18328

Проектный анализ. Общие положения

Доклад

Маркетинг и реклама

Проектный анализ. Общие положения Как известно проект предполагает целенаправленное изменение определенной системы. Таким образом в зависимости от постановки целей и задач а также специфики проекта он оказывает целый комплекс желательных и побочных воздействий на

Русский

2013-07-07

360.93 KB

7 чел.

Проектный анализ. Общие положения

Как известно, проект предполагает целенаправленное изменение определенной системы. Таким образом, в зависимости от постановки целей и задач, а также специфики проекта, он оказывает целый комплекс желательных и побочных воздействий на свое окружение.

Участники проекта могут ставить самые различные цели.

  1.  Финансовые (например, получение определенной массы прибыли, изменение финансового состояния предприятия, снижение издержек и т. д.).
  2.  Рыночные (например, выведение нового товара, завоевание определенной доли рынка, сокращение времени выхода на рынок, формирование спроса, повышение узнаваемости и т. д.).
  3.  Технические (например, разработка или смена технологии, переход на определенное сырье, строительство, модернизация и/или минимизация вероятности выхода из строя каких-либо объектов, обеспечение качества и т. д.).
  4.  Социальные (например, создание новых рабочих мест, улучшение жилищных условий, системы образовательного, медицинского или культурного обслуживания населения).
  5.  Организационные (например, совершенствование системы управления предприятием, постановка функции маркетинга или введение системы бюджетирования на предприятии).
  6.  Экологические (например, сохранение или увеличение популяций определенных видов животных, рекультивация земель, орошение или осушение определенных территорий, предотвращение загрязни вия окружающей среды, ликвидация экологических последствий техногенных катастроф).
  7.  Перспективно-политические, то есть создающие определенные организационные условия, факторы и предпосылки для действий в будущем (например, привлечение определенных партнеров, появление на определенном рынке, блокирование действий конкурентов, на первый взгляд, бессмысленным патентованием, обеспечен гибкости в принятии дальнейших решений).
  8.  Прочие.

Как правило, для проекта формулируется совокупность связанных целей из разных групп, оформляемая в виде дерева целей. В системе целей проекта цели чаше всего имеют разные приоритеты.

При определении цели важно сделать так, чтобы цель была конкретной, измеримой, достижимой, согласованной с другими целями и определенной во времени (SMART- specific, measurable, achievable, related, time-bound - характеристики цели). Формулировка цели всегда должна содержать полный набор перечисленных характеристик.

Помимо заявленных целей, проект может давать непредсказуемые, зачастую нежелательные результаты (побочные эффекты), касающиеся самых разных аспектов окружения проекта, как правило, социальных и экологических.

Таким образом, возникает задача поиска такого пути осуществления проекта, при котором он максимально эффективно достигнет поставленных целей и даст при этом минимум нежелательных побочных эффектов. Эта задача решается в рамках проектного анализа.

Проектный анализ- это комплекс взаимосвязанных исследований, имеющих целью выработку оптимальных проектных решений с точки зрения общества и организаций-участников проекта.

Для проведения проектного анализа используют следующую логику:

Результаты (ценность)

проекта

*

Изменение позитивных

обстоятельств (выгод)

в результате проекта

-

Изменение негативных обстоятельств (затрат) в результате проекта

При этом термин «обстоятельства» следует трактовать максимально широко: выгоды и затраты; темп вымирания определенных видов животных и исчезновение растений или степень эрозии почвы; обеспеченность жильем, социальная напряженность, уровень безработицы на определенной территории; отношение общественности к компании и т. д.

Разумеется, в ряде случаев знак «минус» можно поставить весьма условно.

