18746

Планирование и развитие карьеры молодого человека

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Планирование и развитие карьеры молодого человека. Определение понятия карьера. Карьера – успешное продвижение вперед в той или иной области деятельности. В широком понимании карьера – это профессиональный прогресс профессиональный рост этапы продвижения служа

Русский

2013-07-08

25.09 KB

6 чел.

Планирование и развитие карьеры молодого человека.

Определение понятия «карьера».

Карьера – успешное продвижение вперед в той или иной области деятельности. В широком понимании карьера – это профессиональный прогресс, профессиональный рост, этапы продвижения служащего к высшей ступени профессионализма. Логичным завершением успешной карьеры является высокий профессионализм работника, признанный руководителем организации. Разумеется, что в течение всей трудовой деятельности человека оценка профессионализма может варьироваться. В узком понимании карьера – продвижение по служебной лестнице, занятие особого статуса в своей профессиональной сфере. В этом случае карьера  - это желанный путь вверх, осознанно выбранный работником для получения неких моральных бонусов в виде самоутверждения и получения удовольствия от любимой работы. Это и является главным мотивом движения к определенному статусу (социальному, должностному, квалификационному).

Карьерному росту способствуют: 1. Должностные ступени, уровни иерархии; 2. Ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания; 3. Статусные ранги, отражающие вклад сотрудника в развитие организации (выслуга лет, рациональные предложения и т.п.); 4. Ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству); 5. Уровни материального дохода (уровень зарплаты  и разнообразие социальных льгот).  

Виды карьеры.

Профессиональная карьера - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

Внутриорганизационная карьера - охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации; реализуется в трех основных направлениях:

  1.  вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, т.е. в этом случае продвижение наиболее заметно. Под вертикальным направлением понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
  2.  горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения);
  3.  центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях весьма привлекательно для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству предприятия. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства.

Траектории развития карьеры молодежи. Схем карьерного роста гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Сегодня помимо традиционной вертикальной карьеры (когда человек приходит на стартовую позицию и затем, постепенно накапливая опыт, растёт в пределах своего подразделения), часто рассматривается карьера горизонтальная (когда карьерная траектория ограничивается одной специальностью и делается упор на развитие профессиональных компетенций), и даже диагональная карьера (смешанный вариант двух предыдущих). Главным условием конкурентоспособности на рынке труда становится содержательная часть деятельности и способность принимать решения, а не название занимаемой должности. Рынок стал более специализированным, а значит, более сложным. К людям пришло понимание того, что чтобы сразу после университета попасть в хорошую компанию, надо еще со студенческой скамьи пройти какие-то стажировки, практики, участвовать в проектах и т.д. – «вживаясь» в компанию постепенно.

В течение своей профессиональной жизни работники могут выбрать различные варианты карьерного продвижения:

1 – продвижение по служебной лестнице в одной организации в рамках одного вида деятельности;

2 – продвижение по служебной лестнице в одной организации со сменой вида деятельности;

3 – переход в другую организацию в рамках того же вида деятельности;

4 – переход в другую организацию со сменой вида деятельности.

Этапы, ориентировочный возрастной период

Содержание деятельности

Должность

Подготовительный
(до 23 лет)

Получение профессионального образования и подготовка к профессиональной деятельности

Студент

1
(23–25 лет)

Приход на работу в организацию. Адаптация к профессиональной деятельности

Специалист

2
(25–30 лет)

Проявление себя как мастера. Овладение педагогическим мастерством / освоение одного вида деятельности

Ведущий специалист

3
(30–40 лет)

Совершенствование научно-методического мастерства, руководство аспирантами, ассистентами / освоение всего комплекса деятельности в выбранном направлении, руководство специалистами. Включение в перспективный руководящий резерв. Обучение управленческим навыкам

Главный специалист

4
(35–45лет)

Назначение на руководящую должность, ее освоение. Развитие управленческих компетенций и включение в резерв руководящих кадров высшего звена

Начальник отдела, управления

5
(40–50 лет)

Достижение профессионального совершенства. Назначение на руководящую должность высшего звена управления

Начальник департамента

6
(45–60 лет)

Достижение пика профессиональной и должностной карьеры в вузе. Создание управленческой команды единомышленников

Руководитель организации

7
(60–65 лет)

Подведение итогов деловой карьеры. Подготовка преемника

8
(после 65 лет)

Уход с руководящей должности. Передача опыта

Консультант

Этапы планирования и реализации карьеры:

Якоря карьеры.

