18744

Организация и координация развития добровольческого (волонтерского) движения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Организация и координация развития добровольческого волонтерского движения. Нормативноправовая база регулирующая деятельность волонтерского движения. Волонтёрская деятельность это широкий круг деятельности включая традиционные формы взаимопомощи и самопом...

Русский

2013-07-08

25.71 KB

49 чел.

Организация и координация развития добровольческого (волонтерского) движения.

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность волонтерского движения.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

По происхождению слово «волонтёр» означает лицо, добровольно поступившее на военную службу. В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий.Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем денежной платы. Это значит, что его мотивы кроются не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Героический труд волонтеров – это обычно различные общественные работы (уборка территорий), организация общественно полезных мероприятий (благотворительные концерты), социальная помощь (инвалидам, детям-сиротам, престарелым). Сюда же относятся работа в рамках неформального образования, направленного на интеркультурное общение, миротворчество, разрешение конфликтов, экологическая защита.Волонтёрство – это вид безвозмездной деятельности в отношении благополучателя. Благополучателем могут быть: ветераны, люди, оказавшиеся в ТЖС, дети (дети-сироты, дети-инвалиды, дети без родителей), животные, объекты природы, памятники искусства и архитектуры. Доброволец – это человек, который творит добро. Волонтёр – человек, вовлечённый в систему. Виды волонтёрской деятельности: социальное патранирование пожилых людей, экологическое, педагогическое (социальный патронат), информационная, реставрация памятников, донорство и т.д.Нормативно-правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в РФ, являются следующие документы:  Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Конвенция о правах ребенка (1989 г.);Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий при поддержке Генеральной Ассамблеи ООН и Международной ассоциации добровольческих усилий; Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации ;Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.; ФЗ №82 от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»;ФЗ от 28 июня 1995 г. №98 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;ФЗ от 11 августа 1995г. №135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Международный опыт участия в волонтерской деятельности.

В 20-х гг. ХХ века по инициативе молодых людей, желающих помочь в восстановлении разрушенного Первой мировой войной мира, в Европе возникло международное волонтёрское движение. В 1920 году во Франции, под Страсбургом, был осуществлён первый волонтёрский проект с участием немецкой и французской молодёжи, в рамках которого волонтёры восстанавливали разрушенные войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. Идея разнеслась по всей планете. В 1960-х гг. появились десятки волонтёрских программ с миротворческой целью – подружить Восточную и Западную Европы. С 1980-х гг. среди волонтерских программ получили широкое распространение экологические волонтёрские проекты. В настоящее время организации из 50 стран мира, объединенные координационным советом при ЮНЕСКО, ежегодно проводят более 500 интернациональных молодёжных рабочих лагерей. Цель работы каждого волонтёрского лагеря помощь стране (городу, деревне) в осуществлении какого-либо проекта, на реализацию которого у данной страны (города, деревни) нет достаточных средств. Особенно популярны они в таких странах, как США, Англия, Германия,  Испания, Франция, Финляндия, Швейцария и др. В волонтёрском движении участвуют студенты, преподаватели вузов, люди самых различных профессий – вполне благополучные и респектабельные, но предпочитающие проводить свой отпуск в активном созидании. Волонтёрские лагеря бывают самого разного характера: экологические, археологические, реставрационные, ремонтные, сельскохозяйственные, социальные и другие.  Принцип, по которому работают волонтёры, один: проект должен быть социально-значимым, полезным людям.

Сегодня волонтерские организации существуют в 80 странах мира. Правительства этих стран оказывают поддержку волонтёрскому движению.

14 сентября 1990 г. в Париже на ХI Всемирной Конференции Международной Ассоциации добровольческих усилий была принята Всеобщая декларация волонтеров, в которой обозначены смысл и цели, основные принципы движения.

