18752

Теоретические и практические аспекты организации досуга молодежи

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Теоретические и практические аспекты организации досуга молодежи. Досуг молодежи как проблема и как ценность определение теории досуга свободное время и досуг соотнесение понятий формы организованного и неорганизованного досуга формы организации досуга на лично...

Русский

2013-07-08

23.86 KB

57 чел.

Теоретические и практические аспекты организации досуга молодежи.

Досуг молодежи как проблема и как ценность, определение теории досуга, свободное время и досуг – соотнесение понятий, формы организованного и неорганизованного досуга, формы организации досуга на личностном, межличностном, групповом и общественном уровне, организация массовых досуговых мероприятий – методика организации, формы, методы. Создание условий для поддержки инициатив молодежи, направленных на организацию досуга.

Досуг – это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которому индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе, в основном, те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Структура и содержание досуга:

1. В структуре досуга выделяются несколько уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

а) Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. К нему относят: физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

б) Следующий уровень – развлечения. В процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологического переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

в) Познавательная деятельность, которая вырастает из активного отдыха и  состоит в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок.

г) В познавательной деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный  не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования.

Содержание досуга. Формы общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

- по содержанию (познавательные, развлекательные);

- по времени (кратковременные, периодические, систематические);

- по характеру (пассивные, активные);

- по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

В сфере досуга должен осуществляться переход:

- от простых форм деятельности к более сложным,

- от пассивного отдыха – к активному,

- к удовлетворению все более глубоких социальных и культурных стремлений,

- от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.

Особенности молодёжного досуга:

К специфическим чертам молодёжи относят преобладание у нее поисковой творческой экспериментальной активности. Молодёжь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений и с трудом приспосабливается к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, притягивает к себе людей практически всех возрастов и социальных положений. Интерес к игровой деятельности у молодёжи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в ТВ-ых и газетных викторинах, конкурсах, компьютерные игры, спортивные состязания и т.д. феномен игры порождает огромный быстро развивающийся мир, в который молодёжь погружается безоглядно. В сегодняшних социально-экономических условиях мир игры оказывает серьёзное влияние на молодёжь. Этот мир обеспечивает молодёжи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодёжь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодёжных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации, изобретательности. К другим особенностям молодёжного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило не является приоритетным центром проведения досуга молодёжи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома в компании сверстников. Примечательной особенностью досуговой деятельности молодёжи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодёжи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности: в эмоциональном контакте, сопереживании, в информации, в объединении усилий для совместных действий.

Проблемы молодёжного досуга.

Исследования показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и часто обусловлена воздействием телевидения – наиболее влиятельного источника эстетического и социализирующего воздействия или друзей. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.д.) большинством молодых людей не принимается и отвергается. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этом фоне активно развиваются молодёжные субкультуры, принимающие все более агрессивные черты. Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается. Наблюдается тенденция к деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении и разрушении образа человека (сцены и эпизоды насилия и секса, жестокости), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями. Ситуация в нашем массовом искусстве стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер.

Принято выделять две основные формы досуга молодёжи: организованный и неорганизованный.

К сфере организованного досуга относят молодёжные, подростковые организации, дома культуры, социальные центры, художественные и спортивные кружки, клубы, секции и т.д. Формально образовательные организации, занимающиеся досугом молодёжи, способствуют включению юношей и девушек в новые социальные отношения, их самореализации, социализации личности, оказывают помощь семье в воспитании подрастающего поколения, содействуют профилактике безнадзорности, отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних.

Однако кроме принадлежности к организованному коллективу (молодёжному, творческому) молодой человек может быть членом стихийной группы, которая возникает более или менее спонтанно и функционирует вне педагогического и родительского контроля и руководства. Как правило, группы в учебных заведениях или другие молодёжные группы, созданные взрослыми, зачастую не становятся для молодых людей приоритетными. Молодые люди жажду новых знакомств, приключений, переживаний. Своеобразное, часто неосознанное, внутреннее беспокойство гонит их прочь из дома, из  привычной, устоявшейся атмосферы. Это ожидание чего-то нового, неожиданного. Общение со сверстниками и возможно более старшими людьми вне привычных семейных и школьных ограничений здесь выступает как необычный фактор адаптации к окружающей его социальной действительности.

