185

Информационные технологии в страховой деятельности

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Эффективное управление страховым бизнесом в связи с увеличением масштабов страхования требует создания информационных систем страховой деятельности (ИС СД). Автономные автоматизированные рабочие места. Комплекс взаимосвязанных АРМ, функционирующих на единой информационной базе.

Русский

2012-11-14

67 KB

432 чел.

Лекция. Информационные технологии в страховой деятельности

Страхованиесфера экономических отношений, участниками которых являются страхователи (хозяйствующие субъекты или граждане) и страховщики (хозяйствующие субъекты или государство).

Предмет отношенийзащита интересов страхователя в условиях существования различных рисков от возможного ущерба.

Страховая деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 172-ФЗ «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации». Этот закон регулирует отношения между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

В настоящее время страхование стало сферой бизнеса, цель которой — получение гарантированного дохода страховщиком при соблюдении условий договора и интересов страхователей. Эффективное управление страховым бизнесом в связи с увеличением масштабов страхования требует создания информационных систем страховой деятельности (ИС СД).

Страховая деятельность связана со страховым рынком, который следует рассматривать как экономическую систему. Объектом купли-продажи на этом рынке выступает страховая защита. Рынок характеризуется определенным уровнем спроса и предложения на страховые услуги, его следует рассматривать как часть финансово-кредитной сферы.

На страховом рынке основное место занимают страховые компании, имеющие различную организационно-правовую форму:

• акционерное общество закрытого или открытого типа;

• товарищество с ограниченной ответственностью;

• акционерное общество открытого типа;

• частные страховые компании.

Учредителями страховых компаний выступают предприниматели, банки, коммерческие фирмы, промышленные предприятия, биржи, которые заинтересованы в использовании средств страховых компаний в качестве кредитных ресурсов.

Разработка и внедрение автоматизированных ИС СД выполняется для повышения эффективности управления страховой деятельностью за счет обеспечения руководителей и специалистов страховых компаний информацией в необходимом объеме и качестве, а также для реализации стандартов информационных технологий управления на основе:

• поддержки принятия управленческих решений;

• снижения издержек управления страховой деятельностью;

• создания интегрированной БД;

• обеспечения защиты информационных ресурсов;

• поддержки электронного документооборота;

• интеграции с внешними информационными системами;

• повышения информационной культуры управленческого труда.

Большой объем информации, требования к оперативности получения, полноте и точности представления информации, расширение масштабов и функций управления страховой деятельностью — это неполный перечень причин, которые обусловливают необходимость автоматизации управления страховым бизнесом.

Существуют различные виды ИС СД.

1. Автономные автоматизированные рабочие места. Каждый автономный АРМ выполняет определенный набор функций управления страховой деятельностью и ориентирован на страховых агентов определенного вида:

аквизиторы — занимаются привлечением и заключением новых договоров страхования;

актуарии — производят расчеты по страхованию жизни;

андеррайтеры — формируют страховой портфель;

брокеры страховой компании — осуществляют посредническую деятельность от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика; и др.

2. Комплекс взаимосвязанных АРМ, функционирующих на единой информационной базе. Информационная система страховой деятельности поддерживает функцию основной деятельности (страхование) и вспомогательные функции управления (бухгалтерский учет, финансовый анализ, управление кадрами и др.). Возрастание масштабов деятельности страховых компаний проявляется в расширении состава функций управления, увеличении численности сотрудников, функциональной специализации и информационной интеграции АРМ.

Обязательным компонентом ИС СД становится компьютерная сеть. Компьютерные сети и информационные технологии позволяют улучшить характеристики информации и информационных процессов, обеспечить полноту и целостность данных для принятия управленческих решений, оперативность получения и обработки данных, высокий уровень надежности, достоверности и актуальности информации и др.

