18381

Финансы предприятий и организаций

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Тема 6. Финансы предприятий и организаций Финансы предприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы ибо именно они составляют основу финансовой системы. Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные р

Русский

2013-07-08

186 KB

4 чел.

Тема 6. Финансы предприятий и организаций

Финансы предприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы, ибо именно они составляют основу финансовой системы. Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные ресурсы, однако они все же меньше финансов предприятий. Это следует уже хотя бы из того, что бюджеты государства и фондов на девять десятых формируются за счет части средств предприятий, а целое всегда больше частного. Финансы предприятия можно определить как фонды ресурсов, которые аккумулируются отдельным хозяйствующим субъектом для последующего распределения - государству, работникам, инвесторам (акционерам), контрагентам (в том числе участникам страхового рынка).

Финансы предприятий характеризуются:

  •  финансы предприятий (коммерческих и некоммерческих) – это исходное звено всей финансовой системы;
  •  наличием собственных доходов, прибыли (как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере);
  •  созданием стоимости именно в этой сфере, но только на предприятиях материального производства, и первичное ее распределение, а в других сферах происходит только перераспределение;
  •  в случае же некоммерческих организаций источник доходов – бюджет и внебюджетные фонды, однако, эти организации могут оказывать платные услуги и расходовать доходы от них только на основную деятельность;

1. Принципы корпоративных финансов представляют собой основополагающие правила, на которых базируется деятельность предприятия, по крайней мере, ее экономическая часть. Строго говоря, они представляют собой принципы функционирования экономики в целом, и в этом смысле связывают финансы предприятий с другими звеньями финансовой системы:

Обеспечение многообразия и защиты права собственности, наличие правовой защиты и регламентация основных прав и обязанностей. Говоря о принципе многообразия прав собственности, необходимо отметить, что основным видом является собственность частная. В большинстве стран она защищается законом, причем основным законом страны - Конституцией. Еще с древних времен применяются два основных способа защиты прав собственности - истребование имущества из незаконного владения (т.н. виндикационный иск) либо требование о прекращении нарушений прав собственника (т.н. негаторный иск). В настоящее время существуют многие другие способы, однако главное правило неизменно - частная собственность священна и неприкосновенна. Вместе с тем, нынешнее столетие явило образец неслыханного вмешательства государства не только в экономику в целом, но и в частнособственнические отношения, в частности. В юридической практике это явление получило название сервитутов, а в экономическом плане означает использование всех или части ресурсов предприятия иными субъектами

Присутствие спроса и предложения на рынках (капитала, труда, товаров и т.д.). Данный принцип раскрывается следующим образом: если финансы предприятий представляют собой отношений по аккумулированию и перераспределению денежных средств, то эти денежные потоки должны быть чем-либо обеспечены. Как правило, "приход" денежных средств обеспечивается продажей товаров (работ, услуг), а расход средств связан с заработной платой, налогами, закупкой следующей партии товаров для продажи или сырья для производства и т.д. Таким образом, финансы предприятия вряд ли способны нормально функционировать без наличия спроса и предложения на соответствующих рынках (товарных, сырьевых, трудовых и т.д.). Следовательно, одним из правил корпоративных финансов является необходимость наличия таких рынков и свободного на них доступа. В этом смысле указанный принцип неразрывно связан с принципами свободной конкуренции на рынках и автономии воли.

Свободное ценообразование на рынках, присутствие конкуренции. "Реклама - двигатель торговли" - это правило хорошо известно. Оно означает, что производитель или продавец должен бороться за контрагента или покупателя; причем сама борьба имеет два важных аспекта: (1) убедить потребителя в необходимости приобрести и (2) убедить его в своем превосходстве над конкурентами (иначе потребитель в полной уверенности в необходимости товара приобретет его не у компании А, а у компании В, а рекламные расходы А окажутся напрасными). Чистой конкуренции (т.е. полного равенства участников рынка, его открытости для прихода новых участников и выхода из него) практически не бывает. Однако функция государства как гаранта правовой защищенности хозяйствующих субъектов в том, чтобы максимально снизить негативные последствия той или иной монополизации рынка, а также содействовать установлению чистой конкуренции. В таком случае ценообразование будет стабильным и предсказуемым, что положительно отражается на финансовых потоках предприятия. Кстати говоря, это во многом справедливо и для рынков внутри предприятия, к примеру, трудовым ресурсам

Свобода договора, воли сторон, принятия решений, самостоятельность в осуществлении деятельности, подчиненность только своей прибыли. Этот принцип логично вытекает из принципа защиты частной собственности и гарантии многообразия собственности в целом. Невозможно заключать договоры с контрагентами, нанимать работников и развивать бизнес, если ты не самостоятелен в принятии всех этих и многих иных решений. Нельзя купить сырье, произвести товар и продать его с прибылью для себя, если предприятие не свободно в этом аспекте (что, у кого, когда, в каком объеме покупать; чего и сколько производить и продавать). Поскольку экономические отношения опосредуются договорами, соглашениями и т.д., именно свобода воли сторон договора является основой независимости принятия решений, что ведет к тому, что при желании максимизировать прибыль эти решения становятся все более и более рациональными. Этот принцип означает также, что бизнес - решения, как правило, принимаются собственниками (к примеру, акционерами) либо уполномоченными ими лицами (директора), а не "спускаются" предприятию сверху из главка или министерства

Правило самофинансирования и самоокупаемости, ведения деятельности за свой страх и риск. Ранее указывалось, что решение по поводу ведения деятельности принимаются, как правило, собственниками. Это значит, что они несут ответственность за это решение, рискуют своим капиталом, но и получают прибыль. Это логично: тот, кто вкладывает средства, рискует, но и получает добавочный капитал. Следовательно, финансирование расходов предприятия должно осуществляться за счет средств самого предприятия (либо привлеченных, но кредиты необходимо возвращать), т.е. его собственников. Подобное самофинансирование подразумевает больший риск (госбюджет не покроет непрофессионализм директора), большую ответственность, но и, как правило, большую прибыль. Причем прибылью приходится "делиться" только с государством - в виде налогов, но не надо отдавать вышестоящему комитету, министерству и т.д. Разумеется, это правило достаточно идеально и нередко нарушается на практике, но соблюдение принципа крайне важно

2. Роль финансов предприятий в перераспределении общественных благ

Мы рассматривали выше различные схемы взаимодействия звеньев финансовой системы и подчеркивали, что основной особенностью является перетекание финансовых ресурсов из одной сферы в другую с относительной легкостью. Это в полной степени справедливо для финансов предприятий и их взаимодействия с финансами бюджетов различных уровней, страхового рынка, внебюджетных фондов.

