18536

Подпрограммы (функции)

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа № 6 Функции Вы уже знакомы с некоторыми библиотечными функциями такими как printf scanf getchar putchar gets sin cos ... . Теперь нужно знать как создавать свои собственные функции. Функция – это самостоятельная единица программы предназначенн...

Русский

2013-07-08

197.24 KB

3 чел.

Лабораторная работа № 6

Функции

Вы уже знакомы с некоторыми библиотечными функциями, такими как printf(), scanf(), getchar(), putchar(), gets(), sin(), cos(), ... . Теперь нужно знать, как создавать свои собственные функции.

Функция – это самостоятельная единица программы, предназначенная для решения определенной задачи. Функции в языке Си играют ту же роль, какую играют функции, подпрограммы и процедуры в других языках программирования.

Программа на Си может состоять из любого количества функций, одна из которых всегда носит имя main. Выполнение программы начинается с функции main(), которая может вызывать другие функции. Те в свою очередь тоже могут вызывать какие-то функции.

Описания функций могут размещаться в одном файле или в нескольких. Рассмотрим случай, когда все функции программы описываются в одном файле. В этом случае расположить в файле описания функций можно в любом порядке. Но проще описание каждой функции поместить перед ее использованием (вызовом) в других функциях.

Описание любой функции имеет вид:

Заголовок функции

{Описания локальных переменных

Операторы

}

Заголовок функции имеет формат:

тип_функции  имя_функции (список_параметров)

Через параметры (аргументы) происходит передача данных между функцией и вызывающей программой. В списке параметров перечисляются через запятую описания параметров (перед каждым параметром указывается тип). Имена параметров могут быть любые, т.к. это формальные параметры. Если функция не имеет параметров, то пишутся пустые скобки.

Примеры заголовков функций:

main()

float max (float x, float y)

int prov (char mas[], int s)

void line (ink k, int n, char simv, int ps)

Тип функции, указанный перед именем функции, - это тип возвращаемого функцией значения. По умолчанию предполагается тип int. Если функция никакое значение не возвращает, то указывается тип void.

Допускается запись заголовка функции в иной форме, когда в списке параметров перечисляются только имена, а описания параметров выносятся за скобки. Например:

void line (k,n,simv,ps)

int k,n;

char simv;

int ps;

Но такая форма записи уже устарела (и имеет недостатки).

Значение функции передается в вызывающую программу с помощью оператора возврата return.

Пример описания функции:

/*функция определения наибольшего из двух чисел*/

float max ( float x, float y )

{if (x>y) return x;

else return y;

}

/*2-й вариант*/

float max (float x, float y)

{ float z; /*z=max(x,y)*/

z = (x>y) ? x : y ;

return z;

}

Вы можете вызвать свою функцию в любом выражении, указав ее имя и аргументы (фактические параметры):

имя_функции (аргумент_1, аргумент_2, ...)

Аргументом может быть идентификатор, константа и выражение. Типы аргумента и соответствующего параметра в заголовке функции должны совпадать. Например, оператор

f = max(a,b) - max(c,d);

содержит два вызова приведенной выше функции max. При первом обращении функции max передаются значения переменных a и b, она возвращает наибольшее из этих чисел, которое подставляется вместо указателя функции max(a,b). При втором вызове функции max формальным параметрам x и y присваиваются соответственно значения фактических параметров c и d. Оператор return возвращает наибольшее из этих значений в точку вызова функции.

Вызов функции без параметров имеет вид: имя_функции ().

Использование указателей при передаче параметров

Обмен информацией между вызывающей программой и функцией осуществляется благодаря параметрам. Если данные входные и функцией не изменяются, то передавать в списке параметров нужно значения данных. Сложнее вернуть вызывающей программе выходные данные, если их несколько (если результатом выполнения функции является одно единственное значение, то оно обычно, как вы уже видели, в число параметров не включается, а является значением функции). Если функция должна вернуть вызывающей программе нес колько значений, в этом случае передавать ей в качестве фактических параметров нужно адреса переменных. Вспомните вызов функции scanf(). Если, например, нужно ввести значения двух переменных x и y типа int, вы должны написать:

scanf ("%d %d",&x,&y);

где &x,&y - адреса переменных x и y. Точно так же при обращении к своей функции для выходных параметров нужно указывать адреса.

В описании функции соответствующие формальные параметры должны быть описаны как указатели на переменные соответствующего типа.