3. Корпоративная информационная система страховой деятельности. Рост масштабов деятельности и повышение требований к эффективности управления организаций страхового бизнеса — причины создания КИС СД, характерными чертами которой являются:

• переход к распределенной обработке данных (использование компьютерных сетей, Интранет, выход в Интернет);

• применение разнородных вычислительных машин — серверы, рабочие станции, ноутбуки (аппаратная гетерогенность);

• интеграция программных средств обработки данных на основе унифицированных программных интерфейсов (программная «многоплатформенность» );

• расширение функций автоматизации управления;

• создание и ведение интегрированной БД — единого информационного пространства для принятия управленческих решений;

• использование интеллектуальных методов решения задач (статистическое прогнозирование, математическое моделирование, оперативная обработка аналитической информации).

Типовой комплекс задач (функциональная структура ) ИС СД включает в себя:

1.  Ведение нормативно-справочной базы договоров страхования (справочники, классификаторы технико-экономической информации, тарифы страхования).

2. Стратегическое планирование деятельности страховой компании.

3. Формирование и ведение договоров страхования (перестрахования).

4. Расчет комиссионных.

5. Учет формирования страхового фонда.

6. Учет расчетов со страхователем (уплата страховых премий, выплат по страховым событиям, расторжение договора страхования).

7. Бухгалтерский учет деятельности страховой компании.

8. Анализ финансового состояния страховой компании.

9. Налоговый учет страховой деятельности.

10.  Сервисные функции (импорт и экспорт данных, страховое копирование, восстановление БД); и др.

В зависимости от масштаба страховой компании, числа одновременно работающих страховых агентов, объема БД, возможны следующие варианты организации БД страховых компаний:

- локальная БД,

- централизованно хранимая на отдельном компьютере, на котором установлен АРМ страхового агента;

- сетевая БД, централизованно хранимая на сервере, к которому есть доступ по сети

- распределенная БД, хранимая на нескольких узлах сети (серверах БД).

Информационная система страхования деятельности должна обеспечить информационные технологии для подготовки, передачи, хранения и обработки данных, используемые в страховой деятельности.

Этап сбора и регистрации информации. На данном этапе используется значительное число форм документов для документального оформления отношений страховщиков и страхователей (договоры, справки, картотеки, классификаторы и справочники и т.п.). Эти документы имеют представление в виде бланков документов, заполняемых вручную или с использованием оргтехники. Информация первичных документов подлежит сбору и регистрации на машинном носителе (вводу в память компьютера).

Этап сбора и регистрации данных обеспечивает:

• регистрацию первичных документов в подразделениях и служба: страховой компании на документах (в виде типографских бланков, документах произвольной формы);

• подготовку первичных данных на машинных носителях.

Этап сбора и регистрации данных является наиболее трудоемким, оказывает влияние на уровень качества информации БД, а от производительности этого этапа зависит пропускная способность ИС СД. Основная проблема — своевременный и качественный перенос на машинные носители большого объема нормативно-справочной информации, являющейся основой любой ИС, регистрация данных первичных документов, которая должна выполняться в местах непосредственного возникновения первичной информации. Для сокращения трудозатрат необходимо, чтобы формирование первичных документов выполнялось силами конечных пользователей — работников страховых компаний. Автоматизация обработки информации в ИС СД на этапе сбора и регистрации предполагает:

• использование унифицированных и стандартизованных форм документов страховой деятельности;

• внедрение электронной системы документации и документооборота, стандартов документооборота;

• представление нормативно-справочной информации страховой деят-ти в БД;

• контроль достоверности входной информации (на диапазон значений, по списку значений, по формату значений).

Этап передачи данных по каналам связи. Этот этап используется в компьютерных сетях при удаленности источников возникновения информации от мест их хранения или обработки. Например, БД хранится на значительном расстоянии от места возникновения и регистрации первичной информации, обработка данных также выполняется на удаленном компьютере, причем для вывода информации используется сетевой принтер, а данные публикуются на сервере компании и т.п.

Как правило, при передаче данных в границах одной организации (удаление в пределах сотен метров) используют ЛВС; для ИС СД территориально-распределенных систем управления — сеть Интранет (расстояние определяется масштабами транснациональных компаний), для информационного взаимодействия страховых корпораций — сеть Экстранет.

