18739

Теоретический аспект девиантного поведения молодежи

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Теоретический аспект девиантного поведения молодежи. Сущность понятия девиация соотношение понятий нормадевиация основные формы девиантного поведения. Социальные нормы и социальный контроль. Гендерный аспект девиантного поведения. Сущность понятия девиаци

Русский

2013-07-08

22.74 KB

20 чел.

Теоретический аспект девиантного поведения молодежи.

Сущность понятия «девиация», соотношение понятий «норма-девиация», основные формы девиантного поведения. Социальные нормы и социальный контроль. Гендерный аспект девиантного поведения.

Сущность понятия «девиация», соотношение понятий «норма-девиация», основные формы девиантного поведения. Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие норма. Норма – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов этой группы о требованиях к поведению с учётом социальных ролей, создающих оптимальные условия для жизни с которыми эти нормы вызывают, а также формируют его. Норма – образец поведения.

Существуют следующие виды норм:

  1.  Правовые нормы – закрепленные специальными нормативно-правовыми актами и образцами поведения, за нарушение которых неизбежно следует наказание;
  2.  Нравственные нормы – моральные образцы поведения, нарушение которых не несёт за собой неизбежного наказания, опираются на категорию совести, наказание может проявляться в призрении, осуждении обществом и т.д.;
  3.  Эстетические нормы – неписанные понятия и представления о том, что безобразно; задаются обществом.

Все виды норм взаимосвязаны, между ними возможен взаимный переход. Нравственные нормы являются базой для эстетических, поскольку воплощают представления о достойном, справедливом, милосердном и т.д. Но и  наоборот: эти понятия задаются, корректируются, видоизменяются в своём содержании обществом и переходят к индивиду в процессе его воспитания и социализации. Этические нормы – есть предпосылка правовых норм, но и соблюдение последних – само по себе представляет этическую норму. Нравственность в форме общепринятой морали составляет основу законодательства.

Таким образом, девиантное поведение – это поведение отклоняющееся от общепринятых норм.

Причинами девиантного поведения могут являться:

  1.  Низкий уровень дохода;
  2.  Психические расстройства и заболевания;
  3.  Сложная социальная ситуация;
  4.  Трудности переходного возраста;
  5.  Социальное неравенство;
  6.  ТЖС;
  7.  Влияние сверстников, окружения и многое другое.

Основные формы девиантного поведения: преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид.

Преступность. Под преступностью обычно понимается относительно распространённое и устойчивое социальное явление, представляющее общественную опасность, степень которой определяется уголовным законодательством. По мере изучения проблем преступности всё большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, образование, конкуренция, безработица, нищету, отношения с окружающими и т.д. В современных условиях преступное (в общем девиантное) поведение молодёжи частично можно объяснить тем, что происходит утрата духовных ориентиров, грубая подмена общественных ценностей, молодой человек сталкивается с суровой реальностью. Негативно сказывается ограниченная возможность получения образования бесплатного.

Алкоголизм. Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующая социально-нравственная деградация личности. Пьянство рассматривается как неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью нарушает социальную адаптацию личности. Огромное количество преступлений и правонарушений совершается людьми в состоянии алкогольного опьянения. Модели употребления алкоголя: 1.винная модель, употребление алкоголя (вина) за обедом и ужином (Франция, Италия, Бразилия и т.д.); 2. Пивная модель, нет культуры употребления алкоголя, нерегулярность, пониженное внимание к закуске и повышенное к количеству алкоголя (Германия, Чехия, Россия и т.д.); 3. водочная модель, употребление крепко алкогольных напитков для стран с холодным климатом (Россия, Украина, Белоруссия и т.д.).

Меры борьбы с алкоголизмом: государственный контроль за оборотом алкоголя; введение адекватной культурной составляющей; процесс образования и социальной работы с населением.

Наркомания. Наркомания – это зависимость от наркотических средств, непреодолимое влечение к ним, постоянно приводящее к глубокому истощению физических и психических функций организма. Виды наркотических веществ: морфий, героин, гашиш, анаша, марихуана, кокоин, план и т.д. Главный мотив потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфорию. Борьбе с наркоманией могут способствовать прежде всего меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые способствуют искоренению алкоголизма (см. выше). Но учитывая специфику развития наркомании, следует использовать в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения и специальные – медицинские, правовые, профилактические меры.

Проституция. Сам термин проституция происходит от лат. «выставляться публично». Проституция – это оказание услуг интимного характера за деньги. В истории существовало три формы политики в отношении проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны в борьбе с проституцией.

Суицид. Суицид – намеренное лишение себя жизни, повышенный риск совершить самоубийство. Эта форма отклоняющегося поведения, ровно как пьянство и наркотизм, относится к отклонениям пассивного типа, является способом ухода от неразрешённых проблем, от самой жизни. Очевидно, что степень риска этой формы отклонений зависит от возрастной группы, к которой относится человек. От 14-20 лет психологами  принято называть опасный период.

При сохранении жестких мер по отношению к наиболее опасным формам девиации позитивных результатов можно ожидать  при установлении социального контроля и регулирования.

Социальные нормы и социальный контроль. Термин социальный контроль относится к совокупности норм и ценностей общества, а также к санкциям, применяемым для их осуществления. В исследованиях девиации, социальный контроль означает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов и их исправление. Социальный контроль также призван регулировать выполнение стандартов, сложившихся в обществе. Парсонс (1951) проанализировал три метода социального контроля. Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других, она даже предполагает попытки реабилитации. Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает неофициальность и обычно применяется в небольших группах. Формальный контроль ассоциируется с официальностью и обычно он осуществляется в крупных организациях.

Кросби (1975) выделил четыре основных типа неформального контроля. Социальные вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более весомых проявлениях (повышение по службе), служит для поощрения конформности и косвенного осуждения девиации. Наказание – недовольный взгляд, критическое замечание, угроза, непосредственно направлены против девиантных поступков и обусловлено желанием предотвратить их. Убеждение – еще дин способ воздействия на девиантов.

Более сложный тип социального контроля – переоценка норм, при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное. Например, женщина строит карьеру и зарабатывает деньги, а мужчина ведёт хозяйство.

Систему формального социального контроля осуществляют организации и правила, предназначенные для сохранения порядка. Полиция и другие правоохранительные органы, а также суды, психиатрические больницы представляют собой организации подобного типа.

Гендерный аспект девиантного поведения. Ряд современных зарубежных исследователей привлекают гендерные свойства в качестве фактора влияния на девиантые поведенческие проявления, при этом изучаемой группой чаще всего становятся мужчины. Часть из них обращается к понятию гипермаскулиного поведения, которое становится причиной враждебности и жестокости к окружающим. Другие учёные обращаются к понятиям полоролевого конфликта, вынося его в качестве фактора девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, суицид).

Ф.Адлер на основании теории ролей прогнозировала рост преступности среди девочек подросткового возраста, объясняя это уже существующим в обществе кризисом гендерных стереотипов, при котором традиционные представления о женской роли меняются на современные. Молодые женщины, по мнению исследователя, будут стремиться к имитации мужского поведения, вступать в драки и участвовать в других видах группового асоциального поведения. В настоящее время для девочек с агрессивным поведением характерно смещение к качествам противоположного пола, выбор маскулиного стиля поведения, обусловленный необходимостью самозащиты и желанием быть независимыми.

Таким образом, особенности, признаки гендерного аспекта девиантного поведения:

  1.  У мальчиков и мужчин наличие полоролевого конфликта и гипермаскулиное поведение;
  2.  У девочек и женщин – принятие мужской роли и конфликтность гендерной среды.
  3.  У мальчиков больше возможностей «ночного поведения», поскольку им предоставляется большая независимость и свобода передвижения, чем девочкам;
  4.  Мальчики могут попытаться противостоять депрессии, ведя себя буйно и рискуя, тогда как девушки справляются с депрессией по другому;
  5.  Мальчики могут подвергать сомнению авторитет полиции;
  6.  Мальчики стремятся к насилию в следствии «мужского воспитания»;
  7.  Влияние СМИ на сознание мальчиков и девочек.

Так, например, структура преступности женщин значительно отличается от мужской. Мужчине проще совершить убийство, женщине хищение, кражу государственного имущества. Хотя в состоянии алкогольного опьянения женщина легко способна совершить непредумышленное убийство (защита, реакция на издевательства мужа и т.д.). Жертвами женщин, как правило, становятся близкие люди – мужья, сожители, родственники, знакомые. Женщины в 5 раз чаще мужчин привлекаются за распространение наркотиков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13993. Музыка. Что за прелесть эти сказки. Урок музыки в 4 классе 136.35 KB
  1. Урок музыки. 4 класс Раздел: День полный событий. Тема: Что за прелесть эти сказки Три чуда. Дидактическая цель: целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство выразительное по своей природе; расширить представления учащихся о свя...
13994. Вивчення нової пісні «Веселий музикант» слова Т.Волгіної, муз. А.Філіпенка, прослуховування пісні Українських троїстих музикантів та пісні «Ходить сон біля вікон» 16.15 KB
  Тема. Вивчення нової пісні Веселий музикант слова Т.Волгіної муз. А.Філіпенка прослуховування пісні Українських троїстих музикантів та пісні Ходить сон біля вікон. Мета. Вчити дітей словам нової пісні продовжувати роботу над формуванням вокально – хорових навичо...
13995. КОНСПЕКТЫ И МАТЕРИАЛЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 446.5 KB
  КОНСПЕКТЫ И МАТЕРИАЛЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН IV СЕМЕСТР Импрессионизм Клод Дебюсси 18621918 Симфоническое творчество Дебюсси К. Дебюсси. Прелюдии Морис Равель 18751937 М. Равель. Болеро. Джакомо Пуччини 18581924 Дж. Пуччини. Опера Богем
13996. Конспекты уроков по музыке для детей 744.5 KB
  Программное содержание. Познакомиться с детьми вызвать у них интерес к музыкальным занятиям желание слушать музыку выполнять простейшие движения чувствовать свое тело. Материал. Красиво оформленная коробка; кукла. Ход...
13997. Конспекты по музыкальной литературе 959.5 KB
  Конспекты по музыкальной литературе для 241 группы Чайковский. Творческий путь Евгений Онегин Пиковая дама Романсы Ч. Симфоническое творчество Ч. 4 симфония 6 симфония Патетическая Ромео и Джульетта Танеев. Творческий путь Иоанн Дамаскин Муз. кул...
13998. Конспекты – вопросы по зарубежной музыкальной литературе 23.5 KB
  Конспекты – вопросы по зарубежной музыкальной литературе. Музыка от древнейших времен до И .С. Баха. 1.Высоко развитой была музыкальная культура в Древней Греции .Как назывались игрыпредшественники современных музыкальных конкурсов Пифийские. От имени чудовищного з
13999. Развитие романтических традиций польской музыкальной культуры в творчестве Фридерика Шопена 135 KB
  Развитие романтических традиций польской музыкальной культуры в творчестве Фридерика Шопена. Содержание Введение Глава I. Польская романтическая музыкальная культура Романтизм как историческое явление Развитие польского музыкального романтизм
14000. Гастролюючий музичний ансамбль. Організація гастролей 134 KB
  КУРСОВА РОБОТА Тема: Гастролюючий музичний ансамбль. Організація гастролей. Зміст Вступ Розділ 1. Розвиток концертної та гастрольної діяльності Початок і розвиток гастрольної діяльності 1.2. Роль менеджера в концертній діяльності Розділ 2. Орг...
14001. Влияние русской духовной музыки на творчество русских композиторов XIX века 140 KB
  ВВЕДЕНИЕ С давних времён культура свидетельствует о духовном состоянии и сознании человека и общества. Нестабильность жизни разрушение нравственных ориентиров социальные и экологические катаклизмы создают кризис человечества. В связи с этим особ...