Допустим, функция function1() должна изменить значения переменных a и b типа float. В вызывающей программе обращение к функции нужно записать так:

function1 ( &a, &b );

а заголовок функции должен иметь вид:

void function1 ( float *ptr1, float *ptr2 )

Здесь prt1 и ptr2 - это указатели на переменные типа float (названия их могут быть изменены - это формальные параметры). Значениями указателей являются адреса. При вызове функции function1 переменной pt1 присваивается адрес a, а ptr2=&b.

Таким образом функции становятся доступными переменные вызывающей программы. Если нужно этим переменным присвоить новые значения, допустим, с помощью операторов присваивания, то это делается так:

*ptr1 = ... ;

*prt2 = ... ;

Итак, если ptr1 и ptr2 являются указателями на переменные, то чтобы взять значения этих переменных, нужно перед именами указателей использовать операцию *.

Примеры решения задач

Задача 1. В двух заданных массивах обнулить отрицательные элементы. Для обнуления отрицательных элементов массива составить подпрограмму. 

Для обнуления отрицательных элементов массива составим функцию, не обладающую значением, т.к. результатом работы функции должен быть измененный массив (а в массиве много элементов). Функция имеет следующие входные параметры: количество элементов массиваn, исходный массив m[]. Измененный массив m[] является также выходным параметром.

Программа:

#include <stdio.h>

#define NMAX 100  /* максимальное количество элементов массива */

otr (int n, float m[])   /* заголовок функции */

{int i;     /* текущий номер элемента массива */

for (i=0; i<n; i++)

if (m[i]<0)

m[i]=0;

}

main()

{int n, k;

int i;

float m1[NMAX], m2[NMAX];

printf(“\n Введите размер первого массива\n”);

scanf (“%d,&n);

printf(“\n Введите массив из %d элементов\n,n);

for (i=0; i<n; i++)

scanf (“%f,&m1[i]);

printf(“\n Введите размер второго массива\n”);

scanf (“%d,&k);

printf(“\n Введите массив из %d элементов\n, k);

for (i=0; i<k; i++)

scanf (“%f,&m2[i]);

otr(n,m1); /*вызов функции для обнуления отриц. элем. массива m1*/

otr(k,m2); /*вызов функции для обнуления отриц. элем. массива m2*/

printf(“\n Измененный массив первый\n”);

for (i=0; i<n; i++)

printf (“%.2f,m1[i]);

printf(“\n Измененный массив второй\n”);

for (i=0; i<k; i++)

printf (“%.2f,m2[i]);

}

Пример результатов тестирования программы:

Дано: массив1: 1 -5 9 10 0 -5

 массив2: -1 -8 -9 -4

Вывод: массив1: 1 0 9 10 0 0

массив2: 0 0 0 0

Задача 2. Даны две строки длиной до 80 символов. Определить число латинских букв в каждой строке.

Программа:

#include <stdio.h>

/*----------------------------------------------------------------------------------*/

/* Функция определения количества лат. букв в заданной строке */

/*----------------------------------------------------------------------------------*/

int KolLatBukv (char s[])

{ int i, /* индекс очередного символа строки s */

k=0; /* количество лат. букв */

 for (i = 0; s[i] != '\0'; i++ )

if (s[i] >= 'a' && s[i] <= 'z' | | s[i] >= 'A' && s[i] <= 'Z') k++;

return k;

}

/*------------------------*/

/* Главная функция */

/*------------------------*/

void main()

{ char s1[81], s2[81];  /* заданные строки */

 printf ("\nВведите две строки символов\n");

gets (s1);

gets (s2);

printf ("В 1-й строке %d лат. букв\n", KolLatBukv (s1));

printf ("Во  2-й  строке  %d  лат. букв\n", KolLatBukv (s2));

}

Пример результата выполнения программы:

Введите две строки символов

AaBbcd 123 Zz

t = x + y * z / 10 ;

В 1-й строке 8 лат. букв

Во 2-й строке 4 лат. букв

Задача 3. Описать функцию, которая для заданного числового массива определяет сумму и количество положительных элементов.

Программа:

#include <stdio.h>

/* Функция определения суммы и количества */

/*положительных элементов заданного массива */

void SumPos (float m[], int n, float *s, int *k)

/* Вх. параметры:

 m – указатель на заданный массив,

 n – число элементов массива.