Представим себе рассматривавшуюся выше ситуацию с точки зрения всех звеньев финансовой системы. Предприятие А торгует с предприятиями В и С, товары продаются Иванову и Петрову, происходит страхование у компании D, уплачиваются налоги и т.д. Более того, на приведенном примере можно увидеть элементы того, как финансовая система взаимодействует с денежно-кредитной.

Разумеется, приведенная схема достаточно условна и несовершенна. Так, показаны не все финансовые потоки (налоги, кредиты, расчеты, в том числе, по заработной плате), не указаны ни центральный банк, ни территориальные бюджеты. Однако нашей задачей было показать примерную схему перелива средств. Особенно важно то, что схема показывает, как средства предприятий тем или иным образом попадают в государственный бюджет. Из него они затем расходуются на различные цели - вмешательство в экономику, оборону, социальную помощь, капитальное строительство, правоохрану и т.д. В какой-то степени кругооборот средств повторяется. Важно отметить то, что основой такого кругооборота и отчисления средств предприятий на финансирование общественных благ является расширенное воспроизводство, т.е. прибыль, получающаяся в результате действий предприятий.

3. Финансовое регулирование деятельности предприятий

Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил:

1) внешнее, т.е. государственное регулирование;

2) внутреннее, "корпоративное" регулирование. Последнее можно условно разделить на два вида:

(а) регулирование со стороны хозяев (акционеров) предприятия;

(б) его руководителей.

Финансовое регулирование со стороны акционеров

В учредительных документах предприятия (будь то акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество или производственный кооператив) может и должно быть зафиксировано правило о том, учредители (для упрощения будем именовать их акционерами) утверждают положение об учетной политике, финансовую (публичную) отчетность предприятия, одобряют совершение крупных и особо крупных сделок, а также участвуют в финансовом регулировании иным образом.

Так, законодательством закреплено, что только акционеры вправе принимать решение о внесении изменений в учредительные документы, изменении уставного капитала, размещении акций и т.д. Особо важным является то, что акционеры утверждают ревизора общества, счетную комиссию и финансовую отчетность. Дело в том, что контролировать не менее важно, чем непосредственно управлять, и финансовое регулирование в данном случае принимает форму контроля. Акционеры также утверждают аудитора общества, а сущность аудита заключается в проверке финансового состояния предприятия и представлении рекомендаций по возможным путям его улучшения. На основе этих рекомендаций акционеры смогут принять решение на ежегодном собрании о корректировке деятельности предприятия в ту или иную сторону, таким образом контроль непосредственно переходит в управление.

Финансовое регулирование со стороны руководства

Руководство предприятия (президент, директор, совет директоров и т.д.) осуществляет общее руководство деятельностью предприятия и, соответственно, функции финансового регулирования. Именно директору предприятия приходится выбирать, разрабатывать и рекомендовать акционерам утвердить положение об учетной политике, распоряжается средствами предприятия, в том числе денежными - на счетах, осуществляет руководство учетом и отчетностью. В этом отношении необходимо отметить основополагающее различие между видами учета предприятия:    (1) финансовым; (2) управленческим.

Финансовый учет предназначен для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, государственных органов и т.д.) и подлежит аудиторской проверке. Управленческий учет предназначен для самого руководства, является наиболее достоверным и может содержать информацию, составляющую коммерческую тайну.

Однако именно этот вид учета теснее всего связан с финансовым регулированием, так как содержит планы расходования средств, "увязку" этих планов с календарем поступления средств на предприятие, наиболее подробные и точные данные по себестоимости продукции (работ, услуг), кредиторской и дебиторской задолженности и т.д. и т.п. Через управленческий учет и планирование в наибольшей степени проявляется финансовое регулирование деятельности предприятия его руководством. Схематично различие между видами учета (и анализа бухгалтерской информации) можно представить следующим образом:

Учет для целей налогообложения Нормативная база Налоговое законодательство                                                                                                      Цель Рассчитать размер подлежащих уплате налогов                                                                                 Метод получения данных Обобщение данных, отраженных в документации (бухгалтерской, первичной)                                                                                                                                                     Отчетный период Годовой, квартальный и т.д. (прошлый период)                                                         Форма отчета Специально установленные формы                                                                          Получатель отчета Руководитель, налоговые органы

Финансовый учет Нормативная база Национальные стандарты учета, которые в той или иной степени базируются на общепринятых                                                                                                         Цель Записать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты и оценки                                                                                                                    Метод получения данных Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет)                                                                                           Отчетный период Годовой, квартальный и т.д. (прошлый период)                                                     Форма отчета Баланс, Отчет о прибылях и убытках, отчет о движении средств              Получатель отчета Все заинтересованные лица (акционеры, кредиторы и т.д.), руководство

Аудит и Внутренний контроль Нормативная база общепринятые аудиторские стандарты. Для внутреннего аудита могут использоваться свои, как правило, более "жесткие" стандарты                                                                                         Цель Выдать заключение относительно правильности и корректности учета. Для внутреннего учета - сообщить акционерам о добросовестности руководства                                                                    Метод получения данных Обобщение и анализ данных, представленных в отчетности, а также полученных в ходе проверки                                                                                                                 Отчетный период Годовой, а также двухлетний, в случае внутреннего аудита – любой                                                                                                                         Форма отчета Заключение                                                                                                              Получатель отчета Все заинтересованные лица, в первую очередь акционеры и кредиторы

Управленческий учет Нормативная база Экономическая целесообразность, т.е. калькуляция максимальной прибыли. Для этого используют различные методы                                                      Цель Упростить планирование и контроль, а также предоставить информацию для принятия решений                                                                                                                                                           Метод получения данных Определение хода и результатов деятельности в прошлом, настоящем и будущем, в зависимости от задачи                                                                                                          Отчетный период Любой период, в зависимости от задачи                                                                Форма отчета Бюджет, отчет о движении цен, отчет о выполнении, специальные аналитические отчеты                                                                                                                                                        Получатель отчета Руководитель, в некоторых случаях - сотрудники предприятия

Финансы предприятий и организаций

 Финансы экономических субъектов (ФЭС) – денежные отношения, связанные с формированием, накоплением, распределением денежных доходов у хозяйствующих субъектов и их использованием для выполнения обязательств перед собственниками, государством или финансово-банковской системой, а также на финансирование затрат на расширенное воспроизводство, социальное обслуживание и материальное стимулирование рабочих.

На финансовые отношения экономических субъектов влияет множество факторов: 1. Сфера деятельности экономического субъекта; 2. Способ хозяйствования;        3. Организационно-правовая форма; 4. Отрасль и др.

Все общественное производство делится на две сферы: Материальное производство; Нематериальное производство.

Материальное производство – это сфера общественного производства, в которой производится товар, создается стоимость.

Нематериальное производство – сфера общественного производства, в которой производятся услуги как особый вид товара. В нематериальном производстве отсутствует стадия обмена, т. к. услуга по своей природе нематериальна, поэтому она не может накапливаться и отчуждаться по мере создания.

