18329

Разработка концепции проекта

Шпаргалка

Маркетинг и реклама

Разработка концепции проекта Разработка проекта начинается с того что его инициатор выдвигает идею проекта или формулирует проблему которую необходимо решить а затем формирует самое общее укрупненное видение концепцию достижения целей проекта. То есть он определя...

Русский

2013-07-07

797.07 KB

215 чел.

Разработка концепции проекта

Разработка проекта начинается с того, что его инициатор выдвигает идею проекта или формулирует проблему, которую необходимо решить, а затем формирует самое общее, укрупненное видение (концепцию) достижения целей проекта. То есть он определяет, (1) что надо и (2) как примерно это можно сделать.

Эти задачи решаются разработкой бизнес-схемы проекта и его стратегии. При этом бизнес-схема показывает желаемое, целевое состояние бизнеса. Она разрабатывается в том случае, если создается новый или реорганизуется существующий бизнес. Стратегия в общем виде определяет, как достичь этого состояния.

 Бизнес-схема проекта

Отправным пунктом при разработке концепции проекта является'4 формирование принципиального представления о том, как будет функционировать создаваемый бизнес (отдельное направление в рамках существующего предприятия, новое предприятие или группа предприятий), с кем и как он будет взаимодействовать.

Концепцию создаваемого бизнеса удобно представлять в виде так называемой бизнес-схемы (бизнес-модели, схемы бизнеса).

Эта схема показывает функционирующий проектный объект (бизнес) и его, как правило, внешние, взаимосвязи. На ней изображаются:

  1.  само предприятие;
  2.  ключевые контрагенты;
  3.  обменные процессы между ними;

В зависимости от конкретной ситуации на бизнес-схеме могут укрупненно отражаться и внутренние бизнес-процессы. Как правило, это делается, если необходимо обозначить влияние внешних участников на определенный процесс.

В качестве примера на следующем рисунке приведена примерная бизнес-схема для группы компаний.

Бизнес-схема может также рисоваться с целью детализации определенного аспекта проекта. Так, бизнес-схема может быть:

  1.  традиционной (состав указан выше);
  2.  детализированной схемой товарно-материальных потоков (всех или только снабжения или сбыта);
  3.  схемой информационного обмена;
  4.  схемой денежных потоков;
  5.  схемой вкладов участников проекта (денежных, предоставления материальных и нематериальных объектов, контактов и других административных ресурсов, ведения определенных работ и т. д.).

Бизнес-схема также может состоять из набора тематических схем (полная бизнес-схема или бизнес-модель организации). Состав этих тематических схем может быть различным и должен определяться целесообразностью проведения соответствующих работ.

Бизнес-схема используется для решения следующих задач:

  1.  формирование общего представления о проектируемом бизнесе;
  2.  разработка и наглядное представление определенных аспектов бизнеса (например, взаимодействия участников, товаропотоков, денежных потоков и т. д.) как в процессе разработки, так и для ведения переговоров с возможными партнерами;
  3.  определение частных направлений проектного анализа (например, определение состава изучаемых рынков);
  4.  предварительное выявление рисков проекта.

Разработка бизнес-схемы - важный этап в формировании концепции проекта. По сути, она определяет модель ведения бизнеса. Ее взвешенная разработка, определение состава участников проекта и их взаимоотношений может явиться залогом не только эффективного бизнеса, но и вообще определить, быть или не быть проекту.

Бизнес-схема сопровождается поясняющим текстом, раскрывающим основные аспекты проектной идеи. Пример бизнес-схемы с соответствующим описанием представлен в Приложении 1. Пример тематической бизнес-схемы, иллюстрирующей только финансирование проекта, приведен в Приложении 2.

В ряде случаев бизнес-схема может быть изложена и в текстовом виде В качестве дальнейших примеров бизнес-схем, которые делают возможным проведение дорогостоящих инфраструктурных и промышленных проектов за счет достижения долгосрочного баланса интересов участников, можно привести инфраструктурные концессии, компенсационныесделки, соглашения о разделе продукции и т. д. - см. Приложение 3.

