17999

Культорология. Лекции

Конспект урока

Культурология и искусствоведение

Культорология ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ 1. Понятие и сущность культуры. Понятие культура латинского происхождения и использовалось вначале для определения процесса обработки земли. То есть как воздействие человека на природу. Впоследствии этим термином определяло...

Русский

2013-07-06

152.5 KB

0 чел.

Культорология

ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. Понятие и сущность культуры.

Понятие «культура» латинского происхождения и использовалось вначале для определения процесса обработки земли. То есть, как воздействие человека на природу.

Впоследствии этим термином определялось и воздействие человека на человека, то есть — воспитание, образование. Поэтому культура — это то, что создано человеком, а не природой.

В узком смысле, в обыденном сознании культура понимается как искусство, театр, образование, т.е. как духовная культура.

В широком смысле культура понимается как противоположность природе, совокупность результатов человеческой деятельности.

Культурология — наука о культуре, её сущности, тенденциях развития и способах овладения. Она изучает факты и явления культуры, материальные и нематериальные носители культуры, тенденции развития мировой культуры и особенности национальной, культурно-исторические типы человеческой жизнедеятельности и другое.

2. Функции культурологи.

— человекообразующая реализуется через приобщение человека к культуре. Каждый человек становится культурным тогда, когда овладевает средствами пользования достижениями общества.

— преобразующая является средством развития человеческого общества, даёт возможность сделать мир людей, который отличается от мира природы.

— рекреативная позволяет человеку восстановить свои силы путём посещения театров, храмов, стадионов, карнавалов и т.д.

— познавательная даёт возможность познать мир и самого себя.

— мировоззренческая формирует духовный мир человека.

— коммуникативная (информативная) позволяет передавать исторический опыт поколений и на этой основе формирует различные типы общения.

— оценочно-нормативная создает систему ценностей и норм, которые служат регуляторами общественных отношений.

— интегративная выражается в способности культуры объединять людей независимо от их мировоззренческой и идеологической ориентации, национальной принадлежности в народы, страны, мировое сообщество.

Формы существования культуры:

В зависимости от того, кто создает культуру или кто потребляет , и каков её уровень различают элитарную, народную и массовую.

— элитарная (высокая) создается профессиональными творцами по заказу элиты. Это классическая музыка, литература и т.д.

— народная создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это мифы, легенды, сказки, народные песни и танцы. Еще одно название народной культуры — фольклор, он всегда связан с той или иной местностью.

— массовая культура возникла в связи с технизацией общества. Ее характеризует общедоступность, развлекательность, зрелищность. Она не имеет классовых или религиозных признаков. Рассчитана на средний уровень широкой публики. Призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей и снимать психологическое напряжение.

Типология культуры:

Тип культуры определяется по ее носителю, т.е. кому она принадлежит.

— мировая — синтез лучших достижений человечества.

— национальная — синтез культур различных классов, слоев и групп (того или иного) общества.

— доминирующая — совокупность ценностей, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

— субкультура — культура национальных меньшинств, демографических (возраст, пол), социальных (социальное происхождение), профессиональных групп.

— контркультура — протест, противопоставление образцам господствующей культуры (хиппи, панки и т.д.)

ПРИРОДА И КУЛЬТУРА

Изучение этой темы позволит

1). глубже уяснить сущность культуры (ибо еще греческий философ Демокрит считал культуру «второй природой»);

2). понять серьёзность угрожающих человечеству экологических проблем.

И человек, и культура «продукты» длительной природной эволюции. Не случайно поэтому природные факторы играли важную роль в возникновении и развитии отдельных цивилизаций. Культура не может существовать, как и человек, вне природы. Они лишь преобразуют то, что дает природа. Важно поэтому гармоническое существование природы, человека и культуры.

Человек, порвав с природой, противопоставив себя ей, породил серьёзные проблемы, от решения которых зависит судьба человечества.

Известные выражения:

  1.  «культура, — если она развивается стихийно, а не направляется сознательно…оставляет после себя пустыню» (К.Маркс).
  2.  «природа может обойтись и без культуры…Но культура без природы быстро исчерпает себя» (М.Пришвин) подтверждают необходимость изменения отношений «природа-человек-культура».

Из того, о чем было написано выше, вытекает важность научного направления «экология» и её составляющей «экологической культуры».

Экология — наука, изучающая взаимодействия общества (человека и созданной им культуры) и природы с целью сохранения окружающей среды. В широком смысле экологию рассматривают как научную основу стратегии выживания человечества.

Экологическая культура — культура экологической деятельности.

Её задание — ввести знания об отношениях природы и человека в систему ценностей культуры.

Экологическая культура предполагает гармонию трех видов взаимодействия человека и природы:

  1.  использование природных богатств;
  2.  охрану природы как среды существования человека;
  3.  разумное регулирование природных процессов, их охрану и восстановление.

Для этого необходимо изменить все виды жизнедеятельности человека, его менталитет, желания, идеалы. То есть изменить в целом мировоззрение человека.

Новое мировоззрение требует создание новой экологической идеологии (система взглядов и идей, в которых проявляются отношения людей к действительности, т.е. наше отношение к действительности).

Экологическая идеология — это идеология жизни, единения человека с природой, при котором человеку нужно будет отказаться от личных потребностей.

Диалог «природа-культура» может быть основой стабильности существования человека, общества, а, следовательно, и самой культуры.

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ РОДОПЛЕМЕННОГО СТРОЯ)

Первобытная культура сыграла важную роль для будущего развития человечества. Именно с этого периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

Начался этот период не менее 1,5 миллионов лет назад, а закончился в границах последних 5 тысяч лет.

Периодизация:

I Каменный век, в котором выделяется три этапа: 1.палеолит

2. мезолит

3. неолит

II Бронзовый век

III Железный век.

Одним из важных и завершающих этапов каменного века был неолит (новый камень) — время грандиозных перемен в экономике:

а). возникает новая техника обработки камня (шлифование, сверление);

б). люди переходят к оседлости, появляются новые отрасли хозяйства — скотоводство и земледелие. Переход человечества от присваивающего типа деятельности (охота, собирательство, ловля рыбы) к производящему (разведение скота, выращивание сельхозпродуктов) называют неолитической революцией.

