18379

Внебюджетные фонды

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Тема 4. Внебюджетные фонды 1. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства совокупность финансовых ресурсов находящихся в распоряжении или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Внебюджетные фонды о

Русский

2013-07-08

73 KB

5 чел.

Тема 4. Внебюджетные фонды

1. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населения.

Цель создания и функционирования внебюджетных фондов заключается в желании обособить часть ресурсов в силу того, что направления расходования некоторых ресурсов крайне важны. Речь, в первую очередь, идет о средствах, которые направляются на выплаты социального характера - пенсии, пособия по нетрудоспособности и т.д. Выше рассматривался механизм секвестра расходов, однако он не может полностью гарантировать того, что указанные выплаты не сократятся. Поэтому вышестоящий бюджет либо закрепляет за подобными фонда часть своих средств, либо закрепляет за фондом собственные (фонда) источники доходов. Во втором случае происходит своеобразное возникновение "параллельного" бюджета; обычно развитие фондов идет именно по этому пути.

Вторым видом фондов являются так называемые экономические фонды. Их суть та же: часть налоговых поступлений обособляется от общегосударственного (регионального или местного) бюджета и закрепляется за каким-либо фондом. До недавнего времени широкое распространение имели дорожный фонды.

В обоих указанных случаях основной чертой, отличающей внебюджетные фонды от бюджета является то, что расходование средств фонда носит целевой характер, причем направление средств строго ограничивается одной сферой. В отличие от этого, средства государственного бюджета, равно как и бюджета любого иного уровня, как правило, носят универсальный характер, т.е. спектр их расходования широк.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  •  запланированы органами власти и имеют  строгую целевую направленность;
  •  денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  •  формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  •  страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  •  на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
  •  денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  •  расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Существующие ныне в России внебюджетные фонды помимо закрепленных за ними источников доходов (налогов) могут получать доход и от осуществления коммерческой деятельности. Это общее правило, применимое не только к России. Через различные пенсионные программы в развитых странах аккумулируются колоссальные средства, используемые для инвестирования в различные, как правило, надежные ценные бумаги. А дорожный фонд США является одним из крупнейших кредиторов, ссужая средства бюджетам всех уровней. Еще одним видом источника доходов могут быть заимствования на рынке ссудных капиталов, в том числе кредиты центрального (эмиссионного) банка.

2. Основы регулирования деятельности фондов содержатся в законах и подзаконных актах. Основным из них является Закон Российской Федерации от 10 октября 1991 года N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", который устанавливает следующее правило: Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экологических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения иных мероприятий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней.

Пенсионный фонд был образован на основании Постановления Верховного Совета РСФСР ОТ 22.12.1990, Фонд социального страхования - на основании Указа Президента от 07.08.1992, Фонд занятости - на основании Закона "О занятости населения РСФСР", а Фонд обязательного медицинского страхования - на основании Закона "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР".

3. Виды доходов и расходов фондов можно условно представить следующим образом:

Доходы

Налоги Это наиболее важная статья доходов. Как правило, за счет налоговых поступлений формируется значительная часть бюджета того или иного фонда

Займы В случае недостатка средств фонды обычно могут прибегать к заимствованиям на рынке ссудного капитала

Иные Среди этого вида доходов субсидии, перечисления штрафов и пеней, проценты по размещенным вкладам, а также добровольные пожертвования

Расходы

Целевые Это наиболее важная статья расходов - из-за них ведь и создается фонд. Причем выше указывалось, что под целевым расходованием средств понимается также их передача другим бюджетам

На обеспечение деятельности Среди этой группы, во-первых, расходы по сбору налогов и отчислений в фонды, и, во-вторых, расходы на содержание аппарата управления, зданий, фондов и т.д.

Исходя из важности формирования доходной части бюджетов фондов, кратко рассмотрим виды доходов фондов. В качестве примера возьмем пять фондов - четыре социальных и один дорожный.

ПФР (пенсионный фонд) государственный внебюджетный фонд, созданный для пенсионного обеспечения населения. ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

В основные задачи ПФР входят:

  •  целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
  •  организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  •  капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  •  контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  •  межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства фонда формируются за счет:

  •  страховых взносов работодателей;
  •  страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов;
  •  страховых взносов иных категорий работающих граждан;
  •  ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей  в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим  от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  •  средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий и пособий;
  •  средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
  •  добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Плательщики: Работодатели-организации и индивидуальные предприниматели

Объекты платежей: ФОТ по всем основаниям и суммы договоров гражданско-правового характера: Подряд, НИОКР, Возмездное оказание услуг, Перевозка, Транспортная экспедиция, Хранение, Поручение, Комиссия, Агентирование, Доверительное управление, ДСД (сторона - предприниматель), Авторские договоры.

