185

Информационные технологии в страховой деятельности

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Эффективное управление страховым бизнесом в связи с увеличением масштабов страхования требует создания информационных систем страховой деятельности (ИС СД). Автономные автоматизированные рабочие места. Комплекс взаимосвязанных АРМ, функционирующих на единой информационной базе.

Русский

2012-11-14

67 KB

408 чел.

Лекция. Информационные технологии в страховой деятельности

Страхованиесфера экономических отношений, участниками которых являются страхователи (хозяйствующие субъекты или граждане) и страховщики (хозяйствующие субъекты или государство).

Предмет отношенийзащита интересов страхователя в условиях существования различных рисков от возможного ущерба.

Страховая деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 172-ФЗ «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации». Этот закон регулирует отношения между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

В настоящее время страхование стало сферой бизнеса, цель которой — получение гарантированного дохода страховщиком при соблюдении условий договора и интересов страхователей. Эффективное управление страховым бизнесом в связи с увеличением масштабов страхования требует создания информационных систем страховой деятельности (ИС СД).

Страховая деятельность связана со страховым рынком, который следует рассматривать как экономическую систему. Объектом купли-продажи на этом рынке выступает страховая защита. Рынок характеризуется определенным уровнем спроса и предложения на страховые услуги, его следует рассматривать как часть финансово-кредитной сферы.

На страховом рынке основное место занимают страховые компании, имеющие различную организационно-правовую форму:

• акционерное общество закрытого или открытого типа;

• товарищество с ограниченной ответственностью;

• акционерное общество открытого типа;

• частные страховые компании.

Учредителями страховых компаний выступают предприниматели, банки, коммерческие фирмы, промышленные предприятия, биржи, которые заинтересованы в использовании средств страховых компаний в качестве кредитных ресурсов.

Разработка и внедрение автоматизированных ИС СД выполняется для повышения эффективности управления страховой деятельностью за счет обеспечения руководителей и специалистов страховых компаний информацией в необходимом объеме и качестве, а также для реализации стандартов информационных технологий управления на основе:

• поддержки принятия управленческих решений;

• снижения издержек управления страховой деятельностью;

• создания интегрированной БД;

• обеспечения защиты информационных ресурсов;

• поддержки электронного документооборота;

• интеграции с внешними информационными системами;

• повышения информационной культуры управленческого труда.

Большой объем информации, требования к оперативности получения, полноте и точности представления информации, расширение масштабов и функций управления страховой деятельностью — это неполный перечень причин, которые обусловливают необходимость автоматизации управления страховым бизнесом.

Существуют различные виды ИС СД.

1. Автономные автоматизированные рабочие места. Каждый автономный АРМ выполняет определенный набор функций управления страховой деятельностью и ориентирован на страховых агентов определенного вида:

аквизиторы — занимаются привлечением и заключением новых договоров страхования;

актуарии — производят расчеты по страхованию жизни;

андеррайтеры — формируют страховой портфель;

брокеры страховой компании — осуществляют посредническую деятельность от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика; и др.

2. Комплекс взаимосвязанных АРМ, функционирующих на единой информационной базе. Информационная система страховой деятельности поддерживает функцию основной деятельности (страхование) и вспомогательные функции управления (бухгалтерский учет, финансовый анализ, управление кадрами и др.). Возрастание масштабов деятельности страховых компаний проявляется в расширении состава функций управления, увеличении численности сотрудников, функциональной специализации и информационной интеграции АРМ.

Обязательным компонентом ИС СД становится компьютерная сеть. Компьютерные сети и информационные технологии позволяют улучшить характеристики информации и информационных процессов, обеспечить полноту и целостность данных для принятия управленческих решений, оперативность получения и обработки данных, высокий уровень надежности, достоверности и актуальности информации и др.