Работают международные волонтёрские организации. Самыми известными международными волонтерскими организациями являются:

UNV–  Волонтеры ООН – организация непосредственно подчиняющаяся ООН, занимающаяся поддержкой устойчивого глобального развития на планете путем продвижения идей добровольчества и мобилизации добровольцев для решения конкретных практических задач на нашей планете. Волонтеры ООН работают с беженцами, ВИЧ инфицированными, детьми, инвалидами; в области детского и взрослого образования, здравоохранения, городского развития, выборного права и защиты прав избирателей, гендерного равенства и прав женщин и т.д. и т.п. практически во всех странах участницах ООН.

Несколько лет назад Волонтёрская программа Объединённых Наций создала новую группу волонтеров, которые могли вступить в программу в возрасте 21 года. В феврале 2000 г. начался еще один проект –  распространение волонтерских заданий через Интернет.  Управляемый Волонтерской программой Объединённых Наций, проект добавляет новое измерение к уже существующим возможностям волонтёрства  

Придавая большое значение волонтерской деятельности, ООН учредила Международный день добровольцев  (5 декабря) во имя экономического и социального развития, а 2001 г. по решению ООН был объявлен Международным годом волонтера.

CCIVS– Координационный комитет международных волонтерских организаций был создан в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО. Комитет CCIVS координирует деятельность более 250 национальных волонтерских организаций в 100 странах мира. Европейская волонтёрская служба начиная с 1998г. предполагает молодым людям в возрасте от 18 до 25 лет возможность выполнять волонтёрскую деятельность в течение 6-12 месяцев за рубежом. Каждый проект имеет 3 партнёров: волонтёр, отправляющая организация и принимающая организация. С 1996 года около 5 тысяч молодых европейцев участвовали в этой программе.

SCI (Service Civil International) – Международная волонтёрская организация, основанная в 1920 году, имеет 33 отделения по всему миру. В её задачи входит продвижение идей  мира, международного взаимопонимания и солидарности, социальной справедливости и защиты окружающей среды. Основная деятельность SCI сосредоточена на организации международных волонтёрских проектов, семинаров, коротких, средних и долгосрочных волонтёрских программ, образовательных тренингов и международных обменов.

Международный опыт олимпийского волонтерства, ,Параолимпийских играх.

Мотивация молодежи для участия в добровольческом движении. Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания.  Волонтёрский труд не оплачивается, но волонтёры — не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Мотивация волонтёров: школьники – друзья, организация свободного времени, желание принести пользу людям. Студенты – приобретение профессиональных навыков, социальной опыт, установление позитивных контактов, эмпатия.

Государственные и муниципальные меры поддержки волонтерского движения. В России правового регулирования добровольчества фактически нет. Статус добровольца не определен. Не определено: какими правами он обладает, есть ли у него обязанности, какую ответственность он несет за свои действия. Не существует закона, в котором были бы определены обязанности организации, привлекающей добровольцев. Единственный из действующих законов, который содержит правовую норму, касающуюся волонтеров, — это Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Поэтому в решении юридических вопросов добровольчества во многом приходится опираться на практику и здравый смысл. Вызывает удивление, в частности, тот факт, что в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ, посвященном проведению в Сочи Олимпийских и Параолимпийских зимних игр 2014 года, нет ни одного упоминания о добровольцах или волонтерах.

По всей видимости, для решения проблемы была разработана и принята Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Документ утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 1054-р. В блок мероприятий по реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ на 2009-2010 годы заложена подготовка предложений по изменению нормативно-правовой базы для создания условий и инфраструктуры, позволяющих использовать в государственных муниципальных учреждениях труд добровольцев (волонтеров).

Согласно письму  министра спорта, туризма и молодёжной политики В. Л. Мутко, «оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вовлечению молодёжи в социальную практику осуществляется по целевому показателю „доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем числе молодёжи (процентов)“, который на 2010 год установлен на уровне 11 процентов, а на 2011 год — 18 процентов», что определяется принятой правительством РФ стратегией развития страны до 2020 года. Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в настоящее время разработан новый для российской практики механизм регистрации и учета волонтеров. «Личная книжка волонтера» будет содержать сведения о трудовом стаже своего обладателя, его поощрениях и дополнительной подготовке. Эти сведения будут вноситься в книжку соответствующими организациями, в которых работает или проходит обучение волонтер, заверяться подписью ответственного лица и печатью данной организации. Выдача личных книжек волонтеров (также известных как «паспорт волонтера») уже началась в ряде регионов. В волонтерской среде появление этих документов встречает неоднозначную реакцию. Высказываются как решительное мнения в поддержку появления «паспортов волонтеров», так и полное отрицание необходимости таких документов в принципе. Однако в своем большинстве активисты и руководители волонтерских организаций пока занимают осторожную позицию. В первую очередь, это связано с непонятным для них статусом данного документа. Волонтерам пока непонятно – что дает, чему служит, для чего вообще нужен «паспорт».Те, кто поддерживает появление этого документа, в основном ссылаются на опыт стран, где аналогичные «паспорта» введены уже давно. Там участие в волонтерской деятельности дает право на определенные льготы. В ряде европейских стран зафиксированная в «паспорте волонтера» работа засчитывается работодателем как официальная практика в таких профессиях, как педагог, воспитатель, врач, медицинский работник и т.д. «Паспорт волонтера» облегчает поступление в высшие учебные заведения и дает некоторые льготы при оплате обучения.

Формы работ, которые подлежат занесению в «Личную книжку волонтера»:

- разовая деятельность (мероприятии, акции, проекты, конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, лагеря и т.д.);

- постоянная работа (уход за больными, информирование общественности и т.д.).

В «Личной книжке волонтера» не ставятся отметки об основной деятельности обучающихся в различных учебных заведениях (прохождение практики в соответствии с учебным планом для добровольцев (волонтеров) и т.д.).

При заполнении  «Личной книжки волонтера», добровольческую (волонтерскую) деятельность необходимо классифицировать по следующим видам выполняемых работ:

* работа по специальности (в случае если доброволец (волонтер) работает по определенной специальности на предприятии, то она указывается в книжке);

* организатор – выполнение работ по организации мероприятий (разработка, подготовка, поиск средств для реализации);

*   куратор – осуществление контроля групп исполнителей;

* исполнитель – непосредственное выполнение работы определенного вида деятельности (при внесении записи в книжку допускается указание вида деятельности - например, технический помощник, уборщик помещений, дежурный, официант, аниматор и т.д.).

В Курганской области создан региональный штаб волонтерского движения Для точности учета каждому добровольному помощнику присваивается идентификационный номер. Каждый молодой доброволец зарегистрирован во всероссийской базе волонтёров и имеет  волонтёрскую  книжку общероссийского образца. Для достижения более эффективных результатов работы волонтёров в Курганском Доме молодёжи реализуется программа обучения добровольческой  деятельности. Готовится к реализации проект создания интерактивного ресурсного центра добровольчества города  Кургана, включающий дистанционные курсы, социальную сеть и методическую базу волонтёрства.В 2007 году в Курганском Доме молодёжи был создан Штаб волонтёров, членами Штаба были школьники и студенты в возрасте от 13 до 22 лет, объединившиеся с целью пропаганды здорового образа жизни среди подростков и молодёжи. На его базе в марте 2010 года в Доме молодёжи открыт Молодёжный Центр волонтёров города Кургана. Среди них - школьники, студенты и работающая молодёжь. Волонтёры Центра осуществляют деятельность по социальному, спортивному направлениям, пропаганде здорового образа жизни, занимаются подготовкой мероприятий. В рамках социального направления ребята приняли участие в акциях «Доброе дело от доброго сердца» (помощь ветеранам Великой Отечественной войны, уборка могил, покраска памятников), «Здесь живет ветеран» (установка красных звёзд на дома ветеранов), «Мы за семью» (акция против насилия в семье), «Солдатская каша». В направлении пропаганда здорового образа жизни молодые добровольцы выступают с творческими номерами в школах города, детских оздоровительных лагерях.15 сентября 2010 в Курганском Доме молодёжи началась реализация проекта «Школа волонтёров». Программа Школы насыщена и интересна. Чтобы стать добровольцем, школьники изучат принципы волонтёрства, потренируются в социальном проектировании, узнают перспективы участия в волонтёрском движении, направления волонтёрской работы, популярные добровольческие проекты. Для проведения занятий приглашены специалисты: педагоги, психологи, представители средств массовой информации, лидеры и руководители общественных объединений. Всего учебная программа состоит из 12 занятий по 2 часа, по итогам прохождения которых молодые добровольцы сдают экзамен и получают сертификат.Кроме того, участие в этом проекте даст возможность приобретения начальные профессиональные навыки, опыт общения, полезные знакомства, определиться с будущей профессией. В необычном учебном заведении предусмотрена система личностного роста для обучающихся. Проект «Школа волонтёров» был представлен на Областном молодёжном форуме «Зауралье-2010». Его поддержали эксперты Правительства Курганской области, компании «ВымпелКом» («Билайн»), Курганского центра социальной помощи семье и детям, а также Центра социальной защиты населения.