Льготы: Суммы выплат, на которые не начисляются:

1

Пособия и компенсации

2

Возмещения расходов

3

Дивиденды, выплаты по договорам гражданско-правового характера, предметом которых не является возмездное оказание услуг

4

Страховые взносы

5

Стипендии

6

Избирательные фонды

Ставки: 28% - предприятия и индивидуальные предприниматели, а также граждане, использующие наемный труд; 20,6% - сельхозпредприятия и фермерские хозяйства;

1% - работающие граждане

Сроки уплаты: Должны поступить на банковский счет ПФР не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления з/п.

Средства ПФР используются на выплату:

  •  пенсий: по возрасту; по инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет; пенсий военнослужащим;
  •  пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам.

В условиях инфляции пенсии пересматриваются в сторону повышения за счет Пенсионного фонда. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги.

Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в административно- территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда.

ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) Создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Плательщики: Работодатели-организации и индивидуальные предприниматели

Объекты платежей: ФОТ без вычета соответствующих сумм (1% в ПФР и подоходного налога)

Льготы: Суммы выплат, на которые не начисляются:

1

Пособия и компенсации

2

Возмещения расходов

3

Стоимость выданной одежды, мыла, молока, питания, путевок на лечение, квартир

4

Поощрительные выплаты и награды

5

Стипендии и дивиденды

6

Выплаты из ФСС

Ставки: 3,4% - в местное отделение ФОМС, 0,2% - в федеральное отделение ФОМС

Сроки уплаты: Ежемесячно в сроки, установленные для получения з/п

На территории России создаются страховые местные организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.10.93 г. эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному  медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

ФСС (Фонд социального страхования) - государственный внебюджетный фонд, основной целью которого является финансирование социальных выплат: пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т.д.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования  Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Основные задачи Фонда:

обеспечение гарантированных государством пособий;

участие в разработке и реализации гос. программ охраны здоровья работников;

подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Источники Средств ФСС аналогичны ПФ:

Плательщики: Работодатели-организации и индивидуальные предприниматели

Объекты платежей: ФОТ по всем основаниям

Льготы: Не начисляются на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера

Ставки – 4%; Сроки уплаты: Ежемесячно в сроки, установленные для получения з/п

ГФЗ (Фонд занятости) - государственный внебюджетный фонд, основной целью которого является содействие гражданам в трудоустройстве: организацией профессиональной подготовки, переподготовки, переобучения и профориентации незанятого населения, выплатой пособий по безработице, стипендий на период обучения и т.д.

Образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения

Плательщики: Работодатели-организации и индивидуальные предприниматели

Объекты платежей: ФОТ по всем основаниям

Льготы: Суммы выплат, на которые не начисляются:

1

Пособия и компенсации

2

Возмещения расходов

3

Стоимость выданной одежды, мыла, молока, питания, путевок на лечение, квартир

4

Поощрительные выплаты и награды

5

Дивиденды

6

Выплаты из ФСС

Ставки –1,5%

Сроки уплаты: Ежемесячно в сроки, установленные для получения з/п

Средства ГФЗ населения направляется на:

мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан, включая содержание учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению службы занятости;

организацию общественных работ;

выплаты пособий по безработице; оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, и также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты.

возмещение затрат Пенсионному фонду в связи с назначением досрочной пенсии безработным;

мероприятия по созданию, сохранению дополнительных или новых рабочих мест;

расходы по анализу рынка труда в связи с разработкой баланса трудовых ресурсов и программ занятости;

научно-исследовательские работы по вопросам занятости населения;

содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая расходы на социально - бытовое и медицинское обслуживание их работников;

подготовку и повышение квалификации кадров органов службы занятости и содержание учебно-методических баз;

проведение семинаров, совещаний и других организационно- методических мероприятий.

Ответственность (по всем фондам):

Сокрытие/занижение ФОТ. Вся сокрытая или заниженная сумма ФОТ + штраф в том же размере (в двойном при повторном нарушении).

Непредставление расчетной ведомости в установленные сроки: Штраф - 10% от квартальных сумм взносов

Неполное/несвоевременное перечисление взносов: Пеня (в день) 0,3% - для предприятий, 0,5% - для граждан, использующих наемный труд

Дорожные Фонды (бывшие):

Средства Федерального дорожного фонда направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к Федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством.

Средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов Федерации, а также затрат на управление дорожным хозяйством.

Налог с владельцев транспортных средств (ныне идет в бюджет). 

Плательщики: Юридические лица, предприниматели, физические лица, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.

