18739

Теоретический аспект девиантного поведения молодежи

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Теоретический аспект девиантного поведения молодежи. Сущность понятия девиация соотношение понятий нормадевиация основные формы девиантного поведения. Социальные нормы и социальный контроль. Гендерный аспект девиантного поведения. Сущность понятия девиаци

Русский

2013-07-08

22.74 KB

18 чел.

Теоретический аспект девиантного поведения молодежи.

Сущность понятия «девиация», соотношение понятий «норма-девиация», основные формы девиантного поведения. Социальные нормы и социальный контроль. Гендерный аспект девиантного поведения.

Сущность понятия «девиация», соотношение понятий «норма-девиация», основные формы девиантного поведения. Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие норма. Норма – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов этой группы о требованиях к поведению с учётом социальных ролей, создающих оптимальные условия для жизни с которыми эти нормы вызывают, а также формируют его. Норма – образец поведения.

Существуют следующие виды норм:

  1.  Правовые нормы – закрепленные специальными нормативно-правовыми актами и образцами поведения, за нарушение которых неизбежно следует наказание;
  2.  Нравственные нормы – моральные образцы поведения, нарушение которых не несёт за собой неизбежного наказания, опираются на категорию совести, наказание может проявляться в призрении, осуждении обществом и т.д.;
  3.  Эстетические нормы – неписанные понятия и представления о том, что безобразно; задаются обществом.

Все виды норм взаимосвязаны, между ними возможен взаимный переход. Нравственные нормы являются базой для эстетических, поскольку воплощают представления о достойном, справедливом, милосердном и т.д. Но и  наоборот: эти понятия задаются, корректируются, видоизменяются в своём содержании обществом и переходят к индивиду в процессе его воспитания и социализации. Этические нормы – есть предпосылка правовых норм, но и соблюдение последних – само по себе представляет этическую норму. Нравственность в форме общепринятой морали составляет основу законодательства.

Таким образом, девиантное поведение – это поведение отклоняющееся от общепринятых норм.

Причинами девиантного поведения могут являться:

  1.  Низкий уровень дохода;
  2.  Психические расстройства и заболевания;
  3.  Сложная социальная ситуация;
  4.  Трудности переходного возраста;
  5.  Социальное неравенство;
  6.  ТЖС;
  7.  Влияние сверстников, окружения и многое другое.

Основные формы девиантного поведения: преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид.

Преступность. Под преступностью обычно понимается относительно распространённое и устойчивое социальное явление, представляющее общественную опасность, степень которой определяется уголовным законодательством. По мере изучения проблем преступности всё большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, образование, конкуренция, безработица, нищету, отношения с окружающими и т.д. В современных условиях преступное (в общем девиантное) поведение молодёжи частично можно объяснить тем, что происходит утрата духовных ориентиров, грубая подмена общественных ценностей, молодой человек сталкивается с суровой реальностью. Негативно сказывается ограниченная возможность получения образования бесплатного.

Алкоголизм. Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующая социально-нравственная деградация личности. Пьянство рассматривается как неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью нарушает социальную адаптацию личности. Огромное количество преступлений и правонарушений совершается людьми в состоянии алкогольного опьянения. Модели употребления алкоголя: 1.винная модель, употребление алкоголя (вина) за обедом и ужином (Франция, Италия, Бразилия и т.д.); 2. Пивная модель, нет культуры употребления алкоголя, нерегулярность, пониженное внимание к закуске и повышенное к количеству алкоголя (Германия, Чехия, Россия и т.д.); 3. водочная модель, употребление крепко алкогольных напитков для стран с холодным климатом (Россия, Украина, Белоруссия и т.д.).

Меры борьбы с алкоголизмом: государственный контроль за оборотом алкоголя; введение адекватной культурной составляющей; процесс образования и социальной работы с населением.

Наркомания. Наркомания – это зависимость от наркотических средств, непреодолимое влечение к ним, постоянно приводящее к глубокому истощению физических и психических функций организма. Виды наркотических веществ: морфий, героин, гашиш, анаша, марихуана, кокоин, план и т.д. Главный мотив потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфорию. Борьбе с наркоманией могут способствовать прежде всего меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые способствуют искоренению алкоголизма (см. выше). Но учитывая специфику развития наркомании, следует использовать в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения и специальные – медицинские, правовые, профилактические меры.

Проституция. Сам термин проституция происходит от лат. «выставляться публично». Проституция – это оказание услуг интимного характера за деньги. В истории существовало три формы политики в отношении проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны в борьбе с проституцией.

