18732

Разностороннее воспитание молодежи

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Разностороннее воспитание молодежи. Модель разностороннего воспитания личности. Компоненты разностороннего воспитания. Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересо

Русский

2013-07-08

25.41 KB

10 чел.

Разностороннее воспитание молодежи.

Модель разностороннего воспитания личности. Компоненты разностороннего воспитания.

Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов, но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересов существует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой - интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Разностороннее развитие интересов означает развитие такой личности, которой ничто человеческое не чуждо, не исключая сосредоточенности интересов на чем-либо главном, наиболее значимом для личности. Точно так же разностороннее развитие способностей означает развитие такой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узко специализированной деятельности, а которой были бы доступны разные сферы человеческой деятельности, что не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных и т. д.) на фоне достаточно высокого общего развития. Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности воспитанника.

Воспитание должно обеспечить гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с окружающим миром, природой, обществом, деятельностью. Эту задачу выполняет разностороннее воспитание. Выделяют следующие компоненты разностороннего воспитания: 1. Формирование научного мировоззрения; 2. Умственное воспитание; 3. Культурологическое воспитание; 4. Физическое воспитание; 5. Экономическое воспитание; 6. Нравственное воспитание; 7. Трудовое и профессиональное воспитание; 8. Эстетическое воспитание; 9. Экологическое воспитание. Важнейшим является формирование научного мировоззрения, которое понимается как система научных взглядов на законы развития природы и общества. Оно позволяет правильно воспринимать и оценивать явления окружающего мира. Мировоззрение – это: 1.(Объективное) знание, система научных истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности; 2. (Субъективное) взгляды, суждения человека, связанные с истолкованием различных сфер общественной жизни, природных явлений; убеждения – совокупность глубоко осмысленных идей, относящихся к политике, идеологии, духовности и другим сферам жизни человека; идеалы – то, что становится целью деятельности, жизненные устремления личности). Для формирования мировоззрения решающее значение имеют предметы, которые изучают проблемы человека и общества.

Нравственное воспитание.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления, государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Нормы и правила, которые относятся к сфере морали, обязательного характера не имеют, и практически от самой личности зависит их соблюдение. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание в, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер .

Мораль общества охватывает большое многообразие отношений. Если их сгруппировать, можно четко представить содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений :

1. отношения к идеологии и политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

2. отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

3. отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо? соблюдение дисциплины труда;

4. отношения к общественному достоянию и материальным, ценностям: забота о сохранении и умножении общественной я личной собственности; бережливость; охрана природы;

5. отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;

6. отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общении и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выстилают как его собственные взгляды и убеждения как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Пути и средства нравственного воспитания имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению молодых людей, формированию у них нравственного опыта, в общении, в совместной деятельности, при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. Рассмотрим эти пути. Нравственное просвещение выполняет несколько вспомогательных функций: даёт широкое представление о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры, влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждений, оценок и на этой основе формирование нравственных убеждений; способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта; корректирует знания в области морали, полученные из различных источников; способствует нравственному самовоспитанию личности. Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путём проведения этических бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т.д. При организации нравственного просвещения необходимо учитывать возрастные особенности школьников, их индивидуальный моральный опыт, степень осведомлённости в нравственных нормах.

Физическое и трудовое воспитание.  

Целями трудового и физического воспитания являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы: • организация труда в кружках по интересам • различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества • творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества •временные и постоянные домашние обязанности, дежурство в учебных заведениях, а также систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам трудовой деятельности и т.д. Физическое воспитание способствует формированию человеческой личности, развитию его ума, нравственных чувств и волевых качеств.

Прежде всего, физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Правильное физическое воспитание, участие в спортивно - массовых мероприятиях способствуют формированию нравственности, товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

Физическое воспитание охватывает широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с физическим развитием она призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укреплению здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому формированию. Это и есть цель физического воспитания.

Важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.

Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механизмах влияния физкультуры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способностей.

Видное место в физическом воспитании занимает формирования у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью. Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, воспитание и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стремления к занятиям в различных видах физкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх, плавании и т.д.

