1812

Интернет-зависимость. Причины, последствия, рекомендации.

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Развитие навыков эффективного использования компьютера, интернета. Знакомство с правилами безопасного использования интернета. Знакомство с основными причинами, признаками и последствиями интернет-зависимости.

Русский

2013-01-06

36.05 KB

590 чел.

План-конспект внеклассного воспитательного мероприятия

Тема: Интернет-зависимость. Причины, последствия, рекомендации.

Вид: Кураторский час.

Цель: Профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений студентов.

Задачи:

1. Активизация размышлений о значимости здоровья и здорового образа жизни;

2. Расширение знаний о зависимостях.

3. Знакомство с основными причинами, признаками и последствиями интернет-зависимости.

4. Воспитание ответственного отношения к личному времени

5. Знакомство с правилами безопасного использования интернета.

6. Развитие навыков эффективного использования компьютера, интернета.

План:

I. Вступительная беседа

1. Дискуссия о здоровье

2. Разговор о зависимостях

3. Обсуждение проблемы виртуальной зависимости

II. Интернет как источник зависимости

1. Рассказ об истории Интернета

2. Признаки виртуальной зависимости

3.Проведение теста с учащимися «Являетесь ли Вы интернет-зависимым?»

4. Причины виртуальной зависимости

5. Расстройства личности как результат интернет-зависимости

6. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета

III. Правила безопасности

1. Зависимость – отказ от альтернатив

2. Рекомендации подросткам

3. Правила работы в Интернете

IV. Подведение итогов

Конспект кураторского часа

  1.  Вступительная беседа

1. Дискуссия о здоровье

Проблема для обсуждения: «Что такое здоровье? Какие факторы разрушают и сохраняют здоровье?». Ответы школьников фиксируются на доске.

Далее следует обобщающий рассказ учителя о здоровье с показом презентации:

Здоровье – состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Факторы, разрушающие физическое благополучие:

– болезни;

– зависимости;

– лень;

– неправильное питание;

– отсутствие чистоты и др.

Факторы, укрепляющие физическое благополучие:

– отсутствие вредных привычек и зависимостей;

– правильное питание;

– отсутствие болезней;

– гигиена;

– прививки;

– движение и труд и др.

. Факторы, разрушающие психологическое благополучие:

– конфликты;

– нарушения в эмоциональной сфере;

– стрессы;

– плохой характер и др.

Факторы, укрепляющие психологическое благополучие:

– оптимизм;

– навыки бесконфликтного общения;

– умение справляться со стрессами;

– умение находиться «здесь и сейчас» и др.

2. Разговор о зависимостях

– Какие виды зависимостей вы знаете?

Ответы студентов записываются и обобщаются в таблицу.

Виды зависимостей:

• Игровая (гемблинг).

• Виртуальная.

• Зависимость от внешности.

• Зависимость от пищи.

• Зависимость от работы.

• Потребление (шоппинг).

• Мобильная зависимость.

• Рекламная зависимость.

• TV – зависимость.

• Зависимость от идеологий (религиозные движения).

• Лекарственная.

– Если быть придирчивым к формулировкам, можно сказать, что все мы от чего-то зависимы. Как минимум, в качестве существ, живущих на земле, мы зависимы от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды, от различных факторов, обеспечивающих наше физическое выживание. В определенной мере человек зависит от социума, в котором живет. Он вынужден учитывать и его наличие, потому что «жить в обществе и быть полностью свободным от общества нельзя».

Но это все зависимости, естественные. А есть зависимости, которые часто называют патологическими. Это – зависимости, ограничивающие нашу свободу и негативно влияющие на здоровье (вспомним определение здоровья). И вот тут проходит очень тонкая грань – где заканчивается, к примеру, привязанность к кому-то или к чему-то, увлечение кем-то или чем-то и начинается болезненная, патологическая зависимость.

О зависимости можно говорить тогда, когда человек ничем другим заниматься не может и не хочет, несмотря на то, что от излишних доз самого занятия тоже испытывает определенный дискомфорт. Основное отличие зависимости от увлечения – она мешает жить, и, в первую очередь, самому человеку, а не только его окружению.

3. Обсуждение проблемы виртуальной зависимости

«Киберпространство – это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды» (Уильям Гибсон).

Задание: детям предлагается подобрать ассоциации к слову «компьютер» (необходимость, жизнь, паутина и др.). Через анализ ассоциаций психолог (или педагог) может выйти на тему виртуальной зависимости, вытесняющей реальную жизнь.

II. Интернет как источник зависимости

1. Рассказ об истории Интернета

Задание: кому-то из студентов предлагается заранее самостоятельно ознакомиться с историей развития Интернета и сделать доклад для всего класса. Другой ученик озвучивает материал об известных людях, внесших свой вклад в развитие компьютерной сети.

Общие сведения: Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК. Интернет постепенно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока телефону. Когда два или более компьютеров связывают постоянным соединением для обмена данными, говорят о создании компьютерной сети.

По Интернету происходит поиск информации, рассылаются пресс-релизы, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы по Интернету не только заказать любой товар с доставкой на дом или узнать погоду, но и познакомиться, пообщаться. Некоторым даже удается вступить в брак в результате знакомства по Интернету.

Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии. Количество машин в Интернете – около 20 млн., количество пользователей – в 5–10 раз больше.

2. Признаки виртуальной зависимости

Рассказ преподователя:

- От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. В августе 1999 г. примерно 83 млн. американцев были подключены к Интернету, и это число неуклонно растет. В 2000 г. оно выросло уже на 12 млн. Вместе с возрастающей популярностью Интернета должно увеличиться количество больных, что может оказаться серьезной проблемой для общества, тогда как о методах лечения и о природе болезни пока известно очень мало.

Компьютерная зависимость – это далеко не только навязчивая игра в компьютерные игры («стрелялки» – Doom, Quake, Unreal и др.). «Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.

. Некоторые признаки виртуальной зависимости:

• Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети.

• Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

• Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Доктор Маресса Гехт Орзак, директор службы компьютерного привыкания клиники McLean Гарвардского университета (США), выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости.

Психологические симптомы:

  1.  хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  2.  невозможность остановиться;
  3.  увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  4.  пренебрежение семьей и друзьями;
  5.  ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
  6.  ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  7.  проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

  1.  синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  2.  сухость в глазах;
  3.  головные боли по типу мигрени;
  4.  боли в спине;
  5.  нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  6.  пренебрежение личной гигиеной;
  7.  расстройства сна, изменение режима сна.

Согласно исследованиям доктора Кимберли С. Янг, профессора психологии Питсрбургского университета в Брэдфорде (США), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

  1.  навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  2.  предвкушение следующего онлайнового сеанса;
  3.  увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе;
  4.  увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.

3. Проведение теста с учащимися «Являетесь ли Вы интернет-зависимым?»

Доктор Кимберли С. Янг разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета:

  1.  Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайновых сеансах и предвкушаете ли последующие)?
  2.  Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
  3.  Предпринимались ли вами или вашими родственниками безуспешные по пытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
  4.  Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
  5.  Находитесь ли вы в онлайновом режиме больше, чем предполагали?
  6.  Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной жизни из-за Интернета?
  7.  Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
  8.  Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

4. Причины виртуальной зависимости 

– Как думаете, в чем причина такого поведения?

Влечение к Интернету развивается благодаря четырем главным факторам:

• доступность разнообразной информации;

• широкая интерактивность, постоянное общение;

• персональный контроль за информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;

• анонимность передаваемой информации.

5. Расстройства личности как результат интернет-зависимости

Поглощенность Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека.

Вот некоторые из них:

1. Ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных видеоматериалов (порнография и др.).

2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, расстройства в семье). Мгновенное бегство в фантастический мир – здесь Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует:

– ухудшение настроения;

– психологические разногласия с окружающими.

Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, стрижка газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Повседневные заботы игнорируются. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешности в реальной жизни.

3. Отдаление людей, сужение социальных контактов. Это выражается в усилении стереотипности поведения. Всякая кибер-зависимость негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых заканчивается разводом).

4. Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют с знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.

5. Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.

6. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета

Задание: группа поделен на микрогруппы, им предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета.

Положительные моменты Интернета:

– развитие технического прогресса;

– доступ к разнообразной информации;

– доступность и легкость покупок.

Отрицательные моменты Интернета:

– широкие знакомства – зависимость;

– теряется навык реального общения;

– портится язык (словарный запас);

– меняются цели человека;

– виртуальная реальность замещает действительную.

III. Правила безопасности

1. Зависимость – отказ от альтернатив

Задание: сначала предлагается самостоятельная работа по группам. Студентам необходимо обозначить «жертвы» виртуальной зависимости и правила работы в Интернете.

Злоупотребление Интернетом ведет к негативным последствиям:

• к социальной изоляции;

• к усиливающейся депрессии;

• к распаду близких отношений, семьи;

• к неудачам в учебе;

• к финансовому неблагополучию и к потере работы (в перспективе).

– Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение. Однако через некоторое время наслаждение начинает требовать все больше сил, времени и быстро поглощает всю жизнь человека. Это неизбежно заставляет страдать как его самого, так и окружающих его людей.

Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения. Поэтому выбор себя и назван свободным. В случае предпочтения зависимости человек лишается любых альтернатив.

2. Рекомендации подросткам

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.

2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

3. Правила работы в Интернете

В конце занятия студентам раздаются памятки, которые они изучают самостоятельно и потом озвучивают в группе:

1. Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, ФИО родителей).

2. Использовать трудноопределимые экранные имена.

3. Не оставлять в Интернете информацию о кредитных картах.

4. Не доверять незнакомцам. В Интернете каждый человек может прикинуться не тем, кто он есть на самом деле.

IV. Подведение итогов

- Каковы основные причины и признаки интернет-зависимости?

- Каковы последствия виртуальной зависимости?

- С какими правилами безопасной работы в интернете вы познакомились сегодня?