Все это способствовало резкому приросту населения, который ученые называют демографической революцией.

Улучшение условий существования первобытных людей способствовали развитию мышления и интеллекта.

Исторически первой формой мышления и сознания, и культуры традиционно считается миф (предание, сказание, повествование). В первобытном обществе миф представлял собой основной способ понимания мира. В мифе переплетены элементы религии, философии, науки, искусства. Миф сохраняется и сейчас в форме существенных элементов современного мышления, а мифологические образы укоренены в неосознанных основах человеческой души.

КУЛЬТУРА РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Ранними цивилизациями называют страны Древнего Востока: Египет, Месопотамию, Индию, Китай.

Своеобразие восточной цивилизации можно понять через сравнение ее с западной (страны и народы, воспринявшие ценности Древней Греции и Древнего Рима, т.е. античные ценности).

— государства на западе возникли в результате осуществления человеческой воли. На Востоке — в ответ на вызов конкретных природных условий;

— абсолютное преобладание государства над обществом (людьми). В восточных деспотиях страх перед всесилием власти объединяется с безграничной верой в руководителя (царя, фараона, императора) и чиновников. Бог — египетский фараон, бог — шумерский царь, сын божественных небес — китайский император. Лишь в индии кастовое устройство общества поддерживало стабильность государства;

— в культуре Древнего Востока преобладает приверженность традиции (на западе преобладает новаторство);

— отличие восточных цивилизаций от западных в устойчивости. На западе движение вперед сопровождается крахом (разрушением) предыдущих ценностей, политических и экономических структур.. развитие на Востоке — это сплошная (общая) линия. Ни смена династий, ни вторжение иностранцев, ни восстания не изменяли основ восточных цивилизаций;

— на Востоке велика роль религии. Буддизм в Индии, даосизм в Китае. Позже на Восток придет ислам.

— на Востоке отсутствует понятие прошлого и будущего, а есть настоящее время и время мифическое;

— в отличие от Запада на Востоке отсутствие понятие свободы и демократии. Восточный человек не свободен, а обязан. Он живет строго определенным образом;

— культура на Востоке была элитарной.

Египет

Особенности древнеегипетской культуры:

  1.  Иероглифическое письмо (алфавит в III тысячелетии возник до н.э., состоит из 24 согласных букв).
  2.  Религиозные представления обожествляли природу и земную власть. Осирис — бог умирающей и воскресающей природы, его сестра и жена Исида, бог солнца Ра — символизировали для египтян мировой порядок.
  3.  Художественный стиль — канон (просуществовал почти 3 тысячи лет не изменяясь) — это особая система изображения объемного тела на плоскости, подчеркивание социального положения и прославление фараона.

Месопотамская цивилизация

Возникла на Ближнем Востоке между Тигром и Ефратом. Наиболее важными городами–государствами были Шумер (5 тыс. до н.э.)и Вавилон (2 тыс. лет до н.э.).

В Шумере возникла клинопись (письмо), положившее начало всей письменности. Здесь строили культовые сооружения из кирпича в виде ступенчатых башен — зиккураты. Изобрели колеса, изготавливали цветное стекло, создали первую профессиональную армию и первые правовые кодексы. Шумер — современная часть южного Ирана.

Культура Вавилонии переняла эстафету от шумерской культуры. Вавилон — первый город мирового значения в истории человечества (53 больших храма, 55 небольших храмов, 300 малых святилищ, 380 жертвенников). Все архитектурные сооружения украшены архитектурами, рельефами. Самое известное Эсагила — 90-метровая башня — зиккурат в честь бога Мардука. Здесь находится второе из семи чудес света Сады Семирамиды, построенные по указу царя Навуходоносора. Известными являются и законы царя Хамураппи, при котором Вавилония переживала расцвет.

Индия

В III тысячелетие до н.э. на Индостанском полуострове возникла Хараппская цивилизация (Хараппы принадлежали к одной из веток негроидной расы). Со II тыс. начинается колонизация арийских племен. Поэтому культура Индии — это синтез культур.

Вероучениями Индии является индуизм (священное писание — веды), и буддизм (священное книга «Трипитака» — три корзины закона).

Индию отличает кастовое деление6 общества (особая система сословных различий). Переход из одной касты в другую или браки запрещались.

Индийцы были учителями арабов и других народов средней Азии. Арабские цифры возникли в Индии.

Китай

Первые землевладельческие цивилизации возникли в конце III — начало II тыс. до н.э.

В древности каждая китайская община имела своих богов. Но с VI ст. до н.э. формируются религии: 1). Даосизм — Дао — всеобщий закон, всемогущий творец мира, но бесформенный и безымянный; 2). конфуцианство. Конфуций создал учение мудрости жизни. Преимуществом конфуцианства было стремление объединить государственность и человечность. Именно поэтому оно является основой китайского образа жизни.

В духовной культуре особое место занимают «китайские церемонии», которые заменили религиозно–мифологическое восприятие мира.

В Китае боги не очеловечивались, это были божества–символы. Они (китайцы) обожествляли и почитали природу (культ Неба, Поднебесной, а правитель — сын Неба и управляет Поднебесной).

Значимыми, важными в Китае были семья и культ предков. Поэтому не создавали сколько-нибудь значимых храмовых хозяйств.

В Китае самый длинный канал, соединяющий Пекин и Ханьчжоу и самая большая «Великая Китайская стена». И то и другое строили сотнями лет.

Китай родина сейсмографа, спидометра, бумаги, шелка, книгопечатания.

Достижением материальной культуры было лаковое производство.

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Под античной культурой понимают культуру Древней Греции и Древнего Рима.

Древняя Греция (Эллада) является колыбелью европейской цивилизации. Секрет величия греков в том, что они умело заимствовали научные и технические достижения других народов.