В обеих этих сферах организации могут функционировать на коммерческой и некоммерческой основе. Основная цель организаций, функционирующих на коммерческой основе – получение прибыли. Некоммерческие организации своей целью имеют удовлетворение потребностей общества своей деятельностью. Как правило такая организация не получает прибыли от своей деятельности и не распределяет ее между участниками.

При функционировании коммерческих организаций в отраслях материального и нематериального производства, возникают следующие группы финансовых отношений:

  1.  Внутри организации по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;
  2.  Между организацией и другими экономическими субъектами, связанные с получением и уплатой штрафов, внесением паевых взносов, инвестированием средств, участием в распределении прибылей, получением дивидендов;
  3.  Между организацией и страховыми компаниями по поводу формирования страховых фондов;
  4.  Между организацией и государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов (платежи в бюджет, ВБФ и бюджетное финансирование);
  5.  Между организацией и вышестоящими управленческими структурами. Здесь происходит внутриотраслевое перераспределение финансов.

При функционировании некоммерческих организаций в сфере материального и нематериального производства возникают другие группы финансовых отношений:

  1.  Между учредителями данной организации по поводу формирования финансовых ресурсов и финансирования деятельности организации;
  2.  Между организацией и спонсорами;
  3.  Внутри организации по поводу формирования фондов заработной платы, экономического стимулирования и других фондов;
  4.  Между отраслевыми органами управления и подведомственными учреждениями и организациями по поводу формирования целевых денежных фондов в распоряжении некоммерческих организаций и использования отраслевых фондов;
  5.  Между некоммерческими организациями различных отраслей, в том числе и по поводу формирования и использования ВБФ;
  6.  Между организацией и государством по поводу уплаты обязательных налогов и платежей, если осуществляется коммерческая деятельность.

Финансы коммерческих организаций строятся по следующим принципам:

  1.  Хозяйственная самостоятельность. Этот принцип предполагает самостоятельность при определении сферы экономической деятельности, источников финансирования, направлений вложения своих временно свободных средств;
  2.  Самофинансирование. Это означает, что компенсация затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг, а также инвестирование в развитие производства осуществляется за счет собственных средств или за счет банковского или коммерческого кредита;
  3.  Материальная заинтересованность в результатах труда;
  4.  Материальная ответственность. Этот принцип предполагает наличие системы ответственности, т. е. финансовых санкций, за ведение и результаты хозяйственной деятельности;
  5.  Обеспеченность финансовыми резервами. Это связано с рисковым характером предпринимательской деятельности. Финансовый резерв (ФРЗ) – сознательно обособленная часть финансовых ресурсов, которая формируется у субъектов хозяйствования и государства и предназначена для восполнения недостатка или потери финансовых ресурсов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Принципы организации финансов некоммерческих организаций:

  1.  Сметное финансирование. Это означает, что покрытие затрат учреждений и организаций осуществляется в соответствии с утвержденной сметой;
  2.  Материальная заинтересованность в результатах труда;
  3.  Материальная ответственность за ведение и результаты деятельности;
  4.  Принципы хозяйственной самостоятельности и самофинансирования справедливы для некоммерческих организаций, которые не являются учреждениями, т. к. эти субъекты финансируются собственниками.

Реализация всех этих принципов требует от экономических субъектов развитой системы современных методов финансового планирования, сбалансированного по времени и гибкости поступления и использования всех видов ресурсов, а также обеспечения минимизации финансовых издержек, рациональных инвестиций, финансовой устойчивости предприятия и взаимосвязанности всех показателей деятельности организации.

Финансы коммерческих организаций.

Финансовые ресурсы коммерческой организации (ФРКО) – денежные доходы и поступления, которые находятся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначены для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат на расширенное воспроизводство, социальное развитие  и экономическое стимулирование работающих.

ФРКО могут формироваться за счет собственных средств, заемных и привлеченных  источников или поступать в порядке перераспределения.

К собственным средствам относятся:

  1.  ФРКО, сформированные при создании предприятия или при изменении величины УК: УК в денежной форме или добавочный капитал в денежной форме, сформированный за счет таких средств, как безвозмездные поступления, эмиссионный доход и т. д.;
  2.  ФРКО, сформированные за счет прибыли прошлых лет, в том числе: резервный капитал, специальные фонды, нераспределенная прибыль прошлых лет;
  3.  ФРКО, сформированные за счет прибыли отчетного периода, в том числе: прибыль от основной деятельности (реализации продукции, предоставления услуг, выполнения работ), прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, внереализационные доходы или расходы, доходы от финансовой и инвестиционной деятельности (участие в других организациях, получение процентов и дивидендов), доходы от прочей деятельности за вычетом расходов;
  4.  ФРКО, сформированные за счет других источников, в том числе: амортизационные отчисления по основным фондам, нематериальным активам и МБП, доходы, полученные в счет будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей, целевое финансирование и поступления, финансовые ресурсы, формируемые на паевых, долевых началах, другие виды доходов.

К заемным и привлеченным средствам относятся: Краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы; Кредиторская задолженность; Задолженность по дивидендам; Средства, мобилизуемые на финансовом рынке от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг.

К средствам, поступающим в порядке перераспределения, относятся: Страховые возмещения по наступившим страховым случаям; Финансовые ресурсы, поступающие по системе (концерны, ассоциации и т. д.); Бюджетные субсидии под госзаказ; Другие виды ресурсов.

Использование ФРКО:

  1.  Платежи органам финансово-банковской системы: (платежи в бюджет и ВБФ, уплата процентов за использование кредита, погашение ссуд, страховые платежи;
  2.  Инвестирование собственных средств в капитальные затраты, связанные с расширением и техническим обновлением производства;
  3.  Выплата дивидендов и процентов по собственным ценным бумагам;
  4.  Формирование денежных фондов поощрительного и социального характера;
  5.  Инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на финансовом рынке;
  6.  Использование ресурсов на благотворительные цели, спонсорство.

Специфика процесса формирования и использования денежных ресурсов зависит от: Величины предприятия; Состава учредителей; Сферы деятельности предприятия; Принадлежности к структурам технологической интеграции.

Отдельную категорию составляют финансовые институты:

Коммерческие банки;

Финансовые предпринимательские институты (специализированные, небанковские). Эти институты выполняют ограниченный перечень функций по мобилизации, накоплению и инвестированию денежного капитала. Они изначально ориентированы на работу с населением: пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды и компании, благотворительные фонды, предпринимательские союзы и др.

Страховые компании – организации, осуществляющие страхование и принимающие на себя обязательства возместить страхователю или другим лицам, участвующим в страховании, ущерб или выплатить страховую сумму.

Для всех этих институтов характерна денежная форма производимого товара и связанные с этим отношения.

Основные фонды (ОФ) – материальное выражение основных средств.

