18578

Прикладные протоколы и телекоммуникационные информационные услуги

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Прикладные протоколы и телекоммуникационные информационные услуги Прикладные протоколы и телекоммуникационные информационные услуги Основные услуги телекоммуникационных технологий электронная почта передача файлов телеконференции справочные службы доски о

Русский

2013-07-08

65.5 KB

1 чел.

Прикладные протоколы и телекоммуникационные информационные услуги

Прикладные протоколы и телекоммуникационные информационные услуги

Основные услуги телекоммуникационных технологий — электронная почта, передача файлов, телеконференции, справочные службы (доски объявлений), видеоконференции, доступ к информационным ресурсам (информационным базам) сетевых серверов и др. Эти услуги обеспечиваются соответствующими прикладными протоколами и сетевыми программами.

Среди прикладных протоколов наиболее известны протоколы, связанные с Internet, и протоколы ISO-IP (ISO 8473), относящиеся к семиуровневой модели открытых систем. К важным прикладным протоколам Internet относятся следующие:

Telnet — протокол эмуляции терминала, или, другими словами, протокол реализации дистанционного управления, он используется для подключения клиента к серверу при их размещении на разных компьютерах, пользователь через свой терминал имеет доступ к компьютеру-серверу;

FTP — протокол файлового обмена (реализуется режим удаленного узла), клиент может запрашивать и получать файлы с сервера, адрес которого указан в запросе;

HTTP (Hypertext Transmission Protocol) — протокол для связи Web-серверов и Web-клиентов;

SMTP, IMAP, РОРЗ — протоколы электронной почты; SNMP — протокол управления сетью.

Указанные протоколы поддерживаются с помощью соответствующего ПО. Как правило, прикладной протокол реализуется серверной и клиентской программами. Клиентская программа запрашивает информационную услугу, серверная программа выполняет запрос. Для Telnet, FTP, SMTP на серверной стороне выделены фиксированные номера протокольных портов.

Электронная почта — средство обмена сообщениями по электронным коммуникациям (в режиме off-line). Посылка сообщения осуществляется по инициативе отправителя. Можно пересылать текстовые сообщения и архивированные файлы. В последних могут содержаться данные (например, тексты программ, графические данные) в различных форматах.

На ЭВМ пользователя должна быть установлена программа-клиент, поддерживающая функции создания, передачи и приема сообщений. На почтовом сервере, выделяемом в корпоративной или локальной сети, организуется промежуточное хранение поступающих сообщений. Связь индивидуальных пользователей с почтовым сервером осуществляется по протоколам IMAP или РОРЗ.

В территориальных сетях почтовые сообщения проходят через ряд промежуточных федеральных или региональных узлов. В таких узлах устанавливают ПО (так называемый агент передачи сообщений), выполняющее функции сортировки и маршрутизации сообщений.

Разработан ряд альтернативных протоколов электронной почты для прикладного уровня. Расширение числа возможных кодировок и форматов данных по сравнению с SMTP сделано в MIME (Multipurpose Internet Mail Extensions). Применение MIME упрощает пересылку графических и звуковых файлов, реализацию шифрования и электронной подписи.

Примерами программ могут служить Lotus сс: mail, Microsoft Mail, Outlook Express и др. Они позволяют посылать сообщения индивидуальному пользователю, на доску объявлений, осуществлять последовательный просмотр несколькими исполнителями с возможностями коррекции сообщения; выполняют поиск сообщений, пришедших в почтовый сервер, по контексту, по адресу, по времени отправки.

В настоящее время при разработке многих программных систем предусматривают интерфейс со средствами электронной почты, клиентские программы E-mail стараются включать в Web-браузеры сети Internet, а также во многие прикладные программные системы САПР, автоматизированные системы управления (АСУ), документооборота.

Письма в E-mail состоят из заголовка и текста (тела). В заголовке указывается, кому предназначено письмо, от кого оно поступило, кому посланы копии, дата отправки, указатель ключа, по которому пользователь может определить ключ для декодирования текста. В протоколе IMAP (Internet Message Access Protocol) сначала клиенту передается заголовок, а текст остается на сервере, затем пользователь при желании может получить и весь текст. В протоколе РОРЗ при обращении к почтовому серверу на клиентский узел переписывается все сообщение.

Файловый обмен — доступ к файлам, распределенным по различным компьютерам. Доступ возможен в режимах off-line и on-line. В режиме off-line посылается запрос к FTP-серверу, сервер формирует и посылает ответ на запрос. В режиме on-line осуществляется интерактивный просмотр каталогов FTP-сервера, выбор и передача нужных файлов. На ЭВМ пользователя устанавливается FTP-клиент.

При запросе файла по протоколу FTP пользователь должен знать, где находится нужный ему файл. Обращение к FTP-клиенту происходит по команде

ftp [<параметры>][<имя сервера>] (5.1)

В качестве имени сервера указывается IP-имя или IP-адрес удаленного компьютера.

В большинстве серверов Internet для входа по FTP-команде нужны предварительная регистрация пользователя и указание пароля. Однако это не требуется при обращениях к общедоступным (анонимным) серверам. Такие серверы создают и обслуживают организации, заинтересованные в распространении информации определенного вида.

Каждый обмен порождает два процесса. Управляющий (командный) процесс инициирован в течение всего сеанса связи, а процесс передачи файла — только на время передачи. Протокольные порты сервера имеют номера 20 и 21, у клиента могут быть различные номера портов, в том числе несколько в одно и то же время. На каждый процесс обмена создаются свои копии FTP-сервера и клиента.

С помощью протокола эмуляции терминала Telnet пользователь сети Internet может работать на удаленном компьютере. Связь устанавливается при обращении к Telnet-программе командой

telnet <имя базы данных или системы каталогов> или <имя удаленного компьютера S>

После установления связи все данные, которые пользователь набирает на клавиатуре своего компьютера, передаются в S, а содержимое экрана S отображается на экране пользователя. Примерами команд в клиентской программе могут служить: установление связи (open), возвращение в командный режим клиентской программы Telnet (close), завершение работы (quit).

Telnet должен иметь возможность работать в условиях разных аппаратных платформ клиента и сервера. Это требование выполняется с помощью промежуточного виртуального терминала (аналогично SQL сервису в ODBC). В терминале зафиксирована интерпретация различных символов управления, поскольку их разновидностей не так уж много.

Телеконференции — доступ к информации, выделенной для группового использования.

Телеконференции могут быть глобальными или локальными. Включение материалов в телеконференцию, рассылка извещений о новых поступивших материалах, выполнение заказов — основные функции программного обеспечения телеконференций. Возможны режимы E-mail и on-line.

Самая крупная система телеконференций — USENET. В этой системе информация организована иерархически. Сообщения рассылаются или лавинообразно, или через списки рассылки. В режиме on-line можно прочитать список сообщений, а затем и выбранное сообщение. В режиме off-line из списка выбирается сообщение и на него посылается заказ.

Телеконференции могут быть с модератором (руководителем) или без него.

Существуют также средства аудиоконференций (голосовых телеконференций). Вызов, соединение, разговор происходят для пользователя как в обычном телефоне, но связь идет через Internet.

Электронная доска объявлений BBS (Bulletin Board System) — технология, близкая по функциональному назначению к телеконференции, позволяет централизованно и оперативно направлять сообщения для многих пользователей. Программное обеспечение BBS сочетает в себе средства электронной почты, телеконференций и обмена файлами.

В настоящее время интенсивно развиваются технологии настольной кон-ференц-связи в реальном масштабе времени. Возможны несколько уровней настольной конфереиц-связи.

В зависимости от вида разделяемой пользователями информации различают уровни: простая E-mail-сессия, совместная работа над проектом без голосовой связи (shared whiteboard — разделяемая «доска»), то же с голосовой связью (разновидность аудиоконференций), видеоконференция. По мере повышения уровня возрастают требования к пропускной способности используемых каналов передачи данных. Для простых видов конференц-связи, а также для аудио-конференций (конечно, при применении современных эффективных способов сжатия информации) можно использовать даже обычные телефонные линии, начиная с пропускной способности 8 ... 10 кбит/с. Но лучше использовать в качестве «последней мили» цифровую ISDN или xDSL линию.

В зависимости от числа участников и способа интерактивной связи между ними различают двухточечную (unicast), широковещательную (broadcast) и многоточечную (multicast) телеконференции. Если в широковещательной конференции информация от центрального узла доставляется всем участникам, то в многоточечной конференции она рассылается избирательно, т. е. одновременно может идти обмен разной информацией внутри нескольких подгрупп одной группы пользователей.

Очевидно, что применение настольной конференц-связи в проектных организациях повышает эффективность работы, поскольку упрощает процесс принятия и согласования проектных решений, сокращает непроизводительные затраты времени на организацию совещаний, консультаций и т. п.

Программное обеспечение телеконференций включает в себя серверную и клиентскую части.

В клиентской программе должны быть, как минимум, средства E-mail, многооконный текстовый редактор (так, принимаемый и отправляемый партнеру тексты помещаются в разные окна, отдельное окно может быть выделено для видеоинформации в случае видеоконференций), средства файлового обмена. Наиболее известными клиентскими программами являются ProShare (Intel) и NetMeeting (Microsoft).

Серверная часть служит для распределения потока данных между пользователями с согласованием форматов окон с видеоинформацией, способов сжатия данных, скоростей потоков, идущих от разных сетей (пользователей). Примеры серверов: Whute Pine's Meeting Point—для видеоконференций, Data Beam's Learning Server — для систем дистанционного обучения.

Видеоконференция — способ связи, при котором осуществляется передача видеоизображений по телекоммуникационным каналам связи с возможностями интерактивного общения (в режиме on-line). Очевидно, что требования к пропускной способности каналов передачи данных в видеоконференциях существенно выше, чем в обычных телеконференциях. Видеоконференции стали доступными (для достаточно крупных организаций) после развития высокоскоростных каналов связи и эффективных алгоритмов сжатия данных при их передаче. В настоящее время широко внедряются сравнительно недорогие (от 1,5 до 7 тыс. долл.) настольные системы видеоконференц-связи.

Специализированная видеоконференц-система содержит дистанционно управляемую видеокамеру, монитор с большим экраном, микрофоны, динамики, устройство для считывания графических документов, кодеки — устройства для прямого и обратного преобразований информации из исходной в сжатую форму (кодек — совокупность первых слогов слов «кодирование» и «декодирование»). Требуется выделенный канал со скоростью выше 64 кбит/с. Пример программного обеспечения — PictureTel.

В случае проведения видеоконференции для двух собеседников на базе ПЭВМ или рабочих станций (двухточечные настольные видеоконференции) требуются мультимедийные средства: компьютер с аудио-, видео- и сетевой платами, микрофон, динамик, видеокамера. Примеры ПО: Intel Proshare или Sharevision, работающие под Windows. Эти системы можно использовать с телефонными линиями и высокоскоростными модемами, но качество будет низкое. Так, при 28,8 кбит/с частота кадров 7 ... 10 Гц, размер окна 176 х 144 пикселей. При применении ISDN можно повысить частоту кадров до 10... 30 Гц. В большинстве систем предусмотрено' наличие дополнительного окна, в котором виден совместно разрабатываемый документ.

Информационная система WWW {World Wide Webвсемирная паутина) — гипертекстовая информационная система сети Internet. Другое ее краткое название — Web.

Гипертекст — структурированный текст с введением в него перекрестных ссылок, отражающих смысловые связи частей текста. Слова-ссылки выделяются цветом и(или) подчеркиванием. Выбор ссылки вызывает на экран связанный со словом-ссылкой текст или рисунок. Можно искать нужный материал по ключевым словам.

Информация, доступная в Internet по Web-технологии, хранится в Web-серверах (сайтах). Сервер имеет программу Listener, постоянно отслеживающую приход на определенный порт запросов от клиентов. Сервер удовлетворяет запросы, посылая клиенту содержимое запрошенных Web-страниц или результаты выполненных процедур.

Клиентские программы WWW называют браузерами (brousers). Имеются текстовые (например, Lynx) и графические (наиболее известны Netscape Navigator и MS Explorer) браузеры. Фирма Sun Microsystems разработала браузер HotJava. В браузерах имеются команды листания, перехода к предыдущему или последующему документу, печати, перехода по гипертекстовой ссылке и т.п. Из браузеров доступны различные сервисы, например FTP, E-mail. Для подготовки материалов к их включению в базу WWW разработаны специальные языки разметки HTML и XML {Hypertext and Exensible Markup Language) и реализующие их программные редакторы, подготовка документов предусмотрена в составе большинства браузеров.

Для связи Web-серверов и клиентов разработан протокол HTTP, работающий на базе TCP/IP. Web-сервер получает запрос от браузера, находит соответствующий запросу файл и передает его для просмотра в браузер.

Популярными серверами являются Apache Digital для ОС Unix, Netscape Enterprise Server и Microsoft Internet Information Server (IIS), которые могут работать как в Unix, так и в Windows NT, и Netware Web Server, предназначенный для работы в ОС Netware. Эти серверы поддерживают язык CGI, имеют встроенный HTML-редактор. Во многих серверах поддерживается стандарт шифрования SSL (Secure Sockets Layer) для защиты передаваемых по сети данных от несанкционированного доступа.

Опыт показывает, что для крупных серверов предпочтительнее платформа Unix, тогда как для серверов с малым числом транзакций лучше подходит ОС Windows NT.

На базе HTML создан язык виртуальной реальности VRML (Virtual Reality Modeling Language) — в нем дополнительно можно использовать 3/)-графику.

В новых ОС ожидается появление специальных средств поиска информации в серверах Internet. Пример такой технологии — RDF (Resource Definition Format), т. е. упорядочение метаинформации наподобие библиотечных каталогов (классификация по содержанию). В настоящее время для облегчения поиска применяют ИПС, располагаемые на доступных пользователям Internet серверах. В этих системах собирается, индексируется и регистрируется информация о документах, имеющихся в обслуживаемой группе Web-серверов. Индексируются или все значащие слова, имеющиеся в документах, или только слова из заголовков. Пользователю предоставляется возможность обращаться к серверу с запросами на естественном языке, со сложными запросами, включающими логические связки. Примером таких ИПС может служить AltaVista.

Язык HTML — гипертекстовый язык для заполнения информационных Web-серверов. Он описывает структуру документа, вид которого на экране определяется браузером.

Первые версии языка HTML были достаточно простыми, но не лишенными ряда недостатков. Прежде всего нужно отметить ограниченность набора тегов, что не соответствует потребностям многих приложений. Кроме того, в тегах HTML не отделены данные, задающие структуру документа, от данных по его изображению (форматированию) на экране дисплея при просмотре с помощью браузера, что затрудняет работу с документами. В результате в новые версии языка стали вводиться усовершенствования, что заметно усложнило язык, но не устранило основные недостатки.

В CALS-технологиях с самого начала их развития в качестве основного языка структурирования документов был принят язык разметки SGML {Standard Generalized Markup Language — стандартный обобщенный язык разметки), утвержденный в качестве стандарта ISO 8879. В языке SGML определяется структура документов в виде последовательности объектов данных. Объекты данных, представляющие части документа, могут храниться в различных файлах. Их включение в финальный документ происходит в форматах, задаваемых в специальном файле DTD {Document Type Definition).

Язык SGML более универсален, чем HTML, но его широкому распространению препятствует сложность освоения и использования. Поэтому в 1996 г. был предложен новый язык разметки XML (extensible Markup Language), который рассматривается как удачное подмножество языка SGML. В настоящее время язык XML претендует на роль основного языка представления документов в информационных технологиях, его можно рассматривать как метаязык, служащий основой для создания частных языков разметки в различных приложениях.

Более подробное описание языков разметки приведено в следующей главе.

Среди языков создания Web-приложений наиболее известен язык Java—язык и технология программирования сетевых приложений, разработанный фирмой Sun Microsystems для систем распределенных вычислений.

Особенности языка Java: объектно-ориентированный, прототипом является язык С++, но более прост в использовании (так, например, убраны указатели); введены многопотоковость (например, оператор синхронизации), дополнительная защита от вирусов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14206. Иосиф Жинович: цимбалист-виртуоз, композитор и дирижер 25.3 KB
  Иосиф Жинович: цимбалиствиртуоз композитор и дирижер досье белта Современную белорусскую музыкальную культуру сложно представить без цимбал которые воспринимаются в определенной степени как музыкальный символ Беларуси. Главная заслуга в этом принадлежит перв
14207. Фортепианное искусство Беларуси XX века 92.5 KB
  Фортепианное искусство Беларуси XX века Фортепианная музыка является неотъемлемой частью профессионального искусства Беларуси. Формирование белорусской национальной композиторской школы завершилось к концу XIX столетия и фортепианное искусство как композиторское...
14208. ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДО XX ВЕКА 553.5 KB
  Е.С. Бондаренко ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДО XX ВЕКА Учебно-методическое пособие Минск 2007 ВВЕДЕНИЕ Курс истории белорусской музыки – музыки нашей страны – занимает одно из важнейших мест в ряду музыкальнои...
14209. История белорусской музыки ХХ века 3.37 MB
  Л.А. Волкова История белорусской музыки ХХ века Симфония В пособии освещены актуальные проблемы исторической эволюции национального симфонизма и собственно симфонии – жанра занимающего центральное место в белорусской музыке ХХ века. Особое внимание уде...
14210. Музична память (англ. music memory) 155 KB
  Музична память. Музична память англ. music memory здатність впізнавати і відтворювати музичний матеріал. Музичне впізнавання необхідно для осмисленого сприйняття музики. Необхідна умова музичної памяті достатній розвиток музичного слуху. Важливе місце в музичній
14211. Музична педагогіка 281 KB
  Тема 1. Сутність музичної педагогіки та її основні категорії Музичне виховання як важлива складова естетичного виховання відіграє особливу роль у всебічному розвитку особистості дитини. Ця роль визначається специфікою музики як виду мистецтва з одного боку та специф...
14212. Музична педагогіка — галузь педагогічної науки 75 KB
  Музична педагогіка галузь педагогічної науки загальної педагогіки яка вивчає особливості освіти навчання та виховання особистості засобами музичного мистецтва. Музичну педагогіку слід відрізняти від окремих методик музичного навчанн...
14213. Історія музичної психології 57.5 KB
  Історія музичної психології ПЛАН: Предмет структура і методи музичної психології. Їх специфіка. Історія становлення музичної психології від найдавніших часів до сучасності. Етапи становлення музичної психології як науки. Напрямки музичної психолог...
14214. Музичне мистецтво 25.5 KB
  Музичне мистецтво Помітних успіхів досягла українська музична культура у X VIII ст. Осередком музичного життя стала Київська академія де вивчали нотну грамоту та були поширені хоровий спів гра на музичних інструментах. В академії існував симфонічний оркестр. Великий вне...