1854

Теории и современные воспитательные концепции

Реферат

Педагогика и дидактика

Современные воспитательные концепции. Системное построение процесса воспитания. Воспитательная система образовательного учреждения. Характеристика компонентов воспитательной системы. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития.

Русский

2013-01-06

163 KB

339 чел.

Теории и современные воспитательные концепции

В истории образования и педагогических теорий со времен античности формируются общие концепции воспитания, которые в зависимости от соотношения свободы и принуждения в воспитании условно можно разделить на 2 группы: гуманистического и авторитарного воспитания.

Авторитарная педагогика опирается на идеи авторитаризма (от лат. Aucturitas - власть, влияние) антидемократической концепции и практики властвования. В условиях авторитаризма игнорируются права и свободы личности, ее индивидуальность. Авторитарная педагогика утверждает идею подчинения воспитанника воле педагога. На практике это выливается в такую систему воздействий взрослого на ребенка, при которой последний полностью подчиняется воле и авторитету воспитателя. Причем подчинение носит, как правило, бессознательно-подражательный характер, что ведет к слепому подчинению старшему.

Истоки авторитарного воспитания уходят в глубокую древность. Особенно отчетливо авторитаризм проявлялся в социальных отношениях и в системах воспитания рабовладельческих государств Древнего Востока (Египет, Индия. Китай). Особую роль в возникновении и развитии авторитарной педагогики сыграла религия. В эпоху феодализма главной задачей воспитания в соответствии с поучениями «отцов церкви» считалось умерщвление плоти и смирение духа. Отсюда логически вытекала необходимость строгого наказания и прежде всего физических мер воздействия, которые считались полезными и благотворными для детей. Наиболее типичной системой авторитарного воспитания, сохранившей свои прочные основы и сегодня во многих странах мира (Испания, Португалия, страны Латинской Америки и др.), является система иезуитского воспитания. Созданная как цельная система, в XVI в. в ордене иезуитов концепция авторитарного воспитания в своей сущности (подавление воли детей, полное подчинение их власти педагога) нашла отражение в последующие века и в других теориях. Так, в истории педагогики известна теория воспитания Иоганна Фридриха Гербарта. Руководство воспитанием И.Ф. Гербарт заменил управлением, которое понимал как внешнее дисциплинирование, как деятельность, предшествующую воспитанию и имеющую своей целью подавить «дикую резвость» ребенка. В 30-е годы концепция авторитарного воспитания утвердилась в официальной педагогике и школьной практике советского периода. Этому способствовали обстановка культа личности и командно-бюрократическая форма управления государством.

Проблемы человека, гуманизма в воспитании проходят через всю историю и сохраняют актуальность в современной педагогической науке. Так, уже в Древнем Египте традиционные представления о «вечной жизни» в потустороннем мире вступают в противоречие с новыми представлениями о благе человека на земле. Продолжение гуманистическая проблематика Древнего Востока получила в античной философии Древней Греции, в которой человек рассматривался, с одной стороны, как органичная часть природы, космоса, а с другой как нечто самоценное и первоосновное. Гуманистические идеи античности находят свое развитие в философии и педагогике Возрождения. Именно в данную эпоху вводится в обиход понятие «гуманистическая педагогика», которая провозгласила величие человеческой личности, обосновала отношение к человеку как к высшей ценности, доказала веру в его неограниченные возможности, силу и красоту.

С началом капитализма связан новый культурный и научный подъем гуманистических идей как в философии, так и в педагогике. Гуманизм Я. А. Коменского нашел свое проявление в отрицании всякого насилия. Человек для него - это «совершеннейшее создание», это «удивительный микрокосм». Выступая за всеобщее и равное для всех обучение, за единую для всех сословий школу, за образование мужчин и женщин, он разработал целостную систему обучения, воспитания и развития личности ребенка. Жан Жак Руссо (1712-1778) первым из естественных прав человека считал свободу и потому выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, хорошо знать его возрастные особенности и глубоко изучать индивидуальные склонности и способности, считаться с его интересами и запросами. И.Г.Песталоцци выдвинул на первый план идею об активной роли ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков.