Итак, неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодёжи, объединенных по какому-либо признаку, например это могут быть сходные интересы.

Свободное время и досуг – соотнесение понятий.

Понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Чел в этот период может заняться хозяйством,домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно в состоянии «ничегонеделания», или в ущерб собственному здоровью, или нарушал общественный порядок и досуг окружающих и др.). Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. Досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества.

Свободное время обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (домашние дела, учёба), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности, а не ради заработка. Досуг – часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непроизводственных обязанностей. Свободное время  - время, свободное от работы и других обязательных занятий и дел, используемое полностью по своему усмотрению. Свободное время затрачивает не только физические, но и моральные силы. Времяпровождение которое затрачивает минимальное количество сил и энергии включает в себя прогулку и йогу, и наоборот активный вид отдыха требует колоссального расхода энергии – такие как кик-боксинг и футбол. Пассивное времяпровождение – это то время, когда человек не затрачивает ни физические, ни моральные силы, такое как посещение кинотеатров, музеев, просмотр телепередач. Многие люди считают такое времяпровождении не рациональным, так как они считают, что при пассивном времяпровождении теряются все «плюсы времени». Типы и примеры проведения свободного времени: рекреационный (отдых и восстановление сил после работы), рационально-потребительский (с материальной и духовной точки зрения), деятельный (совмещение времяпровождения с каким-либо видом деятельности).   

Свободное время:

- влияет на трудовую сферу деятельности, так как в это время происходят рекреационно-восстановительные процессы;

- является индикатором культуры молодежи, ее духовных потребностей и интересов.

Привлекательные черты досуга как части свободного времени:

- нерегламентированность и добровольность выбора различных форм,

- демократичность (меняются роли, социальный статус вторичен);

- эмоциональная окрашенность,

-возможность сочетать физическую и интеллектуальную, творческую и созерцательную, производственную и игровую активность.

Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации.

Организация массовых досуговых мероприятий – методика организации, формы, методы. Надо стремиться к тому, чтобы и массовые мероприятия вызывали большую активность участников. Соответственно такая активность, вызывает внимание и поддерживает его на высоком уровне. Члены массовой аудитории организационно не оформлены, между ними может не быть никаких постоянных контактов, они даже не знакомы друг и с другом, но во время мероприятия их объединяет общая цель и общее занятие. Отбор материала для любых мероприятий сложен и противоречив. Ведь в массовой аудитории могут быть люди с разным образованием, возрастом, социальным положением и культурным уровнем. Одни требуют высокого качества мероприятия, другие об этом не задумываются, поэтому нужно удовлетворить вкусы представителей и низкого и высокого уровня подготовки, надо дать материал, выполняющий простые и более сложные педагогические функции. Таким образом, в нестабильной аудитории организатор досуга имеет дело с множеством потребностей (и в отдыхе, и в общении, и в познании, и в наслаждении) и с множеством различных интересов. Поэтому он должен обладать педагогической оперативностью в выявлении и использовании этих моментов. Нужно учитывать особенности рекламы мероприятия, рассмотреть мотивы посещения культурно-досугового учреждения.

Методика массовых форм культурно-досуговых программ включает: четкое осмысление и понимание цели всеми участниками; анализ вида, типа, жанра массовой формы, создание организационно-педагогических условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы, органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентировочный, коммуникативный процесс, выбор рациональных методов и приёмов организации аудитории, для которой проводится мероприятие, обеспечение максимальной активности зрителей, слушателей, участников.

 Технологии разработки досуговых мероприятий:

Создание идеи. Одним из способов создания идеи досугового мероприятия является «словарная методика». За основу идеи берется сочетание ключевых слов. В одном из вариантов методика предусматривает случайный выбор двух-трех слов по словарю и создание идеи на основе возникших по поводу их сочетания ассоциаций.

Однако самой эффективной методикой группового создания идей считается «мозговой штурм» - «brain storm». Использовать ее можно в работе с детьми и взрослыми любого возраста. Для работы нужны бумага, карандаши, стулья для участников, размещенные по кругу.

Для ведения «штурма» выбирается ведущий, для записи всего происходящего нужен секретарь, который непосредственно в обсуждении не участвует, а заботится о фиксировании и обработке всей важной информации.

