18748

Государственная семейная политика

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Государственная семейная политика. Сущность цели задачи принципы и направления государственной семейной политики. Государственная семейная политика ГСП является составной частью социальной политики РФ и представляет собой систему принципов оценок и мер организа

Русский

2013-07-08

25.83 KB

132 чел.

Государственная семейная политика.

Сущность, цели, задачи, принципы и направления государственной семейной политики. Государственная семейная политика (ГСП) является составной частью социальной политики РФ и представляет собой систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышения качества жизни семьи. ГСП формируется на основе закономерности функционирования института семьи. Модернизация ГСП связана с модернизацией семьи как социального института. ГСП регулирует отношения между семьёй как особой социальной группой общества и государства, а так же между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи. Политика в отношении семьи проявлялась в регулировании брачно-семейных отношений, стимулировании рождаемости, материальной поддержке семьи детьми.

В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.

2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.

3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

Целью ГСП является обеспечение государством необходимых условий для реализации семьёй её функций и повышение качества жизни семьи.

Задачи ГСП: 1. Формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье; 2. Улучшение положения неполных семей, с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи; 3. Защита семьи от нищеты и лишений, от негативных воздействий, изменений, связанных с экономикой, миграцией, урбанизацией; 4. Создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождением детей и их количеством; 5. Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье.

Принципы ГСП: 1. Автономности и суверенности семьи; 2. Принцип свободы выбора. 3. Принцип общности договора; 4. Принцип единства целей федеральной и региональной политики;5. Принцип социального участия; 6. Принцип реалистичности и эффективности семейной политики; 7. Принцип дифференциации подхода к различным типам семьи; 8. Принцип активизации потенциала семьи.

Основные направления ГСП: 1. Улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, профилактика бедности; 2. Обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной и семейной функций; 3. Оказание всесторонней помощи семьям  в воспитании детей, поддержка одарённых детей; 4. Обеспечение охраны здоровья матери и ребёнка; 5. Защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений; 6. Усиленное внимание к неполным семьям, к семьям, имеющим детей инвалидов, малообеспеченным семьям в целях создания благоприятных условий для их жизнедеятельности. 7. Всесторонняя подготовка молодёжи к браку и семейной жизни, планирование семьи; 8. Профилактика семейного неблагополучия.     

Основные направление государственной семейной политики в советский период. В России современная семейная политика  - это результат длительного развития начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребёнка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. На ранних этапах становления семейная политика появлялась прежде всего в регулировании брачно-семейных отношений, в стимулировании рождаемости, в материальной поддержке семьи с детьми. В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Политика 20-30 гг. ХХ века была сосредоточена на помощи городским работающим женщинам, которые сочетали выполнение материнских обязанностей с трудом в общественном производстве. Это были отпуск и пособие по беременности и родам, оплачиваемые перерывы на кормление ребёнка. Со второй половины 30гг. и до конца 40-х  гг. ХХ века особое внимание уделялось поощрению высокой рождаемости и многодетности. В это время были введены пособия на детей многодетным матерям, были запрещены аборты, ужесточены процедуры развода и повышены элементы на детей. Для морального поощрения многодетности были введены специальные награды для многодетных матерей. В 1944 г. было установлено почётное звание «Мать-гароиня». С середины 40-х гг. были введены пособия на детей одиноким матерям. В 50-60 гг. наблюдалось почти полное затишье в развитии ГСП. В это время отменили запрет на аборты, существовало распределение трудовых льгот для беременных  женщин и кормящих матерей (на сельских жителей). Продолжалась выплата пособий многодетным и одиноким матерям. В 70-80 гг. государство сконцентрировало усилие на преодоление малообеспеченности семей с детьми на основе введения пособий на детей конкретным категориям семей (малообеспеченным, с детьми инвалидами, вдовам). Политика была направлена на стимулирование рождаемости и поддержку родителей в воспитании детей. Важным документом, который определил семейную гендерную и демографическую политику  80 гг. было Постановление ЦК КПСС «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». Для молодых семей начислялось введение льготных ссуд на приобретение жилья и предметов длительного обихода. Молодожёнам предоставлялось жильё в течение одного года после заключения брака или квартира в первые три года после рождения ребёнка. Несмотря на принятые меры, в 80 гг. не удалось решить поставленные задачи малообеспеченности  и низкого уровня доходов, выравнивания стартовых возможностей для социализации детей. Не полностью были решены проблемы по обеспечению детскими дошкольными учреждениями и обеспечение жильём молодых семей. Причина заключалась в том, что для молодых семей деньги выделялись по остаточному принципу. К концу 80гг. в России сложились три основных направления ГСП:

  1.  Прямая денежная помощь семье;
  2.  Льготы различным типам семей, имеющим детей;
  3.  Натуральные выплаты на детей.