Литература:

1. Колосова Е., Хромова Ю. Интернет-зависимость – миф или реальность?

http://ruk.1september.ru/article.php?ID=20080

2. Интернет-зависимость в подростковой среде

http://school3-syzran.siteedit.ru/page44

3. Пережогин Л. О. Интернет-аддикция в подростковой среде.

http://cyberpsy.ru/2011/05/perezhogin-l-o-internet-addikciya-v- podrostkovoj-srede/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77977. Палитра компонентов 271 KB
  Для этого используется специальный редактор окно которого появляется на экране после щелчка правой кнопкой мыши на любой пиктограмме в палитре компонентов и выбора опции properties Свойства. Окно редактора палитры компонентов Данное окно позволяет добавлять или удалять компоненты с палитры компонентов или переименовывать названия вкладок: кнопка dd позволяет добавить новую вкладку палитры компонентов; кнопка Delete предназначена для удаления вкладки палитры компонентов. На нем изображены шесть наиболее важных окон Delphi: главное...
77978. Возможности Delphi для ввода и отображения дат и времен. Таймер 193.5 KB
  Таймер Компонент Delphi Timer очень простой компонент который не виден на экране но тем не менее Delphi Timer выполняет очень важные функции в программе. Delphi Timer позволяет вводить необходимые задержки между выполнением тех или иных действий. Компонент Timer имеет всего четыре свойства и одно событие и работать с компонентом Delphi Timer очень просто. Свойство Назначение Enbled Включение-выключение таймера Intervl Интервал срабатывания в миллисекундах Nme Имя компонента в программе Tg Произвольный числовой параметр Помещаем...
77979. Графические файлы в Delphi 63 KB
  У ряда объектов из библиотеки библиотеки визуальных компонент есть свойство Cnvs канва которое предоставляет простой путь для рисования на них. Cnvs является в свою очередь объектом объединяющим в себе поле для рисования карандаш Pen кисть Brush и шрифт Font. Cnvs обладает также рядом графических методов: Drw TextOut rc Rectngle и др. Используя Cnvs вы можете воспроизводить на форме любые графические объекты картинки многоугольники текст и т.
77980. Итерационные циклы 47 KB
  Для организации итерационных циклов используются операторы цикла с предусловием цикл ПОКА и цикла с постусловием цикл ДО. Эти операторы не задают закон изменения параметра цикла поэтому необходимо перед циклом задавать начальное значение параметра с помощью оператора присваивания а внутри цикла изменять текущее значение этого параметра. Циклы с предусловием используются тогда когда выполнение цикла связано с некоторым логическим условием. Оператор цикла с предусловием имеет две части: условие выполнения цикла и тело цикла.
77981. Кнопки. Диалоговые окна 67.5 KB
  Виды кнопок Кнопки TButton широко используются для управления программами представляет сабой командную кнопку на странице Stndrd. Определяет цвет стиль размер шрифта прилож Cncel: Boolen; Если имеет значение True событие OnClick кнопки возникает при нажатии клавиши Esc Defult: Boolen; Если имеет значение True событие OnClick кнопки возникает при нажатии клавиши Enter События OnClick Возникает при нажатии на кнопке В отличие от большинства других видимых компонентов кнопка TButton является компонентом самой Windows и...
77982. Комбинированные типы 31.5 KB
  В отличии от массивов записи могут объединять значения различных типов и поэтому являются наиболее гибким механихмом построения данных. Запись состоит из фиксированного числа компонентов называемых полями записи. Что бы можно было ссылаться на тот или иной компонент записи поля именуются. Структура объявления типа записи такова: имя типа =RECORD список полей END Здесь: имя типа правильный идентификатор; RECORDEND зарезервированные словазапись конец; список полей этот список представляет собой последовательность разделов записи...
77983. Компоненты для создания приложений БД 183 KB
  Для использования компонента TDBText нужно: указать в свойстве property DtSource: TDtSource; имя соответствующего компонента TDtSource связанного с НД; указать в параметре property DtField: String; имя поля. Поэтому для TDBEdit необходимо указывать свойства property DtSource: TDtSource; имя компонента DtSource определяющего НД; property DtField: string; имя редактируемого поля; property RedOnly: Boolen; если содержит True значение поля доступно только для чтения если Flse значение поля можно изменять. Свойство property Text:...
77984. Компоненты переключатели 57.5 KB
  TCheckBox независимый переключатель. Независимый переключатель TCheckBox используется для того чтобы пользователь мог указать свое решение типа Да Нет или Да Нет Не совсем в последнем случае в окошке компонента устанавливается флаг выбора но само окошко закрашивается серым цветом. В составе диалогового окна может быть несколько компонентов TCheckBox. Свойства и методы компоненты TCheckBox.
77985. Конструкторы и деструкторы 28.5 KB
  Конструкторы — это специальные методы, создающие и инициализирующие объект. Объект создается выделением для него области в динамически распределяемой памяти. Объявление конструктора выглядит так же, как объявление процедуры, но предваряется ключевым словом constructor. В качестве имени конструктора обычно задают имя Create.