18735

Детское и молодёжное движение как социальное явление

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Детское и молодёжное движение как социальное явление. Нормативноправовая база общественного движения. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение преследующее социальные политические и иные об...

Русский

2013-07-08

30.67 KB

9 чел.

Детское и молодёжное движение как социальное явление.

Нормативно-правовая база общественного движения.

Общественным движением является, состоящее из участников и не имеющее членства, массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Посредством участия в общественных движениях граждане имеют возможность в цивилизованных формах общаться с государством и обществом, донося свои требования.

Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально-значимым вопросам. Отличительными чертами общественного движения от других общественных объединений являются многочисленность его участников, отсутствие фиксированного членства и четкой организационной структуры.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях», общественные организации могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Согласно этому же Закону, граждане могут быть учредителями и участниками общественных движений только по достижении 18 лет. При этом сказано, что участниками молодежных общественных движений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а участниками детских общественных движений могут быть граждане, достигшие 8 лет. Условия и порядок участия, включая условия выбытия из участия в общественном движении по возрасту, определяются уставом соответствующего общественного движения. Государственная регистрация молодежных и детских общественных движений осуществляется в случае избрания граждан, достигших 18 лет, в руководящие органы указанных движений. То есть, учредителями любого общественного движения вправе выступать только полностью дееспособные граждане.

 Основы заложены в ст.20 Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1984 год), документ рекомендательного характера, но он стал стандартом прав человека для большинства стран: 1.каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2.никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию. Право на объединение провозглашается в Конституции РФ ст.30, в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека

Право на свободу ассоциации детей: ст. 15 Конвенции ООН о правах ребёнка (ратифицирована в СССР в 1990 г.): государства-участники признают право ребёнка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

В России деятельность общественных объединений регламентируется:

- Конституцией РФ (ст.13 ч.4, ст.13 ч.5, ст.19 ч.2, ст.30);

- гражданским кодексом РФ (Ч.1, ст.117);

- ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- ФЗ «Об общественных объединениях»;

- ФЗ «Об образовании» (Ст.32).

Основным правовым актом, непосредственно регулирующим деятельность в сфере взаимодействия органов государственной власти и МДОО является ФЗ «О государственной поддержке МДОО» (28.06.1995 №98-ФЗ). Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки МДОО РФ на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяемых на эти цели. Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» (сентябрь 1992 года) определяется, что государственная молодёжная политика направлена, в частности, на развитие молодёжных объединений, движений, инициатив  и констатировалось, что она проводится  в отношении молодёжных объединений и осуществляется с государственными органами и с должностными лицами, молодёжными объединениями, их ассоциациями и молодыми гражданами. Согласно Постановлению Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ» от 3 июня 1993 года №5090-1, одним из направлений государственной молодёжной политики в РФ названа «поддержка деятельности МДОО».  

Исторические предпосылки создания движения, предтечи и предшественники, современное развитие: движение педагогических отрядов; скаутское движение; движение милосердия; движение студенческих отрядов и др. из действующих движений на территории Российской Федерации (одно по выбору).

В конце 19 века подростки и лица раннего юношеского возраста (отроки) выделяются в отдельную социальную группу с собственными интересами. Ее особенность – маргинальность и радикальность. Это делает молодёжь благодатным материалом для разного рода экстремистских идей, идеологии «ультра». Маргинальный человек – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур  испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, традиций и т.п. для возникновения общественных молодёжных объединений кроме ситуации удлинения периода отрочества нужен еще ряд условий.

1). Наличие организаторов старшего возраста (взрослых) или хотя бы поддержки из среды взрослых. Только в этом случае организация оказывается жизнеспособной, даже если первоначально она возникает в молодёжной среде спонтанно. Главная функция взрослого – привнести в деятельность организации жизненный опыт. Взрослый становится представителем общества в молодёжной организации, связующим звеном: в направлении «общество - организация»; освоение жизненного опыта, выработанных в обществе идей, моделей организованного взаимодействия; в направлении «организация - общество» - транслирование идеи организации, представительство ее интересов, влияние на изменение жизненного опыта. Роль взрослых в молодёжных и детских организациях изучена слабо.

