18329

Разработка концепции проекта

Шпаргалка

Маркетинг и реклама

Разработка концепции проекта Разработка проекта начинается с того что его инициатор выдвигает идею проекта или формулирует проблему которую необходимо решить а затем формирует самое общее укрупненное видение концепцию достижения целей проекта. То есть он определя...

Русский

2013-07-07

797.07 KB

192 чел.

Разработка концепции проекта

Разработка проекта начинается с того, что его инициатор выдвигает идею проекта или формулирует проблему, которую необходимо решить, а затем формирует самое общее, укрупненное видение (концепцию) достижения целей проекта. То есть он определяет, (1) что надо и (2) как примерно это можно сделать.

Эти задачи решаются разработкой бизнес-схемы проекта и его стратегии. При этом бизнес-схема показывает желаемое, целевое состояние бизнеса. Она разрабатывается в том случае, если создается новый или реорганизуется существующий бизнес. Стратегия в общем виде определяет, как достичь этого состояния.

 Бизнес-схема проекта

Отправным пунктом при разработке концепции проекта является'4 формирование принципиального представления о том, как будет функционировать создаваемый бизнес (отдельное направление в рамках существующего предприятия, новое предприятие или группа предприятий), с кем и как он будет взаимодействовать.

Концепцию создаваемого бизнеса удобно представлять в виде так называемой бизнес-схемы (бизнес-модели, схемы бизнеса).

Эта схема показывает функционирующий проектный объект (бизнес) и его, как правило, внешние, взаимосвязи. На ней изображаются:

  1.  само предприятие;
  2.  ключевые контрагенты;
  3.  обменные процессы между ними;

В зависимости от конкретной ситуации на бизнес-схеме могут укрупненно отражаться и внутренние бизнес-процессы. Как правило, это делается, если необходимо обозначить влияние внешних участников на определенный процесс.

В качестве примера на следующем рисунке приведена примерная бизнес-схема для группы компаний.

Бизнес-схема может также рисоваться с целью детализации определенного аспекта проекта. Так, бизнес-схема может быть:

  1.  традиционной (состав указан выше);
  2.  детализированной схемой товарно-материальных потоков (всех или только снабжения или сбыта);
  3.  схемой информационного обмена;
  4.  схемой денежных потоков;
  5.  схемой вкладов участников проекта (денежных, предоставления материальных и нематериальных объектов, контактов и других административных ресурсов, ведения определенных работ и т. д.).

Бизнес-схема также может состоять из набора тематических схем (полная бизнес-схема или бизнес-модель организации). Состав этих тематических схем может быть различным и должен определяться целесообразностью проведения соответствующих работ.

Бизнес-схема используется для решения следующих задач:

  1.  формирование общего представления о проектируемом бизнесе;
  2.  разработка и наглядное представление определенных аспектов бизнеса (например, взаимодействия участников, товаропотоков, денежных потоков и т. д.) как в процессе разработки, так и для ведения переговоров с возможными партнерами;
  3.  определение частных направлений проектного анализа (например, определение состава изучаемых рынков);
  4.  предварительное выявление рисков проекта.

Разработка бизнес-схемы - важный этап в формировании концепции проекта. По сути, она определяет модель ведения бизнеса. Ее взвешенная разработка, определение состава участников проекта и их взаимоотношений может явиться залогом не только эффективного бизнеса, но и вообще определить, быть или не быть проекту.

Бизнес-схема сопровождается поясняющим текстом, раскрывающим основные аспекты проектной идеи. Пример бизнес-схемы с соответствующим описанием представлен в Приложении 1. Пример тематической бизнес-схемы, иллюстрирующей только финансирование проекта, приведен в Приложении 2.

В ряде случаев бизнес-схема может быть изложена и в текстовом виде В качестве дальнейших примеров бизнес-схем, которые делают возможным проведение дорогостоящих инфраструктурных и промышленных проектов за счет достижения долгосрочного баланса интересов участников, можно привести инфраструктурные концессии, компенсационныесделки, соглашения о разделе продукции и т. д. - см. Приложение 3.

Бизнес-схему не следует путать со схемой бизнес-процессов, являющейся комплектом схем, детально представляющих внутренние бизнес- процессы предприятия и выполненных в одном из общепринятых стандартов моделирования процессов (например, IDEF0-1DEF3, нотация ARISи др.).

Разработка стратегии проекта

Проекты, проводимые организацией, должны соответствовать ее долгосрочным целям и возможностям. При этом надо учитывать необходимость и возможность развития всей организации, а также целевые установки материнской компании.

Разработка стратегии реализации проекта проводится в несколько этапов. Наиболее характерные этапы и их взаимосвязь показаны на рис. 2.

Методология разработки стратегии большинства проектов аналогична методологии стратегического управления организацией. Тем более что для реализации крупных проектов создаются специально предназначенные для этого компании со сбалансированными соответствующим образом долями участников проекта в уставном капитале.

