18741

Формирование здорового образа жизни современной молодежи

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Формирование здорового образа жизни современной молодежи. Понятие здоровье и здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни совокупность духовных ценностей и реальных видов форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удов

Русский

2013-07-08

26.35 KB

108 чел.

Формирование здорового образа жизни современной молодежи.

Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека.

Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности родового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производ-ственных. агрокультурных, коммуникационных факторов.

Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическом равновесии с внешней средой. В основе здоровья лежат процессы развития и сохранения физиологических, психологических и социальных функций.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого человека.

С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Физическое здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, важнейшая составляющая часть любого нашего успеха. К сожалению, многие люди, а особенно молодые, тогда начинают думать о своем здоровье, когда оно уже серьезно нарушено. И когда это происходит, всё на этом фоне покажется пустым и малозначительным. Поэтому необходимо думать о том, как сохранить здоровье, трудоспособность и активность для полноценной жизни в течение долгих лет. И одним из главных способов сохранения здоровья, физической активности, оптимального психофизического состояния студенческой молодёжи является ведение здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. ЗОЖ, который ведётся правильно и выполняет все свои составляющие, защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. ЗОЖ включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, рациональное питание и т.п.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат, на весь организм человека в целом. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека, виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя с периодами напряженной, спешной работы.

Следующим критерием здорового образа жизни и одним из главных, является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Здоровый образ жизни человека немыслим без решительного отказа от всего того, что наносит непоправимый ущерб организму.

Оптимальный двигательный режим (физическая нагрузка) - является непременным условием полноценного выполнения двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его развития. Значение мышечной деятельности в биологии и физиологии человека настолько велико, что ее совершенно справедливо расценивать как главенствующий признак жизни. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают, как важнейшее средство воспитания.

Гигиенические основы здорового образа жизни - включают в себя следующие различные профилактические мероприятия сохранения здоровья человека. Личная гигиена - это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание, режим сна и другие моменты повседневного быта

Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья:

Закаливание организма является важной профилактической мерой против простудных заболеваний организма. К закаливанию лучше всего приступать с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры.

Режим сна. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Потребность во сне у разных людей не одинакова. В среднем эта норма составляет 8 часов. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Рациональное питание. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит его питание с первых дней жизни, а также от режима питания. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. При неправильном и некачественном питании наступает истощение всего организма, что в последствие приводит к таким серьёзным отклонениям, которые описаны выше.

Оценка индивидуального уровня здоровья.

Программа оценки уровня здоровья проводится самостоятельно пациентом с определением «индекса здоровья» в баллах по трём уровням: высокий уровень – 30-39 баллов; средний – 25-30 баллов; пограничное состояние, требующее вмешательства специалистов – 13-25 баллов. Предусмотрен оптимальный и допустимый перечень аппаратов, методов оценки основных параметров состояния здоровья, доступных для выполнения самостоятельно пациентом, разработана оценочная таблица, приведены методики определения индекса массы тела, трактовка биохимических анализов крови, функциональных показателей. С учётом индекса здоровья пациент самостоятельно (или после консультации специалистов) может определить для себя индивидуальную программу оздоровления, профилактических мероприятий. Внедрение данной программы обеспечит мотивацию пациента следить за состоянием здоровья, поможет сформировать внутреннюю потребность в проведении оздоровительных процедур, расширит возможности реализации профилактической направленности при проведении диспансерного наблюдения.

Система формирования ЗОЖ у молодежи на федеральном и региональном уровнях.

Вопрос о программах формирования ЗОЖ кажется на, на первый взгляд, достаточно простым. Набор требований для ЗОЖ очевиден: отказ от курения, отказ от потребления алкоголя и наркотиков, занятия спортом, сбалансированное питание, в том числе, уменьшение доли жирной пищи, полноценный сон, свежий воздух и т.д. С другой стороны, в настоящее время в России не существует общепринятых методик формирования ЗОЖ и критериев оценки их эффективности. В реальности деятельность, направленная на формирование ЗОЖ, рассредоточена по нескольким смежным сферам:

  1.  Пропаганда и разъяснительная работа: антинаркотические, антитабачные и другие кампании, направленные против вредных привычек;
  2.  Законодательные ограничения: ограничения и/или запрет рекламы табачных и алкогольных изделий;
  3.  Требования к производителям пищевых продуктов по информированию потребителей об их составе и калорийности;
  4.  Программы профилактики и диспансеризации;
  5.  Развитие физкультурных, спортивных и оздоровительных мероприятий.