Черты подлинной народной гуманности были характерны для России с самых древнейших времен. Одним из выдающихся памятников древнерусской педагогической мысли XII в., утверждавшим гуманистические идеи в воспитании подрастающего поколения, является «Поучение» Владимира Мономаха. За демократизацию и гуманизацию просвещения в 18 веке активно боролась прогрессивная общественность во главе с М.В.Ломоносовым. В гуманистической педагогике России середины XIX - начала XX в. выделяются три основных направления: абстрактное, практическое и универсальное. Абстрактные гуманисты (Н.А.Добролюбов, Н.И.Пирогов, Д.И.Писарев. П.Г.Редкин) признавали права ребенка наравне с правами взрослого, провозглашали уважение к его личности. Практические гуманисты признавали права ребенка, самоценность его личности. Для них свойственна ориентация на совершенствование традиционной системы обучения и воспитания в соответствии с выдвигаемыми теоретическими положениями. В практическом гуманизме русской педагогики можно выделить следующие основные течения:

1. Национальное (народное) течение. Представленное К.Д.Ушинским, В.И.Водовозовым, Д.Д.Семеновым, на технологическом уровне особое внимание уделяло отбору содержания образования с учетом народных национальных особенностей.

2. Психологическое течение (П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, А.П.Нечаев и др.) в большей мере занималось психологическим обоснованием образовательного процесса, научного подхода к изучению личности ребенка.

3. Эволюционное течение (В.П.Вахтеров) осуществило попытку приложить теорию эволюционного развития к педагогике, доказывая возможность построения образовательного процесса на основе естественного стремления каждого ребенка к развитию.

Объединяет все три течения практического гуманизма стремление педагогов принципиально изменить отношения между учителями и учащимися. 

Представители универсального гуманизма в педагогике (Л. Н.Толстой, К. Н.Вентцель, С.Т.Шацкий и др.) признавали самостоятельную ценность личности каждого ребенка, ее индивидуальную исключительность, присущее каждому ребенку творческое начало и отрицали существование целей, методов и средств обучения, применяемых для обучения ребенка без учета его индивидуальных особенностей, интересов, устремлений.

У истоков советской системы образования стояли Н.К.Крупская и А.В.Луначарский. Н.К.Крупская защищала, популяризировала и продолжала разрабатывать марксистскую идею о всестороннем развитии личности как основной цели коммунистического воспитания. Основной гуманистический тезис А.В.Луначарского можно сформулировать так: человек должен быть счастливым и делать других счастливыми.

Особое значение в восстановлении и обогащении гуманистических ценностей отечественной педагогики приобрела с конца 70-х - начала 80-х годов творческая практика учителей, объединившихся на платформе «педагогики сотрудничества» (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.). Ее идеи и опыт содействовали возвышению личности ученика в педагогическом процессе, превращению школьника в равноправный с педагогом субъект этого процесса, использованию в нем таких приемов и методов, которые способствовали бы развитию творческих начал в учебной деятельности учащихся, укреплению в них чувства чести и достоинства. Все это ознаменовало к концу 80-х - началу 90-х годов постепенную смену ценностных ориентации в педагогической теории и практике с господствующей общественной на личностную ориентацию.

Новые приоритеты закрепились в обществе под названием «новое педагогическое мышление». Это понятие было введено на рубеже 80-90-х годов. Его истоки заложены в тех гуманистических ориентирах, которые воплощают в себе непреходящие общечеловеческие ценности духовной жизни: человек как самоценность высшего порядка, труд, мир, свобода, справедливость, равенство, добро, истина и красота.

Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания.

Содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое, физическое воспитание, культивируя в детской среде здоровый образ жизни и формируя в личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни.

Морально-этической доминантой нового воспитания выступает принцип гуманистических идеалов – национальных традиций, ненасилия (в самом широком смысле этого слова), терпимости, коллективизма и сотрудничества (взаимопомощи и взаимопонимания), а также принцип личной ответственности за свои поступки.

Воспитание, придерживающееся этих постулатов, позволит личности реализовать себя на всех ступенях развития.

Ведущая идея нового воспитания состоит в том, что в центре его находится личность воспитанника, готовая включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный вклад.

Приказом Минобразования России от 18.10.99 г. № 574 утверждена программа развития воспитания в системе образования, имеющая федеральный статус. Реализация программы рассчитана на период 1999–2001 годы; она является основой для разработки региональных и местных программ. Цель программы, как сказано в документе, состоит в создании условий для развития воспитанника в образовательных учреждениях, содействуя развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.

Кроме Программы развития воспитания в системе образования, которая была реализована в 2001 году, подготовлен проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на период до 2025 года, тем самым демонстрирует решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования.

Названные программные документы относятся к типу стратегических, поскольку определяют воспитательно-образовательную политику в России на ближайшие годы. Наряду с такого рода программами, в настоящее время увидели свет авторские концепции, которые углубляют, конкретизируют многие положения, заявленные в федеральных программах.

В концепциях личностно-ориентированного воспитания ученик выступает активным участником воспитательного процесса, его субъектом, способным ориентировать этот процесс в соответствии с потребностями своего развития. Воспитание при этом осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, сотрудничестве. Рассмотрим более подробно некоторые современные концепции воспитания.


Современные воспитательные концепции

  1.  Системное построение процесса воспитания.

Авторы: Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

Понятие воспитания

Целевые ориентиры

Принципы

Содержание

Механизм воспитания

воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности и усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач:

  1.  формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.
  2.  формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
  3.  приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
  4.  развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.
  5.  формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса:

а) личностный подход в воспитании: 

б) гуманистичес-кий подход к построению отношений в воспитательном процессе;

в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференциро-ванный подход к воспитанию детей

д) природосообраз-ность воспитания,

е) культуросообра-зность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на традиции народа, его культуру;

ж) эстетизация среды жизнедеятель-ности и развития ребенка.

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей авторы выделяют восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Человекабсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей».

Семьяначальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. 

Труд основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Знаниярезультат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Культуравеликое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. 

Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.

Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

Под воспитательной системой авторы концепции понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:

  •  наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, событийный характер в организации жизнедеятельности людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;
  •  формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм
  •  педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной;
  •  реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.

Воспитательная система образовательного учреждения

Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

Теория воспитательных систем сформировалась только к концу 80-х годов. Авторы: Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

Следует различать систему воспитательной работы в школе и воспитательную систему школы. В систему воспитательной работы входят

  •  Внеурочная (предметная) деятельность по учебным предметам
  •  Внеклассная воспитательная работа как с отдельными классами, параллелями, так и общешкольная
  •  Работа с родителями
  •  Внешкольная воспитательная работа (посещение театров, музеев, межшкольные соревнования и т.д.)

Воспитательная система школы – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания: цель – субъекты воспитания, их отношения и системообразующая деятельность – воспитательный процесс как система воспитательных дел (воспитательных комплексов) – база школы и условия (материальные, финансовые, временные, эстетические, психологический климат) – освоенная коллективом среда; и обладающая такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат школы.

Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:

  •  наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;
  •  событийный характер в организации жизнедеятельности людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;
  •  формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни);
  •  педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации;
  •  реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.

Воспитательную систему создавать целесообразно, т.к.

  •  Формируется коллектив единомышленников, чья деятельность продумана, целенаправленно выстроена – происходит интеграция усилий педагогов;
  •  Экономятся силы и время, т.к. нет разбросанности на частные дела;
  •  Больше возможностей для самореализации учителя, учащихся, родителей.

Руководители и педагоги учебного заведения стремятся к тому, чтобы функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система выполняла следующие функции:

развивающую, направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;

интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

компенсирующую, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Воспитательную систему можно создавать на базе всех тех условий, которые действуют в школе.

Характеристика компонентов воспитательной системы

Цель – есть предполагаемый результат деятельности воспитательного коллектива.

Если нет определенных целевых ориентиров, вряд ли будет упорядочена деятельность.

Перед постановкой цели должна возникнуть идея.

Требования, которые предъявляются к цели, чтобы она работала:

  1.  цель должна быть ориентированна на развитие личности;
  2.  цель не должна быть надуманна, искусственна, она должна соответствовать запросам ближайшего социального окружения (родителей и учащихся);
  3.  цель должна идти от субъектов воспитания (учителей, родителей и учащихся);
  4.  цель должна быть четкой и ясной, доступной для субъектов воспитания, осознанна и принята ими.
  5.  цель должна делиться на общую – стратегическую и конкретные – тактические (для каждой ступени). Например, стратегическая цель(общая, но ясна идея): развитие коммуникативной культуры школьника; тактические цели (конкретные цели для действий): знать особенности общения, стили общения, уметь приветствовать, выслушивать мнение другого и т.д.

Субъекты воспитательной системы: учителя, учащиеся, родители.

Субъект 1 – учителя.

Многие воспитательные системы рушатся из-за неприятия воспитательной системы учителями. Педагогический коллектив делится на 4 группы:

  1.  творческие
  2.  равнодушные
  3.  поддерживающие
  4.  критикующие

Идея создания ВС может идти от 1 человека, например, от директора, может рождаться от группы учителей, инициаторами могут быть родители. Творческие педагоги убеждают о необходимости создания ВС, их поддерживают (3), часть равнодушных (2) тоже поддерживают, критикующие указывают ошибки.

Воспитательная система создается 2-3 года – подготовительный этап, 1 год – моделирование.

Субъект 2 – учащиеся.

Учащихся нужно привлечь к участию в создании ВС: «Давайте сделаем нашу школу привлекательной!» через анкетирование, органы самоуправления и т.д.

Субъект 3 – родители.

Родителей тоже нужно привлекать к созданию воспитательной системы через анкетирование, Родительские комитеты, Попечительский Совет и т.д.

Системообразующая деятельность

При создании ВС нужно выделить системообразующую деятельность под цель, иначе не будет создана система.

Авторы концепции считают, что для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо, с одной стороны, использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - выделить в широком спектре деятельности какой-то один вид в качестве системообразующего, играющего первостепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешкольного коллектива. Тот или иной вид деятельности становится системообразующим фактором тогда, когда он соответствует следующим требованиям:

  1.  если деятельность выражает доминирующую потребность коллектива и является престижной для большинства школьников.
  2.  если этот вид деятельности не формально, а естественно соответствует главной цели и задачам системы.
  3.  если педагогический коллектив владеет технологией и методикой организации именно этого типа деятельности.
  4.  если продуманна связь системообразующего вида деятельности с другими видами деятельности.
  5.  если в школе есть определенные предпосылки (финансовые, материально-технические и другие) для формирования того или иного вида деятельности, как системообразующего.

Учебно-познавательная деятельность обязательная, но не ведущая. У Караковского системообразующая деятельность – творческая, учебно-познавательная обогатилась новыми формами: дидактическая игра, дидактический театр. У Ямбурга ведущая – нравственная деятельность. В школе Захаренко (деревенской) ведущая – трудовая. Если учебно-познавательная ведущая, то нужно досуговую строить с учетом этого… Подумайте, какие формы воспитательной работы следует включить в воспитательный процесс.

Для интеграции воспитательных воздействий на личность ребенка и повышения эффективности их развивающего влияния в практике системного воспитания используется ключевое дело. Нередко ключевое дело называют «крупной дозой воспитания, так как оно включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. В его подготовке и проведении чаще всего принимают участие все школьники с 1 по 11-й класс, все педагоги, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, друзья школьного коллектива. Организация ключевых дел позволяет разрушать межвозрастные барьеры взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естественные потребности членов школьного сообщества в общении, творческом самовыражении, признании, коллективе.

Ключевое дело, по-другому называемое, воспитательным комплексом – это целостная интегративная форма организации воспитания (крупные дозы воспитания).

В качестве воспитательного комплекса может выступать

  •  КТД, которое охватывает все ступени школы. В школе у Караковского 8-10 КТД в год.
  •  Комплексные воспитательные программы. В ней прописываются цели, дела, рекомендации к тренингам. В рамках воспитательной программы школа может работать 2-3 года, не больше. В школе у Газмана в начале года проходит презентация воспитательных программ: «Какую программу мы возьмем?»
  •  Воспитательный центр, как система клубов, направлений в школе (в школе Ямбурга).

Материально-финансовая база

Источники

  •  За счет спонсорства бывших выпускников (школа должна быть оригинальной, интересной для учащихся).
  •  Издательская деятельность школы (школьная печать, авторские книги педагогов).
  •  Участие в международных программах (гранды).

Культурно-насыщенная среда школы состоит из

  •  Поведенческой среды (модель поведения педагогов, учащихся),
  •  Коммуникативной среды (преобладающие стили общения)
  •  Информационной среды (ЗУНы, школьная печать)
  •  Эстетической среды («Надо чтобы и стены воспитывали!»)

Воспитывает, прежде всего, среда школы, а воспитательные дела лишь на 1-2%.

Связь со внешней средой

Любая система предполагает открытость – связь с микро- и макросоциумом. Педагогизация воспитательной среды – в микроокружении школы появляется родительский интерес.

Процесс становления и функционирования воспитательной системы не протекает спонтанно, а происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления: моделирование строящейся воспитательной системы, организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности, корректировку возникающих отношений в этом процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды.

2. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития.

Автор - Олег Семенович Газман, потом продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова и др.

Понятие пед.поддержки

Цель и принципы

Содержание

Механизм воспитания

Развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации. Социализация способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а индиивидуализация – разви-тию индивидуально-неповто-римого в конкретном человеке.

По мнению О.С.Газмана в образовании не существу-ет процесса, направленного на развитие индивидуаль-ности и субъектности ребенка. Таким процессом и должна стать пед. поддержка.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал своевременную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффек-тивной деловой и межличнос-тной коммуникацией; с жизненным, профессиональ-ным, этическим выбором (самоопределением). Следо-вательно, воспитание есть не что иное, как помощь ре-бенку в его саморазвитии.

О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть 2 вида целицель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. О.С.Газман советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности такие правила:

1. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

2. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

3. Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - диалог культур.

4. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

5.Признавай право на ошибку и не суди за нее.

6. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Н.Б. Крылова выделяет нормы поддержки:

а) любовь к ребенку;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка;

г) ожидание успеха в решении проблемы;

д) признание права ребенка на свободу;

е) поощрение и одобрение самостоятельности;

ж) умение быть товарищем для ребенка.

Основу содержания воспитания составляет базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:

  •  культура жизненного самоопределения;
  •  культура семейных отношений;
  •  экономическая культура и культура труда;
  •  политическая, демократическая и правовая культура;
  •  интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
  •  экологическая культура;
  •  художественная культура;
  •  физическая культура.

Центральное звено базовой культуры - культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера.

Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании человека как вершины эволюции, самоценности человеческой жизни, индивидуальности. Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей: Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность. Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершен-ствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности в процессе освоения и преобразования природы. «Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.

Для проведения более целенаправ-ленной работы по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал 5 целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складываете из пяти этапов:

1 этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установле-ние контакта с ребенком, прогова-ривание проблемы самим школьни-ком, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.

II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудно-сти) взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

III этап (договорный) - проектирование действий ребенка педагогами (разделение функций и ответствен-ности по решению проблемы), налаживание договорных отношений;

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

3. Воспитание ребёнка как человека культуры

Концепция разработана академиком Евгенией Васильевной Бондаревской.

Понятие воспитания

Цель и принципы

Содержание

Механизм воспитания

Воспитание определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной иденти-фикации, социализации, жизненном самоопределении. Воспитание, с одной стороны, целенаправленная деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой - восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций.

К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся:

-жизнетворчество - включение детей в решение реальных проблем собственной жизни;

-социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, освоение различных способов жизнедеятельности, осуществление жизненного самоопределения;

-культурная идентификация - актуализация чувства принад-лежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;

-духовно-нравственное развитие личности - овладение общечело-веческими нормами нравственности, способностью делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение,

-индивидуализация-поддержка ин-дивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала.

Цель воспитания - целостный человек культуры. Человек культуры это

  •  свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. 
  •  гуманная личность.
  •  духовная личность.
  •  личность и творческая, и адаптивная. 

Общая цель воспитания (человека культуры) получает свое реальное воплощение в личностном образе ребенка. Это портрет, в котором запечатлены его индивидуальные особенности как результат природных предпосылок, истории и обстоятельств жизни, особенностей душевных переживаний, характера. Основная задача воспитателей - создание культурной среды развития ребенка и оказание ему помощи в самоопределении.

Принципы воспитания человека культуры:

-природосообразности, предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков;

-культуросообразности,

-индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке;

-ценностно-смыслового подхода, направленный на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

-сотрудничества, предусматривающий объединение детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

Основу содержания процесса воспитания ребенка, составляет субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Автор концепции выделяет следующие компоненты личностного опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры:

а) аксиологический (ценностно-смысловой), включающий универсальные общечеловеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе;

б) культурологический - различные «культурные задания» и культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности и др.;

в) жизнетворческий (событийный) - события жизни, способы их организации и проживания (например, коллективные творческие дела);

г) морально-этический - накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуации гуманного, нравственного поведения;

д) гражданский - участие в общественно полезных делах и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения;

е) личностный - насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, самовоспитания,

ж) индивидуально-творческий.

Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Формы и методы поддержки многообразны, и они зависят от особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации, возраста субъектов воспитательного процесса и многих других факторов. Автор концепции обозначает лишь некоторые компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания:

изучение узловых событий жизни ребенка;

педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей;

- эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть;

- совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития;

- адаптация воспитательных средств к характеру ребенка.

вовлечение его в педагогические и жизненные события,

раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

4. Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка

Концепция разработана коллективом ярославских и калининградских учёных (М.И.Рожков - научный руководитель, Л.В.Байбородова, О.С.Гребенюк, М.Ю.Ковальчук, С.Л.Паладьев, В.Б.Успенский и др.)

Понятие воспитания и его цели

Принципы

Содержание и механизм воспитания

Воспитание - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправлен-ные действия по созданию условий для развития человека.

Целевые ориентиры воспитания можно условно разбить на взаимообусловленные группы целей:

1) идеальные (это идеал гармонично развитого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство);

2) реальные, которые конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.

Опираясь на реальные цели воспитания, определяются акту-альные задачи воспитательной деятельности. Можно выделить 3 группы воспитательных задач:

1 группа связана с формированием у ребёнка гуманистического мировоззрения,

2 – с развитием потребностей и мотивов нравственного поведения, 3 – с созданием условий для реализации этих мотивов и стимулированием нравственных поступков детей.

1. Принцип гуманистической ориентации воспитания требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребёнка.

2. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.

3, Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

4. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

5. Принцип создания воспитывающей среды.

Становление личности человека предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. В соответствии с этим можно определить содержание воспитания, обеспечивающего развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях.

В мотивационной сфере целесообразно формировать отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; отношение к своим обязанностям и т.д.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др.

В предметно-практической сфере следует развивать способность совершать нравственные поступки, честное и добросовестное отношение к действительности.

В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души.

Главными «деталями» механизма воспитания являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления школьника, на формирование всех сущностных сфер ребенка.


5.
Формирование образа жизни, достойной Человека. Автор - Надежды Егоровны Щурковой, изложившая основные концептуальные положения в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника».

Понятие воспитания, его цель и принципы

Содержание

Механизм воспитания

Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Личность. Социальное лицо человека. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других, обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).

Другим целевым блоком является моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Наконец, творческая составляющая. Человек — существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа (homo creatus — человек творческий или homo faber — человек созидающий).

Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основания — истина, добро и красота.

Основополагающие принципы:

1. принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2. принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

3. принцип принятия ребенка как данности.

Содержание воспитательного процесса составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание

Философическое воспитание — это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».

Методические направления, обеспечивающие реализацию философического восп.:

1. обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

2. предъявление социально культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении».

3. находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни.

4. упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к Истине, Добру и Красоте.

5. постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п. Диалогическое воспитание может осуществляться в коллективных дискуссиях, групповых играх...

Этическое воспитание, при осуществлении которого педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик – Человек, и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать. Основные направления педагогических действий в этическом воспитании школьников:

Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.

Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Педагогический постулат всех гуманистически ориентированных педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко - о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко», как это умеет делать Ш.А. Амонашвили.

Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, - не означает плохой.

Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности программу воспитания школь-ника. В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению. Такими задачами являются следующие:

- формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества (первый класс);

- формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни (2-4 класс);

- формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле (5-6)

- формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (7-8 класс),

- формирование образа жизни, достойной Человека (9-10 кл.),

- формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути (10-11 кл.)

Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение. Логика автора такова: способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9318. Права и обязанности сторон по договору найма 46 KB
  Тема №18: Права и обязанности сторон по договору найма. права и обязанности сторон по договору найма. права и обязанности сторон по договору коммерческого найма поднайм Наймодатель жилого помещения имеет...
9319. Изменение жилищных правоотношений 43 KB
  Тема №19: Изменение жилищных правоотношений. основания изменения договора социального найма основания расторжения договора социального найма расторжение договора коммерческого найма...
9320. Приватизация жилья 24 KB
  Тема №20: Приватизация жилья. Приватизация - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых или жилых помещений в государственном...
9321. Безвозмездное пользование имуществом 42.5 KB
  Тема №21: Безвозмездное пользование имуществом. Понятие и элементы договора (договор ссуды) По договору безвозмездного пользования имущества одна сторона ссудодатель обязуется передать или передает вещь в безвозмезд...
9322. Общие положения о договоре подряда 60 KB
  Тема №22: Общие положения о договоре подряда. Общие положения По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать результаты заказчику, а заказчик обязуется принять р...
9323. Договор бытового подряда. 46 KB
  Тема №23: Договор бытового подряда. Понятие ДБП. По ДБП подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворить бытовые ...
9324. Договор строительного подряда 45.5 KB
  Тема №24: Договор строительного подряда. Понятие ДСП. Его условия. По договору строительного подряда одна сторона (подрядчик) обязуется в установленный договором строк построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строит...
9325. Подрядные договоры для государственных и муниципальных нужд 35 KB
  Тема №25: Подрядные договоры для государственных и муниципальных нужд. Понятие, стороны договора. Подрядные строительные работы проектные и изыскательные работы предназначены для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, осуществляютс...
9326. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательных работ 37.5 KB
  Тема №26: Договор подряда на выполнение проектных и изыскательных работ. Понятие и элементы договора. По договору выполнение проектных и изыскательных работ подрядчик (корректировщик, изыскатель) о...