18413

Функциональный и структурный метод анализа

Лекция

Логистика и транспорт

Лекция 6 Функциональный метод анализа структуры каналов распределения развился в результате попыток дать логистическое объяснение всему маркетинговому процессу в целом. Он основан на определении функций сбыта главная функция сбыт продукции с их последующей д

Русский

2013-07-08

201 KB

9 чел.

Лекция 6

Функциональный метод анализа структуры каналов распределения  развился в результате попыток дать логистическое объяснение всему маркетинговому процессу в целом.  Он основан на определении функций сбыта (главная функция — сбыт продукции), с их последующей декомпозицией и привязкой к соответствующим механизмам и исполнителям.

Структурный метод основан на идентификации структуры каналов распределения, анализе связей и взаимодействия в канале. Д. Бауэрсокс  выделяет три структурные категории распределительных каналов:

каналы для единичных сделок;

обычные каналы;

добровольные объединения.

Рисунок 4.6 наглядно демонстрирует структурную классификацию распределительных каналов по степени осознанной взаимозависимости участников.

                                              

Зависимость

Добровольные объединения, обусловленные деловыми связями делятся на:

административные системы;

партнерства и союзы;

контрактные системы;

совместные предприятия.

     Такая классификация выявляет различия между структурами, обусловленными потребностями конкретных сделок, и структурами, опирающимися на деловые связи. В структурах первого типа взаимозависимость участников минимальна или вовсе отсутствует. Участники таких каналов не отвечают друг за друга. Единственным основанием для передачи собственности служат здесь законы и обязательства, регулирующие процесс купли-продажи. Каналы второго типа (строящиеся на деловых связях) содержат в себе более широкие возможности для развития межорганизационного сотрудничества.

      Систематизация методов анализа и проектирования сбытовых каналов, с точки зрения ограничений и перспектив их использования в практической деятельности приведена в табл. 4.2.

                                                                                                                               Таблица 4.2

  Систематизацня методов анализа и проектирования сбытовых каналов с точки зрения ограничений и перспектив  использования на практике

Наименование метода

Основное содержание метода

Ограничения использования

Преимущества и перспективы использования

 Институционально-описательный

Идентификация, описание и классификация всех возможных посреднических институтов в канале

Отсутствие требований к классификационным признакам.

Отсутствие оценочных параметров анализа и проектирования посреднических институтов

Наличие доступного формализованного механизма описания посреднических институтов

Графический

Графическое представление возможных каналов распределения по типу сырья или товара

Отсутствие оценочных параметров анализа и проектирования каналов распределения. Невозможность отражения зигзагов канала распределения.

Отсутствие механизма выбора наиболее эффективного канала

Возможность расположения участников каналов распределения в соответствии с движением товарно-материального потока (в логистической последовательности).

Наглядность отображения многообразных связей распределительного канала

Метод группировки продуктов

Определяет детальную структуру канала распределения применительно не к отдельному продукту, а к той или иной группировке продуктов.

Объединяет описание посреднических институтов со схематичным отображением основных каналов перемещения собственности (конгломерат институционально-описательного и графического методов)

Метод слишком специфичен, чтобы пользоваться им для общего проектирования сбытовых каналов.

Требует очень хорошего знания предметной области.

Схемы трудны для реализации и анализа. Отсутствует механизм проектирования распределительных каналов

Полезен в нестандартных ситуациях, при наличии сложившихся групп продуктов и каналов их распределения

Продолжение таблицы 4.2

Наименование метода

Основное содержание метода

Ограничения использования

Преимущества и перспективы использования

Функциональный

Последовательное построение схемы бизнес-процесса в виде декомпозиции функций до неделимых операций, на входе и выходе которых отражаются: материальные и информационные объекты, используемые ресурсы, организационные единицы

Субъективность детализации операций и, как следствие, большая трудоемкость адекватного построения бизнес-процессов.

Описание процессов не устанавливает жестких рамок синтаксиса, что может привести к созданию неполных или противоречивых моделей. Использование при анализе и проектировании сбытовых каналов требует высокой квалификации разработчика

Графическая простота и наглядность.

