18415

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ

Лекция

Логистика и транспорт

Лекция 10 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ Цель раздела: изучение теоретических и методических аспектов информационного обеспечения логистического процесса знакомство с практикой и методами организации и управления информационными потоками в логист...

Русский

2013-07-08

804 KB

210 чел.

Лекция 10

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ

Цель раздела: изучение теоретических и методических аспектов информационного обеспечения логистического процесса, знакомство с практикой и методами организации и управления информационными потоками в логистических системах, основами функционирования логистических информационных систем, современными информационно-коммуникационными технологиями в логистике.

Глоссарий

Данные — первичные сведения, получаемые в результате прямого наблюдения за событием в каком-либо объекте, в виде чисел, знаков и слов.

Знания — информация, обработанная и воспринятая отдельным индивидуумом.

Информационная логистика — наука о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении на основе логистических правил (повышения релевантности информации в нужном объеме, в нужное время, в нужном месте и с оптимальными издержками).

Информационные стандарты характеризуют структуру и вид документов, которые должны быть переданы по информационной сети.

Информационный процесс — процесс, в котором информация рассматривается в качестве основного объекта с определенной последовательностью изменений.

Информация — сведения, полученные после соответствующей переработки данных, которые раскрывают содержание чисел, символов, слов, описывающих то или иное событие.

Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования сигнала и скорость передачи данных.

Логистическая информационная система (ЛИС) — целостный комплекс программно-технических средств и регламентов их функционирования для создания интегрированного информационного пространства и обеспечения эффективной деятельности логистической цепи.

Логистический информационный поток — сложившееся или организованное в пределах ЛИС движение информации в определенном направлении при условии, что у этих данных есть общий источник и общий приемник (например, совокупность сведений, передаваемых и одного звена логистичсской системы (отдел закупок) — источника в другое (производственный отдел) — адресат).

Электронный бизнес — осуществление организацией большей части бизнес-функций электронными средствами (в частности, с помощью электронной торговли, осуществляемой через он-лайновые сетевые службы).

1. Роль и значение информации в логистике

      Еще несколько лет назад основные проблемы, которые стояли перед идеологами логистических систем, лежали в области физических (материальных) потоков товаров и сырья. Информации отводилась вторичная роль. Под информационным обеспечением физического процесса движения товаров от поставщика к потребителю подразумевалась лишь сопроводительная информация. Основной тенденцией в совершенствовании современных процессов управления является признание приоритетности его информационной сущности.

1.1. Место информационных ресурсов в системе поточных процессов организации

      Известно, что любая производственно-хозяйственная организация имеет пять основных типов ресурсов, которыми она должна управлять как соответствующими потоками:

  •  человеческие;
  •  материальные;
  •  технические (включая оборудование и энергию);
  •  финансовые;
  •  информационные.

   Зарубежные специалисты называют первые четыре реальными, или физическими, ресурсами, последний —- концептуальным ресурсом. Именно концептуальный ресурс является объектом исследования информационной логистики.

      Более того, многие аналитики сегодня процесс управления трактуют как процесс управления информационными ресурсами. Особенно актуальна такая трактовка для логистических систем, учитывая их особенности, связанные с необходимостью интеграции и координации именно информационных потоков.

Процесс управления = процесс управления информационными ресурсами

1.2. Виды информационных ресурсов

и типовые функции информационных процессов

Как видно из рис.8.1, информационные ресурсы состоят из «данных» (или «сведений»), «информации» и «знаний».

Данные — это первичные сведения, получаемые в результате прямого наблюдения за событием в каком-либо объекте, в форме чисел, символов, знаков и слов. Как правило, это любые количественные, качественные, описательные характеристики рассматриваемого объекта, отражение окружающей действительности.

Информация — это сведения, полученные после соответствующей переработки данных, которые раскрывают содержание чисел, символов или слов, описывающих то или иное событие. Другими словами, информация — это интерпретированные данные независимо от формы их представления, циркулирующие в каналах коммуникации.

Знания — информация, обработанная и воспринятая отдельным индивидуумом.

Совокупность действий, производимых с информационными ресурсами, синтезируемыми логистической системой, и видов информации приведена на рис. 8.2.