3. Корпоративная информационная система страховой деятельности. Рост масштабов деятельности и повышение требований к эффективности управления организаций страхового бизнеса — причины создания КИС СД, характерными чертами которой являются:

• переход к распределенной обработке данных (использование компьютерных сетей, Интранет, выход в Интернет);

• применение разнородных вычислительных машин — серверы, рабочие станции, ноутбуки (аппаратная гетерогенность);

• интеграция программных средств обработки данных на основе унифицированных программных интерфейсов (программная «многоплатформенность» );

• расширение функций автоматизации управления;

• создание и ведение интегрированной БД — единого информационного пространства для принятия управленческих решений;

• использование интеллектуальных методов решения задач (статистическое прогнозирование, математическое моделирование, оперативная обработка аналитической информации).

Типовой комплекс задач (функциональная структура ) ИС СД включает в себя:

1.  Ведение нормативно-справочной базы договоров страхования (справочники, классификаторы технико-экономической информации, тарифы страхования).

2. Стратегическое планирование деятельности страховой компании.

3. Формирование и ведение договоров страхования (перестрахования).

4. Расчет комиссионных.

5. Учет формирования страхового фонда.

6. Учет расчетов со страхователем (уплата страховых премий, выплат по страховым событиям, расторжение договора страхования).

7. Бухгалтерский учет деятельности страховой компании.

8. Анализ финансового состояния страховой компании.

9. Налоговый учет страховой деятельности.

10.  Сервисные функции (импорт и экспорт данных, страховое копирование, восстановление БД); и др.

В зависимости от масштаба страховой компании, числа одновременно работающих страховых агентов, объема БД, возможны следующие варианты организации БД страховых компаний:

- локальная БД,

- централизованно хранимая на отдельном компьютере, на котором установлен АРМ страхового агента;

- сетевая БД, централизованно хранимая на сервере, к которому есть доступ по сети

- распределенная БД, хранимая на нескольких узлах сети (серверах БД).

Информационная система страхования деятельности должна обеспечить информационные технологии для подготовки, передачи, хранения и обработки данных, используемые в страховой деятельности.

Этап сбора и регистрации информации. На данном этапе используется значительное число форм документов для документального оформления отношений страховщиков и страхователей (договоры, справки, картотеки, классификаторы и справочники и т.п.). Эти документы имеют представление в виде бланков документов, заполняемых вручную или с использованием оргтехники. Информация первичных документов подлежит сбору и регистрации на машинном носителе (вводу в память компьютера).

Этап сбора и регистрации данных обеспечивает:

• регистрацию первичных документов в подразделениях и служба: страховой компании на документах (в виде типографских бланков, документах произвольной формы);

• подготовку первичных данных на машинных носителях.

Этап сбора и регистрации данных является наиболее трудоемким, оказывает влияние на уровень качества информации БД, а от производительности этого этапа зависит пропускная способность ИС СД. Основная проблема — своевременный и качественный перенос на машинные носители большого объема нормативно-справочной информации, являющейся основой любой ИС, регистрация данных первичных документов, которая должна выполняться в местах непосредственного возникновения первичной информации. Для сокращения трудозатрат необходимо, чтобы формирование первичных документов выполнялось силами конечных пользователей — работников страховых компаний. Автоматизация обработки информации в ИС СД на этапе сбора и регистрации предполагает:

• использование унифицированных и стандартизованных форм документов страховой деятельности;

• внедрение электронной системы документации и документооборота, стандартов документооборота;

• представление нормативно-справочной информации страховой деят-ти в БД;

• контроль достоверности входной информации (на диапазон значений, по списку значений, по формату значений).

Этап передачи данных по каналам связи. Этот этап используется в компьютерных сетях при удаленности источников возникновения информации от мест их хранения или обработки. Например, БД хранится на значительном расстоянии от места возникновения и регистрации первичной информации, обработка данных также выполняется на удаленном компьютере, причем для вывода информации используется сетевой принтер, а данные публикуются на сервере компании и т.п.

Как правило, при передаче данных в границах одной организации (удаление в пределах сотен метров) используют ЛВС; для ИС СД территориально-распределенных систем управления — сеть Интранет (расстояние определяется масштабами транснациональных компаний), для информационного взаимодействия страховых корпораций — сеть Экстранет.

