18737

Технологический подход в системе воспитания молодёжи

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Технологический подход в системе воспитания молодёжи. Основы понятий технология воспитательная технология. Классификация воспитательных технологий. Сравнительный анализ воспитательных технологий педагогов Макаренко А.С. Иванова И.П. Сухомлинского В.А. Классифика...

Русский

2013-07-08

30.31 KB

56 чел.

Технологический подход в системе воспитания молодёжи.

Основы понятий технология, воспитательная технология. Классификация воспитательных технологий. Сравнительный анализ воспитательных технологий педагогов Макаренко А.С., Иванова И.П., Сухомлинского В.А.

Классификация воспитательных технологий. Технология – это способ реализации конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур, которые выполняются однозначно. Воспитание  - целенаправленный процесс передачи человеку обучающей системой (природа, родители) необходимых для его же программ (знаний, умений). Воспитательная технология – это одно из средств воспитания, деятельность людей. Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит из последовательности, из системы педагогических приёмов и техник. Существуют следующие концепции (виды) технологий воспитания:

  1.  Концепция гуманистического воспитания (Сухомлинский, Амонашвили. Цель концепции – воспитание умного, честного, доброго человека);
  2.  Концепция воспитания практичной социализированной личности, способной решить реальные жизненные проблемы (Богдаревская);
  3.  Концепция всестороннего развития личности (Коротов, Малькова);
  4.  Концепция воспитания свободной личности (Шацкий, Леонтьева);
  5.  Концепция использования коллектива как воспитательного средства (Макаренко, Иванов);
  6.  Концепция воспитания детей в общественных организациях (Рожков);
  7.  Концепция сотрудничества (в коллективе);
  8.  Концепция направленности на индивидуальное воспитание;
  9.  Концепция формирования образа жизни достойного человека (Щуракова);
  10.   Концепция педагогической поддержки (Газман);
  11.   Концепция самовоспитания, самостроительства, саморазвития личности (Севелко).

 Классификация видов воспитания может проводиться по нескольким принципам. Наиболее обобщенная классификация по содержательному основанию разделяет воспитание на умственное, нравственное, физическое и трудовое. Более подробная классификация этого типа может включать в себя такие виды воспитания, как разные типы патриотического воспитания, интернациональное, правовое, экологическое, экономическое, гражданское и другие виды. Другим типом является классификация по институциональному принципу, когда воспитание разделяется на семейное, школьное, внешкольное, религиозное, воспитание в детских и юношеских организациях дополнительного образования (таких, как кружки по интересам, спортивные секции) и т.д.

Сравнительный анализ воспитательных технологий педагогов Макаренко А.С., Иванова И.П., Сухомлинского В.А.

Антон Семенович МАКАРЕНКО Технология жёсткого коллективного воспитания.

. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана” и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы. Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Важнейшим “механизмом”, педагогическим средством является “параллельное воздействие”— одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника. Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед.

А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Будущий деятель, говорил он, воспитывается прежде всего в игре.

Технология коллективно-творческого воспитания И.П. ИВАНОВА. 

Методика КТД - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела.

Задачи:     

- создание необходимых условий для развития творческих способностей детей;

- организация деятельности на пользу и радость окружающим и обсуждение ее хода и результатов таким образом, чтобы развивались все стороны личности ребенка;

- укрепление в процессе работы единого воспитательного коллектива;

- привлечение родителей и общественности к работе с детьми.

Этапы: 

  1.  Предварительная работа  воспитателей;
  2.  Коллективное планирование;
  3.  Коллективная  подготовка;
  4.  Проведение;
  5.  Коллективное подведение  итогов;
  6.  Ближайшее последствие.

Одной из наиболее важных характеристик воспитательной системы, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление. Главные принципы методики КТД таковы:

•  Воспитывать в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них.

•  Обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию способностей, характера, умений школьника.

Коллективное – задумывается, планируется, готовится, проводится, анализируется вместе воспитателями и воспитанниками, каждый – участник, а не зритель. Творческое – на каждой стадии его осуществления воспитатели и воспитанники ведут поиск новых путей решения поставленных задач; оно творческое ещё и потому, что не может совершаться по шаблону, всегда осуществляется в новом варианте. Дело – единица деятельности (коллективное), проявление заботы об улучшении жизни коллектива. Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно-политической, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской. Этапы. 1. Предварительный: Создание совета дела или временной инициативной группы, задача которого организовать дело, вовлечь в работу всех, создать, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создается только на период проведения данного дела, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей. 2. Коллективное планирование. Осуществляет совет дела. Для этого можно использовать метод мозгового штурма. Задача педагога на этом этапе - разбудить фантазию, творчество, инициативу ребят. Правила мозгового штурма. 

4. Непосредственное проведение самого дела. 5. Коллективный анализ.. 6. Последействие. Этот этап не всегда является обязательным потому, что это не самостоятельный этап, а часть разговора, обсуждение по итогам дела.