Государственная семейная политика в условиях российских социально-политических и экономических трансформаций. В 90 х гг. семья не являлась полноценным объектом государственной политики. Ее интересы и запросы как социального института мало учитывались. Кризис состояния института семьи требовал усилий по его укреплению. В изменившихся социальных и экономических, политических условиях происходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Внимание к проблемам семьи и семейной политики было особенно усилено в процессе подготовки и проведения международного года семьи в 1994 году. В это время началось формирование новой законодательной базы ГСП, в основу которой были положены важные документы ООН, содержащие основные принципы и требования государственной политики в отношении семьи и детей.

Ст. 38 Конституции РФ гласит: «материнство, детство, семья находятся под охраной государства». К базовым конституционным законам относятся законы, которые закрепляют права семьи в РФ: 1.Семейный кодекс; 2.Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; 3. ФЗ «О социальном обслуживании населения в РФ»; 4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

Особое значение в формировании новой идеологии и практики ГСП имеет Семейный кодекс. Вступивший в силу 1 марта 1996 года. Необходимость его принятия была обусловлена потребностью  в выработке новых положений, направленных на укрепление института семьи, в связи с кризисными явлениями и духовным кризисом общества. В 1996 году семейная политика получила государственное определение в указе Президента  «Об основных направлениях ГСП».

На протяжении 90-х гг. ХХ века постоянно существовали задолженности по выплате пособий на детей, нарушались сроки и сокращался объем финансирования на реализацию федеральных программ по социальной поддержке семьи, детей, женщин. В начале 2000 гг. с улучшением экономической ситуации уменьшились задолженности по пособиям на детей и другие социальные выплаты. В это время развивается новая форма поддержки семьи – социальное обслуживание семьи. Эта форма представлена многопрофильными территориальными центрами социальной помощи семье, соц.гостиницами и приютами, кризисными центрами, центрами экстренной соц.помощи, центрами планирования семьи и другими учреждениями.

Серьёзным недостатком сложившейся к настоящему времени системы управления государственной семейной политикой является её незавершенность на высшем уровне государственной власти.

Государственная семейная политика в отношении молодой семьи на федеральном и региональном уровне. Субъектами ГСП выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Основы государственной семейной молодёжной политики были заложены в начале 90-х гг. ХХ века. В постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года «Об основных направлениях ГМП в РФ» дано первое определение молодой семьи, а также определена поддержка молодой семьи в качестве одного из приоритетных направлений молодёжной политики. Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года утверждена Стратегия ГМП в РФ. Одним из проектов Стратегии является «Молодая семья России». Целями проекта является укрепление института молодой семьи, увеличение количества благополучных семей, формирование ответственного родительства.

Задачи проекта: 1. Формирование семейных ценностей среди молодёжи и их пропаганда; 2. Формирование механизмов поддержки молодой семьи; 3. Подготовка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к созданию благополучных семей; 4. Содействие в обеспечении жильём молодых семей.

Указом Президента РФ от 9 октября 2007года утверждена Концепция демографической политики в РФ на период до 2025 года. В соответствии с этой концепцией решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя создание условий по улучшению жилищных условий, в первую очередь молодых семей с детьми, за счет реализации различных федеральных и региональных программ.

8 мая 2007 года Министерством образования и науки РФ утверждена Концепция ГСП в отношении молодой семьи. Указом Президента РФ от 14 июня 2007 года – 2008 год был объявлен Годом Семьи в России. Разработана федеральная целевая программа «Жилище на 2002-2010 гг». Существует ФЦП «Социальное развитие села до 2010 гг». В ней предусмотрено предоставление молодым семьям, проживающим в сельской местности, субсидии на приобретение и строительство жилья. Существует Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г.