Возможно использование при решении локальных логистических задач при анализе и проектировании простых сбытовых каналов

Структурный

Идентификации структуры каналов распределения, анализ связей и взаимодействия в канале

Сложность в выявлении чистых структурных форм в силу переплетения и смешения разных структурных образований в рамках одного канала

Возможность выявления специальных факторов повышения  эффективности логистической цепи за счет структурных преобразований

Очевидно, что основным и общим недостатком всех приведенных методов является отсутствие реального инструментария для оценки рациональности сложившегося положения и возможности разработки оптимальных механизмов распределения.

      В основе всех методов лежит субъективная (интуитивная, экспертная) оценка рациональности каналов распределения. Для нивелирования этого недостатка следует определить факторы и критерии оптимальности выбора сбытовых каналов и определить последовательность действий в ходе анализа и проектирования последних.

8. Комплексная методика создания логистической сбытовой цепи (ЛСЦ)

      Производитель и потребитель представляют собой исходную и конечную точки движения материальных потоков в системе сбытовой логистики. Эти два элемента связаны между собой распределительным каналом. Как было отмечено выше, распределительный канал — это частично упорядоченное множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя). Множество, о котором идет речь, является частично упорядоченным до тех пор, пока не определяются конкретные участники (субъекты) и звенья (пункты трансформации) процесса продвижения материального потока от продуцента к потребителю. Когда это происходит, логистический  канал принимает вид логистической цепи.

      Таким образом, логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) — это упорядоченное (оптимизированное) множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).  

      Следует подчеркнуть, что в сбытовой логистике оптимизация цепей продвижения материального потока является ключевым (и одновременно самым сложным) управленческим решением, которое самым непосредственным образом влияет на все другие решения, связанные с управлением потоковыми процессами.

      Методика проектирования любого процесса основывается на первоначальном выборе последовательности действий с последующим наполнением этих действий организационными, ограничительно-целевыми, оптимизационными и информационными решениями.

      Структура процесса формирования ЛСЦ базируется на традиционном алгоритме процесса принятия управленческих решений, который включает организационную фазу (связанную с анализом действующей и проектированием желаемой сбытовой цепи) и эксплуатационную (мониторинг процесса функционирования сформированной цепи).

       Другими словами организационная фаза включает стадии предпроектной подготовки и непосредственного проектирования, а эксплуатационная фаза концентрируется в стадию внедрения.

Основными процедурами, реализуемыми на стадии предпроектной подготовки, являются идентификация действующей сбытовой сети и укрупненное построение идеальной. Идеальная сеть отличается от реальной отсутствием системы ограничений, факторов и условий, которые имеют место в действительности относительно конкретного объекта исследования.

На практике формирование системы сбыта происходит чаще всего методом проб и ошибок. Нередко организации бросают все силы на поиск какого-либо нестандартного решения, эффективность которого оказывается в конечном итоге невысокой.

      Тем не менее, существует апробированный подход к формированию системы каналов, который не только значительно облегчает стадию разработки, но и позволяет комплексно учесть требования конкретного потребителя. Он состоит в превентивном построении идеальной системы каналов.

      Для этого на нижнем уровне системы позиционируются типовые требования субъекта к поставщикам данного вида продукции или услуг, например, самая низкая цена на рынке, способность предоставить кредит, способность оперативно доставлять небольшие партии товара, предоставление консультаций по установке и использованию и т. д.

      Затем определяется совокупность поставщиков, которые могут наилучшим образом удовлетворить данную потребность. Допустим, быструю доставку небольших партий может обеспечить посредник, находящийся в том же регионе, что и клиент. А потребитель, который ищет самую низкую цену, скорее всего не нуждается в дополнительных услугах, а готов самостоятельно звонить производителю товара. Таким образом, постепенно вырисовывается система каналов, которая идеально и адекватно отвечает нуждам всех значимых групп покупателей.

      Чрезвычайно важным этапом является сравнение идеальной структуры с реально существующей, а также формулировка и анализ специфичных условий рынка, государственных и прочих ограничений, которые затрудняют функционирование идеальной системы. Очевидно, что эффективность реальной сбытовой цепи тем выше, чем лучше совпадают варианты схем. Если же идеальная система идентична реально существующей, то, вероятно, направления совершенствования следует искать в организационных механизмах взаимодействия внутри каналов, в повышении квалификации персонала сбытовой сети на разных уровнях горизонтальной и вертикальной иерархии.

    Предпроектная подготовка завершается разработкой задания на проектирование, в котором укрупнено излагаются и обосновываются основные проектные мероприятия.