Информационный процесс — это процесс, в котором информация рассматривается в качестве основного объекта с определенной последовательностью изменений.

В ходе реализации информационного процесса при трансформации данных в информацию и знания осуществляются следующие типовые функции управления информацией:

сбор информации в местах ее возникновения;

обработка и анализ информации;

накопление информации и ее хранение;

транспортировка информации.

1.3. Иерархия и состав информационных решений в логистике

    Главное назначение информационных систем в логистике – интеграция и координация процессов в логистической цепи. Интеграция опирается на четыре уровня информационного обеспечения:

  •  обслуживание сделок (выполнение логистических функций и операций);
  •  управленческий контроль;
  •  анализ решений;
  •  стратегическое планирование.

На рис. 8.3 изображена иерархия информационных решений в логистике.

 

1.4. Принципы формирования логистической информации

      Для того, чтобы логистическая информация адекватно отвечала требованиям логистических систем и эффективно поддерживала процесс управления и оперативного контроля, она должна опираться на соответствующие принципы, заложенные в основу ее формирования:

  •  доступность;
  •  точность;
  •  своевременность;
  •  оперативность реагирования на сбои и отклонения;
  •  гибкость;
  •  наглядность.

 Доступность. Прежде всего, важна легкость доступа к логистической информации.

 В частности, любой организации постоянно нужна информация о прохождении заказов и наличии запасов. Сведений такого рода обычно бывает в изобилии, но они либо хранятся на бумажных носителях, либо их трудно извлечь из компьютерной памяти из-за несогласованности ведения  баз данных.

От быстрого доступа к информации зависят отзывчивость к запросам потребителей и возможность совершенствования управленческих решений. Так, потребитель в любой момент вправе потребовать, чтобы его оповестили о наличии запасов и перспективах исполнения его заказа. Но у доступности информации есть и другой, более общий аспект: нередко необходима информация о состоянии заказов вне связи с конкретным менеджером, клиентом или местом, где происходит обработка того или иного заказа. Децентрализованность логистических операций требует, чтобы информация была доступна для считывания и обновления из любого места страны и даже мира. Это позволяет уменьшить неопределенность хозяйственной деятельности, планирования и управления.

Точность. Логистическая информация должна точно отражать и текущие значения, и динамику функциональных показателей, таких, как  прохождение заказов и уровень запасов.

Для бесперебойной работы системы логистики нужно, чтобы оценки запасов, выдаваемые информационной системой, совпадали с фактическим уровнем не менее чем на 99%. Если такой степени точности достичь не удается, приходится держать страховые запасы, которые выполняли бы роль буфера для защиты от неопределенности. Как и в случае с доступностью, более высокая точность информации уменьшает неопределенность и потребность в запасах.

Своевременность. Своевременность измеряется промежутком времени между моментом, когда происходит какое-либо событие, и моментом, когда оно находит отражение в информационной системе.

Например, в некоторых ситуациях системе требуются часы или даже дни, чтобы опознать новый заказ как реальный запрос на поставку, и все из-за того, что заказ не всегда попадает непосредственно в базу данных о предъявленном спросе. Из-за такой задержки в распознавании предъявленного спроса  эффективность планирования снижается, а объем запасов увеличивается.

Другой пример того, как важна своевременность, связан с обновлением информации о составе запасов, когда продукция переходит из разряда «незавершенки» в разряд «готовых продуктов». Даже если товарно-материальный поток непрерывен, информация может обновляться с разными интервалами — ежечасно, в конце смены или в конце рабочего дня. Лучше всего, естественно, обновлять информацию в режиме реального времени, но это не самое простое решение: оно требует очень тщательного ведения базы данных. Своевременности обновления информации способствуют штриховое кодирование, сканирование и электронный обмен данными.

Своевременность информации важна не только для оперативного управления запасами, но и для управленческого контроля, осуществляемого на основе ежедневных или еженедельных отчетов. Своевременный контроль позволяет вносить коррективы в работу, когда еще есть время исправить ситуацию или минимизировать убытки. В общем, своевременная информация сокращает неопределенность и помогает вовремя выявлять проблемы, что уменьшает потребность в запасах и способствует принятию более надежных решений.