2). Уже опыт самых первых МДОО показал: как правило, люди объединяются на основе идеи, организация возникает на основе некоей идеологии. Идеология – система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы отдельных социальных групп.

3). Наличие привлекательной для молодёжи деятельности. Необходимость изучать предпочтения и интересы молодёжи.

Первые молодёжные организации возникли в городской буржуазной среде, где удлинение периода отрочества было наиболее выраженным. «Соколы» (Чехия, 1887 год) – гимнастический клуб. Мирослав Тырш, доктор философии и эстетики, задумал движение как всемирный союз молодых славян, основанный на постоянном совершенствовании тела и духа на пользу своего народа. В 1862 году первый спортивный клуб, соединявший спортивные тренировки и идеологию чешского национализма. 1882 год – первый сокольский слёт. С 1909 года движение «Соколов» появилось в России. Национализм (лат. племя, народ) – идеология и политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государств и высшую форму общественного единства. Национализм – гипертрофированная форма национального сознания, провозглашавшая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства. Не путать  с движением «Соколы» - социалистическим интернационалом воспитания (или Образовательный социнтерн), объединением детских и юношеских организаций социал-демократической ориентации. (С 1920-х гг., в 1947 году основан международный секретариат «Соколов»). Включает представителей около 30 стран. «Перелтные птицы» (Германия 1896 год) – путешествия с националистическим оттенком. Возникла в берлинской гимназии Штиглица. К 1913 году насчитывалось около 60 тысяч сторонников. Название заимствовано у кочующих школяров Средневековья и должно было символизировать «свободный дух» молодости, независимости от старшего поколения. Истинные «птицы» были далеки от государства и политики, видя в ней всего лишь фальшь и лицемерие, противопоставляли этому близость к природе. Проводили слёты, основывали коммуны, где приучались к сельскому труду. Плюс всегерманский националистический романтизм, изучение традиций. Культ красоты и молодости. «Новое рождение новой нации». Ультраправый оттенок. «Перелётные птицы» отметились в истории ДМОО еще тем ,что именно в их время педагоги-реформаторы ввели в обиход понятие «молодёжная культура» в противовес «культуре взрослых», то есть прежде всего семье и школе – система подчинения молодёжи взрослым. Таким образом подчеркивалась важность молодости как самостоятельного этапа человеческой жизни, а не «сырья» для взрослости. В наше время существуют наследники «Соколов» и «Перелётных птиц». В Чехии, Словакии и Польше действуют сокольские союзы.

Организация «Wandervogel» поныне существует в Германии..

Опыт первых организаций во многом воспринял скаутинг – одна из наиболее успешных методик социализации подрастающего поколения, включающая в себя целый ряд социальных технологий работы с молодёжью, прежде всего – младшего возраста.

Выделим общие черты первых молодёжных организаций Европы: в основе деятельности – физическая активность; наличие «романтической составляющей» - идея объединения славян у «Соколов», отголоски Средневековья и близость к природе у «Перелётных птиц».

 Скаутское движение.

В Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения (ВОСД) ясно обозначено, что Скаутское Движение - это «воспитательное Движение».

Воспитание в широком смысле - это процесс, длящийся всю жизнь, который делает возможным  всеобъемлющее и непрерывное развитие способностей человека как личности и как члена  общества. В отличие от общепринятого понимания, воспитание - это гораздо больше, чем  формальное образование (которое дается, например, в школе) как по своим масштабам, так и по продолжительности.

Воспитание -  процесс, длящийся всю жизнь. Развитие личности не завершается в период «формирования» (детство и подростковый возраст). Оно продолжается на протяжении всей жизни. Как и у любого «процесса», здесь есть свои взлеты и падения: то есть периоды большей активности, интенсивности, значимости. И этот процесс необходимо поддерживать.
 Цель воспитания - способствовать полному развитию автономной, готовой помочь другим, ответственной и идейной личности:

Автономность: Способность самостоятельно принимать решения и управлять своей жизнью.

Готовность помочь другим: Активная забота о людях и внимательное отношение к окружающим.

