18730

Социализация личности. Человек как объект и субъект социализации

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социализация личности. Человек как объект и субъект социализации. Социализация это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения принятых в обществе. Каждый человек особенно в детстве и юности является объектом социализации. Человек как субъект социализаци

Русский

2013-07-08

28.51 KB

174 чел.

Социализация личности.

Человек как объект и субъект социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Каждый человек, особенно в детстве и юности, является объектом социализации.

Человек как субъект социализации. Человек становится полноценным членом общества будучи субъектом социализации, усваивающим социальные нормы, культурные ценности, проявляющим активность,  самореализующимся в обществе. Субъектом социализации человек становится объективно, так как на протяжении всей жизни он ставит перед собой цели, то есть проявляет субъектность (позицию) и  субъективность (индивидуальное своеобразие).

Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.

Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Основные теории социализации. Чарльз Хортон Кули, Джордж Горберт Мид.

Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают своё «зеркальное Я».

«Зеркальное Я» состоит из трёх элементов:
1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;
2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;
3. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других
Эта теория придаёт важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как сам ребёнок отвечает родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе сознания своего «Я».
По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я – сам» и «Я – меня». «Я – сам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я – меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей).

Фрейд
Тория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.
Три составные части личности. Теория личности Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх – Я»).
Ид («Оно») – источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как приём пищи и отправление естественных надобностей.
Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности.
Пиаже
Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.
Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестаёт существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой.
Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.
В возрасте от семи до одиннадцати лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из 6 палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, ещё не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.
В возрасте примерно от двенадцати до пятнадцати лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а так же размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умение и навыки, усвоенные на этой стадии.

Факторы и стадии социализации. Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так и много и факторов (условий) социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: мактофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определённых странах; мезофакторы (мезо – «средний, промежуточный») – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовых коммуникаций (радио, телевидение и т.д.); микрофактоы – к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей – семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и т.д.

Основные стадии социализации:

  1.  Дотрудовая – она охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а). ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребёнка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б). стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится всё время обучения в школе.
  2.  Трудовая – трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека – это весь период трудовой деятельности человека;
  3.  Послетрудовая стадия – охватывает весь период пожилого возраста человека.

Институты, механизмы и агенты социализации.

Семья. В сфере деятельности семья – первичная ячейка, где ребёнок овладевает начальными формами взаимодействия. Еще один важный компонент деятельности – овладение совокупностью различных ролей, в том числе социальных. Другой аспект – воспитание ребёнком в семье первых норм и ценностей, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения. В сфере общения семья также даёт первые навыки.

Образовательная среда. Наряду с семьёй система образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В этом своём качестве она обладает рядом специфических особенностей. В школе ребёнок впервые включается в определённую систему получения знаний, и это неизбежно порождает возникновение ценности достижения. Если в семье его любят за то, что он – это он, то в школе оценивание его как ученика в значительной степени начинает зависеть от успехов в учении. Можно сказать, что ситуация школы превращает человека в подлинный субъект социального познания. Задачи образования: трансляция существующих в культуре способов действия с материальными и символическими объектами; трансляция устоявшегося, традиционного для конкретно-исторического момента знания; обучение ролевым моделям поведения в системе доминирования (подчинения); трансляция ценностных представлений и моделей идентификации. Современная школа должна помочь ребёнку реализовать образовательные запросы, своё человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.

Сверстники. Группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. «Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребёнка уже в 4-5 лет (по некоторым данным даже раньше) и с возрастом неуклонно усиливается». Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья и образовательные учреждения. В первую очередь, она даёт опыт «горизонтального» общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности и усвоения, связанных с этой деятельностью новых ролей.

СМИ. Наряду с семьёй и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность всё чаще относят  средства массовой информации: радио, телевидение, интернет, печатные СМИ. СМИ представляют современному человеку большой простор поиска оснований для социальной интеграции. Сегодня дело даже не только в том, что информация, передаваемая через СМИ, «расширяет перед индивидом возможности выбора группы принадлежности, ибо даёт более широкий перечень различных групп, их спектр и совершенствует оценку их со стороны потребителя информации». Значительно большая интерактивность современных информационных потоков(прежде всего телевизионных и электронных) определяет и большие возможности непосредственного активного участия человека в этом процессе, возможности конструирования своей социальной идентичности.

Молодёжные и детские общественные объединения. Молодёжные объединения выступают институтом самореализации и социализации молодых людей, содействуют их включению в социально-экономическую жизнь общества. Молодёжные объединения являются полигоном для освоения навыков самоуправления, лидерства, реализации проектов молодёжи. Эти организации также являются важным элементом социальной инфраструктуры общества, обеспечивая удовлетворение потребностей большей части населения – молодёжи – в решении самых разнообразных проблем. МДДО, как правило, в той или иной мере контролируется обществом.

