18736

Организация социологических исследований проблем молодежи

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Организация социологических исследований проблем молодежи. Стратегия эмпирического исследования молодежных проблем. Специфика использования инструментария эмпирического исследования при обращении к молодежной проблематике. Проблемы молодежи способы их выявления...

Русский

2013-07-08

23.71 KB

67 чел.

Организация социологических исследований проблем молодежи.

Стратегия эмпирического исследования молодежных проблем. Специфика использования инструментария эмпирического исследования при обращении к молодежной проблематике. Проблемы молодежи, способы их выявления. Опрос, анкетирование, интервью, выборка и вариабельность (понятие, примеры), оценка и интерпретация результатов, анализ, выводы и рекомендации.

Современная молодёжь ежедневно сталкивается с массой проблем. Чтобы узнать, с какими проблемами, и в какой степени, необходимо исследовать эту область, в связи с этим прибегают к эмпирическим исследованиям. Эмпирические исследования необходимы для получения новой информации о чём-либо. Эмпирическое социальное исследование – это научная последовательность действий, которая называется эмпирической (практической), когда исследуются социальные факты опытным путём. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и  объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным (постоянным) изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются самые разнообразные методы: наблюдение, опрос, эксперимент и прочие.

Социологическое исследование – это совокупность научных мероприятий по сбору эмпирической информации, которая проводится в точном соответствии с планом и процедурой и направлена на разрешение актуальной социальной проблемы.

В социологии выделяют следующие виды социологических исследований:

  1.  Теоретические исследования;
  2.  Эмпирические исследования (носят прикладной характер);
  3.  Теоретико-эмпирические исследования.

Существуют и другие способы деления социологических исследований:

  1.  Аналитические исследования;
  2.  Описательные исследования;
  3.  Разовые, пробные исследования;
  4.  Исследования смешанного типа и т.д.

По масштабу проблемы исследования могут быть:

  1.  Общероссийские;
  2.  Локальные;
  3.  Глобальные.

По частоте проведения исследования бывают:

  1.  Повторные;
  2.  Безповторные.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить четыре основных этапа:

  1.  Теоретический этап –  включает в себя разработку программы исследования;
  2.  Полевой этап – сбор эмпирической информации;
  3.  Статистическая и корреляционная обработка первичной эмпирической информации;
  4.  Анализ информации, написание отчёта.

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Нужно установить реальное наличие данной проблемы – есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему, есть ли учёт и статистика по этому показателю, достоверны ли эти данные. Таким образом, в начале исследования следует чётко сформулировать проблему исследования и описать социальную ситуацию, сложившуюся сегодня по данной проблеме.

Эмпирическое исследование начинается с разработки его теоретико-методологических основ. Программа исследования состоит из двух разделов: методологического и процедурного.

1).Методологический раздел:

Теоретический раздел программы состоит из:

  1.  Описание социальной ситуации;
  2.  Формулировка социальной проблемы;
  3.  Формулировка социального противоречия;
  4.  Формулировка темы исследования;
  5.  Формулировка цели исследования; (цель – общая направленность исследования, по ней определяется вид исследования).
  6.  Формулировка объекта изучения;
  7.  Формулировка предмета исследования (предмет – та сторона объекта, которую мы подвергаем непосредственному изучению в рамках данного исследования).
  8.  Формулировка задач исследования (задача – конкретизация цели, конкретно указывает объём и порядок действий). Задачи бывают: основные (вытекают из цели исследования) и дополнительные (связаны с целью побочно).

Структурологический анализ предмета исследования может быть сделан в разной форме, суть его сводится к тому, что предмет исследования разбивается на составные части, из них выделяется самое главное в соответствии с поставленными задачами, которые и будут подвержены эмпирической проверке. Чаще всего этот анализ изображается графически с использованием стрелок. Структурологический анализ – это общая схема исследования.

Интерпретация понятий может быть двух видов: теоретическая интерпретация понятий и эмпирическая интерпретация понятий (операционализация).

Теоретическая интерпретация понятий – это работа по теоретическому определению основных терминов и категорий.

Эмпирическая интерпретация – кроме определения каждого понятия перед социологом стоит проблема его замера, она сводится к поиску эмпирических индикаторов для каждого понятия. Это делается для возможности замера социальных явлений и для сравнения различных групп.

Выдвижение гипотез – это заключительная часть теоретической подготовки   эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования – это научно обоснованное предложение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Существует два вида гипотез: 1. Основная гипотеза – формируется одна и представляет результат всего исследования; 2. Выводные гипотезы (гипотезы-следствия) – формируется несколько, они представляют результат отдельных частей схемы структурологического анализа или характер взаимодействия между его отдельными частями. В результате исследования выводные гипотезы, а основная гипотеза доказывается логически как сумма проверки выводных гипотез.

