18723

Исторические этапы взаимодействия молодежи и общества

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Исторические этапы взаимодействия молодежи и общества. Социальноисторические факторы влияющие на взаимоотношения молодежи и общества. Отношение к молодежи в традиционном индустриальном и постиндустриальном обществе объекты и субъекты взаимодействия сферы взаимо...

Русский

2013-07-08

24.12 KB

26 чел.

Исторические этапы взаимодействия молодежи и общества.

Социально-исторические факторы, влияющие на взаимоотношения молодежи и общества. Отношение к молодежи в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе (объекты и субъекты взаимодействия, сферы взаимодействия, способы и формы социализации).

Понятие молодёжь не столько возрастное, сколько социальное и историческое. На протяжении истории человечества возрастные границы молодёжи, ее социальные, психологические особенности различались в зависимости от конкретной исторической ситуации, при этом независимо от эпохи всегда были молодые и старые, постоянно взаимодействующие друг с другом. Можно выделить следующие социально-исторические факторы, влияющие на взаимоотношения молодёжи и общества:

  1.  Место и роль молодёжи в системе социально-экономических отношений;
  2.  Роль и значение молодёжи в общественной жизни;
  3.  Политическая активность;
  4.  Условия формирования молодых людей и их вступление в самостоятельную жизнь и прочее.

Опираясь на исторические источники можно выделить три этапа, которые отличаются друг от друга особым отношением общества к молодёжи.

Традиционное общество. Молодёжь – объект воздействия общества. Социальная мобильность практически отсутствует, человек проживает всю жизнь в том сословии, в котором родился. Основной ячейкой  первичной социализации является семья, которая должна объяснить человеку его место в обществе. В воспитании молодёжи участвовало всё старшее поколение. Не было специальных структур по воспитанию молодёжи. Вся молодёжь стремилась быстрее и точнее скопировать опыт взрослых.

Молодость – это неполнота статуса. Своё неполноценное положение молодёжь воспринимает как должное, которое измениться через определенное время, когда появится своя семья, дети. Медленный темп социальных изменений и строгое разделение функций возрастных групп не позволяют возрастным различиям перерастать в социальные конфликты. Разница в ценностях между поколениями не велика. В средние века у молодых людей существовал свой стиль жизни – « легальные мальчишники», «холостячество», которые легализовали формы выхода юношеской энергии. Вольности были только для юношей, у девушек всё было строго. В традиционном обществе понятие молодость было коротким. В брак вступали рано: юноши – 16-18 лет, девушки – 14-16 лет. Начало семейной жизни – начало взрослого статуса.

До конца 19 века молодёжь из крестьян и рабочих с детства были вынуждены работать. Они взрослели в процессе работы в рамках тех классов, к которым они принадлежали. Профессии приобретали в ходе практики, без дипломов. В этих условиях не происходило обособления молодёжи как отдельной общественной группы. Единственной группой со своим порядком жизни было студенчество. В средние века начали появляться учебные заведения нового типа – университеты. Университет – от латинского «объединение». Студенты и профессора объединялись для общих целей, отстаивания своей независимости и привилегий. Студенты учились очень долго. Начав учёбу в одном городе, студент мог отправиться в другой город или страну, чтобы послушать лекции знаменитого профессора, потом в другой город или страну и т.д. Таких странствующих студентов называли вагантами – бродягами. Именно студенты первыми среди молодёжных групп зафиксировали свои жизненные ценности и интересы. Именно студентов вагантов мы можем считать первым молодёжным сообществом, студенты очень легко находили между собой взаимопонимание, потому что у студентов разной национальности между собой было больше общего, чем со своими старшими поколениями. Также следует отметить, что, в общем, студентов изначально было мало, в 18-19 вв., как правило, студентами являлись молодые люди из высших слоёв общества.

Индустриальное общество (вторая половина 19 века - середина 20 века).

