18535

Двумерные массивы (матрицы)

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа № 5. Двумерные массивы матрицы Массивы в С могут быть не только одномерными т.е. когда данные визуально выстроены в одну линию. Массивы также могут быть и двумерными трехмерными и так далее. С компиляторы поддерживают как минимум 12ти мерные масси...

Русский

2013-07-08

29.09 KB

8 чел.

Лабораторная работа № 5.

Двумерные массивы (матрицы)

Массивы в С могут быть не только одномерными, т.е. когда данные визуально выстроены в одну линию. Массивы также могут быть и двумерными, трехмерными и так далее. С++ компиляторы поддерживают как минимум 12-ти мерные массивы!!! Естественно, что такими большими массивами на практике никто не пользуется, т.к. человеку сложно их визуально представить у себя в голове, не то что написать программу, которая оперирует таким сложными массивами. На практике редко применяют массивы, более трехмерного. Одномерный – это строка, двумерный – матрица (таблица), трехмерный – куб, а вот дальше уже сложно, поэтому дальше, обычно, никто и не идет...

Двумерный массив – это так называемая матрица (или таблица), у которой есть строки и столбцы. По соглашению программистов первый индекс массива будет указывать на строки, а второй на столбцы.

Фактически двумерный массив — это одномерный массив одномерных массивов. Структура двумерного массива, с именем a, размером m на n показана ниже:

где, m – количество строк двумерного массива;

n – количество столбцов двумерного массива;

m * n – количество элементов массива.

Вот пример объявления и инициализации двумерного массива, состоящего из трех строк и пяти столбцов.

int aMatrix[3][5] = {{3, 5, 5, 7, 8},

{4, 1, 1, 2, 9},

{3, 8, 8, 9, 7}};

Двумерный массив имеет два индекса. Можно и так записать, как показано ниже. Разницы для компилятора не будет никакой. Разве лишь разница будет в визуальном восприятии для человека:

int aMatrix[3][5] = {{3, 5, 5, 7, 8}, {4, 1, 1, 2, 9}, {3, 8, 8, 9, 7}};

Либо вообще так, без указания фигурных скобок, которые логически разделяют строки друг от друга.

int aMatrix[3][5] = {3, 5, 5, 7, 8, 4, 1, 1, 2, 9, 3, 8, 8, 9, 7};

Последняя запись демонстрирует то, как на самом деле элементы массива размещаются в памяти компьютера.

Для доступа к элементам двумерного массива нужно, так же, как и для одномерного указать индекс. В данном случае нужно будет указывать два индекса. Например, чтобы перезаписать последний элемент второй строки, мы должны использовать такую запись

aMatrix[1][4] = 0;

В этом случае мы перезапишем значение 9 на 0.

Для прохода по двумерному массиву удобнее всего использовать два цикла for, вложенных друг в друга.

Пример программы:

Дана матрица размером n строк и m столбцов (0<n<=20, 0< m<=30). Найти сумму положительных элементов каждой строки.

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

/* Сумма по строкам*/

#define NMAX 20

#define MMAX 30

main()

{float x;

int i,j;

float s;

int n,m;

puts("Введи n m"); scanf("%d%d",&n,&m);

puts ("Введи матрицу");

for (i=0;i<n; i++)

{s=0;

for(j=0;j<m;j++)

{scanf("%f", &x);

if (x>0) s=s+x;

}

printf ("\n Строка %d, s= %.2f",i,s);

}

getch();

return 0;

}

Пример результатов тестирования программы:

1

2

3

4

5

1

-9

0

1

-7

4

2

1

2

5

0

4

3

-1

2

-9

7

-1

4

-2

-3

-8

-9

-4

Результат:

Строка 1 сумма = 5

Строка 2 сумма = 12

Строка 3 сумма = 9

Строка 4 сумма = 0

Порядок выполнения работы.

1. Получить задание у преподавателя.

2. Составить программу на Си и подобрать тесты для проверки программы на ЭВМ.

3. Отладить программу на ЭВМ.

4. Оформить и сдать отчет по лабораторной работе.

