18419

Автоматизированные системы управления производством, технологическими процессами. Общая характеристика систем

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Лекция 4. Автоматизированные системы управления производством технологическими процессами. Общая характеристика систем. Принципы создания и функционирования автоматизированных систем. Автоматизированные системы управления. Как мы уже знаем под автоматизацией

Русский

2013-07-08

48 KB

20 чел.

Лекция 4.

Автоматизированные системы управления производством, технологическими процессами. Общая характеристика систем. Принципы создания и функционирования автоматизированных систем. 

Автоматизированные системы управления.

Как мы уже знаем, под автоматизацией управления понимается замена физического и умственного труда человека, затрачиваемого на управление работой технических средств.

Главная цель автоматизации управления заключается в освобождении человека от трудоемкой работы, которая в основном связана с получением, обработкой и анализом больших объемов информации, характерных для современных организационных и технологических систем управления.

В тех случаям, когда удается автоматизировать процесс управления до такой степени, что и принятие решений, и их реализация могут осуществляться без участия человека, автоматизация управления позволяет получить максимум возможной эффективности, а за человеком остается лишь контроль работы технических средств и получаемых результатов. Такое положение достигается, в частности, при автоматизации управления технологическими процессами.

Сведения, которые используются руководителями для принятия решения, зависят от уровня руководителя - чем выше этот уровень, тем больше времени руководитель затрачивает на анализ обобщенных сведений о состоянии предприятия или отрасли. Отсюда — большая потребность в обобщенной и внешней информации.

Автоматизация управления предприятием может осуществляться двумя методами. Первый метод заключается в разделении всей совокупности проблем управления предприятием на обособленные задачи, которые изучаются и решаются отдельно, не будучи связанными со смежными задачами. Решения, найденные для других задач, при этом во внимание не принимаются.

Задачи могут решаться в определенной логической последовательности или параллельно, в зависимости от существующих ограничений экономического технического или организационного характера. Достоинства метода заключаются прежде всего в том, что автоматизация управления по отдельным задачам не вызывает необходимости глубокого изменения структур в системе управления. Задачи управления зачастую и выбираются так, чтобы их автоматизация не затрагивала общей структуры существующих подразделений предприятия.

Метод позволяет подразделить совокупность. процедур управления предприятием на такое число задач, которое ограничивается только условием достижения наилучшего результата. По этому выделяются и решаются в первую очередь те задачи и в таком объеме, чтобы их решение было связано с получением прямых положительных результатов.

Такие ограничения в количестве и объеме автоматизируемых задач управления неизбежно повышают эффективность автоматизации. Преимущества метода проявляются и в самой организации решения задач автоматизации управления. Каждая задача одним коллективом разработчиков, который специализирован на задачах (или на одной задаче) такого типа. Отпадает необходимость работ по увязке многочисленных задач управления в единую систему. Существуют возможности оценки затрат на разрабатываемую задачу, в частности, затрат машинного времени, что позволяет точно определять расходы на ее решение.

С помощью этого метода разработчики могут тесно сотрудничать с теми подразделениями предприятия, которые наиболее заинтересованы в автоматизации решения конкретных задач, что повышает качество и эффективность разработки.

Основные недостатки метода:

1 трудность сопряжения разработанных в отдельности задач, обеспечения взаимного обмена и координации при их эксплуатации. Большие трудности связаны с расширением задач, функционирующих изолированно друг от друга.

2 Приходится существенно перерабатывать информационное и математическое обеспечение. В большинстве случаев речь идет практически о новом решений уже рассчитанной задачи.

3 Недостаток метода проявляется также в слабом влиянии на совершенствование структуры управления предприятием.

4 Автоматизация управления предприятием обычно создает благоприятные          возможности для модернизации самой структуры управления и сопровождается ее существенной перестройкой. Эти возможности в данном случае практически не реализуются.

5 Решение отдельных задач управления предприятием связано с использованием в разных задачах одной и той же информации в различных сочетаниях исходных показателей. Это приводит к появлению избыточных массивов данных, равно как и процедур их обработки.

Из приведенной характеристики метода можно сделать вывод, что его использование не позволяет обеспечить системное решение проблемы автоматизации управления предприятием как единым технологическим, организационным и экономическим механизмом и это является главным недостатком метода.

Второй метод - системный — заключается в автоматизации системы управления предприятием, т. е. управления по принципу системного подхода. Потоки данных всех видов, используемых в управлении, образуют сложную информационную систему для автоматизации ее функционирования необходимо:

а) дать описание информационной системы предприятия (отрасли);

б) разделить систему на информационные подсистемы;

в) разработать автоматизированные информационные подсистемы с учетом их взаимосвязей;

г) создать автоматизированную систему управления путем соединения отдельных информационных подсистем.

Здесь важна совместимость информационных подсистем, которая достигается путем создания некоторых общих массивов информации и обеспечения обмена информацией между различными подсистемами.