  Оперативность реагирования на сбои и отклонения. Несмотря на постоянное повышение уровня автоматизации информационных систем, многие из них требуют, чтобы решения в экстремальных ситуациях принимались менеджерами самостоятельно, в результате анализа и интуиции. Причина в том, что предпосылки многих решений неформализованы, поэтому их принятие не может обойтись без активного участия пользователей информационной системы. Лучшие ЛИС умеют обнаруживать такие «экстренные» ситуации автоматически. Благодаря этому менеджеры имеют возможность сосредоточить внимание на наиболее трудных и не поддающихся автоматическому решению задачах.

Гибкость. Способность удовлетворять информационные потребности как пользователей, так и конечных потребителей. Информационная система должна представлять данные в соответствии с особыми запросами потребителей.

Структура информационной системы должна  предусматривать возможность своего развития в ответ на периодически возникающие потребности предприятия, причем совершенствование без чрезмерных расходов и без полной замены программного обеспечения.

Наглядность. Выходные документы и отчеты должны быть должным образом оформлены, т. е. содержать нужную информацию и в нужной форме.

Например, ЛИС часто выдают на монитор диаграмму, отражающую наличие какого-то продукта в отдельном распределительном центре.  Такая подача данных означает, что клиентам при поиске источника снабжения нужно просмотреть информацию о наличии этого продукта во всех распределительных центрах компании. Скажем, если их пять, то нужно рассмотреть и сопоставить пять диаграмм. При разумном оформлении экранного изображения информация о наличии продукта во всех пяти распределительных центрах будет размещена на одной картинке, что намного облегчает потребителям задачу поиска.

Резюмируя вышесказанное, следует сказать, что в логистике информация является одним из ключевых факторов сохранения конкурентоспособности. Сегодня для этого мало просто иметь логистическую информационную систему. Конкурентоспособность в настоящем и в будущем обеспечит лишь такая информационная система, которая способна предоставить информационную поддержку не только базовых логистических операций, но и управленческого контроля, анализа оперативных решений и стратегического планирования. В правильно организованной ЛИС информация должна быть легкодоступной, точной и своевременной. К тому же система должна оперативно реагировать на сбои, быть гибкой и выдавать информацию в удобной для пользования (наглядной) форме.

1.5. Понятие, цель и задачи информационной логистики

      Приоритетными носителями управленческого воздействия в любых организационных структурах являются информационные процессы, распространяющиеся в пространстве и во времени. Информационные модели бизнес-деятельности организации и ее окружения определяют возможность эффективного взаимодействия и направленности на конечный результат. Но именно в логистических системах актуализируется необходимость информационного взаимодействия участников цепи поставок в реальном масштабе времени с оптимальными затратами. Решение обозначенной проблематики реализуется в относительно новой отрасли научных знаний — информационной логистике.

Говоря об информационной логистике, следует прежде всего определиться с сутью данного понятия.

      Информационную логистику можно рассматривать, с одной стороны, как систему управления информационными ресурсами предприятия, базирующуюся на основных логистических принципах (согласованность, рациональность и точный расчет), и, с другой стороны, как поддерживающую функцию или фукциональную область логистического менеджмента.

      Всесторонний анализ рассмотренного понятийного аппарата позволил нам сформулировать симбиозное понятие информационной логистики как науки о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения  информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении на основе логистических правил (повышения релевантности информации в нужном объеме, в нужное время, в нужном месте и с оптимальными  издержками).

Общепринятое определение общих целей логистических функций таково, что организация должна получать и реализовывать необходимый по качеству и количеству материально-технический ресурс в нужное время,  в нужном месте, от надежного поставщика к надежному потребителю, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.

Очевидно, что главная цель информационной логистики — оптимально обеспечить этот процесс необходимой информацией.

Таким образом, цель информационной логистики может быть сформулирована как рациональное управление информационным потоком по всей логистической сети и на всех иерархических уровнях (рис. 8.4).

Для достижения этой цели необходимо обеспечить достижение совокупности взаимосвязанных задач, определяющих области и целевую направленность достижения цели.

        2. Информационные потоки в логистике

2.1. Понятие, особенности и варианты взаимодействия информационных потоков в  логистике

Под логистическим информационным потоком понимается сложившееся или организованное в пределах логистической информационной системы движение информации в определенном направлении при условии, что у этих данных есть общий источник и общий приемник (например, совокупность сведений, передаваемых из одного звена логистической системы (отдел закупок) — источника в другое (производственный отдел) — адресат).

Типовая структура логистического информационного потока:

  •  модули;
  •  файлы данных;
  •  блоки управления и ввода данных;
  •  коммуникационные каналы.

Модули — это системные блоки обработки информации (скажем, прием заказов или выделение запасов под заказ). Файлы данных — это инфраструктура информационной системы, где хранится информация, разбитая на функционально однородные группы, такие как «заказы» или «объем складских запасов». В прошлом роль файлов выполняли картотеки. Управление и ввод данных — это своего рода интерфейс, через который логистическая система получает «подпитку» из внешних источников: от тех, кто принимает решения в самой компании, или от других фирм. Отчеты содержат информацию о логистических операциях и  межфункциональных связях. Коммуникационные каналы (каналы информационного обмена) обеспечивают взаимодействие элементов информационной системы как, так и с внешним миром.

Поток логистической информации проходит через следующие пять модулей:

  •  получение заказов;
  •  обработка заказов;
  •  транспортировка и грузопереработка (отгрузка);
  •  распределение;
  •  управление запасами;

Файлы содержат данные и информацию, обеспечивающие межфункциональное взаимодействие внутри логистической системы. Основная база данных, служащая для информационной поддержки операций распределения, состоит из следующих файлов:

  •  данные о заказах;
  •  данные о запасах и складском хозяйстве;
  •  данные учета дебиторской задолженности;
  •  данные о плановых потребностях распределения.

      Модуль управления и ввода данных включается в работу, когда в ЛИС поступает информация извне или когда менеджеры принимают то или решение. Это происходит обычно в следующих ситуациях:

  •  получение заказа;
  •  получение запроса о состоянии заказа;
  •  составление и согласование прогнозов;
  •  установление транспортного тарифа;
  •  поступление грузов на хранение.

      Отчетность состоит из многочисленных, обобщенных, детализированных и особых  справок, представляющих собой информационное сопровождение логистических операций. Движение информационного потока, связывающее между собой все эти компоненты, происходит по коммуникационным каналам.

      Методически важным с точки зрения логистики является определение взаимодействия материального и информационного потоков. Всегда считалось, что материальный поток генерирует информационный, т.е. постулировалась первичность материального потока. Однако современные информационные технологии изменили последовательность взаимодействия материального и информационного потоков, и в настоящее время различают три варианта их взаимодействия.

  1.  Информационный поток опережает материальный. В этом  случае от информационного потока поступают сведения о достижении материальных потоков (прямое направление) или он содержит сведения о заказе (встречное направление).
  2.  Информация сопровождает материальный поток, движется одновременно с ним. Этим потоком идут сведения о количественных и качественных параметрах материальных потоков, что позволяет правильно и быстро оценивать их состояние и принимать необходимые регулирующие решения.
  3.  Информационный поток отстает от материальных потоков.  В этом случае информация служит только для оценки результатов.

  1.  Логистические информационные системы (ЛИС)

    

  1.  Понятие и методологический контур ЛИС

    Основополагающим отличием ЛИС от других видов информационных систем является уровень интеграции информационного пространства (рис. 8.5).

Систематизация понятий в данной области исследования позволила нам выделить три сложившихся подхода к определению ЛИС:

  •  ЛИС является частью корпоративной информационной системы;
  •  ЛИС является более высокой степенью интеграции программных решений и включает в себя корпоративную информационную систему;
  •  ЛИС является самостоятельной структурой, обособленной от других информаионных систем.

Как видно из рис. 8.5, информационные потоки при организации бизнеса должны формироваться исходя из особенностей производственно-хозяйственной деятельности всей цепи, по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и затем через систему продаж попадает к конечному потребителю.

Отсюда очевидно, что ЛИС является субстанцией более высокого порядка, чем корпоративная информационная система (КИС), так как включает распределение продукции, закупку сырья и материалов и их транспортировку, что выходит за рамки автоматизированных функций КИС. Т.е. ЛИС является более высокой степенью интеграции, чем КИС.