В.А.Сухомлинский технология гуманного воспитания. Во-первых,  В.А.Сухомлинский  считал,   что   правом   пользоваться   острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит  детей.  Учитель должен  быть  для  ребенка  таким  же  дорогим  человеком,  как  мать. Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания,  Сухомлинский  считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в  начальных классах  наказание  неудовлетворительной   оценкой   особо   больно   ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок  в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего  двойку,  потерял веру в себя. Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за  труд, а не наказание за лень. Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не  по  поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда  он  совершает что-то хорошее. В  присутствии  ребенка  нужно  похвалить,  поддержать  и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в  основе  которой  лежит  оценка  только  положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим  срывам,  к  появлению «трудных» подростков.  В.А.Сухомлинский  вообще  отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей  средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в  совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость,  обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности». В.А.Сухомлинский видел важную воспитательную задачу  в  том,  чтобы  постоянно  поддерживать, усугублять  желание  детей  быть  открывателями,  реализуя  и  развивая  это природное начало специальными приемами  и  методами. Приобщая детей к  миру  прекрасного, Сухомлинский  всегда  использовал  ряд психологических  моментов  и   педагогических   заповедей.   Для  Сухомлинского  культ  матери  -  это результат серьезных раздумий  о необходимости связи  поколений,  о  передаче духовной культуры. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель  ставит  перед  учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Подобное воспитание воздействует  лишь на логическую, абстрактную  систему  мышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние  физического  и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд  делает более  творческим,  более  радостным.   Поэтому   очень   важным   условием, обеспечивающим здоровую основу  развития  личности  в  коллективе  и  самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным.

Признак сравнения технологии воспитания:

Технология жёсткого коллективного воспитания А.С.Макаренко

Технология коллективно-творческого воспитания И.П.Иванова

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского

Цели

1.Формирование коллектива;

2.Главный итог воспитания -общественно направленная личность;

3.Воспитание для общего счастья;

4.Воспитание строителя коммунизма;

5.Программа воспитания личности: характер, внешнее проявление, внутренняя убеждённость, политическое воспитание, знания.

1.Воспитание человека –  творца, гуманиста, борца.

2.Формирование системы стержневых отношений (отношение к родине, труду, обществу, людям, к себе как к товарищу).

1.Воспитание нравственно-восптательного мыслителя, любящего родину и свободу.

2. Воспитание умного, честного, доброго порядочного человека.

Идеи и принципы

1.Концепция перспективных линий (воспитать человека -значит воспитать перспективу).

2.Главный инструмент воспитания -коллектив.

3.Принцип педагогической целенаправленности.

4.Включение детей в современную жизнь.

5.Принцип оптимальной веры в ребёнка.

6.Принцип доверия.

7.Принцип параллельного действия (и на личность, и на коллектив).

8.Разновозрастые отряды.

9.Соревнование и игры.

1.Воспитание – процесс развития личности по целенаправленным воздействиям других и самого человека в его собственной целенаправленной деятельности.

2.Школа – это не подготовка к жизни, а сама жизнь.

3.Идея включения детей в преобразования окружающего мира.

4.Идея соучастия детей в воспитательном процессе.

5.Коммунистический гуманизм.

6.Коллекивное творчество воспитателя и воспитанника.

7.Коллективно-деятельностный подход к воспитанию (коллективное целеполагания и организация деятельности, коллективное творчество, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизнью, общественная направленность деятельности, организация соревновательности и игры, ставка на первичный микроколлектив, закон движения коллектива, личностный подход одобрения детей).

Воспитание гуманистических отношений, чувства красоты, человечности, сострадания, уважения к родителям. «Учись учиться и достигать цели». В воспитании нет второстепенного и главного; воспитание – это человековедение, постоянное духовное общение воспитателей и ученика, воспитание человека в человеке, поощрение творчества, самостоятельности, отсутствие жёсткого регламента, принцип гармонии, единство семьи и школы.

Личность

Гуманистический подход к личности, энергия доброты, защищенность. Справедливость – наказание должно быть законным. Оно необходимо.

Единство трёх сторон (познавательно-мировозренческая, эмоционально-волевая, действенно-практическая).

  1.  Демократизация отношений (отсутствие принуждений, отрицание авторитаризма;
  2.  Забота о близких и далёких людях;
  3.  Предоставление ребёнку возможности индивидуального самовыражения;
  4.  Удовлетворение потребности личности в самореализации;
  5.  Применение диагностики самоанализа, рефлексии.

Этапы развития личности: заинтересованность, интерес, увлечённость коллективной жизнью, удовлетворенность от самореализации, стремление к высшим целям, самосовершенствование.

Личность – это центр воспитательной системы; величайшая ценность; высшая цель воспитания; индивидуальный подход к ребёнку.

Коллектив

Интересы коллектива, государства были абсолютны, права личности – относительны.

Воспитанный коллектив: 1.единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором развиваются отношения общей творческой заботы об окружающей жизни;

2.средство всестороннего развития личности;

3.главная сфера жизнедеятельности, сфера обитания, общения;

4.развитие коллектива имеет этапный характер;

5.основная ставка на микроколлекив.

Коллектив высокого уровня: 1.цели должны быть трудные, высокие, общественно-значимые;2.деятельность – социальное творчество;3.отношения должны быть гуманными, творческими, коммунистическими.

1.Коллектив - это содружество единомышленников, в которое каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни, и из которого каждый что-то берёт для полноты своей духовной жизни.

2. На первом месте нравственный смысл деятельности коллектива;

3.Не первичный, последующие коллективы играют решающую роль в развитии личности.

Деятельность

Трудовая деятельность. Игра. Обязательное взаимодействие старших и младших. Самоуправление, клубная деятельность, традиции.

Ведущая деятельность – игра с общественно-полезной направленностью, должна носить созидательный характер, она должна быть интересна детям.

Основная деятельность – учёба, клубная деятельность, самовоспитание, воспитание сказкой, познание сельскохозяйственного труда, забота о живом, от мира вещей к обществу, педагогическое просвещение родителей.

Организация процесса воспитания

1.Коллектив – цель и объект воздействия руководителя. Требования к себе меньше, чем требования к другим.

2.Коллектив – школа социального опыта и воспитания. Требования к себе = требованиям к другим.

3.Колектив – инструмент воспитания и среда развития каждой личности. Требования к себе больше, чем требования к другим.

1.Психологический цикл;

2.Содержательный цикл;

3.Педагогический цикл.

Методика КТД: коллективный поиск планирования и творческой реализации поставленной цели.

Коллективное, так как межличностное общение воспитателей и воспитанников; Творческое, так как его нужно делать не по шаблону, а по-новому;

Дело, так как результат – общая польза и радость.

КТД бывают: трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно-политические, организаторские). КТД состоит из: 1.сами находим цель (предварительная работа коллектива); 2.сами планируем (метод мозгового штурма); 3.сами готовим; 4.сами проводим; 5.сами анализируем.

Организация постоянного и непрерывного духовного общения.

Отношения

Единство педагогического и ребячьих коллективов.

Атмосфера доброты, внимания друг к другу, коллективизм, состязательность, слияние делового и человеческого характера в воспитательских отношениях.

Отношения учебные, дружеские.

Позиция педагога

Педагог авторитарен. Уважение, требовательность, старший товарищ.

Педагог демократичен. Вместе и впереди, старший товарищ, с учениками к предмету, а не с предметом к ученику.

Гуманизм, любовь к детям, вера в ребёнка, поиск лучших черт ребёнка, радость от общения с ребёнком, сопереживание, отрицание наказания.

Позиция коллектива

Общественное мнение, дисциплина, обеспечение гласности, защита личности.

Коллективное-творческое дело.

Радость для детей в труде и успех в учении, возвратить детство тем, кто лишён его. Радость для учителей в общении с детьми. Законы воспитания:1.закон радости; 2.красоты; 3.доброты; 4.трудолюбия; 5.дружбы; 6.уважение; 7.чистоты; 8.вежливости; 9.ответственности

Позиция ученика

Подчинение коллективной дисциплине, требовательность к себе, ответственность перед коллективом.

Самостоятельное улучшения жизни, совместное освоение нового, право выбора, альтруистическая направленность, абсолютная бескорыстность.  

Товарищеская взаимопомощь, эмоционально-мотивированное потребление.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44900. Представления. Отличие представления от базовых переменных отношения 28.5 KB
  Представления. Отличие представления от базовых переменных отношения. CRETE TBLE ЕМР Однако реляционные системы обычно поддерживают еще один вид именованных переменных отношений называемых представлениями В любой конкретный момент их значение является производным отношением и поэтому упрощенно можно считать что представление это производная переменнаяотношение. Значение данного представления в данное время является результатом вычисления определенного реляционного выражения в данный момент а упомянутое реляционное выражение...
44903. The USA. Соединенные Штаты Америки 16.29 KB
  The United States of America is the fourth largest country in the world (after Russia, Canada, and China). It occupies the southern part of North America and stretches from the Pacific to the Atlantic Ocean. It also includes Alaska in the north and Hawaii in the Pacific Ocean.
44905. Основные принципы обучения РЯ в школе 16.17 KB
  Специальные: общеметодические и частнометодические: экстра-лингвистический сопоставление языка и реалий функциональный коммуникативный показ функций языковых единиц речи структурно-семантический изучение языковых явлений с точки зрения строения и значения функциональносемантический межуровневых и внутриуровневых связях нормативностилистический обучение учащихся правильной и выразительной речи исторический учет исторических изменений языка. Эстетический – отбор понятий направленных на раскрытие прекрасного в...
44906. Ударение и его типы. Интонация и её конструкции. Паузация и темп русской речи 27.5 KB
  Словесное ударение это более сильное произношение одного слога в слове служащее для фонетического объединения этого слова. В русском языке ударение зависит от силы выдоха поэтому оно силовое и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения оно может падать на любой слог разноместное ударение: мама собака. Русское словесное ударение также является подвижным 2 так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена' сте'ны.
44907. Орфоэпические нормы 16.48 KB
  Иное произношение звуков воспринимается как неправильное приводит к нарушению законов фонетического языка. Современное русское произношение сложилось в ревой половине 18 века. К началу 19 века староманерное произношение как общественное стало национальной нормой. Произношение согласных.