Курганская область стала одним из первых субъектов РФ, которая приняла закон о молодёжной политике от 1 декабря 1997 года. В данном законе на региональном уровне закреплено понятие молодая семья и описаны основные принципы молодой семьи. В 2003 году утверждена областная целевая программа «Социальное развитие села Курганской области до 2010 года». В 2007 году утверждена целевая программа Курганской области «Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008-2012 гг.». в ней механизмом решения жилищной проблемы молодых сельских семей является ипотечное кредитование. С 2004 года реализуется областная целевая программа развития ипотечного кредитования в Курганской области на 2004-2010 гг. и на перспективу до 2015 года. С 2007г . в Курганской области действует новая форма поддержки семьи, где одновременно родились 3 и более детей. Им предоставляется субсидия на приобретение жилья. В 2006 году утверждена Конвенция ГСП Курганской области до 2015 года. Одним из приоритетов которой является развитие молодой семьи. В 2007 году принят закон Курганской области «О ГСП, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области», в котором законодательно закреплены меры социальной поддержки молодой семьи.

В 2007 году утверждена целевая программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной национальной политики в Курганской области на 2008-2010 гг.», в котором одним из направлений молодёжной политики является социальная поддержка молодых семей. В рамках организации информационно-разъяснительной деятельности было принято решение Курганской областной Думы о приоритетных направления, о предоставлении грантов Главы города Кургана, согласно которой одним их направлений является поддержка молодой семьи. Также в области организованы клубы молодых семей, функционирует благотворительный фонд «Мама» и т.д.     

 Государственная семейная политика за рубежом.

Значительное большинство конституций не обходят семью своим вниманием. То же относится и к браку, лежащему в основе семьи.

Так, ст. 24 Конституции Японии 1946 года устанавливает, что брак основывается только на взаимном согласии обеих сторон и существует на основе взаимного сотрудничества, основанного на равноправии мужа и жены. Все вопросы брака и семьи должны регулироваться законом, исходя из принципа личного достоинства и равенства полов. Согласно ст. 21, ч. 1, Конституции Греции 1975 года, “семья как основа сохранения и развития нации, а также брак, материнство и детство находятся под защитой государства”; что касается равноправия полов, то оно в общей форме декларировано в ч. 2 ст. 4 Конституции.

В некоторых конституциях особо гарантируются права и интересы детей. Часть пятая ст. 4 мексиканской Конституции гласит: “Долг родителей — соблюдать право детей на удовлетворение своих потребностей, на умственное и физическое развитию. Закон определяет для защиты детей средства, которые должны предоставляться государственными учреждениями”. Итальянская же Конституция уделяет внимание также проблематике внебрачных детей: части третья и четвертая ст. 30 обязывают законодателя обеспечить детям, рожденным вне брака всю юридическую и социальную защиту, совместимую с правами членов законной семьи, и установить правила и пределы для установления отцовства.

Сложная демографическая ситуация Китая побудила составителей действующей Конституции включить в нее следующие нормы: “Государство распространяет планирование рождаемости, чтобы привести рост населения в соответствие с планами экономического и социального развития” (ст. 25); “Супруги — муж и жена — обязаны осуществлять планирование рождаемости (часть вторая ст.49).

В то же время, учитывая падение нравов в нашем обществе нельзя не обратить внимания на следующие положения частей третьей и четвертой той же ст. 49 Конституции КНР: “Родители обязаны содержать и воспитывать несовершенно летних детей, совершеннолетние дети обязаны содержать и поддерживать родителей.

Запрещаются нарушение свободы брака и жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми”.

Государственная семейная политика в разных странах неодинакова. Помимо чисто социальных задач некоторые страны (Франция) следуют демографические цели, которые, однако, в последние годы во главу угла не ставятся. Другие страны отдают приоритет защите детей из бедных семей. Такой подход характерен для США, Германии. Третья группа стран придерживается более современного подхода – они поддерживают все типы семей(Дания). Так, Дания и другие Скандинавские страны первыми признали обоих родителей одинаково ответственными за воспитание детей и первыми ввели отпуска в связи с рождением и воспитанием детей как для отца, так и для матери. Они также первыми уровняли в правах на получение пособия внебрачных детей. Концепция предоставления отпусков обоим родителям сейчас распространяется и на другие страны, включая те, где социальный статус женщины более низок (Португалия, Греция). Общим для всех европейских стран является тот факт, что семья является важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержку. В 70-х гг. системы охраны материнства, пособий и льгот семьям с детьми действовали уже в большинстве стран Запада. Ныне в них как минимум  в рамках социальной помощи проводятся следующие мероприятия: медицинское обслуживание женщин в период беременности и рождения ребёнка, предоставление и оплата декретного отпуска, наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста, предоставление прав на отпуск по воспитанию детей (так называемый родительский отпуск), семейных пособий на детей, налоговых льгот, ссуд под низкие проценты на приобретение или аренду жилья и т.д. Во всех странах Запада действуют службы планирования семьи, а женщины получили право доступа к контацептивам. Отношение к абортам варьируется от полной либерализации до строгих ограничений. Однако эти общие положения подчас имеют сложную дифференциацию по странам, оговорены рядом условий, сроков, возрастных ограничений и прочее. Так, отпуск в связи с беременностью и родами полностью оплачивается только в 4 станах (Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды), от 50 до 90 % в пяти странах (Бельгия, Италия, Испания, Ирландия, Дания), а еще меньше в остальных странах. Некоторые страны выплачивают пособия перспективным родителям – новобрачным (Португалия, Греция).  