2). Процедурный раздел:

Процедурный раздел состоит из трёх элементов:

  1.  Организационный или рабочий план исследования – отражает сетевой график работ, финансовое распределение, распределение обязанностей внутри социологической группы.
  2.  Проблема выборки. Социологические исследования с точки зрения выборки делятся на сплошные и выборочные. Сплошные исследования проводятся редко и очень долго, их суть заключается в том, что под изучение попадают все респонденты, имеющие отношения к данной проблеме. Выборочные исследования основываются на том, что изучению подвергают часть респондентов, но выводы распространяются на всю группу. В каждом исследовании проблема выборки решается заново. Генеральная совокупность  - это совокупность всех единиц наблюдения, имеющих отношение к данной проблеме. Выборочная совокупность – это часть генеральной совокупности, восполняющая её основные характеристики и подвергаемая изучению в этом исследовании. Проблема выборки сводится к решению следующих задач:

1.обозначение границ генеральной совокупности, по возможности изучение её структурных характеристик (бомжи, наркоманы и т.д.);

2.определение объёма выборки (объём выборки – это количество едениц наблюдения включённых в выборочную совокупность).

3.проблема техники выборки – способ, которым мы будем отбирать людей в выборочную совокупность. Техника диктует применение определённого вида выборки.

В социологическом исследовании к выборке предъявляются следующие требования:

  1.  Репрезентативность выборки – обозначает, что выборочная совокупность должна быть копией или моделью генеральной совокупности; по нескольким критериям, признакам: пол, возраст, семейное положение и т.д.
  2.  Демократичность выборки – это равная вероятность попадания каждой единицы генеральной совокупности в выборочную совокупность.
  3.  Случайность выборки – обеспечение такой её процедуры, чтобы отсечь все закономерные тенденции, могущие повлиять на точность результата.

Существуют различные виды выборки: пропорциональная, простая механическая выборка, метод снежного кома, многоступенчатая выборка, квотная выборка и т.д.

В целом, в социологии нельзя назвать плохие или хорошие методы сбора информации, есть методы, которые либо подходят, либо не подходят для изучения определённой тематики.

  1.  Метод изучения (анализа) документов – в какой-то степени является универсальным методом. Документом в социологии считается информация, зафиксированная любым способом. Виды документов:

- по способу фиксации информации (письменные, иконографические, аудиодокументы, смешанные документы…);

- официальные и неофициальные документы;

- спровоцированные (заставляют составлять документ) и неспровоцированные (добровольно);

-первичные и вторичные документы.

В социологии существует два способа анализа документов: неформализованный (традиционный, «понимающее восприятие текста») и формализованный (контент-анализ).

  1.  Метод наблюдения – применяется во многих естественных  гуманитарных науках. Метод является довольно противоречивым, так как с одной стороны он объективен ведь наблюдается реальное поведение людей, а с другой стороны информация может быть необъективной, потому что люди могут менять своё поведение. К недостаткам метода можно отнести долговременность и высокую стоимость сбора информации. Виды наблюдения: - включенное (исследователь находится внутри группы) и не включённое (испытуемые знают, что за ними наблюдают); - спровоцированное (ситуация создана специально) и не спровоцированное (ожидание нужной ситуации); - полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в специально подготовленных условиях).
  2.  Социальный опрос – является наиболее популярным, широко распространённым методом. Его суть заключается в том, что исследователь задаёт респондентам вопросы в устной или письменной форме и получает ответы. Это быстрый и недорогой метод, для опроса не существует запретных тем, с помощью опроса мы можем выяснить мотивы, планы, ценности и ориентации молодёжи, однако опрос не так уж легко организовать, очень сложно заставить респондентов отвечать честно на вопросы, даже если опрос анонимный. Существует два вида социологического опроса: 1. Анкетирование – письменный опрос; 2. Интервью – устный опрос.

Анкетирование – письменный опрос посредством опросника, который состоит из трёх частей (вводная часть, основная часть и паспортичка). Виды анкетирования: телефонный опрос, почтовый, групповой или индивидуальный, онлайн опрос. Важно чтобы респонденты не пропускали вопросов, так как это может нарушить выборку.

Интервью – устный опрос, который позволяет наиболее полно соблюсти выборку, этот метод позволяет собрать наиболее полную информацию и наиболее экономично провести исследование, однако это довольно долгий и дорогой метод, нарушающий анонимность.

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Прежде чем начать статистическую обработку заполненных анкет, нужно подготовить их к этому, а именно проверить анкеты на полноту и качество заполнения. Если после этого выборка нарушится надо провести доопрос респондентов, после чего начать статистическую обработку анкет вручную или на компьютере, подсчитать по каждому вопросу, сколько респондентов выбрали тот или иной ответ, сначала результат представить в абсолютных цифрах, затем в %. После этого осуществляется корреляционная обработка анкет на компьютере или вручную, сводим в одну таблиц результаты ответов на 2-3 вопроса. В итоге из двух этапов обработки мы получаем большое количество статистических и корреляционных таблиц. Из них для анализа и отчёта мы выбираем самые яркие связи и закономерности, те, которые помогут нам проверить выдвинутые гипотезы.

Вариабельность – изменчивость, способность существовать в разных состояниях (вариативность, вариант).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40858. Недавнее прошедшее время. Passé immédiat 124.5 KB
  ls viennent de commencer ce travail. 2. Je viens de prendre une douche. 3. Nous venons de nous lever. 4. Tu viens de sonner à la porte. 5. Elle vient d’ avoir ce poste. 6. Vous venons de nous préparer à cet examen.
40859. Безличные обороты (il + глагол) во французском языке 103 KB
  C’est clme et gréble. lors ton nouveu logement n’ ps de défuts Notre cuisine n’est ps très clire. En revnche elle est ssez grnde. Trduisez les questions en frnзis et rйpondezy задайте следующие вопросы пофранцузски и ответьте на них: 1.
40860. Текст и упражнения на французском языке 88.5 KB
  Traduisez les questions en franзais et rйpondez-y (задайте следующие вопросы по-французски и ответьте на них): У вас есть дача? Какая она? Вы часто туда ездите? Вы любите ездить за город осенью? Когда вы предпочитаете ездить за город? Почему?
40861. Passé Composé глаголов III группы 89 KB
  Passé composé глаголов III группы образуется так же, как I и II групп: avoir + participe passé. Отличие лишь в том, что participe passé глаголов III группы различны, и их следует заучивать.vezvous bien ppris cette leçon vezvous déjà vu cette comédie musnte Elle n’ ps voulu fixer le rendezvous à dix heures. Je voir un rendezvous hier.
40862. Вопросительное предложение. Сложная инверсия 97 KB
  Mes félicittions Qui est son fincé Il s’ppelle Georges il est cndien. Mis t soeur ne prle ps nglis Comment fontils pour se comprendre Ils n’ont ps de problèmes : Georges est de Montrél c’est une ville frncophone. Quelle est s profession Il est journliste. Il est rrivé à Nice en voyge d’ffires.
40863. Упражнения на французском языке 74.5 KB
  vez vous ml à l tête Oui prce que je n’i ps dormi toute l nuit. vezvous pris l tempérture Oui hier soir j’i eu 38 ce mtin j’i 37. quelle lngue vezvous rédigé votre crte . Où vezvous cheté ce livre .
40864. Французский язык. Глагол voir (III группа) 102.5 KB
  Lisez à hute voix et trduisez : Voici l neige blnche Elle tombe sur m mnche Elle tombe sur mon cou Elle tombe un peu prtout Et puis toute l nuit Elle tombe sns bruit Jnvier Jnvier pour dire à l'nnée bonjour Février pour dire à l neige il fut fondre Mrs pour dire à l'oiseu migrteur reviens vril pour dire à l fleur ouvretoi Mi pour dire ouvriers nos mis Juin pour dire à l mer emporte nous très loin Juillet pour dire u soleil c'est t sison oût pour dire l'homme est heureux d' être homme Septembre pour dire u blé chngetoi en or...
40865. Местоимения-косвенные дополнения. Pronoms me, te, lui, nous, vous, leur 118.5 KB
  Lisez à hute voix les dilogues : quelle heure vous êtesvous levé hier 7 heures.7 Etesvous resté longtemps dns l slle de bins Non j'i vite fit m toilette je me suis vite hbillé. quelle heure êtesvous sorti de l mison Je suis sorti à 8 heures moins le qurt et je suis llé à mon bureu. I группа: prler → nous PRLons je prlis tu prlis il prlit nous prlions vous prliez ils prlient II группа: finir → nous FINISSons je finissis tu finissis il finissit nous finissions vous finissiez ils finissient III группа: ller → LL j’llis tu...
40866. Passé Composé и Imparfait 96.5 KB
  C'est Philippe. Les copins m'ont dit que c'est super. C’est un mélnge de film d’horreur et de suspense quelle heure est l sénce 14 h. Trduisez les questions et répondezy: 1.