18745

Особенности занятости и трудоустройства молодежи

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Особенности занятости и трудоустройства молодежи. Определение понятий занятость и трудоустройство. Роли на рынке труда. Виды занятости молодежи. Активные формы работы с выпускниками учебных заведений по вопросам занятости и трудоустройства. Определение понятия...

Русский

2013-07-08

24.74 KB

69 чел.

Особенности занятости и трудоустройства молодежи.

Определение понятий «занятость» и «трудоустройство». Роли на рынке труда. Виды занятости молодежи. Активные формы работы с выпускниками учебных заведений по вопросам занятости и трудоустройства.

Определение понятия занятость, трудоустройство.

Занятость – участие населения в трудовой деятельности, включая учёбу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, непротиворечащая законодательству РФ и приносящая заработок или трудовой доход. Все вопросы, связанные с занятостью раскрыты в ФЗ «О занятости населения». Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок.

Выделяют следующие категории населения:

  1.  Работающие на постоянной работе;
  2.  Работающие на временной работе;
  3.  Работающие на сезонной работе;
  4.  Работающие по срочному трудовому договору;
  5.  Неработающие граждане;
  6.  Безработные;
  7.  Безработный, зарегистрированный в службе занятости.

К занятым относятся работающие по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры), военнослужащие. Уровень занятости, т.е. вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость является источником безработицы. Занятость, в отличии от труда, не деятельность, а общественные отношения – экономические и правовые – по поводу включения работника в определённую кооперацию труда на определённом рабочем месте.

Трудоустройство – это система организационных, экономических, правовых мероприятий, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком значении трудоустройства объединяет все формы трудовой деятельности, которые не противоречат законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуальную трудовую деятельность, предпринимательство, фермерство и т.п. В узком значении под трудоустройством понимают такие формы трудовой деятельности, которые устанавливаются при содействии органов государства и негосударственных организаций на основе лицензирования. Необходимо учесть, что понятие трудоустройства более узкое, чем понятие занятость.

Роли на рынке труда. 5 ролей:

Безработный

Наемный работник

Предпринисатель

Собственник

Служитель

Виды занятости молодежи.

В законодательстве и практике деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в области занятости, сложились различные классификации занятости в зависимости от того или иного аспекта данного общественного явления.

Одна из распространенных классификаций занятости на основании полноты охвата трудоспособного населения - это ее подразделение на полную и неполную. При этом имеется в виду полная или неполная занятость населения в целом, а не отдельных граждан.

Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости, указывает, что полная занятость представляет собой состояние на рынке труда, при котором полностью удовлетворяется потребность граждан в работе. Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным регионам, что возможно в рыночной экономике как исключение. В политике занятости полная занятость является важнейшей целью, когда реализуется право каждого гражданина на труд.

Неполная занятость трактуется как занятость в неполное рабочее время либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда сокращается длительность рабочего времени с согласия или без согласия работников. Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

Такое разделение полной и неполной занятости вызывает определенные возражения. Выделение полной и неполной занятости как элементов единой классификации должно происходить по полноте занятости в определенном смысле. Если в первом случае (определение полной занятости) определяется занятость населения в целом, то при определении неполной занятости акцент ставится на занятости конкретного гражданина.

Полная занятость - это занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости от социально-экономического положения страны. При этом под естественным уровнем безработицы понимается объективный, экономически и социально приемлемый уровень безработицы, обусловленный структурными изменениями в спросе на рабочую силу - структурная безработица, а также поисками или ожиданием работы - фрикционная безработица.

Частичная безработица - характерное и в какой-то мере необходимое явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости объясняется тем, что работник в связи с переменой работы, места жительства и т.п. выходит на определенное время из непосредственного производства. Это значит, что в каждый момент имеется часть не использованной в производстве рабочей силы, что обусловливается действием объективных законов воспроизводства независимо от уровня его организации и протекания.

Кроме того, наличие социально приемлемого уровня безработицы оказывает положительное влияние на конкуренцию на рынке труда, стимулируя развитие трудовых ресурсов.

Поэтому для эффективного осуществления государственной политики в области занятости в законодательстве необходимо определить понятие полной занятости с учетом приемлемого, естественно необходимого, уровня безработицы. Неполную занятость, с учетом приведенного определения полной занятости, можно охарактеризовать как занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы.

Применительно к конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную или частичную безработицу, и незанятость, также добровольную или вынужденную - полную безработицу.

Многие определения частичной занятости, принятые в различных странах, исходят из трактовки, сформулированной Международной организацией труда, которая под частичной занятостью понимает регулярную занятость по найму при значительно сокращенной продолжительности рабочего времени. Продолжительность рабочего времени при частичной занятости существенно ниже установленного стандарта. В законодательстве некоторых стран она меньше нормативного рабочего времени, как минимум, на 20% (хотя в большинстве случаев этот размер не определяется).

Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице.

Активные формы работы с выпускниками учебных заведений по вопросам занятости и трудоустройства.

Данная работа во многих регионах страны проводится по следующим направлениям: проводятся специализированные ярмарки вакансий рабочих мест, акции,  дни карьеры, тестирования по профориентации, организуются собеседования с работодателями, оказываются консультационные услуги специалистов службы занятости и работодателей, проводятся компьютерные тестирования. Организуется работа по временной занятости несовершеннолетних и молодёжи в летний период и содействие в организации деятельности студенческих трудовых отрядов. В летний период организуется работа лагерей труда и отдыха, создаются подростковые трудовые бригады. Несовершеннолетние, подростки, молодёжь привлекаются на различные виды работ: ремонт школ, уборка урожая, строительство, сфера бытового обслуживания. Для координации деятельности студенческих трудовых отрядов в регионах  созданы молодёжные общественные организации «Штаб студенческих трудовых отрядов», которые способствуют созданию трудовых отрядов по направлениям деятельности: педагогические, строительные, сервисные. Существуют в регионах «молодёжные биржи труда», данные учреждения имеют свою специфику (кроме традиционных форм работы по обеспечению занятости данные учреждения осуществляют подбор для молодёжи сезонной и временной работы, оказывают консультационную, юридическую, психологическую помощь, проводят профориентационную работу, осуществляют поиск и апробацию новых форм содействия занятости молодёжи). Помимо традиционных форм занятости центры содействия трудовой занятости молодёжи развивают новые формы работы с незанятой молодёжью, например такие как: проведение социологических исследований в сфере молодёжной занятости, организация для старшеклассников ознакомительных экскурсий на промышленные предприятия, проведение «круглых столов» по вопросам молодёжной занятости, проведение тестирования и деловых игр для старшеклассников с целью выявления профессиональных качеств. Немаловажным фактором в деятельности системы региональных центров содействия трудовой занятости молодёжи является оперативная работа по сбору и передаче информации.

В Кургане 15 декабря 2010 года во Дворце культуры машиностроителей состоялось общегородское мероприятие для молодёжи «День карьеры 2010». Не секрет, что молодым специалистам в современных экономических условиях сложнее всех приходится на рынке труда. Это одна из наиболее острых проблем сегодняшнего дня. Помочь молодым людям найти своё место в трудовом процессе, познакомить их с правами и обязанностями, содействовать в поиске работы – эти и другие цели ставили перед собой учредители данного мероприятия – Департамент социальной политики Администрации г.Кургана и его организаторы – МУ «Курганский Дом молодёжи» и ГКУ «Центр Занятости населения Кургана и Курганской области». Среди задач, которые ставили перед собой организаторы – привлечение общественности к проблеме трудоустройства молодёжи, ориентирование учащихся школ на получение востребованных специальностей (в первую очередь рабочих, инженерно-технических и профессий сферы обслуживания), установление прочных контактов между работодателями выпускниками СУЗов и ВУЗов, помощь в трудоустройстве обратившихся соискателей.    

Молодежные биржи труда. Временная занятость молодежи. Трудовые объединения молодежи (школьные трудовые отряды, строительные, педагогические студенческие отряды и т.д.). Молодёжные биржи труда призваны решать проблему трудоустройства молодёжи.

Организация временной занятости несовершеннолетних граждан – одно из направлений активной политики занятости молодёжи, в том числе активно реализуемая в Курганской области. В 2010 году органами службами занятости населения планировалось трудоустройство 13 000 подростков. В течение 2010 года в программе временной занятости несовершеннолетних граждан приняло участие 13 563 человека. Приоритетным правом при трудоустройстве пользовались несовершеннолетние из числа детей – сирот, детей из малообеспеченных семей и семей безработных граждан, подростков, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Подростки были заняты в отрядах «Мэра» и «Милосердие», которых насчитывалось по области около 500 единиц. Органами службы занятости создано 29 агитбригад, 44 педагогических отряда, 17 отрядов по борьбе с наркотиками. Около 6 000 подростков работало на выращивании овощей, посадке лесных культур, ремонте школьных зданий.

Педагогический отряд, или педотряд, это группа студентов, которые собираются добровольно (по инициативе учебного заведения) и проводят каникулы в детских лагерях, работая там вожатыми. Трудовые отряды формируются на базах школ и учреждений дополнительного образования детей. Участниками таких отрядов могут стать  молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет.

Подростки занимаются благоустройством и озеленением территории города, благоустройством пришкольных участков, уборкой мусора в парках, на социальных объектах, ремонтом книг, мебели, оборудования, подготовкой и посадкой рассады, косметическим ремонтом школы, работали в школьных музеях, оказывают социальную помощь ветеранам, участникам войн, пенсионерам, проживающим в частном секторе. В летний период ребята работают помощниками вожатых в школьных лагерях дневного пребывания.

Студенческий отряд — это объединение юношей и девушек, добровольно изъявивших желание в период летних каникул работать. Отряды являются важной формой воспитания студенческой молодежи. Вся трудовая и общественно-политическая деятельность отрядов должна активно способствовать воспитанию студенческой молодежи, повышению качества профессиональной подготовки специалистов. Курганский областной штаб студенческих отрядов направляет и контролирует деятельность студенческих отрядов, оказывает им непосредственную помощь.

Самозанятость как форма экономической поддержки (обеспечения) молодежи.

В целях обеспечения потребностей города в расширении производства товаров и услуг, увеличения возможностей занятости граждан путём развития предпринимательской деятельности, лужба занятости оказывает безработным гражданам содействие в организации самозанятости.

Самозанятость – организация безработными гражданами, гражданами, ищущими работу, собственного дела с оформлением государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или созданием юридического лица. Бизнес-план.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17646. Властивості фотонів 30.19 KB
  Властивості фотонів. Поняття фотон вперше вивів Л’юіс 1929 р. Фотон – квант електромагн. поля. Властивості фотона: 1. Енергія і імпульс: стала Планка момент імпульсу фотона. / / коментар Для фотона: . Фотон завжди релятивіська частинка. 2. А точніше:...
17647. Голограма Лейта і Упатнієкса (позаосьова) 19 KB
  Голограма Лейта і Упатнієкса позаосьова. Голографія – метод запису та відновлення світлових хвиль що заснований на явищах інтерференції та дифракції когерентних пучків світла тобто безлінзове отримання оптичних зображень шляхом відновлення хвильового фронту. Іде
17648. Двопроменева інтерференція Інтерферометр Майкельсона 46.26 KB
  Двопроменева інтерференція: Інтерферометр Майкельсона. Світло від протяжного джерела світла S потрапляє на плоско паралельну розділювальну пластинку P1 покриту напівпрозорим тонким шаром срібла або алюмінію. Ця пластинка частково пропускає частково відбиває світло
17649. Двопроменева інтерференція інтерферометр Релея 23.48 KB
  Двопроменева інтерференція інтерферометр Релея Когерентні хвилі одержують поділом пучка хвиль. За допомогою двопроменевої інтерференції вимірюють : оптичну густину речовини дослідження зміни густини середовища в часі виміри лінійних зсувів тіл гравіметр
17650. Дисперсійна призма кутова дисперсія, роздільна здатність 69.56 KB
  Дисперсійна призма: кутова дисперсія роздільна здатність. Дисперсійна призма – призма з прозорого для досліджуваного випромінювання матеріалу використовується для отримання дисперсії електромагнітного випромінювання. Кутова дисперсія і роздільна здатність є важ
17651. Дифракція на краю екрана. Спіраль Корню 98.87 KB
  Дифракція на краю екрана. Спіраль Корню. В деяких задачах краще розбивати хвильовий фронт на смугові зони – зони Шустера. Припустимо хвильовий фронт плоский. Площина хвильового фронту AB перпенд. до площини. Проведемо коаксіальні циліндричні поверхні вісь яких – точка P...
17652. Дифракція рентгенівських променів на кристалічній гратці формули Лауе 58.53 KB
  Дифракція рентгенівських променів на кристалічній гратці: формули Лауе. Трехмерные пространственные решетки обладают периодичностью в трех различных направлениях. Кристаллическая решетка является трехмерной пространственной решеткой с малым периодом. На ней дифр
17653. Дифракція та отворі побудова Френеля. Зонна платівка Френеля 217.42 KB
  Дифракція та отворі: побудова Френеля. Зонна платівка Френеля. Поставимо між точковим джерелом S і точкою спостереження Р непрозорий екран з круглим отвором площина якого перпендикулярна до осі SP а центр О розміщений на тій же осі. Згідно із Френелем дія такої перешкоди...
17654. Дифракція Фраунгофера на двох щілинах 156.34 KB
  Дифракція Фраунгофера на двох щілинах У випадку 2 щілин на відміну від випадку 1 щілини буде спостерігатись ще й інтерференційна картина. Результуюча картина буде визначатися шляхом додавання хвиль що йдуть з обох щілин. Очевидно що min будуть на тих самих місцях бо т