18732

Разностороннее воспитание молодежи

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Разностороннее воспитание молодежи. Модель разностороннего воспитания личности. Компоненты разностороннего воспитания. Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересо

Русский

2013-07-08

25.41 KB

11 чел.

Разностороннее воспитание молодежи.

Модель разностороннего воспитания личности. Компоненты разностороннего воспитания.

Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов, но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересов существует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой - интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Разностороннее развитие интересов означает развитие такой личности, которой ничто человеческое не чуждо, не исключая сосредоточенности интересов на чем-либо главном, наиболее значимом для личности. Точно так же разностороннее развитие способностей означает развитие такой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узко специализированной деятельности, а которой были бы доступны разные сферы человеческой деятельности, что не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных и т. д.) на фоне достаточно высокого общего развития. Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности воспитанника.

Воспитание должно обеспечить гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с окружающим миром, природой, обществом, деятельностью. Эту задачу выполняет разностороннее воспитание. Выделяют следующие компоненты разностороннего воспитания: 1. Формирование научного мировоззрения; 2. Умственное воспитание; 3. Культурологическое воспитание; 4. Физическое воспитание; 5. Экономическое воспитание; 6. Нравственное воспитание; 7. Трудовое и профессиональное воспитание; 8. Эстетическое воспитание; 9. Экологическое воспитание. Важнейшим является формирование научного мировоззрения, которое понимается как система научных взглядов на законы развития природы и общества. Оно позволяет правильно воспринимать и оценивать явления окружающего мира. Мировоззрение – это: 1.(Объективное) знание, система научных истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности; 2. (Субъективное) взгляды, суждения человека, связанные с истолкованием различных сфер общественной жизни, природных явлений; убеждения – совокупность глубоко осмысленных идей, относящихся к политике, идеологии, духовности и другим сферам жизни человека; идеалы – то, что становится целью деятельности, жизненные устремления личности). Для формирования мировоззрения решающее значение имеют предметы, которые изучают проблемы человека и общества.

Нравственное воспитание.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления, государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Нормы и правила, которые относятся к сфере морали, обязательного характера не имеют, и практически от самой личности зависит их соблюдение. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание в, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер .

Мораль общества охватывает большое многообразие отношений. Если их сгруппировать, можно четко представить содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений :

1. отношения к идеологии и политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

2. отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

3. отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо? соблюдение дисциплины труда;

4. отношения к общественному достоянию и материальным, ценностям: забота о сохранении и умножении общественной я личной собственности; бережливость; охрана природы;

5. отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;

6. отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общении и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выстилают как его собственные взгляды и убеждения как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Пути и средства нравственного воспитания имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению молодых людей, формированию у них нравственного опыта, в общении, в совместной деятельности, при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. Рассмотрим эти пути. Нравственное просвещение выполняет несколько вспомогательных функций: даёт широкое представление о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры, влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждений, оценок и на этой основе формирование нравственных убеждений; способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта; корректирует знания в области морали, полученные из различных источников; способствует нравственному самовоспитанию личности. Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путём проведения этических бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т.д. При организации нравственного просвещения необходимо учитывать возрастные особенности школьников, их индивидуальный моральный опыт, степень осведомлённости в нравственных нормах.

Физическое и трудовое воспитание.  

Целями трудового и физического воспитания являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы: • организация труда в кружках по интересам • различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества • творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества •временные и постоянные домашние обязанности, дежурство в учебных заведениях, а также систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам трудовой деятельности и т.д. Физическое воспитание способствует формированию человеческой личности, развитию его ума, нравственных чувств и волевых качеств.

Прежде всего, физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Правильное физическое воспитание, участие в спортивно - массовых мероприятиях способствуют формированию нравственности, товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

Физическое воспитание охватывает широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с физическим развитием она призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укреплению здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому формированию. Это и есть цель физического воспитания.

Важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.

Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механизмах влияния физкультуры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способностей.

Видное место в физическом воспитании занимает формирования у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью. Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, воспитание и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стремления к занятиям в различных видах физкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх, плавании и т.д.

Все эти содержательные компоненты физического воспитания находят свою реализацию в санитарно-гигиеническом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы во внеурочное время.

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития.

Тем большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуется высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщение учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания, все более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики -- , И.С.Марьенко, В.А.Сухомлинским,.

Труд - практическая производственная деятельность, которая оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.

Умственное воспитание. Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Умственное воспитание основывается на: развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов • формирование культуры учебного и трудового процессов • развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству • стимулирование интереса к работе с книгой. Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в  связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменение нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков. Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие и способствует ему. Умственное развитие – это процесс и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и т.д.; оно осуществляется в результате воздействия на ребёнка обстоятельств жизни и среды. Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением общественного исторического опыта, накопленного человечеством и представленного в знаниях, навыках  и умениях, в способах познания и т.д. Основными задачами умственного воспитания являются: 1. Формирование системы научных знаний о природе и обществе, формирование мировоззрения; 2. Развитие умственной деятельности: познавательных процессов, способностей разнообразных способов умственной деятельности (системы умственных действий); 3. Развитие способностей к самостоятельному познанию, формирование культуры умственного труда; 4. Воспитание познавательных интересов.