Автоматизация управления по системному методу обеспечивает интеграцию управления предприятием. Это всегда приводит к необходимости значительного изменения существующей структуры управления предприятием, так как применяются не которые общие для всех подразделений массивы информации и однократная регистрация данных, используемых различными подразделениями.

К недостаткам метода относятся:

большая трудоемкость и длительность создания автоматизированной системы управления;

необходимость изменения сложившейся структуры управления предприятием даже в том случае, если существующая

структура достаточно эффективна;

высокая стоимость автоматизированной системы управления и труд точного определения экономического эффекта.

Таким образом, автоматизация управления по системному методу приводит к созданию автоматизированных систём управления.

Как мы уже знаем, автоматизированная система управления — человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для организации управления в различных сферах человеческой деятельности.

Автоматизированная система управления предприятием (АСУП) — комплексная система управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и объединения экономико-математическими методами с использованием ЭВМ. На ее основе реализуется системный подход к управлению предприятием (объединением), достигается высокий уровень интеграции основных видов его деятельности и, как следствие, повышаются технический и организационный уровни производства.

Основные задачи АСУП сводятся к сбору, обработке и анализу информации о деятельности предприятия (объединения). Обработанная информация в необходимом объеме представляется потребителям, т. е. руководству предприятия (директору, заместителям директора), руководителям централизованных подразделений (начальникам отделов), руководителям линейных подразделений  (начальникам участков, цехов, служб).

В составе АСУП различают организационный, функциональный, эксплуатационный персоналы, ЭВМ и производственную систему.

Принципы создания и функционирования АСУ.

Автоматизация управления — это качественно новый уровень решения всех задач управления, переход к которому возможен и эффективен при соблюдении ряда принципов, определившихся практикой создания и эксплуатации АСУ.

1 Принцип комплексного (системного) подхода заключается в том, что любая АСУ, представляющая собой совокупность большого числа взаимодействующих элементов, должна рассматриваться с позиций системного анализа, как самого объекта, так и системы управления им.

Системный подход, как правило, предполагает изменения, причем существенные, в организационной структуре органов управления, формах документов, видах контроля и ответственности на различных уровнях выработки и принятия решений.

Системность подхода к созданию АСУ проявляется в выделении функциональных и обеспечивающих подсистем, каждая из которых, в свою очередь, является сложной системой.

Весьма важная составная часть системного подхода — организация единой информационной подсистемы, которая создается во взаимосвязи с другими подсистемами и должна быть с ними совместима. Это означает, что создаются некоторые общие информационные массивы, используемые всеми подсистемами. Обновление общих массивов осуществляется только частью подсистем, а не всеми. Наконец, должен быть обеспечен обмен данными между подсистемами посредством использования некоторых связных массивов.

Системный подход проявляется также в формировании технических средств АСУ. Здесь основные положения сводятся к соответствию структуры технических средств  структуре и условиям функционирования управляемого объекта, совместимости технических средств с учетом развития системы и расширения возможностей, к высокому уровню надежности функционирования АСУ, проявляющемуся, в частности, в том, что существенное снижение надежности отдельных составных элементов технических средств не приводит к заметному изменению надежности функционирования всей системы.

При создании математического и программного обеспечения АСУ системный подход означает, что предполагается возможность применения программ во взаимодействии с другими программами в различных системах алгоритмов. При этом используется иерархическая структура с несколькими уровнями группирования и подчиненности программ.

Системный метод заключается также в типизации систем и подсистем управления в целях использования типовых или базовых решений при создании новых АСУ. Для систем управления предприятиями уровень типовых задач достигает 50%, а использование типовых решений позволяет сократить затраты и сроки на создание АСУ.

2 Принцип новых задач заключается в том, что АСУ создаются для решения не столько существовавших ранее, сколько новых задач, как по содержанию, так и по методам их решения. Такие задачи не могут быть решены без использования вычислительной техники. В основном они включают задачи оптимизации (планирования, использования ресурсов, принятия решений и др.), массового обслуживания, имитационные задачи, задачи поиска и проектирования. Принцип новых задач не исключает решений в достаточно большом объеме тех задач, которые решались и ранее в управлении производством, например, задач бухгалтерского и финансового учета, материально-технического снабжения, контроля. Однако наибольшая эффективность АСУ достигается именно в применении новых методов решений задач более высокого класса. Весьма часто использование таких решений фактически сводит к новым традиционные задачи управления производством.