Следует отметить одну существенную особенность. В зависимости от специфики проекта первый этап (Оценка исходной ситуации) может выполняться по-разному. Его общее назначение - сбор и систематизация информации для обеспечения адекватного и реалистичного целеполагания. На рисунке показан случай, когда проект предусматривает создание нового бизнеса. Однако встречаются ситуации, когда проект направлен не на создание нового, а на усовершенствование и реорганизацию существующего объекта (например, на оптимизацию системы управления предприятием, на решение комплексных экологических проблем, на проведение социально-экономических проектов национального масштаба). В таком случае при оценке исходной ситуации могут доминировать методы структуризации проблем и установления их причинно-следственных связей , методы описания и моделирования систем, а не привычные методы типа SWOT- анализа.

Однако в наиболее часто встречающемся случае на данном этапе проектного анализа используется весь инструментарий, применяемый в ходе стратегического планирования и управления компанией.

По содержанию стратегия проекта (предприятия) должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения предприятия на рынках товаров и факторов производства, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т. п.

Центральной стратегией в корпусе стратегий проекта (как, впрочем, и предприятия) является стратегия маркетинга.

  1.  Маркетинговая стратегия:
  2.  сегментирование и исследование рынков;
  3.  сбор информации об окружении компании;
  4.  исследование конкурентов, конкурентная разведка и анализ, определение перспектив развития конкурентной ситуации;
  5.  оценка привлекательности сегментов и определение приоритетных рынков;
  6.  позиционирование продукции компании;
  7.  ассортиментная политика (формирование, обновление, исключение позиций из ассортимента);
  8.  ценообразование, регламентирование процесса ценообразования и определения скидок;
  9.  продвижение продукции;
  10.  определение временных параметров рыночных усилий компании (продвижения, стимулирования сбыта, ценовых маневров и т. д.);
  11.  управление каналами товародвижения;
  12.  работа и поддержание отношений с клиентами;
  13.  работа с претензиями;
  14.  систематизация материальных, кадровых, информационных и иных потребностей функционального направления;
  15.  комплексное планирование и управление рыночным риском;
  16.  прочее.

Маркетинговая стратегия поддерживается рядом функциональных стратегий, конкретизирующих механизмы ее реализации. Примерный состав некоторых функциональных стратегий приведен ниже.

  1.  Стратегия НИОКР и разработки новых товаров:
  2.  организация поиска идей и разработки новых товаров;
  3.  сотрудничество в области НИОКР и разработки новых товаров;
  4.  патентная работа;
  5.  систематизация материальных, кадровых, информационных и иных потребностей функционального направления;
  6.  комплексное планирование НИОКР и управление риском НИОКР;
  7.  прочее.
  8.  
  9.  Технологическая стратегия:
  10.  технология, вопросы ее получения и/или разработки;
  11.  обновление технологии;
  12.  определение целесообразного уровня качества;
  13.  обеспечение и контроль качества.
  14.  Производственная стратегия:
  15.  оснащение производства и техническое обслуживание;
  16.  основные и вспомогательные производства;
  17.  систематизация материальных, кадровых, информационных и иных потребностей функционального направления;
  18.  комплексное планирование производства и управление производственным риском;
  19.  прочее.
  20.  Стратегия материально-технического обеспечения:
  21.  снабжение сырьем и материалами;
  22.  снабжение оборудованием и запчастями;
  23.  управление запасами;
  24.  работа с поставщиками;
  25.  внешняя и внутренняя логистика.
  26.  Кадровая стратегия:
  27.  набор персонала;
  28.  развитие персонала;
  29.  планирование обеспечения кадровыми ресурсами;
  30.  подходы к нормированию труда;
  31.  система мотивации сотрудников различных категорий и функциональных направлений;
  32.  социальная ответственность;
  33.  систематизация материальных, кадровых, информационных и иных потребностей функционального направления;
  34.  комплексное планирование кадровой работы и управление человеческим фактором;
  35.  прочее.
  36.  Финансовая стратегия:
  37.  система бухгалтерского учета и учетная политика;
  38.  система учета затрат и управление издержками;
  39.  оптимизация налоговых платежей;
  40.  работа с дебиторами;
  41.  система финансово-управленческого учета;
  42.  анализ финансово-хозяйственной деятельности компании;
  43.  инвестирование средств;
  44.  работа на рынке ценных бумаг;
  45.  определение структуры и выбор источников привлекаемых средств;
  46.  выбор сроков получения кредитов и займов;
  47.  обслуживание обязательств;
  48.  дивидендная политика;
  49.  управление стоимостью компании;
  50.  комплексное финансовое планирование и бюджетирование деятельности компании и управление финансовым риском;
  51.  прочее.
  52.  Стратегия организационного развития и организационного строительства:
  53.  формирование корпоративной культуры;
  54.  совершенствование системы управления;
  55.  организация процессов управления;
  56.  развитие регламентной базы управления;
  57.  изменения организационной структуры;
  58.  образование новых юридических лиц;
  59.  интеграция со сторонними организациями;
  60.  систематизация материальных, кадровых, информационных и иных потребностей функционального направления;
  61.  комплексное планирование организационного развития;
  62.  прочее.
  63.  Стратегия в области информационных технологий и управления информацией:
  64.  построение и развитие корпоративной интегрированной информационной системы;
  65.  интеграция информационных ресурсов компании;
  66.  управление базами данных, построение и управление базами знаний;
  67.  унификация информационных технологий, используемых в компании;
  68.  информационная безопасность;
  69.  комплексное планирование развития информационных технологий и управление информационными рисками;
  70.  прочее.