К ОФ относятся средства труда стоимостью на дату их приобретения свыше 100 МРОТ или сроком службы более 12 месяцев.

Основные средства (ОС) – денежные средства, инвестированные в ОФ производственного и непроизводственного назначения.

Роль финансов в кругообороте стоимости ОФ заключается в формировании и использовании целевых денежных фондов, которые предназначены для воспроизводства ОФ. Воспроизводство ОФ может быть простым и расширенным:

В зависимости от типа воспроизводства ОФ используются различные источники финансирования:

  •  Для простого воспроизводства ОФ основным источником является амортизационный фонд, который формируется за счет амортизационных отчислений, включаемых в себестоимость продукции. Простое воспроизводство ОФ также может осуществляться за счет резервного и страхового фондов.
  •  Для расширенного воспроизводства ОФ используются амортизационный фонд, прибыль, банковские кредиты, средства, мобилизуемые с финансового рынка.

Кругооборот стоимости ОФ включает 4 стадии:

  1.  Приобретение ОФ. ОФ принимаются на баланс по первоначальной стоимости;
  2.  Эксплуатация ОФ. Происходит износ ОФ и рассчитывается остаточная стоимость;
  3.  Начисляется амортизация и формируется амортизационный фонд для полного восстановления объектов ОФ. В условиях инфляции используется дефлятор для приведения стоимости ОФ к реалиям сегодняшнего дня;
  4.  Замена ОФ с помощью инвестирования финансовых ресурсов в новые ОФ.

Амортизация – процесс, при котором происходит перенесение стоимости постепенно снашивающихся ОФ на стоимость произведенной продукции и целевое накопление денежных средств с последующим их использованием для возмещения износившихся ОФ.

Источники расширенного воспроизводства: Собственные средства (УК, прибыль, др.); Привлеченные средства инвесторов; Заемные средства кредиторов; Ассигнования из бюджетов всех уровней; Средства ВБФ; другие источники.

Специфичными для ОФ являются источники: доходы от реализации выбывшего имущества; бюджетный налоговый кредит – отсрочка при уплате налогов.

Финансирование воспроизводства основных фондов может осуществляться в форме капитальных вложений, в разных формах аренды (с правом выкупа, лизинг) и за счет предоставления налоговых льгот.

Оборотные фонды (ОБФ) – натуральное выражение оборотных средств, средств труда, стоимостью на дату приобретения менее 100 МРОТ и со сроком использования менее 12 месяцев.

Оборотные средства (ОБС) – денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Классификация оборотных средств.

1. Оборотные производственные фонды: Производственные запасы, Незавершенное производство (НЗП) и расходы будущих периодов, Готовая продукция (обычно Нормируемые)

2. Фонды обращения: Денежные средства и средства в расчетах (обычно Ненормируемые)

Наличие ОБС, соотношение между различными группами собственных и заемных ОБС, эффективность использования ОБС характеризуется несколькими показателями:

  1.  Платежеспособность – способность государства, юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и других операций денежного характера;
  2.  Ликвидность – мобильность активов предприятия, которые обеспечивают фактическую способность бесперебойно оплачивать в срок все обязательства и предъявленные законные денежные требования;
  3.  Финансовая устойчивость – первый из главных характеристик стабильности финансового положения предприятия, она обеспечивается высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых финансовых ресурсов;
  4.  Оборачиваемость оборотных средств – показатель эффективности использования оборотных средств. Существуют два варианта этого показателя: скорость оборота – показывает количество оборотов за определенный период времени (обычно год). Этот показатель применяется при большом количестве оборотов в год, длительность одного оборота в днях – для производств с длительным циклом оборота.

Нерациональное использование оборотных средств, их недостаток, могут привести к банкротству предприятия.

Банкротство – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательства или по исполнению обязательств по уплате обязательных платежей.

К денежным обязательствам относятся: задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги; суммы займов с учетом процентов, подлежащие уплате должником.

К денежным обязательствам не относятся: обязательства перед гражданами; обязательства по выплате авторского вознаграждения; обязательства перед учредителями, участниками и должниками; неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств.

В настоящее время существуют следующие процедуры банкротства:

  1.  Досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником, учредителями, кредиторами и другими лицами в целях предотвращения банкротства;
  2.  Мировое соглашение – процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки причитающихся кредитору платежей или скидки с долгов;
  3.  Наблюдение. применяется к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании банкротом в целях сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Наблюдение прекращается с момента открытия конкурсного производства, введения внешнего управления или утверждения мирового договора;
  4.  Внешнее управление или судебная санация – процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему;
  5.  Конкурсное производство – процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Прибыль – один из основных источников обеспечения производства и социальных потребностей организации.

Прибыль (П) (в широком смысле) – разница между учтенными доходами и расходами в разрезе реализации продукции и прочих доходов и расходов.

Распределение Прибыли осуществляется на основе следующих принципов:

  1.  Первоочередное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом в лице государства в форме налогов и других обязательных платежей;
  2.  Максимальное обеспечение за счет Прибыли потребностей воспроизводства, включая формирование резервов;
  3.  Использование Прибыли на материальное стимулирование работников;
  4.  Направление Прибыли на социально-культурные нужды;
  5.  Обеспечение заинтересованности собственников и инвесторов коммерческой организации.

Порядок формирования и использования Прибыли коммерческой организации.

Выручка от реализации товаров, работ и услуг.

(-) НДС, акцизы, другие аналогичные платежи.

(=) Неттовыручка.

(-) себестоимость реализации товаров, работ или услуг.

(=) Валовая прибыль.

(-) коммерческие расходы.

(-) управленческие расходы.

(=) Прибыль (убыток) от реализации.

2. Операционные доходы и расходы.

(+) проценты к получению.

(-) проценты к уплате.

(+) доходы от участия в других организациях.

(+) прочие операционные доходы.

(-) прочие операционные расходы.

(=) Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности.

3. Внереализационные доходы и расходы.

(+) прочие внереализационные доходы.

(-) прочие внереализационные расходы.

(=) Прибыль (убыток) отчетного периода.

(-) налоги на прибыль.

(-) отвлеченные средства.

(=) Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.

В процессе планирования финансов коммерческой организации происходит:

  1.  соизмерения намечаемых затрат на осуществление деятельности с имеющимися возможностями;
  2.  определение направлений эффективного вложения капитала;
  3.  выявление внутрихозяйственных резервов увеличения размеров финансовых ресурсов;
  4.  оптимизация финансовых отношений с контрагентами, государством, банками, страховыми компаниями и др.;
  5.  осуществляется контроль за финансовым состоянием предприятия.

Для составления финансовых планов применяются различные методы: Нормативный; Балансовый; Планирование затрат по центрам ответственности; Экономический анализ; Денежных потоков; Много вариантности расчетов;

Качество и количество решаемых задач конкретизируется в перспективных, текущих (годовых) и оперативных финансовых планах.

