18738

Предмет и сущность профилактики как технологии работы с молодежью

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Предмет и сущность профилактики как технологии работы с молодежью. Определения цели задачи профилактики ее место в системе социальных отношений. Профилактика это действия направленные на: 1. Предотвращение возможных физических психических социокультурных колл

Русский

2013-07-08

21.55 KB

2 чел.

Предмет и сущность профилактики как технологии работы с молодежью.

Определения, цели, задачи профилактики, ее место в системе социальных отношений.

Профилактика – это действия, направленные на: 1. Предотвращение возможных физических, психических, социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; 2. Сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; 3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутреннего потенциала.

Профилактика – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение возникновения асоциальных фактов, явлений, процессов.

Основные цели:

  1.  выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
  2.  уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм деятельности и поведении человека или группы;
  3.  предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
  4.  сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образажизни людей;
  5.  содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие для внутренних потенциалов и творческих способностей.

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности человека. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремление к достижению различных целей и т.п. это неизбежно приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемленности и невозможности добиться желаемого может привести к серьёзным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что, так же, негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики:

  1.  Медико-социальные – направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда ЗОЖ, медико-социальный патронаж и т.п.
  2.  Организационно-административные – создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование, и ряд других.
  3.  Правовые – разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил.
  4.  Педагогические – формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
  5.  Экономические – направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
  6.  Политические – создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

Обязанности и права различных социальных институтов в обеспечении функционирования системы профилактики.

Социальные институты призваны решать и решают те или иные задачи, проблемы:

  1.  Прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества: государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной, судебной властей разного уровня. В этом структуре особую роль играют Министерство труда и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работы на региональном уровне, городов, местных администраций; различные социальные службы; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону, интернету и т.д.; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, ВУЗов и их подразделения и прочее.
  2.  Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и прочее.
  3.  Преподаватели, а также те, кто способствуют закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие продвижению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.
  4.  Исследователи социальной работы. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчёты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих ВУЗов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематике.

Региональные и федеральные программы по вопросам профилактики.

Федеральные программы направлены на решение проблем в различных отраслях.

Концепция профилактики злоупотребления психоактивных веществ от 28.02.2000 №612 положительно воспринята не только в образовательной среде, но и другими социальными структурами, привлечёнными к обеспечению первичной профилактики – региональные органы исполнительной власти, органы социальной защиты и правовой поддержки, правоохранительные органы, что является залогом оптимального системного подхода к решению  проблем профилактики.

Концепция Минобразования России сыграла существенную роль в организации комплексной оценки наркологических проблем не только на федеральном уровне, но и на всех региональных уровнях, так как позволила в одном методическом ключе разработать целевые региональные программы профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодёжи. За последние годы в России приняты новые законодательные и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на комплексное решение проблем детей, находящихся в ТЖС и социально-опасном положении.

ФЦП «Дети России» включает в себя подпрограмму «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011)» ФЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006)». Подпрограммы: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулёзом в России», «О мерах по предупреждению  дальнейшего распространения инфекций, передаваемых половым путём», «О мерах по развитию онкологической помощи населению РФ»  и другие.

Региональные программы: Целевая программа  «Профилактика правонарушений в Курганской области». Для качественного оздоровления криминогенной ситуации в Зауралье программа предполагает внесение существенных изменений в управленческие подходы и методологию в данной сфере, а именно унификацию профилактической деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и контрольно-надзорных ведомств, усиление профилактической роли участковых уполномоченных полиции и широкое привлечение к проводимой работе негосударственных структур, общественных объединений и граждан.

Кроме того, существует Закон Курганской области от 04.05.2005 №43 «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Курганской области».  

 Направления профилактической деятельности в молодежной среде.

  1.  Диагностика;
  2.  Индивидуальный контроль групп риска;
  3.  Вовлечение во внеучебные виды деятельности;
  4.  Работа с молодыми семьями: информирование, консультирование, педагогические практикумы, психолого-педагогическое просвещение и прочее;
  5.  Сотрудничество с ПНД, КДН;
  6.  Правовое просвещение;
  7.  Профилактика ЗОЖ;
  8.  Психологическая помощь и поддержка;
  9.  Социально- психологическое взаимодействие с социальным окружением;
  10.  Коллективные тренинги;
  11.  Индивидуальное консультирование;
  12.  Информирование.

   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56362. Правила техніки безпеки під час виконання фізичних вправ 91 KB
  Метою фізичного виховання є формування особистості спрямоване на забезпечення необхідного рівня розвитку життєво важливих рухових навичок і фізичних якостей; загальнолюдських цінностей: здоровя фізичного соціального та психічного благополуччя...
56364. Промышленный подъем в России в конце XIX века. Достижения и просчеты 68.5 KB
  Помочь учащимся понять причины промышленного подъема в России и его результаты в конце 19 века; 2. Оборудование: историческая карта Развитие капитализма в России...
56365. Технология ролевой игры, урок «Встать, суд идет!» 39.5 KB
  Вам обвинению представлять доказательства заявлять ходатайства знакомиться со всеми материалами дела иметь защитника участвовать в судебном разбирательстве заявлять отводы приносить жалобы на действия и решения суда а также имеете право на последнее слово...
56366. Интерьер детской комнаты 62.5 KB
  Обучающая цель: Ознакомить учащихся с современными направлениями оформления детской комнаты и выполнить дизайн-проект детской комнаты. Задачи воспитания и развития: Развивать у учащихся навыки цветового оформления интерьера жилого помещения.
56367. «Мартин Иден» Д. ЛОНДОНА 16.02 KB
  Лондон продолжил критику буржуазного общества в романе «Мартин Иден» (1909). В лице главного героя Лондон показал трагедию художника в капиталистической Америке. Примером развития характера может служить Мартин Иден
56368. Перестановка слагаемых 67.5 KB
  Тип урока: предъявление нового знания Результаты деятельности: П осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий проводить сравнение обобщать устанавливать причинно-следственные связи...
56369. «Сестра Керри» Т. Драйзера. 22.15 KB
  В центре романа — история юной провинциалки, которая прибыла в Чикаго в поисках работы. Керри — девушка, преисполненная неуверенных желаний, без четких моральных принципов. Пройдя этап поисков работы и испытав неудовлетворение самой работы
56370. Общие основы проектирования в производственной деятельности человека. Виды проектов 77 KB
  Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об основах проектирования в сфере производств; формировать практические умения и навыки обоснования основных признаков проектной деятельности и анализов проектов по различным признакам. Мотивация учебной деятельности...