Для того чтобы реализовать указанный подход, важно осуществлять сравнение ситуаций «с проектом» и «без проекта». Подобный подход не равнозначен сопоставлению ситуаций «до проекта» и «после проекта», так как сравнение положений до и после проекта не учитывает изменений, которые произошли бы без осуществления проекта, и ведет к неточному определению результатов, относимых на счет проекта. Анализ «до» и «после» не может предоставить объективного доказательства того, что рассматриваемый проект - наилучший выбор из всех имеющихся возможностей использовать ограниченные ресурсы. Другими словами, необходимо учитывать «отвергнутые» возможности, которыми «пожертвовали» для реализации конкретного проекта. Отчасти эта задача решается на стадии предварительного проектного анализа.

Далеко не все результаты проекта можно выразить в денежных величинах. Поэтому денежные показатели могут не полностью отражать соотношение преимуществ и недостатков нескольких проектов. Возникает важная проблема проектного анализа - соотношение количественных и качественных аналитических методов. Как правило, проекты характеризуются целым набором формально рассчитанных численных результатов. Однако возникает вопрос, какие из этих результатов следует рассматривать как более весомые, а какие - нет. Проблема выбора усугубляется еще и неоднородными качественными результатами, разными у разных проектов, а также определенной степенью неточности результатов исследований и непредсказуемостью будущего.

Разрабатывая и осуществляя проект, организация взаимодействует с целым рядом других организаций, подвергается влиянию множества факторов (например, экономическое окружение, государственная политика, тенденции научно-технического прогресса, сложившийся баланс сил и интересов в отрасли) и обязана учитывать большое количество условий и всевозможных ограничений (например, соглашения, законы, традиции). Перечисленные элементы составляют дальнее окружение проекта.

Кроме того, на проект также влияют и устройство организации-проектоустроителя (ближнее окружение), и организация собственно проекта (внутренняя среда).

Потребность успешно реализовывать проекты и сложность окружения проекта заставляют искать подходы и методы анализа этого окружения. С одной стороны, необходимо изучить влияние окружения на проект, с другой - влияние проекта на окружение, то есть собственно результаты проекта.

К настоящему времени разработаны подходы для определения большинства результатов проекта.

Упомянутые методы укрупненно разделяются на несколько групп образуя различные направления, или виды проектного анализа. Такое деление также обусловлено тем, что комплексный анализ проекта в принципе не может быть проведен одним человеком или группой специалистов одного профиля. Для проведения проектного анализа могут потребоваться специалисты в самых различных областях знания.

Роль проект-менеджера в данном случае - иметь комплексное представление обо всем круге аналитических задач, которые предстоит решить, а также организовать их решение, привлекая необходимые ресурсы.

На рис. 3 схематически показано предприятие, реализующее проект и совокупность контрагентов, с которыми оно должно взаимодействовать. 1

Итак, для комплексной оценки взаимодействия проекта с окружением необходимо провести детальные аналитические работы по следующим направлениям.

  1.  Коммерческий анализ предполагает изучение рынков сбыта продукции проекта, вопросов организации снабжения проекта на инвестиционной и операционной фазах, а также разработку маркетингового плана.
  2.  Организационный (институциональный)анализ предполагает проведение работ по следующим направлениям: обеспечение баланса интересов участников проекта, организация взаимодействия предприятия-проектоустроителя с другими организациями, построение системы управления проектом, его кадровое обеспечение. При этом проводится изучение всей совокупности организационно-правовых факторов, влияющих на принятие решений в рамках проектной деятельности.
  3.  Социальный анализ предполагает изучение социальной среды реализации проекта и определение путей обеспечения проекту максимально дружественного социального окружения.
  4.  Технический анализ предполагает разработку всех технических аспектов, а также составление календарных планов и смет проекта.
  5.  Экологический анализ предполагает изучение влияния проекта на окружающую среду и разработку мероприятий по минимизации этого влияния.
  6.  Финансовый анализ предполагает изучение каждым участником соотношений поступлений и расходов по проекту, а также распределение вкладов и результатов участников проекта.
  7.  Экономический анализ предполагает определение эффективности проекта для общества и экономики страны.

