъектам хозяйствования за нарушение установленных законами правил осуществления хозяйственной деятельности, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий (ст. 238 ХК Украины).

Административно-хозяйственные санкции могут быть установлены исключительно законами.

В главах 27 и 28 ХК Украины предусматриваются основные виды административно-хозяйственных санкций:

—  изъятие прибыли (дохода);

— административно-хозяйственный штраф;

— взыскание сборов (обязательных платежей);

—  приостановление операций по счетам субъектов хозяйствования;

—  применение антидемпинговых мер;

— прекращение экспортно-импортных операций;

—  применение индивидуального режима лицензирования;

—  приостановление действия лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности;

—  аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствование отдельных видов хозяйственной деятельности;

—  ограничение или приостановление деятельности субъекта хозяйствования;

—  отмена государственной регистрации и ликвидация субъекта хозяйствования;

—  изъятие товаров с неправомерно использованным обозначением и копий изделий другого субъекта хозяйствования;

—  опровержение неправдивых, неточных или неполных сведений за счет нарушителя и др.

Однако этот перечень не является исчерпывающим. В других законах выделяются специальные административно-хозяйственные санкции.

Например, Закон «О защите экономической конкуренции» в ст. 48 называет такие санкции, как принудительный раздел субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке, блокирование ценных бумаг, согласованные действия, опубликование за счет правонарушителя официальной информации Антимонопольного комитета о совершенном нарушении законодательства и др.

Важной гарантией прав субъектов хозяйствования является революционная норма ст. 250 ХК Украины о сроках применения административно-хозяйственных санкций.

Административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

  1.  Общие положения о защите прав субъектов хозяйствования.

Защита прав субъектов хозяйствования является одним из главных направлений правовой работы. Использование возможностей правовой работы предусматривает активизацию действий самих субъектов хозяйствования по повышению уровня реализации действующего законодательства, направленного на защиту их прав и законных интересов.

Некоторые авторы под защитой прав субъектов хозяйствования понимают введение в действие системы прав и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение реализации прав этих субъектов и недопущение их нарушений2. Однако данное определение представляется спорным, поскольку защита в данном случае представляет собой только введенную в действие систему. Таким образом, за пределами данного явления оказывается сама совокупность взаимосвязанных правовых средств, способов и форм, с помощью которых при необходимости обеспечивается защита законных прав субъектов при их нарушении. Думается, что это слишком узкий подход к понятию защиты. По нашему мнению, уже само наличие этой совокупности позволяет говорить о защите. Когда же данные способы и средства вводятся в действие, следует говорить о механизме защиты.

Таким образом, защита прав субъектов хозяйствования — это совокупность взаимосвязанных правовых средств, способов и форм, с помощью которых при необходимости обеспечивается защита законных прав субъектов хозяйствования при их нарушении.

Говоря о защите прав и интересов субъектов хозяйствования, необходимо провести разграничение защиты и охраны. Для охраны прав, чаще всего выражающейся в установлении запретов, осуществляется статичная функция правового регулирования. Защита же чаще предусматривает активную деятельность, что обусловливает использование правовыми нормами приемов управомочивания и обязывания.

Охрана прав и интересов, выступая частью правового обеспечения прав и свобод субъектов хозяйствования, осуществляется, по сути, с помощью всей совокупности хозяйственно-правовых норм, которые обеспечивают нормальное и беспрепятственное развитие отношений.

С другой стороны, как было указано выше, защита — это совокупность правовых средств, способов и форм, которые используются при нарушении законных прав субъектов. Охрана — непрерывное и постоянно осуществляемое влияние, воздействие. В такой позиции содержание охраны представляется более широким, нежели защита.

Обеспечение государством равной защиты всех субъектов хозяйствования закреплено в ст.ст. 13,42 Конституции Украины, ст.ст. 6, 20, 47 ХК Украины и многих других нормативных актах.

К основным правам и свободам субъектов хозяйствования, которые подлежат охране и защите, некоторые авторы относят: а) гражданство (национальность), неприкосновенность имущества и возможность распоряжаться им на свое усмотрение, тайну корреспонденции; б) свободу ведения предпринимательской и иной хозяйственной деятельности; в) свободу выбора организационно-правовой формы хозяйствования, формы локального или корпоративного самоуправления; г) право на равенство перед законом, а также специфические виды равенства: перед налогообложением, лицензированием, исполнением общественных обязанностей и т.п.; д) право на собственность (и производные режимы имущественной основы хозяйствования); е) право на деловую репутацию, включая право на имя и контроль его использования; ж) право на безопасность, которая включает в себя право на защиту со стороны правосудия, процессуальные гарантии перед контролирующими органами государства и местного самоуправления3.