Объект обложения, методика исчисления: Каждая лошадиная сила

Ставки от 50 коп и выше

Сроки уплаты: 1. Юридические лица: исчисляют на основании данных бухгалтерского учета по состоянию на первое число месяца, предшествующего тому, в котором производится уплата налога (на основе суммарной мощности двигателя, а также размера годового налога с каждой единицы мощности двигателя)  2. Физические лица: уплачивают налог ежегодно

4. Взаимосвязь фондов с другими звеньями финансовой системы проявляется в различных аспектах.

Во-первых, основой их формирования являются отчисления из ресурсов предприятий. Как правило, такие отчисления относятся на себестоимость продукции (или издержки обращения) и, соответственно, влияют на конечный финансовый результат деятельности конкретного предприятия. В этом смысле для предприятия уплата взносов в фонды схожа с уплатой налогов в бюджеты, в чем заключается первое проявление взаимосвязи между фондами и другими звеньями финансовой системы.

Во-вторых, через фонды, по сути, перераспределяются средства других бюджетов. Взаимодействие бюджетов может быть непосредственном, к примеру, при прямой передаче средств из одного бюджета в другой (из госбюджета в фонд) и более опосредованным.

В-третьих, доходы фондов, как правило, подлежат налогообложению. В этом смысле перед бюджетом, в который поступают эти налоги, фонд становится похожим на предприятие, финансовые ресурсы которого используются на погашение такого вида задолженности.

Вообще, способы осуществления взаимосвязей бюджетов, финансов предприятий, страхового рынка и фондов многообразны и не исчерпываются лишь указанными способами перераспределения ресурсов. Все звенья финансовой системы неразрывно связаны, и чем более развита система, тем более богаче и быстрее происходит взаимодействие.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте цель создания внебюджетных фондов.

2. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

3. Источники формирования фондов

4. Связи между внебюджетными фондами.;

5. Внебюджетные фонды Российской Федерации

6. Специальные внебюджетные фонды:

7. Пенсионный фонд Российской Федерации

8. Фонд социального страхования Российской Федерации .;

9. Государственный фонд занятости населения РФ .;

10.Фонд обязательного медицинского страхования РФ .;

11.Экономические внебюджетные фонды:

12.Дорожный фонд


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67910. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 124 KB
  Ведение предпринимательской деятельности не является основной целью публичных образований в нашем случае субъектов Федерации. Вместе с тем существует множество случаев когда участие публичного образования в экономической деятельности необходимо. В частности регулируя предпринимательскую...
67911. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДЕЛ О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 60 KB
  Механизм административно-правового регулирования расследования дел о материальной ответственности военнослужащих представляет собой способ организации и осуществления привлечения нарушителей к соответствующему виду юридической ответственности, содействует обеспечению правопорядка в Вооруженных Силах...
67912. ТАТАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: НОВЫЕ ЗАДАЧИ 68 KB
  Принятие новой редакции Конституции Республики Татарстан возобновило дискуссию о промежуточных итогах и перспективах восстановления единого конституционного и нормативно-правового пространства страны. Действующая Конституция Республики Татарстан сохранила пункты...
67913. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО 80 KB
  Специальными правовыми актами определяются многие вопросы касающиеся регламентирования прав и обязанностей государственного служащего в военизированных и правоохранительных органах. В различных правовых актах предусматриваются права и обязанности государственного...
67914. ПОНЯТИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 104.5 KB
  В части 1 статьи 22 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года провозглашающей высшей ценностью человека его права и свободы закреплено положение согласно которому каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность...
67915. К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ И СУЩНОСТИ НАЛОГОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ В ТЕОРИИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 109 KB
  Общественные отношения урегулированные нормами права исследуются всеми юридическими науками но каждая отрасль подотрасль юридической науки имеет свой предмет изучения определенный круг общественных отношений. Налоговые правоотношения составляют предметную область аналитического налогового...
67916. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 61.5 KB
  Выявление путей повышения эффективности правового регулирования налогообложения предполагает необходимость классифицировать налоговые правоотношения и исследовать их основные особенности. Это обусловлено с одной стороны господством воззрения что в содержание всякого правоотношения входят субъективные...
67917. О СОСТОЯНИИ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 171 KB
  Как известно 20 января 2003 года постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства создана российско-белорусская комиссия по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства. В результате работы комиссии подготовлен проект Конституционного Акта Союзного государства...
67918. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 66 KB
  Основными видами административных правонарушений в сфере финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг выступают: 1 недобросовестная эмиссия ценных бумаг; 2 воспрепятствование осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом; 3 использование служебной информации на рынке ценных бумаг...