Итак, ЛИС — целостный комплекс программно-технических средств и регламентов их функционирования для создания интегрированного информационного пространства и обеспечения эффективной деятельности логистической цепи.

3.2. Функциональность ЛИС

Вторым не менее важным вопросом построения ЛИС является ее  функциональность (функциональная структура).

Прежде чем говорить о функциональности ЛИС, следует определиться с видами  информационных потоков, которые пронизывают систему.  Специфика ЛИС определяется тем, что управление потоками осуществляется как в пределах бизнес-организации, так и между разными участниками логистической цепи.

В связи с этим разделяют два вида информационных потоков (рис. 8.6):

стратегический (координационный);

оперативный.

Отдельные функции (функциональные подсистемы) входят и в тот и в другой потоки данных (например, управление запасами).

Как видно из рис. 8.6, стратегический (координационный) поток включает следующие ключевые функции ЛИС:

  1.  стратегический план (стратегические цели);
  2.  план загрузки мощностей (ограничения по мощности);
  3.  логистический план (потребности логистики);
  4.  производственный план (производственные потребности);

5) план снабжения (потребности снабжения).

4. Информационные технологии (ИТ) в логистике

4.1. Программно-технические средства ИТ в логистике

Техническими средствами ИТ в логистике являются:

электронно-вычислительная техника:

персональные компьютеры — настольные, переносные, карманные (КПК), планшетные;

серверы;

периферийное оборудование: принтеры, сканеры, сканеры штрих-кодов, копиры, средства идентификации пользователей, прочие специализированные средства;

средства коммуникации: сетевое оборудование, беспроводные сети, средства Интернет-доступа, телефонная связь, мобильная связь, системы отслеживания грузовых автомобилей и т. д.;

автоматизированное оборудование: складское оборудование, автоматизированные производственные линии, автоматизированные средства технического контроля и т. д.

К программным средствам ИТ в логистике относятся:

1) программные средства общего назначения:

ИСУП — информационная система управления предприятием как программная база для создания ЛИС. Класс ИСУП желателен не ниже ERP (ERP-system  - система, предназначенная для планирования и управления ресурсами предприятий), но могут быть исключения (если содержание и внедрение ERP-системы экономически и стратегически нецелесообразно);

CAD, САПР системы — средства компьютерного проектирования;

САМ, FMS, АСУТП системы — средства управления технологическим процессом, роботизации, управления автоматизированным оборудованием, в том числе системы контроля за ходом технологического процесса;

средства управленческого моделирования — моделирование бизнес-процессов, оргструктуры и т. д.;

различные офисные приложения — текстовые редакторы, табличные редакторы, средства создания презентаций, органайзеры и т.д.

СУБД — обеспечивающие функционирование ИСУП, вспомогательные  СУБД;

прочие программные средства;

специализированные программные средства:

входящие в состав КИС — подавляющее большинство существующих на данный момент КИС содержат модуль Логистики или блок Логистики, состоящий, в свою очередь, из нескольких модулей;

самостоятельные программные продукты, реализующие отдельные логистические функции.

4.2. Информационно-коммуникационные технологии

Множественность и разнородность звеньев логистической цепи заставляет искать оптимальные пути их коммуникаций или информационного взаимодействия. Как правило, информационные системы участников логистической цепи малосовместимы, в результате чего возникают проблемы преодоления мест их стыковки по цепи. Ключевой задачей является обеспечение взаимодействия и сглаживания мест такой стыковки. Интеграция означает для участников логистического процесса возможность осуществлять электронный обмен, обработку и анализ взаимной информации. Это может быть достигнуто за счет:

  •  стандартизации систем электронного обмена данными (ЭОД);
  •  технологий мобильной связи;
  •  технологий штрих-кодирования и сканирования;
  •  интернет-технологий.

  Стандартизация систем ЭОД (EDI electronic data interchange).

Системы ЭОД обеспечивают оборот стандартизованных документов между компьютерами разных компаний и заменяют такие традиционные формы связи, как почта, пересылка с курьерами и даже факсы.