Суицид. Суицид – намеренное лишение себя жизни, повышенный риск совершить самоубийство. Эта форма отклоняющегося поведения, ровно как пьянство и наркотизм, относится к отклонениям пассивного типа, является способом ухода от неразрешённых проблем, от самой жизни. Очевидно, что степень риска этой формы отклонений зависит от возрастной группы, к которой относится человек. От 14-20 лет психологами  принято называть опасный период.

При сохранении жестких мер по отношению к наиболее опасным формам девиации позитивных результатов можно ожидать  при установлении социального контроля и регулирования.

Социальные нормы и социальный контроль. Термин социальный контроль относится к совокупности норм и ценностей общества, а также к санкциям, применяемым для их осуществления. В исследованиях девиации, социальный контроль означает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов и их исправление. Социальный контроль также призван регулировать выполнение стандартов, сложившихся в обществе. Парсонс (1951) проанализировал три метода социального контроля. Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других, она даже предполагает попытки реабилитации. Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает неофициальность и обычно применяется в небольших группах. Формальный контроль ассоциируется с официальностью и обычно он осуществляется в крупных организациях.

Кросби (1975) выделил четыре основных типа неформального контроля. Социальные вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более весомых проявлениях (повышение по службе), служит для поощрения конформности и косвенного осуждения девиации. Наказание – недовольный взгляд, критическое замечание, угроза, непосредственно направлены против девиантных поступков и обусловлено желанием предотвратить их. Убеждение – еще дин способ воздействия на девиантов.

Более сложный тип социального контроля – переоценка норм, при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное. Например, женщина строит карьеру и зарабатывает деньги, а мужчина ведёт хозяйство.

Систему формального социального контроля осуществляют организации и правила, предназначенные для сохранения порядка. Полиция и другие правоохранительные органы, а также суды, психиатрические больницы представляют собой организации подобного типа.

Гендерный аспект девиантного поведения. Ряд современных зарубежных исследователей привлекают гендерные свойства в качестве фактора влияния на девиантые поведенческие проявления, при этом изучаемой группой чаще всего становятся мужчины. Часть из них обращается к понятию гипермаскулиного поведения, которое становится причиной враждебности и жестокости к окружающим. Другие учёные обращаются к понятиям полоролевого конфликта, вынося его в качестве фактора девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, суицид).

Ф.Адлер на основании теории ролей прогнозировала рост преступности среди девочек подросткового возраста, объясняя это уже существующим в обществе кризисом гендерных стереотипов, при котором традиционные представления о женской роли меняются на современные. Молодые женщины, по мнению исследователя, будут стремиться к имитации мужского поведения, вступать в драки и участвовать в других видах группового асоциального поведения. В настоящее время для девочек с агрессивным поведением характерно смещение к качествам противоположного пола, выбор маскулиного стиля поведения, обусловленный необходимостью самозащиты и желанием быть независимыми.

Таким образом, особенности, признаки гендерного аспекта девиантного поведения:

  1.  У мальчиков и мужчин наличие полоролевого конфликта и гипермаскулиное поведение;
  2.  У девочек и женщин – принятие мужской роли и конфликтность гендерной среды.
  3.  У мальчиков больше возможностей «ночного поведения», поскольку им предоставляется большая независимость и свобода передвижения, чем девочкам;
  4.  Мальчики могут попытаться противостоять депрессии, ведя себя буйно и рискуя, тогда как девушки справляются с депрессией по другому;
  5.  Мальчики могут подвергать сомнению авторитет полиции;
  6.  Мальчики стремятся к насилию в следствии «мужского воспитания»;
  7.  Влияние СМИ на сознание мальчиков и девочек.

Так, например, структура преступности женщин значительно отличается от мужской. Мужчине проще совершить убийство, женщине хищение, кражу государственного имущества. Хотя в состоянии алкогольного опьянения женщина легко способна совершить непредумышленное убийство (защита, реакция на издевательства мужа и т.д.). Жертвами женщин, как правило, становятся близкие люди – мужья, сожители, родственники, знакомые. Женщины в 5 раз чаще мужчин привлекаются за распространение наркотиков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45226. Кодексы профессионального поведения профессиональных зарубежных сообществ: этическая основа, ценностно-нормативная специфика 61.5 KB
  Положения кодекса приняты с целью пропаганды и активного внедрения высоких стандартов общественной деятельности и этики поведения членов РRSА. Член обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию доверенную ему нынешними или бывшими клиентами или служащими. Член не должен представлять интересы одной из конфликтующих сторон без согласия на то всех заинтересованных сторон. Член не должен заниматься никакой деятельностью которая имеет тенденцию к нанесению ущерба репутации СМИ.
45227. Кодекс профессионального поведения российского корпоративного сообщества ПР-специалистов: этическая основа, ценностно-нормативная специфика 31 KB
  Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью РАСО. В основу поведений членов РАСО легли общечеловеческие ценности и универсальные права личности: свобода слова свобода печати и собраний на свободный доступ к информации; ответственность перед обществом в том числе за достоверность точность и честность распространяемой информации. Члены РАСО руководствуются пониманием важности формирования и внедрения этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности. Для контроля за соблюдением членами...
45228. Типовая структура, принципы организационного строения и функции подразделений корпоративной PR-службы 25.5 KB
  Деятельность PRотдела строится в соответствии с целями и задачами компании; цели могут быть краткосрочные среднесрочные и долгосрочные. должен оперативно получать информацию от других подразделений компании для реализации поставленных задач. должен принимать участие в планировании мероприятий с участием руководства компании которые будут иметь общественный резонанс. Принципы организационного строения: PRотдел создается как один из системообразующих элементов который в полном объеме выполняет функции PR и рассматривается в качестве...
45229. Деятельность консалтингового агентства: приоритеты, технологии, преимущества и недостатки 24.5 KB
  Направления консалтинговой деятельности: экономическая сфера – управленческий консалтинг; социальная сфера организация систем образования здравоохранения культуры; правовая сфера создание правовой базы организации юридическое консультирование; сфера культуры политическое консультирование консультирование по вопросам функционирования культурных организаций; экологическая сфера социальная экология экология человека.
45230. Аудитория ПР-коммуникаций: технологии выявления, характеристики и формирование 27.5 KB
  В качестве аудитории рассматривается некоторая совокупность реальных или потенциальных потребителей проявляющих сходные черты потребительского поведения и характеризующихся одинаковой реакцией на маркетинговые мероприятия. Критерии определения целевой аудитории: в ее состав включаются те соц. Характеристика целевых и контактных групп: Задачи данного этапа определить причины возможной потребительской мотивации аудитории; понять источник нормативной активности аудитории т. Определение аудитории.
45231. Спрос как базовая характеристика нормативного потребительского поведения аудитории: механизмы и технологии формирования 45 KB
  Можно обозначить следующие механизмы и технологии формирования спроса: Стимулирование спроса выгодной сделкой. Расширение спроса как правило происходит за счет случайных и непостоянных потребителей. Если же речь идет о товарах широкого спроса то целевая группа весьма неопределенна в своих границах а потенциалы контактных аудиторий значительны.
45232. Внутренняя аудитория коммуникативного воздействия: технология определения, характеристика сегментов, цели и задачи коммуникации 22 KB
  Внутренняя аудитория коммуникативного воздействия: технология определения характеристика сегментов цели и задачи коммуникации Внутренняя аудитория – персонал организации. Технология определения: Технология определения аудитории зависит от целей и задач коммуникации. Для достижения определенных целей и задач коммуникации требуется сегментирование аудитории выделение аудитории для тренинга и т. Характеристика сегментов: Существуют следующие критерии сегментирования: уровень профессиональной коммуникации.
45233. Понятие, сущность и структура корпоративной культуры 24.5 KB
  Мотивация персонала существуют силовая и демократическая модели мотивации. В силовой модели в основании пирамиды лежат административные санкции материальное стимулирование ограничено стоимостными показателями каждой группы социально-психологические стимулы карьерный рост профессиональное признание 3. В демократической модели все наоборот: социальнопсихологические стимулы престиж профессии дающий признание 1 материальное стимулирование привязано к образованию квалификации опыту 2 административные санкции...
45234. Фирменный стиль организации: функции, структура, этапы и технологии разработки 42.5 KB
  В содержательном плане фирменный стиль - это совокупность визуальных графических цветовых пластических и акустических приемов придающих стилевое единство всем составляющим деятельности фирмы: ее продукции менеджменту маркетинговой политике и тактике персоналу. В узком смысле фирменный стиль – это цветовая и графическая марка фирмы и товара которая используется в рекламе и оформлении деловых бумаг. В широком смысле фирменный стиль это единый принцип оформления марки фирмы и товара деловых бумаг и документации офиса и внешнего вида...