18452

Использование шаблонов в PHP

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Серверные технологии разработки webсайтов Использование шаблонов в PHP Что такое шаблоны и зачем они нужны Что такое шаблон в языке программирования Можно сказать что шаблон это текст с переменными внутри него. При обработке шаблона происходит замена переменных на

Русский

2013-07-08

200 KB

1 чел.

Серверные технологии разработки web-сайтов

Использование шаблонов в PHP


Что такое шаблоны и зачем они нужны

Что такое шаблон в языке программирования? Можно сказать, что шаблон - это текст с переменными внутри него. При обработке шаблона происходит замена переменных на их значения.

В одной из лекций мы уже рассматривали пример шаблона. Это был шаблон для отображения документов. Пользователь создавал строку текста, размеченного с помощью html-тегов, и вставлял в нее специальные метасимволы (вида <!имя элемента>), которые наша программа впоследствии заменяла на значения соответствующих элементов. Для чего нам был нужен такой шаблон? Чтобы, например, можно было изменить стиль отображения документа, не меняя кода программы.

Наиболее распространенный ответ на вопрос, зачем нужны шаблоны, звучит примерно так: шаблоны нужны для того, чтобы отделить логику работы приложения от способа представления данных, т. е. от дизайна.

Приведенный пример шаблона - один из самых простых. Для его обработки используется только функция подстановки str_replace(). Чаще всего для того, чтобы работать с шаблонами, создают библиотеки классов. В принципе создавать свою библиотеку не обязательно, поскольку существует множество свободно распространяемых библиотек шаблонов, над функциональностью которых трудятся большие коллективы разработчиков, стараясь сделать их универсальными, мощными и быстрыми. Некоторые из таких библиотек мы и рассмотрим. Но для начала сформулируем задачу, на примере решения которой будем демонстрировать использование различных шаблонов.

Итак, задача:

Требуется сгенерировать web-страницу со списком статей, имеющихся в базе данных. Для простоты считаем, что статья имеет название title, автора author, краткое содержание abstract и полное содержание fulltext, которое представлено либо в виде текста в базе данных, либо в виде ссылки на файл. Список должен быть организован так, чтобы при щелчке мышью на названии статьи ее полное содержание появлялось в новом окне.

Шаблоны подстановки

Как можно решить такую задачу способом простой подстановки, т.е. тем методом, которым мы решили задачу отображения документов?

Нужно придумать шаблон для этой страницы и где-то его хранить (в файле или в базе данных). Очевидно, что мы не можем придумать шаблон для всей страницы, потому что не знаем, сколько статей в базе данных. В шаблоне же мы договорились использовать только html и метасимволы <!имя элемента>. Поэтому мы можем написать только шаблон для одной строки списка, который уже программно надо преобразовать в нужное количество строк.

<li><a href="<!fulltext>" 

  target=new><!title></a>

  (<!author>)<br><p><!abstract></p>

       

Кроме того, здесь есть еще одна загвоздка - с отображением ссылки на полный текст статьи. Если мы будем действовать по правилу подстановки (менять все метасимволы на их значения из базы данных), то может получиться, что вместо <!fulltext> вставим не ссылку на текст, а сам текст. То есть для этого элемента нужна дополнительная проверка перед заменой и какие-то дополнительные действия в случае, если в поле fulltext содержится текст статьи, а не ссылка на файл. Не будем усложнять себе жизнь и договоримся, что в поле fulltext всегда содержится только ссылка на файл. Тогда задачу можно решить следующим образом:

<?

$li_tmpl = file_get_contents("tmpl.html");

// считываем шаблон строки из файла

// устанавливаем соединение и выбираем

// базу данных

$conn = mysql_connect("localhost",

                     "user","123")

or die("Cant connect");

mysql_select_db("book");

$sql = "SELECT * FROM Articles";

$q = mysql_query($sql,$conn); 

   // отправляем запрос

$num = mysql_num_rows($q);

 for($i=0; $i<$num; $i++){

   $tmpl .= $li_tmpl;

   $tmpl = str_replace("<!title>",

     mysql_result($q,$i,"title"),$tmpl);

   $tmpl = str_replace("<!author>",

     mysql_result($q,$i,"author"),$tmpl);

   $tmpl = str_replace("<!abstract>",

     mysql_result($q,$i,"abstract"),$tmpl);

   $tmpl = str_replace("<!fulltext>",

     mysql_result($q,$i,"fulltext"),$tmpl);

}

echo $tmpl;

?>

       

Если шаблон был такой, как приведен выше, то получим примерно следующее.

