18754

Молодёжная субкультура

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Молодёжная субкультура. Классификации молодежных субкультур по различным основаниям.Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодёжи в разнообразные группы движения являющиеся фактором сплочения формирующие коллективное сознание в эт

Русский

2013-07-08

26.26 KB

10 чел.

Молодёжная субкультура.

 Классификации молодежных субкультур по различным основаниям.Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодёжи в разнообразные группы, движения, являющиеся фактором сплочения, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодёжные субкультуры. Существует огромное количество попыток классифицировать молодёжные субкультуры.

1.По социально-правовому признаку выделяют: а). просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды; б). асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты; в). антисоциальные (преступные группировки, антиобщественные)- хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

2. По направленности интересов М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

- увлечение современной молодежной музыкой;

- устремление к правопорядковой деятельности;

- активно занимающиеся определенными видами спорта;

- околоспортивные - различные фанаты;

- философско-мистические;

- защитники окружающей среды.

3. По степени общения:

- малые группы (молодые люди имеют личностные контакты с каждым членом группы);

- большие группы (нет непосредственного общения со всеми членамии).

З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1) способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, нацисты; 2) с социальной позицией - экокультурные; 3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления; 4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Группы, объединенные по способу времяпрепровождения, включают в себя музыкальных и спортивных фанатов, металлистов, люберов и др. Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие.

Неформальные объединения по социальной позиции являются формой социальной и политической активности. Круг их проблем включает в себя сохранение и восстановление памятников истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, политические проблемы. Они выступают на собраниях и митингах, в печати, обращаются в соответствующие государственные и общественные органы. Некоторые их акции наталкиваются на противодействие органов правопорядка, когда они носят противоправный характер.

Группы, объединенные по образу жизни, составляют "системники" с многочисленными ответвлениями (пипл, хайрасты, религиозные братства), для которых совместное общение становится образом жизни. Для "системников" главное - человеческое общение, их декларируемые ценности - мир и любовь. Живут они скрытой от посторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют определенного места обитания, многие считают их бездельниками, ищущими "кайф" и наркотики. Но среди них есть такие, кто действительно верит в идеи братства, доброты, взаимопомощи, многие работают и имеют семью. Их объединяет поиск способов бытия без социальных потрясений, повседневных хлопот и экономических проблем. Людей сюда приводит чувство отчужденности, одиночество. Их отличие в том, что для других групп - это досуг, а для "системников" - сама жизнь, поэтому многие не уходят и повзрослев. В последние годы они как бы растворились в других неформальных группах.

Группы альтернативного творчества отличаются от всех других неформалов. Их творчество не вписывается в рамки общественно и официально признанного искусства. В последние годы отношение к ним изменилось, они проводят выставки, выступают по радио, телевидению, в печати, издают специальные сборники. Групповая замкнутость, противостояние официальным, художественным общепризнанным ценностям характеризуют их именно как неформалов.

Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя достойное занятие, с социальной позицией. Субкультура – это форма социальной и политической активности. В круг их проблем включены: сохранение памятников культуры и истории, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, с образом жизни. Для них совместное общение – это образ жизни. Их объединяет поиск способов бытия без социальных потрясений, повседневных хлопот и других проблем, с альтернативным творчеством. Их творчество не вписывается в рамки общественного и официально призванного искусства.

Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодёжных субкультур:

- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, байкеры);

- криминальные (гопники, люберы);

- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рейверы, рэпперы);

Анархо-нигилистические (панки, экстремистские группировки, которые также можно назвать радикально-деструктивными.