Вых. параметры: 

*s –  сумма положительных элементов массива,

*k – количество положительных элементов      */

{ int i;

for (i=0, *s=0, *k=0;  i<n;  i++)

if (m[i] > 0)   (*s) += m[i],  (*k)++;

}

/*---------------------------------------------------------------------*/

 /* Главная функция (для тестирования подпрограммы) */

 /*---------------------------------------------------------------------*/

void main()

{float a[6],  /* массив */

s;  /* сумма положительных элементов */

int k,  /* количество положительных эл-тов */

  i;   /* индекс элемента массива*/ 

printf ("\nВведите 6 чисел\n");

for ( i=0; i < 6; i++) scanf ("%d ", &a[i] );

SumPos (a, 6, &s, &k); /* вызов функции */

printf ("Сумма положительных чисел =  %f\n", s);

printf ("Количество положительных чисел:  %d\n", k);

}

Порядок выполнения работы.

1. Получить задание у преподавателя.

2. Составить программу на Си и подобрать тесты для проверки программы на ЭВМ.

3. Выполнить тестирование и отладку программы на ЭВМ, показать результаты преподавателю.

4. Оформить и сдать отчет по лабораторной работе.

Задания для самостоятельного выполнения

  1.  Заданы два массива вещественных чисел. Найти номера минимальных элементов в каждом из них. Нахождение номера минимального элемента оформить как подпрограмму.
  2.  Заданы два массива целых чисел. Найти сумму четных элементов в каждом из них. Подсчет суммы четных элементов оформить как подпрограмму.
  3.  Заданы два массива целых чисел. Найти сумму и количество четных элементов в каждом из них. Подсчет суммы и количества четных элементов оформить как подпрограмму.
  4.  Задан текст, состоящий из n строк. В каждой строке подсчитать количество заглавных латинских букв и количество строчных латинских. Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  5.  Задан текст, состоящий из n строк. В каждой строке заменить цифры на пробелы. Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  6.  Заданы два массива целых чисел. В каждом из них найти среднее арифметическое значение элементов, кратных пяти. Подсчет среднего арифметического значения элементов массива оформить как подпрограмму.
  7.  Задан текст, состоящий из n строк. В каждой строке заменить заглавные латинские буквы на строчные, а строчные на заглавные (коды строчных и заглавных букв отличаются на число 32, например символ a код 97, а символ A – код 65). Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  8.  Задан текст, состоящий из n строк. В каждой строке заменить два одинаковых соседних символа на два пробела. Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  9.  Задан текст, состоящий из m строк. В каждой строке заменить сочетание символов АВ на два пробела. Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  10.  Заданы два массива целых чисел. В каждом из них найти сумму и количество элементов, кратных пяти. Подсчет суммы и количества элементов оформить как подпрограмму.
  11.  Задан текст, состоящий из n строк. В каждой строке заменить цифры на символ ‘!’. Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  12.  Заданы два массива целых чисел. В каждом из них найти количество четных элементов, кратных пяти. Подсчет количества элементов оформить как подпрограмму.
  13.  Задан текст, состоящий из n строк. В каждой строке подсчитать количество латинских букв. Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  14.  Задан текст, состоящий из n строк. В каждой строке заменить пробелы на символ ‘,. Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  15.  Заданы два массива целых чисел. Найти количество четных элементов в каждом из них. Подсчет количества четных элементов оформить как подпрограмму.
  16.  Задан текст, состоящий из n строк. В каждой строке подсчитать количество цифр. Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  17.  Заданы два массива вещественных чисел. В каждом из них элементы увеличить в заданное количество раз. Изменение массива оформить как подпрограмму.
  18.  Заданы два массива целых чисел. В каждом из них найти наименьшее среди положительных элементов. Нахождение минимального элемента оформить как подпрограмму.
  19.  Задан текст, состоящий из n строк. В каждой строке заменить символ ‘, на символ ’ ’ (пробел).  Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  20.  Заданы два массива вещественных чисел. В каждом из них заменить отрицательные элементы на число 0, а положительные увеличить в два раза. Изменение массива оформить как подпрограмму.
  21.  Заданы два массива целых чисел. В каждом из них уменьшить четные элементы в два раза.  Изменение массива оформить как подпрограмму.
  22.  Задан текст, состоящий из n строк. В каждой строке все не латинские буквы заменить на пробелы. Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  23.  Заданы два массива целых чисел. В каждом массиве элементы кратные 4 уменьшить в два раза. Изменение массива оформить как подпрограмму.
  24.  Задан текст, состоящий из n строк. В каждой строке все не цифровые символы заменить на пробелы. Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  25.  Заданы два массива вещественных чисел. Найти сумму минимальных элементов этих массивов. Нахождение минимума в массиве оформить как подпрограмму. 