Начало этого общества положила промышленная революция. В начале этого этапа молодёжь начинает осознавать специфику своего положения в обществе и стремиться к удовлетворению потребностей, но при этом продолжает играть по правилам старших. С развитием индустриальной промышленной революции возрастает роль науки и техники, усложняется социальная организация общества. Это требует резкого повышения уровня профессионализма работника, следовательно, возрастают требования к профессиональной подготовке молодёжи. Уровень грамотности молодёжи растёт. В связи с этим возникает следующая ситуация: образовательный уровень молодёжи становится выше уровня старшего поколения, следовательно, семья, как главный институт социализации уже не справляется. Молодёжь начинает думать о несовершенстве существующего строя. Молодёжь начинает объединяться и участвовать в револючиях. С появлением марксизма молодёжь активно включается в социалистическое течение. Молодёжь по воспитанию была атеистична. Церковь первая осознала опасность – теряя молодёжь, она теряет основу для существования. Церковь была за сохранение старых порядков, следовательно, деятели церкви осознавали, что нужны дополнительные инструменты воздействия на молодёжь. В результате в 80-90-х годах 19 века в Англии, США, Франции, Германии создаются христианские молодёжные организации с религиозным и политическим характером. Потом появились международные христианские молодёжные организации («Всемирный Альянс ассоциации молодых христиан»-1855 год, «Всемирная ассоциация молодых женщин-христианок»), с этого времени девушки входят в понятие молодёжь. Ранее процесс первичной социализации у девушек заканчивался к 15-16 годам, в связи с замужеством и рождением детей. В конце 19 века процесс социализации у девушек увеличился, так как увеличилось время на образование и более позднее вступление в брак. Церковь понимала роль женщин в воспитании будущего поколения и уделяла ей огромное внимание. В 1895 году появляется «Всемирная Федерация студентов-хрестиан». Здесь молодеешь становиться не только объектом воспитания, но и субъектом общественной жизни, именно молодёжь начинает оказывать воздействие на ход социально-политической борьбы в стране. Молодёжь начинает интересоваться политикой, выделяется в отдельную самостоятельную группу. На рубеже 19-20 веков возникает молодёжное движение. На данном этапе молодёжь ещё не выводит своих требований. В начале 20 века на молодёжь обращают внимание политические круги. Это связано с развитием парламентаризма. Парламенты появились во многих странах Европы и Северной Америки.  Сначала право голоса имели  мужчины от 30-35 лет (молодёжи это не касалось), затем возраст голосующих был снижен до 18-20 лет, следовательно, молодёжь стала интересоваться политикой. Политические партии были заинтересованы в подготовке своей смены, следовательно, создают под своим крылом молодёжные организации. Молодёжь всё больше привлекает партии революционеров, как молодая необузданная сила. Революционеры осознают, что без молодёжи революцию не совершить. Молодёжь активно вступает в их партии, так как понимает, что ей нет места в существующем обществе. Молодёжь участвует в революциях в России, Европе 1918-1923 гг. Массовые молодёжные революции: Камбоджа, Китай, «Красный май» во Франции. Именно в это зародилось такое движение как скаутизм.

Тоталитарные режимы, как правые (Германия), так и левые (СССР) осознают важность работы с молодёжью. В СССР воспитание молодёжи занимается пионерская организация, в Германии – гитлерюгент. Другие молодёжные организации были запрещены. Комсомол в СССР – это резерв коммунистической партии, его главная задача – воспитание строителя коммуниста. Гитлерюгент – резерв нацистов, задача – воспитание истинного арийца. В СССР работа велась совместно с юношами и девушками, а в Германии же было чёткое разделение работы по полам. Юношей нужно было воспитывать как солдат третьего рейха, которым предстоит родить как можно больше будущих солдат. В Западной Европе в первое десятилетие 20 века понимали, что если молодёжь не занять, то она уйдёт к левым или правым, следовательно, в деятельности государственных органов этих стран выделялось направление (молодёжная политика), включающее меры по обеспечению молодёжи работой, учёбой, досугом. В это время политические партии и социальные институты борются за молодёжь. Молодёжное движение оказывается расколотым на множество частей по религиозным, политическим, половым и иным признакам. Это объясняется тем, что на данном этапе молодёжь еще не может определиться со своими целями. Молодёжь идет за взрослыми идеологами.