Открытие. Ведущий объявляет тему и условия «мозгового штурма»:

– всем нужно настроиться на творчество;

– высказывать можно все идеи, какие приходят в голову в связи с темой, даже самые на первый взгляд нереальные;

– каждый, кто предлагает, добивается, чтобы все члены группы понимали смысл предложения;

– на первом этапе ничего обсуждать и критиковать нельзя;

– все идеи записываются.

После того как создана идея и проведены все подготовительные работы по ее воплощению, данная идея непосредственно реализуется в жизни в конкретное мероприятие (действие).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34943. Налоги. Понятие и виды 25.5 KB
  Понятие и виды Налоги это обязательные платежи взимаемые государством с физических и юридических лиц на основе специального законодательства. Налоги образуют источник бюджетных доходов; Функция перераспределения ресурсов между отраслями. Налоги стимулируют одни виды деятельности и ограничивают другие; Функция перераспределения доходов между членами общества и достижения социальной справедливости.
34944. Направления экономической теории 33.5 KB
  Вместе с Адамом Смитом они и представляю классическое направление экономической теории. Главные результаты классиков составившие наиболее крупные âбриллиантыâ экономически теории сводятся к следующим положениям: богатство общества и его стоимость создаются трудом притом не в какойто одной сфере деятельности а трудом как таковым трудом во всех отраслях хозяйства; законом экономической деятельности является закон трудовой стоимости; главным побудителем к экономической деятельности служит интерес; частный интерес людей...
34945. Общественное воспроизводство и движение продукта 24.5 KB
  Общественное воспроизводство и движение продукта Модель воспроизводства Коне Данная модель показывает что повторение процесса производства возможно при условии пропорциональности которая достигается на основе конкуренции и свободной игры цен то есть в данной модели государство не вмешивается в порядок Теория воспроизводства общественного капитала Маркса Уделил особое внимание пропорциям между: 1 подотделение средств производства 2 производство предметов потребления Конечная цель производственного процесса является удовлетворение...
34946. Олигополия: сущность и виды 38.5 KB
  Вовторых олигополию отличает от всех прочих структур тот факт что ей присуща взаимозависимость фирм. Взаимозависимость фирм означает что действия каждой из фирм затрагивают каждого из конкурентов и что фирмы осознают это. Например если какаялибо из фирм меняет цену или объем рекламы то это повлияет на величину продаж конкурентов. В то же время невозможно предсказать влияние на продажи фирмы изменения цены поставляемой ею продукции без того чтобы предварительно принять определенные предположения относительно характера реакции на...
34947. Отрасль. Признаки отраслевого рынка 31 KB
  Признаки отраслевого рынка Отрасль группа фирм производящих блага предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой. Признаки отраслевого рынка: численность продавцов и их рыночные доли; степень дифференциации продукта; условия вступления в отрасль и выхода из нее; степень контроля производителей над ценами; характер поведения фирм. К тому же нескольким фирмам легко вступить в сговор. Рыночные доли фирм размер фирм обусловливают возможности фирм оказывать влияние на рыночную цену.
34948. Показатели безработицы. Зависимости между данными показателями 27.5 KB
  Зависимости между данными показателями К показателям безработицы относят уровень безработицы и ее продолжительность. Уровень безработицы Уровень безработицы это доля безработных в общей величине рабочей силы. Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле: уровень безработицы число безработных рабочая сила занятые и безработные Продолжительность безработицы Определяется как число месяцев которые человек провел не имея работы.
34949. Полезность, предельная полезность и их функции 57 KB
  Полезность можно разделить на объективную и субъективную. Полезность блага тем выше чем большему числу потребителей оно служит чем настоятельнее и распространённее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того чтобы какойнибудь предмет приобрёл меновую ценность.
34950. Понятие издержек производства, производственная функция 41.5 KB
  Естественно что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства Q. Однако составляющие совокупных затрат поразному реагируют на изменение объема производства.
34951. Понятие основных и оборотных средств на предприятии 44.5 KB
  Оборотными средствами называется постоянно находящаяся в непрерывном движении совокупность производственных оборотных фондов и фондов обращения. Следующая таблица отражает структуру основных и оборотных средств: Производственные фонды Фонды обращения Основные Оборотные Средства труда Предметы труда Рабочая сила Готовая продукция Денежные средства Дебиторская задолженность Пассивные Активные Сырье топливо энергия материалы Здания земля Машины оборудование Основные фонды Оборотные средства.