  1.  Перспективный финансовый план. ПФП – это разработка финансовой стратегии предприятия, т. е. источники и направления долгосрочных инвестиций, ПФП – это разработка прогнозных документов.

Главным образцом ПФП является Бизнес план. Бизнес план (БП) – это документ, на основании которого инвестор или кредитор составляет свое мнение о фирме и принимает решение о предоставлении последней средств.

БП содержит все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия. В нем анализируются проблемы, с которыми может столкнуться предприятие.

К настоящему времени сложились следующие области применения БП: Подготовка инвестиционных заявок на получение банковских кредитов; Обоснование предложений по приватизации государственных и муниципальных предприятий; Разработка проекта создания предприятия; Выработка наиболее эффективных направлений деятельности; Составление проспектов эмиссий ЦБ; Привлечение иностранных инвестиций.

Финансовая часть БП содержит следующие расчеты: прогноз финансовых результатов; расчет потребности в дополнительных инвестициях и формировании источников финансирования; модель дисконтированных денежных потоков; расчет порога рентабельности.

  1.  Текущий финансовый план. ТФП определяет финансовые процессы на предприятии в рамках одного года. Это план движения денежных средств, в том числе амортизационных отчислений, планирование прибыли и др. ТФП может составляться в форме баланса доходов и расходов на год с поквартальной разбивкой.

Баланс доходов и расходов коммерческой организации:

1. Доходы и поступление средств – все финансовые ресурсы, кроме полученных от кредитных учреждений и государства в разрезе отдельных видов доходов и поступлений.

2. Расходы и отчисления – это использование финансовых ресурсов на расширение производства, экономическое стимулирование, социальное развитие, на благотворительные цели. НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ

3. Кредитные взаимоотношения с банковскими учреждениями - это полученные и уплаченные ссуды, кредиты, займы и проценты

4. Взаимоотношения организации с бюджетом и внебюджетными фондами (это целевое финансирование за счет средств бюджета и ВБФ; это платежи в бюджет и внебюджетные фонды)

Разделы 3 и 4 – балансирующие. Превышение платежей в Бюджет и ВБФ должно соответствовать разнице доходов и расходов с учетом кредитных взаимоотношений.

  1.  Оперативный финансовый план. ОПФ – позволяет осуществлять ежедневный контроль за движением финансовых ресурсов предприятия. Это осуществляется с помощью платежного календаря, налогового календаря, кассового плана, расчета потребности в краткосрочном кредите и других аналогичных документов.

Текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов можно осуществлять с помощью составления иерархической системы бюджетов предприятия. Такая система включает в себя систему бюджетов структурных подразделений предприятия и систему сводного бюджета деятельности предприятия.

В систему бюджетов структурных подразделений входят следующие функциональные бюджеты:

  1.  Бюджет фонда оплаты труда (платежи в ВБФ и часть налоговых отчислений);
  2.  Бюджет материальных затрат – основная часть сторонних платежей предприятия;
  3.  Бюджет потребления энергии – аналогично №3;
  4.  Бюджет амортизации – определяет инвестиционную политику предприятия;
  5.  Бюджет прочих расходов – экономия на наименее важных расходах;
  6.  Бюджет погашения кредитов – позволяет осуществлять операции по погашению кредитов и займов в соответствии с графиком платежей;
  7.  Налоговый бюджет – все налоги и обязательные платежи в бюджет, ВБФ и составляется только в целом по предприятию.

Все эти бюджеты консолидируются в сводный бюджет структурного подразделения.

Также составляются бюджеты коммерческих расходов, управленческих расходов, отчет о прибылях и убытках.

При составлении финансового бюджета разрабатываются следующие документы: Инвестиционный бюджет; Бюджет потока денежных средств – кассовый бюджет; Баланс.

Сводный бюджет коммерческой организации.

Доходы и поступления (Выручка от реализации продукции и от прочей реализации, Доходы от внереализационных операций, Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода, Кредиты и займы).

Расходы. (Налоги, подлежащие уплате в бюджет, Заработная плата, Платежи во внебюджетные фонды, Закупка сырья и материалов).

Составление сводного бюджета организации позволяет определить объем финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения платежеспособности предприятия.

Все рассмотренные аспекты планирования можно сконцентрировать в общем бюджете коммерческой организации. Этот документ представляет собой количественное определение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленной перед предприятием задачи. Этот общий бюджет состоит из следующих обязательных документов:

  1.  Прогноз отчета о прибылях и убытках.
  2.  Прогноз отчета о движении денежных средств.
  3.  Прогноз баланса.

При составлении бюджетов рекомендуется применять различные методики диагностики финансового состояния предприятия и составлять эти бюджеты на краткосрочную перспективу.

Финансы некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации создаются по следующим причинам:

  1.  Для удовлетворения отдельных потребностей граждан, которые обусловлены культурным уровнем и личностью человека, а именно общественно-значимых потребностей, т. е. для осуществления государственного обязательного бесплатного обеспечения, исходящего из государственных гарантий в области среднего образования, медицинского обслуживания. Также для удовлетворения индивидуальных потребностей: отдых, продолжение образования, обеспечение жилищных условий, социальная поддержка.
  2.  Для осуществления трудовых и других интересов рабочих по средствам профессиональных союзов, политических партий, общественных движений.
  3.  Для реализации творческого потенциала граждан (творческие союзы).
  4.  Для осуществления благотворительной деятельности – добровольной, бескорыстной деятельности, осуществляемой как физическими, так и юридическими лицами с целью социальной поддержки и защиты граждан, охраны окружающей среды и других целей, которые разрешены законом. Эта деятельность осуществляется по средствам выделения материальной помощи, грантов, иных видов предоставления средств нуждающимся гражданам и юридическим лицам. Однако оказание поддержки коммерческим организациям, политическим партиям, движениям, группам и компаниям не является благотворительной деятельностью. Благотворительная деятельность осуществляется благотворительными организациями.

Благотворительные организации (БО) – это некоммерческие, неправительственные организации, которые создаются для реализации благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

БО могут создаваться в трех формах: общественная организация (объединение); фонд; учреждение.

Перечисленные цели создания некоммерческих организаций обуславливают специфику источников финансирования:

  1.  Из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов финансируются потребности, имеющие общественное значение;
  2.  За счет средств организаций  и граждан, т. е. физических и юридических лиц, финансируются индивидуальные потребности;
  3.  За счет средств граждан, заинтересованных в реализации нижеприведенных видов потребностей, финансируются профессиональные, творческие и другие аналогичные потребности.

