18748

Государственная семейная политика

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Государственная семейная политика. Сущность цели задачи принципы и направления государственной семейной политики. Государственная семейная политика ГСП является составной частью социальной политики РФ и представляет собой систему принципов оценок и мер организа

Русский

2013-07-08

25.83 KB

133 чел.

Государственная семейная политика.

Сущность, цели, задачи, принципы и направления государственной семейной политики. Государственная семейная политика (ГСП) является составной частью социальной политики РФ и представляет собой систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышения качества жизни семьи. ГСП формируется на основе закономерности функционирования института семьи. Модернизация ГСП связана с модернизацией семьи как социального института. ГСП регулирует отношения между семьёй как особой социальной группой общества и государства, а так же между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи. Политика в отношении семьи проявлялась в регулировании брачно-семейных отношений, стимулировании рождаемости, материальной поддержке семьи детьми.

В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.

2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.

3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

Целью ГСП является обеспечение государством необходимых условий для реализации семьёй её функций и повышение качества жизни семьи.

Задачи ГСП: 1. Формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье; 2. Улучшение положения неполных семей, с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи; 3. Защита семьи от нищеты и лишений, от негативных воздействий, изменений, связанных с экономикой, миграцией, урбанизацией; 4. Создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождением детей и их количеством; 5. Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье.

Принципы ГСП: 1. Автономности и суверенности семьи; 2. Принцип свободы выбора. 3. Принцип общности договора; 4. Принцип единства целей федеральной и региональной политики;5. Принцип социального участия; 6. Принцип реалистичности и эффективности семейной политики; 7. Принцип дифференциации подхода к различным типам семьи; 8. Принцип активизации потенциала семьи.

Основные направления ГСП: 1. Улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, профилактика бедности; 2. Обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной и семейной функций; 3. Оказание всесторонней помощи семьям  в воспитании детей, поддержка одарённых детей; 4. Обеспечение охраны здоровья матери и ребёнка; 5. Защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений; 6. Усиленное внимание к неполным семьям, к семьям, имеющим детей инвалидов, малообеспеченным семьям в целях создания благоприятных условий для их жизнедеятельности. 7. Всесторонняя подготовка молодёжи к браку и семейной жизни, планирование семьи; 8. Профилактика семейного неблагополучия.     

Основные направление государственной семейной политики в советский период. В России современная семейная политика  - это результат длительного развития начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребёнка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. На ранних этапах становления семейная политика появлялась прежде всего в регулировании брачно-семейных отношений, в стимулировании рождаемости, в материальной поддержке семьи с детьми. В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Политика 20-30 гг. ХХ века была сосредоточена на помощи городским работающим женщинам, которые сочетали выполнение материнских обязанностей с трудом в общественном производстве. Это были отпуск и пособие по беременности и родам, оплачиваемые перерывы на кормление ребёнка. Со второй половины 30гг. и до конца 40-х  гг. ХХ века особое внимание уделялось поощрению высокой рождаемости и многодетности. В это время были введены пособия на детей многодетным матерям, были запрещены аборты, ужесточены процедуры развода и повышены элементы на детей. Для морального поощрения многодетности были введены специальные награды для многодетных матерей. В 1944 г. было установлено почётное звание «Мать-гароиня». С середины 40-х гг. были введены пособия на детей одиноким матерям. В 50-60 гг. наблюдалось почти полное затишье в развитии ГСП. В это время отменили запрет на аборты, существовало распределение трудовых льгот для беременных  женщин и кормящих матерей (на сельских жителей). Продолжалась выплата пособий многодетным и одиноким матерям. В 70-80 гг. государство сконцентрировало усилие на преодоление малообеспеченности семей с детьми на основе введения пособий на детей конкретным категориям семей (малообеспеченным, с детьми инвалидами, вдовам). Политика была направлена на стимулирование рождаемости и поддержку родителей в воспитании детей. Важным документом, который определил семейную гендерную и демографическую политику  80 гг. было Постановление ЦК КПСС «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». Для молодых семей начислялось введение льготных ссуд на приобретение жилья и предметов длительного обихода. Молодожёнам предоставлялось жильё в течение одного года после заключения брака или квартира в первые три года после рождения ребёнка. Несмотря на принятые меры, в 80 гг. не удалось решить поставленные задачи малообеспеченности  и низкого уровня доходов, выравнивания стартовых возможностей для социализации детей. Не полностью были решены проблемы по обеспечению детскими дошкольными учреждениями и обеспечение жильём молодых семей. Причина заключалась в том, что для молодых семей деньги выделялись по остаточному принципу. К концу 80гг. в России сложились три основных направления ГСП:

  1.  Прямая денежная помощь семье;
  2.  Льготы различным типам семей, имеющим детей;
  3.  Натуральные выплаты на детей.