Агенты: семья, сверстники, трудовой коллектив, школа, СМИ и т.д.

Существует несколько механизмов социализации. Для начала давайте рассмотрим те, которые относятся к  социально-психологическим механизмам социализации:

– идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

– подражание – это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения,  опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;

– внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации.

Рассмотрим более универсальную классификацию механизмов социализации, а точнее – традиционный механизм, институциональный механизм, стилизованный механизм, межличностный механизм, рефлексивный механизм.

Традиционный механизм социализации – это усвоение индивидом норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению.

Институциональный механизм социализации – проявляется в процессе взаимодействия индивида с разнообразнейшими организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов создавались специально для осуществления функции социализации личности, поэтому их классифицируют как специализированные. Стилизованный механизм социализации проявляется в рамках субкультуры, где  субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для конкретно взятой группы людей, что обусловливает соответствующий, разительно отличающийся от других, стиль жизни данной группы.

Межличностный механизм социализации проявляется в социализирующем  влиянии на индивида значимых для него людей в процессе их совместного взаимодействия. Значимыми лицами могут выступать в данном случае родители, учители, друзья и т. д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их удельный вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму социализации, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

Ресоциализация.

1) Ресоциализация - (от лат. re - приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие ,  и socialis -общественный) - англ. resocialization; нем. Resozialisierung. 1. Вторичная социализация ,  происходящая на протяжении всей жизни индивида  в связи с изменениями его установок, целей, норм и ценностей жизни. 2. Процесс  приспособления девиантного индивида к жизни без острых конфликтов.

2) Ресоциализация - - усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.

3) Ресоциализация - процесс  усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения.

4) Ресоциализация - (resocialiwtion). Вид личностного изменения, при котором зрелый индивид  принимает тип поведения, отличный от принятого прежде.

5) Ресоциализация - – процесс  усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28886. Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60–80 гг. XIX в.) 33 KB
  В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа который сложился в странах Западной Европы. Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства в России проявлялась в том что оно принимало все более торговый предпринимательский характер. Огромное значение в индустриализации России имело развитие транспорт главным образом железнодорожного. Быстрое развитие капитализма приводило к тому что для возникновения привилегированных прослоек типа рабочей аристократии Запада в...
28887. Во внешней политике России второй половины XIX века выделяют два этапа 26 KB
  Это означало что Россия должна использовать возникающие между европейскими государствами противоречия в свою пользу. После поражения Франции в 1870 году во франкоавстрийской войне Россия освободила себя от решений Парижского конгресса и начала активно вмешиваться в европейские дела. В 1873 году Россия заключила союз с Германией и Австрией но этот союз не удержал Германию от новой войны с Францией. С 1875 года Россия начинает сближаться с Францией и в 1891 году был заключен союзный договор.
28888. Место XX века во всемирно-иторическом процессе 25 KB
  В целом можно сказать что в результате первой мировой войны западная цивилизация попала в ситуацию глубокого кризиса. В период этого кризиса мировое производство товаров упало на 44 разорилось тысячи банков более 100 тыс. В США в период пика кризиса насчитывалось 17 млн. В капиталистических странах Европы и США были выработаны различные модели выхода из кризиса.
28890. Общественно-политические силы на рубеже 19-20вв. Революция 1905-1907 гг. в России и ее особенности 68 KB
  в России и ее особенности. Задачи революции: свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания для установления демократического строя; ликвидация сословного неравноправия; введение свободы слова собраний партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов; признание права рабочих на стачки и создание профсоюзов; достижение равноправия народов России. В январе 1905г в России началась революция. Характеризуется ослаблением борьбы началом...
28891. Образование политических партий в России (конец XIX—начало XX в.) 48.5 KB
  Канун первой российской революции явился тем историческим моментом когда политические партии в России проходили 1й или 2й этапы своего становления. В зависимости от социальноклассовой основы программных и тактических установок все политические партии образовавшиеся до и в годы революции можно разделить на 4 большие группы: пролетарские большевики; революционнодемократические социалдемократического и левонароднического направлений; буржуазные с выделением двух разновидностей: либеральных и консервативных;...
28892. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории 22 KB
  Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории. Содержанием истории как науки является исторический процесс. Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание в содержание которого входит ряд элементов: знание фактов истории; способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем будущем; обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки...
28893. Первобытная эпоха человечества 24 KB
  Лет назад до образования классовых обществ в различных регионах планеты примерно в IV тыс. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода: каменный век от возникновения человека до III тыс. бронзовый век с конца IV до начала 1 тыс. железный век с 1 тыс.
28894. Древние народы на территории России. Ранние башкиры 22 KB
  С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3-7 вв. н.э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.