Задания для самостоятельного выполнения

  1.  Дана матрица размером n x m. Вычислить сумму положительных элементов каждой строки и найти номер строки, в которой эта сумма максимальна.
  2.  Определить, является ли заданная целочисленная квадратная матрица магическим квадратом, то есть такой, что суммы всех элементов во всех строках и столбцах одинаковы.
  3.  Дана матрица размером n x m. Найти минимальный элемент в каждом столбце матрицы (из ненулевых) и разделить на него все элементы этого столбца.
  4.  Дана матрица размером n x m. Найти наибольший положительный и наименьший отрицательный элементы матрицы.
  5.  Элементы матрицы А(n x n) назовем седловой точкой, если он одновременно является наименьшим в своей строке и наибольшим в своем столбце или наоборот. Найти индексы всех седловых точек матрицы.
  6.  Дана матрица размером n x m. В каждой строке переставить местами наибольший и наименьший элементы матрицы.
  7.  Дана квадратная матрица размером n x n. Вычислить сумму элементов, расположенных над главной диагональю.
  8.  Дана квадратная матрица размером n x n. Найти наибольший элемент главной диагонали, и вывести всю строку, в которой он находится.
  9.  Дана квадратная матрица размером n x n. Найти строку с наибольшим количеством отрицательных элементов.
  10.  Дана квадратная матрица размером n x n. Найти сумму отрицательных элементов в каждой строке.
  11.  Дан двумерный массив n х m элементов, найти количество четных и нечетных чисел в массиве.
  12.  Дан двумерный массив n х m элементов. Определить, сколько раз встречается число 7 среди элементов массива.
  13.  Дан массив из n x m элементов. Определить, сколько элементов массива больше заданного числа.
  14.  Дан массив из n x m элементов. Найти индексы первого наименьшего элемента массива.
  15.  Дан квадратный массив из n x n элементов. Найти сумму элементов побочной диагонали.
  16.  Дан квадратный массив из n x n элементов. Найти сумму элементов ниже главной диагонали.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53769. Баскетбол, конспект уроку для 8 класу 44 KB
  Ноги трохи зігнуті, лікоть руки опущений вниз, пальці рук супроводжають м’яч. Відстань між студентами 4 м. пальці рук розставлені. Ведення правою – лівою рукою. Відстань 4 м. Кидок виконується після ведення, кидок м’яча в ціль.
53770. Організовуючі вправи. Загальнопідготовчі вправи. Стрибки зі скакалкою 85 KB
  Стійка ноги 810 Руки розводити долонями нарізно руки за голову. разів догори прогинаючись у 1 поворот тулуба ліворуч попереку голову відводити руки в сторони вдих; 2 в. видих; 3 поворот тулуба праворуч руки в сторони вдих; 4 в. нарізно руки в сторони; разів Ноги поставити 1 нахил уперед руки якнайширше.
53771. Конспект уроку з фізичної культури Для учнів 2-А класу - реферат українською 29.5 KB
  Ходьба: руки за голову навприсядки стрибками на носках на п‘ятках4. Загальнорозвиваючі вправи на місціА Вп руки до плечейКолові рухи руками вперед назад 8р вперед8р назадБ Вп руки в сторониКолові рухи руками вперед назад 1012 раз Руки пряміВ Вп права рука вгорі ліва внизу; 12 переміна положень рук 1012 раз Руки пряміГ Вп руки вперед. Схрещення рук 1012 раз Руки пряміД Вп ноги нарізно руки на поясі 1 нахил вліво 2 в. 1012 раз Руки опущені ноги пряміІІ.
53772. Організуючі, стройові та ЗРВ. Спеціальні бігові та стрибкові вправи. Рухливі ігри 75 KB
  Стройові вправи: Праворуч Ліворуч Кругом Ліворуч Ліворуч Рівняйсь струнко Ходьба: звичайна навшпиньках на пятках з високим підніманням стегна руки перед собою у напівприсіді у повному присіді звичайна. руки на пояс. руки до плечей колові оберти зігнутими в ліктях руками вперед назад. руки в сторони сжаті в кулачки на 123 розвести руки в сторони на 4 зігнути руки до...
53773. Ярослав Стельмах. «Митькозавр із Юрківки, або химера лісогвого озера». Характеристика образів Сергія і Митька, їхньої поведінки у складних ситуаціях 48.5 KB
  Мета: Удосконалювати навички визначення рис характеру героїв твору вміння висловлювати свої думки про прочитане; розвивати навички переказу виразного і вибіркового читання спостережливість увагу; виховувати допитливість доброту любов до ближніх. Обладнання: схема з рисами характеру героїв портрет Ярослава Стельмаха. Завдання: учні мають удосконалити навички визначати риси характеру героїв твору і оцінювати їхні вчинки; закріпити вміння переказувати твір віднаходити цитати за поданим завданням висловлювати своє враження про...
53774. Малювання композиції Дерева у лісі 656 KB
  Провести бесіду В художникаграфіка; розвивати умінняспостерігати і виявляти особливості будови дерев різних порід; ознайомити звиразними особливостями ліній різної товщини навчити прийомам роботи зпаличкою пензлем пером або восковими крейдами на вибір учителя ітушшю; формувати уміння заповнювати зображенням усю площину аркушапаперу; виховувати любов до рідної природи дбайливе ставлення до матеріалівта інструментів акуратність під час роботи з тушшю;...