3 Принцип первого руководителя определяется как условие обязательного участия руководителя и всего аппарата управления предприятием в создании АСУ. Практикой управления пред приятиями, организациями, коллективами людей выработано множество приемов и методов принятия решений. Опыт руководителей представляет собой не просто набор интуитивных удачных решений, но результат весьма глубокого анализа функционирования предприятия часто при ограниченном информационном материале. Методы принятия решений опытным руководителем невозможно просто заменить системой автоматизированной обработки и анализа большого объема информации и формальным нахождением наилучшего решения, поскольку самоопределение конечной цели и эффективности функционирования всех звеньев системы предприятия является часто творческой задачей, не поддающейся строгой формализации. Участие руководителя в разработке, предопределяет возможности правильного сочетания выработанных практикой методов анализа ситуаций и принятия решений с современными экономико- математическими методами, реализуемыми с помощью ЭВМ. Назначение АСУ, таким образом, заключается не в замене творческого опыта и потенциала руководителя, а в существенном расширении его возможностей анализировать большее количество информации и вариантов возможных решений.

4 Рациональное распределение функций между человеком и ЭВМ, между уровнями и узлами системы приводит к построению рациональной структуры системы. При этом функции управления и соответствующие информационные потоки распределяются таким образом, что на низших уровнях управления решается наибольшее число задач локального характера, а на более высоких уровнях задачи, имеющие общий, стратегический характер. Такое распределение функций упрощает проблемы обеспечения “живучести” системы, замены отдельных устройств другими того же или более высокого уровня.

5 В соответствии с принципом непрерывного развития системы эволюции АСУ планируется заранее, в процессе разработки при определении очередности ввода в действие функциональных подсистем. Развитие АСУ заключается в постепенном добавлении новых функций в соответствии с намеченным планом. При разработке и вводе в эксплуатацию первых очередей системы следует тщательно продумывать их сопряжение с  задачами после дующих очередей.

PAGE  23


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29527. ГРУППА И ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ 68 KB
  Основные характеристики группы. Реальные группы – это объединения людей в которых имеет место единство деятельности условий обстоятельств признаков. Группы бывают большими и малыми контактными в которых имеется возможность непосредственных контактов каждого с каждым.
29528. Лидерство в организации 65.5 KB
  Он нашел свою концептуализацию в рамках проектного менеджмента и привел к признанию проектной команды в качестве центральной ячейки современной организации. Второй подход более сконцентрирован на принципах проектирования команды и распределения в ней ролей. Его можно назвать проектированием команды и распределением ролей в ней tem design nd role distribution. Определение команды В социальной психологии весьма популярными являются исследования малых групп.
29529. Дифференциал функции. Приложения производной 389 KB
  Дифференциал функции записывается в виде . Дифференциалом 2ого порядка функции называется дифференциал от её первого дифференциала и обозначается т. Если независимая переменная то для нахождения дифференциала функции справедлива формула .
29530. Теоремы о дифференцируемых функциях. Формула Тейлора 300.5 KB
  Если функция непрерывна на отрезке дифференцируема на интервале и то на существует точка такая что . Если функция непрерывна на отрезке и дифференцируема на интервале то на существует точка такая что формула Лагранжа. Если функции и непрерывны на отрезке дифференцируемы на интервале и при всех то на интервале существует точка такая что формула Коши.150 Проверить выполняется ли теорема Ролля для следующих функций и если выполняется то для каких значений : а на отрезке ; б на отрезке ;...
29531. Правило Лопиталя 234.5 KB
  Правило Лопиталя. Правило Лопиталя используют для раскрытия неопределённостей видов и . На каждом этапе применения правила Лопиталя следует пользоваться упрощающими отношение тождественными преобразованиями а также комбинировать это правило с любыми другими приёмами вычисления пределов.
29532. Исследование функций и построение графиков 409 KB
  Точка принадлежащая области определения функции называется критической точкой функции если в этой точке или не существует. Критические точки функции разбивают её область определения на интервалы монотонности интервалы возрастания и убывания. Если точка экстремума функции то или не существует.246 Наибольшее и наименьшее значения функции.
29533. Функции нескольких переменных (область определения, частные производные, дифференциал) 442 KB
  Естественной областью определения функции называется множество точек для координат которых формула имеет смысл. Графиком функции в прямоугольной системе координат называется множество точек пространства с координатами представляющее собой вообще говоря некоторую поверхность в . Линией уровня функции называется линия на плоскости в точках которой функция принимает одно и тоже значение .
29534. ФНП (неявная производная, градиент, производная по направлению, эластичность, локальные и глобальные экстремумы) 487.5 KB
  63 Найти производную для функций заданных неявно: а ; б ; в ; г .64 Найти производные указанного порядка для функций заданных неявно: а если ; б если .65 Найти частные производные для функций заданных неявно: а ; б ; в ; г 6.66 Найти дифференциал функции заданной неявно в указанной точке если: а ; б .
29535. ФНП (производная сложной функции, условные экстремумы, касательная плоскость и нормаль, выпуклость) 418.5 KB
  Достаточное условие условного экстремума. Пусть - точка возможного условного экстремума функции , т.е. в этой точке выполнены необходимые условия условного экстремума. Тогда, если при всевозможных наборах значений , удовлетворяющих соотношениям () и не равных одновременно нулю: