18738

Предмет и сущность профилактики как технологии работы с молодежью

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Предмет и сущность профилактики как технологии работы с молодежью. Определения цели задачи профилактики ее место в системе социальных отношений. Профилактика – это действия направленные на: 1. Предотвращение возможных физических психических социокультурных колл

Русский

2013-07-08

21.55 KB

2 чел.

Предмет и сущность профилактики как технологии работы с молодежью.

Определения, цели, задачи профилактики, ее место в системе социальных отношений.

Профилактика – это действия, направленные на: 1. Предотвращение возможных физических, психических, социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; 2. Сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; 3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутреннего потенциала.

Профилактика – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение возникновения асоциальных фактов, явлений, процессов.

Основные цели:

  1.  выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
  2.  уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм деятельности и поведении человека или группы;
  3.  предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
  4.  сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образажизни людей;
  5.  содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие для внутренних потенциалов и творческих способностей.

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности человека. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремление к достижению различных целей и т.п. это неизбежно приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемленности и невозможности добиться желаемого может привести к серьёзным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что, так же, негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики:

  1.  Медико-социальные – направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда ЗОЖ, медико-социальный патронаж и т.п.
  2.  Организационно-административные – создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование, и ряд других.
  3.  Правовые – разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил.
  4.  Педагогические – формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
  5.  Экономические – направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
  6.  Политические – создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

Обязанности и права различных социальных институтов в обеспечении функционирования системы профилактики.

Социальные институты призваны решать и решают те или иные задачи, проблемы:

  1.  Прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества: государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной, судебной властей разного уровня. В этом структуре особую роль играют Министерство труда и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работы на региональном уровне, городов, местных администраций; различные социальные службы; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону, интернету и т.д.; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, ВУЗов и их подразделения и прочее.
  2.  Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и прочее.
  3.  Преподаватели, а также те, кто способствуют закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие продвижению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.
  4.  Исследователи социальной работы. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчёты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих ВУЗов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематике.

Региональные и федеральные программы по вопросам профилактики.

Федеральные программы направлены на решение проблем в различных отраслях.

Концепция профилактики злоупотребления психоактивных веществ от 28.02.2000 №612 положительно воспринята не только в образовательной среде, но и другими социальными структурами, привлечёнными к обеспечению первичной профилактики – региональные органы исполнительной власти, органы социальной защиты и правовой поддержки, правоохранительные органы, что является залогом оптимального системного подхода к решению  проблем профилактики.

Концепция Минобразования России сыграла существенную роль в организации комплексной оценки наркологических проблем не только на федеральном уровне, но и на всех региональных уровнях, так как позволила в одном методическом ключе разработать целевые региональные программы профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодёжи. За последние годы в России приняты новые законодательные и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на комплексное решение проблем детей, находящихся в ТЖС и социально-опасном положении.

ФЦП «Дети России» включает в себя подпрограмму «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011)» ФЦП «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006)». Подпрограммы: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулёзом в России», «О мерах по предупреждению  дальнейшего распространения инфекций, передаваемых половым путём», «О мерах по развитию онкологической помощи населению РФ»  и другие.

Региональные программы: Целевая программа  «Профилактика правонарушений в Курганской области». Для качественного оздоровления криминогенной ситуации в Зауралье программа предполагает внесение существенных изменений в управленческие подходы и методологию в данной сфере, а именно унификацию профилактической деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и контрольно-надзорных ведомств, усиление профилактической роли участковых уполномоченных полиции и широкое привлечение к проводимой работе негосударственных структур, общественных объединений и граждан.

Кроме того, существует Закон Курганской области от 04.05.2005 №43 «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Курганской области».  

 Направления профилактической деятельности в молодежной среде.

  1.  Диагностика;
  2.  Индивидуальный контроль групп риска;
  3.  Вовлечение во внеучебные виды деятельности;
  4.  Работа с молодыми семьями: информирование, консультирование, педагогические практикумы, психолого-педагогическое просвещение и прочее;
  5.  Сотрудничество с ПНД, КДН;
  6.  Правовое просвещение;
  7.  Профилактика ЗОЖ;
  8.  Психологическая помощь и поддержка;
  9.  Социально- психологическое взаимодействие с социальным окружением;
  10.  Коллективные тренинги;
  11.  Индивидуальное консультирование;
  12.  Информирование.

   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45459. Основные задачи анализа систем с минимальной средней квадратичной ошибкой: задача фильтрации, задача экстраполяции, задача дифференцирования и др 265.5 KB
  Если задающее воздействие gt является случайным процессом то выходная координата системы yt и ошибка воспроизведения xt = gt yt представляют собой также случайные процессы. Следовательно при случайных воздействиях речь может идти об определении не мгновенных а лишь некоторых средних значений выходной переменной системы и ошибки. Такими средними значениями являются среднее значение квадрата выходной переменной системы 9.23 Следовательно для исследования статистической точности автоматических систем необходимо вычисление...
45460. Двойственность в ЛП, построение моделей двойственных задач 139 KB
  Любой задаче ЛП можно поставить в соответствие другую задачу сопряженная или двойственная то есть задачи существуют парами. Коэффициенты критерия двойственной задачи образуются из компонентов вектора ограничений прямой задачи. Компоненты вектора ограничений двойственной задачи образуются из коэффициентов линейной формы критерия прямой задачи. Матрица условий двойственной задачи образуется транспонированием матрицы условий прямой задачи.
45461. Структура файловой системы. Механизм доступа к файлам 344 KB
  Механизм доступа к файлам. Поэтому принято хранить данные на внешних носителях обычно это диски в единицах называемых файлами. Историческим шагом явился переход к использованию централизованных систем управления файлами. Система управления файлами берет на себя распределение внешней памяти отображение имен файлов в адреса внешней памяти и обеспечение доступа к данным.
45462. Математические методы проведения экспертизы при оценке решений 120.5 KB
  Из определений и высказываний об искусственном интеллекте можно вывести три основных заключения: а термин искусственный интеллект употребляется в двух различных смыслах: как обозначение определенного исследовательского направления и как название для систем на разработку которых это направление нацелено; б среди ученых существуют разногласия относительно возможностей как принципиальных так и реальных искусственного интеллекта как исследовательского направления; в для...
45463. Алгоритм функционирования экспертной системы на имитационном принципе 88 KB
  При построении системы понятий с помощью метода локального представления эксперта просят разбить задачу на подзадачи для перечисления целевых состояний и описания общих категорий цели. Полученные значения могут служить критерием для классификации всех элементов данных и таким образом для формирования системы понятий. Текстологический метод формирования системы понятий заключается в том что эксперту дается задание выписать из руководств книг по специальности некоторые элементы представляющие собой единицы смысловой информации.
45464. Системы базисных функций 457.5 KB
  Системы базисных функций Один и тот же сигнал может быть разложен по различным СБФ или что одно и то же рассмотрен в различных системах координат. Системы единичных функций. Система таких функций будет полна для любого непрерывного сигнала при Dt 0 и N . Система функций {ut} является полной ортогональной системой.
45465. Модели сигналов 296.5 KB
  Модели сигналов Результаты обработки информации существенно зависят от выбора рациональной модели анализируемого сигнала. Первые модели сигналов выражаются аналитическим описанием непосредственно самого изучаемого колебания или функции а вторые описываются теми или иными вероятностными характеристиками и используются при анализе случайных процессов. Отличительная особенность таких моделей сигналов состоит в том что по их параметрам можно однозначно восстановить сигнал с заданной точностью по выбранному критерию. Детерминированные модели...
45466. Основные этапы построения АСУТП 144 KB
  БПАК – блок преобразования аналогового сигнала в код АЦП и фильтрации. На выходе факторная величина код ФВ. БПП – блок подтверждения представительности – анализ полученного кода в рабочий код Z. Общая схема систем На выходе ИК могут находиться сырой код либо обработанное значение.
45467. Решение задач идентификации, фильтрации, оптимального управления и других связано с математическими зависимостями - уравнениями 20 KB
  Методы решения дифференциальных уравнений: метод Эйлера метод РунгеКутта Погрешности: механические погрешность линии связи погрешность инструментов алгоритмическая погрешность погрешность внешних воздействий.