1.

Введение в PHP (Петров Петр)

Лекция дает представление о том, что такое язык PHP, для чего он создавался изначально и как используется теперь, какими возможностями обладает.

2.

Установка и настройка ПО (Иванов Иван)

Рекомендации по установке и настройке web-сервера и интерпретатора PHP

В принципе метод достаточно прост и удобен, но требует дополнительных усилий программиста при возникновении задач более сложных, чем простая подстановка значений. Для решения задач, где требуется делать подстановку целых блоков или даже проверять условия, создают классы шаблонов, такие как FastTemplate и Smarty. Обсудим их подробнее.

Шаблоны FastTemplate

FastTemplate - это набор классов, позволяющих реализовать работу с шаблонами. Логику добавить в шаблон FastTemplate нельзя, вся она должна находиться в коде программы. Идея работы шаблонов FastTemplate заключается в том, что любая большая страница состоит из множества кусочков, самые маленькие из которых - обычные строки текста, и они получают имя и значение.

Что представляет собой файл шаблона FastTemplate? Это обычный html-файл, в котором могут встречаться переменные особого вида, впоследствии обрабатываемые методами класса FastTemplate.

Синтаксис переменных в шаблонах FastTemplate описывается следующим выражением: {([A-Z0-9_]+)}

Это значит, что переменная должна начинаться с фигурной скобки "{". Второй и последующие символы должны быть буквами верхнего регистра от A до Z, цифрами или символами подчеркивания. Переменная вычисляется с помощью закрывающей фигурной скобки "}".

{TITLE}

{AUTH20}

{TOP_OF_PAGE}

       

Пример 15.1. Вычисление переменной с помощью закрывающей фигурной скобки "}"

Как уже было сказано, основная идея FastTemplate - создание страницы с помощью вложенных шаблонов. Например, для решения нашей задачи можно создать три файла шаблона:

  1.  main.tpl (Этот шаблон будет выводить страницу в целом)
  2.  <html>
  3.  <head><title>{TITLE_}</title>
  4.  </head>
  5.  <body>
  6.  {MAIN}
  7.  </body>
  8.  </html>

               

  1.  list.tpl (будет описывать, как выводить список в целом)
  2.  <ul>
  3.  {LIST_ELEMENT}
  4.  </ul>

               

  1.  list_element.tpl (описывает непосредственно элемент списка)
  2.  <li><a href="{FULLTEXT}">{TITLE}</a>
  3.  ({AUTHOR})
  4.  <br> <p> {ABSTRACT}

               

Шаблоны мы создали - работу дизайнера выполнили. Теперь нужно научиться их обрабатывать, т.е. выполнить работу программиста. Сейчас создадим программу для обработки приведенных выше шаблонов.

Перед началом работы с шаблонами FastTemplate нужно подключить этот набор классов к нашей программе. В реальной жизни набор классов FastTemplate записан в один файл, как правило, с названием class.FastTemplate.php3, поэтому подключить его можно, например, с помощью команды:

include("class.FastTemplate.php3");

Следующий важный шаг - это создание объекта класса FastTemplate, с которым впоследствии мы будем работать:

$tpl = new FastTemplate(

             "/path/to/templates");

В качестве параметра передается путь к месту, где находятся наши шаблоны.

Методы FastTemplate

Далее необходимо изучить методы, которые можно применять к созданному объекту класса FastTemplate. Параллельно обратим внимание, как их можно использовать для решения нашей задачи.

Для работы с FastTemplate нужно знать четыре основных метода: define, assign, parse и FastPrint.

Метод define

Синтаксис:

define( array ( ключ => значение,

               ключ1 => значение1, ... ))

       

Метод define() связывает имя файла шаблона с более коротким именем, которое можно будет использовать в программе. То есть "ключ" - это имя, которое мы будем использовать в программе для ссылки на файл шаблона, имя которого записано в строке "значение". Реальные имена файлов шаблонов не рекомендуется использовать нигде, кроме метода define. При вызове метода define() происходит загрузка всех определенных в нем шаблонов.

$tpl->define( array (main => "main.tpl",

   list_f => "list.tpl",

   list_el=> "list_element.tpl" ));

       

Пример 15.2. Использование метода define()

Здесь мы задаем псевдонимы именам файлов шаблонов. Эти псевдонимы, т.е. переменные main, list_f и list_el, будут использоваться в программе вместо соответствующих имен файлов main.tpl, list.tpl и list_element.tpl.

Метод assign

Синтаксис:

assign( (пары ключ/значение) или

     ( array(пары ключ/значение) )

Метод assign() присваивает переменным значения, "ключ" - это имя переменной, а "значение" - значение, которое ей нужно присвоить. Чтобы переменная в шаблоне была заменена значением, это значение нужно задать ей с помощью метода assign(). Согласно синтаксису этот метод можно использовать в двух различных формах. В FastTemplate есть только один массив, поэтому, если вы повторно задаете значение одному и тому же ключу, оно будет перезаписано.

$tpl->assign(array( 

   TITLE => "Установка и настройка ПО",

   TITLE => "Введение в PHP" ));

Пример 15.3. Использование метода assign()

Здесь мы дважды устанавливаем значение переменной, доступной в файлах шаблона по имени TITLE. Эта переменная будет иметь последнее присвоенное ей значение, т.е. она равна строке "Введение в PHP".

Метод parse

Синтаксис:

parse (возвращаемая переменная,

      источники шаблонов)

Метод parse() - самый основной в FastTemplate. Он устанавливает значение возвращаемой переменной равным обработанным шаблонам из указанных источников. Метод может использоваться в трех формах: простой, составной и присоединяющей.

$tpl->parse(MAIN, "main"); 

   // простая форма

$tpl->parse(MAIN, array ("list_f", "main"));

   // составная форма

$tpl->parse(MAIN, ".list_el"); 

   // присоединяющая форма

       В простой форме шаблон с псевдонимом "main" загружается (если еще не был загружен), все его переменные подставляются, и результат сохраняется как значение переменной MAIN. Если переменная {MAIN} появится в более поздних шаблонах, то вместо нее будет подставлено значение, полученное в результате обработки шаблона "main". Это позволяет создавать вложенные шаблоны.

Составная форма метода parse() создана для того, чтобы упростить вложение шаблонов друг в друга. Следующие записи эквивалентны:

$tpl->parse(MAIN, "list_f");

$tpl->parse(MAIN, ".main");

это то же самое что и

$tpl->parse(MAIN, array("list_f", "main"));

Когда используется составная форма, важно, чтобы каждый шаблон, идущий в списке после первого, содержал ту переменную, в которую передаются результаты обработки шаблона. В примере выше main должен содержать переменную {MAIN}, поскольку именно в нее передаются результаты обработки шаблона list_f. Если main не содержит переменной {MAIN}, то результаты обработки шаблона list_f будут потеряны.

Присоединяющий стиль позволяет добавлять результаты обработки шаблона к переменной результата. Точка перед псевдонимом файла шаблона говорит FastTemplate о том, что нужно присоединить результат обработки этого шаблона к возвращенным результатам, а не перезаписывать его. Такой стиль наиболее часто используется при построении таблиц с переменным числом рядов, получаемых, например, в результате запроса к базе данных.

Метод FastPrint

Синтаксис:

FastPrint(обработанная переменная)

Метод FastPrint() печатает содержимое переданной в него обработанной переменной. Если он вызван без параметров, то печатается последняя использованная методом parse() переменная.

$tpl->parse(MAIN, array("list_f", "main"));$tpl->FastPrint(); 

/* если продолжать предыдущий пример,

то эта функция напечатает значение

переменной MAIN */

$tpl->FastPrint("MAIN"); 

// эта функция сделает тоже самое

       

Пример 15.4. Использование метода FastPrint()

Если нужно печатать не на экран, а, например, в файл, то получить ссылку на данные можно с помощью метода fetch().

$data = $tpl->fetch("MAIN");

fwrite($fd, $data); // запись данных в файл

       

Решение задачи с помощью шаблонов FastTemplate

Теперь попробуем собрать воедино все изученные методы, чтобы решить нашу задачу.

<?php

include("class.FastTemplate.php3"); //подключаем класс

                                   //шаблонов FastTemplate

$tpl = new FastTemplate("c:/users/user/tasks/"); //создаем

                                   //объект FastTemplate

//задаем псевдонимы для имен файлов шаблонов

$tpl->define( array( main => "main.tpl",

                list_f => "list.tpl",

                list_el=> "list_element.tpl" ));

// Присваиваем переменной TITLE_ значение "List of articles"

$tpl->assign(TITLE_, "List of articles");

/* далее, как и раньше, устанавливаем соединение с базой

и получаем из нее значения нужных элементов */

$conn = mysql_connect("localhost","user","123")

  or die("Cant connect");

mysql_select_db("book");

$sql = "SELECT * FROM Articles";

$q = mysql_query($sql,$conn);

$num = mysql_num_rows($q);

  for($i=0; $i<$num; $i++){

     $title = mysql_result($q,$i,"title");

     $author = mysql_result($q,$i,"author");

     $abs = mysql_result($q,$i,"abstract");

     $full = mysql_result($q,$i,"fulltext");

// присваиваем полученные значения переменным,

// использованным внутри шаблонов

     $tpl->assign(array(

              TITLE => $title,

              AUTHOR => $author,

              ABSTRACT => $abs,

              FULLTEXT => $full ));

/* подставляем вместо переменных значения в шаблоне list_el и

добавляем полученное к переменной LIST_ELEMENT */

  $tpl->parse(LIST_ELEMENT,".list_el");

}

//подставляем значения в шаблоны list_f и main

$tpl->parse(MAIN, array("list_f","main"));

Header("Content-type: text/plain");

$tpl->FastPrint(); // выводим обработанный шаблон на экран

exit;

?>

       

Листинг 15.4.1. Решение задачи с помощью шаблонов FastTemplate

Заметим, что решение задачи получилось несколько более сложным, чем в первом случае, когда использовалась только функция регулярной замены. Зато здесь мы можем изменять три различных шаблона (документа в целом, списка и элемента списка).

Этот класс шаблонов появился еще до выхода PHP4 для работы с PHP3. Чтобы протестировать приведенные примеры, нужно скачать библиотеку классов FastTemplate и скопировать этот файл в свою рабочую директорию. Если вы работаете с PHP4, то в файл class.FastTemplate.php3 нужно внести пару изменений, о которых написано в документации, поставляющейся вместе с этой библиотекой.

Шаблоны Smarty

Smarty - один из действующих проектов PHP, его официальный сайт - http://www.smarty.net/. Там можно скачать как сам набор классов Smarty, так и документацию к нему. Этот набор классов для обработки шаблонов - гораздо более мощный и функциональный, чем FastTemplate. Чем отличается Smarty от классов шаблонов типа FastTemplate? Прежде всего, он не отделяет полностью логику от содержания. Логика, касающаяся отображения данных, может присутствовать в шаблоне, считают разработчики Smarty. Поэтому в шаблоне Smarty могут быть условные операторы, операторы вставки файлов, операторы изменения переменных, циклы и т.п. Другая особенность Smarty - это компиляция шаблонов. Шаблоны переводятся в php-код, и интерпретатор PHP производит все необходимые действия по подстановке значений. Для ускорения работы скомпилированные шаблоны кэшируются.

Рассмотрим некоторые основные конструкции механизма шаблонов Smarty.

Установка

Первое, с чего мы начнем, - это установка Smarty. Здесь все не так просто, как с FastTemplate. Smarty состоит не из одного php-файла с описанием класса, а из целого набора различных файлов-библиотек. Для того чтобы работать с шаблонами Smarty, нужно сделать эти библиотеки доступными для всех ваших программ. Находятся они в каталоге /libs/ дистрибутива Smarty. Файл, в котором содержится определение самого класса Smarty, называется Smarty.class.php. Чтобы проверить, доступны ли библиотеки класса Smarty, нужно написать такой скрипт:

<?

require('Smarty.class.php');   

   // подключаем файл с

   // описанием класса Smarty

$smarty = new Smarty; 

   // создаем экземпляр класса Smarty

?>

      

Если при его исполнении появилась ошибка, то нужно попробовать один из перечисленных ниже вариантов.

  1.  Указать полный путь до файла описания класса.

<?

// подключаем файл с описанием класса

require('c:/users/my/Smarty/libs/

                    Smarty.class.php');

$smarty = new Smarty; 

// создаем экземпляр класса Smarty

?>

               

Добавить директорию, где содержатся библиотеки, в include_path (в этом случае код менять не нужно).

Установить константу SMARTY_DIR.

<?

define("SMARTY_DIR",

      "c:/users/my/Smarty/libs/");

require(SMARTY_DIR."Smarty.class.php");

$smarty = new Smarty;

?>

               

Теперь, после того как мы убедились, что библиотеки будут найдены, нужно создать директории, необходимые для работы Smarty, по умолчанию имеющие такие имена:

  •  templates - директория, где мы будем хранить созданные шаблоны;
  •  templates_c - директория, где Smarty будет хранить скомпилированные шаблоны;
  •  configs - директория для хранения конфигурационных файлов;
  •  cache - директория для кэша.