Таким образом, в различных странах реализуется ГСП  в отношении молодых семей в соответствии с определенными особенностями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42688. Meeting people for the first time. Talking about what you do. Opening a meeting 150.5 KB
  When a person has been introduced to you, Pleased to meet you /Nice to meet you are both semi-formal responses. They sound natural and are useful for most situations. Less formal responses include Good to meet you / Great to meet you. The most formal response is How do you do? This is used less in modern business. When introducing two people, it is helpful to say a little about what they do, e.g. This is Jane, she s organising training courses for our Singapore branch. The information should be brief but include enough detail to encourage conversation between the two people being introduced.
42689. Getting through to the right person. Taking / Leaving a message. Checking information. 74.5 KB
  Mаking telephone clls in nother lnguge cn mke some Ss nervous t this level becuse of the lck of visul clues tht usully help with context nd understnding. Hve ll documents nd informtion tht you need t close hnd s well s prepred list of ny useful phrses. When exchnging informtion check nd clrify tht you hve understood been understood correctly. If someone clls you nd you re unprepred sy tht you re busy t the moment nd will cll them bck.
42690. Greeting visitors. Making polite offers and requests. Making small talk 63.5 KB
  Greeting someone for the first time Very good thnks. Thnksfor meeting me. Greeting someone you know It's good to see you too Yn Very well thnks nd you I'm fine thnks. Thnks for meeting me.
42691. Showing appreciation. Taling about likes and dislikes. Describing products and giving opinions 177.5 KB
  Choose word or phrse in itlics to mke sentences tht re true in your country. However it is importnt to remember tht it is still business. If you re visiting people in nother country do some reserch to check on wht behviour is expected for exmple: Is it OK to discuss business during the mel Will your host hostess be offended if you refuse food or drink If you visit your host hostess t home should you tke gift It is good ide to order dish tht is not difficult to et. You cn concentrte on the people tht you re hving lunch with insted of...
42692. Talking about company history. Introducing a talk. Sequencing events. Presenting a company history 154 KB
  Tlking bout compny history. Introducing tlk Sequencing events Presenting compny history Introducing tlk Good business prctice. This lbortory work looks in prticulr t introducing tlk or presenttion. In n introduction it is importnt for the speker to: Introduce himself; Give cler overview of the subject; Tell the udience the structure tht the tlk will follow; Tell the udience whether they cn sk questions during the presenttion or whether there will be n opportunity to sk questions t the end of the tlk.
42693. Participating in meeting. Giving your opinion. Asking for opinions. Agreeing and disagreeing 128 KB
  Discussion You re prticipting in meeting where people hve lots of different opinions. Listen to wht people sy. Listen to wht people re sying Be discourged if people interrupt you. Four people give their opinion.
42694. Тестирование с целью определения характеристик компьютерной системы 146 KB
  4 dobe Bridge 1.0 dobe Common File Instller 1.0000 dobe Flsh Plyer 10 ctiveX 10.64 dobe Flsh Plyer 10 Plugin 10.
42695. Гидродинамика псевдосжиженого слоя 35 KB
  Гидродинамика псевдосжиженого слоя. Определение критической скорости газа Wкр скорости начала уноса слоя Gсл и расхода газа Vук при котором начинается унос твердых частиц из аппарата. Сопротивление кипящего слоя показывает дифманометр 10 который измеряет разность давлений внутри аппарата над кипящим слоем и под решёткой. После загрузки в аппарат измеряется высота слоя.
42696. Коммерческая работа по организации хозяйственных связей с поставщиками ювелирных изделий 779.5 KB
  Раскрыть сущность и содержание коммерческой работы по организации хозяйственных связей с поставщиками, их правовое регулирование; выявить факторы, влияющие на организацию хозяйственных связей с поставщиками; дать экономико-организационную характеристику ЗАО «ПроРАМПО»; провести анализ информационного обеспечения коммерческой деятельности и работы по определению потребности в товарах; охарактеризовать поставщиков ювелирных изделий;