Основой греческой цивилизации была торговля и политическая жизнь полисов. Полис — особое устройство города-государства, представляющее собой элементарное экономическое единство города и сельской округи.

В Греции возникла философия, театр, деньги. Здесь медицина получила теоретическое обоснование в трудах Гиппократа. Здесь возникла историческая наука, «отцом» которой считают Геродота.

При воспитании детей обязательной была музыка, поэтому от греков вся музыкальная терминология.

География — Страбон, геометрия — Эвклид, один из основных законов гидростатики открыл Архимед. Трагедия — Эсхил, Софокл, комедия — Аристофан.

Пять из семи чудес света возникли в Греции. А греческая мифология подарила нам слова типа «яблоко раздора», «Ахиллесова пята», «Лебединая песня» и т.д.

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Средневековая культура

Термин “средние века” введён в научный оборот в 15 веке в эпоху Возрождения и означал период глубокого культурного упадка в противовес высокому взлёту античной культуры. Современная наука рассматривает Средневековье как исторически закономерную составную часть развития европейской культуры.

Средневековая культура (5–17в.в) включает в себя: 1.Культуру Византии; 2. Культуру западной Европы; 3.Культуру государств, образованных Южными и восточными славянами (Киевская Русь, Чешское и Польское государства, Болгарское царство).

История Византии (395–1453г.г) началась с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал г. Константинополь, основанный в 324 г.императором Константином. На месте древней греческой колонии. Отсюда и название нового государства. В 1453 Константинополь разгромили турки и Византия прекратила свое существование.

В начале своего существования империя обладала огромной территорией (Малая Азия, Балканский полуостров, Сирия, Палестина, Египет, острова Кипр и Крит). Население достигало примерно 30-35 млн. человек и состояло из различных этических групп. Со временем территория Византии менялась, постепенно распадалась из-за многочисленных войн, которые вела сама или подвергалась нападениям.

Будучи наследницей греко-католического мира, Византия была могущественным средневековым государством, обладающим значительными ресурсами, мощным экономическим потенциалом.

В Византии сложился культ императора, отсюда пышный сложный ритуал дворцовой жизни. Второй крупной силой после императора была церковь. Несмотря на существующую гармонизацию отношений государства (императора) и церкви были и напряженные периоды во взаимоотношениях между ними и даже конфликты. Например, период «иконоборства». В 730году был положен запрет на поклонение иконам. Это была попытка воспротивиться упрочению власти церкви. Государственная власть победила, в 843 году иконопочитание было восстановлено. Но церковь Византии во все оставшееся время не имела экономической мощи  и находилась в зависимости государства.

В художественной культуре Византии слиты (объединены) два начала, две основы: зрелищность и духовность. Сама церемония богослужения представляла собой вид тонкого искусства, поэтому византийскую церковь современники называли «бестелесным и духовным театром».

Главными византийской живописи были: монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), икона, книжная миниатюра.

Мозаика — выразительные картины, составленные из кусочков смальты (сплав стекла с минеральными красками).

Фреска — стенная роспись по сырой штукатурке красками, разведенными водой.

Иконопись — писание икон, вид живописи на религиозные темы, выполненные на деревянной доске или холсте  первоначально в технике энкаустики (восковая живопись, выполненная расплавленными красками), затем темперы (связывающим веществом красок являются эмульсии из цельного яйца, желтка, водного раствора клея с маслом и др.), позже масляной живописи.

Книжная миниатюра — писание книг с иллюстрациями, выполняемыми тонкой кистью, малых размеров. Частое использование краской дало название краски — миниума (minium — киноварь (минерал класса сульфидов с красными зернами), сурик (природный пигмент красного цвета).

Необычайной тонкости в Византии достигли ювелирные ремесла. Процветало искусство эмалей, инкрустации из драгоценных камней, резьба по кости.

Развивались науки. Лев Математик (IX ст.) заложил основы алгебры, использовал буквенные изображения.

В VII был изобретен «греческий огонь» — смесь нефти, гашеной извести и различных смол.

Особенности западноевропейской культуры эпохи средневековья связаны с феодализмом. Основные черты феодализма — натуральное хозяйство, институт (система) вассальной зависимости, сословный строй. Сословия — большие социальные слои, положение, права и обязанности которых закреплялись традициями, законами и передавались по наследству (духовенство, дворянство (рыцарство) и остальные жители, названные позднее «третьим сословием» или «народом». Т.о. феодализм породил новую систему человеческих взаимоотношений — сословно-корпоративное общество.

Важнейшим фактором формирования западноевропейской средневековой культуры были христианская религия и церковь. Религия стала основным элементом мировоззрения средневековой Европы, пронизывали все сферы жизни общества. Основными центрами христианской культуры были монастыри. Школы, которые были при монастырях и использовались для обучения священнослужителей, впоследствии станут базой для создания университетов. Обучение в них проходило в форме лекций и диспутов и на латыни. Поэтому степень бакалавра получала треть студентов, а степень магистра только каждый шестнадцатый. Возникновение интеллектуальной элиты в средневековом обществе связывают с вагантами. Так называли французских школяров (студентов), которые бродили по всей Европе в поисках нового места учебы или работы. Определенное представление об их творчестве дает Международный гимн студенчества «Гаудеамус».

В эпоху Средневековья сформировалась рыцарская культура (как субкультура). Рыцарская поэзия и роман положили начало всей европейской литературе и поэзии. Куртуазность — вежливость, вычурность — сложный комплекс ритуалов, обычаев. Манер, придворных и военных развлечений. Составной частью рыцарской культуры были рыцарские турниры (соревнования и бои).

Средневековье — это крестовые походы на Восток. С первого крестового похода (1096 год) начинается западноевропейская экспансия на другие историко-культурные регионы.

Важное место в культуре средневековья занимает народная культура (коллективный труд в средневековых ремесленных мастерских, здесь же и возникло понятие «шедевр» — доведенное до артистизма ремесло, оппозиционность по отношению к официальной культуре). Составными частями народной культуры был фольклор и карнавал (народные празднества). Карнавалы даже выделились в карнавальную культуру (субкультуру). Карнавал — это другая жизнь народа, временное освобождение от существующих привилегий, норм и запретов.