Архитектура компьютерной сети должна соответствовать масштабам и назначению ИС СД. Сети имеют следующие типовые структуры:

• одноранговая компьютерная сеть на базе операционной системы Windows XP, если число пользователей не велико (до 10—12 человек);

• серверная компьютерная сеть и технологии «файловый сервер» на базе операционной системы Windows XP, если число пользователей значительное;

• серверная компьютерная сеть и технологии «клиент-сервер» на базе операционной системы Windows XP, если число пользователей значительное и требуется высокая производительность ИС СД;

• серверная компьютерная сеть и технологии «многоуровневый клиент-сервер» на базе операционной Windows XP, если число пользователей значительное, требуется высокая производительность и необходимо обеспечить аппаратную и программную независимость компонентов ИС СД;

• компьютерная сеть Интранет и технологии «клиент-сервер» на базе ОС Windows XP, если пользователи территориально распределены;

• компьютерная сеть Экстранет и технологии «клиент-сервер» на базе ОС Windows XP, если пользователи территориально распределены и являются представителями различных компаний.

При создании компьютерной сети учитывают сложившуюся топологию связей структурных подразделений — организационную структуру системы управления страховой компанией, которая включает в себя:

• центральный офис;

• отделения страховой компании;

• представительства (агентства) страховой компании;

• мобильные пользователи.

В центральном офисе (головной структуре страховой компании) находятся высокоскоростные ЛВС, сетевые БД, осуществляется централизованный мониторинг сетевыми ресурсами распределенной вычислительной системы страховой компании. Отделения страховой компании могут иметь собственные ЛВС и поддерживать постоянную связь с центральным офисом с помощью выделенных каналов связи.

Этап хранения данных в БД. Ядром любой информационной системы является БД под управлением СУБД. От выбора СУБД в значительной степени зависит успешность разработки и реализации всей ИС.

Выбор СУБД определяется следующими факторами: сложность структуры данных ИЛМ, объем данных, требования к эксплуатационным характеристикам приложений, состав технических средств, квалификация пользователей и др.

Для БД небольшого объема, обслуживающих незначительное число пользователей (приложений), когда требования к оперативности решения задач не отличаются от обычных, используют так называемые настольные СУБД, построенные по реляционному типу: Ассеss, Рагаdox, dBase и др.

На крупномасштабных БД, размещаемых на одном или нескольких узлах сети, обслуживающих большое число одновременно работающих пользователей, применяют сетевые СУБД реляционного типа: Огасle, SQL Server и др.

В крупномасштабной страховой компании создается распределенная БД, которая содержит разнообразную информацию о клиентах, договорах, страховых случаях, выплатах за длительный период времени и своевременно обновляется (актуализируется). Отдельные фрагменты единой БД представлены на различных компьютерах (узлах сети), но средствами СУБД поддерживается «прозрачность» распределения данных.

В подразделениях страховой компании создается локальная БД собственного страхового поля, а нормативно-справочная информация централизованного характера в виде реплик БД переносится в локальные БД. В свою очередь согласно установленному регламенту локальные БД периодически сбрасываются в БД центрального офиса.

Для крупномасштабных БД обязательно выполнение их сервисного обслуживания, которое предусматривает:

• страховое копирование БД;

• восстановление БД с помощью страховой копии;

• поддержку санкционированного доступа к БД пользователей;

• ведение журнала транзакций; и др.

Для защиты, восстановления и сохранения информации в БД имеются специальные средства СУБД (например, пароль на доступ к БД, разграничения прав доступа к объектам БД на уровне пользователей и групп, криптографирование файлов БД и др.), которые используются администратором БД.

Этап обработки данных. На этом этапе используется разнообразное программное обеспечение системного и прикладного типа.

К системному программному обеспечению относятся операционная система, сервисные средства (архиваторы, антивирусные программы, утилиты для выполнения процедур обслуживания дисков, восстановления файлов и др.), средства диагностики и поиска неисправностей в работе компьютеров и компьютерных сетей.

Прикладное программное обеспечение (ППО) для страховой деятельности подразделяют на следующие классы:

• ППО базовых информационных технологий — офисные программы (текстовые редакторы, электронные таблицы, СУБД, графические редакторы, издательские системы, Интернет-браузеры и т.п.);

• ППО методов решения задач (математические методы и модели, статистические методы анализа и прогнозирования, управление проектами, сетевые методы и т.п.);

• ППО функционального назначения (отдельных комплексов задач, функциональных подсистем или ИС).