    Массив логистической информации образуют поступающие в режиме реального времени данные об операциях компании, в том числе о движении материальных потоков, состоянии производства, запасах готовой продукции, отгрузке заказов потребителям, получении новых заказов. Системы ЭОД актуальны как для внешнего обмена информацией с поставщиками и потребителями, так и внутри организаций.

        Стандарты ЭОД разделяются па коммуникационные и информационные.

         Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования сигнала и скорость передачи данных.

       Информационные стандарты характеризуют структуру и вид документов, которые должны быть переданы по информационной сети.

       Технологии мобильной связи.

     Развитие мобильной связи значительно повышает эффективность информационных технологий в логистике.  В прошлом коммуникационные возможности в логистике были весьма ограничены в силу децентрализации операций снабжения и сбыта и  неспобности поддерживать постоянную связь с транспортными средствами в пути (так что в процессе транспортировки и грузопереработки работникам приходилось полагаться только на предварительные инструкции, а менеджерам — надеяться на то, что никакие непредвиденные события не нарушат  намеченный порядок действий). Иными словами, из-за некачественных коммуникационных средств между источниками информации, реальными операциями и принятием решений существовал пространственно-временной разрыв. Ситуацию изменило появление мобильной связи.

      Наиболее значимые направления технологий мобильной связи, оказывающие существенное влияние на логистический процесс:

  •  мобильная телефонная связь;
  •  спутниковые коммуникационные технологии;
  •  технологии обработки и передачи графической информации.

     Мобильные телефоны могут использоваться для передачи информации:

  •  в устной форме;
  •  в документированной форме (SMS-сообщения, WAP — протоколы передачи данных);
  •  при небольшом радиусе действия (двусторонняя связь на ограниченном расстоянии, например в распределительных центрах или других логистических подразделениях);
  •  на значительном расстоянии при наличии дополнительных возможностей.

     Мобильная телефонная связь позволяет, например, водителям погрузчиков получать оперативные распоряжения от менеджеров и при необходимости вносить коррективы в работу, не полагаясь исключительно на инструкции, выдаваемые в начале рабочей смены. Это делает логистические операции более гибкими и чувствительными к изменению внешних условий, а также дает возможность повысить уровень сервиса с меньшей затратой ресурсов.

       Типичное логистическое применение низкочастотных телекоммуникаций - двусторонний обмен информацией при выполнении складских инструкций по подборке заказа, при проверке данных складского учета и при маркировке товаров.

Спутниковые   коммуникационные  технологии   позволяют наладить связь на широком географическом пространстве, например в регионе или в глобальном пространстве.

Преимущество спутниковой связи заключается в возможности быстро передавать значительные объемы информации в любую точку Земли.

Так,  в  транснациональной  автотранспортной  компании  «Schneider National» установленные на кабинах грузовиков спутниковые антенны служат для связи между водителями и диспетчерами. Это позволяет всегда точно знать, где и куда движется груз, оперативно менять маршрут в  случае изменения адреса доставки или возникновения пробок на дорогах.

Сети розничных магазинов используют спутниковую связь для ежедневного информирования головного офиса компании о продажах за день. Это дает возможность оперативно пополнять товары и изменять схему маркетинга в зависимости от складывающейся ситуации.

Технологии обработки и передачи графической информации базируются на технологии оптического считывания (сканирования) и факсимильной или компьютерной связи и используются для передачи и хранения, например, транспортной документации.

      Для потребителей своевременное получение транспортной документации имеет почти такое же значение, как своевременная доставка груза. После отправки груза клиентам сопроводительную документацию передают в информационный центр, где ее сканируют и направляют в коммуникационные каналы. Затем электронные копии документов отправляют в центр обработки данных, где они хранятся на оптических лазерных дисках. Уже на следующий день грузополучатели могут иметь доступ к этим документам через каналы компьютерной связи или по телефону через своего представителя. Запрос на получение копии документации может быть удовлетворен за несколько минут.

      Преимущество грузополучателей при работе по такой технологии заключается в простоте получения своевременной и точной информации о предстоящих поставках и платежах. Перевозчики тоже выигрывают, поскольку них отпадает необходимость в ведении бумажной документации, уменьшается вероятность утери важной информации, а отношения с грузополучателями делаются более надежными.

      Технологии штрих-кодирования и сканирования.

      Ярким примером актуальности использования данной технологии в логистических процессах служит контроль складских поступлений или продаж в розничной торговле. В прошлом основным носителем информации служила бумажная документация, ведение которой требовало больших затрат времени и порождало множество ошибок. Штриховое кодирование и электронное считывание кодов облегчают процессы сбора данных и обмена информацией.

      Материальными носителями данной технологии являются наклейки со штрих-кодами, помещаемые на отдельные товарные упаковки (ящики, контейнеры и даже железнодорожные вагоны) или отдельный товар. Большинство потребителей знакомо с универсальными товарными кодами, УТК (Universal Product Code, UPC), которыми сегодня маркируют практически все потребительские товары.

      Интернет-технологии.

    Актуальность использования Интернет-технологии в логистике трудно переоценить. Можно констатировать, что на современном этапе информатизации общества именно эта технология является наиболее значимой в комплексе информационных решений и постепенно поглощает все вышеперечисленные информационные взаимодействия.

Следует различать несколько уровней использования Интернета, причем применительно к логистике только некоторые из них могут претендовать на реальное понятие полноценного использования интернет -технологий в логистическом процессе.

  1.  Применение Интернета в качестве средства поиска информации и заказа каких-либо товаров и услуг. Это достаточно пассивный способ использования Интернета. Он позволяет получать новую информацию, экономит время, но возможности Интернета гораздо шире.
  2.  «Обязательное присутствие». Наличие Web-сайта организации с информацией, рассказывающей о предприятии и предлагаемых им продуктах. Как правило, это серверы с небольшим объемом и редко обновляемой информацией, и клиент лишен возможности сформировать заказ или получить услугу и тем более оплатить ее.

3. Включение Интернета в логистическую цепь в качестве звена для поддержки основного бизнеса. На этом уровне структура самого бизнеса сохраняется, а Интернет хотя и играет вспомогательную роль, но позволяет значительно повысить его эффективность за счет таких факторов, как:

повышение привлекательности для клиента;

автоматизация процесса выбора, заказа и оплаты товара с самого начального этапа работы с клиентом (позволяет повысить оперативность работы, а также избежать многократного копирования информации и возможных ошибок);

повышение эффективности рекламы товаров и услуг за счет оперативного распространения информации о событиях, и новостях организации.

Следует отметить, что именно данный уровень использования Интернета отражает реальное понятие электронного бизнеса в логистике.

 Электронный бизнес — это осуществление организацией большей части бизнес-функций электронными средствами (в частности, к ним относится электронная торговля, осуществляемая через он-лайновые сетевые службы).

 Электронный бизнес предполагает оперативный (в том числе интерактивный обмен информацией и документами, а также дистанционное управление платежами и материальными ресурсами. Важно, чтобы в логистическом цикле «закупка — производство — реализация» присутствовали и работали все его звенья, включая производство электронных nлатежей.
       Взаимодействие компании и конечного потребителя в системе электронного бизнеса принято обозначить В2С (Business-to-Customer), деловые отношения между компаниями — В2В (Business-to-Business), а взаимоотношения коммерческих и бюджетных (государственных) организаций — B2G (Business-to-Government). Важно рассмотреть специфику управленческих  решений, которые имеют место при реализации этих технологий в логистическом процессе.

B2С-технология реализуется через интернет-магазины. Логистические решения осуществляются здесь на уровне продавца и покупателя и включают оформление заказа, управление запасами, оформление покупки.