Архитектура компьютерной сети должна соответствовать масштабам и назначению ИС СД. Сети имеют следующие типовые структуры:

• одноранговая компьютерная сеть на базе операционной системы Windows XP, если число пользователей не велико (до 10—12 человек);

• серверная компьютерная сеть и технологии «файловый сервер» на базе операционной системы Windows XP, если число пользователей значительное;

• серверная компьютерная сеть и технологии «клиент-сервер» на базе операционной системы Windows XP, если число пользователей значительное и требуется высокая производительность ИС СД;

• серверная компьютерная сеть и технологии «многоуровневый клиент-сервер» на базе операционной Windows XP, если число пользователей значительное, требуется высокая производительность и необходимо обеспечить аппаратную и программную независимость компонентов ИС СД;

• компьютерная сеть Интранет и технологии «клиент-сервер» на базе ОС Windows XP, если пользователи территориально распределены;

• компьютерная сеть Экстранет и технологии «клиент-сервер» на базе ОС Windows XP, если пользователи территориально распределены и являются представителями различных компаний.

При создании компьютерной сети учитывают сложившуюся топологию связей структурных подразделений — организационную структуру системы управления страховой компанией, которая включает в себя:

• центральный офис;

• отделения страховой компании;

• представительства (агентства) страховой компании;

• мобильные пользователи.

В центральном офисе (головной структуре страховой компании) находятся высокоскоростные ЛВС, сетевые БД, осуществляется централизованный мониторинг сетевыми ресурсами распределенной вычислительной системы страховой компании. Отделения страховой компании могут иметь собственные ЛВС и поддерживать постоянную связь с центральным офисом с помощью выделенных каналов связи.

Этап хранения данных в БД. Ядром любой информационной системы является БД под управлением СУБД. От выбора СУБД в значительной степени зависит успешность разработки и реализации всей ИС.

Выбор СУБД определяется следующими факторами: сложность структуры данных ИЛМ, объем данных, требования к эксплуатационным характеристикам приложений, состав технических средств, квалификация пользователей и др.

Для БД небольшого объема, обслуживающих незначительное число пользователей (приложений), когда требования к оперативности решения задач не отличаются от обычных, используют так называемые настольные СУБД, построенные по реляционному типу: Ассеss, Рагаdox, dBase и др.

На крупномасштабных БД, размещаемых на одном или нескольких узлах сети, обслуживающих большое число одновременно работающих пользователей, применяют сетевые СУБД реляционного типа: Огасle, SQL Server и др.

В крупномасштабной страховой компании создается распределенная БД, которая содержит разнообразную информацию о клиентах, договорах, страховых случаях, выплатах за длительный период времени и своевременно обновляется (актуализируется). Отдельные фрагменты единой БД представлены на различных компьютерах (узлах сети), но средствами СУБД поддерживается «прозрачность» распределения данных.

В подразделениях страховой компании создается локальная БД собственного страхового поля, а нормативно-справочная информация централизованного характера в виде реплик БД переносится в локальные БД. В свою очередь согласно установленному регламенту локальные БД периодически сбрасываются в БД центрального офиса.

Для крупномасштабных БД обязательно выполнение их сервисного обслуживания, которое предусматривает:

• страховое копирование БД;

• восстановление БД с помощью страховой копии;

• поддержку санкционированного доступа к БД пользователей;

• ведение журнала транзакций; и др.

Для защиты, восстановления и сохранения информации в БД имеются специальные средства СУБД (например, пароль на доступ к БД, разграничения прав доступа к объектам БД на уровне пользователей и групп, криптографирование файлов БД и др.), которые используются администратором БД.

Этап обработки данных. На этом этапе используется разнообразное программное обеспечение системного и прикладного типа.

К системному программному обеспечению относятся операционная система, сервисные средства (архиваторы, антивирусные программы, утилиты для выполнения процедур обслуживания дисков, восстановления файлов и др.), средства диагностики и поиска неисправностей в работе компьютеров и компьютерных сетей.

Прикладное программное обеспечение (ППО) для страховой деятельности подразделяют на следующие классы:

• ППО базовых информационных технологий — офисные программы (текстовые редакторы, электронные таблицы, СУБД, графические редакторы, издательские системы, Интернет-браузеры и т.п.);

• ППО методов решения задач (математические методы и модели, статистические методы анализа и прогнозирования, управление проектами, сетевые методы и т.п.);

• ППО функционального назначения (отдельных комплексов задач, функциональных подсистем или ИС).