  26.  Заданы два массива вещественных чисел. В каждом из них нечетные элементы увеличить в 4 раза. Изменение массива оформить как подпрограмму.
  27.   Задан текст, состоящий из n строк. В каждой строке заменить точки на запятые, а восклицательные знаки на точки. Работу с каждой строкой оформить как подпрограмму.
  28.   Заданы два массива целых чисел. В каждом из найти количество элементов, принадлежащее заданному диапазону целых чисел от а до в. Изменение массива оформить как подпрограмму.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34119. Терапевтические отношения. Форма и содержание 61 KB
  Именно в этом взаимодействие пациент продуцирует материал для анализа а аналитик создает условия для его интеграции в психики пациента что и будет являться основой для терапевтических изменений. Процесс ассимиляции связан с позитивной реакцией пациента на тот способ при помощи которого терапевт испоьзует полученный материал с тем как их усваивает Эго и с теми изменениями которые мы назвали “лечебными факторамиâ€. он представляет собой решающее звено между использованным способом действия терапевта и реальным эффектом для пациента...
34120. Ответы на экзаменационные вопросы Эго-психология 470.5 KB
  Положение ЭГОпсихологии в современной психоаналитической теории. ЭгоПсихология – направление в психоаналитической теории развитие которого как считалось началось с работы З. В какойто степени – это теория конкурирующая с теорией влечений и теорией объектных отношений хотя существует другая точка зрения определяющая Эгопсихологию как интегрирующую концепцию.
34121. Психоаналитическая терапия. Ответы на экзаменационные вопросы 325.5 KB
  Такой подход значительно сужает взгляд на проблему так как из вида упускается важнейший момент содержания терапевтического процесса которое образуется благодаря живому творческому взаимодействию его непосредственных участников – пациента и терапевта их влиянию друг на друга и на ход терапии в целом. Первоначально основатель психоанализа просто использует медицинскую однонаправленную модель в которой значение имеет только личность пациента катарсический метод. В дальнейшем обосновывая и развивая идею переноса Фрейд хотя и вводит в...
34122. Психодиагностика. Ответы на экзаменационные вопросы 501.5 KB
  Именно это и явилось основной предпосылкой возникновения психодиагностики как отдельной области научных знаний и системы методов исследования. Причиной этому послужили успехи в области исследования хромосомных болезней человека. Основным в исследованиях XIX века является то что психическое становилось особой областью экспериментального исследования отличной от физиологии. наибольшее влияние на становление психологической диагностики оказали экспериментальная психология диффференцальная психология прикладная психология и тестология;...
34123. Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы 811 KB
  Возрастная психология или психология развития направлена на исследование особенностей проявления и развития психики человека в различные возрастные периоды. Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие закономерности индивидуального развития человека и использовать их для решения таких существенных задач возрастной психологии как: Научное обоснование возрастных норм психофизиологических функций. Научное прогнозирование развития человека развертывание психических ресурсов человека. Определение наиболее...
34124. Психоаналитические теории характеров. Ответы на экзаменационные вопросы 397 KB
  Мазохистические и депрессивные паттерны характера в значительной степени совпадают особенно на невротически здоровом уровне организации личности. Важно понимать различия между этими двумя психологиями потому что особенно на пограничном и психотическом уровнях организации личности требуется применение существенно различающихся терапевтических стилей. Эти решения могут представать как чередующиеся состояния Эго особенно на уровне пограничной организации личности приводя терапевта в замешательство понимать ли этого пациента как...
34125. Педагогическая психология. Экзаменационные вопросы с ответами 534 KB
  Специфика такого аспекта связана с тем что образовательный процесс рассматривается как организованная деятельность по передаче и усвоению социокультурного опыта такой процесс выступает как контекстная среда развития и социализации личности. Определение связи между уровнем интеллектуального личностного развития обучающегося и формами методами обучающего и воспитывающего воздействия сотрудничество активные формы обучения и др. Структура: три раздела: Психология обучения исследующая закономерности протекания процесса обучения...
34126. Социальная психология. Ответы на экзаменационные вопросы 816.5 KB
  Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки ее членов. Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности группы людей и отдельные их представители. Социально-психологические явления возникающие в организованных общностях людей к которым относятся большие и малые группы. Личность которая в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен нежели индивид не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения.