18743

Особенности работы с временным детским и молодежным коллективами

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Особенности работы с временным детским и молодежным коллективами. Понятие временного коллектива. Особенности развития временного коллектива. Учет социальнопсихологических и гендерных особенностей детей и молодежи. Формы отрядных дел. Корпоративная культура малой гр...

Русский

2013-07-08

30.93 KB

52 чел.

Особенности работы с временным детским и молодежным коллективами.

Понятие временного коллектива. Особенности развития временного коллектива. Учет социально-психологических и гендерных особенностей детей и молодежи. Формы отрядных дел. Корпоративная культура малой группы. Игра как основной элемент взаимодействия в группе.

Понятие временного коллектива.

Латинское слово collectivus переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляют два значения понятия “коллектив”. Первое – под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе – только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу.

Детский коллектив как система – это: органическая часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего, помимо детского, коллектив педагогов; относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления; скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием  взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения; субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей; носитель общего интегративного свойства – его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов; субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов. Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательная, организационная ,регулятивная, стимулирующая, консолидационная.

ВДК -созданный на определенный срок детский коллектив, имеющий объединяющую их общую цель.

Особенности развития временного коллектива.  ВДК – это группа детей, объединённых в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. Специфические особенности: временные границы, которые предают динамизм и насыщенность; автономия – отрыв от семьи, школы, улицы; коллектив всё время находится в динамке, в движении; краткосрочность существования (1 смена).

К процессам ВДК относятся: руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; самоуправляемость. Для ребёнка ВДК выполняет интерактивную и перцептивную функции (восприятие себя и окружающей ситуации). Это формирует навыки саморазвития, образ собственного «Я»  и осознание группового «Мы».

Этапы формирования ВДК: 1. Номинальная группа – формально образуется временное объединение детей; позиция педагога – прямое влияние на детей. 2. Диффузная группа – все отношения эмоциональны, возникают отношения «ответственной зависимости», проявляются органы самоуправления, лидеры, педагог воздействует через лидеров на отряд. 3. Сформированный ВДК – высший уровень общественного мнения, наличие общей цели, совместной деятельности; позиция педагога – взаимозависимость.

А.Н.Лутошкин выделяет следующие этапы формирования ВДК:

0 - «диффузное облако» - когда дети только приехали отсутствие любых взаимодействий, объединение абстрактного и номинального;

1 – «песчаная россыпь» - есть группы внутри отряда, которые соединяются между собой, соединения условно, нет общего дела, нет лидера;

«Песчаная россыпь». Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята. Выявляются следующие характеристики:

  1.  ребята мало знают друг друга;
  2.  нет общих интересов;
  3.  нет общих дел;
  4.  отсутствует авторитетный центр;
  5.  группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

2 – «мягкая глина» – на этой стадии нужно сделать с отрядом всё, что угодно, появляются микрогруппы, появляются совместные дела, интересы, появляется лидер. Отношения доброжелательные, но не глубокие;

«Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

3 – «мерцающий маяк» - коллектив проявляется в конкретной деятельности, когда деятельность отсутствует – отсутствует коллектив. Проявляется лидер или несколько лидеров, но инициативность еще не высока;

«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

4 – «алый парус» - девиз отряда – «один за всех и все за одного»; товарищеские отношения, требовательность друг к другу, высоко влияние лидера.

«Алый парус». Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. Важны такие характеристики:

  1.  в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
  2.  дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
  3.  во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;
  4.  у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;
  5.  большинство ребят огорчают неудачи отряда;
  6.  члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;
  7.  приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;
  8.  хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;
  9.  не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.

5 – «горящий факел» - эта стадия наступает, когда отряд замыкается в собственных рамках и выходит в социум.

«Горящий факел». В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов.

Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.

Первая стадия – «знакомство». В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких групп, чаще – пар. Поведение детей зависимое – и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в отряде сразу возникает антилидер, который, как правило, противостоит взрослым. Напряженность в отношениях возникает редко – все пока хотят понравиться друг другу, все неопределенно. В этот период в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных), происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в это время – вожатый и воспитатель. Дети могут задумывать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной “оглядкой” на взрослого и большинство.

Вторая стадия – “раздел территории”, “борьба за власть”, “поиск крайнего”. Главная потребность в это время – потребность во власти, в контроле над ситуацией, что проявляется в соперничестве между потенциальными лидерами, между группировками. Стремление к власти может проявиться в попытке воздействовать на конкурентов через “общественное мнение”. Но может быть и так: никто не хочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность, стремиться к власти.

В этот период в отряде неизбежны конфликты, стычки, резко может упасть успешность и продуктивность работы. Ошибкой со стороны взрослого было бы взять ответственность на себя или “свалить кучей” на одного или нескольких детей. Это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда на прочность проверяются возникшие традиции и отношения. Наилучшим выходом из этой ситуации является поиск “золотой середины”. Если же конфликт в отряде попытаться “замять”, найти “козла отпущения”, воздействовать на непокорных силой – есть риск повторения этой ситуации, но уже по другому поводу – коллектив застревает на этой стадии и не развивается дальше, пока не будет найден конструктивный стиль совместной деятельности. Роль руководителя как установителя норм и традиций также подвергается испытанию.

Третья стадия – привязанность, сплоченность, близость. Главная потребность в привязанности: устанавливается более тесная эмоциональная связь детей друг с другом, становится возможным партнерство, взаимное понимание. Важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки. На этом этапе воспитатель или вожатый остается для детей руководителем, моделью поведения, носителем отрядных норм, но атмосферу, микрокосм общения создают уже сами ребята. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый.

В течение смены отряд может несколько раз прожить чередование этих стадий, каждый раз переходя на новый уровень взаимопонимания.

Стадии руководства:

1). «Разящие стрелы» - авторитетный стиль руководства, требование выполнения указаний. Лидер один и добивается полного подчинения.

2). «Возвращающийся бумеранг» - демократический стиль руководства, взаимодействие между лидером и коллективом.

3). «Снующий челнок» - стиль советующийся, уступчивый.

4). «Плавающий плот» - стиль невмешательства, доверия, наблюдения со стороны;

Учет социально-психологических и гендерных особенностей детей и молодежи.

7-11 лет: ведущий вид деятельности – игра и познавание, очень развита эмоциональная сфера, переменчивое настроение, очень подвижные, довольно послушные и авторитет взрослого сохранился.

11-13 лет: период полового созревания, в этом возрасте усиливается эмоциональная нестабильность, ведущая деятельность – общение, хотят казаться взрослыми, важно быть чем-то лучшим.

14-16 лет: ведущая деятельность общение, самосознание, самоопределение, самоутверждение. Проявление социальной активности. Массовые мероприятия, интимно-личностные ситуации. Мероприятия на взаимодействие мальчиков и девочек. В этом возрасте есть некая агрессивность.

Принципы формирования ВДК:

1. Самый простой и широко распространенный – принцип возраста. Детский коллектив может быть одновозрастным или разновозрастным. Для одновозрастного детского коллектива обычным считается деление детей на отряды по таким возрастным группам: 7–8, 9–10, 11–12, 13–14, 15–16 лет. Дети одного возраста обладают примерно одинаковыми интересами, потребностями, им проще подружиться и найти общий язык. Но на практике часто оказывается, что отряд разделился на неконтактирующие половины – женскую и мужскую – из-за неравномерного психического (а часто и физического) созревания мальчиков и девочек. В результате может оказаться, что все девочки отряда на голову выше мальчиков, или выявится резкое несоответствие в развитии у девочек одного возраста. При этом одни выглядят и ведут себя взрослее, претендуя на роль более знающих и раскованных, другим же достается роль “закомплексованных”. Полностью избежать “детского неравноправия невозможно”, но в детском одновозрастном отряде эта разница всегда проявляется наиболее ярко и может явиться серьезным препятствием для совместного творчества детей. Разновозрастная группа – форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах получившая одобрение. Более всего себя оправдывает разновозрастность в рамках основных возрастных групп. Например, дошкольники – 4–7 лет, младшая школа – 7–10, средняя – 11–14, старшая – 15–17 лет, хотя возможен и больший “разброс” возрастов. В таких группах у детей устанавливаются межличностные связи не только по “горизонтали” (то есть среди сверстников), но и по “вертикали” (со старшими ребятами). В детском временном коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений, т.к. многие дети, не имея возможности “быть братом (сестрой)”, получают опыт “преемственности поколений” – происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие. Опыт показывает, что организатор летнего отдыха, создающий детский коллектив на основе какого-либо общего дела, неизбежно придет к необходимости организации разновозрастного детского коллектива.

2. Принцип организации детского коллектива – хобби, или увлечение. В летних оздоровительных лагерях существуют профильные смены и профильные отряды, в которые собираются дети по принципу общего дела – увлечения. Это может быть спортивная, танцевальная, юнкоровская смена и др. Опыт показывает, что в этой ситуации очень важно разнообразить структуру смены, сделать так, чтобы “профиль” отряда успешно дополнялся другими делами и увлечениями, не связанными с его специализацией. Необходимо чередовать разные виды деятельности, чтобы не произошло “зацикливание” и детей и руководителей на одном – “профильном” виде деятельности. Например, спортивный отряд, наряду с тренировками и соревнованиями может участвовать в КВН, конкурсах рисунков, готовить спектакли и многое другое, т.к. разнообразная деятельность позволяет ребенку проявить себя во многих областях, наиболее полно реализовать все свои возможности.

3. Принцип, на основе которого могут быть объединены дети во временные детские коллективы в летнем оздоровительном лагере – уровень мастерства, степень овладения делом. Чаще это лагеря с туристической, спортивной направленность. Самое простое деление – на “новичков” и “бывалых”. Это бывает оправдано, когда от того, насколько ребенок подготовлен, зависят его безопасность и успех коллектива в ответственном деле. Но и это деление должно быть  ией” ребенка на основании того, что он не соответствует запросу организатора. Такой принцип максимально субъективен и не должен приводить к дискриминации детей.

Следует отметить, что чем меньший срок продолжается смена, тем сложнее идут в группе (детском коллективе) процессы объединения, и можно для более коротких смен, выездов рекомендовать более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному статусу).

Формы отрядных дел. Форма воспитательной деятельности – это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур, взаимодействия участников воспитательного процесса, направленный на решение определённых педагогических задач. Сочетание организационных приемов и воспитательных средств организаций и действий, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной деятельности. Виды форм отрядных дел: развлекательная, интеллектуальная, информационная, трудовая, спортивная деятельность и т.д.

Корпоративная культура временного детского коллектива

Внешняя культура

Внутренняя культура

  1.   Название

  1.  Девиз

  1.  Кричалка

  1.  Речевка

  1.  Символ

  1.  Эмблема

  1.  Форма одежды

  1.  Флаг

  1.  Песня отряда (гимн)

  1.  Отрядный уголок
  1.  Кодекс поведения (правила жизни)

 

  1.  Традиции, обряды, ритуалы

Традиция – это закономерно сложившиеся и передаваемые от человека к человеку обычаи, обряды, идеи, ценности,  сохраняющиеся в отряде в течение всей смены или передаваемые от смены к смене

Обряд – это стандартные и повторяющиеся элементы  или мероприятия, которые проводятся в установленное время по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание членами отряда общего единения

Ритуал – это сложившийся порядок обрядовых действий

ПРИМЕР:

Традиция - поздравлять именинников на смене

Обряд – поздравлять публично всем отрядом

Ритуал – кричать троекратное «Ура» и дарить сюрпризку

Традиция – ходить в столовую не так, как другие отряды

Обряд – всегда ходить парами

Ритуал – держаться друг за друга мизинчиками и кричать кричалку

  1.  Особенности режимных моментов

ПРИМЕР: несколько раз за смену менять формы подъема

                 Устраивать нестандартные красивые моменты при приеме пищи (ресторанный столик, чайная церемония и т.д.)

  1.  Отрядный огонек

Виды: Огонек знакомств, огонек основного периода (рефлексия дня, дела и т.д.), огонек итогового периода (рефлексия смены), тематический огонек (по конкретной теме)

Игра как основной элемент взаимодействия в группе.

Игра – это форма проведения человеком свободного времени, которая, как правило, не направлена на достижение какого-либо практического результата и представляет собой индивидуальное и коллективное развлечение, регламентируется правилами, опирается на народные или групповые традиции, благодаря которым реализуется любой личностью легко и с удовольствием. Побудительные мотивы игры: подражание, состязание, пожелание («каравай»), самоутверждение (ручеек), азарт и т.д. Классификация игр: возрастная: для детей от 0 до 10-12 лет; подростковые от 10-12 до 14 лет; для юношества от 14 до 18 лет; для взрослых от 18 и старше. По способу организации: индивидуальные, переходные к командным, командные. По месту действия: в помещении, на воздухе, на воде. По физической и индивидуальной нагрузке: подвижные, мало подвижные, эстрадные (кричалки, хлопушки, музыкальные игры), танцевальные, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, игры шутки. Классификация игр по педагогическому воздействию: игры на знакомство, на снятие напряжения, на взаимодействие в группе, на взаимодействие мальчиков и девочек, на определение лидера, на самоопределение, на развитие фантазии, памяти.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75189. Сравнительно-исторический метод. Техника сравнения языков 40 KB
  Техника сравнения языков. На основе метода была создана и продолжает создаваться генеалогическая классификация языков устанавливающая родственные языки. Сравнивают ряд языков у которых схожие окончания глаголов настоящего времени изъявительного наклонения. Закон Гримма показал почему слова родственных языков отличны друг от друга.
75190. Германская группа 19.15 KB
  Северногерманская скандинавская подгруппа 1 Датский; письменность на основе латинского алфавита; служил литературным языком и для Норвегии до конца XIX в. 2 Шведский; письменность на основе латинского алфавита. 3 Норвежский; письменность на основе латинского алфавита первоначально датская так как литературным языком норвежцев до конца XIX в. 4 Исландский; письменность на основе латинского алфавита; письменные памятники с XIII в.
75191. Техника сравнения языков. Сравнительно-исторический метод 43.5 KB
  Техника сравнения языков Этот метод очень важен. На его основе бала создана генеалогическая классификация языков. Объединение языков в семьи группы подгруппы основывается на нем. устанавливает родственные связи языков.
75192. Системы грамматических категорий, форм 21.64 KB
  Во многих языках существует 3 рода и они никак не связаны с животным миром. В тюркских языках тоже нет деления на роды. Основным падежом особенно в индоевропейских языках является именительный или абсолютный. В индоевроп языках процесс исчезновения падежной системы происходил с древнейших времен – процесс синкретизма – объединение нескольких значений в одно.
75195. Искусственные языки 27 KB
  Искусственные языки Система изучающая данную область называется Интерлингвистика Она изучает аналоги человеческого языка и языки используемые в узколокальных целях например машинные языки Эсперанто окциденталь или интерлингве идо волапюк – это искусственные языки которые изначально создавались с целью преодоления языкового барьера который существует в человечестве легенда о языковом барьере появилась ещё в дохристианское время во время строительства Вавилонской башни. в Варшаве появился проект языка эсперанто составленный...
75196. Язык и культура 22.01 KB
  Язык и культура. Язык самым тесным образом связан с культурой. Вопросом связи языка и культуры начали заниматься в конце 18 начале 19 в. Вильгельм фон Гумбольдт Гумбольдт утверждал что язык и материальная культура связаны.
75197. Просторечие и жаргон 30.5 KB
  Литературное просторечие – это когда в речи образованного человека встречается фамильярная лексика: братан земляк пацан батя к пожилому мужчине. Следует различать салонные жаргоны социальной верхушки которые возникают из ложной моды как стилистический нарост на нормальном языке; практической ценности в них нет; особенно опасно их проникновение в литературу и практические жаргоны исходящие из профессиональной речи и преследующие цели языкового обособления данной группы и тайноречия для осуществления своего ремесла и засекречивания...