Этап публикации данных. Публикация данных ИС СД обеспечивает непосредственную связь страховой компании и ее клиентов — страхователей (настоящих и потенциальных). Публикуемые сведения включают в себя:

• рекламные материалы;

• документы внешней отчетности;

• аннотацию видов деятельности и страховых услуг; и т.п.

Страховые компании создают веб-сайты, размещаемые на собственном или арендованном веб-сервере. В рамках страховых корпораций организуется внутренний веб-сервер, доступ к которому для некорпоративных пользователей блокирован.

Программа «Парус-Страхование»

Программа «Парус-Страхование 6.x» позволяет построить корпоративную информационную систему крупномасштабной страховой компании, объединяющую центральный офис и удаленные филиалы.

Эта программа относится к классу программ комплексной автоматизации деятельности страховых компаний. Она полностью соответствует страховому законодательству и сложившейся практике российского страхового бизнеса.

Программы комплексной автоматизации страховой деятельности имеют следующие особенности:

1) охват всех важнейших функций управления различных подразделений страховой компании (руководство, планово-экономический, актуарный и аналитический отделы и службы, страховые отделы, отдел перестрахования, бухгалтерия и др.);

2) полная автоматизация бизнес-процессов страхования и перестрахования (формирование информационных потоков в соответствии с фактическим движением денежных средств — поступление страховых премий, выплата возмещений страховых случаев и т.д.);

3) многовариантность реализации функций управления за счет использования различных алгоритмов и моделей (например, для расчета резервов по договорам прямого страхования и договорам перестрахования, включая факультативные и облигаторные договора, предлагается около 20 различных алгоритмов);

4)  агрегирование информации для формирования утвержденных форм статистической отчетности;

5)  высокая достоверность и оперативность получения итоговых сведений;

6) модульный подход к внедрению ИС СД;

7) единая БД архитектуры «клиент-сервер» с обеспечением эффективного хранения, доступа и обработки больших массивов хранимых данных.

Единая БД реализована в архитектуре «клиент-сервер БД», используется СУБД Огас1е на платформе операционных систем различного типа (UNIX, MS Windows и др.).

Программа «Парус-Страхование» включает в себя следующие основные функциональные модули:

• «Страхование имущества и ответственности»;

• «Личное страхование»;

• «Перестрахование»;

• «Бухгалтерский учет»;

• «Анализ и отчетность»;

• «Администратор».

Каждый модуль (кроме «Анализ и отчетность») работает как в автономном, так и в системном режиме, ИС СД создается как открытая система, способная к интеграции и развитию на функциональном, информационном, программно-техническом уровнях.

В этой программе широко применяются офисные программные продукты — текстовые редакторы, электронные таблицы, генераторы отчетов, генераторы форм электронных документов и т.п.

До начала функционирования ИС СД выполняется:

• конфигурирование функциональной и информационно-технологической архитектуры системы;

• настройка правил бизнес-логики страховой деятельности компании;

• подготовка удобного пользовательского интерфейса в виде панелей инструментов, экранных и отчетных форм;

• обучение пользователей;

• первоначальная загрузка БД.

Программа ИНЭК «Страховщик»

Программа ИНЭК «Страховщик» относится к классу корпоративных ИС СД и выполняет следующие автоматизированные функции управления:

• учет договоров страхования различного типа, включая генеральные договора, договора с несколькими застрахованными объектами и рисками;

• учет активного и пассивного перестрахования в разрезе факультативной, облигаторной, пропорциональной и непропорциональной формы;

• учет и мониторинг запланированных и фактических поступлений по договорам и убытков по всем этапам их урегулирования;

• синхронное ведение специализированного бухгалтерского, налогового и управленческого учета, включая учет денежных средств, материальный учет, учет взаимных расчетов, учет затрат и инвентарный учет;

• интегрированный учет и формирование страховых, перестраховочных операций по всем регистрам, включая журнал договоров, журнал хозяйственных операций бухгалтерского, налогового и управленческого учета, реестр первичных документов;

• формирование страховых резервов по всем учетным группам стандартными и произвольными методами;

• мониторинг деятельности на основе комплексного анализа данных путем создания форм управленческой отчетности произвольного вида;

• обмен данными между головной компанией, ее филиалами и агентствами.