Государственная семейная политика в условиях российских социально-политических и экономических трансформаций. В 90 х гг. семья не являлась полноценным объектом государственной политики. Ее интересы и запросы как социального института мало учитывались. Кризис состояния института семьи требовал усилий по его укреплению. В изменившихся социальных и экономических, политических условиях происходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Внимание к проблемам семьи и семейной политики было особенно усилено в процессе подготовки и проведения международного года семьи в 1994 году. В это время началось формирование новой законодательной базы ГСП, в основу которой были положены важные документы ООН, содержащие основные принципы и требования государственной политики в отношении семьи и детей.

Ст. 38 Конституции РФ гласит: «материнство, детство, семья находятся под охраной государства». К базовым конституционным законам относятся законы, которые закрепляют права семьи в РФ: 1.Семейный кодекс; 2.Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; 3. ФЗ «О социальном обслуживании населения в РФ»; 4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

Особое значение в формировании новой идеологии и практики ГСП имеет Семейный кодекс. Вступивший в силу 1 марта 1996 года. Необходимость его принятия была обусловлена потребностью  в выработке новых положений, направленных на укрепление института семьи, в связи с кризисными явлениями и духовным кризисом общества. В 1996 году семейная политика получила государственное определение в указе Президента  «Об основных направлениях ГСП».

На протяжении 90-х гг. ХХ века постоянно существовали задолженности по выплате пособий на детей, нарушались сроки и сокращался объем финансирования на реализацию федеральных программ по социальной поддержке семьи, детей, женщин. В начале 2000 гг. с улучшением экономической ситуации уменьшились задолженности по пособиям на детей и другие социальные выплаты. В это время развивается новая форма поддержки семьи – социальное обслуживание семьи. Эта форма представлена многопрофильными территориальными центрами социальной помощи семье, соц.гостиницами и приютами, кризисными центрами, центрами экстренной соц.помощи, центрами планирования семьи и другими учреждениями.

Серьёзным недостатком сложившейся к настоящему времени системы управления государственной семейной политикой является её незавершенность на высшем уровне государственной власти.

Государственная семейная политика в отношении молодой семьи на федеральном и региональном уровне. Субъектами ГСП выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Основы государственной семейной молодёжной политики были заложены в начале 90-х гг. ХХ века. В постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года «Об основных направлениях ГМП в РФ» дано первое определение молодой семьи, а также определена поддержка молодой семьи в качестве одного из приоритетных направлений молодёжной политики. Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года утверждена Стратегия ГМП в РФ. Одним из проектов Стратегии является «Молодая семья России». Целями проекта является укрепление института молодой семьи, увеличение количества благополучных семей, формирование ответственного родительства.

Задачи проекта: 1. Формирование семейных ценностей среди молодёжи и их пропаганда; 2. Формирование механизмов поддержки молодой семьи; 3. Подготовка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к созданию благополучных семей; 4. Содействие в обеспечении жильём молодых семей.

Указом Президента РФ от 9 октября 2007года утверждена Концепция демографической политики в РФ на период до 2025 года. В соответствии с этой концепцией решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя создание условий по улучшению жилищных условий, в первую очередь молодых семей с детьми, за счет реализации различных федеральных и региональных программ.

8 мая 2007 года Министерством образования и науки РФ утверждена Концепция ГСП в отношении молодой семьи. Указом Президента РФ от 14 июня 2007 года – 2008 год был объявлен Годом Семьи в России. Разработана федеральная целевая программа «Жилище на 2002-2010 гг». Существует ФЦП «Социальное развитие села до 2010 гг». В ней предусмотрено предоставление молодым семьям, проживающим в сельской местности, субсидии на приобретение и строительство жилья. Существует Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г.

