18751

Формы работы с молодой семьей

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Формы работы с молодой семьей. Информационная методическая медикосоциальная социальнопедагогическая реабилитационная и другие виды работы с молодой семьей. Вся социальная работа с молодыми семьями проводится в основном через территориальные службы социальной

Русский

2013-07-08

27.13 KB

46 чел.

Формы работы с молодой семьей.

Информационная, методическая, медико-социальная, социально-педагогическая, реабилитационная и другие виды работы с молодой семьей.

Вся социальная работа с молодыми семьями проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодёжи (Службы). Основные формы и методы социальной работы Служб с молодыми семьями:

1.Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.

2.Работа по обеспечению занятости членов молодых семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.

3.Методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.

4.Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.

5.Аналитико-прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов.

6.Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;

7.Работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных Служб.

8.Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.

9.Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи

10.Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.

11.Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.

12.Информирование и консультирование.

Сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:

  1.  денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;
  2.  трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;
  3.  бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);
  4.  социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).

Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой семьи:

  1.  профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;
  2.  расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;
  3.  принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;
  4.  создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;
  5.  развитие учреждений социального обслуживания молодежи;
  6.  просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

Организация досуговых семейных мероприятий. Консультации, клубы, мастерские, телефоны доверия и др. формы работы с молодой семьей – их задачи и функции.

Консультации.

Выделяют разнообразные формы консультирования и консультационной работы с семьями. Перечислим некоторые из них.Психологическое консультирование – пролонгированный, многостадийный процесс. Его процессуальный анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней и шагов, причем следует различать динамику отдельной встречи (консультации или тренинга) и динамику всего процесса консультирования.Семейное консультирование – система психологических воздействий, направленных на изменение межличностных отношений в семье, а также привитие ребенку и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования путем беседы с консультантом, общесемейной дискуссии и элементов ролевых игр.

Клубы. Клубом является ассоциацией лиц, объединенных каким-либо общим интересом либо целью (отличной от простого получения доходов). Клубы, как правило, характеризуются такими категориями, как свободный выбор (что включает в себя право эксклюзивности), корпоративное тождество и постоянство. Клуб (от англ. - club) – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для совместного отдыха и развлечений.Практически в любом городе проводится целенаправленная работа по организации и развитию деятельности клубов по месту жительства и учреждений, подведомственных органам по делам молодежи.  Целями создания клубов молодых семей являются  укрепление и стабилизация семей, активизация участия молодых семей в жизни города, организация отдыха молодых семей и их свободного общения. В работе с молодыми семьями используются разнообразные формы работы: лекции, тренинги, вечера отдыха, беседы, конкурсно-развлекательные программы и фестивали. Так как клубы представляют собой современную модель молодежной социальной службы по оказанию  комплексных услуг молодежи, вступающей в брак, молодым семьям, а также семьям с детьми, то они  решают следующие задачи:

1) готовят молодежь к браку;2) оказывают помощь в создании молодой семьи и содействуют ее укреплению;

3) повышают социально-психологическую и правовую компетентность супругов;4) работают над проблемой коррекции внутрисемейных отношений;

5) просвещают родителей в вопросах воспитания детей;6) осуществляют научно-исследовательскую деятельность.

Для молодой же семьи клуб – это пространство, куда приходят люди, стремящиеся к развитию, познанию и совершенствованию межличностных и семейных взаимоотношений. Здесь помогают друг другу создать и сохранить семейную гармонию, вырастить здоровых и радостных детей, создать счастливое пространство семьи, сделать уютным семейный быт и укрепить материальное благополучие.

