18738

Предмет и сущность профилактики как технологии работы с молодежью

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Предмет и сущность профилактики как технологии работы с молодежью. Определения цели задачи профилактики ее место в системе социальных отношений. Профилактика это действия направленные на: 1. Предотвращение возможных физических психических социокультурных колл

Русский

2013-07-08

21.55 KB

2 чел.

Предмет и сущность профилактики как технологии работы с молодежью.

Определения, цели, задачи профилактики, ее место в системе социальных отношений.

Профилактика – это действия, направленные на: 1. Предотвращение возможных физических, психических, социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; 2. Сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; 3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутреннего потенциала.

Профилактика – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение возникновения асоциальных фактов, явлений, процессов.

Основные цели:

  1.  выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
  2.  уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм деятельности и поведении человека или группы;
  3.  предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
  4.  сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образажизни людей;
  5.  содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие для внутренних потенциалов и творческих способностей.

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности человека. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремление к достижению различных целей и т.п. это неизбежно приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемленности и невозможности добиться желаемого может привести к серьёзным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что, так же, негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики:

  1.  Медико-социальные – направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда ЗОЖ, медико-социальный патронаж и т.п.
  2.  Организационно-административные – создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование, и ряд других.
  3.  Правовые – разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил.
  4.  Педагогические – формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
  5.  Экономические – направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
  6.  Политические – создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

Обязанности и права различных социальных институтов в обеспечении функционирования системы профилактики.

Социальные институты призваны решать и решают те или иные задачи, проблемы:

  1.  Прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества: государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной, судебной властей разного уровня. В этом структуре особую роль играют Министерство труда и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работы на региональном уровне, городов, местных администраций; различные социальные службы; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону, интернету и т.д.; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, ВУЗов и их подразделения и прочее.
  2.  Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и прочее.
  3.  Преподаватели, а также те, кто способствуют закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие продвижению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.
  4.  Исследователи социальной работы. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчёты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих ВУЗов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематике.

Региональные и федеральные программы по вопросам профилактики.

Федеральные программы направлены на решение проблем в различных отраслях.

Концепция профилактики злоупотребления психоактивных веществ от 28.02.2000 №612 положительно воспринята не только в образовательной среде, но и другими социальными структурами, привлечёнными к обеспечению первичной профилактики – региональные органы исполнительной власти, органы социальной защиты и правовой поддержки, правоохранительные органы, что является залогом оптимального системного подхода к решению  проблем профилактики.

Концепция Минобразования России сыграла существенную роль в организации комплексной оценки наркологических проблем не только на федеральном уровне, но и на всех региональных уровнях, так как позволила в одном методическом ключе разработать целевые региональные программы профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодёжи. За последние годы в России приняты новые законодательные и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на комплексное решение проблем детей, находящихся в ТЖС и социально-опасном положении.

ФЦП «Дети России» включает в себя подпрограмму «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011)» ФЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006)». Подпрограммы: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулёзом в России», «О мерах по предупреждению  дальнейшего распространения инфекций, передаваемых половым путём», «О мерах по развитию онкологической помощи населению РФ»  и другие.

Региональные программы: Целевая программа  «Профилактика правонарушений в Курганской области». Для качественного оздоровления криминогенной ситуации в Зауралье программа предполагает внесение существенных изменений в управленческие подходы и методологию в данной сфере, а именно унификацию профилактической деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и контрольно-надзорных ведомств, усиление профилактической роли участковых уполномоченных полиции и широкое привлечение к проводимой работе негосударственных структур, общественных объединений и граждан.

Кроме того, существует Закон Курганской области от 04.05.2005 №43 «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Курганской области».  

 Направления профилактической деятельности в молодежной среде.

  1.  Диагностика;
  2.  Индивидуальный контроль групп риска;
  3.  Вовлечение во внеучебные виды деятельности;
  4.  Работа с молодыми семьями: информирование, консультирование, педагогические практикумы, психолого-педагогическое просвещение и прочее;
  5.  Сотрудничество с ПНД, КДН;
  6.  Правовое просвещение;
  7.  Профилактика ЗОЖ;
  8.  Психологическая помощь и поддержка;
  9.  Социально- психологическое взаимодействие с социальным окружением;
  10.  Коллективные тренинги;
  11.  Индивидуальное консультирование;
  12.  Информирование.

   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80611. Літературні казки 37.5 KB
  Мета: Формувати компетентність вміння вчитися. Загальнокультурну компетентність Соціальну компетентність Предметні компетентності Практично ознайомити учнів з новим автором літературних казок – Василем Чухлібом та його творами Спонукати дітей пильніше оглядати світ навколо себе...
80612. Жива і нежива природа. Значення природи для людини 40.5 KB
  Мета: Розширити і уточнити знання учнів про різноманітність природи; формувати в учнів поняття природа жива і нежива природа; розвивати уміння спостерігати за обєктами природи відрізняти предмети природи від предметів створених руками людини; виховувати дбайливе ставлення до природи.
80613. В осінні барви шати вдяглись ліси й поля 71 KB
  Мета. Формування у школярів уміння добирати твори, книги із заданої теми; вчити учнів бачити і розуміти прекрасне в природі, в музиці, поезії; розвивати образне мислення й мовлення; вчити визначати тему і мету твору, виразно читати поетичні твори, читати в особах...
80614. Океани Землі (прес-конференція) 38.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів із поняттям «океани», їх розміщенням на карті півкуль і глобусі; продовжити навчати читати карту і працювати з нею; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвиткові памяті, спостережливості, вихованню бережливого ставлення до природних багатств.
80615. Осінь така мила 61 KB
  Мета: Продовжити знайомство учнів з творами українських поетів, які описували красу осені. Удосконалювати уміння виразно і правильно інтонаційно читати та розповідати текст. Активізувати словниковий запас учнів. Розвивати пам’ять, увагу, спостережливість, мовлення дітей та їх творчу уяву.
80616. Використання засобів зворотнього зв’язку, як один з основних факторів розвитку комунікативних здібностей особистості 57.5 KB
  Розробка рекомендована вчителям початкових класів. У ній розкрито роль розвитку комунікативних здібностей для формува- ння людини, здатної творчо мислити, приймати рішення, адаптуватися до умов життя, мати свою позицію, бути комуні кабельною у спілкуванні.
80617. Осінь у лісі 59 KB
  Поглибити знання дітей про осінні зміни в природі; удосконалювати вміння правильно вимовляти та будувати висловлювання українською мовою, складати оповідання за малюнками; Формувати ключові компетентності. Розвивати мовлення, уяву, фантазію, спостережливість, працювати над збагаченням словникового запасу учнів.
80618. А осінь вже постукала у вікно 69 KB
  Мета уроку: Вчити дітей висловлювати свої думки на основі власних спостережень за картинами природи; мислити нестандартно. Удосконалювати навички виразного читання; стимулювати дітей висловлювати власні ідеї; формувати бережливе ставлення до слова.
80619. Закріплення звукового значення букви «е». Опрацювання тексту «Село Веселе». Кросворд 44.5 KB
  Мета. Закріпити звукове значення букви «е». Вчити учнів правильно, свідомо читати текст «Село Веселе». Формувати вміння давати відповіді на запитання тексту. Розвивати мислення, пам’ять, збагачувати словниковий запас. Виховувати любов до рідного краю.