Эти имена задаются свойствами $template_dir, $compile_dir, $config_dir, $cache_dir класса Smarty, поэтому их можно переопределить. Рекомендуется использовать различные наборы директорий для каждого приложения, работающего с шаблонами Smarty. Доступ к перечисленным директориям осуществляется библиотекой Smarty и никогда не выполняется напрямую через web-браузер. Поэтому, чтобы избежать проблем с безопасностью, лучше всего разместить эти директории там, куда нет доступа через www.

Создадим перечисленные Smarty директории по адресу c:/smarty_dirs/book/. Заметим, что прочитать отсюда данные через браузер нельзя. Пусть наша программа (или приложение) находится по адресу /~my/tasks/book/. Для директорий $compile_dir и $cache_dir Smarty потребуется доступ на запись, так что нужно установить соответствующие им права для сетевого пользователя, с которым ваш сервер работает по умолчанию (обычно это www или nobody).

Чтобы протестировать сделанные настройки, создадим простой шаблон и программу, обрабатывающую его с использованием механизма Smarty.

index.tpl (является Smarty шаблоном и находится в директории шаблонов c:/smarty_dirs/book/templates/)

{* Шаблон Smarty *}

Привет, {$name}!

       

index.php (является кодом нашей программы и находится в директории /~my/tasks/book/ или, что то же самое, в директории c:/users/my/tasks/book/)

<?

// загружаем Smarty-библиотеку и создаем экземпляр класса

define("SMARTY_DIR","c:/users/my/Smarty/libs/");

require(SMARTY_DIR."Smarty.class.php");

$smarty = new Smarty;

// указываем, где находятся Smarty-директории

$smarty->template_dir = "c:/smarty_dirs/book/templates/";

$smarty->compile_dir = "c:/smarty_dirs/book/templates_c/";

$smarty->config_dir = "c:/smarty_dirs/book/configs/";

$smarty->cache_dir = "c:/smarty_dirs/book/cache/";

$smarty->assign("name","Вася"); // присваиваем переменной

                                  // name значение Вася

$smarty->display("index.tpl");  // выводим обработанный

                                  // шаблон

?>

      

Листинг 15.4.2. index.php

В результате должны получить:

Привет, Вася!

Все настройки, необходимые для работы нашего приложения, можно вынести в отдельный файл и организовать их в качестве расширения класса Smarty.

Далее более подробно рассмотрим, из каких элементов могут состоять шаблоны Smarty и как их обрабатывать внутри php-скрипта. Начнем с синтаксиса шаблонов.

Основной синтаксис

Smarty - не просто класс для обработки шаблонов, он определяет целый язык построения шаблонов. Мы коснемся только основных его элементов. Итак, что представляет собой шаблон Smarty? Это набор специальных конструкций (переменных, вызовов функций и методов и т.п) и html-тегов. Все элементы (теги) языка шаблонов Smarty заключаются между символами-ограничителями. По умолчанию это символы фигурных скобок "{" и "}", но их можно изменить. Все, что не заключено в такие ограничители, Smarty рассматривает как константы, не требующие обработки. В шаблоне index.tpl, приведенном выше, {$name} - это переменная, а строки "Привет," и "!" - не изменяющиеся в процессе обработки шаблона константы.

Комментарии в Smarty записываются между двумя звездочками:

{* Это комментарий. После обработки шаблона

  он на экране не отображается *}

       

Каждый Smarty тег либо выводит значение переменной, либо вызывает какую-либо функцию. Функция записывается следующим образом:

{имя_функции атрибут1="значение1"

            атрибут2="значение2"}

Переменные в шаблоне могут быть нескольких типов:

  •  Переменные, значение которым присваивается в php-скрипте пользователя, должны иметь перед именем знак доллара.

Например: {$first_name}

  •  Элементы массива, значения которых были присвоены в php-скрипте пользователя, доступны в шаблоне с помощью синтаксиса {$имя_массива.ассоциативный_ключ}.

Например: {$person.last_name}

Элементы не ассоциативного массива доступны с помощью синтаксиса квадратных скобок: {$имя_массива[числовой_индекс]}

Например: {$person[2]}

  •  Свойства объектов, заданные в php-скрипте, доступны в шаблоне с помощью такого синтаксиса: {$имя_объекта->имя_свойства}

Например: {$person->email}

  •  Переменные, загруженные из конфигурационных файлов (что это такое, мы расскажем чуть позже), заключаются между символами #. Также они доступны как элементы ассоциативного массива $smarty.config.