Одним из известных исследователей деловой карьеры Э. Шейном выделено семь основных карьерных стратегий («якорей»), с помощью которых можно характеризовать карьерные устремления человека и место карьеры в системе его жизненных ценностей.

1.     Профессиональная компетентность. Эта установка связана с поиском человеком признания своих способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). В случае, если работа не позволяет их развивать, быстро теряется интерес к ней. Прежде всего, люди ориентированы на развитие своих способностей и навыков в области, непосредственно связанных с их специальностью.

2.     Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на должность, позволяющую управлять организацией дела: объединять усилия других людей и нести полноту ответственности за конечный результат. Эти люди рассматривают свою специальность как ловушку и признают, что важно знать несколько функциональных особенностей. Они развивают знания на уровне своего бизнеса или своей отрасли.

3.     Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Люди данной категории испытывают трудности, связанные с ограничением, установленными правилами, процедурами, рабочим днём, дисциплиной и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам.

4.     Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности – стабильность места работы и стабильность места жительства. Люди отождествляют свою работу со своей карьерой. Важнее остаться на прежнем месте работы, чем искать новую работу на новом месте проживания.

5.     Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше». Данная категория описывает людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Основной тезис построения их карьеры – получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели.

6.     Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем и просто выигрыш. Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других – конкуренция и межличностные отношения.

7. Интеграция стилей жизни. Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешенная потребность человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам. Выбрать и поддержать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере.

8.     Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Этим людям нравиться создавать новые организации, товары и услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других – это не их, они -  предприниматели по духу, и цель их карьеры – создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании – собственный бизнес.

Выделенные Э. Шейном карьерные ориентации легли в основу предложенной автором методики «Якоря карьеры».

Особенности карьерного консультирования молодежи.

Карьерное консультирование – комплекс методов, помогающих решить вопрос о выборе пути профессионального роста и развития.

Карьерное консультирование может помочь:

  1.  студентам и выпускникам профессиональных учебных заведений, желающим спланировать собственную карьеру, а также сделать свое обучение более эффективным и целенаправленным;
  2.  людям, не получающим удовлетворения от своей работы и, возможно, решившим сменить сферу профессиональной деятельности;
  3.  тем, кто в своей профессии достиг того, к чему стремился, и не знает, куда и как двигаться дальше;
  4.  тем, кто не может самостоятельно оценить свои профессиональные перспективы;
  5.  а также всем, кому необходим профессиональный, непредвзятый взгляд со стороны на сложившуюся в профессиональной жизни ситуацию (иногда даже этого бывает достаточно для ее изменения в лучшую сторону).

Карьерное консультирование — это процесс формирования оптимальной стратегии профессионального развития, который включает в себя процесс выбора, планирования, реализации и коррекции карьерного пути. Построение карьеры длится всю жизнь и от успешности человека в этой сфере зависит качество жизни человека в целом, его самореализация и уверенность в себе.

Карьера никогда ни с кем не «случается». Для того чтобы построить успешную карьеру, не достаточно просто оказаться в нужном месте в нужное время.Успешная карьера – это результат конкретных действий профессионала, это планирование и осуществление конкретных шагов, которые подчинены общей стратегической карьерной цели.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54341. Культура Европы в XX - начале XXI вв.: противоречия и проблемы 28.21 KB
  Таким образом процесс подготовки и проведения такого учебного занятия как комбинированный урок увлекает студентов активизирует их достаточно свободно пользоваться простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении аудировании чтении и письме. ФГОУ СПО Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Дисциплина: Английский язык Группа: С41 Преподаватель: Бутакова Л. Тема занятия: Строительство зданий и сооружений Тип и вид занятия: комбинированный Цели занятия...
54342. Методические основы использования прикладного ПО на уроках в школе 111.5 KB
  Деление на группы производят либо по способностям либо случайным образом например по партам или по алфавиту. В этом случае как правило формируются разно уровневые группы в которых быстро определяются лидеры и аутсайдеры. Гузеев предложил различать группы выравнивания поддержки и развития. Группы выравнивания состоят из учащихся с различной успеваемостью и ориентированы на достижение всех ее участников обязательного уровня образования; группы поддержки однородны по успеваемости; в группах развития ученики более высокого уровня...
54343. Дмитриу Донской. Куликовская битва 83 KB
  Что позволило Дмитрию Ивановичу открыто выступить против монголотатар и разгромить их 12 октября 1350 года у московского удельного князя Ивана родился сын которого окрестили Дмитрием. Дмитрия Московского сумели получить для своего князя ярлык. Разведка великого князя донесла что Мамай собрав войско уже три недели ждал на Дону Ягайло Литовского.
54344. Сучасний урок - джерело творчості вчителя 2.78 MB
  €œТестові завдання з геометрії. клас із використанням тестуючого комплексу MIFTests. Кожен вчитель є справжнім керівником дитячого колективу діти визнають своїх педагогів за лідерів та активно співпрацюють із ними а це означає: вчитель має власний педагогічний імідж свій особливий педагогічний почерк він – конкурентоспроможний компетентний фахівець. МАТЕМАТИКА ТА ІТК У сучасному світі потреба в комп’ютерних технологіях постійно зростає – вони необхідні і вдома і на робочому місці. Систематичне використання...
54345. Комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми-логопатами 717 KB
  Поражение верхней височной извилины приводит к тому что человек слышит слова но не понимает их смысла так как в зоне Вернике как в своеобразной картотеке хранятся все усвоенные человеком слова точнее их звуковые образы и он всю жизнь пользуется этой картотекой. Если произошло поражение этой зоны то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам. Действительно левое полушарие отвечает: за движение правых конечностей и обеих рук за...
54346. Урок русского языка и литературного чтения 352 KB
  Планируемые результаты учебного предмета Русский язык общие на 4 года обучения Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явление национальной культуры; понимание того что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность к итоговому и пооперационному самоконтролю; ...
54347. Етапи розвязування задач за допомогою компютера 1.3 MB
  Для розвязання цих задач компютер озброєний найрізноманітнішим програмним забезпеченням, яке поділяється на чотири великих категорії: операційні системи, системні утиліти, системи програмування, прикладне програмне забезпечення.
54348. Інформаційно-комп’ютерні технології на уроках географії та природознавства 83.5 KB
  Вчителями природознавства опановано такі теми: Створення слайдових презентацій у середовищі програми MS Power Point Пошук та завантаження текстової звукової та відеоінформації з Інтернету Створення потокових презентацій відео кліпів у середовищі програми Movie Mker Створення та обробка графічної інформації засобами растрового графічного редактора dobe Photoshop. № п п Термін Тема заняття 1 Вересень Створення слайдових презентацій у середовищі програми MS Power Point. 3 Лютий Створення потокових презентацій відео кліпів у...
54349. Методика вивчення дробових чисел за курсом Математика у 5-6 класах 334 KB
  Організація самостійної діяльності учнів при вивченні дій ззвичайними дробами. ВСТУП Характеристика обовязкових результатів навчальних досягнень при вивченні дробових чисел Основною метою курсу математики 5-6 класів вважається: систематичний розвиток понять числа та вироблення вмінь усно та письмово робити арифметичні операції над числами формувати вміння переводити практичні задачі на мову математики підготовка учнів до вивчення курсів Алгебра€ та Геометрія€. Форми організації усного рахунку Добре розвинені у учнів навики усної...