Еще один вариант деления молодёжных движений:

  1.  Связанные с музыкой (рокеры, металлисты);
  2.  Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни (панки, готы);
  3.  Связанные со спортом (байкеры, скейтеры, спортивные фанаты);
  4.  Связанные с играми (ролевики, геймеры);
  5.  Связанные с компьютерными технологиями (хакеры, геймеры);
  6.  Враждебно или асоциально настроенные (скинхэды, панки);
  7.  Религиозные объединения (секты, кришнаиты);
  8.  Группы современного искусства (граффиттеры, просовременные художники);
  9.  Элита (мажоры, рейверы);
  10.  Антикварные субкультуры (битники, роккабильщики);
  11.  Субкультура масс и контркультура (гопники, реднеки);
  12.  Социально-активные (пацифилисты, защита истории и окружающей среды);

Таким образом, существует множество различных подходов к классификациям молодёжных субкультур по различным основаниям.

Взаимосвязь культуры, субкультуры, контркультуры. Культура – это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических,  социальных, профессиональных и т.д.) постепенно у каждой группы формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Принято считать, что субкультура – это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура – современное порождение городского уклада жизни.

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление в изучении молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Сказывалось и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения. С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным - как у нас, так и за рубежом.

Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура – это: 1. Культура какой-либо социальной или демографической группы; 2. В чем то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затруднённостью доступа для нее к ультурному наследию. Субкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Субкультура – это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности. Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами.

Sub по-латыни – это «под», другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), а соntra – «против» (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт).Поэтому понятие контркультуры акцентирует момент выраженного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Данный термин появился в западных источниках в 60-е годы ХХ в.Главная характеристика контркультуры – это протест, несогласие, активная оппозиция. Для нее характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Ее цель – свержение современной культуры, которая представляется организовнным насилием над личностью, душителем творческих порывов.

Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов этого духовного противостояния. Борьба в период раннего христианства с проявлениями язычества свидетельствует о тех же процессах. Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры.

Субкультура - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом. Напр., городская и сельская, молодежная субкультуры и др.). Итак, субкультура и контркультура явления родственные, но нетождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать в качестве как первой, так и второй. Но субкультура более широкое понятие , чем контркультура.

Молодежная субкультура – частный случай проявления субкультуры вообще. Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста. Возраст в этом случае весьма важная демографическая характеристика. Учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет.

Отличительные особенности молодежной субкультуры как феномена массовой культуры.

"Массовая культура" — это понятие, служащее для обозначения особенностей производства культурных ценностей в "массовом обществе", ориентированное на их массовое потребление. Важно отметить, что такое производство культурных ценностей понимается как прямая аналогия материального производства в условиях поточно-конвейерной организации труда. "Массовая культура" рассчитана на потребление всеми людьми, независимо от места их проживания. Естественно, это означает снижение уровня соответствующих культурных ценностей: так называемые "мыльные оперы" являются характернейшим образцом продукции такого рода. Не менее естественно и то, что "массовая культура" ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а потому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя. "Массовая культура" может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у "массы" новые, неведомые ей ранее потребности, формировать вполне определенные стандарты эстетического вкуса.

В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодежная субкультура – это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят перед собой молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.

Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная культура – это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Все пройдет, пройдет и это». Или:    «Молодость – это такой недостаток, который быстро проходит».

Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес.

Феномен молодёжных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных. Для молодёжной субкультуры характерно:

1.Молодёжная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней. Члены такой общественности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, тусовки), так и виртуального общения (киберпанки);

2.Вхождение молодого человека в ту или иную молодёжную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер. Стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности;

3.Молодёжные субкультуры, как правило, возникают около определённого центра (инициатор);

4.Значимые для той или иной молодёжной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы: посредством нее молодые люди узнают «своих», выделяют «чужих», она работает на объединение и сплочение группы, позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.  

Игровая природа в молодежной субкультуре, эстетика молодежной субкультуры.Молодежь, организованная в общность в результате единения вокруг какой-либо идеи, достаточно часто проявляет склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. Она пытается изменить пространство, в котором существует, эстетизировать его с позиции ее представлений о прекрасном.

Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. В молодежной субкультуре нередко слияние границ между игрой и деятельностью. Это проявляется в театрализации, артизации, «карнавальности», импровизационности жизни. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов субкультурных групп. Как в театральном искусстве, так и деятельности молодежных групп существует некоторая драматургия. Отдельные исследователи считают, что эта драматургия складывается их различных письменных источников, близких по идеологии молодежным субкультурным группам. Иногда в качестве таких источников могут выступать, в частности, религиозные тексты. Театрализация широко проявляется в обрядах и ритуалах, к которым достаточно часто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные культуры. Игровой момент свойствен созданию и функционированию собственного языка знаков и символов отдельных молодежных субкультур.  

Этот же игровой момент характерен для молодёжных субкультур в различных публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются в разносторонних театрализованных акциях, шоу, перфомансах, хиппингах, манифестациях, фестивалях. Артизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодёжных субгрупп (хиппи, панки, рокеры, металлисты) находят свою актуализацию в демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле, включающем не только особенности поведенческих норма, но и специфические пристрастия в одежде, прическах, аксессуарах.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14049. Дніпрова Чайка. «Дівчина-чайка» 30.5 KB
  УРОК № 34 Тема.Дніпрова Чайка. Дівчиначайка. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменниці її поезією в прозі; розвивати навички виразного читання переказу аналізу художнього твору; висловлення власних вражень суджень щодо прочитаного; виховувати му...
14050. Дніпрова Чайка. «Морське серце» 41.5 KB
  УРОК № 35 Тема. Дніпрова Чайка. Морське серце. Мета: допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст поезії в прозі; розвивати навички виразного читання аналізу художніх творів висловлення власної думки щодо прочитаного вміння порівнювати різні жанри літер...
14051. Дніпрова Чайка. Поезії в прозі. Особливості жанру 26 KB
  УРОК № 36 Тема. Дніпрова Чайка. Поезії в прозі. Особливості жанру. Мета:допомогти учням глибше усвідомити особливості жанру поезії в прозі ідейнохудожнє значення творів Дніпрової Чайки; розвивати навички зв’язного мовлення образного мислення уяву та фантазію учні
14052. «Пісні» М. Рильський 43.5 KB
  УРОК № 38 Тема.М. Рильський. Пісні. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменника допомогти їм усвідомити ідейнохудожній зміст вірша Пісні; розвивати навички виразного читання поезій коментування аналізу їх змісту висловлення власних думок з привод
14053. Поради, Ознаки весни. М. Рильський. 40 KB
  УРОК № 39 Тема.М. Рильський. Поради Ознаки весни. Мета:допомогти учням усвідомити ідейнохудожній зміст віршів М. Рильського розвивати навички виразного читання аналізу поетичних творів висловлення власної думки щодо прочитаного; виховувати естетичні смаки л...
14054. Поезії. Віршові розміри: ямб, хорей М. Рильський 53 KB
  УРОК № 40 Тема. М. Рильський. Поезії. Віршові розміри: ямб хорей. Мета:ознайомити учнів з деякими поезіями М. Рильського; дати поняття про віршові розміри ямб і хорей про стопу та строфу; формувати навички визначення віршових розмірів ритму; розвивати творче образне ...
14055. Природа у творах українських поетів 55.5 KB
  УРОК № 41 Тема.Природа у творах українських поетів. Мета:допомогти учням усвідомити красу й силу поетичного слова викликати інтерес до самостійного читання; розвивати навички виразного читання поезії її аналізу висловлення власних думок та вражень від неї; виховува...
14056. «Пиріжок з калиною» В. Кава 67.5 KB
  УРОК № 42 Тема. В. Кава. Пиріжок з калиною. Мета: ознайомити учнів із життям та творчістю письменника змістом його оповідання; розвивати навички виразного читання коментування прочитаного висловлення власної думки про твір і його героїв; виховувати почуття людянос...
14057. Пиріжок з калиною В. Кава 59 KB
  УРОК № 43 Тема.В. Кава. Пиріжок з калиною. Мета:допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст оповідання; розвивати навички складання плану твору переказу за планом характеризування героїв оцінювання їхніх дій та вчинків; виховувати кращі людські якості:...