Бизнес-схему не следует путать со схемой бизнес-процессов, являющейся комплектом схем, детально представляющих внутренние бизнес- процессы предприятия и выполненных в одном из общепринятых стандартов моделирования процессов (например, IDEF0-1DEF3, нотация ARISи др.).

Разработка стратегии проекта

Проекты, проводимые организацией, должны соответствовать ее долгосрочным целям и возможностям. При этом надо учитывать необходимость и возможность развития всей организации, а также целевые установки материнской компании.

Разработка стратегии реализации проекта проводится в несколько этапов. Наиболее характерные этапы и их взаимосвязь показаны на рис. 2.

Методология разработки стратегии большинства проектов аналогична методологии стратегического управления организацией. Тем более что для реализации крупных проектов создаются специально предназначенные для этого компании со сбалансированными соответствующим образом долями участников проекта в уставном капитале.

Следует отметить одну существенную особенность. В зависимости от специфики проекта первый этап (Оценка исходной ситуации) может выполняться по-разному. Его общее назначение - сбор и систематизация информации для обеспечения адекватного и реалистичного целеполагания. На рисунке показан случай, когда проект предусматривает создание нового бизнеса. Однако встречаются ситуации, когда проект направлен не на создание нового, а на усовершенствование и реорганизацию существующего объекта (например, на оптимизацию системы управления предприятием, на решение комплексных экологических проблем, на проведение социально-экономических проектов национального масштаба). В таком случае при оценке исходной ситуации могут доминировать методы структуризации проблем и установления их причинно-следственных связей , методы описания и моделирования систем, а не привычные методы типа SWOT- анализа.

Однако в наиболее часто встречающемся случае на данном этапе проектного анализа используется весь инструментарий, применяемый в ходе стратегического планирования и управления компанией.

По содержанию стратегия проекта (предприятия) должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения предприятия на рынках товаров и факторов производства, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т. п.

Центральной стратегией в корпусе стратегий проекта (как, впрочем, и предприятия) является стратегия маркетинга.

  1.  Маркетинговая стратегия:
  2.  сегментирование и исследование рынков;
  3.  сбор информации об окружении компании;
  4.  исследование конкурентов, конкурентная разведка и анализ, определение перспектив развития конкурентной ситуации;
  5.  оценка привлекательности сегментов и определение приоритетных рынков;
  6.  позиционирование продукции компании;
  7.  ассортиментная политика (формирование, обновление, исключение позиций из ассортимента);
  8.  ценообразование, регламентирование процесса ценообразования и определения скидок;
  9.  продвижение продукции;
  10.  определение временных параметров рыночных усилий компании (продвижения, стимулирования сбыта, ценовых маневров и т. д.);
  11.  управление каналами товародвижения;
  12.  работа и поддержание отношений с клиентами;
  13.  работа с претензиями;
  14.  систематизация материальных, кадровых, информационных и иных потребностей функционального направления;
  15.  комплексное планирование и управление рыночным риском;
  16.  прочее.

Маркетинговая стратегия поддерживается рядом функциональных стратегий, конкретизирующих механизмы ее реализации. Примерный состав некоторых функциональных стратегий приведен ниже.