Некоммерческие организации не имеют своей целью извлечение прибыли, но в соответствии с законодательством могут заниматься предпринимательской деятельностью в разрешенных пределах в виде предоставления дополнительных к основной деятельности платных услуг. Они могут выступать учредителями коммерческих организаций, могут организовывать филиалы и представительства, если это способствует достижению целей данной некоммерческой организации. Полученные в результате предпринимательской деятельности средства должны направляться на реализацию основной деятельности данной некоммерческой организации.

Классификация некоммерческих организаций.

Общественные организации и объединения (Политические партии, Профессиональные союзы, Религиозные организации, Общественные движения, Некоммерческие партнерства, Автономные некоммерческие организации, Ассоциации, Союзы, Органы общественной самодеятельности);

Потребительские кооперативы;

Фонды;

Учреждения.

Особенность функционирования некоммерческой организации в том, что она, как правило, не может распоряжаться средствами и имуществом, переданными ей по смете. Участники некоммерческой организации не сохраняют прав на средства и имущество, переданное ими организации (кроме некоммерческого партнерства).

Цели функционирования, некоммерческий характер финансовых отношений, организационно правовые формы – все это определяет специфику формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческой организации – денежных средств, мобилизуемых из различных источников для осуществления и расширения деятельности некоммерческой организации.

Негосударственные некоммерческие организации могут формировать свои финансовые ресурсы за счет: вступительных и членских взносов (если есть членство); взносов учредителей; добровольных взносов, пожертвований, спонсорских взносов; доходов от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является данная некоммерческая организация; доходов от платных мероприятий; других поступлений, не запрещенных законом.

Финансовые ресурсы негосударственных некоммерческих организаций могут использоваться в следующих целях: Уставная деятельность; Выполнение программ и мероприятий, на которые поступили средства целевого финансирования; Финансирование предпринимательской деятельности в разрешенных пределах; Международная деятельность; Содержание штата; Капитальное строительство и ремонт и др.

Государственные некоммерческие организации – бюджетные учреждения.

Бюджетное учреждение (БУ) – это организация, созданное органами власти РФ для осуществления управленческих, социокультурных, научных и других функций некоммерческого характера. Деятельность БУ финансируется из бюджета соответствующего уровня или из ВБФ на основании сметы доходов и расходов. БУ – это организация, наделенная государственным имуществом на праве оперативного управления и не имеющая статус казенного предприятия.

Финансовые ресурсы БУ формируются за счет:

  1.  Бюджетных средств;
  2.  Внебюджетных средств: целевые и безвозмездные поступления от органов государственной власти всех уровней, предприятий, учреждений, физических лиц (для расчетов с молодыми специалистами, направленными на работу после окончания учебы, на выплату целевых стипендий учащимся, на выплату целевых социальных пособий и компенсаций, на укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социальной защиты населения и др); за сбор лома черных и цветных металлов, и тд и тп; средства, зарабатываемые учащимися в организациях; средства, выделенные шефствующими организациями; безвозмездные поступления; средства, поступившие от родителей за содержание детских учреждений и питание; за оказание дополнительных услуг, не относящихся к предпринимательской деятельности; за реализацию материальных ценностей; иные средства, не предусмотренные сметой;
  3.  Средства от предпринимательской деятельности, разрешенной законом;
  4.  Средства, полученные во временное пользование;
  5.  Средства от государственных ВБФ: на выплату пенсий и пособий, на медицинское обслуживание населения, на другие мероприятия.

Финансовые ресурсы БУ могут расходоваться исключительно на:

  1.  оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  2.  перечисление страховых взносов в государственные ВБФ;
  3.  трансферты населению, установленные законодательством;
  4.  командировочные и другие компенсационные выплаты работникам;
  5.  оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  6.  оплату товаров, работ и услуг в соответствии с учрежденными сметами без заключения контрактов.

Некоммерческие организации составляют смету – основной вид финансового плана; свод доходов и расходов учреждения и документ внутрифирменного планирования затрат. Смета может отражать источники доходов и баланс доходов и расходов. Финансовое планирование в любой форме составляется на год с поквартальной разбивкой. Негосударственные некоммерческие организации при планировании используют методику составления финансовых планов как коммерческих, так и бюджетных организаций, а значит они могут иметь календарь платежей.

Особенности финансового плана некоммерческих организаций: расходы разделяются по группам в соответствии с бюджетной классификацией и указываются объемы бюджетных и внебюджетных средств по статьям расходов.

Финансы субъектов хозяйствования без образования юридического лица.

Граждане РФ имеют право заниматься предпринимательской деятельностью БОЮЛ – 34 ст. ГК, при этом под предпринимательской деятельностью понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или иного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юр. лица. Существуют следующие формы ПБОЮЛ: индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

От хозяйствующего субъекта отличают следующие особенности: Не имеет права использовать наемный труд, но может использовать труд членов семьи, а также заключать с физ лицами договор гражданско-правового характера.

Финансовые ресурсы ПБОЮЛ – это денежные доходы, поступления и накопления находящиеся в распоряжении физ. лица, ведущего предпринимательскую деятельность, для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому самостимулированию и улучшению результатов деятельности.

В состав предпринимательского дохода включаются все виды дохода полученные от предпринимательской деятельности. При уплате подоходного налога с физ лиц доход предпринимателя уменьшается на сумму выплат и льгот, предусмотренных законодательством РФ, а также на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением доходов.

В состав расходов могут входить: материальные затраты, амортизационные отчисления, износ нематериальных активов и расходы на оплату труда.

Из совокупного дохода не исключаются расходы: На личные нужды, По уплате налогов и иных сборов, По уплате членских взносов, платежей по страхованию, когда это непосредственно не связанно с осуществлен предпринимательской деятельности, а также предусмотренных законом, Штрафы, Убытки понесенные в процессе осуществления деятельности, Не связанные с извлечением доходов или опоследующие его получение, Не подтвержденные документально.

Законодательством РФ предусмотрены взаимоотношения между предпринимателем и государством: Налогообложение вмененного дохода от розничной торговли и других определенных видов деятельности (оказание бытовых услуг физ лицам, а также парикмахерских, медицинских, косметических услуг, аудиторских, ветеринарских, репетиторство, преподавательство и т. п. (число работников до 50 ),

Вмененный доход – потенциально возможный доход за вычетом потенциально необходимых затрат. Расчет осуществляется с совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода. Данные берутся в ходе статистического исследования в ходе проверок гос. органов, а также независимых организаций. Оценивается не реальная, а потенциальная величина дохода, которая зависит от следующих факторов: тип населенного пункта, место осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта, характер местности, удаленность от транспортных развязок и остановок пассажирского транспорта, характер реализуемых товаров, ассортимент продукции, качество предоставляемых услуг и сезонность, количество занимаемых помещений, суточность работ, производственное оборудование, возможность использования дополнительной инфраструктуры, количество видов деятельности

Реально полученный предпринимательский доход может отличаться от расчетной величины вмененного дохода.

Предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности может быть признан банкротом по решению суда.

Установлен соответствующий порядок удовлетворения требований: удовлетворение требований граждан за нанесенный физический вред, вред жизни или здоровью, а также алиментов, расчеты по выплате пособий и оплате труда и выплате вознаграждений, удовлетворение требований кредиторов, задолженность в Бюджет и ВБФ, расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом

Основы финансового анализа деятельности предприятий и эффективности функционирования их финансов

Для того, чтобы предприятие функционировало, т.е. продолжало существовать, необходимо, как минимум, чтобы расходы по ведению деятельности (постоянные и переменные, прямые и накладные, связанные с самой деятельностью и налоги, - все, вне зависимости от классификации) покрывались доходами. Уже из одной этой посылки следует несколько финансовых показателей: себестоимости, валовой выручки, чистой прибыли. Кроме того, хозяева предприятия захотят услышать от руководителя ответ на следующий вопрос: получили ли мы по итогам такого-то периода деятельности предприятия больше доходов, чем могли бы получить, если бы вложили деньги в другое дело? Какова рентабельность предприятия? Это еще один показатель, который характеризует размер доходности вложений инвесторов. Кредиторов наверняка заинтересует получение ответа на еще один, крайне важный для них вопрос: сумеет ли предприятие расплатиться с долгами по кредиту, который руководитель предприятия просит в банке? Какова ликвидность предприятия, т.е. сколько рублей собственных средств обеспечивают рубль, полученный от кредитора? Контрагентов предприятия (к примеру, крупных и ценных для него поставщиков) может также заинтересовать вопрос о том, как быстро предприятие может расплачиваться по долгам, и, если такая возможность по каким-либо снижается, то насколько быстро предприятие восстановит ее.

Это всего лишь некоторые примеры логического выведения финансовых коэффициентов и показателей. Существует колоссальное множество подобных показателей, среди которых производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и многие другие, причем некоторые являются производными от подобных "простых" коэффициентов и показателей.

Чем лучше поставлена финансовая работа на предприятии, тем, по видимому, больше показателей будет рассчитываться, и тем более полным и точным будет анализ деятельности, а степень прогноза на будущее - выше. То же самое относится к аудиторам общества - чем более масштабную работу они проведут по анализу показателей и коэффициентов, тем более весомую картину получат от них акционеры на собрании, после которого акции либо упадут, либо поднимутся в цене. Анализ финансовой отчетности предприятия может производиться с целью выявления структурных компонентов и показателей (это так называемый вертикальный анализ) - так, к примеру, определяется, какова удельная стоимость основного капитала, а в нем - основных средств. Анализироваться может и изменение тех или иных показателей за год, что именуется горизонтальным анализом. В этом случае пользователи информации получают сведения об изменениях в тех или иных показателях за год или иной период, в том числе, в процентом отношении. К примеру, акционеры завода могут одобрить представляемый директором отчет, где содержатся сведения о том, что стоимость машин оборудования предприятия за год возросла, а незавершенного строительства - снизилась. Весьма важным является трендовый анализ, то есть выявление общих, глобальных направлений в деятельности предприятия. Обычно это означает обобщение и анализ показателей за достаточно длительный период времени и с включением как можно большего количества отчетных периодов.

Как указывалось выше, предприятие (в случае управленческого учета и планирования), его акционеры (в случае внутреннего контроля и внешнего аудита) может самостоятельно использовать неограниченное количество показателей. Как правило, в крупных и известных компаниях так и происходит. Однако наряду с этим подходом существует необходимость рассчитывать, как минимум, три показателя, предписанные законодательством:

Коэффициент текущей ликвидности Степень обеспеченности срочных обязательств предприятия оборотными средствами (Оборотные активы - расходы будущих периодов) / (кредиторская задолженность + краткосрочные кредиты и займы) Норматив>, = 2

Коэффициент обеспеченности собственными средствами Обеспеченность финансовой устойчивости собственными оборотными средствами (Величина собственных оборотных средств / Стоимость запасов) Норматив >, = 0,1

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности Скорость восстановления устойчивого финансового положения 0,5 х (Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода + Период восстановления (утраты) платежеспособности / (Продолжительность отчетного периода х (Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода - Коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода))   Норматив  1

Если из бухгалтерской отчетности следует, что какой-либо из нормативов не выполнен, то структура баланса считается неудовлетворительной. Это означает, что у налоговой инспекции предприятия появляется формальное основание инициировать процедуру признания предприятия банкротом, у акционеров предприятия появляются серьезные претензии к деятельности директора, у кредиторов возникает желание отозвать назад кредит, да и в целом престиж предприятия падает.

Помимо финансовых показателей за какой-либо отчетный период, может возникнуть потребность рассчитать доходность того или иного проекта. К примеру, директор предприятия на очередном собрании акционеров после доклада об итогах и показателях вносит предложение об инвестировании средств предприятия в строительство дочернего предприятия. Это предложение должно быть подкреплено расчетами, которые затем будут неоднократно проверяться акционерами и их доверенными лицами. Каковы методики и основные показатели анализа в этом случае?

Не вызывает сомнения, что оценке подлежит, прежде всего, эффективность проекта, способность принести большую, нежели иные проекты, прибыль. Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Различаются следующие основные показатели эффективности проекта:

1) показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

2) показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для госбюджета;

3) показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное измерение.

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Она может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам дисконтирования и расчета текущей стоимости.

При осуществлении проекта выделяется три вида деятельности: инвестиционная (1), операционная (2) и финансовая (3). В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi(t) и отток Оi(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через фi(t):

фi(t) = Пi(t) - Оi(t), где (i = 1, 2, 3).

Потоком реальных денег ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета).

ф(t) = [П1(t) - О1(t)] + [П2(t) - О2(t)] = ф1(t) + ф2(t).

Сальдо реальных денег b(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности (также на каждом шаге расчета).

b(t) = ф1(t) + ф2(t) + ф3(t).

При расчете потоков реальных денег следует иметь в виду принципиальное отличие понятий притоков и оттоков реальных денег от понятий доходов и расходов. Существуют определенные номинально - денежные расходы, такие как обесценение активов и амортизация основных средств, которые уменьшают чистый доход, но не влияют на потоки реальных денег, т.к. номинально - денежные расходы не предполагают операций по перечислению денежных сумм. Все расходы вычитаются из доходов и влияют на сумму чистой прибыли, но не при всех расходах требуется реальный перевод денег. Такие расходы не влияют на поток реальных денег.

С другой стороны, не все денежные выплаты (влияющие на поток реальных денег) фиксируются как расходы. Например, покупка товарно-материальных запасов или имущества связана с оттоком реальных денег, но не является расходом.

Учет инфляции при подсчете ф(t) и b(t) производится путем вычисления входящих в них элементов в прогнозных ценах.

С целью обеспечения сравнимости результатов расчета и повышения надежности расчетной оценки эффективности инвестиционного проекта рекомендуется:

1) определять поток реальных денег в прогнозных ценах с использованием тех денежных единиц (рублей, долларов и т.д.), которые фактически будут его образовывать в соответствии с проектом;

2) вычислять интегральные показатели эффективности в расчетных ценах;

3) производить расчет при разных вариантах набора значений исходных данных. Минимальный набор исходных данных, подлежащих варьированию, должен включать в себя: цены реализации продукции; издержки производства; общие инвестиционные затраты; нормы запасов и задолженностей; проценты за кредиты.

Пределы варьирования исходных данных определяются на стадии технико-экономического исследования инвестиционных возможностей. Отдельным вопросом является прогноз инфляции по видам затрат и результатов и оценка пределов ее изменения.

Экономическая эффективность

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении): конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей произведенной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими предприятиями - участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта; социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах; прямые финансовые результаты; кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на обусловленную реализацией проекта консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций. Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и/или о государственной поддержке проектов.

В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех российских участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одних и тех же затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников. В этой связи не включаются в расчет:

(1) затраты предприятий - потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей - других участников проекта;

(2) амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемым другими участниками;

(3) все виды платежей российских предприятий - участников в доход государственного бюджета, в том числе - налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений указанных норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении;

(4) проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реализации инвестиционного проекта;

(5) затраты иностранных участников.

Основные средства, временно используемые участниками в процессе осуществления инвестиционного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов: остаточная стоимость основных средств на момент начала их использования включается в единовременные затраты; на момент прекращения использования единовременные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств; арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются: региональные (отраслевые) производственные результаты - выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта - предприятиями региона (отрасли), за вычетом потребленной этими же или другими участниками проекта - предприятиями региона (отрасли); социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (на предприятиях отрасли); косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона (предприятиями отрасли). В состав затрат при этом включаются только затраты предприятий - участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли) также без повторного счета одних и тех же затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне предприятия (фирмы) в состав результатов проекта включаются: производственные результаты - выручка от реализации произведенной продукции, за вычетом израсходованной на собственные нужды; социальные результаты в части, относящейся к работникам предприятия и членам их семей. В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты предприятия без повторного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

При реализации крупномасштабных проектов с участием иностранных государств, оказывающих существенное воздействие на экономику других государств или на состояние мирового рынка, целесообразно убедиться в мирохозяйственной эффективности проекта. В этих целях рекомендуется определить интегральный мирохозяйственный экономический эффект проекта. Соответствующий расчет проводится с использованием мировых цен на все виды продукции, товаров и услуг. При этом в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении): конечные производственные результаты (выручка от реализации произведенной продукции, за вычетом потребляемой всеми предприятиями - участниками); социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку во всех затрагиваемых проектом регионах; косвенные финансовые результаты (обусловленные реализацией проекта изменения доходов российских и иностранных сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на обусловленную реализацией проекта консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций). В состав затрат проекта в этом случае включаются текущие и единовременные затраты всех участников реализации проекта (российских и иностранных), исчисленные без повторного счета одних и тех же затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников. В этой связи не включаются в расчет: затраты предприятий - потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей - других участников проекта; амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемые другими участниками; все виды платежей предприятий - участников в доход государственных бюджетов, в том числе - налоговые платежи, экспортные и импортные пошлины. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе мирохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений указанных норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении; проценты по кредитам государственных и коммерческих банков, включенных в число участников реализации проекта. Для пересчета затрат на оплату труда (по российским и иностранным предприятиям - участникам) в мировые цены используется коэффициент пересчета.

Вопросы для самопроверки

1. Финансы предприятий

2. Принципы корпоративных финансов

3. В чем заключается финансовое регулирование предприятия со стороны его акционеров?

  1.  В чем заключается финансовое регулирование предприятия со стороны руководства
  2.  Формы учета
  3.  Финансы экономических субъектов
  4.  Финансы коммерческих организаций
  5.  Собственные и заемные средства
  6.  Основные и оборотные фонды
  7.  Амортизация
  8.  Банкротство
  9.  Прибыль
  10.  Финансовый план
  11.   Финансы некоммерческих организаций
  12.  Финансы ПБОЮЛ
  13.   Показатели экономической эффективности в результатном проекте.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3738. Суть фінансів, їх функції та роль 65.5 KB
  Виникнення та розвиток фінансів зумовлювалися зростанням продуктивних сил у суспільстві, насамперед товарно-грошових відносин як необхідної форми економічного життя для досягнення певного рівня суспільного добробуту. Своїй досконалості й завер...
3739. Идеализм Платона. Место Платона в истории филисофии 82.5 KB
  Идеализм Платона. Место Платона в истории философии. Платоновская идеалистическая диалектика развивалась в борьбе против материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей, а также против античной софистики. Как и всякая великая ...
3740. Определение длины электромагнитной волны методом дифракции Фраунгофера 40.5 KB
  Определение длины электромагнитной волны методом дифракции Фраунгофера Цель работы: Исследовать явление дифракции электромагнитной волны. С помощью дифракционной решетки проходящего света измерить длины электромагнитных волн видимого диапазона...
3741. Диагностика новообразований личности подростка 490.5 KB
  Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым.
3742. Учёные-ядерщики В истории советского атомного проекта 70.5 KB
  Ученые-ядерщики в истории советского атомного проекта Введение Обширный массив публикаций по истории создания ядерного оружия в СНГ, особенно мемуаров ветеранов атомного проекта и интервью с ними, появившихся в последние годы, впервые открыл реальну...
3743. Понятие и содержание ученического договора 74.5 KB
  Ученический договор является одним из институтов трудового права. Это соглашение между работодателем и работником, предусматривающее их обязанности. В нем должно быть закреплены обязательные условий, также могут включаться дополнительные ус...
3744. Мировые масштабы и направления потоков интеллектуальной миграции 53 KB
  Мировые масштабы и направления потоков интеллектуальной миграции По оценкам, к началу третьего тысячелетия в мире насчитывалось около 168 млн. иммигрантов, из которых не менее половины были нелегалами. По данным МОТ, в конце 90-х годов общее число...
3745. Вознаграждение персонала и другие меры поощрения 157 KB
  Стимулирование работы сотрудников осуществляется на двух уровнях. Первый уровень - это стимулирование каждого работника, а второй - стимулирование всего коллектива работников. На том и другом уровне управляющий должен определить, каков долж...
3746. Допуск членов экипажей к полётам 26.5 KB
  Допуск членов экипажей к полётам. Члены экипажей ВС могут быть допущены к самостоятельному выполнению заданий при условии: наличия пилотского свидетельства (лицензии пилота) соблюдения режима предполётного отдыха соблюдения норм лё...