Гражданское и патриотическое воспитание. В этом направлении реализуются гражданские, правовые, патриотические, интернациональные, социально-политические элементы воспитания. Необходимым условием формирования личности гражданина России – полноценного участника гражданского общества – является целенаправленная работа над воспитанием таких личностных качеств, как:

  1.  Активная гражданская позиция, выражающаяся в ответственности за собственный моральный и политический выбор, убеждённости, стремлении к неукоснительному соблюдению принципов и норм правового общества;
  2.  Патриотизм –чувство любви к Родине;
  3.  Толерантность и интернационализм – культура межнационального общения, терпимость другому укладу жизни и вероисповеданию, стремление к диалогу, умение вести дискуссию, объективно оценивать общественное явление;
  4.  Воспитание чувства ответственности, гражданского долга, дисциплины во всех сферах деятельности;
  5.  Юридическая грамотность и правовая культура, знание правовых основ государственности, норм и законов.

В практике воспитательной работы широко используются традиционные формы работы: встречи  с ветеранами ВОВ, боевых действий и труда, возложение цветов к мемориалам павших героев, театрализованные митинги, праздничные мероприятия, посвященные государственным праздникам и памятным дням истории России; национальные праздники и межнациональные мероприятия, позволяющие молодёжи получит объективную информацию о традициях и культуре представителей различных народов и конфессий, экскурсионные поездки по историческим местам, связанными с героическим, духовным наследием и культурой региона, страны; создание клубов патриотической и гражданской направленности; семинары, тренинги «школа толерантности» и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48026. Методика викладання природознавства 512 KB
  Метод спостереження цілеспрямоване сприйняття того чи іншого педагогічного явища без втручання в його хід. Ефективність спостереження залежить від чіткості визначення дослідником обєктів сприймання мети способів фіксації його наслідків ведення протоколу фото і кінозйомка відео та аудіо записи. У процесі констатуючого експерименту проводяться спостереження бесіди анкетування учителів батьків учнів вивчається шкільна документація й письмові роботи дітей та виконуються учнями діагностуючі завдання. Спостереження це...
48027. Логіка. Конспекти лекцій 846.5 KB
  Поняття і судження Основними формами абстрактного мислення є поняття судження й умовиводи. Судження форма мислення в якій щонебудь стверджується або заперечується про предмети їхні властивості або відносини. Поняття судження умовивід мають свою специфічну форму структуру.
48028. ЛОГІКА. ОПОРНИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 4.48 MB
  Теоретичні питання для самоконтролю Що означає термін логіка і в чому полягає проблема визначення логіки як науки Назвіть об'єкт предмет вивчення формальної логіки Яку сторону мислення вивчає логіка Що таке пізнання форми мислення Який взаємозв'язок між пізнанням і мисленням Що означає поняття абстрактне мислення Дайте визначення логічної форми істинності та правильності думки Дайте визначення мови та назвіть основні види знаків Що таке процес формалізації в вузькому та широкому значенні Що таке зміст і значення мовних виразів...
48029. Моделі і методи прийняття рішень в економіці 779.5 KB
  Оптимізація календарного плану реалізації запасів сільськогосподарської продукції за умов цінового ризику. У числі найвідоміших задач математичного програмування можна назвати такі: оптимізація виробничої програми фірми оптимізація плану перевезень продукції оптимізація варіанту розподілу завдань між виконавцями оптимізація плану введення в дію нових виробничих потужностей оптимізація портфеля фінансових активів тощо. За умов забезпечення випуску заданих обсягів виробництва продукції й обмежень із кількості основних виробничих ресурсів...
48030. МОДЕЛИРОВАНИЕ, АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 2.2 MB
  Пудовкина МОДЕЛИРОВАНИЕ АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕСПРОЦЕССОВ Учебное пособие Челябинск Издательство ЮУрГУ 2006 УДК Пудовкина С. Учебное пособие предназначено для студентов изучающих дисциплины Математические методы и модели в экономике Математическая экономика Моделирование экономических систем и процессов Имитационное моделирование Анализ и оптимизация бизнеспроцессов и обучающихся по специальностям Менеджмент организаций Экономика и управление на предприятии Финансы и кредит Прикладная информатика в экономике....
48031. Макроекономіка. Опорний конспект 1.62 MB
  Сукупні видатки і ВВП. Високий і зростаючий рівень національного виробництва тобто рівень реального валового внутрішнього продукту ВВП. Сукупним вимірником національного виробництва виступає валовий внутрішній продукт ВВП що виражає ринкову вартість кінцевих товарів і послуг. Агреговані величини характеризують ринкову кон'юнктуру і її зміну ринкова ставка відсотка ВВП загальний рівень цін рівень інфляції рівень безробіття й ін.
48032. Етика. Курс лекцій 2.21 MB
  СЕНС ЖИТТЯ І СТАВЛЕННЯ ДО СМЕРТІ Звідки постає проблема сенсу життя людини 150 Способи осмислення людського буття 155 Феномен смерті 166 Життя як дарунок і відповідь 176 Лекція 7. МОРАЛЬНА САМОСВІДОМІСТЬ Поняття моральної самосвідомості 221 Честь і гідність людини 223 Совість центральний чинник моральної самосвідомості людини 229 Розкаяння 238 Поняття сорому 241 Лекція 9. ДІЯ І СВОБОДА ЛЮДИНИ Поняття свободи етичний аспект 259 Свобода дії свобода вибору свобода волі 261 Свобода як моральна цінність людського буття 269 ...
48034. Математична теорія 286.5 KB
  Функції та їх властивості. Кажуть що задано функцію з областю визначення X якщо кожному елементу х з цієї множини ставиться у відповідність рівно одне значення y з деякої множини Y Дві функції однакові якщо: однаковий закон відповідності; однакова область визначення. Графік функції множина точок на координатній площині координати яких задовольняють дане співвідношення Ознака графіка функції. Якщо кожна лінія координатної площини є графіком функції якщо кожна пряма паралельна до Оу перетинає цю лінію в одній точці або...