  1.  Стратегия НИОКР и разработки новых товаров:
  2.  организация поиска идей и разработки новых товаров;
  3.  сотрудничество в области НИОКР и разработки новых товаров;
  4.  патентная работа;
  5.  систематизация материальных, кадровых, информационных и иных потребностей функционального направления;
  6.  комплексное планирование НИОКР и управление риском НИОКР;
  7.  прочее.
  8.  
  9.  Технологическая стратегия:
  10.  технология, вопросы ее получения и/или разработки;
  11.  обновление технологии;
  12.  определение целесообразного уровня качества;
  13.  обеспечение и контроль качества.
  14.  Производственная стратегия:
  15.  оснащение производства и техническое обслуживание;
  16.  основные и вспомогательные производства;
  17.  систематизация материальных, кадровых, информационных и иных потребностей функционального направления;
  18.  комплексное планирование производства и управление производственным риском;
  19.  прочее.
  20.  Стратегия материально-технического обеспечения:
  21.  снабжение сырьем и материалами;
  22.  снабжение оборудованием и запчастями;
  23.  управление запасами;
  24.  работа с поставщиками;
  25.  внешняя и внутренняя логистика.
  26.  Кадровая стратегия:
  27.  набор персонала;
  28.  развитие персонала;
  29.  планирование обеспечения кадровыми ресурсами;
  30.  подходы к нормированию труда;
  31.  система мотивации сотрудников различных категорий и функциональных направлений;
  32.  социальная ответственность;
  33.  систематизация материальных, кадровых, информационных и иных потребностей функционального направления;
  34.  комплексное планирование кадровой работы и управление человеческим фактором;
  35.  прочее.
  36.  Финансовая стратегия:
  37.  система бухгалтерского учета и учетная политика;
  38.  система учета затрат и управление издержками;
  39.  оптимизация налоговых платежей;
  40.  работа с дебиторами;
  41.  система финансово-управленческого учета;
  42.  анализ финансово-хозяйственной деятельности компании;
  43.  инвестирование средств;
  44.  работа на рынке ценных бумаг;
  45.  определение структуры и выбор источников привлекаемых средств;
  46.  выбор сроков получения кредитов и займов;
  47.  обслуживание обязательств;
  48.  дивидендная политика;
  49.  управление стоимостью компании;
  50.  комплексное финансовое планирование и бюджетирование деятельности компании и управление финансовым риском;
  51.  прочее.
  52.  Стратегия организационного развития и организационного строительства:
  53.  формирование корпоративной культуры;
  54.  совершенствование системы управления;
  55.  организация процессов управления;
  56.  развитие регламентной базы управления;
  57.  изменения организационной структуры;
  58.  образование новых юридических лиц;
  59.  интеграция со сторонними организациями;
  60.  систематизация материальных, кадровых, информационных и иных потребностей функционального направления;
  61.  комплексное планирование организационного развития;
  62.  прочее.
  63.  Стратегия в области информационных технологий и управления информацией:
  64.  построение и развитие корпоративной интегрированной информационной системы;
  65.  интеграция информационных ресурсов компании;
  66.  управление базами данных, построение и управление базами знаний;
  67.  унификация информационных технологий, используемых в компании;
  68.  информационная безопасность;
  69.  комплексное планирование развития информационных технологий и управление информационными рисками;
  70.  прочее.

Корпус стратегий проекта (предприятия) может содержать и другие виды функциональных стратегий, которые целесообразно выделать исхода из специфики проекта.

Отметим, что группировка стратегий по функциям неоднозначна. Так, Айвазян С.А. и др. выделяют восемь следующих относительно самостоятельных направлений (видов) стратегии.

  1.  Товарно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой1 продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке.

Б. Ресурсно-рыночная стратегия совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.

  1.  Технологическая стратегия - стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.

Г. Интеграционная стратегия - совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.

Д. Финансово-инвестиционная стратегия - совокупность решений определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.

Е. Социальная стратегия - совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.

Ж. Стратегия управления - совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.

Если проведение проекта связано с изменениями структуры существующих предприятий, то может быть выделена стратегия реструктуризации.

3. Стратегия реструктуризации - совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией, функционирования предприятия.

В любом случае решающим соображением для определения состава функциональных стратегий является специфика проекта.

Отметим, что «стратегия проекта» - это сравнительно большой пакет документов.

Как разработка бизнес-схемы, так и разработка стратегии являются итерационными процессами и предполагают многократное повторение отдельных аналитических этапов при поступлении более подробной информации или наступлении изменений во внешней или внутренней среде организации-проектоустроителя.