Согласно пункту 2 ст. 20 ХК права и законные интересы субъекта хозяйствования защищаются путем:

—  признания наличия или отсутствия прав;

—  признания полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, которые противоречат законодательству, ущемляют права и законные интересы субъекта хозяйствования или потребителей;

- признания недействительными хозяйственных соглашений по основаниям, предусмотренным законом;

—  восстановления положения, которое существовало до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования;

—  прекращения действий, которые нарушают право или создают угрозу его нарушения;

—  присуждения к выполнению долга в натуре;

—  возмещения убытков;

—  применения штрафных санкций;

—  применения оперативно-хозяйственных санкций;

—  применения административно-хозяйственных санкций;

—  установления, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений;

—  другими способами, предусмотренными законом. Следует обратить внимание, что данный перечень не является

исчерпывающим и субъекты хозяйствования могут использовать иные способы для защиты своих прав и законных интересов. Но такие способы должны быть предусмотрены в законе.

Для того, чтобы данные положения не остались всего лишь декларациями, государству необходимо создать взаимосвязанную систему органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования, которая должна выполнять в государстве и обществе определенные функции.

Важно учитывать, что органы защиты прав субъектов хозяйствования не сводятся только к судебным органам. Думать так — значит упрощать проблему и не видеть всего комплекса мер, которые может предпринять субъект хозяйствования для защиты своих прав и интересов.

В частности, субъект хозяйствования имеет право направлять обращения (заявления, жалобы, предложения) в административные и правоохранительные органы, которые в пределах своей компетенции по общему правилу обязаны рассмотреть, принять меры и уведомить заявителя о разрешении его вопроса в 10-дневный срок с даты получения обращения, а если решение вопроса требует дополнительного изучения документов, выезда на место и т.п., то в течение одного месяца.

При неполучении ответа в установленный срок субъект хозяйствования имеет право обжаловать бездействие должностных лиц административных органов в вышестоящую инстанцию или в хозяйственный суд. Однако не любые акты и иные документы могут быть признаны недействительными в судебном порядке. В частности, ВАСУ в разъяснении № 02-5/35 от 26.01.2000 г. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных или иных органов» относит к «неоспариваемым» в судебном порядке:

а)  акты следственных, судебных и прокурорских органов, по которым действующим законодательством установлен специальный порядок обжалования и изменения или отмены;

б)  постановления специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью;

в)  различного рода письма, информация, разъяснения и т.п., которые направляются государственными или другими органами в адрес подчиненных им структур и других органов по поводу конкретных ситуаций;

г)  исполнительные надписи нотариусов;

д)  акты ревизий, документальных проверок, действия служебных лиц, совершенные в процессе или по результатам проверок и т.п., поскольку эти акты не имеют обязательного характера.

е)  инкассовые поручения (распоряжения) государственных органов на бесспорное списание средств предприятий и организаций, т.к. они являются расчетными документами, а не актами соответствующих органов.

Основаниями для признания акта недействительным является несоответствие его требованиям действующего законодательства и/или определенной законом компетенции органа, который издал этот акт. Обязательным условием признания акта недействительным является также нарушение в связи с принятием соответствующего акта прав и охраняемых законом интересов предприятия или организации — истца по делу. Если по результатам рассмотрения дела факта такого нарушения не установлено, у хозяйственного суда нет правовых оснований для удовлетворения иска.

Правила применения отдельных способов защиты — возмещения убытков, применения штрафных, оперативно-хозяйственных и административно-хозяйственных санкций регламентированы в разделе V ХК Украины. Как правильно отмечает Н.А. Саниахметова, для защиты своих прав субъекты хозяйствования могут использовать одновременно два или более способов защиты. Так, при издании государственным органом акта, нарушающего права субъекта хозяйствования, он вправе потребовать как признания недействительным такого акта, так и взыскания в судебном порядке убытков, причиненных ему в результате выполнения указаний государственных либо других органов или должностных лиц, приведших к нарушению прав субъекта, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей в отношении субъекта хозяйствования.

Попробуем систематизировать функции органов охраны и защиты прав субъектов хозяйствования, поскольку функции — это те направления ее действия, которые необходимы для решения

стоящих перед ней (системой органов) задач. К указанным функциям относятся:

а)  регулятивная функция, которая заключается в координационно-обеспечительном воздействии на поведение участников общественных отношений хозяйственно-правовыми средствами. При этом регулирование разнонаправленных и разномотивированных действий людей осуществляется как посредством установления обязанностей, запретов и дозволений, так и с помощью стимулирования позитивной для общества в целом деятельности;

б)  охранительная функция, предполагающая реализацию отраслевых мер и механизмов охраны нарушенных прав или охраняемых законом интересов. Эта функция включает в себя как предотвращение правонарушений, так и восстановление нарушенных прав субъектов хозяйствования;

в)  экономическая функция, обеспечивающая эффективное регулирование и охрану прав и законных интересов субъектов, что отражается на развитии экономики страны;