 Стадия проектирования включает следующие этапы разработки логистической сбытовой цепи (ЛСЦ):

  •  идентификация продуцентов и потребителей материального потока;
  •  выбор типа и основных характеристик каналов сбыта (селективного или эксклюзивного, мощности канала, его ширины, длины и т. д.);
  •  определение уровней канала;
  •  формирование маршрутов движения материального потока;
  •  организационно-правовые взаимоотношения участников ЛСЦ;
  •  экономическое обоснование ЛСЦ.

    Определяющими моментами (так называемыми реперными точками)  процесса  формирования ЛСЦ являются:

  •  выбор посредников (уровней ЛСЦ);
  •  определение критериев оптимальности и ограничений ЛСЦ.


     Выбор уровней ЛСЦ требует первоначальной выработки показателей и их оценки. Следует подчеркнуть, что оценка может проводиться как на уровне продуцента товарно-материального потока, так и на уровне пункта
 трансформации или любого другого звена ЛЦ. Критерии выбора посредников, а также показатели оценки по выбранным критериям приведены в табл. 4.3.

                                                                                                               Таблица 4.3

                   

                       Систематизация критериев выбора и показателей оценки уровней ЛСЦ

Критерий выбора уровней ЛСЦ

Показатели оценки критерия

Имидж

Наличие узнаваемой торговой марки (бренда).

Наличие положительного имиджа компании в глазах партнеров, покупателей, различных организаций.

Число PR- и промоушн-акций, презентаций и т. п. за определенный период.

Степень совпадения представлений значимости посредника с потребительской оценкой

Возможности в сфере сбыта

Доступ к региональным рынкам сбыта.

Широта охвата целевых групп потребителей.

Возможные объемы продаж

Состояние развития

Платежеспособность

Потребность в дополнительных оборотных средствах.

Объем складских площадей

Количество единиц автотранспорта

Количество и квалификация персонала

Наличие партнеров и контрпартнеров

Техническое оснащение

Ассортимент услуг и условия работы

Комплекс и виды оказываемых логистических услуг.

Возможности и условия сроков и объемов поставок

Наличие конкуренции между посредниками

Количество посредников на разных пунктах трансформации (в горизонтальном разрезе)

Количество посредников на уровнях сбытового канала (в вертикальном разрезе)

Наличие формализованных правил взаимодействия

Наличие договоров.

Структура договора.

Сроки действия договоров

Условия и порядок поставок (логистика поставок) и политика транспортирования

Обеспечение выбора наиболее дешевых способов доставки.

Минимизация порожних поездок.

Использование соответствующей транспортной тары.

Соблюдение сроков поставок.

Организация доставки небольших (крупных) партий в большое число торговых точек

Политика кредитования

Рейтинг кредитоспособности

Широта диапазона условий оплаты

Наличие механизма предоплаты

Наличие механизма взятия на реализацию

Неденежные формы расчетов

Сроки проведения расчетных операций

Требования по сопровождению, сервисному и гарантийному обслуживанию

Наличие услуг подобного рода

Уровень качества услуг

Стоимость услуг

Обеспечение портфеля дополнительных услуг

Ассортимент и значимость дополнительных услуг (например, финансовых — продажа в кредит; страховых — страхование, лизинг; информационных и пр.)

Связь ценообразования и мотивации посредников

Наличие научно обоснованной системы ценообразования у продуцента

Возможности маневра в дифференциации цен у посредника (основной и дополнительный товары)

Наличие системы скидок и надбавок в зависимости от условий поставок

      Как уже отмечалось выше, выбор конкретных посредников — исходный пункт построения СЛЦ. В этом ракурсе показательна история, о которой сообщалось прессе в начале 90-х гг. XX в. Крупнейший отечественный производитель грузовых автомобилей «КамАЗ» поставил в Польшу партию машин. Поляки немедленно перепродали их в Южную Корею по цене, вдвое превышающей ту, которую запросил «КамАЗ». Южная Корея  после небольшой косметической доводки грузовиков перепродала их в Латинскую Америку по стоимости в полтора раза выше польской. В итоге «КамАЗ» из-за неверного выбора посредника недосчитался как минимум трех четвертей своей прибыли.