Корпус стратегий проекта (предприятия) может содержать и другие виды функциональных стратегий, которые целесообразно выделать исхода из специфики проекта.

Отметим, что группировка стратегий по функциям неоднозначна. Так, Айвазян С.А. и др. выделяют восемь следующих относительно самостоятельных направлений (видов) стратегии.

  1.  Товарно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой1 продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке.

Б. Ресурсно-рыночная стратегия совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.

  1.  Технологическая стратегия - стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.

Г. Интеграционная стратегия - совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.

Д. Финансово-инвестиционная стратегия - совокупность решений определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.

Е. Социальная стратегия - совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.

Ж. Стратегия управления - совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.

Если проведение проекта связано с изменениями структуры существующих предприятий, то может быть выделена стратегия реструктуризации.

3. Стратегия реструктуризации - совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией, функционирования предприятия.

В любом случае решающим соображением для определения состава функциональных стратегий является специфика проекта.

Отметим, что «стратегия проекта» - это сравнительно большой пакет документов.

Как разработка бизнес-схемы, так и разработка стратегии являются итерационными процессами и предполагают многократное повторение отдельных аналитических этапов при поступлении более подробной информации или наступлении изменений во внешней или внутренней среде организации-проектоустроителя.

3

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81238. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных» 38.44 KB
  Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: объект атрибут система связь; структурирование представление и нормализация данных; таблица первичный и внешний ключи; связь между таблицами индексирование поиск выборка и некоторые другие они имеют специфический неочевидный смысл. Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных.
81239. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «графический редактор» 38.11 KB
  Режимы определяют возможные действия пользователя а также команды которые пользователь может отдавать редактору в данном режиме. В этом режиме можно выполнять команды записи рисунка на диск считывания рисунка с диска вывода рисунка на печать. Система команд графического редактора Команды выбора инструмента; Команды настройки инструмента ширина линий шрифт; Команды выбора цветов; Команды масштабирования рисунка; Команды работы с буфером обмена вырезать копировать вставить; Команды манипулирования с выделенным фрагментом...
81240. Компьютерные сети в образовании. Методические рекомендации по изучению темы «Сетевые информационные технологии» 38.58 KB
  Дать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей; Познакомить учся с основными инф. услугами сетей с возможностями internet; Обучить способам обмена файлами в лок. сетей на 2 типа: локальные сети и глобальные. сетей обширна по числу понятий и может излагаться с разной степенью подробности.
81242. Цели и задачи обучения информатике в средней школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в общеобразовательной школе 35.38 KB
  Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования начальное общее основное общее среднее полное общее образование; внутри ступеней по учебным предметам Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей: освоение знаний составляющих основу научных представлений об информации информационных процессах системах технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий ИКТ организовывать...
81243. Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе 34.46 KB
  Общеобразовательный стандарт по информатике является нормативным документом определяющим требования: к месту базового курса информатики в учебном плане школы; к содержанию базового курса информатики в виде обязательного минимума содержания базового образования; к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям школьников; к технологии и средствам проверки и оценки достижений учащихся. технологии в обществе. и Информационные технологии: обработка текста; обработка графики; мультимедийные...
81244. Пропедевтика основ информатики в начальной школе: цели и задачи, анализ учебных и методических пособий 36.98 KB
  Рассмотрим программу курса информатики для III IV классов начальной общеобразовательной школы составители: а. Первин Цель этого курса развитие алгоритмического подхода к решению задач формирование представлений об информационной картине мира практическое освоение компьютера как инструмента деятельности. Содержание программы курса формировалось вокруг четырех основных направлений пронизывающих все темы курса: 1. Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих исследовательских качеств.
81245. Место курса информатики в системе учебных дисциплин. Базисные учебные планы. Анализ школьных программ по информатике в общеобразовательной школе 37.67 KB
  А в это же самое время уже шла работа над созданием новой концепции так называемого базисного учебного плана БУП. утвердило и ввело в действие первую версию российского БУП общеобразовательных учреждений в котором в максимальной степени должны были учитываться и интересы государства и интересы региона и интересы образовательного учреждения т. БУП сам по себе не является рабочим учебным планом для школы он лишь представляет собой основу для разработки регионального базисного учебного плана на основе которого в свою очередь школа...
81246. Программное обеспечение курса информатики в общеобразовательной школе. Оборудование школьного кабинета информатики: материальная база и санитарные нормы 37.59 KB
  Помимо компьютерного оборудования кабинет информатики рекомендуется оснащать: Набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов; Заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ; Комплектом учебнометодической научнопопулярной справочной литературы; Журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности; Журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте; Журналом сведений об отказах...