Этап публикации данных. Публикация данных ИС СД обеспечивает непосредственную связь страховой компании и ее клиентов — страхователей (настоящих и потенциальных). Публикуемые сведения включают в себя:

• рекламные материалы;

• документы внешней отчетности;

• аннотацию видов деятельности и страховых услуг; и т.п.

Страховые компании создают веб-сайты, размещаемые на собственном или арендованном веб-сервере. В рамках страховых корпораций организуется внутренний веб-сервер, доступ к которому для некорпоративных пользователей блокирован.

Программа «Парус-Страхование»

Программа «Парус-Страхование 6.x» позволяет построить корпоративную информационную систему крупномасштабной страховой компании, объединяющую центральный офис и удаленные филиалы.

Эта программа относится к классу программ комплексной автоматизации деятельности страховых компаний. Она полностью соответствует страховому законодательству и сложившейся практике российского страхового бизнеса.

Программы комплексной автоматизации страховой деятельности имеют следующие особенности:

1) охват всех важнейших функций управления различных подразделений страховой компании (руководство, планово-экономический, актуарный и аналитический отделы и службы, страховые отделы, отдел перестрахования, бухгалтерия и др.);

2) полная автоматизация бизнес-процессов страхования и перестрахования (формирование информационных потоков в соответствии с фактическим движением денежных средств — поступление страховых премий, выплата возмещений страховых случаев и т.д.);

3) многовариантность реализации функций управления за счет использования различных алгоритмов и моделей (например, для расчета резервов по договорам прямого страхования и договорам перестрахования, включая факультативные и облигаторные договора, предлагается около 20 различных алгоритмов);

4)  агрегирование информации для формирования утвержденных форм статистической отчетности;

5)  высокая достоверность и оперативность получения итоговых сведений;

6) модульный подход к внедрению ИС СД;

7) единая БД архитектуры «клиент-сервер» с обеспечением эффективного хранения, доступа и обработки больших массивов хранимых данных.

Единая БД реализована в архитектуре «клиент-сервер БД», используется СУБД Огас1е на платформе операционных систем различного типа (UNIX, MS Windows и др.).

Программа «Парус-Страхование» включает в себя следующие основные функциональные модули:

• «Страхование имущества и ответственности»;

• «Личное страхование»;

• «Перестрахование»;

• «Бухгалтерский учет»;

• «Анализ и отчетность»;

• «Администратор».

Каждый модуль (кроме «Анализ и отчетность») работает как в автономном, так и в системном режиме, ИС СД создается как открытая система, способная к интеграции и развитию на функциональном, информационном, программно-техническом уровнях.

В этой программе широко применяются офисные программные продукты — текстовые редакторы, электронные таблицы, генераторы отчетов, генераторы форм электронных документов и т.п.

До начала функционирования ИС СД выполняется:

• конфигурирование функциональной и информационно-технологической архитектуры системы;

• настройка правил бизнес-логики страховой деятельности компании;

• подготовка удобного пользовательского интерфейса в виде панелей инструментов, экранных и отчетных форм;

• обучение пользователей;

• первоначальная загрузка БД.

Программа ИНЭК «Страховщик»

Программа ИНЭК «Страховщик» относится к классу корпоративных ИС СД и выполняет следующие автоматизированные функции управления:

• учет договоров страхования различного типа, включая генеральные договора, договора с несколькими застрахованными объектами и рисками;

• учет активного и пассивного перестрахования в разрезе факультативной, облигаторной, пропорциональной и непропорциональной формы;

• учет и мониторинг запланированных и фактических поступлений по договорам и убытков по всем этапам их урегулирования;

• синхронное ведение специализированного бухгалтерского, налогового и управленческого учета, включая учет денежных средств, материальный учет, учет взаимных расчетов, учет затрат и инвентарный учет;

• интегрированный учет и формирование страховых, перестраховочных операций по всем регистрам, включая журнал договоров, журнал хозяйственных операций бухгалтерского, налогового и управленческого учета, реестр первичных документов;

• формирование страховых резервов по всем учетным группам стандартными и произвольными методами;

• мониторинг деятельности на основе комплексного анализа данных путем создания форм управленческой отчетности произвольного вида;

• обмен данными между головной компанией, ее филиалами и агентствами.