    Самыми популярными на сегодняшний день критериями являются условия и порядок поставок (логистика поставок) и политика транспортирования. Количество вариантов здесь очень велико, начиная от самовывоза и заканчивая хорошо организованными поставками с использованием оптимальных транспортных схем: выбор наименее затратных способов доставки, минимизация порожних поездок, использование соответствующей транспортной тары, соблюдение сроков поставок, что особенно важно при организации доставки небольших партий скоропортящегося товара в большое число торговых точек. Довольно часто доставка товара является сопутствующей услугой, которая повышает привлекательность поставщика.

      Значимым критерием является связь ценообразования и мотивации посредника. Речь идет о ценовой политике производителя во взаимосвязи с интересами посредника. Зачастую ценообразование происходит не систематично, а практически случайным образом. В худшем случае цена привязана к средней стоимости по отрасли или рассчитывается по простой формуле «себестоимость + прибыль». При расчете цен необходимо учитывать ряд условий: жизненный цикл товара, его уникальность, ценность для потребителя, известность марки, цены конкурентов, наличие дополнительных поддерживающих услуг. Кроме базовой стоимости продукта, имеет смысл говорить о дифференцированных ценах на группы товаров. Зачастую номенклатура продукции расширяется, чтобы предложить покупателю ряд смежных товаров, т. е. проводится ассортиментная политика.

      Дифференциация цены подразумевает возможность сбывать отдельный товар либо по средней стоимости, либо по заниженной, либо по цене, превышающей среднюю. Производитель, варьируя цены, может привлечь дополнительное число покупателей. В этой связи важно разделять товар на основной и дополнительный, стоимость которого отличается с минусом или плюсом от среднерыночной. Наглядный пример — сбыт станков для бритья фирмы «Жиллетт». Станок стоит в розницу около 3—5 долл., и фирма, возможно, теряет (с учетом всех затрат на производство и продвижение) на реализации каждого из них. Упаковка одноразовых лезвий к этому станку стоит 4—10 долл. Потери от реализации каждого станка десятикратно компенсируются прибылью от продажи лезвий.

     Второй вид дифференциации — скидки за объем, период оплаты, надбавки за срочность поставки. Расчет рациональной цены на товар требует учета многих факторов, и стоимость должна быть дифференцированной.

     В основе любой оптимизационной модели (именно к этому виду моделирования относится ЛСЦ) лежит определенный критерий оптимальности. В данном случае, учитывая многоуровневость и гибкость ЛСЦ, в качестве критерия оптимальности (главного оценочного показателя) следует выбрать компромисс (оптимальное соотношение) между уровнем логистического сервиса потребителей и величиной логистических издержек (затратами на его осуществление).

Коэффициентом эффективности ЛСЦ является отношение логистических затрат субъекта к полученным результатам.

Отдельно требуется остановиться на проблеме определения и вычленения логистических затрат ЛСЦ.

   Затраты ЛСЦ изменяются в широком диапазоне за счет использования разных факторов. В среднем они составляют от 30 до 70% от себестоимости производства, а по данным некоторых аналитиков могут доходить до 300% и более по различным отраслям и компаниям.

      Затраты ЛСЦ можно укрупненно разделить на:

  •  на создание и управление запасами;
  •  транспортные расходы;
  •  трансакционные затраты (поиск субъектов логистической цепи сбыта, оформление договоров, передача прав собственности и др.).

      Для количественного определения динамики издержек следует провести сопоставление комплексных и постатейных затрат ЛСЦ на формирование различных вариантов ее построения (совершенствования).

      В  заключение сформулируем «три золотых правила» сбытовой логистики:

  1.  ЛСЦ должна проникать, как можно глубже к точкам конечного сбыта, использоваться как можно чаще и осуществлять транспортировку на как можно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц (transaction units), обеспечивающих получение как можно больших вместимостей.
  2.  В ЛСЦ необходимо использовать минимальное количество TU (transaction units) независимо от их вместимости.

      Минимальное количество TU согласуется с концепцией количества оборота этих единиц, т. е. количества раз, когда эти TU могут быть предоставлены потребителям вовремя. Это подразумевает интенсивное использование оборудования для технологической обработки указанных единиц и наличие инфраструктур, заинтересованных в эксплуатации TU при перевозке многими видами транспорта.

      Применение данного правила требует, чтобы в сфере сбыта производились сравнительные оценки эффективности возможных сценариев на макро- и микроуровнях.