Добровольческие (волонтерские) инициативы.

Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности - работу с социально-незащищенными слоями населения (инвалидами, престарелыми, маргиналами); работа в рамках неформального образования, направленного на интеркультурное общение; развитие проектов, укрепляющих дух социальной терпимости; миротворчество, разрешение конфликтов; экологическая защита; активизация населения в глубинке и т.д. Добровольцы участвуют в постоянно идущих процессах политических и социальных изменений. Волонтерство является наиболее эффективным методом практического неформального обучения в области так называемого третьего сектора - сектора некоммерческих негосударственных (социальных) структур. Волонтеры и их организации вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Добровольцы не являются "дешевой рабочей силой", их инициатива и энергия привлекаются к работе по их собственному добровольному желанию и являются катализирующим элементом в работе всего проекта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31603. ПОРУШЕННЯ СИСТЕМИ ЛЕЙКОЦИТІВ 84 KB
  Периферична кров містить: 1 пул циркулюючих лейкоцитів близько 50; 2 пристінковий маргінальний пул близько 50. Для характеристики стану лейкоцитів використовують наступні показники: 1 Вміст лейкоцитів в одиниці об’єму крові. Збільшення вмісту лейкоцитів у крові одержало назву лейкоцитозу зменшення лейкопенії.
31604. ПОРУШЕННЯ СИСТЕМНОГО РІВНЯ АРТЕРІАЛЬНОГО ТИСКУ 96.5 KB
  Відповідно до цього виділяють 3и гемодинамічних варіанти артеріальної гіпертензії: 1. Виникнення артеріальної гіпертензії може обумовлюватися змінами функції регуляторних систем організму які забезпечують сталість артеріального тиску. При первинній артеріальній гіпертензії підвищення артеріального тиску не пов'язане із конкретним захворюванням чи патологічним процесом у тих чи інших органах і системах організму: причина підвищення артеріального тиску залишається неясною. Таку форму гіпертензії у різних країнах називають...
31605. ПОРУШЕННЯ ТРАВЛЕННЯ У КИШЕЧНИКУ. (МАЛЬДІГЕСТІЯ) 76 KB
  Він виникає внаслідок: 1 недостатності секреторної функції шлунка; 2 недостатності секреції соку підшлункової залози; 3 недостатньої секреції жовчі; 4 недостатньої секреції кишкового соку 12палої та порожньої кишок. П р и ч и н а м и такого явища можуть бути: а нейрогенне гальмування зовнішньосекреторної функції підшлункової залози при зменшенні тонусу блукаючого нерва чи отруєнні атропіном і ін. Такі фактори ведуть до порушення надходження у 12палу кишку ферментів підшлункової залози які відіграють вирішальну роль в травленні...
31606. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧІ І МЕТОДИ ПАТОЛОГІЧНОЇ ФІЗІОЛОГІЇ 78 KB
  Патологічна фізіологія це наука яка вивчає загальні закономірності виникнення розвитку і завершення хвороби. Особливість предмету патологічної фізіології полягає в тому що вона вивчає найбільш загальні закономірності виникнення і розвитку хвороби у той час як інші науки вивчають особливе спеціальне кожної хвороби. При цьому патологічна фізіологія як наука вирішує наступні задачі: 1 Встановлення сутності хвороби що таке хвороба. 2 Вивчення причин і умов виникнення хвороби чому виникає хвороба чи патологічний процес.