Ответственность: Способность осознавать последствия своих решений, выполнять взятые обязательства и
заканчивать начатое дело.

Идейность: Стремление жить в соответствии со своими ценностями и придерживаться демократических идеалов.

Развитие человека как личности. Развитие способностей личности во всех сферах:
физической, умственной, эмоциональной, общественной и духовной.
Развитие человека как члена общества. Развитие понимания других и соучастия, воспитание чувства принадлежности к обществу и осознания себя как части его истории и эволюции.

СКАУТСКАЯ ФОРМА - символ принадлежности молодых людей и взрослых к скаутскому движению.

Скаутская форма была разработана Баден Пауэллом и впервые использована в 1907 г. в экспериментальном скаутском лагере для мальчиков на острове Броунси в Великобритании.

Баден Пауэлл считал, что скаутская форма выполняет несколько задач:

воплощает идеи и ценности Скаутинга;

сообщает их окружающим;

дисциплинирует скаутов и поднимает их дух;

позволяет детям, молодым людям и взрослым ощутить подлинное равенство и единство во Всемирной скаутской семье.

Ношение скаутской формы - один из способов удовлетворения потребности молодых людей в признании их достижений, поскольку знаки отличия, которые носят скауты на своей форме, демонстрируют их статус в организации и успехи в освоении скаутских специальностей.

Сущностные характеристики.

Первый вариант скаутской формы создал БП, используя элементы современной ему британской армейской формы. В первые годы существования Скаутинга она была единой для всех: широкополая шляпа, рубашка, брюки (чаще шорты) цвета хаки, шейный платок, галстук, гетры и туристские ботинки. БП сделал форму простой, гигиеничной и привлекательной для скаутов, принадлежавших к разным социальным слоям, национальностям, расам и религиям.

Скаутский галстук - обязательный элемент формы скаутов всего мира - представляет собой шейный платок.

Скаутские галстуки могут быть разных цветов, в том числе цвета национального флага, на них может быть нанесена символика страны, национальной скаутской организации, местной скаутской группы или патруля.

Скаутский галстук также может использоваться скаутом в различных экстремальных ситуациях в качестве подручного средства.

Скаутские знаки отличия (нашивки, значки) свидетельствуют о принадлежности к скаутской организации, статусе в ней, возрастной секции, об определенных разрядах в скаутских специальностях.

Первые скаутские знаки отличия разработал Баден Пауэлл. В настоящее время знаки отличия, порядок их присвоения и ношения устанавливаются каждой национальной скаутской организацией.

Обязательный для всех скаутов знак отличия - нашивка с эмблемой их скаутской организации, которая обычно носится на рукаве форменной рубашки. О.В.Решетников.

СКАУТСКИЙ ЗАКОН - нравственная норма, обязательная для выполнения, кодекс жизни скаута, скаутской группы и Движения в целом.

. Законы сформулированы Баден Пауэллом:

  1.  Чести скаута следует доверять.
  2.  Скаут верен.
  3.  Долг скаута - быть полезным и помогать другим.
  4.  Скаут - друг всем и брат любому другому скауту.
  5.  Скаут вежлив.
  6.  Скаут - друг животных.
  7.  Скаут беспрекословно подчиняется приказам своих родителей, руководителя патруля или скаутмастера.
  8.  Скаут улыбается и насвистывает при всех трудностях.
  9.  Скаут бережлив.

10. Скаут чист в мыслях, словах и делах»

СКАУТСКИЙ ЛАГЕРЬ - пространство, организованное для жизни скаутов в природных условиях. Воспитательное мероприятие скаутов на открытом воздухе в контакте с природой. Скаутский лагерь был впервые организован в 1907 г. на острове Броунси (Великобритания) Баден Пауэллом.

Цель скаутского лагеря - создание условий, наиболее благоприятных для:

- применения Скаутского метода в единстве всех его элементов;

  1.  стимулирования целостного развития детей и молодых людей;
  2.  осознания ребенком и молодым человеком полной ответственности за свою жизнь и жизнь других людей.

