18731

Человек как субъект и объект воспитания

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Человек как субъект и объект воспитания. Потребность в воспитании. Воспитание – это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций труда общения познания и т.д.. Оно входит в процесс социализации и явл...

Русский

2013-07-08

25.98 KB

55 чел.

Человек как субъект и объект воспитания.

Потребность в воспитании.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания и т.д.). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребёнок не сможет стать дееспособным членом общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребёнка, когда образование (в строгом смысле слова) еще невозможно. Воспитание – чрезвычайно сложное явление, имеющее как минимум, социальный, психологический, педагогический, философский, культурологический, естественнонаучный аспекты. Сложность воспитания как реального явления обусловлена тем, что оно одновременно: оказывается органической составляющей человеческого образа жизни; позволяет каждому человеку реализовывать врождённую потребность быть воспитанным, исполнить его прирождённый долг – воспитать себя и своё потомство; представляет собой специальный, отличающийся от других содержанием, методами, технологией, социально ценный вид деятельности. Воспитание – это процесс, в котором включены люди любого возраста, процессии, уровня развития. Оно не только влияет на каждого человека, создаёт условия для существования и развития, но и сохраняет и совершенствует гуманистическую сущность любого сообщества. В основе воспитания всегда лежит социальное действие, предусматривающее ответное действие партнёра. В то же время всякий человек имеет врождённые и более или менее осознанные и развитые потребность и способность к самосовершенствованию, помощи другим. В силу этого каждый воспитатель всегда появляется воспитанником, и, наоборот, всякий воспитанник – воспитателем, а любой человек – одновременно и субъектом, и объектом воспитания. Потребность в воспитании удовлетворяется, а способность развивается у человека в течение всей жизни. Более того, происходит смена референтного воспитателя: от взрослого и старших по возрасту детей через ровесников до более молодого человека и даже ребёнка. Референтный воспитатель может быть как реальным лицом, а может быть вымышленным персонажем, может существовать рядом и быть отделён от человека пространством и даже временем. Это может быть как отдельный человек, так и группа людей. Функцию референтного воспитателя выполняет по отношению к себе и сам человек, причём с достаточно раннего возраста.

Педагогические подходы к определению понятия «воспитание».

В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки зависят от методологического подхода, концепции воспитания. Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» можно четко выделить два направления. В основе первого лежит взгляд на ребёнка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются важнейшие воздействия, формирующие личность. воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А.В.Петровский); воспитание в широком социальном смысле – воздействие на личность общества в целом. Воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А.В.Мудрик). Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности – её социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.

Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания. Итак, перечислим основные закономерности воспитания: воспитание детерминировано культурой общества; воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания; эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включённостью его в самовоспитание; эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных ребёнку и педагогу.

Системно-структурный подход позволяет разработать стройную теорию воспитания, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы), что даёт возможность осознать его сущность, понять его роль как элемента в более широкой системе – педагогической действительности. Цель воспитания в  гуманистической педагогике - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация. Цель и содержание воспитания в гуманистической педагогике исходят из основного положения – признания способности человека к его саморазвитию.

Средства воспитания - с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется ведущий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанника: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная - в младшем школьном, личностное общение - в подростковом, учебно-профессиональная - в старшем школьном возрасте. Переход к информационному обществу в скором будущем потребует более широкого использования технических средств (видео, телевидения, кино, компьютерных программ и т.д.). Однако ничто не заменит такие важные средства воспитания, как слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога. Обучение как ведущее средство воспитания в гуманистической педагогике дополняет и обогащает процесс воспитания, однако не подменяет его.

Воспитание молодёжи как специальная деятельность.

Воспитание молодёжи – деятельность духовная, комплексная, динамичная, дифференцированная. Духовная, потому что её основным материалом являются духовные ценности и идеалы, главная цель – стимулирование процессов самосовершенствования. Воспитание формирует у ребёнка внутренние принципы, стимулирующие к моральным действиям и поступкам. Нарушить их невозможно, не потеряв своего Я. Воспитание социализирует и идеализирует потребности личности. Комплексный характер воспитания обусловлен взаимозависимостью педагогической деятельности воспитателя и собственной активностью воспитанника. Воспитание направлено на сознание, подсознание и на самосознание, на волю и чувства молодого человека. Воспитание стимулирует развитие индивидуальных интересов и чувства долга. Оно осуществляется одновременно через материальную, инструментальную и духовную деятельность. Динамичность воспитания обусловлена объективным изменением частных задач. Эта динамичность обнаруживается в выделении возрастного подхода как педагогического принципа и социализации как отдельного педагогического процесса. Дифференцированный характер воспитания обусловлен возрастными и половыми характеристиками воспитуемых, различиями их способностей и жизненного опыта. Эти особенности воспитания всегда объективно присутствуют в педагогическом процессе, но мера осознанности педагогами-практиками сущности воспитания, целенаправленности может быть различной.

