18742

Специфика деятельности специалиста по работе с молодежью в условиях детского оздоровительного лагеря

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Специфика деятельности специалиста по работе с молодежью в условиях детского оздоровительного лагеря. Условия и порядок принятия на работу педагогических работников. Функции вожатого и воспитателя. Права обязанности и ответственность вожатого ребенка. Логика смены. ...

Русский

2013-07-08

27.16 KB

17 чел.

Специфика деятельности специалиста по работе с молодежью в условиях детского оздоровительного лагеря.

Условия и порядок принятия на работу педагогических работников. Функции вожатого и воспитателя. Права, обязанности и ответственность вожатого, ребенка. Логика смены. Тематические и профильные смены. Специфика работы с временным детским коллективом в условиях детского оздоровительного лагеря.

Само слово вожатый от слова «вести», то есть дословно это «ведущий за собой». Дети особенно ценят в вожатом такие качества, как доброту, общительность, искренность, справедливость в решении конфликтов. Вожатый должен быть отличным организатором детских мероприятий, интересным собеседником, спортсменом, танцором, певцом, массовиком-затейником. Любовь к детям, к своей профессии – вот основные слагаемые успеха деятельности современного вожатого.

На период работы в летнее время вожатые принимаются по срочному трудовому договору. При этом такой договор может иметь различный срок: на одну смену, на несколько смен, на весь период функционирования лагеря. Работник принимается руководителем детского лагеря.

Вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка. Функции: Основными направлениями деятельности вожатого являются:- попечение и надзор за воспитанниками во время их нахождения в лагере;- организация свободной деятельности вверенного ему отряда. Должностные обязанности вожатого:1. Строго выполняет Правила внутреннего распорядка, Требования по охране жизни и здоровья детей, режим дня в лагере. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей своего отряда.2.Осуществляет сопровождение детей до детского лагеря и обратно, в соответствии с маршрутом следования (на всем его протяжении) и графиком заездов, несет ответственность за жизнь и здоровье детей на маршруте.3.Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.4. Формулирует и осуществляет выполнение плана работы отряда.5. Осуществляет выполнение спортивно-оздоровительных программ лагеря совместно с воспитателем по физической культуре и медработниками.6. Отвечает за своевременное оформление "Дневника вожатого" и другой отчетной документации.7. Круглосуточно находится с детьми своего отряда, выходя за территорию лагеря только с разрешения старшего воспитателя.

 В период подготовки к началу лагерной смены вожатый обязан: 1. Пройти учёбу и инструктаж; 2. Изучить новые методические разработки и создать методический материал для работы с отрядом; 3. Составить перспективный план работы отряда; 4. Обеспечить организованный сбор детей своего отряда и безопасность их при перевозке в лагерь.

В период лагерной смены вожатый должен: 1. Расселить детей в спальном корпусе; 2. Круглосуточно находиться в отряде; 3. Постоянно следить за наличием и занятиями детей в отряде; 4. Составить список отряда и ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка; 5. Ежедневно присутствовать на планёрке (1 вожатый от отряда).

Права, обязанности и ответственность вожатого, ребенка.

Вожатый имеет право: - участвовать в управлении лагеря; - на защиту профессиональной чести и достоинства; - знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; - защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики; - на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;- свободно выбирать и использовать методики воспитания, методические пособия и материалы; - давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дисциплинарной ответственности.

Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников вверенного отряда, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лагеря, законных распоряжений директора лагеря и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За применение, в т.ч однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. За виновное причинение лагерю или участникам воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. За употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей, а также допуск распития алкоголя и курения со стороны детей вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За пропуск без уважительной причины планёрки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников вожатый несет также дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

Вожатый отряда организует воспитательную досуговую работу в отряде на основе инициативы и самостоятельности самих детей и в соответствии с утверждённым планом работы на смену.  Обеспечивает педагогическую направленность в работе отряда. Является материально ответственным лицом за всё имущество и инвентарь, переданный им для создания нормальных условий жизни, отдыха и работы детей. Свою деятельность вожатый строит исходя из перспективного и календарного планов лагеря. Вожатый является организатором и руководителем художественной самодеятельности и спортивной работы в отряде. Вожатый является членом педагогического совета и в своей работе подотчетен заместителю директора по воспитательной работе и директору лагеря. Вожатый несёт ответственность за жизнь и здоровье детей вверенного ему отряда.

Логика смены.

Смена – это определённый период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительный образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

1. Предоганизационный (подготовительный) период, этап. Длится в течение 1-2 дня до нескольких месяцев, когда заезжают вожатые и готовятся к приезду, приёму детей. Задача: настроиться на работу. Функции: знакомство с территорией лагеря, персоналом, вожатыми, напарником, подготовка помещений, получение канцелярских принадлежностей, подготовка концерта, подарки детям и т.д. происходит эмоциональная настройка ребёнка и взрослого на смену, определяются ожидания, разрабатывается программа смены, моделируется содержание.

2. Организационный период. 3-4 дня смены, суетливый и бурный период. Задача: помочь детям привыкнуть к лагерю. Функции: расселение детей, знакомство детей друг с другом, с вожатыми, инструктаж, составление списка ребят. Время адаптации, происходит знакомство с новым окружением, с деятельностью, с правилами; главная задача педагога – помочь ребёнку раскрыться, показать свои лучшие качества. Вожатому необходимо наладить дисциплину  и основы самоуправления. Организационный период – период предъявления чётких требований и создания условий, при которых выполнение этих требований становится интересным и необходимым.  

3. Основной этап. 4-16 день смены,70%, формируется временный детский коллектив. Задача: помочь в формировании временного детского коллектива. Экватор – пик эмоционального состояния. В ходе данного периода вожатым выделяются лидеры малых групп, группы риска, аутсайдеры. Важно знать личностные особенности детей, чтобы решать возникающие межличностные, межгрупповые конфликты. Период личностной самореализации ребёнка. Педагог переходит с позиции лидера в позицию консультанта. 5-10 день – учебно-демонстративный этап смены; 11-16(18) день – демонстрацонно-закрепляющий этап.

4. Заключительный этап. 17-21 день смены. Характерны перепады настроения у ребят. Вожатый берёт функцию лидера полностью на себя. Может произойти сбой в режимных моментах (отбой), нестабильное эмоциональное состояние детей. Организация теплых отношений у ребят. Важно организовать свободное время отряда; не упустить из поля зрения ни одного ребёнка; подвести итоги работы внутри отряда, лагеря; организовать контроль за сбором вещей, сдавать реквизит и хоз.принадлежности; обеспечить безболезненное расставание ребят.

5. Постлагерный период – срок неопределённый, этап рефлексии, период анализа смены. Поддержание связи с участниками смены.

Логика смены:

Тематические и профильные смены. В летних оздоровительных лагерях существуют профильные смены и профильные отряды, в которые собираются дети по принципу общего дела – увлечения. Это может быть спортивная, танцевальная, творческая смена. Опыт показывает, что в этой ситуации очень важно разнообразить структуру смены, сделать так, чтобы «профиль» отряда успешно дополнялся другими делами и увлечениями, не связанными с его специализацией. Необходимо чередовать разные виды деятельности, чтобы не происходило «зацикливание» и детей, и руководителей на одном – «профильном» виде деятельности. Например, спортивный отряд, наряду с тренировками и соревнованиями может участвовать в КВН, конкурсах рисунков, готовить творческие номера,спектакли и многое другое, так как разнообразная деятельность позволяет ребёнку проявить себя во многих областях, наиболее полно реализовать все свои возможности.

Специфика работы с временным детским коллективом в условиях детского оздоровительного лагеря. Отряд – (временный детский коллектив, ВДК) – это группа детей, объединённых в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. Специфические особенности: временные границы, которые предают динамизм и насыщенность; автономия – отрыв от семьи, школы, улицы; коллектив всё время находится в динамке, в движении; краткосрочность существования (1 смена).

К процессам ВДК относятся: руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; самоуправляемость. Для ребёнка ВДК выполняет интерактивную и перцептивную функции (восприятие себя и окружающей ситуации). Это формирует навыки саморазвития, образ собственного «Я»  и осознание группового «Мы».

Этапы формирования ВДК: 1. Номинальная группа – формально образуется временное объединение детей; позиция педагога – прямое влияние на детей. 2. Диффузная группа – все отношения эмоциональны, возникают отношения «ответственной зависимости», проявляются органы самоуправления, лидеры, педагог воздействует через лидеров на отряд. 3. Сформированный ВДК – высший уровень общественного мнения, наличие общей цели, совместной деятельности; позиция педагога – взаимозависимость.

А.Н.Лутошкин выделяет следующие этапы формирования ВДК:

0 - «диффузное облако» - когда дети только приехали отсутствие любых взаимодействий, объединение абстрактного и номинального;

1 – «песчаная россыпь» - есть группы внутри отряда, которые соединяются между собой, соединения условно, нет общего дела, нет лидера;

2 – «мягкая глина» – на этой стадии нужно сделать с отрядом всё, что угодно, появляются микрогруппы, появляются совместные дела, интересы, появляется лидер. Отношения доброжелательные, но не глубокие;

3 – «мерцающий маяк» - коллектив проявляется в конкретной деятельности, когда деятельность отсутствует – отсутствует коллектив. Проявляется лидер или несколько лидеров, но инициативность еще не высока;

4 – «алый парус» - девиз отряда – «один за всех и все за одного»; товарищеские отношения, требовательность друг к другу, высоко влияние лидера.

5 – «горящий факел» - эта стадия наступает, когда отряд замыкается в собственных рамках и выходит в социум.

Стадии руководства:

1). «Разящие стрелы» - авторитетный стиль руководства, требование выполнения указаний. Лидер один и добивается полного подчинения.

2). «Возвращающийся бумеранг» - демократический стиль руководства, взаимодействие между лидером и коллективом.

3). «Снующий челнок» - стиль советующийся, уступчивый.

4). «Плавающий плот» - стиль невмешательства, доверия, наблюдения со стороны.

Внешняя культура

Внутренняя культура

  1.  Название

  1.  Девиз

  1.  Кричалка

  1.  Речевка

  1.  Символ

  1.  Эмблема

  1.  Форма одежды

  1.  Флаг

  1.  Песня отряда (гимн)

  1.  Отрядный уголок
  1.  Кодекс поведения (правила жизни)

 

  1.  Традиции, обряды, ритуалы

Традиция – это закономерно сложившиеся и передаваемые от человека к человеку обычаи, обряды, идеи, ценности,  сохраняющиеся в отряде в течение всей смены или передаваемые от смены к смене

Обряд – это стандартные и повторяющиеся элементы  или мероприятия, которые проводятся в установленное время по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание членами отряда общего единения

Ритуал – это сложившийся порядок обрядовых действий

ПРИМЕР:

Традиция - поздравлять именинников на смене

Обряд – поздравлять публично всем отрядом

Ритуал – кричать троекратное «Ура» и дарить сюрпризку

Традиция – ходить в столовую не так, как другие отряды

Обряд – всегда ходить парами

Ритуал – держаться друг за друга мизинчиками и кричать кричалку

  1.  Особенности режимных моментов

ПРИМЕР: несколько раз за смену менять формы подъема

                 Устраивать нестандартные красивые моменты при приеме пищи (ресторанный столик, чайная церемония и т.д.)

  1.  Отрядный огонек

Виды: Огонек знакомств, огонек основного периода (рефлексия дня, дела и т.д.), огонек итогового периода (рефлексия смены), тематический огонек (по конкретной теме)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55449. Психогімнастика 53 KB
  На цьому етапі найдоречнішими є групові завдання які допоможуть зняти скутість або надмірне збудження налаштувати дітей на заняття. Мета цього етапу психогімнастики корекція настрою та поведінки дітей тренінг змодельованих стандартних ситуацій.
55452. Психология будущего 2.03 MB
  Холотропные переживания такого рода являются базовым источником существования космологических мифологических философских и религиозных систем описывающих духовную природу и...
55455. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА 85.5 KB
  Важнейшей составляющей учительского профессионализма как и вообще уровня развития личности является высокий уровень развития педагогической рефлексии то есть умения по ходу урока анализировать конкретную обстановку...
55457. Психологический анализ урока. Методическое пособие 212.5 KB
  Целенаправленная организация учителем деятельности учащихся на уроке обеспечивает значимые изменения всех сфер их психической жизни. Опираясь на общую структуру деятельности А. Леонтьев и на структуру учебной деятельности...