    3. Стационарный склад (если нельзя избежать его создания) должен располагаться в центре ЛСЦ: компромисс между близостью к исходному производственному процессу и к конечным торговым точкам.

      В идеальном случае, когда темпы производства и потребления примерно одинаковы, возможен нулевой запас. В реальных же условиях избежать запаса  практически нельзя. Применение этого правила открывает возможности выбора его месторасположения — на местном рынке или у продуцента. Другими словами, необходим выбор между скоростью и надежностью сбыта.

Тема 5

Управление запасами в логистических системах

Управление запасами оказывает серьезное воздействие на деятельность организации в целом. С одной стороны, дефицит сырья или готовой продукции может привести к большим убыткам на производстве или потере доли рынка, с другой — перенасыщение складов запасами приводит к их моральному устареванию, порче, а также к неэффективному вложению оборотных средств предприятия. Достаточно сказать, что на производственных предприятиях с неэффективным управлением запасами может быть заморожено до 80% оборотных средств. Подходы к решению данных проблем мы рассмотрим в этой главе.

Целью раздела является дать целостное представление об управлении запасами в логистической системе, выработать общие навыки решения практических задач управления запасами на предприятии.

Задачи раздела: познакомиться с понятием «запасы в логистической системе»; рассмотреть стратегическую роль запасов в деятельности организации; рассмотреть основные модели управления запасами; представить методические основы проектирования эффективной логистической системы управления запасами; научиться решать типовые задачи управления запасами в организации.

Глоссарий

Запасы — материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления, форма существования материального потока, имеющая место в определенное время в определенном месте.

Политика управления запасами — что закупать, когда, в каких объемах,  политика  распределения  продукции  между распределительными  центрами.

Уровень обслуживания — продолжительность исполнения заказа и норма удовлетворения спроса.

Текущий запас — соответствует уровню запаса в любой момент учета.

Страховой (гарантийный) запас — запас, который позволяет обеспечивать потребность организации на время предполагаемой максимально возможной задержки поставки.

Запасы в пути — запасы, которые находятся в пути или ждут транспортировки.

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Точка заказа – объем запаса, по достижении которого осуществляется заказ.

1. Сущность и роль товарно-материальных запасов в логистике

    Запасы - это материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления, форма существования материального потока, имеющая место в определенное время  в определенном месте.

Функции запасов:

  •  географическая специализация может реализовываться путем создания распределительных центров (как сырья, так и готовой продукции) с целью обеспечить более полную комплектацию грузовых отправок, более короткие сроки исполнения заявок. Повышает эффективность распределенных производств;
  •  консолидация ресурсов реализуется путем накопления запасов на каждой стадии производственного процесса, а также в процессе доставки товаров клиенту, обеспечивая эффективность за счет транспортировки экономически выгодными партиями и минимизации тарифов, предоставления более полного ассортимента товаров, страхования предприятия от неопределенности. Повышает эффективность на отдельном предприятии;
  •  уравновешивание спроса и предложения — между спросом и предложением может существовать разрыв во времени, например сезонные колебания: валенки производят круглый год, а покупают в основном к зиме, и наоборот картофель собирают осенью, а потребляют в течение всего года. Кроме того, существуют и другие виды разрывов, например пиковый спрос перед праздниками на деликатесы заставляет торговые предприятия готовиться к этому заранее;

защита от неопределенности — создание страховых и буферных запасов с целью сгладить случайную неравномерность потребления запасов. Запасы защищают от двух видов неопределенности:

превышения спроса над ожидаемым уровнем в рамках функционального цикла (покупатель заказывает больше, чем планировалось);

колебания продолжительности функционального цикла (вследствие задержек поставок товара, сбоев и т. д.).

Однако помимо выполнения своих функций запасы могут оказывать отрицательное влияние на деятельность организации, если их уровень выше необходимого. Затраты на содержание запасов бывают следующих видов:

капитальные затраты — зависят от процента на инвестированный в запасы капитал, размер которого может колебаться от ставки рефинансирования ЦБ до нормы доходности активов предприятия. Это важный параметр, поскольку от установленного процента будут зависеть все вычисления, связанные с эффективностью вложений в запасы;

страхование — стоимость страховки зависит от стоимости запасов, их характеристик, условий хранения и т. д.;

износ и списание — в процессе хранения продукция может портиться, а также морально устаревать. Важно в расчетах учитывать только издержки, связанные с хранением на складе, не зависящие от ошибок в планировании производства и сбыта;

расходы на хранение — расходы на аренду склада или содержание складских помещений, наем персонала, ремонт или закупку техники и т.д.

