18740

Специфика социально-политического поведения молодежи и ее причины

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Специфика социальнополитического поведения молодежи и ее причины. Молодёжь социальнодемографическая группа выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социальнопсихологических сво...

Русский

2013-07-08

23.05 KB

9 чел.

Специфика социально-политического поведения молодежи и ее причины.

Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодёжь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. Молодёжь – это люди в возрасте от 14 до 30 лет, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Нижняя возрастная граница определяется, что а 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Человек сам выбирает профессию, место учёбы и т.д. верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Особенности  социального положения молодёжи:

  1.  Переходность положения;
  2.  Высокий уровень мобильности;
  3.  Освоение новых социальных ролей;
  4.  Активный поиск своего места в жизни;
  5.  Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Поведение молодого человека характеризуется социальной компетентностью, которая демонстрирует, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры», чувствует социальные различия, дистанции, границы.

Социальная компетентность – это адекватность и пригодность человека к действию, способность к эффективному поведению, способность к адаптации, студенчеству и контролю ситуации, совокупность базовых личностных характеристик, детерминирующих эффективность действий на работе и других ситуациях.

Уровень социальной компетентности отражает определённый уровень личной и социальной зрелости человека, который складывается одновременно в двух измерениях: самоактуализации и соответствия социальным ожиданиям. Понятие компетентности охватывает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания, умения), систему ценностных ориентаций, привычки. Компетентный человек должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решать их практически. Часто считается, что молодые люди должны знать, что делать и как обращаться с социальными ситуациями. Однако это не так. К сожалению, сложная социальная и экономическая ситуация в России сегодня усугубляет процессы проникновения в молодёжную среду асоциальных и аморальных явлений: культура незаконного обогащения и населения, уход от проблем в виртуальные миры и наркоманию, неумение справляться с возникающими проблемами и конфликтами. Распад прежних социально-политических и экономических структур, кризис связей различных сообществ, наконец, изменения в менталитете усложнили характер воздействия среды на личность.

Человек получил свободу действия в открытой и динамичной среде, в которой, увы, возникли новые очаги напряжённости и агрессии, противостоять которым многие, особенно дети, не в состоянии. В настоящее время молодёжь проявляет ярко выраженные симптомы социальной дезадаптации: они не владеют социально приемлемыми способами воздействия со взрослыми и сверстниками, а уровень овладения основными видами деятельности (учебной, трудовой и т.д.) у них ниже возрастной нормы. В итоге подростки оказываются вытесненными из социального окружения, так как, общество стремится к сегрегации тех (отделение какой-либо группы населения), кто представляет отклонение от социальной нормы. Как следствие, возникновение девиантного поведения молодёжи, асоциальных форм поведения.

Политическое манипулирование – это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать и бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание  воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия. Молодёжь только начинает самостоятельную (политическую, профессиональную, семейную) жизнь и, как всякий начинающий, нуждается в совете и помощи – при получении образования, трудоустройстве, строительстве жилья, просто в сложной жизненной ситуации. Не обладая моральной и физической устойчивостью, молодые люди в большей степени подвержены пагубным привычкам и увлечениям. Они становятся лёгкой добычей тех, кто ищет фанатичных адептов – неформальных движений, деструктивных сект, политических организаций, популистских лидеров. В силу своих ментальных и возрастных характеристик молодые люди более склонны к радикализму и революциям. Это делает их движущей силой большинства протестных движений.

Политика по своей сущности выражает конкретные интересы общества, государства, партий и социальных групп, это сложная, внутренне противоречивая система различных взглядов, позиций и деятельности.  Политика не является приоритетной сферой интересов сегодняшней молодежи, ее интерес к ней обусловлен, в основном, получением информации. Реальная вовлеченность в политические процессы, как на уровне России, так и на уровне регионов достаточно низка. Такая ситуация во многом  объясняется сложной социально-экономической реальностью, процесс адаптации к которой  значительных сил, передвигающих политическую деятельность на периферию молодежных интересов. В условиях социально-экономической нестабильности основным видом деятельности, которым молодежь предпочитает заниматься и который поглощает практически все время молодых людей – это зарабатывание денег, улучшение своего материального благополучия. Для вовлечения молодежи в политическую деятельность, формирования у нее активной гражданской позиции требуется совершенствование всей системы государственной молодежной политики, решение основных проблем развития российского общества. Кроме этого необходимо принятие мер воспитательного характера, в результате которых должен сформироваться новый механизм мотивационных установок, стимулирующий включение молодежи в общественно-значимую деятельность, способную сформировать в ней ответственность за общество, государство, взять на себя «бремя» власти и управления страной. В этом и заключается высокий смысл политической активности молодых поколений тождественной понятию «сохранение и развитие общества, государства», а значит понятию национальной безопасности.