Цели воспитания молодёжи. Цель воспитания – ключевая категория педагогической науки. Ее выявление, формулировка, разработка – центральный компонент создания педагогической концепции. Цель – это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в создании субъекта в процессе взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Цель объективна, в том смысле, что она порождается обстоятельствами, черпается из реального объективного окружения. Педагог, никогда не слышавший звука скрипки, не способен поставить цель приобщения ребёнка к музыкальной ценности. Но, будучи объективной по своему происхождению, цель субъективна: она продукт сознания, она рождается в сознании человека и несёт в себе все особенности сознания каждого конкретного человека.

Педагоги, декларирующие одну и ту же цель, подразумевают разные варианты этой цели, так как их индивидуальное сознание индивидуализировало их представление о результате профессиональной деятельности. Цель воспитания поступающих поколений – прерогатива государства, которое при широком участии науки и общественности формулирует ее как главный компонент своей педагогической политики. Формулирование государственных целей воспитания детерминировано экономическими, политическими, научными, правовыми и организационными условиями. Цель как продукт идеальный (нематериальный) очень подвижна, динамична, так как порождается сознанием деятельного человека, постоянно взаимодействующего с изменяющимся миром и постоянно меняющегося самого. Подвижность цели предполагает недостижимость ее. Цель – звезда, отодвигающаяся от приближающегося к ней человека. Достижение цели означает смерть, духовную либо физическую.

Методы воспитания. Метод воспитания – это модель организации деятельности педагога и ребёнка, констатируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Большинство существующих представлений о методах в той или иной степени исходит из предпосылки о непосредственном взаимодействии между педагогом и воспитанником. Современный опыт показывает, что воспитательный процесс всегда протекает в рамках воспитательной системы.

Рассмотрим некоторые основные методы взаимодействия и воздействия и их характерные особенности.  

Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы.

Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Он представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный «идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у «образца». Особое значение имеет личный пример воспитателя. «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А.С.Макаренко.

Следующий метод воспитания – приучение. Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности.

Группа методов, которые следует рассмотреть далее – методы стимулирования, главное назначение которых – дополнительное стимулирование влияния и усиление действия рассмотренных ранее методов, которые принято называть основными. Из методов стимулирования рассмотрим следующие: поощрение и наказание.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный эффект от поощрения – возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.

Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.

Воспитание в коллективе.  Коллектив – это группа людей, объединённых общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом. Выделяют три воспитательные функции коллектива:

  1.  Организационная – коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;
  2.  Воспитательная – коллектив становится носителем и пропагандистом определённых идейно-нравственных убеждений;
  3.  Стимулирующая – коллектив способствует формированию нравственных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Коллективизм – нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, долга перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным. Быть коллективистом значит осознавать себя частью коллектива, жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения, радуясь им. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода», - так оценивали К.Маркс и Ф.Энгельс роль коллектива. Н.К.Крупская рассматривала коллектив как важное условие становления личности. Коллектив не поглощает личность, «…лишь в коллективе личность ребёнка может наиболее полно и всесторонне развиваться». Одной из важнейших задач коммунистического воспитания она считала задачу научить детей работать и жить коллективно. «Чем раньше начинает ребёнок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вырастет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу». Основным средством воспитания коллективизма Н.К.Крупская считала совместную деятельность, общие переживания детей. А.С.Макаренко также придавал большое значение коллективу как условию всестороннего развития личности. Он выдвинул и обосновал один из принципов советской педагогики: «воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив». Создание коллектива Макаренко считал целью и средством воспитания, так как ребёнок проходит в нем школу подготовки к общественной жизни. Коллектив он рассматривал как средство воздействия на воспитанника. «Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность не обладала», - писал А.С.Макаренко. В.А.Сухомлинский подчёркивал, что коллектив – это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом. «Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства он имеет, что он превозносит в коллектив, что даёт другим, что от него берут люди». Взгляды выдающихся советских педагогов о коллективе и коллективизме служат теоретической основой практической деятельности учителей и воспитателей. Плюсы: 1. Воспитание чувства ответственности за другого; 2. Развитие навыков общения и взаимодействия с людьми; 3. Воспитание толерантности; 4. Воспитание умений слушать и понимать других. Минусы:  1. Приходится считаться с мнениями окружающих, ущемляя при этом собственные интересы; 2. Необходимость придерживаться определённых рамок поведения, появление чувства несвободы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34511. Искусство Раннего Возрождения. Формирование новых принципов изобразительного языка. Переплетение ренессансных принципов и средневековых традиций в искусстве ХV в. Мазаччо – основоположник живописи Кватроченто. А. дель Кастаньо. П. дела Франческо. Проблема 21.58 KB
  Стефана 1425 1426 ниш церкви Ор Сан Микеле. Георгий†1415 1417 для ниш церкви Ор Сан Микеле. “Благовещение†алтаря Кавальканти в церкви Санта Кроче 1я пол. Полиптих для церкви кармелиток в Пизе 1426 ныне в различных музеях: готическая экспрессия и ее преодоление.
34512. Высокое Возрождение в Италии. Общая характеристика искусства Высокого Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микельанджело Буанаротти 17.58 KB
  Творчество Леонардо да Винчи Рафаэля Санти Микельанджело Буанаротти. Флорентийскоримские мастера Леонардо да Винчи 1452 1519 ученик Верроккьо универсальный гений. Непродуктивность Леонардоживописца неспособность довести вещь до конца следствия опережающей работы интеллекта. Леонардо в Милане 1482 1499.
34513. Позднее Возрождение в Венеции. Творчество Тициана, Тинторетто, Веронезе 16.52 KB
  1509 Дрезден Картинная галерея “Три философа†ок. “Любовь небесная и земная†1514 Рим галерея Боргезе. Импозантность и демонстрация жизненного амплуа модели в портретах Федериго II Гонзага 1529 Мадрид Прадо и Ипполито Медичи 1533 Флоренция галерея Питти. Работы среднего периода: “Введение во храм†1534 1538 Венеция Академия “Венера Урбинская†1538 Флоренция Уффици “Даная†1544 1546 Неаполь галерея Каподимонте.
34514. Северное Возрождение. Искусство Нидерландов. Ян ван Эйк. Рогир ван дер Вейден. Гуто ван дер Гус. Мир И. Босха. Питер Брейгель Старший 19.04 KB
  Ян ван Эйк. Рогир ван дер Вейден. Гуто ван дер Гус. и Яна около 1390 1441 ван Эйков законченного Яном ван Эйком в 1432 г.
34515. Философско-эстетические взгляды А. Мердок. Конфликт искусства и жизни в романах писательницы 15.66 KB
  Конфликт искусства и жизни в романах писательницы Ее философскопсихол. Чаще всего ее романы связаны с событиями частной семейной жизни. По ее мнению роман должен повествовать о сложной нравственности жизни человека о загадочности человеческого индивидуальности о том что человек – это необыкновенная ценность она выступила против романа – мифа романапритчи и связала роман с философией. В романе 70х : Человек случайности Черный принц Священная и земная любовь на первый план выдвигается философская проблема случайности в жизни...
34516. Игра в сюжетном развитии и повествовательной организации произведений Д. Фаулза 19.88 KB
  До конца 1960х вышли в свет два романа писателя – Волхв и роман Женщина французского лейтенанта. При этом Фаулз достигает эффекта максимального присутствия предлагая в конце романа читателю сделать выбор вместе с его героем – уподобиться осторожному обывателю или рискнуть обрести свое я в извечном конфликте долга и чувства. деконструирует сам тип викторианского романа. Но задача Фаулза не в том чтобы занять читателя интеллектуальной игрой по разгадке аллюзий а в деконструировании или деконструкции согласно терминологии...
34517. Творчество У. Эко и постмодернизм 18.02 KB
  Эко и постмодернизм. Много сделал Экоученый для осмысления таких явлений как постмодернизм и массовая культура. Постмодернизм согласно Эко не столько явление имеющее строго фиксированные хронологические рамки а скорее определенное духовное состояние особого рода игра участие в которой возможно и в том случае если участник не воспринимает постмодернистскую иронию интерпретируя предложенный текст сугубо серьезно. По мнению Эко высокая и массовая эстетики в постмодернизме сближаются.
34518. Тема строительства нового общества в литературе ГДР 19.54 KB
  Эти предпосылки были полностью реализованы на территории будущей ГДР. Образование ГДР было закономерным итогом антифашистскодемократического переворота ответом прогрессивных сил немецкого народа на раскол Германии западными державами и западногерманской реакцией. С возникновением ГДР в ней наряду с укреплением антифашистскодемократического порядка начался процесс создания основ социализма.
34519. Духовно-нравственная проблематика и ее художетсвенное воплощение в произведениях писателей ГДР 17.54 KB
  1900; роман Мёртвые остаются молодыми 1949 повесть Человек и его имя 1952 Л. Бределя 190164; романыСыновья 1949 Внуки 1953 Г. Мархвицы 18901965; роман Возвращение Кумяков 1952 в поэзии Э. 1912; роман Чудодей 1957 Б.