18748

Государственная семейная политика

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Государственная семейная политика. Сущность цели задачи принципы и направления государственной семейной политики. Государственная семейная политика ГСП является составной частью социальной политики РФ и представляет собой систему принципов оценок и мер организа

Русский

2013-07-08

25.83 KB

129 чел.

Государственная семейная политика.

Сущность, цели, задачи, принципы и направления государственной семейной политики. Государственная семейная политика (ГСП) является составной частью социальной политики РФ и представляет собой систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышения качества жизни семьи. ГСП формируется на основе закономерности функционирования института семьи. Модернизация ГСП связана с модернизацией семьи как социального института. ГСП регулирует отношения между семьёй как особой социальной группой общества и государства, а так же между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи. Политика в отношении семьи проявлялась в регулировании брачно-семейных отношений, стимулировании рождаемости, материальной поддержке семьи детьми.

В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.

2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.

3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

Целью ГСП является обеспечение государством необходимых условий для реализации семьёй её функций и повышение качества жизни семьи.

Задачи ГСП: 1. Формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье; 2. Улучшение положения неполных семей, с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи; 3. Защита семьи от нищеты и лишений, от негативных воздействий, изменений, связанных с экономикой, миграцией, урбанизацией; 4. Создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождением детей и их количеством; 5. Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье.

Принципы ГСП: 1. Автономности и суверенности семьи; 2. Принцип свободы выбора. 3. Принцип общности договора; 4. Принцип единства целей федеральной и региональной политики;5. Принцип социального участия; 6. Принцип реалистичности и эффективности семейной политики; 7. Принцип дифференциации подхода к различным типам семьи; 8. Принцип активизации потенциала семьи.

Основные направления ГСП: 1. Улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, профилактика бедности; 2. Обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной и семейной функций; 3. Оказание всесторонней помощи семьям  в воспитании детей, поддержка одарённых детей; 4. Обеспечение охраны здоровья матери и ребёнка; 5. Защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений; 6. Усиленное внимание к неполным семьям, к семьям, имеющим детей инвалидов, малообеспеченным семьям в целях создания благоприятных условий для их жизнедеятельности. 7. Всесторонняя подготовка молодёжи к браку и семейной жизни, планирование семьи; 8. Профилактика семейного неблагополучия.     

Основные направление государственной семейной политики в советский период. В России современная семейная политика  - это результат длительного развития начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребёнка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. На ранних этапах становления семейная политика появлялась прежде всего в регулировании брачно-семейных отношений, в стимулировании рождаемости, в материальной поддержке семьи с детьми. В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Политика 20-30 гг. ХХ века была сосредоточена на помощи городским работающим женщинам, которые сочетали выполнение материнских обязанностей с трудом в общественном производстве. Это были отпуск и пособие по беременности и родам, оплачиваемые перерывы на кормление ребёнка. Со второй половины 30гг. и до конца 40-х  гг. ХХ века особое внимание уделялось поощрению высокой рождаемости и многодетности. В это время были введены пособия на детей многодетным матерям, были запрещены аборты, ужесточены процедуры развода и повышены элементы на детей. Для морального поощрения многодетности были введены специальные награды для многодетных матерей. В 1944 г. было установлено почётное звание «Мать-гароиня». С середины 40-х гг. были введены пособия на детей одиноким матерям. В 50-60 гг. наблюдалось почти полное затишье в развитии ГСП. В это время отменили запрет на аборты, существовало распределение трудовых льгот для беременных  женщин и кормящих матерей (на сельских жителей). Продолжалась выплата пособий многодетным и одиноким матерям. В 70-80 гг. государство сконцентрировало усилие на преодоление малообеспеченности семей с детьми на основе введения пособий на детей конкретным категориям семей (малообеспеченным, с детьми инвалидами, вдовам). Политика была направлена на стимулирование рождаемости и поддержку родителей в воспитании детей. Важным документом, который определил семейную гендерную и демографическую политику  80 гг. было Постановление ЦК КПСС «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». Для молодых семей начислялось введение льготных ссуд на приобретение жилья и предметов длительного обихода. Молодожёнам предоставлялось жильё в течение одного года после заключения брака или квартира в первые три года после рождения ребёнка. Несмотря на принятые меры, в 80 гг. не удалось решить поставленные задачи малообеспеченности  и низкого уровня доходов, выравнивания стартовых возможностей для социализации детей. Не полностью были решены проблемы по обеспечению детскими дошкольными учреждениями и обеспечение жильём молодых семей. Причина заключалась в том, что для молодых семей деньги выделялись по остаточному принципу. К концу 80гг. в России сложились три основных направления ГСП:

  1.  Прямая денежная помощь семье;
  2.  Льготы различным типам семей, имеющим детей;
  3.  Натуральные выплаты на детей.

Государственная семейная политика в условиях российских социально-политических и экономических трансформаций. В 90 х гг. семья не являлась полноценным объектом государственной политики. Ее интересы и запросы как социального института мало учитывались. Кризис состояния института семьи требовал усилий по его укреплению. В изменившихся социальных и экономических, политических условиях происходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Внимание к проблемам семьи и семейной политики было особенно усилено в процессе подготовки и проведения международного года семьи в 1994 году. В это время началось формирование новой законодательной базы ГСП, в основу которой были положены важные документы ООН, содержащие основные принципы и требования государственной политики в отношении семьи и детей.

Ст. 38 Конституции РФ гласит: «материнство, детство, семья находятся под охраной государства». К базовым конституционным законам относятся законы, которые закрепляют права семьи в РФ: 1.Семейный кодекс; 2.Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; 3. ФЗ «О социальном обслуживании населения в РФ»; 4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

Особое значение в формировании новой идеологии и практики ГСП имеет Семейный кодекс. Вступивший в силу 1 марта 1996 года. Необходимость его принятия была обусловлена потребностью  в выработке новых положений, направленных на укрепление института семьи, в связи с кризисными явлениями и духовным кризисом общества. В 1996 году семейная политика получила государственное определение в указе Президента  «Об основных направлениях ГСП».

На протяжении 90-х гг. ХХ века постоянно существовали задолженности по выплате пособий на детей, нарушались сроки и сокращался объем финансирования на реализацию федеральных программ по социальной поддержке семьи, детей, женщин. В начале 2000 гг. с улучшением экономической ситуации уменьшились задолженности по пособиям на детей и другие социальные выплаты. В это время развивается новая форма поддержки семьи – социальное обслуживание семьи. Эта форма представлена многопрофильными территориальными центрами социальной помощи семье, соц.гостиницами и приютами, кризисными центрами, центрами экстренной соц.помощи, центрами планирования семьи и другими учреждениями.

Серьёзным недостатком сложившейся к настоящему времени системы управления государственной семейной политикой является её незавершенность на высшем уровне государственной власти.

Государственная семейная политика в отношении молодой семьи на федеральном и региональном уровне. Субъектами ГСП выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Основы государственной семейной молодёжной политики были заложены в начале 90-х гг. ХХ века. В постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года «Об основных направлениях ГМП в РФ» дано первое определение молодой семьи, а также определена поддержка молодой семьи в качестве одного из приоритетных направлений молодёжной политики. Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года утверждена Стратегия ГМП в РФ. Одним из проектов Стратегии является «Молодая семья России». Целями проекта является укрепление института молодой семьи, увеличение количества благополучных семей, формирование ответственного родительства.

Задачи проекта: 1. Формирование семейных ценностей среди молодёжи и их пропаганда; 2. Формирование механизмов поддержки молодой семьи; 3. Подготовка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к созданию благополучных семей; 4. Содействие в обеспечении жильём молодых семей.

Указом Президента РФ от 9 октября 2007года утверждена Концепция демографической политики в РФ на период до 2025 года. В соответствии с этой концепцией решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя создание условий по улучшению жилищных условий, в первую очередь молодых семей с детьми, за счет реализации различных федеральных и региональных программ.

8 мая 2007 года Министерством образования и науки РФ утверждена Концепция ГСП в отношении молодой семьи. Указом Президента РФ от 14 июня 2007 года – 2008 год был объявлен Годом Семьи в России. Разработана федеральная целевая программа «Жилище на 2002-2010 гг». Существует ФЦП «Социальное развитие села до 2010 гг». В ней предусмотрено предоставление молодым семьям, проживающим в сельской местности, субсидии на приобретение и строительство жилья. Существует Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г.

Курганская область стала одним из первых субъектов РФ, которая приняла закон о молодёжной политике от 1 декабря 1997 года. В данном законе на региональном уровне закреплено понятие молодая семья и описаны основные принципы молодой семьи. В 2003 году утверждена областная целевая программа «Социальное развитие села Курганской области до 2010 года». В 2007 году утверждена целевая программа Курганской области «Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008-2012 гг.». в ней механизмом решения жилищной проблемы молодых сельских семей является ипотечное кредитование. С 2004 года реализуется областная целевая программа развития ипотечного кредитования в Курганской области на 2004-2010 гг. и на перспективу до 2015 года. С 2007г . в Курганской области действует новая форма поддержки семьи, где одновременно родились 3 и более детей. Им предоставляется субсидия на приобретение жилья. В 2006 году утверждена Конвенция ГСП Курганской области до 2015 года. Одним из приоритетов которой является развитие молодой семьи. В 2007 году принят закон Курганской области «О ГСП, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области», в котором законодательно закреплены меры социальной поддержки молодой семьи.