Например: {#bodyBgColor#} или {$smarty.config.bodyBgColor}

Кроме того, существует переменная {$smarty}, зарезервированная для некоторых специальных переменных шаблона, таких как переменные HTTP запроса, даты и времени, и т.п.

В шаблонах Smarty определен ряд модификаторов, которые можно применять к переменным, пользовательским функциям или строкам с тем, чтобы модифицировать их значения. Чтобы применить модификатор, нужно указать его название после вертикальной черты, следующей за именем переменной, функции или строкой, к которой он применяется.

Например, чтобы перевести значение переменной {$title} в верхний регистр, нужно применить к ней модификатор upper, т.е. написать следующее: {$title|upper}

Можно использовать сразу несколько модификаторов, отделяя их друг от друга прямой вертикальной чертой. Например, {$title|upper|truncate} переведет значение переменной в верхний регистр и урежет до 80 символов.

Перечислять все имеющиеся модификаторы мы не будем. Их список можно найти в документации Smarty. Скажем только, что с их помощью можно посчитать число символов, слов и параграфов, дописать строку, задать формат вывода даты и времени, сделать регулярную замену и многое другое.

Конфигурационные файлы

Конфигурационные файлы используются для того, чтобы управлять глобальными переменными, используемыми в шаблоне, с помощью одного файла. Их идея очень похожа на таблицы стилей css. Конфигурационный файл содержит набор переменных и их значения. Перед именем переменной не ставится никаких дополнительных символов типа знака доллара. Значение переменной по желанию заключают в кавычки (двойные или одинарные), если оно состоит из нескольких строк, то его заключают в тройные кавычки.

# глобальные переменные

pageTitle = "List of documents"

bodyBgColor = #000000

tableBgColor = #000000

rowBgColor = #00ff00

[Customer]

pageTitle = "Список статей"

Intro = """Это значение состоит из

    нескольких строк. Поэтому его нужно

    заключить в тройные кавычки."""

# скрытая секция

[.Database]

host=localhost

db=book

user=user

pass=123

       

Пример 15.5. Пример конфигурационного файла

Конфигурационный файл может состоять из нескольких разделов (секций), каждая из которых имеет имя и может загружаться отдельно от остальных секций. Имя секции заключается в квадратные скобки. Кроме секций в конфигурационном файле могут содержаться глобальные переменные - они не входят ни в одну секцию и всегда загружаются при загрузке конфигурационного файла. Если загружается какая-то одна секция, то загружаются ее переменные и глобальные переменные. Если переменная существует и как глобальная переменная, и как переменная секции, то используется переменная секции. Если вы одинаково назовете две переменные внутри одной секции, то будет использоваться последняя из них. В приведенном выше примере две секции - Customer и Database, а кроме них заданы глобальные переменные pageTitle, bodyBgColor, tableBgColor и rowBgColor.

Чтобы спрятать значение переменной или секцию целиком, нужно перед ее именем поставить точку. В таком случае при загрузке конфигурационного файла эти данные нельзя будет прочесть. В примере мы сделали скрытой секцию Database, чтобы нельзя было узнать пароль и имя пользователя, применяемые для установки соединения.

Комментарии в конфигурационном файле можно обозначать символом #.

Загрузка конфигурационных файлов производится с помощью встроенной функции или метода config_load, подробнее об этом мы расскажем в следующей главе.

Методы

Для работы с шаблонами класс Smarty определяет набор методов. Рассмотрим несколько основных методов.

Метод assign

Синтаксис:

void assign (смешанное значение);

void assign (имя переменной,

            смешанное значение);

       

Метод используется для того, чтобы присвоить значения переменным шаблона. Можно передавать ассоциативные массивы, содержащие пары имя/значение переменных, или передавать пары имя/значение для каждой переменной в отдельности.

<?php

// передаем пары имя/значение для

// переменной Name и

// Address в отдельности

$smarty->assign("Name","Вася");

$smarty->assign("Address",$addr); 

// здесь $addr может быть и массивом

// передаем ассоциативный массив

$smarty->assign(array(

   "city" => "Новосибирск",

   "street" => "Пирогова"));

// таким образом, переменные city и street

// получат соответствующие значения

?>

       

Пример 15.6. Использование метода assign()

Метод append

Синтаксис:

void append (смешанное значение);

void append (имя переменной,

            смешанное значение);

void append (имя переменной,

            смешанное значение, слияние);

       

Принцип действия этого примерно такой же, как и у assign. Метод append позволяет присоединить элемент к массиву. Если вы присоединяете значение к строковой переменной, то она преобразуется в массив, и значение добавляется уже в него. Так же, как и в assign, здесь можно передавать пары ключ/значение или ассоциативные массивы, содержащие эти пары. Если указать третий аргумент слияние равным TRUE, то значение будет не присоединено в качестве еще одного элемента, а слито воедино с текущим массивом.