Скаутские лагеря проводятся всеми скаутскими организациями, местными скаутскими группами и патрулями с учетом особенностей программы прогрессивного развития, скаутской группы и местных условий.

Виды скаутских лагерей.

По продолжительности:

краткосрочный (длится 2-3 дня, организуется, как правило, в выходные и праздничные дни); традиционный (длится в среднем 10-14 дней); долговременный (длится более двух недель).

По времени проведения: летний; зимний; межсезонный.

По месту проведения/лесной; горный и т.д.

По особенностям программы: походный; стационарный; водный; альпинистский и т.д.

По составу участников: каб-скауте кий; скаутский; для рокеров; для мальчиков/девочек; смешанный.

По численности участников: патрульный; местной скаутской группы; джамбори.

Особым видом скаутского лагеря является семейный лагерь. Для Скаутинга традиционно важны семейные ценности. Программа скаутского лагеря составляется в соответствии с программой прогрессивного развития личности, принятой национальной скаутской организацией и местной скаутской группой. В программе лагеря можно выделить: утреннюю и вечернюю церемонии (построение скаутов, подъем и спуск флага, религиозные обряды, признание успехов детей и молодых людей и т.д), занятия по специальностям в течение дня, которые проводят инструкторы, скаутские игры, вечерний костер со скаут-мастером.

В скаутском лагере взрослые лидеры приобретают практический опыт ответственного руководства. В отдельных случаях в скаутском лагере может быть проведен специальный тренинг взрослых лидеров.

Пионеринг, обустройство лагеря.

Кроме палаток, в лагере необходимо обустроить кухню (кухни), места для приема пищи, туалеты, места для умывания, а также патрульные места, ворота, место проведения утренних и вечерних церемоний и т.д. Все эти сооружения, или «скаутские патенты», изготавливаются самими скаутами из подручных природных материалов с помощью веревок. Инженерно-техническое обустройство скаутского лагеря называется пионерингом (происходит от английского «pioneer» - первопроходец, который по пути вынужден был обустраивать свою жизнь подобным образом).

СКАУТСКИЙ МЕТОД - это система развивающего самообразования, направленная на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надежности и способности как к сотрудничеству, так и к руководству. При этом система развивающего самообразования включает в себя следующие компоненты: скаутские обещания и законы; учеба через практику; членство в малых группах; принятие ответственности; стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников, реализуемые преимущественно в прямом контакте с природой. Ю.В.Кудряшов.

СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - состоящее из участников и не имеющее членства добровольное неполитическое общественное объединение, преследующее воспитательные, социальные и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками, вне зависимости от их происхождения, расовой принадлежности или вероисповедания, в соответствии с определенными принципами и специфической методикой.

Скаутское движение основано на следующих принципах:

долг перед Богом - приверженность духовным принципам, верность религии, принятие вытекающих из этого обязанностей;

долг перед другими - верность своей стране, взаимопонимание и сотрудничество на местном, национальном и международном уровнях, активное участие в социальной жизни, признание и уважение достоинства соотечественников и целостности природного мира;

долг но отношению к себе - то есть ответственность за собственное развитие.

30 АПРЕЛЯ 1909 ГОДА СЧИТАЕТСЯ ДНЕМ РОЖДЕНИЯ РУССКОГО СКАУТИНГА. 

Сегодня в России действует более 427 тысяч молодёжных и детских общественных организаций (международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных).

«Молодая Гвардия» молодёжное крыло партии Единая Россия. Организация поддерживает идеи Всероссийской политической партии «Единая Россия». Организация занимается решением следующих задач: распространяет идеи гражданского общества, повышает уровень правосознания населения, содействует защите прав и свобод граждан; повышает уровень политико-правовой культуры молодёжи; осуществляет сотрудничество с государственными и негосударственными структурами в деле реализации уставных целей и задач; организует и проводит съезды, конференции, совещания, семинары, симпозиумы, выставки, конкурсы, конференции, фестивали, концерты и иные мероприятия; содействует улучшению социального положения молодёжи и реализации ее прав; реализует программы и инициативы, направленные на оказание помощи физическим и юридическим лицам в области экономики, прав, образования, науки и культуры «Союз коммунистической молодёжи РФ». Целями СКМ РФ являются: содействие построению социализма (общества социальной справедливости, социального согласия и гражданского мира) и углублению интеграционных процессов; воспитание молодёжи на основе принципов патриотизма и коммунистического мировоззрения; защита прав и интересов российской молодёжи.

Движение «Наши» - молодёжное демократическое антифашистское движение, которое декларирует поддержку политического курса исполнительной власти РФ. Движение было создано в 2004 году после того, как ряд региональных молодёжных организаций выступали с инициативой по созданию антифашистского политического движения. С самого начала основной целью движения «Наши» стала борьба с противоестественным союзом олигархов и либералов, стремящихся к отказу от суверенитета и независимости России по отработанному в Грузии и Украине сценарию «оранжевой революции»; содействие превращению России в глобального лидера в 21 веке и проведение в России «кадровой революции» для прихода во власть  нового поколения управленцев, поскольку управляющее страной с 1980-х гг. поколение утратило веру в Россию и ее перспективы. Кроме того, основной задачей движения стало противостояние национализму и ксенофобии в России, а также борьба с контрпродуктивными организациями фашистского и националистического толка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2242. Микропроцессорные средства и системы автоматизации и управления 1.32 MB
  Целью курсовой работы по курсу Микропроцессорные средства и системы автоматизации и управления является закрепление знаний по основным разделам курса, приобретение навыков и развития способности студентов в разработки схем управления объектом на базе микропроцессоров.
2243. Расчет электромагнита постоянного тока 1.13 MB
  В данной курсовой работе нам следует проанализировать, насколько эффективно используется сталь электромагнита, сделать соответствующие выводы и предложения по рациональному использованию магнита.
2244. Інженерний аналіз характеристик надійності машин та обладнання 1.04 MB
  Коротка характеристика і умови роботи агрегату (вузла) в цілому та основних видів сполучень. Характеристика конструктивно-технологічних особливостей зміцнювальної (відновлювальної) деталі. Аналіз причин, обґрунтування, визначення та описання провідного виду зношення сполученої поверхні деталі. Визначення статистичних характеристик повного ресурсу сполучення за вихідною масовою інформацією.
2245. Основы религиоведения 1.52 MB
  Религия как общественное явление. Происхождение религии и ее ранние формы. Социальное учение мировых религий. Государственно-церковные отношения. Эволюция религии в современном мире.
2246. Проектирование подстанции 1.29 MB
  Выбор аппаратуры и токоведущих частей подстанции. Расчет максимальных рабочих токов основных присоединений подстанции. Выбор и проверка аппаратуры и токоведущих частей. Расчетная схема подстанции. Проверка токоведущих частей, изоляторов и аппаратуры по результатам расчёта токов к.з.
2247. Расчет симметричных и несимметричных коротких замыканий в электроэнергетической системе 695.23 KB
  Расчет реактивных сопротивлений в именованных единицах приближенным методом. Расчет реактивных сопротивлений в относительных единицах точным методом. Построение векторных диаграмм токов и напряжений. Расчет симметричных КЗ в точке K4. Построение векторных диаграмм токов и напряжений
2248. Эффективность разработки электронного изделия 530.79 KB
  Определение затрат на материалы и комплектующие изделия. Определение основных показателей технологичности. Технико-экономические расчёты по определению ресурсов. Разработка сетевого графика технической подготовки производства нового изделия. Определение технико-экономических показателей производства.
2249. Разработка организационной структуры управления объектом сферы услуг, как целеустремленной системой на примере блинной Солнцепек 143.39 KB
  Теоретические основы методологии системного анализа. Системный анализ и моделирование объекта исследования. Предложения по совершенствованию устойчивости функционирования системы.
2250. Проектирование понизительной подстанции электроснабжения электрифицированной железной дороги. 1.13 MB
  Распределительное устройство 110 кВ промежуточной транзитной подстанции. Составление расчетной схемы и схемы замещения. Расчёт токов короткого замыкания. Выбор основного оборудования и токоведущих элементов подстанции. Выбор устройств защиты от перенапряжения.