Главные затраты на содержание запасов — это вложенный в них капитал. Наличие запасов на 1 млн. долл. означает, что 1 млн. долл. никуда не вкладывается и на долгое время фактически исключается из оборотного капитала (если коэффициент оборачиваемости склада низкий).

1.1. Место логистики запасов в логистической системе предприятия

Запасы присутствуют на всем протяжении логистической цепочки (рис. 5.1). Осуществляя свои функции, они обеспечивают надежное функционирование логистической системы.

 

    Задачей управления запасами является оптимизация объемов, ассортимента и мест размещения запасов.

1.2. Виды запасов

      Характер и структура запасов зависят от положения предприятия в канале распределения продукции.

      По месту их использования запасы делятся на:

  •  в производстве — сырье, детали, незавершенная и готовая продукция. Являются источником долговременного риска для компании, особенно в ситуации динамично изменяющихся рынков:

   - сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо);

   - товары, находящиеся на стадии изготовления (незавершенное производство);

   - готовая продукция;

  •  в оптовой торговле — готовая продукция закупается большими партиями, а продается маленькими. Если существуют ярко выраженные сезонные колебания, оптовики вынуждены этот спрос сглаживать. Особенно сложно управлять запасами в оптовой торговле в условиях растущего ассортимента и непредсказуемых потребительских предпочтений;
  •  в розничной торговле — розничные торговцы несут затраты на представление и продажу продукции потребителю, кроме того, они рискуют в случае невозможности продажи продукции. Розничные продавцы склонны «выталкивать» запасы на предыдущие уровни канала распределения (оптовых продавцов и производителей), требуя от них быстрой доставки товаров широкого ассортимента. Особенно это характерно для крупных сетей супер- и гипермаркетов.

Также можно разделить запасы в зависимости от их целевого назначения на следующие категории:

  •  технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной отрасли логистической системы в другую;
  •  текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;
  •  резервные (страховые, «буферные»), иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса» (к этой категории относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом).

1.3. Стратегия и тактика управления запасами организации

Главная цель управления запасами — не допустить дефицита производства.

Основные понятия:

политика управления запасами — что закупать, когда, в каких объемах, как осуществлять распределение между центрами;

уровень обслуживания — продолжительность исполнения заказа и норма насыщения спросом.

При наличии дефицита запасов существуют три вида возможных  издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их отрицательного  влияния:

  •  издержки в связи с невыполнением заказа (задержка с отправкой заказанного товара) — дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся  товарно-материальных запасов;
  •  издержки в связи с потерей сбыта — в случаях, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую организацию (такие издержки измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);
  •  издержки в связи с потерей заказчика — в случаях, когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик переключается на другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с компанией).

Первые два вида издержек относятся, очевидно, к числу так  называемых «временных издержек компании в результате принятия альтернативного курса». Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные и соответствующие издержки тоже. Однако для организации очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности.

      Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных заказов.

 

2. Основные модели управления запасами

Текущий запас — соответствует уровню запаса в любой момент учета.

Страховой (гарантийный) запас — запас, который позволяет обеспечивать потребность организации на время предполагаемой максимально возможной задержки поставки.

Запасы в пути — запасы, которые находятся в пути или ждут транспортировки.

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Точка заказа – объем запаса, по достижении которого осуществляется заказ.

ТЗ = D х Т + SS, (1)

где ТЗ - точка заказа;

       D – спрос (среднедневной спрос потребностей);

       T - средняя продолжительность доставки;

        SS - объем страхового запаса.

      Виды контроля состояния запасов:

  •  непрерывный (в каждый момент времени мы можем точно определить объем запасов на складах) — влечет за собой дополнительные издержки, связанные с постоянным контролем запасов;
  •  периодический (периодически производится инвентаризация и выявляется реальное состояние запасов) — менее затратный, но может привести к дефициту в случае, если запасы закончились до инвентаризации;
  •  смешанный (за наиболее важными запасами установлен непрерывный контроль, за менее важными — периодический) — позволяет отслеживать критические запасы (например, дорогостоящие комплектующие, участвующие в производстве) и периодически контролировать менее важные запасы (например, запасы канцелярских товаров).