$smarty->append(array(

   title => $title,

   author => $author))

       

Пример 15.7. Использование метода append()

Здесь если title была строкой, то она становится массивом и к нему добавляется еще один элемент со значением $title. То же самое происходит с переменной author.

Метод config_load

void config_load(имя файла, [имя секции]);

Метод загружает конфигурационный файл и встраивает его в шаблон. Аналогично этому методу действует функция config_load.

Пример: $smarty->config_load("task.conf","Database");

Метод display

void display(шаблон);

Метод отображает шаблон. У этого метода есть еще два опциональных параметра, о которых можно прочитать в документации.

Метод fetch

string fetch(шаблон);

Этот метод возвращает обработанный шаблон в строковую переменную, вместо того чтобы выводить его на экран. У этого метода есть еще два опциональных параметра, о которых можно прочитать в документации.

Встроенные функции

Smarty поставляется с набором встроенных функций, интегрированных в язык шаблонов. Нельзя создавать свои функции с такими же именами или модифицировать встроенные функции. Опишем некоторые из таких функций.

Функция config_load

Синтаксис:

{config_load file="имя_файла" }

Эта функция используется для загрузки в шаблон переменных из конфигурационных файлов. Кроме имени загружаемого файла, у этой функции может быть еще несколько дополнительных параметров. Например, параметр section, в котором указывают имя секции для загрузки. Более подробную информацию об этих и других параметрах можно получить из документации Smarty.

Пример:

{config_load file="task.conf"}

Функция capture

Синтаксис:

{capture name="имя_блока"

        assign="имя_переменной"} ...

        {/capture}

Эта функция предназначена для того, чтобы собирать в переменную выходные данные шаблона вместо того, чтобы выводить их на экран. Все, что находится между {capture name="varname"} и {/capture}, будет записано в переменную с именем varname. Захваченный таким образом контент может быть использован в шаблоне посредством специальной переменной $smarty.capture.varname, где varname - значение, переданное в атрибут name функции capture. Если имя переменной не задано, будет использовано имя default.

Второй параметр assign задает имя переменной, которой будет присвоено захваченное выходное значение. Этот параметр, как и name, не обязательный.

Функция section

Синтаксис:

{section name="имя_секции"

loop="переменная_для_выч-ния_числа_итераций"

[,start="индекс_начальной_позиции"]

[, step="шаг"] [,max="максимум_итераций"]

[,show="показывать_ли_секцию"] }...

{/section}

       

Секция Section - это цикл для обхода элементов массива. Обязательными являются параметры name, с помощью которого задается имя секции, и loop, который представляет собой переменную, определяющую число итераций цикла. Как правило, loop - это переменная типа массив, и число итераций секции равно числу элементов этого массива. Чтобы вывести переменную внутри цикла, нужно после имени переменной указать в квадратных скобках имя секции.

{section name=art loop=$title}

  Название: {$title[art]}<br>

{/section}

       

Пример 15.8. Цикл для обхода элементов массива

Функция foreach

Синтаксис:

{foreach from="имя_массива"

        item="имя_текущего_элемента"}

  ... {/foreach}

       

Кроме того, можно использовать дополнительные атрибуты key - имя ключа для текущего элемента массива и name - имя цикла, с помощью которого можно будет получать доступ к его свойствам. Атрибуты from и item - обязательные.

Циклы foreach являются альтернативой циклам section. Действие функции foreach очень похоже на работу цикла foreach в языке PHP.

{foreach from=$articles item=art}

Title: {$art}<br>

{/foreach}

       

Пример 15.9. Цикл foreach

Циклы foreach имеют свои собственные свойства. Получить доступ к ним можно таким образом: {$smarty.foreach.foreachname.varname}, где foreachname - это имя цикла, заданное его параметром name, а varname - имя свойства.

Оператор if, elseif, else

Синтаксис:

{if выражение} блок_действий

  {elseif выражение1} блок_действий1

  {else} блок_действий2

{/if}

       

Действие оператора практически аналогично оператору if...elseif...else языка PHP. В выражениях могут использоваться следующие операторы сравнения: eq, ne, neq, gt, lt, lte, le, gte, ge, is even, is odd, is not even, is not odd, not, mod, div by, even by, odd by, ==, !=, >, <, <=, >=. Каждый из них обязательно должен быть отделен от окружающих его значений пробелами. В выражениях можно использовать круглые скобки и вызывать php-функции.