Указанные направления исследований дополняются анализом соответствующих рисков.

Данное, как, впрочем, и любое другое, разграничение видов проектного анализа весьма условно. Существует множество вопросов, которые нельзя однозначно отнести только к одному определенному виду анализа. Также, принятие решений в рамках одного вида проектного анализа может вызвать необходимость дополнительных исследований в другом виде анализа.

23


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73374. Використання сучасних педагогічних технологій контролю навчальних досягнень учнів на уроках української мови та літератури 2.44 MB
  План вступ; основна частина; висновки; список використаної літератури; Вступ Важливою умовою підвищення ефективності навчального процесу є систематичне отримання вчителем об’єктивної інформації про хід навчально-пізнавальної діяльності учнів.
73375. Уславлення мудрості, кмітливості людини в казці «Мудра дівчина» 275.1 KB
  Мета: Навчальна: опрацювати ідейно-художній зміст казки Мудра дівчина з’ясувати її тему та ідею проаналізувати казку на прикладі головної героїні зрозуміти що таке мудрість. Сьогодні завдяки казці Мудра дівчина ми дізнаємось якою є мудра людина і як вона може користуватися своєю мудрістю.
73376. Народне уявлення про добро і зло в казці «Ох» 62.07 KB
  Без праці ми б не змогли пересуватися за допомогою літаків пароплавів машин а ходили би пішки та навіть голі бо не могли би пошити собі одягу. Існує багато прислів’їв та приказок які розповідають про важливість праці: Без труда нема плода Хочеш їсти калачі не сиди на печі та інші.
73377. Я маю багато іграшок 106.82 KB
  Повторити вивчений лексичний матеріал, формувати вміння ставити запитання What is this?, давати на нього відповідь; практикувати учнів у вживанні структур I have got a ball. And you? – I have got a ball too. Ознайомити з буквами англійського алфавіту Aa, Bb.
73378. Розвиток зв’язного мовлення. «З глибин моря дістають перлини, а з глибин книг — знання». Твір-роздум за прислів’ями 140.47 KB
  Навчальна: закріплювати навички правильно будувати текст-міркування, вчити розкривати абстрактно-загальні поняття. Виховна: виховувати людяність, гуманізм у стосунках, великодушність та самопожертву, скромність, бережливе ставлення до природи.
73379. «Хто розмовляє?», «Хто сестра і брат?», «Хто вона?». Особливості поетичної мови Л. Глібова 135.01 KB
  Навчальна: проаналізувати програмні ліричні твори; визначити художні засоби, образність та особливості поетичної мови. Виховна: формувати шанобливе ставлення до поетичного слова. Розвивальна: розвивати творчу уяву, логічне мислення, виразне декламування віршів.
73380. Література рідного краю. Микола Кирилович Возіянов. «Легенда про Харків» 83.38 KB
  Навчальна: ознайомити учнів із цікавими сторінками біографії автора; опрацювати ідейно-художній зміст твору, визначити його тему й ідею, охарактеризувати головних персонажів. Виховна: прищеплювати інтерес до літератури рідного краю.
73381. Олександр Олесь (Кандиба). «Микита Кожум’яка» 169.8 KB
  Навчальна: опрацювати ідейно-художній зміст твору, визначити його тему й ідею, охарактеризувати головних персонажів та сюжет. Виховна: виховувати пошану до героїв нашого народу. Розвивальна: розвивати творчу уяву, логічне мислення, культуру мовлення, виразне читання.
73382. Картини довколишнього світу, природи в поезіях Т. Шевченка — інша, художня реальність, створена уявою митця за допомогою засобів образної мови 70.07 KB
  Навчальна: ознайомити учнів із цікавими сторінками біографії автора; проаналізувати ліричні твори; визначити художні засоби та образність. Виховна: прищеплювати приязне ставлення до краси навколишнього світу. Розвивальна: розвивати творчу уяву, логічне мислення, вміння висловлювати свою думку.