Постиндустриальное общество (вторая половина 20 века).

К 40-50 годам 20 века началась научно-техническая революция (НТР). Она началась с Запада и распространялась повсеместно. Положение молодёжи усложнилось: раздвинулись социально-психологические границы молодёжи (с одной стороны акселерация ускорила физическое и половое созревание, которое является нижней границей юности, с другой стороны – усложнились труд и общественно-политическая деятельность, следовательно, удлинился срок подготовки к взрослой жизни); усложнились критерии социальной зрелости: начало трудовой деятельности, завершение образования, получение политических и гражданских прав, материальная независимость, вступление в брак, рождение детей – дают статус взрослого и наступают неодновременно. Важно также усложнение процесса социализации: формирование личности происходит под воздействием семьи, школы, ВУЗа, сверстников, молодёжных организаций, СМИ. Такое большое количество социальных институтов даёт молодёжи такую автономию, которой у нее никогда не было. Ускорение темпов жизни влечет повышение роли молодёжи в жизни общества. Закон: чем выше темпы экономических, социальных, культурных, технических и других изменений, тем быстрее обновляются знания, условия труда, быта, социально-культурные различия между поколениями становятся более заметными. Организация воспитывает и обучает молодёжь по возрастному признаку, способствует выработке специфического молодёжного самосознания и стиля жизни. Новые проблемы толкают молодёжь на поиски нового решения выхода из них. Молодёжь легче приспосабливается к новому, чем старшее поколение. Разница в уровне образования между молодёжью и старшими становиться велика. В Европе во второй половине 20 века происходит становление массовой системы высшего образования. К концу 60 годов во Франции, Германии, США количество студентов стало выше количества людей занятых в сельском хозяйстве. В это время в самостоятельную жизнь вступает очень большое поколение бэби бума. Западное общество в то время имело очень высокий уровень. Родители и общество могли тратить  много денег на молодёжь. Поколение бэби бума – первое поколение в истории не знавшее голода. Умная молодёжь начала чётко осознавать свои цели, отличные от старого поколения. Впервые в истории молодёжь попыталась навязать свою систему ценностей старшему поколению. В 1968 году во Франции, США, ФРГ происходят грандиозные молодёжные выступления. Молодёжь выступает как субъект исторического процесса. В это время возникает понятие контркультуры. Молодёжные выступления не привели к радикальным изменениям в обществе, но общество осознало, что молодёжь является самостоятельной силой, следовательно, с ней нужно работать, а то она взорвет всё общество. При этом старые методы воздействия уже не работают, а с молодёжью нужно вести переговоры по принципу «равный с равным». В результате на Западе с 70 годов в системе социальной работы отдельно выделяется молодёжь. Появляется профессия специалистов по работе с молодёжью. Специалист по работе с молодёжью выполняет посредническую функцию между молодёжью и обществом; пытается направит время и потенциал молодёжи в безопасное для общество русло, одновременно удовлетворяя потребности молодёжи.

Теперь молодёжь уже четко знает, чего она хочет от жизни и от общества. Основными ее особенностями учёные называют выдвижение духовных ценностей на первый план. Усилия человечества сосредоточиться на коммуникации и обработке информации, а важнейшей продукцией станут инновации и знания. Самостоятельности, многообразию и самовыражению личности будет представлен большой простор. Усиление напряженности взаимоотношений социума и личности из-за меньшей зависимости индивида от социальных норм. Социальный порядок будет основываться на нравственности. Технический прогресс будет контролироваться с точки зрения пользы для развития личности. Те из молодых людей, которые хотят быть востребованы в наступающем типе общества, должны сегодня к нему готовиться, формировать себя в соответствии с предполагаемыми качествами людей нового времени, иначе они рискуют остаться в периферии общества. Однако молодёжи сегодня очень трудно сориентироваться в тенденциях времени по ряду причин:

  1.  Идеология современного общества, СМИ формируют образ человека уходящей эпохи: потребительского, индивидуалиста, рационального, но не разумного человека  - человека глобальной социально-утилитарной зависимости.
  2.  Национальная доктрина образования ставит цель готовить не столько творческих людей с развитым самосознанием, направленных на саморазвитие, сколько функционеров, создающих прибыль, «человеческий капитал».

В учебных планах образовательных учреждениях акцент делается на «практические» дисциплины, то есть те, которые необходимы для подготовки узкого специалиста. Выход заключается в том, чтобы молодые люди проявили разум, волю для самовоспитания, для развития своей человеческой сущности, прежде всего творческих способностей. Особое значение для самовоспитания имеет самостоятельное углублённое изучение философии, филологии и истории, погружение в истинное искусство. И, конечно же, глубокое понимание необходимости, жажда перемен в себе и мире.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28632. Структурный тип - Строка 37 KB
  m] of char; где: m максимальная длина строки число диапазона 0 . Строки длины до 255 соответствуют типу string без указания длины строки. Нулевая позиция строки является специальной позицией в которой хранится текущая длина строки код ASCII представляющий длину строки. Доступ к компоненту строки символу строки осуществляется также как к элементу массива т.
28633. Структурный тип - Множество 45.5 KB
  Понятие о типе Множество в Турбо Паскале. Описание типа Множество и константымножества . Понятие о типе Множество в Турбо Паскале.
28634. Структурный тип - Запись 49.5 KB
  Запись как объединение неоднородных данных. Запись как объединение неоднородных данных. Объединение таких данных общий структурный типанкета затруднительно сделать в рамках массива или множества. Этот структурный тип специально введен для объединения любого конечного числа неоднородных данных.
28635. Структурный тип - Файл 48 KB
  Концепция файла в Паскале. Стандартные процедуры и функции работы с файлами. Особенности работы с типизированными файлами. Концепция файла в Паскале.
28636. Динамическая память и указатели 54 KB
  Все рассмотренные ранее типы данных (кроме типа file) представляли статические структуры. Память выделялась под переменные этих типов до выполнения программы, а размер выделяемой памяти определялся по описаниям соответствующих переменных (например, для переменной типа byte выделялся 1 байт оперативной памяти). Такая память является статической, поскольку её размер не может изменяться при выполнении программы.
28637. Базисные конструкции языка 89.5 KB
  Структура программы. Для этого в структуре программы предусмотрен раздел описаний. Необходимо научиться читать программы понимая смысл написанного а затем и писать собственные пусть вначале и несложные программы. научиться читать программы .
28638. Простые операторы и программы с линейной структурой 61.5 KB
  Простые операторы ввода и вывода. Простые операторы ввода и вывода. Эти операторы Турбо Паскаля обеспечивают простейшие формы ввода с клавиатуры и вывода на экран дисплея в текстовом режиме. К простым операторам ввода и вывода относятся операторы read readln write writeln реализующие так называемый потоковый вводвывод при котором ввод и вывод рассматриваются как непрерывный поток символов и строк протекающий через экран дисплея.
28639. Процедуры и функции в Турбо Паскале 90 KB
  Концепция подпрограммы в Турбо Паскале. Концепция подпрограммы в Турбо Паскале. Понятие подпрограммы одно из фундаментальных понятий в программировании возникшее фактически вместе с понятием программы. Одна подпрограмма может включать в себя другие подпрограммы и т.
28640. Модули и их использование 83.5 KB
  Рассмотренный ранее механизм подпрограмм (процедур и функций) действует только внутри одной программы. Поэтому такие процедуры и функции называются внутренними подпрограммами. Ограниченность применения внутренних подпрограмм очевидна