В европейской культуре средневековья сформировались два художественных стиля:

— романских, создавший храм-крепость и замок крепость. Романское искусство пронизывает дух воинственности и потребности самозащиты (возвышающееся на холме, со сторожевыми башнями, толстыми стенами и окнами-бойницами).

— готический, появление которого связано с жизнью средневекового города-коммуны, с его борьбой за независимость. Готические соборы и ратуши необозримы, ассиметричны, высоки, с тянущимися к небу стрелами башен и башенок (Собор Парижской богоматери).

Возрождение

Возрождение — переходная эпоха от средневековой культуры к культуре Нового Времени, которая характеризуется обращением к культурному наследию античности.

Эпоха Возрождения — это время развития внутри феодального строя капиталистических отношений. Ведущая роль в обществе переходит от дворянства к людям определенных профессий — философам, филологам, поэтам, инженерам и т.д. Эти люди изучали все человеческое, отсюда название их — гуманисты и их идеологии — гуманизма.

Гуманистическая идеология Возрождения разрушала монополию церкви католической и стимулировала появление ереси (дословно выбираю, убеждаю) — точка зрения, оспаривающая религиозный догмат. Ереси имели не только антицерковную направленность, но и отражали протест новых, антифеодальных сил. Борьбу с ересями вела инквизиция. Ее деятельность была одной из причин упадка культуры Возрождения.

В эпоху Возрождения, которая стала качественно новым этапов в развитии материальной и духовной культуры, активно развивается общественно-политическая мысль. Никколо Макиавелян в книге «Государь» обосновывает идею классовой борьбы, которая по сути до 1985 года была двигателем истории. В эту эпоху своим корнями уходят социалистические идеи (книга «Утопия» Томаса Мора и «Город солнца» Томмазо Кампанелла).

Эпоха Возрождения дала миру огромное созвездие поэтов, писателей, драматургов, архитекторов, скульпторов, живописцев: Данте Алигьери «Божественная комедия», Франческо Петрарка «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», Джованни Боккаччо «Декамерон», Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот», Феликс Лопе де Вега «Собака на сене», Уильям Шекспир «Гамлет», «Много шума из ничего» и др., Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», «Мона Лиза», Рафаэль «Сикстинская мадонна», Микеланджело Буонаротти «Давид», «Моисей». Этот перечень можно было еще продолжать.

Реформация

Реформация — название широкого общественно-политического и религиозного движения, которое в начале XVI века охватило почти всю Европу, сыграло значительную роль в становлении буржуазно-демократических обществ и создании основ новой европейской культуры. Была направлена против католической церкви, на утверждение протестантской, буржуазной.

Идеологами реформационного движения были:

Мартин Лютер — основатель немецкого протестантизма,. Выступал против внешней обрядовости католической церкви. Заложил основы протестантской этики, в основе которой уважение к труду, жизненный аскетизм, аккуратность, добропорядочность, моральность. Перевел Библию.

Жан Кальвин — французский теолог, способствовал радикализации Реформации, превращение её на идеологию первых буржуазных революций в Голландии и Англии.

Реформационное движение способствовало освобождению науки и культуры от идеологической тирании католической церкви, избавлению человека от власти римской курии, воспитанию духа накопительства, своеобразной этики труда, развитию повсеместного образования. Одним из результатов Реформации было также выделение третьей разновидности христианства — протестантизма, в котором большими конфессиями стали лютеранство (Германия), кальвинизм (Франция), англиканство (Англия). Реформация дала мощный толчок возникновению буржуазной цивилизации и национальных государств.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ XVII-XIX ВЕКОВ

Новое время — это период утверждения и господства капиталистического способа производства. Рубежом, с которого начинается отсчет Нового Времени, считается Английская буржуазная революция 1642-1648 годов. В политической жизни завершается процесс формирования крупных национальных государств на основе абсолютистских монархий.

С точки зрения развития культуры Новое Время принципиально отличается от всех предшествующих этапов конкретным содержанием и способом существования, так и ролью, местом в системе общественных отношений.

В XVII веке наука отделяется от искусства, приобретает свое предметное пространство (становится самостоятельной областью) и начинается ее институализация (специализация). В сознании людей все более утверждается надежда на возможность улучшения жизни с помощью научных знаний. Выражение французского философа Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» и немецкого ученого Гегеля «все есть разум» полно характеризуют этот период.

XVII век время утверждения рационалистического мировидения, как выражение теоретического сознания нового класса — буржуазии. Отныне только разум признается основой познания и поведения человека. В XVII- XVIII веках обосновывается две формы познавательной деятельности: рационализм (Рене Декарт), где источником познания признается разум, строго логическое рассуждение, и эмпиризм, где критерием истины выдвигается опыт, практика (Френсис Бекон).

Эти новые представления, а также потребности развития производительных сил явились основой процесса становления науки и техники, поразительных научных открытий, которые были осуществлены в XVII веке: изобретен микроскоп; изучено строение мельчайших организмов; открыты физиологические процессы и система кровообращения (Уильям Гарвей); открыта необъятная Вселенная (Г.Галилей); дифференциальное и интегральное исчисление (Ньютон и Лейбниц); законы движения и всемирного тяготения; учение о свете (волновая теория Христиана Гюйгенса); теория атмосферного электричества (Вениамин Франклин и Ломоносов); открыты углекислый газ, водород, кислород; разработана химическая терминология. При работе над созданием паровой машины было достигнуто единство науки и производства.

В силу всего этого XVIII столетие складывается в Европе новая мировоззренческая ситуация, основой которой становятся идеи просветительства. Отсюда название эпохи Просвещение. Просветительство исповедовало настоящий культ разума. Атмосфера научного поиска, углубление знаний о природе привели к разграничению области веры и области науки, послужившие основой секуляризации (секулярис — светский, мирской) общества. Была отторгнута церковная и монастырская собственность, изъяты из церковного ведения школьное образование и регистрация актов гражданского состояния.

Просвещение XVIII века рассматривалось не только как распространение знаний, а и как моральное, гражданское воспитание. Поэтому идеи просветительств положили тому социальному подъему, который завершится Французской буржуазной революцией (1789-1794 гг.).

Отличительной чертой людей XVIII века была свобода мысли. На передний план выдвигаются моральные характеристики человека, его индивидуальность, то есть личное самосознание.

Пробуждение личного самосознания ведет к возможности подвергать критике государственные и общественные порядки. Идеи общественного равенства и личной свободы овладели буржуазией, которая не довольствовалась своим положением. Это и стало причиной возникновения идеологии либерализма (в переводе с латинского свободный).

В интересах буржуазии возникает и новая наука — политэкономия. Адам Смит и Давид Риккардо положили начало трудовой теории стоимости, свободной торговли.

XIX век продолжал жить теми же идеями и умонастроениями, что и век Просвещения. Неудача Великой буржуазной революции во Франции поколебала оптимистическое видение будущего, веру в силу науки и разума. Но именно Французская революция и последующие за ей события возбудили в Европе национальный вопрос. Империя Наполеона вызвала ненависть к чужеземцам, стремление к национальной независимости и культурному обособлению. Культура нации приобретает этические и эстетические формы, с особыми нравственными качествами. Культура достигла своей зрелости, хотя со второй половины 50-ых годов намечаются кризисные тенденции.

 Художественная жизнь эпохи Нового времени отличается насыщенностью и разнообразием. Бурные социальные процессы и смена традиционных взглядов на мир проявились в сложности и противоречивости общественного сознания, мироощущении человека. Это обусловило разнообразие художественных стилей и направлений.

Значительное место в XVII веке принадлежит барокко (с итальянского — странный, вычурный, причудливый). Как культурно-историческая эпоха барокко фиксирует острую внутреннюю противоречивость жизни конца XVI – начало XVIII веков. Реформация и Контрреформация, утверждение нового капиталистического способа производства стали причиной дисгармонии общественной жизни, кризисного сознания господствующего сословия, утраты ощущения прочности, стабильности. Эпоха барокко началась в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Для барокко характерны экспрессия, взволнованность, напряженная динамичность, театральность, патетика. Основу искусства барокко составляет принцип контрастов. В архитектуре — пышность, декоративность, парадность фасадов и интерьеров зданий. В скульптуре — изысканность линий, в живописи — цветовая насыщенность, в поэзии и прозе — использование метафор и гипербол, стремление сделать сложной и затрудненной манеру выражения своих мыслей. В русле барокко возник новый музыкально-театральный жанр — опера, родившаяся в Италии (во Флоренции). В числе её создателей был музыкант и теоретик музыки Винченцо Галилей, отец знаменитого ученого.

Параллельно с барокко существовал классицизм (с итальянского — первоклассный, образцовый). Классицизм как художественное направление тесно связан с принципами рационализма в мышлении. В системе классицизма разум становится мерой реальности и критерием оценки любых проявлений культурной жизни, критерием прекрасного. Художественные принципы классицизма основываются на идее разумности, упорядоченности, «правильности». Возникновение классицизма связано со становлением абсолютизма. Высшим достижением этого направления были драматургия и театр (Корнель, Мольер, Расин).

Три первые четверти XVIII столетия в западноевропейском искусстве был распространен стиль рококо, которому присущи манерность, декоративная театральность, «легковесность». Лозунг эстетики рококо — «искусство для наслаждения» — достаточно точно и красноречиво выражало мироощущения дореволюционной аристократии, которая жила «одним днем» под известным девизом Людовика XV «После нас — хоть потоп».

На рубеже XVIII-XIX веков складывается новое художественное направление — романтизм. Художники романтического направления метались в поисках выхода из трагического разлада между идеалами и действительностью. Романтический порыв к борьбе, свободе характерен для всей поэзии XIX века. Для поэтов-романтиков характерно обращение к народному творчеству. Романтический герой оказывается вырванным из привычной, обыденной жизни и поставленным в чрезвычайные обстоятельства, в которых раскрывается мощь его духа. Это герой гордого одиночества и неприятия мира из-за его несовершенства.

Наряду с романтизмом в 40-е годы XIX века складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. Главной его особенностью является отражение действительной жизни, связи личных судеб людей, их чувств, мыслей, с конкретными историческими условиями. Это трезвое искусство «утраченных иллюзий». Не случайно, поэтому на передний план выдвигается социальный роман. Европейский реализм выводит на арену искусства людей дела, мир предпринимательства и бизнеса, нового героя — буржуа. Но его интересуют и судьбы обыкновенного человека, счастье и несчастья массы людей и, вместо изображения романтических героев, он обращается к описанию толпы, жизни людей, составляющих массу.

С конца 50-х годов XIX века искусство Западной Европы вступает в эпоху декаденса (упадок). Этот термин использовался для обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX – начала XX века, отмеченными настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества.

КУЛЬТУРА РОССИИ

В истории русской культуры выделяют Киевский, Московский и Петербургский этапы.

Древняя русская история есть история страны, которая колонизуется. История России — история постоянного движения населения, перемещения политических, хозяйственных и культурных центров, столиц. Характер и направление колонизации определяют содержание истории России много больше, чем социально-экономические сдвиги, политические и идеологические перемены.

«Культурный код», определяющий путь России, складывается из нескольких предпосылок: природно-географических (преобладание восточной экспансии и изоляция от Западного мира); социально-экономических (экстенсивный путь развития за счет пространственного расширения, а не концентрация усилий по интенсификации цивилизованной и культурной работы. За 400 дореволюционных лет территория России увеличилась в 36 раз); религиозных (основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры определялись православным христианством).

Россия как бы «застряла» между основными цивилизациями, её специфика в существовании элементов различных цивилизаций в едином теле страны.

Исследователи пишут о недостаточной сформированности души русского человека. Именно в этой недооформленности и заключается различие человека русской культуры и европейца. В этом и суть «загадочности» русской души. «Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности»(Бердяев Н.А.). Интуиция, эмоции преобладают над разумом, страсти — над интересами. Русский человек крепок задним умом, что делает его более осмотрительным. В русской душе сочетались страх перед силами природы и уважение к её стихиям, переходящие в удивление и восхищение красотой и гармонией природы. Все это веками воспитывало у русских пассивно-созерцательное отношение к миру, которое сочеталось со стихийно-реалистическим отношением к жизни.

КУЛЬТУРА XX СТОЛЕТИЯ

Культура XX столетия одно из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Объясняется это, во-первых, большим количеством социальных потрясений, страшных мировых войн, революций, которые вытеснили духовные ценности на периферию людского (человеческого) сознания и дали толчок развитию примитивных национал-шовинистических идей. Во-вторых, осуществлены существенные изменения в сфере экономики и средств производства. Углубление индустриализации, разрушение традиционного сельского уклада приводят к урбанизации культуры. В-третьих, в процессе общей институализации (преобразование общества на комплекс различных объединений и группировок) теряется индивидуальность, человек лишается своего собственного «я» (масса и массовизация общественной жизни).

Характерной чертой культуры XX века является её интегративность (объединение отдельных составных культуры в новые комбинированные виды искусства), что привело к возникновению кинематографа (сначала немое, а затем звуковое).

Переход от коллективного творчества к индивидуальному сделало культуру XX века многомерной, что вело в свою очередь к формированию разнообразных стилей и направлений.

Со второй половины столетия новый импульс в культуре получают гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому, провозглашает право на жизнь, благосостояние, свободу. Это уже не элитарный, а демократический гуманизм.

Основой изменения содержания и форм культуры было становление индустриальной цивилизации. В ушедшем столетии наука впервые заняла подобающее ей место. В своем развитии она приходила во все большую связь с техникой, более непосредственно и быстро реализовывались научные открытия. Научно-техническая революция дала миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, телевидение, компьютеры, другую электронную технику. Технизация жизни стала неотъемлемой  стороной культуры, методом и результатом её развития.

Результатом научно-технической революции было экономическое объединение мира, все более растущая интернационализация народнохозяйственных связей. Появились транснациональные корпорации с едиными формами организационной культуры (треть промышленного производства, половина внешней торговли, 80 % новой техники и технологий).

Наука и техника преобразовывали лик природы, активизируется процесс экспансии разума в эволюционный процесс (человечество не только владеет, но и максимально преобразует биосферу). Это дает основание все больше склоняться к возможности и необходимости создания ноосферы. Еще В.Вернадский утверждал, что эволюция мировой культуры — природное явление в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние — ноосферу (сфера разума). Отсюда одно из уникальных, интереснейших явлений современной культуры — космизм, космичность человеческого существования, важной составной которого является ответственность человека за космическую эволюцию.

Таким образом, научно-техническая революция и техногенная цивилизация предоставили человеку большие возможности. Но став главными целями общественного развития, одним из основных условий наращивания материального богатства, они превратили самого человека в простое орудие эффективной экономической деятельности, лишило его возможности ощущать радость гармонического сосуществования с природой.

Оказалось также, что за блага, которые несет людям технический прогресс, приходится рассчитываться: рост продуктивности труда ведет к безработицы; достижение жизненного комфорта увеличивает оторванность человека от человека; автомобилизация, повышая мобильность человека, усиливает загрязнение атмосферы и т.д. Такая ситуация отразилась в борьбе двух тенденций, которые отвечали двум противоположным точкам зрения на науку. Одна утверждает, что наука главная движущая сила прогресса, другая — обвиняет ее во всех бедах человечества.

Культура XX века отразила все эти процессы и этот кризис, в который входила техногенная цивилизация. Связан кризис с несколькими факторами: 1. наука не всегда демократична; 2. наука — средство покорения не только природы а и человека; 3. научно-технические достижения не всегда ведут к прогрессу, а и увеличивают зависимость человека от техники; 4. наука, давая больше богатым, ведет к расслоению людей, возникновению на этой основе идеологий; 5. тесно связанная с миром материальной жизни, наука столкнулась с идеологией и в этом столкновении, судя по всему, победила идеология.

Таким образом, в XX столетии сформировался тип научно-технической культуры, который много дал человеку, преобразовал его жизнь. Но, вместе с тем, возникло и множество новых проблем и острых противоречий.

Рост возможностей применять современную технологию в важнейших сферах материального производства, расширение форм потребления сопровождался освоением новых типов духовности, отраженных в культуре модернизма.

Модернизм в переводе с французского — новый, имеет тот же корень, что и слово «мода», поэтому часто употребляется в значении «новое искусство»; «современное искусство».

Модернизм — термин суммарный, означает множественность непохожих друг на друга разнородных и противоречивых художественных направлений с разными платформами, но с принципиальной философско-мировоззренческой общностью.

В поэзии разрыв с поэтической традицией, привычными нормами стихотворной речи.

Футуризм объявлял человеческие чувства «слабостями», провозглашал критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу».

В изобразительном искусстве отрицание изобразительности. Кубисты, например, свое видение мира изображали геометрическими фигурами в коричневых, серых и черных тонах.

У абстракционистов — ни сюжета, на предмета, ни человеческого образа.

Искусство сюрреалистов было средством высвобождения подсознательного в целях преобразования мира. Это сверхреализм.

В музыке отрицается модернистами музыкальная организованность — мелодия, гармония, полифония (конкретная музыка, алеаторика, пуантилизм).

Режиссеры-реформаторы пытаются преобразовать сценическое искусство. Театр становится публицистичным, социально направленным, в нем отсутствует историческая конкретность, логика диалогов, слово становится самодостаточным.

Ведущим направлением в архитектуре XX века является функционализм, те. Создание предметно-эстетической среды для жизнедеятельности человека. С середины XX века складывается урбанистическая дезурбанистическая теория строительства (создание мегаполисов или небольших городов-садов).

XX век — время действия масс, всеобъемлющей массовизации жизни. Вовлечение масс в политическую и культурную жизнь потребовало создание особого способа культурного обслуживания масс — массовой культуры. Ее появлению способствовали техногенные процессы, унификация и стандартизация условий труда и быта, коммерциализация общественных отношений и др.

Массовая культура рассчитана на средний уровень массового потребителя основывается на создании иллюзий, вымыслов, мифов. Впервые появилась в США на рубеже XIX-XX веков.

Другим типом культуры XX века является тоталитарная культура — официальная культура, полностью ему подконтрольная. Эта культура лишена аполитичности (служит политике), лиризма, интимности, выступает средством борьбы за власть. Тоталитарными принято считать культуры СССР и Германии конца 20-х и 30-х годов.

Со второй половины XX века начинается переход развитых стран мира от индустриального общества к постиндустриальному. В таком обществе увеличивается роль информации, поэтому его еще называют информационным (производство не товаров, а услуг, децентрализация в производстве и сфере принятия решений. Возникает огромная инфраструктура по переработке, хранению и передаче информации).

Культура постиндустриального общества (информационного) называют постмодернизмом. Для нее характерно отрицание всякого рода норм и традиций, отказ от авторитетов любого ранга, полиформизм ценностей и социальных статусов, избавление от диктата разума, власти дискурса (рассуждение, довод), свобода во всем. Постмодернизм постоянно создает новое, используя деконструкцию и пародирование, произвольную трактовку.

Во второй половине XX века возникли глобальные проблемы, от решения которых зависит судьба человечества:

— преодоление экологического кризиса;

— преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом;

— предотвращение войны с применением оружия массового уничтожения;

— нахождения новых источников сырья, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции и др.

Изучением будущего, глобальным моделированием занимается авторитетный международный орган — Римский клуб. Он объединяет мировую научную, деловую и политическую элиту, создан в 1968 году.

УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА

Культура восточных славян и Киевской Руси. Особенности украинской культуры в литовско-польский период.

Население территории нынешней Украины не было этнически и культурно однородным на протяжении тысячелетий. Ее история — это история миграций и колонизаций. Но это никогда не приводило к полной смене населения, абсолютному разрушению его исторической памяти и культурного генофонда (совокупность генов — материальных носителей наследственности,— которые имеются у особей, составляющих данную популяцию). Этносы возникали и исчезали, возносились и приходили к упадку их политические образования, но культурное наследие хотя бы в какой-то своей части сохранялось и передавалось новому населению. Формирование этносов и их культур также тесно связано с географической средой. На протяжении тысячелетий Украина являлась контактным регионом, зоной противостояния и ассимиляции двух типов культур: оседлой и кочевой, земледельческой и скотоводческой. В V-III тысячелетии до н.э. — трипольская культура, чуть позже арийские народы (восточная ветвь индоевропейской языковой семьи. Существовали около 6 тысяч лет назад в районе Черного моря, или юг Украины, или Балтийский полуостров, или Восточная Турция. Более 5 тысяч лет назад начали распространяться на восток и запад, покорив почти всю Европу, среднюю Азию, Иран и Индию. В III-II тысячелетии до н.э. на территории Европы сформировались древние германские и итальянские народы, в том числе латины (первые римляне), позже балтославянские народы, из которых выделяется древневосточная соплеменность, разделявшаяся на восточных, западных и южных славян. В XV столетии формируется из восточных славян и украинская народность).

Преемниками древних Ариев на Украине выступают северо-иранские племена — кочевые киммерийцы, скифы, сарматы (1 тыс. до н.э.). С VIII столетия до н.э. в Причерноморье возникают греческие поселения.

С первого века н.э. на землях Украины появляются готы (передали праславянским племенам тип европейской семьи, элементы военной демократии). В IV веке с Забайкалья пришли гунны (хуну, поживающие в Монголии и Китае).

В V веке после распада державы гуннов началось движение славян. На протяжении VII-VIII веков славяне осваивают почти весь Балканский полуостров, Центральную и Восточную Европу. В IX-X у них формируются государства.

В 882 году возникает и Киевская Русь. Таким образом в процессе своего становления славяне контактировали с другими народами, которые в той или иной мере накладывали свой отпечаток на становление и той культуры.

Древнерусское государство, созданное русами (славянизированные скандинавы, финны, иранцы и тюрки) в момент создания не обладало еще идеологическим единством, отсутствовала официальная культура, централизованная организация религиозного культа, общая письменная традиция. Тем не менее этнокультурное и численное превосходство восточнославянских племен и принятие славянства привело к победе славянских начал в организации культурной, политической и общественной жизни Киевской Руси.

Хозяйственно-экономические, бытовые и семейно-родственные отношения, социальное устройство, религиозные взгляды представляют собой единый культурно-хозяйственный комплекс.

Принятие христианства — двоеверие и обрядоверие — усердное выполнение религиозных традиций, обрядов.

Введение христианства способствовало распространению на Руси письменности, книжной культуры, культуры чтения. И церковная и светская литература была византийской в болгарском переводе.

Развивалось устное народное творчество — воспевали Владимира Красное Солнышко и его богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

В архитектуре преобладали деревянные постройки. Первое значительное каменное строение — Десятинная церковь (989-996). При Ярославе Мудром — ансамбль города Ярослава с Софийским собором (1037-1044) и др.

Скульптура представлена в декоре архитектурных деталей, изображении языческих богов.

Живопись — фресковая и иконопись. Мозаика использовалась только в значительных культовых сооружениях. Развивалось декоративно-прикладное искусство и художественное ремесло (металлопластика, ювелирное дело).

С 1240 года Киевская Русь вошла в состав Золотой Орды (империя протянулась от Китая до Европы) и её культурное развитие прекратилось.

В 1300-1309 кафедра митрополита Киевского и всея Руси перенесена во Владимир, затем в Москву. В 1340 году умирает последний галицко-волынский князь Болеслав-Юрий II (в 14 лет сел на престол, в 29 лет был отравлен).

