18539

Обработка числовых последовательностей

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа № 2 Обработка числовых последовательностей Существует круг задач в которых необходимо както обработать заданную числовую последовательность причем для получения результата достаточно просмотреть последовательность один раз. Например чт

Русский

2013-07-08

77 KB

34 чел.

Лабораторная работа № 2

Обработка числовых последовательностей

Существует круг задач, в которых необходимо как-то обработать заданную числовую последовательность, причем для получения результата достаточно просмотреть последовательность один раз. Например, чтобы вычислить среднее арифметическое заданной последовательности чисел, можно суммирование чисел и подсчет их количества совместить со вводом. Тогда не нужно будет хранить всю последовательность в памяти компьютера (в виде массива), достаточно иметь одну скалярную переменную целого или вещественного типа и поочередно присваивать ей вводимые значения.

Числовая последовательность может задаваться с  указанием  количества чисел или иметь какой-то признак конца.

Пусть последовательность задается в виде

A1, A2, ..., An, W

(n заранее неизвестно, W – признак конца последовательности), тогда процесс обработки в общем виде можно представить одной из двух схем:

а) цикл с постусловием б) цикл с предусловием

Фрагменты программ на Cи, соответствующие этим схемам:

а)

scanf ("%f",&a);

do

{ /* обработка a */

. . .

scanf ("%f",&a);

}

while (a!=W);

б)

scanf ("%f",&a);

while (a!=W)

{ /* обработка a */

. . .

scanf ("%f",&a);

}

В этих фрагментах предполагается, что переменная a вещественного типа (float), поэтому указан формат %f. Если же последовательность состоит из целых чисел типа int, то следует выбрать формат %d; W – символическая константа, которая должна быть определена с помощью директивы #define.

Числовая последовательность  может быть задана и с указанием количества вводимых чисел:

n, A1 , A2 , ..., An .

Тогда процесс обработки можно представить в виде:

a) полная форма б) более короткая форма

На языке Си этот процесс можно записать с помощью оператора цикла while или лучше оператора цикла for:

а) scanf  ("%d",&n); i=1;

while (i<=n)

{

scanf ("%f",&a);

/* обработка a */

. . .

i++;

}

б)  scanf ("%d",&n);

for (i=1; i<=n; i++)

{

scanf ("%f",&a);

/* обработка a */

. . .

}

Процесс обработки очередного числа может иметь линейную структуру (состоять из нескольких последовательно выполняемых операторов) или структуру ветвления, которая программируется с помощью оператора if:

if (условие) оператор1

else оператор2

В операторе if оператор1 и оператор2 могут быть составными операторами, конструкция "else оператор2" может отсутствовать, например:

if  (a % 2 != 0)

{ s=s+a;

k++;

}

Пpимечание. В опеpатоpах if, while, do-while можно использовать не только условные выражения, но и вообще любые. Это связано с тем, что в Си значение "ложь" – это 0, а "истина" – любое ненулевое число. Поэтому предыдущий опеpатоp if можно записать иначе:

if  (a % 2)  { s=s+a;  k++; }

Пример.

Задача. Даны целые числа n, A1 ,A2 , ... ,An. Вычислить сумму тех чисел последовательности, которые удовлетворяют условию |Ai | < i2.

Рис. 1. Схема алгоритма решения задачи

Программа:

#include <stdio.h>

#include <math.h>

main()

{ int n; /* количество чисел  */

int a, /* очередное число */

s=0, /* сумма*/

i; /* порядковый номер числа в посл-ти */

printf ("\nВведите количество чисел: ");

scanf ("%d",&n);

printf ("Введите числовую последовательноть:\n");

for (i=1; i<=n; i++)

{scanf ("%d",&a);

if (abs(a) < i*i)  s=s+a;

}

printf ("сумма=%d\n",s);

}

Тесты для проверки программы:

№ п/п

n

Исходная последовательность:

Ожидаемый результат:

1

6

1 -2 3 16 -5 40

Сумма=-4

2

4

-1 5 10 -20

Сумма=0

Результаты тестирования программы:

Введите количество чисел: 6

Введите числовую последовательность:

1 -2 3 16 -5 40

сумма=-4

Введите количество чисел: 4

Введите числовую последовательность:

-1 5 10 -20

сумма=0

Порядок выполнения работы.

1. Получить задание у преподавателя.

2. Составить схему и программу на языке Си, подобрать тесты для проверки программы на компьютере.

3. Отладить программу на компьютере и показать результаты тестирования преподавателю.

4. Оформить и сдать отчет по лабораторной работе.

Задания.

  1.  Даны натуральные числа А1, А2,… Признак конца последовательности 0. Получить количество и сумму тех членов последовательности, которые делятся на 5 и не делятся на 7.
  2.  Даны натуральные числа А1, А2,… Признак конца последовательности 0. Найти min12, А23,…).
  3.  Даны натуральные числа А1, А2,… Признак конца последовательности 0. Найти наибольший член последовательности.
  4.  Даны натуральное число n и последовательность натуральных чисел  А1, А2,…, Аn. Определить количество членов последовательности имеющих четные порядковые номера и являющихся нечетными числами.
  5.  Даны натуральное число n и последовательность действительных чисел А1, А2,…, Аn. Получить удвоенную сумму всех положительных членов последовательности.
  6.  Даны натуральное число n и последовательность действительных чисел А1, А2,…, Аn. Получить сумму отрицательных и количество положительных элементов последовательности.
  7.  Даны натуральное число n и последовательность действительных чисел А1, А2,…, Аn. Получить min1, А35,…) + max2, А4, А6,…).
  8.  Даны натуральное число n и последовательность действительных чисел  А1, А2,…, Аn. Получить (А1, А2, А3,…,Аn)*n.
  9.  Даны натуральные числа А1, А2,… Признак конца последовательности 0. Найти наименьший член последовательности.
  10.   Даны натуральное число n и последовательность натуральных чисел А1, А2,…, Аn. Определить количество членов последовательности кратных 3 и не кратных 5.
  11.   Даны натуральные числа А1, А2,… Признак конца последовательности 0. Найти max12, А23,…).
  12.  Даны натуральное число n и последовательность действительных чисел А1, А2,…, Аn. Получить A1* A2 + A2 * A3 + ... + An-1 * An .
  13.  Даны натуральное число n и последовательность действительных чисел А1, А2,…, Аn. Получить (A2 – A1)*(A3 – A2)*  ... * (An - An-1).
  14.  Даны натуральное число n и последовательность действительных чисел А1, А2,…, Аn. Проверить упорядочены ли числа последовательности по убыванию;
  15.  Даны натуральное число n и последовательность действительных чисел А1, А2,…, Аn. Проверить есть ли в последовательности одинаковые соседние числа.
  16.  Даны вещественные числа A1, A2 , ... .Признак конца последовательности число 999. Выяснить, составляют ли числа возрастающую последовательность.
  17.  Даны вещественные числа A1, A2 , ... .Признак конца последовательности число 999. Получить среднее арифметическое всех чисел.
  18.  Даны вещественные числа A1, A2 , ... .Признак конца последовательности число 999. Определить сумму положительных и произведение отрицательных чисел последовательности.
  19.  Даны вещественные числа A1, A2 , ... .Признак конца последовательности число 999. Определить разность между наибольшим числом и наименьшим числом последовательности.
  20.  Даны вещественные числа A1, A2 , ... .Признак конца последовательности число 999. Определить, сколько раз встречается в последовательности наибольшее число.


Обработка
A

Ввод A

Ввод A

A= W

да

Обработка

A

!=W

Ввод A

Ввод A

нет

нет

Ввод n

i <= n

i =1 , n

да

i = i + 1

Обработка

A

Ввод A

Обработка

A

Ввод A

i = 1

Ввод n

Оператор2

Оператор1

да

нет

условие

да

нет

i = i +1

нет

да

s=s+a

|a|<i*i

нет

да

s=0, i=1

Ввод a

начало

конец

Вывод 

s

i ≤ n  

Ввод n


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12074. Расчёты потребности механообрабатывающего цеха в материальных, трудовых ресурсах 935.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Краткое описание объектов производства и их технологических процессов 2 Планирование производства продукции 3 Расчет потребности в оборудовании и его загрузки ...
12075. Учет и аудит расчетов по оплате труда в бюджетных организациях 622.5 KB
  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему Учет и аудит расчетов по оплате труда в бюджетных организациях Аннотация Дипломная работа состоит из введения 3х глав заключения списка используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность темы определяются цели и ...
12076. Причины реформирования бюджетной системы и последние поправки к БК РФ 167.5 KB
  Введение. В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую определяющую роль играет государственное регулирование осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных ме...
12077. Параметры продуктов сгорания в камере ракетного двигателя 127.79 KB
  Отчет Лабораторная работа №1 Параметры продуктов сгорания в камере ракетного двигателя Цель работы: С помощью термодинамического метода определить параметры продуктов сгорания топлива в камере. Исходные данные для расчетов: Компоненты: Кислород...
12078. Розроблення проекту бази даних Microsoft SQL Server 2005 1.49 MB
  Розроблення проекту бази даних Microsoft SQL Server 2005 Інструкція до лабораторної роботи № 1 з курсу Бази даних та знань Розроблення проекту бази даних Microsoft SQL Server 2005: Інструкція до лабораторної роботи № 1 з курсу €œБази даних та знань€ для студентів базового напр
12079. Створення ER-діаграми для проектування БД 80.5 KB
  Створення ERдіаграми для проектування БД з курсу: Проектування банків даних для компютерних систем проектування 1. Мета роботи Ознайомитися та оволодіти інструментом уніфікованого представлення даних моделлю сутністьзв’язок€ 2. Короткі теоретичні відо...
12080. Візуальне програмування при обєктно-орієнтованому підході 1.31 MB
  Візуальне програмування при об’єктноорієнтованому підході МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до виконання лабораторних робіт з дисципліни Об’єктноорієнтоване програмування для студентів базового напрямку Програмна інженерія Візуальне програмування при об’
12081. Створення та використання класів 72.5 KB
  Тема. Створення та використання класів. Мета. Навчитися створювати класи використовувати конструктори для ініціалізації об’єктів опанувати принципи створення функційчленів. Навчитися використовувати різні типи доступу до полів та методів класів. Теоретичні
12082. Перевантаження функцій і операцій, дружні функції 74 KB
  Тема. Перевантаження функцій і операцій дружні функції. Мета. Навчитися використовувати механізм перевантаження функцій та операцій. Навчитися створювати та використовувати дружні функції. Ознайомитися з статичними полями та методами а також навчитися їх використо