В2В-технологии — это технологии, позволяющие организовать взаимодействие между звеньями логистической цепи (например, заказчиками и поставщиками) через Интернет. Автоматизация такого взаимодействия может быть осуществлена посредством КИС либо электронной торговой площадки (ЭТП).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26691. Древние платформы 1.31 MB
  Однако Криворожские месторождения по запасам в десятки раз уступают Курским. Такого же типа протерозойские месторождения известны на Кольском полуострове Оленегорское Костамукшское. Магматические железорудные месторождения Енское Ковдорское Африканда Кольский полуостров снабжают сырьем Череповецкий металлургический комбинат. С корой выветривания гипербазитов связаны месторождения никеля и на Украинском щите.
26692. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИГНАЛА В НЕЛИНЕЙНОЙ ЦЕПИ 122.51 KB
  Наблюдать временные диаграммы на входе и выходе нелинейного элемента в разных режимах работы; научиться измерять угол отсечки сигнала на выходе нелинейной цепи; исследовать преобразование спектра отклика нелинейного элемента в зависимости от его режима работы.
26693. Неогей 78 KB
  В течение обоих циклов в погружение вовлекались преимущественно северозападные и югозападные зоны Русской плиты которые либо простирались грубо параллельно СевероАтлантическому Грампианскому геосинклинальному поясу отделяясь от него Балтийским щитом обширная палеоБалтийская синеклиза либо примыкали к Средиземноморскому поясу ЛьвовскоКишиневский перикратонный прогиб. В кембрии осушилась его северовосточная часть район Мезенской синеклизы а на западе он распространился в пределы западной части Советской...
26694. Геологическая характеристика и палеогеографические условия осадконакопления отложений девона, карбона и перми Восточно-Европейской платформы. Полезные ископаемые 126 KB
  В пределах ВолгоУральской области с нижневизейскими песчаными толщами связаны месторождения нефти. Месторождения нефти и газа ВЕП связаны как с палеозойскими так и мезозойскими отложениями. Месторождения бурых углей находятся в Подмосковье где они приурочены к низам визейского яруса. В ВолгоУральской антеклизе с отложениями нижнего карбона связаны крупные месторождения углей.
26695. Сибирская платформа: границы и основные структурные элементы. Геологическое строение фундамента. Полезные ископаемые 109 KB
  Некоторая часть пород принадлежит к первичноосадочным компонентам продукты переотложения первичных кор выветривания. Оленёкский выступ представлен нижнепротерозойскими терригенными отложениями метаморфизированными смятыми в пологие складки. В отложениях архея много обломочного кварцевого и глиноземистого материала – источник магматические породы кислого и среднего состава. Главные результаты: впервые вскрыт и детально изучен наиболее полный разрез триасовых и юрских отложений; опровергнуты представления о непрерывном уплотнении...
26696. Алтае-Саянская область: геологическое строение и история развития. Полезные ископаемые 81 KB
  АлтаеСаянская область: геологическое строение и история развития. АлтаеСаянская горная страна охватывает горные сооружения Восточного и Западного Саян Кузнецкого Алатау Горной Шорин и Горного Алтая. Восточный Саян – сложная морфоструктура сформированная на древнейших образованиях АлтаеСаянского региона. Стратиграфия и тектоника Горные породы представлены комплексами скальных вулканогенных образований сосредоточенных в восточной части Алтае – Саянского региона и нескальных осадочных несцементированных грунтов в составе которых по...
26697. Основные тектонические элементы северо-западной части Тихоокеанского подвижного пояса 387 KB
  Основные тектонические элементы северозападной части Тихоокеанского подвижного пояса. Формирование ОхотскоЧукотского вулканоплутонического пояса происходило в раннем мелупалеогене. С вулканитами тесно пространственно и генетически связаны интрузии гранитоидов и более основных пород занимающие до 20 площади пояса. СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОДВИЖНЫЙ ПОЯС В состав Средиземномосркого подвижного пояса в пределах бывшего Советского Союза входят складчатые сооружения Карпат Горного Крыма Большого и Малого Кавказа Копетдага так называемая...
26698. Кавказское складчатое сооружение 52.5 KB
  Месторождения нефти сосредоточены в основном в Башкортостане Пермской и Оренбургской областях и в Удмуртии природного газа – в Оренбургском газоконденсатном месторождении. Месторождения осадочных сидеритов и связанные c ними бурые железняки Бакальское распространены в западной мегазоне Южного Урала. Для TагильскоMагнитогорской зоны Восточной мегазоны характерны полигенные скарновомагнетитовые месторождения железных руд TагилоKушвинская гуппа Mагнитогорское и др. Kрупные месторождения хромитов Kемпирсайское PайИзское и др.