В 2007 году утверждена целевая программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной национальной политики в Курганской области на 2008-2010 гг.», в котором одним из направлений молодёжной политики является социальная поддержка молодых семей. В рамках организации информационно-разъяснительной деятельности было принято решение Курганской областной Думы о приоритетных направления, о предоставлении грантов Главы города Кургана, согласно которой одним их направлений является поддержка молодой семьи. Также в области организованы клубы молодых семей, функционирует благотворительный фонд «Мама» и т.д.     

 Государственная семейная политика за рубежом.

Значительное большинство конституций не обходят семью своим вниманием. То же относится и к браку, лежащему в основе семьи.

Так, ст. 24 Конституции Японии 1946 года устанавливает, что брак основывается только на взаимном согласии обеих сторон и существует на основе взаимного сотрудничества, основанного на равноправии мужа и жены. Все вопросы брака и семьи должны регулироваться законом, исходя из принципа личного достоинства и равенства полов. Согласно ст. 21, ч. 1, Конституции Греции 1975 года, “семья как основа сохранения и развития нации, а также брак, материнство и детство находятся под защитой государства”; что касается равноправия полов, то оно в общей форме декларировано в ч. 2 ст. 4 Конституции.

В некоторых конституциях особо гарантируются права и интересы детей. Часть пятая ст. 4 мексиканской Конституции гласит: “Долг родителей — соблюдать право детей на удовлетворение своих потребностей, на умственное и физическое развитию. Закон определяет для защиты детей средства, которые должны предоставляться государственными учреждениями”. Итальянская же Конституция уделяет внимание также проблематике внебрачных детей: части третья и четвертая ст. 30 обязывают законодателя обеспечить детям, рожденным вне брака всю юридическую и социальную защиту, совместимую с правами членов законной семьи, и установить правила и пределы для установления отцовства.

Сложная демографическая ситуация Китая побудила составителей действующей Конституции включить в нее следующие нормы: “Государство распространяет планирование рождаемости, чтобы привести рост населения в соответствие с планами экономического и социального развития” (ст. 25); “Супруги — муж и жена — обязаны осуществлять планирование рождаемости (часть вторая ст.49).

В то же время, учитывая падение нравов в нашем обществе нельзя не обратить внимания на следующие положения частей третьей и четвертой той же ст. 49 Конституции КНР: “Родители обязаны содержать и воспитывать несовершенно летних детей, совершеннолетние дети обязаны содержать и поддерживать родителей.

Запрещаются нарушение свободы брака и жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми”.

Государственная семейная политика в разных странах неодинакова. Помимо чисто социальных задач некоторые страны (Франция) следуют демографические цели, которые, однако, в последние годы во главу угла не ставятся. Другие страны отдают приоритет защите детей из бедных семей. Такой подход характерен для США, Германии. Третья группа стран придерживается более современного подхода – они поддерживают все типы семей(Дания). Так, Дания и другие Скандинавские страны первыми признали обоих родителей одинаково ответственными за воспитание детей и первыми ввели отпуска в связи с рождением и воспитанием детей как для отца, так и для матери. Они также первыми уровняли в правах на получение пособия внебрачных детей. Концепция предоставления отпусков обоим родителям сейчас распространяется и на другие страны, включая те, где социальный статус женщины более низок (Португалия, Греция). Общим для всех европейских стран является тот факт, что семья является важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержку. В 70-х гг. системы охраны материнства, пособий и льгот семьям с детьми действовали уже в большинстве стран Запада. Ныне в них как минимум  в рамках социальной помощи проводятся следующие мероприятия: медицинское обслуживание женщин в период беременности и рождения ребёнка, предоставление и оплата декретного отпуска, наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста, предоставление прав на отпуск по воспитанию детей (так называемый родительский отпуск), семейных пособий на детей, налоговых льгот, ссуд под низкие проценты на приобретение или аренду жилья и т.д. Во всех странах Запада действуют службы планирования семьи, а женщины получили право доступа к контацептивам. Отношение к абортам варьируется от полной либерализации до строгих ограничений. Однако эти общие положения подчас имеют сложную дифференциацию по странам, оговорены рядом условий, сроков, возрастных ограничений и прочее. Так, отпуск в связи с беременностью и родами полностью оплачивается только в 4 станах (Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды), от 50 до 90 % в пяти странах (Бельгия, Италия, Испания, Ирландия, Дания), а еще меньше в остальных странах. Некоторые страны выплачивают пособия перспективным родителям – новобрачным (Португалия, Греция).  

Таким образом, в различных странах реализуется ГСП  в отношении молодых семей в соответствии с определенными особенностями.