К 1380 году политическая общность Руси развалилась, никто из бывших киевских правителей даже не принял участия в дележе галицко-волынских земель. Древнерусская земля была разделена на Русь Литовскую и Русь Московскую.

С середины XIV до середины XVII века украинская культура переживала литовско-польский период, на протяжении которого практически все земли Украины находились под властью Короны Польской и Великого княжества Литовского.

Культурное развитие этого периода определяет ряд особенностей:

  1.  Византийская (Греко-славянская), а не римская традиция преобладали в духовной  и художественной культуре.
  2.  Культура русинов не способна создавать новое, вынуждена перейти к усвоению достижений западноевропейских народов.
  3.  Украинская народность и культура формировались, не имея собственной государственности и территориальной целостности, лишенные государственного протекционизма и защиты. Судьба украинской культуры оказалась зависимой от толерантности (терпение к чужим мнениям, верованиям, поведению) государств, в пределах которых находились украинские земли.
  4.  В этих условиях главным носителем преемственности была православная церковь и духовенство. Ответной реакцией была защита православия, которая выходит далеко за границы конфессиональной борьбы.
  5.  Важная роль в культурнотворческом процессе (в условиях ассимиляции украинской аристократии в польской этнокультурной среде) принадлежит мещанам, которые создавали православные объединения — братства. Их деятельность была близка западноевропейскому реформационному движению. Они создавали (открывали) школы, больницы, типографии, библиотеки. Пытались очистить религиозную жизнь от пышной обрядовости, хотели сделать её дешевой и общедоступной.
  6.  Наконец, особая роль в культурной жизни формирующейся народности отводится казачеству. Оно выступает защитником православия, берет под свое покровительство храмы, искусство, просвещение (треть военной добычи).

Таким образом, без защиты собственного государства, при минимальном участии национальной аристократии, при критическом положении традиционной православной церкви, но при активном участии казаков, мещан, священников, мелкой шляхты формируется украинская культура.

Украинская культура в условиях новой социальной реальности.

Процессы перестройки (1985 (1987)-1991) В СССр положили начало формированию новой социокультурной действительности. Её содержанием стала критика культуры советского периода и появление разного рода альтернативных культур и контркультур.

Контркультуры отрицают ценности предшествующей официальной (советской, социалистической) культуры. Альтернативные — создают специфическую систему ценностей, в которой либерализация, демократизация и капитализация утверждаются в условиях возрождения и развития национального, этнического. На смену коллективистским ценностям приходят индивидуалистские. В то же время развивается украинская национальная идея, язык.

Наше общество переживает период перелома, период смены типа существования, который условно называется «посттоталитарное общество». Эти изменения формируют новую культурную реальность: новые отношения между людьми, особая система ценностей, норм и правил, культурных потребностей и способов их удовлетворения.

Базовой основой этих перемен являются структурные перемены в формах собственности на средства производства, в производственных отношениях, которые порождают новые классы общества, новые мораль, психологию, стиль жизни. Например, образование, которое становится все более сословным. На смену социалистическому принципу доступа к искусству, культуре приходит их коммерциализация.

То есть наше общество становится дифференцированным, разделенным на людей достатка и достоинства. При этом отношение к этим переменам сами перемены противоречивы и болезненны (одни принимают, другие отвергают, третьи не определились). Все это приводит к разлаженности функционирования социальных систем (производственной, политической, культурно-образовательной и т.д.).

Формирование новой социокультурной действительности сопровождалось снятием идеологического влияния и утверждением принципов культурного плюрализма, многообразия форм культурной жизни.

В процессе создания новой структуры культурной жизни происходят существенные перемены во вкусах, привязанностях, в критериях оценки явлений культуры и искусства.

Характерной чертой новой социокультурной реальности является изменение статуса церкви. Идет процесс религиезации населения, растет её влияние на мораль, искусство, способ жизни, ценностные ориентации.

Нынешнее развитие Украины находится в большой зависимости от Запада и России. Украина испытывает результат глобализации, в том числе и мирового информационного простора — информационно-культурный дисбаланс. Это означает значительное информационное доминирование развитых стран в сравнении с теми, что развиваются, монопольный контроль над отдельными частыми информационной системы со стороны развитых стран, отстаивалось в техническом и технологическом обеспечении развивающихся стран. В результате — информационная зависимость от западной цивилизации.

Кроме влияния американской культуры Украина ощущает исторически сложившийся прессинг со стороны России.

В итоге — культурный простор Украины развивается достаточно своеобразно.

  •  Продукты культуры западной цивилизации, в силу эффекта «запретного плода» и своей материализованной оптимистичности, оказались желанными.
  •  Украинцы не захотели отказываться и от привычной российско-информационной системы (канал «Интер» и др.).
  •  Одновременно появились и национальные, фольклорные программы (украиноязычные с народными песнями и танцами).
  •  Украина вынуждена подстраиваться, в силу зависимости от западной техники и стандартов, ради возможности сотрудничества и общения (это большие затраты и неэффективное использование приобретенных технологий).
  •  Международный информационный дисбаланс является составной международного экономического дисбаланса. Создание качественного продукта стоит дорого. Поэтому, мы можем покупать уже окупленный (поэтому дешевый) зарубежный (американский и др.) продукт. Еще дороже необходимо платить за качественную технику и программные коды.
  •  Очень сложно  и противоречиво складывается инфраструктура культуры в современных условиях. С одной стороны дисбаланс информационный плохо (культурная унификация, потеря национальных особенностей). С другой стороны — новый информационный и коммуникационный порядок, несмотря ни на что, это свобода, которая дает право и нации и отдельным личностям на поиск и получение информации, творческие поиски. А появление и развитие Интернета, возможно, приведет не к смерти маленьких культур, а выявит внутреннюю жизнеспособность культур, в том числе и украинской.
  •  Но самое главное, полноценному развитию культуры не способствует, мешает отсутствие украинской идеи, которая объединила бы общество. Сегодня наблюдается кризис идентичности, это может привести к тому, что не созревшая национальная идея заменится какой-то другой.