Все эти содержательные компоненты физического воспитания находят свою реализацию в санитарно-гигиеническом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы во внеурочное время.

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития.

Тем большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуется высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщение учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания, все более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики -- , И.С.Марьенко, В.А.Сухомлинским,.

Труд - практическая производственная деятельность, которая оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.

Умственное воспитание. Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Умственное воспитание основывается на: развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов • формирование культуры учебного и трудового процессов • развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству • стимулирование интереса к работе с книгой. Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в  связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменение нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков. Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие и способствует ему. Умственное развитие – это процесс и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и т.д.; оно осуществляется в результате воздействия на ребёнка обстоятельств жизни и среды. Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением общественного исторического опыта, накопленного человечеством и представленного в знаниях, навыках  и умениях, в способах познания и т.д. Основными задачами умственного воспитания являются: 1. Формирование системы научных знаний о природе и обществе, формирование мировоззрения; 2. Развитие умственной деятельности: познавательных процессов, способностей разнообразных способов умственной деятельности (системы умственных действий); 3. Развитие способностей к самостоятельному познанию, формирование культуры умственного труда; 4. Воспитание познавательных интересов.

Гражданское и патриотическое воспитание. В этом направлении реализуются гражданские, правовые, патриотические, интернациональные, социально-политические элементы воспитания. Необходимым условием формирования личности гражданина России – полноценного участника гражданского общества – является целенаправленная работа над воспитанием таких личностных качеств, как:

  1.  Активная гражданская позиция, выражающаяся в ответственности за собственный моральный и политический выбор, убеждённости, стремлении к неукоснительному соблюдению принципов и норм правового общества;
  2.  Патриотизм –чувство любви к Родине;
  3.  Толерантность и интернационализм – культура межнационального общения, терпимость другому укладу жизни и вероисповеданию, стремление к диалогу, умение вести дискуссию, объективно оценивать общественное явление;
  4.  Воспитание чувства ответственности, гражданского долга, дисциплины во всех сферах деятельности;
  5.  Юридическая грамотность и правовая культура, знание правовых основ государственности, норм и законов.

В практике воспитательной работы широко используются традиционные формы работы: встречи  с ветеранами ВОВ, боевых действий и труда, возложение цветов к мемориалам павших героев, театрализованные митинги, праздничные мероприятия, посвященные государственным праздникам и памятным дням истории России; национальные праздники и межнациональные мероприятия, позволяющие молодёжи получит объективную информацию о традициях и культуре представителей различных народов и конфессий, экскурсионные поездки по историческим местам, связанными с героическим, духовным наследием и культурой региона, страны; создание клубов патриотической и гражданской направленности; семинары, тренинги «школа толерантности» и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73597. Современные технологии разработки программного обеспечения 287 KB
  Приближение первое. MSF – методология разработки программного обеспечения от компании Microsoft, опирающаяся на практический опыт компании и описывающая управление людьми и управление процессами в ходе разработки решения. Взглянув на список программ, которые установлены на типовом персональном компьютере, нетрудно прийти к мысли, что практики, которые использовала Microsoft
73601. Економічна роль держави у ринковій економіці 59 KB
  Форми і методи державного регулювання економіки. Вивчення законів вільної гри економічних сил – у чому й полягає найважливіший зміст політичної економії – призвело до визнання необхідності регулювання цієї гри суспільною владою. Країнам з розвиненою ринковою економікою притаманна змішана система макроекономічного регулювання яка базується на плюралізмі різноманітності форм власності й органічно поєднує переваги ринкових і державних регуляторів. Виділяють два основні види регулювання – економічний лібералізм та економічний дерижизм.
73605. Основи побудови комп’ютерних мереж 121 KB
  Основні поняття про комп’ютерні мережі, їх призначення, історія розвитку. Концепції побудови та класифікація комп’ютерних мереж. Архітектура комп’ютерних мереж: топологія, апаратне та програмне забезпечення. Базові топології локальних комп’ютерних мереж: шина, зірка, кільце. Призначення, коротка характеристика та принципи функціонування. Організація передачі даних.