Претендующие на целостность концепции зачастую оказываются на практике смесью обычных рекомендаций по ЗОЖ, смешанными с ученьями философского или околорелигиозного характера или часто коммерческими проектами.

Зарубежный опыт. С 2005 года в Великобритании запрещено в рекламе алкогольных напитков обозначать связь между ними и ЗОЖ. Запрещено представлять алкогольный напиток как продукт питания и подразумевать возможность его включения в диету. Также запрещено участие в рекламе алкогольных напитков поп-звёзд и звёзд спорта. С 2007 года во Франции и ряде других стран Европы запрещено курить во многих общественных местах. Запрет распространяется на офисы и другие рабочие помещения, учебные заведения, медицинские учреждения, рестораны, кафе и дискотеки. В большинстве штатов США продажа алкогольной продукции разрешена только лицам, достигшим 21 года. Особенно важным является то, что полиция реально задерживает замеченных за распитием спиртных напитков лиц, не достигших установленного возраста, пересекает подобные действия – в отличие от России, где в большинстве случаев сотрудники полиции не обращают внимания на несовершеннолетних , распивающих пиво.

В России до сих пор не было единой государственной программы формирования ЗОЖ. В то же время, широко распространены отдельные, слабо систематизированные элементы формирования ЗОЖ, внедряемые как на федеральном, так и на региональном уровне – антинаркотические компании, внедрение ограничений на рекламу табачных и алкогольных изделий (до 22:00), запрет на курение и потребление алкоголя в определённых местах, регулярная диспансеризация для отдельных категорий населения и т.д.  

Практика ряда субъектов РФ, по мнению специалистов, представляют собой достаточно ценный опыт, элементы которого подлежат изучению и систематизации с целью последующего тиражирования. Представители Минздравсоцразвития высоко оценивают работу по формированию ЗОЖ и профилактике, проводимую Минестерством здравоохранения Свердловской области. На территории района действует ряд программ, направленных на формирование ЗОЖ. Это Программа демографического развития Свердловской области на период до 2025 года «Уральская семья», Концепция формирования ЗОЖ и профилактики заболеваний на период до 2020 года, Комплексные меры по противодействию и злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы, Программа «Предупреждение распространения туберкулёза на 2009-2011 годы», Программа «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на территории Свердловской области на 2009-2011 годы», Программа «Вакцинопрофилактика». Ведётся также разработка программ по снижению заболеваемости и смертности от сосудистых заболеваний на 2010-2012 гг., «Урологическое здоровье мужчин» 2010-2012 гг., «Качественное питание – здоровье уральцев» на 2010-2012 гг. Основными задачами Концепции формирования ЗОЖ и профилактики неинфекционных заболеваний, травм и несчастных случаев на территории Свердловской области на период до 2020 года являются: Создание эффективной инфраструктуры для укрепления здоровья, профилактики неинфекционных заболеваний, травм и несчастных случаев (развитие здравоохранения, учреждений культуры, туризма, физкультуры и спорта). Создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на мотивацию населения к ЗОЖ, привлечение к активному отдыху, занятию физической культурой, туризмом и спортом, начиная с детского возраста.  

В 2009 году Минздравсоцразвития РФ подготовило Программу по формированию ЗОЖ у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака 2009-2012 гг. Основными направлениями программы «Здоровая Россия» являются борьба с чрезмерным потреблением алкоголя и табака, внедрение культуры здорового питания, профилактика рисков заболеваний, пропаганда физической активности. Первым этапом программы, начиная с 2009 года, будет создание на базе существующих городских учреждений здравоохранения 502 центров здоровья. Деятельность центров здоровья будет направлена на профилактику социально-значимых заболеваний (сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов дыхания, ожирение и т.д.) и на активное информирование о принципах ЗОЖ в целях сохранения и укрепления здоровья. Запланировано комплексное консультирование граждан, направленное на коррекцию малоподвижного образа жизни.

Формирование экологического сознания молодежи как элемент здорового образа жизни.

В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых: особенности этого процесса:

 1) ступенчатый характер:

  а) формирование экологических представлений;

  б) развитие экологического сознания и чувств;

  в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

  г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

  д) преодоление в характере учащихся потребительского

  отношения к природе;

 2) длительность;

 3) сложность;

 4) скачкообразность;

 5) активность;

Во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

 1) развитие экологического сознания;

 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

 4) воспитание устойчивой воли;

 5) формирование значимых целей экологической деятельности.

 Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  1.  образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  2.  воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  3.  развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Очень важным условием формирования здорового образа жизни является грамотный подход к его популяризации. Важно стимулировать интерес населения к здоровому образу жизни, в том числе с помощью средств массовой информации. Воздействие СМИ на человека трудно переоценить. Необходимо демонстрировать подрастающему поколению как можно больше позитивных примеров, чтобы у молодых людей была возможность выбора не между здоровым или нездоровым образом жизни, а из большого количества разнообразных вариантов здорового и созидающего поведения. Следует создать такие условия, чтобы подрастающему поколению было невыгодно быть «нездоровым». Активнее внедрять инновационные подходы, предлагаемые современными рекламными и пиар-технологиями. Это создаст условия жизни, благоприятные для здоровья и формирования здорового образа жизни.

В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2175. Прибыль и рентабельность ОАО Ухтанефтегазгеология 60.11 KB
  Общие сведения о прибыли и рентабельности предприятия. Прибыль и рентабельность на примере предприятия ОАО Ухтанефтегазгеология, основные сведения о предприятий.
2176. Расчет редуктора и его составных частей 60.11 KB
  Краткое описание редуктора и технология его сборки. Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой расчет привода. Конструктивные размеры червяка, червячного колеса и корпуса. Подбор подшипников качения.
2177. Етапи створення та класифікація інформаційних систем 25.89 KB
  Основні етапи створення інформаційних систем (ІС). Класифікація ІС. Структура комп’ютерних ІС та класифікація їх задач.
2178. CALS-технологии. И интегрированные автоматизированные системы управления 160.34 KB
  Интегрированные автоматизированные системы управления КИП. Базовые технологии управления данным и информационные модели. Преимущества использования CALS, общие представления об интегрированной информационной среде (ИИС)
2179. Изменение требований к осуществлению надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования, государственного контроля качества образования 64.21 KB
  Подготовка образовательного учреждения к выездной проверке в сфере образования. Прохождение образовательным учреждением плановой выездной проверки в сфере образования. Основания для проведения контроля (надзора) в области образования.
2180. Расчет редуктора и ведомого вала с его деталями 125.94 KB
  Целью работы является закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения материала и приобретения навыков создания современных технических систем.
2181. Воспитательная система школы 953.79 KB
  Содействие развитию личности и формированию компетенций обучающихся через создание для этого благоприятных условий деятельности. Создание условий формирования образованной , свободной, культурной, конкурентоспособной личности обучающегося, способной к творчеству, созиданию, само регуляции , непрерывному образованию , к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.
2182. Отношенческо-коммуникативный компонент воспитательной системы школы 195.24 KB
  Воспитатель личностно значим для воспитанников. Воспитатель социально положительно ориентирован. Толерантность сторон; Компетентность воспитателя. Учет базовых ценностей взаимодействующих субъектов, социума. Взаимодействие не должно приносить вреда другим личностям, обществу; Воспитание на личном примере.
2183. Энергетические системы 806.76 KB
  Общие сведения об энергетических системах. Режимы и параметры системы и сети. Трансформатор с расщепленной обмоткой низшего напряжения. Совместный расчет режима сетей нескольких номинальных напряжений. Расчеты режима линий с двусторонним питанием при различающихся напряжениях источников питания (по концам).