31607. ПУХЛИНИ 85.5 KB
  Доброякісні пухлини складаються із добре диференційованих клітин і зберігають типову структуру тієї тканини з якої виростають. Злоякісні пухлини характеризуються втратою диференціювання клітин спрощенням і атиповістю будови. Певна частина пухлин походить із клітин крові тобто є гемобластозами або із клітин сполучної тканини і є саркомами. Ендогенними називають канцерогени які утворюються в організмі з його нормальних компонентів: а канцерогенні поліциклічні ароматичні вуглеводні метилхолантрен які синтезуються із холестерину...
31608. РЕАКТИВНІСТЬ і АЛЕРГІЯ 138.5 KB
  4 За патогенезом: а алергійні реакції гуморального типу I II III і V типи реакцій; 2 алергійні реакції клітинного типу IV тип реакцій за Кумбсом і Джеллом. У патогенезі алергійних реакцій виділяють наступні стадії: 1 імунологічну 2 патохімічну 3 патофізіологічну стадію клінічних проявів. 2 Патохімічна стадія це період часу від початку взаємодії алергену з ефекторами імунної системи антитілами чи Тлімфоцитами до появи біологічно активних речовин медіаторів алергійних реакцій. 3 Патофізіологічна стадія це період...
31609. АЛЕРГІЯ. Алергійні реакції III типу за Кумбсом і Джеллом - імунокомплексні реакції 75.5 KB
  Антиген і антитіло перебувають у вільному стані не фіксовані на поверхні клітин. В результаті активації комплементу і дії продуктів які продукуються макрофагами відбувається ушкодження клітин і розвивається запалення. Алергійні реакції IV типу за Кумбсом і Джеллом гіперчутливість cповільненого типу або клітинноопосередкований тип алергії. Такими клітинами є Тхелпери1 CD41 які мають специфічні до відповідного антигену рецептори Тірецептори.
31610. РОЗЛАДИ РУХОВОЇ І ТРОФІЧНОЇ ФУНКЦІЇ НЕРВОВОЇ СИСТЕМИ 86.5 KB
  Регуляція довільних рухів поперечнопосмугованих м’язів здійснюється руховим аналізатором розташованим переважно в лобовій частці кори півкуль великого мозку клітини Беца передньої центральної звивини через двохнейронний пірамідний шлях: а корковоядерний і б корковоспинномозковий. Регуляція тонусу скелетних м’язів і мимовільних автоматичних рухів здійснюється екстрапірамідною системою яка складається із підкіркових ядер кінцевого мозку хвостатого сочевицеподібного ядер огорожі структур проміжного мозку таламуса...
31611. СЕРЦЕВА НЕДОСТАТНІСТЬ 87.5 KB
  Недостатність серця це патологічний стан при якому навантаження на серце перевищує його здатність виконувати роботу по переміщенню крові у кровоносному руслі та забезпечувати кровопостачання органів і тканин відповідно до їх потреб. Недостатність серця класифікують: I. У залежності від клінічного перебігу розрізняють: а гостру і б хронічну недостатність серця. За виразністю клінічних проявів виділяють: а компенсовану і б декомпенсовану недостатність серця.