3

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33167. Возрастные особенности детей 32.5 KB
  Дети 79летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики : высокий уровень активности; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения; эмоциональная непосредственность; повышенная работоспособность но в то же время высокая утомляемость в следствии чего необходим отдых в течении дня ; Высокая потребность в игре движении во внешних впечатлениях; Предпочтение к шумным коллективным играм; Высокая чувствительность к критике со стороны взрослых; Сознание различий пола; Становление независимости; Развитие...
33168. Как не скучно ехать в автобусе 34.5 KB
  И если всё это время просто так сидеть и наблюдать в окно весёлой она точно не покажется. Чем же можно занять это время Вопервых уже по дороге в лагерь вожатый должен начинать формировать отряд. А самое главное на время дороги нужно придумать какоенибудь развлечение.Так как север это очень красивое но в то же время и очень опасное место вы все должны уметь четко и быстро выполнять наши команды что бы не погибнуть Кольцовка что нужно взять в экспедицию на Северный полюс А теперь проверим все ли вы взяли ничего не забыли а...
33169. КОНЦЕРТ ВОЖАТЫХ 28.5 KB
  если их нет изначально то скорее всего и не будет Основной этап: когда всю смену все говорят что нужен вожатник но кто его будет делать не понятно все кто действительно его будут делать об этом попрежнему не знают Внимание Время когда надо думать как быть с вожатником приходит нежданнонегадано как полный абзац Группа добровольцев сбивается в каком нибудь лагерном помещении и начинает судорожно перебирать все мыслимые и немыслимые варианты подготовки проведения и темы вожатника Внимание Водка и все заранее подготовленные...
33170. Чем развлекать детей 23 KB
  Например такие: Эстафеты разнообразные состязания в ловкости быстроте и силе Викторины интеллектуальные конкурсы КТД коллективное творческое дело постановки спектаклей концертов и представлений конкурсы красоты талантов разное рукоделие изготовление поделок и т. Тема: Море тогда или конкурсы могут быть связаны с морскими предметами или они могут быть объединены единой сюжетной линией морское путешествие. Тут все конкурсы так или иначе привязаны к этому предмету. Сами конкурсы 1.
33171. Центральный банк, основы его деятельности. Функции центральных банков. Активные и пассивные операции центральных банков 55.5 KB
  Функции центральных банков. Активные и пассивные операции центральных банков. Деятельность любых центральных банков как следует из анализа их исторического развития и современного положения в рыночной системе подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы ликвидности банковской системы созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов включая расчеты наличными деньгами. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков...
33172. Коммерческие банки, их виды. Роль коммерческих банков в рыночной экономике 57.5 KB
  Коммерческие банки их виды. Банки это огромное достижение цивилизации. Поскольку банки проводят в основном денежные операции и предметом их деятельности является денежный капитал то и содержание и масштабы последней зависят от степени развития товарноденежных отношений в стране уровня торговли темпов промышленного производства. Неэмиссионные банки подразделяются по направлению работы на коммерческие универсальные сберегательные инвестиционные ипотечные.
33173. Финансовые рынки. Финансовые институты 59 KB
  Формируется финансовый рынок. Современный финансовый рынок это сложный экономический механизм перераспределения денежных средств между странами регионами и отраслями. Свободные денежные средства сбережения всех экономических агентов поступают на финансовый рынок посредством сделок на котором происходит их инвестирование в различные финансовые активы. Финансовый рынок служит своего рода механизмом обеспечивающим перемещение потоков денежных сбережений от домашних хозяйств к предприятиям инвестирующим капиталы на свое развитие.
33174. Сущность и происхождение денег. Функции денег. Виды денег. Роль денег в современной экономике 55.5 KB
  Сущность и происхождение денег. Функции денег. Виды денег. Роль денег в современной экономике.
33175. Инфляция: ее сущность, причины и типы. Антиинфляционная политика государства 52.5 KB
  Под инфляцией в настоящее время понимают любой процесс роста цен на товары и услуги того же качества вне зависимости от вызвавшей его причины. При такой ситуации наблюдается повышенный спрос на какиелибо отдельные виды или вообще на все товары вследствие чего продавцы товаров повышают цену реализации. Факторами развития инфляции спроса являются: чрезмерная эмиссия наличных денег центральным банком без ориентации на товарную массу. Последний может допустить чрезмерную эмиссию денег в различных ситуациях: при необходимости покрыть...