{if $name eq "Вася"}

  Добро пожаловать, Вася.

{elseif $name eq "Петя"}

  Добро пожаловать, Петя.

{else}

  Добро пожаловать. А вы кто?

{/if}

       

Пример 15.10. Операторы if, elseif, else

{* этот пример не будет работать,

  поскольку не поставлены

  пробелы вокруг операторов сравнения *}

{if $name=="Вася" || $name=="Петя"}

...

{/if}

       

Пример 15.11. Неработающий пример

Решение задачи с помощью шаблонов Smarty

Теперь, после знакомства с основными конструкциями Smarty, мы можем попытаться решить задачу отображения списка документов. Шаблон списка будет выглядеть следующим образом:

{* Smarty template index.tpl *}

{config_load file="task.conf" }

<html>

<head><title>{#pageTitle#}</title>

</head>

<body>

<ol>

{section name=art loop=$title}

  <li><a href="{$fulltext[art]}">

     {$title[art]}</a>

     ({$author[art]})

  <br> <p> {$abstract[art]}

{/section}

</ol>

</body>

</html>

       

В файле конфигурации task.conf будем хранить название страницы и параметры для доступа к базе данных:

# глобальные переменные

pageTitle = "List of documents"

[Customer]

pageTitle = "Список статей"

[Database]

host=localhost

db=book

user=user

pass=123

       

Скрипт (index.php), обрабатывающий написанный нами шаблон, может выглядеть таким образом:

<?

define("SMARTY_DIR","c:/users/user/Smarty/libs/");

require(SMARTY_DIR."Smarty.class.php");

$smarty = new Smarty;

$smarty->template_dir = "c:/smarty_dirs/book/templates/";

$smarty->compile_dir = "c:/smarty_dirs/book/templates_c/";

$smarty->config_dir = "c:/smarty_dirs/book/configs/";

$smarty->cache_dir = "c:/smarty_dirs/book/cache/";

// вышеприведенный блок лучше вынести в отдельный файл

$smarty->config_load("task.conf","Database");

$host = $smarty->get_config_vars("host");

$user = $smarty->get_config_vars("user");

$pass = $smarty->get_config_vars("pass");

$db = $smarty->get_config_vars("db");

$conn = mysql_connect($host, $user, $pass) or die("Cant connect");

mysql_select_db($db);

$sql = "SELECT * FROM Articles";

$q = mysql_query($sql,$conn);

$num = mysql_num_rows($q);

  for($i=0; $i<$num; $i++){

     $title = mysql_result($q,$i,"title");

     $author = mysql_result($q,$i,"author");

     $abs = mysql_result($q,$i,"abstract");

     $full = mysql_result($q,$i,"fulltext");

     $smarty->append(array(

        title => $title,

        author => $author,

        abstract => $abs,

        fulltext => $full ));

}

$smarty->display("index.tpl");

?>

       

Листинг 15.12. index.php

Как вы, скорее всего, заметили, программа получилась еще более громоздкой, чем в первых двух случаях, когда использовалась простая замена значений и шаблоны FastTemplate. Действительно, механизм Smarty гораздо более сложен, чем тот же FastTemplate, но зато и более функционален.

Заключение

Итак, в этой лекции было рассказано о том, что такое шаблоны и как их можно использовать при программировании web-приложений на языке PHP. Мы рассмотрели три способа решения задачи отображения сложного списка документов: с помощью функции регулярной замены, с помощью класса шаблонов FastTemplate и с помощью языка шаблонов Smarty. При этом мы познакомились с основными свойствами, методами и функциями классов FastTemplate и Smarty.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71024. Исследование модели шинной ЛВС с маркерным доступом 159 KB
  Изучить структуру и принципы построения ЛВС с шинной топологией с маркерным методом доступа к моноканалу. Изучить особенности работы шинных ЛВС с маркерным методом доступа на основе протоколов канального и физического уровней ЭМ ВОС.
71025. Изучение методики расчёта рациональной длины пакета в сети ЭВМ 129.5 KB
  Исходные данные для расчёта ЛВС Средняя длина передаваемого сообщения l=9300 бит. Длина заголовка пакета C=192 бит. Номинальная скорость передачи данных по каналу: для основного цифрового канала связи SH1=70000 бит с для канала связи тональной частоты SH2=6400 бит с.