Обращая своё внимание на работу с молодёжью, следует  использовать  для этого и кнут, и пряник. Политические лидеры всегда придавали молодёжи большое позитивное значение, так как именно она в значительной степени решает исход политической борьбы. Молодёжь составляет большую часть населения. Молодёжь – это важнейший социально-политический ресурс общества, который может быть использован различными партиями, политическими лидерами и политическими силами в своих интересах. «Ставку надо делать на молодёжь» -  об этом в последнее время кричат многие политические силы в нашей стране. Влияние на молодых людей, привлечение к работе молодых кадров, поддержка молодёжных инициатив в политике – эти задачи провозглашаются, как на уровне государства, так и на уровне разных политических партий и движений.

Социальное поведение— поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

В современной практике образования  воспитания подрастающего поколения сложилось новое направление, выдвигающее в качестве приоритетной цели своей деятельности -  формирование компетентности. Компетентности формируются в процессе обучения и воспитания  и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др.  необходимо формирование следующих ключевых компетенций: социальных, межкультурных, коммуникативных, и др.

Теоретик социального обучения Ханс Потиллон выделяет в качестве задач, являющихся одновременно и компонентами социальной компетентности: умения коммуникации, контакта, кооперации, солидарности, социальной чувствительности, толерантности и другие качества.

Социальная компетентность, определяется нами как совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и личностных качеств, связанных со способностью брать на себя любовь, признание, веру, обеспечивает адаптацию личности в обществе и способствует ее самореализации, самоактуализации и самоопределению подростка.

Именно коммуникативная компетентность нужна молодежи для успешного самоопределения в мире труда, непрерывного образования, межличностных общественных отношений.

Социально-политическая компетенция предполагает психологическую готовность принимать решения и брать на себя ответственность за них, умение адекватно оценивать ситуацию и изменять принятое решение, умение работать в команде и одновременно проявлять качества лидера в профессиональной и учебно-познавательной деятельности, готовность и умение взаимодействовать с другими людьми в группе, коллективе, с партнерами и оппонентами.

Не обладая моральной и физической устойчивостью, молодые люди в большей степени подвержены пагубным привычкам и увлечениям. Они становятся легкой добычей тех, кто ищет фанатичных адептов – неформальных движений, деструктивных сект, политических организаций, популистских лидеров. В силу своих ментальных и возрастных характеристик молодые более склонны к радикализму и революциям. Это делает их движущей силой большинства протестных движений. Опытный политик обращает особое внимание на работу с молодежью, используя для этого и кнут, и пряник.

Проводить специальную молодежную политику Запад начал сравнительно недавно. Произошло это лишь во второй половине ХХ века, когда (в конце 60-х) Европу всколыхнула волна молодежного протеста. Не замечать специфику молодежных проблем стало уже не возможно. Молодые бунтовали против сытой мещанской жизни и лицемерной морали взрослых, общественной несправедливости, дискриминационной внутренней и внешней политики, нечестного бизнеса.

В тоталитарных государствах «работа с молодежью» всегда была на особом контроле партии. Идеологическая концепция национал-социализма строилась на том, что массовыми «добровольными организациями» должна быть охвачена вся молодежь. С 10 до 14 лет дети вступали в организацию «Юнгфольк» («Молодой народ») и носили специальную форму. С 14 до 18 лет они состояли в  организации «Гитлерюгенд» (девушки – в Союзе немецких девушек), которая насчитывала около 8 миллионов членов. Затем – разные партийные организации, Трудовой фронт, служба в армии. Молодежь была опорой НСДПА в университетах (выслеживая неблагонадежных профессоров), на производстве, на фронте. Аналогичную (с поправками на возраст и с другими названиями) структуру имела молодежная политика в фашистской Италии. Много общего с ней имела «идейно-воспитательная работа» с молодежью в Советском Союзе (октябрята, пионеры, комсомольцы, ДОСААФ, Ворошиловские стрелки, БГТО и пр.).

Пример идеологически ориентированных бесед с молодежью подал еще В.И. Ленин. На III съезде ВЛКСМ он воодушевленно учил молодых тому, как «учиться коммунизму» «настоящим образом». Продолжая советские традиции, регулярно встречается с представителями студенческой молодежи и президент.

Наша молодежь гораздо в большей степени, чем в других странах, похожа на своих родителей. Это проявляется в привычках, вкусах, предпочтениях, в нежелании быть современными. Даже в советское время молодежь, кажется,  была более активной и критически мыслящей. Ориентируясь на Запад, она способствовала размыванию ценностных оснований социализма. Не случайно увлечения западной музыкой, модой, кинофильмами рассматривались властью как прямая угроза советскому строю. Рискну предположить, что сегодня процент тех, кто увлекается чем-то неординарным (всякие брейк-дансы, граффити, секты, экстремальный спорт и пр.) у нас сравнительно не высок. Зато традиционно велик процент тех, кто озабочен оценками, тестированием, поступлением в вуз. Оно и понятно, ведь домашнее задание задают и его необходимо выполнить, а все увлечения – дело добровольного выбора.

Среди студенческой молодежи немногие всерьез интересуется кинематографом, музыкой, живописью не говоря уже о политике, литературе или поэзии. Увлекаться чем-то по-настоящему – «лениво». Поэтому основным занятием в свободное время остается попить с друзьями пива и поболтать ни о чем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58691. Понятие про орнамент. Последовательность создания орнамента. Создание орнамента из растительных форм 38 KB
  Цель: развивать творческие способности фантазию воспитывать экономное и бережное отношение к бумаге и к природным материалам Оборудование: плакат с зашифрованным словом украинский национальный костюм образцы готовых аппликаций орнаментов.
58692. Однорідні члени речення 38 KB
  Усно доповнити власними реченнями про красу осінньої природи Під осінніми високими зорями затихають оселі і тепер стає чутнішою мова роси напівроздягнених дерев вчорнілих задуманих соняшників що вже не тягнуться ні до зірок ні до сонця.
58693. Звязок прикметників з іменниками 47 KB
  Мета: Навчаюча: допомогти учням засвоїти матеріал про звязок прикметників з іменниками; закріплювати вміння встановлювати логіко-граматичні звязки; вдосконалювати вміння розрізняти прикметники серед інших частин мови...
58694. Чергування голосних звуків о е і в коренях слів 56.5 KB
  Мета: вчити учнів правильно писати о е і в корені слова; формувати орфографічну навичку письма вміння визначати корінь в слові; розвивати навичку чіткого мовлення уваги мислення; сприяти виховуванню почуття поваги до старших.
58695. Леся Українки “Бояриня” 39.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів зі змістом твору, дослідити, як крізь призму особистого життя героїв розкрито трагедію рідного краю; розвивати творче мислення учнів, уміння аналізувати прочитане; виховувати любов до України, до її історичного минулого.
58696. Схоже і відмінне в кольорах. Порівняння предметів за кольором. Кольори. Вживання закінчень прикметників -й, -а, -е, -і 99 KB
  Мета: Продовжити засвоєння українських назв кольорів; збагачувати й активізувати словниковий запас учнів; удосконалювати орфоепічні вміння; формувати вміння вживати закінчення прикметників (-й, -а, -є, -і); порівнювати предмети за кольором; розвивати мовленнєві навички; виховувати любов до природи.
58697. Іменник. Загальне значення і граматичні ознаки іменника 8.41 MB
  Мета: розширювати і поглиблювати знання учнів про іменник як частину мови; познайомити з іменниками назвами істот та неістот їх характерними ознаками; з іменниками на позначення власних і загальних назв навчити розрізняти їх учити писати в великої літери власні іменники...