Расширение клубного движения, призванного оказывать поддержку молодым семьям в решении их насущных проблем, является важным элементом в реализации семейной политике. Семейные клубыСемейный клуб создается по инициативе нескольких семей. Эти семьи разрабатывают устав, выбирают председателя, решают другие вопросы организации работы клуба. Государство со своей стороны также участвует в деятельности клуба путем регламентации деятельности общественных семейных объединений. Таким образом, семейный клуб создается как структура, призванная, с одной стороны,  удовлетворить потребности своих участников, а с другой стороны, удовлетворить потребности общества.  Семейные клубы создаются с разными целями и выполняют разные задачи. Семьи могут объединиться исключительно для обмена опытом воспитания детей и ведения домашнего хозяйства, или для поездок на природу в выходные дни, или для обмена детской одеждой, книгами и игрушками. Но обычно задачи клуба охватывают несколько сфер: межличностное общение участников, обмен информацией, в том числе приглашение специалистов для целенаправленного информирования и обучения, совместное проведение досуга, организация семейных праздников, экскурсий, спортивных мероприятий. Таким образом, клуб создается как структура, прежде всего призванная удовлетворить социальные потребности своих членов. Вместе с тем сфера воздействия клуба существенно шире. Кроме непосредственного воздействия на участников клубной работы, клуб оказывает влияние на многих людей, которые прямо или косвенно связаны с участниками личными или деловыми отношениями.  Родительский клубРодительский клуб является эффективным способом оптимизации внутрисемейного общения и решения некоторых психологических проблем детей и родителей. Занятия родительского клуба могут идти параллельно с детскими занятиями. Основная идея - изменения, которые приобретают дети в процессе занятий (личностные, интеллектуальные, эмоциональные, социально-психологические), будут более результативны и устойчивы, если родители подготовлены к таким изменениям в детях, готовы сами измениться, изменить отношения в семье в сторону гармонизации, психологического комфорта для каждого члена семьи.

Программа родительского клуба имеет свои особенности. Так как время занятий ограниченно 1 - 1,5 часами, то они приобрели форму мини-семинаров  или  мини-тренингов.

Мини-семинар - способ донесения ведущим-психологом информации до родительской группы через обсуждение, дискуссию. Мини-тренинг - форма взаимодействия ведущего и родителей, при которой получаемая информация тут же отрабатывается через группу упражнений, позволяющих приобрести опыт проживания новых знаний и включить их в личный опыт.  Так как количество участников Родительского клуба непостоянно (меняется от возможности родителей присутствовать в это время), то занятия строятся с учетом непостоянного состава группы. С одной стороны, для постоянных участников есть элементы преемственности знаний и возможность личностного роста, с другой стороны, каждое занятие строится как самостоятельное и будет понятно и доступно для человека, пришедшего впервые.

Мастерские.Целями семейных мастерских прикладного творчества являются: возрождения, сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного искусства; выявления одаренных семей, занимающихся декоративно-прикладным искусством, и популяризации достижений; актуализации преемственности поколений путем приобщения детей и подростков к занятиям декоративно-прикладным творчеством; содействия развитию творческого потенциала семей и вовлечения их в активную социально-культурную деятельность; привлечения внимания широкой общественности к проблемам сохранения и развития народных традиционных ремесел; совершенствования профессионального уровня мастеров.

Благоприятные условия в семейных мастерских не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижений детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.

Телефон доверия.Телефон доверия – это служба, которая оказывает населению экстренную психологическую помощь по телефону. Она считается одной из форм психопрофилактической работы, социально-терапевтической помощи, адресованной лицам, находящимся в кризисных состояниях.

Для молодой семьи телефон доверия – это психологическая служба, куда можно обратиться с любым вопросом, на который один из супругов или оба супруга ищут ответ, а так же обратиться за бесплатной и анонимной консультацией, не прибегая к форме семейного консультирования.

Психологическая помощь по телефону имеет ряд преимуществ. Во-первых, она доступна, так как большинство телефонов доверия работают ежедневно и круглосуточно, а само обращение по телефону возможно в тех случаях, когда нельзя встретиться с консультантом лично. Во-вторых, консультации по телефону доверия бесплатны. В-третьих, соблюдается анонимность как абонента, так и консультанта, и конфиденциальность общения гарантируется. Наконец, телефон доверия предназначен не для организации традиционной психотерапии, а главным образом для того, чтобы испытывающий трудности человек мог найти собеседника, избавиться от возникшего эмоционального напряжения, поделиться своими переживаниями, получить поддержку для изменения своего тягостного, непереносимого эмоционального состояния. Разговор с консультантом позволяет многим не остаться один на один со своими чувствами.

Социальные технологии .Под социальной технологией понимается система знаний об оптимальных способах, преобразование и регулирование социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама профилактика применения этих способов.