Программа ИНЭК «Страховщик» имеет следующие функциональные модули:

«Настройка»; «Страховщик»; «Бухгалтерия»; «Отчетность»; «Администратор». Модуль «Настройка». Модуль предназначен для оптимальной настройки конфигурации системы: аналитических справочников, плана счетов бухгалтерского и налогового учета, а также других элементов учетной политики организации.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81148. Инертная, оптимальная и агрессивная среда. Управление в условиях агрессивной среды 38.71 KB
  Источниками конфликта может служить конкуренция соперничество враждебность противоречивые намерений и т. В результате конфликта происходит столкновение двух или более противоборствующих сторон и выражается в том что они осознаются на уровне социального субъекта: отдельной личности или социальной группы. В сущности конфликта важное место занимают такие понятия как участник и субъект конфликта. Участником конфликта может быть отдельный человек организация или группа лиц которые не отдают себе отчет о целях и задачах конфликтного...
81149. Способы управления организацией в условиях агрессивной среды 35.04 KB
  Способами управления в агрессивной социальной среде могут быть: социальное прогнозирование; социальное планирование; социальное регулирование. Деловые организации пытаясь отстоять свое место в социальном пространстве вынуждены применять такие способы управления как: нарушение закона с целью адаптации к негативным реалиям организационной среды; использование взятки как способ обеспечения коммуникаций и т. Главное правило управления в агрессивной среде заключается в том чтобы по возможности ее избегать.
81150. Социология управления как отрасль социологического знания 34.51 KB
  В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Удальцовой наука изучающая социальные отношения и устанавливающая основные критерии эффективности их функционирования с точки зрения всех субъектов социальных отношений называется социологией и психологией управления в организации. Как научная дисциплина социология управления пересекается с такими разделами социологической науки...
81151. Объект, предмет, функции и задачи социологии управления 37.25 KB
  Выступает изучение деятельности субъектов управления по разработки решений направленных на реализацию основных направлений социальной политики. изучает закономерности функционирования социальных отношений в процессе управления проблемы социального взаимодействия внутри организации между руководителем и подчиненными. управленческие отношения: в процессе управления обе стороны находятся в постоянных связях друг с другом и вступают в управленческие отношения Определив особенности социологии управления как специальной социологической теории...
81152. Социология управления и смежные дисциплины 46.67 KB
  Важно понять взаимодействие менеджмента с другими науками используемыми для осуществления процессов управления такими как менеджмент информатика социология психология см. Таким образом на стыке менеджмента и социологии возникает новая отрасль человеческих знаний – социология управления которая была вызвана естественным развитием общества и философии управленческих концепций. Интеграция науки управления школа научного менеджмента и социологии школа человеческих отношений происходит в середине XXв.
81153. Административная система управления 38.24 KB
  Субъект менеджмента это человек или группа людей создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач. Объект менеджмента это все то на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента. Объектами менеджмента могут выступать персонал организации ее конкуренты финансы организации производство сбыт поставщики ресурсов информация т. Субъекты и объекты менеджмента представляют собой в совокупности систему управления организации.
81154. Отечественная социология управления: становление и развитие 37.23 KB
  Особенности и основные причины развития социологии в России Общественная жизнь России во многом определила своеобразие ее мировоззренческих теорий по сравнению с социальными теориями Запада и США. Во-первых в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств поэзии прозы публицистики и т. Возникновение социологической мысли в России связано с трудами Ю. Вовторых возникновению социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал...
81156. Первый этап развития социологии в России 40.73 KB
  Первая российская кафедра социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте в 1908 г. В связи с этим история социологии в России предстает в основном как серия индивидуальных вкладов ученых. Как и на Западе в российской социологии этого периода преобладали редукционизм сведение к простому упрощение инатурализм различных оттенков.