Курганская область стала одним из первых субъектов РФ, которая приняла закон о молодёжной политике от 1 декабря 1997 года. В данном законе на региональном уровне закреплено понятие молодая семья и описаны основные принципы молодой семьи. В 2003 году утверждена областная целевая программа «Социальное развитие села Курганской области до 2010 года». В 2007 году утверждена целевая программа Курганской области «Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008-2012 гг.». в ней механизмом решения жилищной проблемы молодых сельских семей является ипотечное кредитование. С 2004 года реализуется областная целевая программа развития ипотечного кредитования в Курганской области на 2004-2010 гг. и на перспективу до 2015 года. С 2007г . в Курганской области действует новая форма поддержки семьи, где одновременно родились 3 и более детей. Им предоставляется субсидия на приобретение жилья. В 2006 году утверждена Конвенция ГСП Курганской области до 2015 года. Одним из приоритетов которой является развитие молодой семьи. В 2007 году принят закон Курганской области «О ГСП, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области», в котором законодательно закреплены меры социальной поддержки молодой семьи.

В 2007 году утверждена целевая программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной национальной политики в Курганской области на 2008-2010 гг.», в котором одним из направлений молодёжной политики является социальная поддержка молодых семей. В рамках организации информационно-разъяснительной деятельности было принято решение Курганской областной Думы о приоритетных направления, о предоставлении грантов Главы города Кургана, согласно которой одним их направлений является поддержка молодой семьи. Также в области организованы клубы молодых семей, функционирует благотворительный фонд «Мама» и т.д.     

 Государственная семейная политика за рубежом.

Значительное большинство конституций не обходят семью своим вниманием. То же относится и к браку, лежащему в основе семьи.

Так, ст. 24 Конституции Японии 1946 года устанавливает, что брак основывается только на взаимном согласии обеих сторон и существует на основе взаимного сотрудничества, основанного на равноправии мужа и жены. Все вопросы брака и семьи должны регулироваться законом, исходя из принципа личного достоинства и равенства полов. Согласно ст. 21, ч. 1, Конституции Греции 1975 года, “семья как основа сохранения и развития нации, а также брак, материнство и детство находятся под защитой государства”; что касается равноправия полов, то оно в общей форме декларировано в ч. 2 ст. 4 Конституции.

В некоторых конституциях особо гарантируются права и интересы детей. Часть пятая ст. 4 мексиканской Конституции гласит: “Долг родителей — соблюдать право детей на удовлетворение своих потребностей, на умственное и физическое развитию. Закон определяет для защиты детей средства, которые должны предоставляться государственными учреждениями”. Итальянская же Конституция уделяет внимание также проблематике внебрачных детей: части третья и четвертая ст. 30 обязывают законодателя обеспечить детям, рожденным вне брака всю юридическую и социальную защиту, совместимую с правами членов законной семьи, и установить правила и пределы для установления отцовства.

Сложная демографическая ситуация Китая побудила составителей действующей Конституции включить в нее следующие нормы: “Государство распространяет планирование рождаемости, чтобы привести рост населения в соответствие с планами экономического и социального развития” (ст. 25); “Супруги — муж и жена — обязаны осуществлять планирование рождаемости (часть вторая ст.49).

В то же время, учитывая падение нравов в нашем обществе нельзя не обратить внимания на следующие положения частей третьей и четвертой той же ст. 49 Конституции КНР: “Родители обязаны содержать и воспитывать несовершенно летних детей, совершеннолетние дети обязаны содержать и поддерживать родителей.

Запрещаются нарушение свободы брака и жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми”.

Государственная семейная политика в разных странах неодинакова. Помимо чисто социальных задач некоторые страны (Франция) следуют демографические цели, которые, однако, в последние годы во главу угла не ставятся. Другие страны отдают приоритет защите детей из бедных семей. Такой подход характерен для США, Германии. Третья группа стран придерживается более современного подхода – они поддерживают все типы семей(Дания). Так, Дания и другие Скандинавские страны первыми признали обоих родителей одинаково ответственными за воспитание детей и первыми ввели отпуска в связи с рождением и воспитанием детей как для отца, так и для матери. Они также первыми уровняли в правах на получение пособия внебрачных детей. Концепция предоставления отпусков обоим родителям сейчас распространяется и на другие страны, включая те, где социальный статус женщины более низок (Португалия, Греция). Общим для всех европейских стран является тот факт, что семья является важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержку. В 70-х гг. системы охраны материнства, пособий и льгот семьям с детьми действовали уже в большинстве стран Запада. Ныне в них как минимум  в рамках социальной помощи проводятся следующие мероприятия: медицинское обслуживание женщин в период беременности и рождения ребёнка, предоставление и оплата декретного отпуска, наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста, предоставление прав на отпуск по воспитанию детей (так называемый родительский отпуск), семейных пособий на детей, налоговых льгот, ссуд под низкие проценты на приобретение или аренду жилья и т.д. Во всех странах Запада действуют службы планирования семьи, а женщины получили право доступа к контацептивам. Отношение к абортам варьируется от полной либерализации до строгих ограничений. Однако эти общие положения подчас имеют сложную дифференциацию по странам, оговорены рядом условий, сроков, возрастных ограничений и прочее. Так, отпуск в связи с беременностью и родами полностью оплачивается только в 4 станах (Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды), от 50 до 90 % в пяти странах (Бельгия, Италия, Испания, Ирландия, Дания), а еще меньше в остальных странах. Некоторые страны выплачивают пособия перспективным родителям – новобрачным (Португалия, Греция).  