Программа ИНЭК «Страховщик» имеет следующие функциональные модули:

«Настройка»; «Страховщик»; «Бухгалтерия»; «Отчетность»; «Администратор». Модуль «Настройка». Модуль предназначен для оптимальной настройки конфигурации системы: аналитических справочников, плана счетов бухгалтерского и налогового учета, а также других элементов учетной политики организации.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23717. Значение выражения, урок рефлексии 59 KB
  Повторить и закрепить понятия буквенного и числового выражения взаимосвязь между арифметическими действиями решение уравнений на сложение и вычитание алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел. Здравствуйте ребята Чему мы учились на прошлых уроках Составлять читать и записывать математические выражения. В каком виде мы записывали ответ В виде числового или буквенного выражения.
23718. Значение выражения 66 KB
  Какие выражения ещё мы учились составлять и записывать Буквенные выражения. Сегодня на уроке мы продолжим работать с буквенными выражениями. Как вы думаете что можно делать с буквенными выражениями Находить их значения.
23719. Метод весов 52.5 KB
  Решите уравнение: а методом проб и ошибок; б методом перебора: 3. Решите уравнение: 3а 33 = 8а 8 3. Чем отличается это уравнение от уравнений которые решали раньше В этом уравнении переменная стоит в обеих частях уравнения. Как же быть Надо найти способ который позволит решить такое уравнение.
23720. Метод перебора 76.5 KB
  Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. Что вы можете сказать о множителях в произведении Они являются делителями числа 252 252 делится на x и на y. x 1y 6 = 252 Что вы можете сказать о втором уравнении Множители во втором уравнении являются делителями числа 252. Что вы можете сказать о корнях первого и второго уравнения Одни и те же числа.
23721. Метод весов 45.5 KB
  Что интересного вы можете рассказать о полученном ряде чисел Назовите самое большое число из данного ряда. 109 Назовите самое маленькое число из этого ряда. Замените число 25 суммой разрядных слагаемых разными способами. Вспомните как была построена математическая модель 10х y = xy 52 для задачи 5: Задумано двузначное число которое на 52 больше суммы своих цифр.
23722. Метод проб и ошибок 61 KB
  Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке Уравнения вида x аx = b Что мы использовали при решении уравнений Свойства чисел. Какие уравнения мы ещё получали при переводе текста задачи на математический язык Уравнения вида: x x а = b. Подберите корень уравнения: Объясните способ решения который вы использовали. А есть ли у этого уравнения другие корни 3.
23723. Метод проб и ошибок 69.5 KB
  Основная цель: 1 Тренировать способность к использованию метода проб и ошибок для решения уравнений. Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке Уравнения вида x x а = b Что мы использовали при решении уравнений Метод проб и ошибок. Сегодня мы на уроке проанализируем на сколько хорошо вы усвоили метод проб и ошибок.
23724. Перевод условия задачи на математический язык 55 KB
  Обозначим за x площадь третьей комнаты. Вторая на 3 м2 больше третьей значит её площадь равна x 3 м2. Первая комната в 2 раза меньше второй чтобы найти её площадь надо площадь второй комнаты разделить на 2 т. Общая площадь трёх комнат 42 м2.
23725. Перевод условия задачи на математический язык 53 KB
  Длина в м Ширина в м Площадь в м2 В классе даются разные ответы возможно кто то из учащихся совсем не сможет выполнить задание. Почему в классе разные результаты Что общего и чем отличается данная задача от тех которые мы решали на прошлом уроке Общее то что в этой задаче неизвестна ни длина ни ширина прямоугольника а только известно что длина на 3 м больше ширины а отличаются эти задачи схемой для данной задачи схемой будет таблица. Возможны варианты: Длина в м Ширина в м Площадь в м2 x 3 x xx 3 или 70...