К эффективным социальным технологиям по укреплению молодой семьи в научно-исследовательской и практической деятельности относят:

  1.  Технология ранней профилактики семейных проблем. Данная технология заключается в раннем выявлении проблем функционирования семьи посредством сбора информации от субъектов системы профилактики в социальной диагностике проблемы ресурсов семьи и в обработке этих данных. В рамках данной технологии можно проводить работу групп самопомощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, работу групп одних мам с детьми от 1,5 до 3 лет. Можно организовывать различные социально-психологические тренинги, проводить семейные консультации.
  2.  Комплексное социальное сопровождение семьи. Данная технология включает в себя социальный патронаж, беседы с каждым членом семьи по выявлению их проблем и запросов, также включает определенные возможности семьи по решению конкретных проблем и подключению к работе необходимых специалистов. Данная технология осуществляется поэтапно: 1).на первом этапе специалисты берут на себя активную позицию и делают всё возможное для клиента и ради клиента; 2).на втором этапе после включения семьи в процесс самопомощи специалисты выполняют роль направляющих; 3).на третьем этапе в целях предупреждения иждивенческой роли семьи специалист выполняет функцию контроля и поддержки;
  3.  Междисциплинарное ведение случая (кейс-менеджмент). Данная технология ставит целью взаимодействие учреждений социальной защиты с семьёй по следующим вопросам: укрепление семейных связей и улучшение климата в семье; восстановление контактов ребёнка с позитивной средой и прекращение контакта с негативной средой; повышение интереса ребёнка к учёбе; организация свободного времени ребёнка; усиление контакта между семьёй и социальным окружением; приобретение семейного опыта и навыков самостоятельного решения своих проблем. Осуществление этой технологии идёт поэтапно: фаза вовлечения, фаза исследования, фаза изменения поведения, фаза обобщения накопленного опыта.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14555. Базы данных. Общие понятия 1.85 MB
  Очень общие понятия База данных БД – набор постоянных данных которые используются прикладными системами для какоголибо предприятия Система управления базами данных СУБД сервер БД – программноаппаратный комплекс обеспечивает сохранность целостность данных ...
14556. Проектирование автогенератора с мостом Вина 2.13 MB
  ЭЛЕКТРОНИКА €œПроектирование автогенератора с мостом Вина€ Методические указания к курсовой работе для студентов направления ЭЭ очной/ заочной/ заочносокращенной формы обучения Содержание Задание на курсовую работу Выбор блоксхемы. ...
14557. Показатели эффективности инвестиционных проектов 53 KB
  Показатели эффективности инвестиционных проектов В России при определении эффективности инвестиционных проектов рекомендована система показателей основанных на методике ЮНИДО. С 1994 года действуют Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционны...
14558. Система документации прединвестиционных исследований 102.78 KB
  Система документации прединвестиционных исследований Итак проведены все исследования предшествующие принятию инвестиционного решения взвешены все плюсы и минусы. Теперь необходим некий итоговый максимально компактный документ который позволит предпр
14559. УСИЛИТЕЛЬ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ УНЧ-61 433 KB
  УСИЛИТЕЛЬ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ УНЧ-61 Курсовой проект по учебной дисциплине: Интегральные устройства радиоэлектроники Пояснительная записка к курсовому проекту по направлению 551100 – проектирование и технология электронных средств...
14560. Краткая история Беларуси 348.5 KB
  Первобытное общество на территории Беларуси. Первые люди на территорию Беларуси проникают примерно 100 – 40 тысяч лет тому назад. Археологи нашли орудия труда возле д. Обидовичи и д. Светиловичи. Люди современного типа появляются в поздним палеолите. Им принадлежат
14561. БИО- И ТЕХНОЭВОЛЮЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС 154.5 KB
  Понятия и определения Наука область человеческой деятельности направленная на получение знаний законов и закономерностей окружающего мира. Технология – последовательность действий которые приводят к одному и тому же известному резул...
14562. ЕКСПЕРТНІ СИСТЕМИ 227.5 KB
  Опорний конспект з курсу Експертні СИСТЕМИ Вступ В середині 90х років минулого сторіччя відбулася зустріч Роберта Меткалфа винахідника Ethernet і знаменитого професора з штучного інтелекту Едварда Фейгенбаума. У дискусії що відбулася двох учених були порушені ...
14563. ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК 782.5 KB
  ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК Методические указания по выполнению лабораторной работы № 1 Предназначено для подготовки специалистов обучающихся по специальности 140211 – электроснабжение бакалавров по направлению 140400 – эле...