Таким образом, в различных странах реализуется ГСП  в отношении молодых семей в соответствии с определенными особенностями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48465. Дистанционное обучение 1.31 MB
  Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений их доступе к мировым информационным ресурсам так и на использовании новых видов методов и форм обучения ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся обучение в сотрудничестве и т. Благодаря средствам новых информационных и коммуникационных технологий появилась еще одна форма обучения в дополнение к традиционным очному и заочному обучению дистанционное обучение. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно...
48466. Базовые понятия моделирования 355.5 KB
  Моделирование метод исследования систем на основе переноса изучаемых свойств системы на объекты другой природы. Динамическое программирование Различают: гомоморфные и изоморфные модели. Процесс моделирования это весь процесс от постановки задачи до внедрения результатов моделирования.
48467. Податковий контроль платників податків по розрахунках з бюджетом 59 KB
  Податковий контроль платників податків по розрахунках з бюджетом Види документальних перевірок платників податків що здійснюються орканами ДПС: документальні невиїзні перевірки що не потребують втручання в діяльність платника податків який перевіряється проводяться на основі поданих податкових декларацій звітів та інших документів пов'язаних із нарахуванням і сплатою податків та зборів обов'язкових платежів; планові виїзні перевірки які провадять не частіше одного разу на календарний рік за сукупними показниками...
48468. CASE-технологии. Информационные технологии 530.5 KB
  Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), создаваемых в различных областях экономики. Современные крупные проекты ИС характеризуются
48469. Аэропорт как составная авиатранспортной системы 69 KB
  В случае нарушения равновесия могут возникать такие последствия: неполное функционирование аэропорта и авиакомпаний; неудовлетворительные условия для пассажиров; неадекватне условия для пассажиров; недостаточность обеспечения полетов; ненадежность функционирования систем аэропорта; повышение стоимости перевозок для пользователей; ухудшение обеспечения авиакомпаний оборудованием; понижение уровня обслуживания пассажиров.обслуживание пассажиров; 2. Авиационная деятельность связана с обеспечением полетов обслуживанием...
48470. Схемотехника аналоговых электронных устройств. Качественные показатели и характеристики аналоговых электронных устройств 975.68 KB
  В результате изучения дисциплины студенты должны: знать принципы функционирования основных аналоговых электронных устройств и их базовых элементов особенности схемотехники этих устройств в том числе и учитывающие возможность их реализации по интегральной технологии и необходимость обеспечения стабильности их работы; знать и уметь применять методы анализа усилительных и других аналоговых электронных устройств основанные на использовании эквивалентных схем; уметь составлять эти схемы на базе принципиальных схем анализируемых устройств; ...
48471. Моделирование систем. Конспект лекций 20.26 MB
  Морозов Моделирование систем Конспект лекций Рязань 2011 Введение Моделирование как создание некой системы системымодели второй системы имеющей определенное сходство с системойоригиналом первой системой. Теория моделирования применяется: а при аналитическом отыскании зависимостей соотношений и решений конкретных задач; б при обработке результатов экспериментальных исследований и испытаний различных технических устройств в тех случаях когда результаты представлены в обобщенных критериальных зависимостях; в при...
48472. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОАО «ЭТК» 543.5 KB
  Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им.
48473. Виробничий менеджмент. Конспект лекцій 464.5 KB
  Все це вимагає від керівників глибокої теоретичної підготовки та вміння ефективного управління організаціями. Тому на сьогоднішній день актуальною стає проблема підготовки спеціалістів з управлінням виробництвом. Це поьребує від фахівців виробничої сфери чітко усвідомити закони принципи і методи ефективного управління оперативною діяльністю всього відтворювального циклу. Менеджмент передбачає управління всією різноманітною функціональною діяльністю організації.