2.1. Модель управления запасами с фиксированным размером заказа

      Основной параметр моделиразмер заказа.

      Он вычисляется единожды и больше не изменяется, поэтому правильное его определение является важной логистической задачей. Вычисленный по формуле Вильсона, он может быть скорректирован специалистом по логистике с учетом оптимальности загрузки транспортного

средства, скидок, особенностей промышленной упаковки и т. д.

Если мы заказываем продукцию редко, но большими партиями, возникают затраты, связанные с хранением и порчей продукции, если заказываем часто — возникают затраты, связанные с транспортировкой маленьких партий, отсутствием оптовых скидок и т. д. Таким образом, главный критерий оптимизации в данном случае — минимизация совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа.

На совокупные затраты влияют три фактора;

используемая площадь складских помещений;

издержки на хранение запасов;

стоимость оформления заказа.

где Q — оптимальный размер заказа, шт.;

А — затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.;

S — потребность в заказываемом продукте за определенный период, шт.;

W— затраты на хранение единицы запаса, руб./шт.

Затраты на поставку заказа (А х [объем заказа]) включают в себя:

стоимость транспортировки заказа;

затраты на дополнительные условия поставки (страхование, таможенные пошлины и т. д.);

стоимость контроля исполнения заказа;

затраты на оформление заказа (документация, телефонные переговоры, а также командировочные расходы, связанные с данной  поставкой).

Затраты на хранение запасов (Wx [объем запаса]).

Время между  определением  потребности  и  пополнением запасов обычно складывается из следующих составляющих:

время, необходимое покупателю на заказ;

время, необходимое поставщику на отгрузку материалов;

время движения материалов от поставщика к заказчику;

время на разгрузку и складирование.

Данная система является наиболее подходящей для запасов со следующими характеристиками:

высокая удельная стоимость предметов снабжения;

высокие издержки хранения материально-технических запасов;

высокий уровень ущерба, возникающего в случае отсутствия запасов;

скидка с цены в зависимости от заказываемого количества;

относительно непредсказуемый или случайный характер спроса.

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85129. Нумерація трицифрових чисел. Табличне множення. Задачі на зведення до одиниці 224.36 KB
  Нумерація трицифрових чисел. Ознайомити учнів з підручником математики для 4 класу; повторити нумерацію трицифрових чисел зв\'язок дій додавання і множення таблицю множення; удосконалювати вміння розвязувати задачі на зведення до одиниці. Повторення нумерації трицифрових чисел. Назвіть цифру спільну для чисел кожного стовпчика і поясніть що вона означає в тому чи іншому випадку.
85130. Нумерація трицифрових чисел. Записування чисел під диктовку. Розкладання чисел на розрядні доданки 38.96 KB
  Повторити способи читання і записування трицифрових чисел, значення цифри залежно від її місця у запису числа, розкладання чисел на розрядні доданки, таблицю ділення; розвивати уміння розвязувати задачі двома способами, знаходити значення виразів зручним способом.
85131. Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел. Знаходження значень буквених виразів. Розміщення відрізків на площині і в просторі 69.07 KB
  Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел. Повторити прийоми письмового додавання і віднімання трицифрових чисел ділення і множення круглих чисел; удосконалювати вміння знаходити значення буквених виразів розвязувати задачі на знаходження третього доданка; закріпити поняття про вертикальне і горизонтальне положення відрізків. Заміни додавання множенням. З даного виразу на додавання склади ще один вираз на множення.
85132. исьмове множення на одноцифрове число. Дії над величинами. Круглі числа 126.45 KB
  Повторити прийоми письмового множення трицифрового числа на одноцифрове; удосконалювати обчислювальні навички, вміння розв\\\'язувати складені задачі.
85133. Ділення з остачею. Письмове ділення на одноцифрове число. Задачі на застосування письмового ділення на одноцифрове число 85.19 KB
  Формувати навички ділення з остачею; закріплювати знання табличного ділення; вправляти у письмовому діленні на одноцифрове число, розвязуванні задач на застосування письмового ділення на одноцифрове число.
85134. Вправи на знаходження частини числа. Письмове ділення на одноцифрове число. Задачі, які включають знаходження частини числа 241.33 KB
  Формувати вміння розвязувати задачі, які включають знаходження частини числа; закріплювати навички ділення трицифрового числа на одноцифрове.