г)  политическая функция, которая связана с поведением высших органов управления страной и играет определяющее значение для развития хозяйственной деятельности в стране;

д)  воспитательно-идеологическая функция, связанная с формированием правосознания субъектов хозяйствования. Эта функция призвана способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию и Конституции;

е)  социальная функция, призванная урегулировать социальные отношения и обеспечить социальные права участников рыночных отношений. Основная ее задача — воздействие на правосознание субъектов с целью формирования социально направленных позитивных установок, ориентиров на общечеловеческие ценности;

ж) компенсационная (восстановительная) функция, состоящая в восстановлении нарушенных прав или компенсации понесенного ущерба, причиненного хозяйственным правонарушением. Реализация данной функции напрямую зависит от эффективности работы государственного аппарата, слаженности его механизмов;

з)  информационная (информационно-коммуникативная) функция, обусловленная предписывающим характером правовых норм: правовая информированность уже сама по себе играет важную роль в упорядочении сознательной деятельности субъектов хозяйствования;

и) превентивная функция, состоящая в воздействии, устраняющем угрозу правонарушения со стороны субъекта и в отношении субъекта;

й) организаторская функция, заключающаяся в создании внутренней упорядоченности, системности влияния различных органов, ликвидация дублирования в системе, подчиненности и подконтрольности органов один другому. Принцип разделения властей эффективен на любом уровне воздействия, особенно при осуществлении контроля и надзора за субъектами хозяйствования. Каждый контролирующий орган должен иметь «противовес» в лице иного контролирующего органа. Так, работники милиции контролируются органами прокуратуры и т.д.

В теории сформированы три основные формы осуществления функций:

1. Правотворческая форма, воплощающаяся в государственной деятельности по разработке и принятию юридических норм, в которых закрепляются программа поведения людей.

2. Правоисполнительная форма находит выражение в государственной деятельности при принятии мер по исполнению норм права. Она состоит, главным образом, в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность).

3.  Правообеспечительная (правоохранительная) форма, представляющая собой государственную деятельность по осуществлению контроля и надзора за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям.

В зависимости от соотношения функций и форм их осуществления органы защиты и охраны прав и законных интересов субъектов хозяйствования можно подразделить на три группы:

— административные органы, т.е. органы, осуществляющие административно - юрисдикционные функции по охране и защите прав хозяйствующих субъектов в пределах специальных полномочий, предоставленных таким органам;

—  правоохранительные органы, которые сформированы государством с целью защиты прав и законных интересов субъектов от незаконных посягательств — пресечения, прекращения и расследования правонарушений, а также органы, оказывающие юридическую помощь;

—  судебные органы, т.е. органы, целью деятельности которых является всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела и принятие законного решения по делу, восстанавливающего права и законные интересы хозяйствующих субъектов.

К административным органам в системе органов охраны и защиты прав субъектов хозяйствования относятся:

1. Министерство юстиции Украины;

2. Государственный комитет Украины по вопросу регуляторной политики и предпринимательства;

3. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

4. Антимонопольный комитет Украины;

5. Органы административно- налогового обжалования и иные органы.

Правоохранительные органы:

  1.  Нотариат.
  2.  Адвокатуры.
  3.  Милиции.
  4.  Прокуратуры.

Судебные органы:

а) хозяйственные суды;

б) арбитражи (третейские суды).

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите отличительные признаки хозяйственно-правовой ответственности?

2. Что такое юридические и фактические основания хозяйственно-правовой ответственности?

3. В чем состоит отличие понятия санкции и ответственности?

4. Какие элементы образуют состав хозяйственного правонарушения?

5. Какие хозяйственные санкции предусмотрены в ХК Украины?

6. В чем состоит особенность понятия штрафных хозяйственных санкций по сравнению с общегражданским понятием неустойки?

7. Что такое оперативно-хозяйственные санкции и как они соотносятся с мерами самозащиты прав, предусмотренными ГК Украины?

8. Дайте характеристику административно-хозяйственным санкциям и сравните их с административными взысканиями по КУоАП Украины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59919. Внеклассное мероприятие «Час – дружбы, вежливости и доброты» 82 KB
  Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность доброту; умение видеть красоту в простом и обыденном; умение дарить тепло и доброту; способствовать развитию кругозора детей умению мыслить и рассуждать; развивать у учащихся эстетические и духовно-нравственные способности..
59920. Классный час «Путешествие эрудитов» 38.5 KB
  За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В случае если команда ответила неправильно или не знает как отвечать то ход переходит другой команде. И эта команда за правильный ответ на этот вопрос получает 05 балла.
59921. Заседание клуба «Галактика» на планете Дружбы 52 KB
  А вы знаете песни о дружбе И можете исполнить хотя бы куплет и припев одной из них Звучит песня Вместе весело шагать по просторам дети все вместе подпевают Ведущий Молодцы Вы сказали что в доме Дружбы будет театр.