18754

Молодёжная субкультура

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Молодёжная субкультура. Классификации молодежных субкультур по различным основаниям.Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодёжи в разнообразные группы движения являющиеся фактором сплочения формирующие коллективное сознание в эт

Русский

2013-07-08

26.26 KB

10 чел.

Молодёжная субкультура.

 Классификации молодежных субкультур по различным основаниям.Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодёжи в разнообразные группы, движения, являющиеся фактором сплочения, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодёжные субкультуры. Существует огромное количество попыток классифицировать молодёжные субкультуры.

1.По социально-правовому признаку выделяют: а). просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды; б). асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты; в). антисоциальные (преступные группировки, антиобщественные)- хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

2. По направленности интересов М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

- увлечение современной молодежной музыкой;

- устремление к правопорядковой деятельности;

- активно занимающиеся определенными видами спорта;

- околоспортивные - различные фанаты;

- философско-мистические;

- защитники окружающей среды.

3. По степени общения:

- малые группы (молодые люди имеют личностные контакты с каждым членом группы);

- большие группы (нет непосредственного общения со всеми членамии).

З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1) способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, нацисты; 2) с социальной позицией - экокультурные; 3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления; 4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Группы, объединенные по способу времяпрепровождения, включают в себя музыкальных и спортивных фанатов, металлистов, люберов и др. Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие.

Неформальные объединения по социальной позиции являются формой социальной и политической активности. Круг их проблем включает в себя сохранение и восстановление памятников истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, политические проблемы. Они выступают на собраниях и митингах, в печати, обращаются в соответствующие государственные и общественные органы. Некоторые их акции наталкиваются на противодействие органов правопорядка, когда они носят противоправный характер.

Группы, объединенные по образу жизни, составляют "системники" с многочисленными ответвлениями (пипл, хайрасты, религиозные братства), для которых совместное общение становится образом жизни. Для "системников" главное - человеческое общение, их декларируемые ценности - мир и любовь. Живут они скрытой от посторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют определенного места обитания, многие считают их бездельниками, ищущими "кайф" и наркотики. Но среди них есть такие, кто действительно верит в идеи братства, доброты, взаимопомощи, многие работают и имеют семью. Их объединяет поиск способов бытия без социальных потрясений, повседневных хлопот и экономических проблем. Людей сюда приводит чувство отчужденности, одиночество. Их отличие в том, что для других групп - это досуг, а для "системников" - сама жизнь, поэтому многие не уходят и повзрослев. В последние годы они как бы растворились в других неформальных группах.

Группы альтернативного творчества отличаются от всех других неформалов. Их творчество не вписывается в рамки общественно и официально признанного искусства. В последние годы отношение к ним изменилось, они проводят выставки, выступают по радио, телевидению, в печати, издают специальные сборники. Групповая замкнутость, противостояние официальным, художественным общепризнанным ценностям характеризуют их именно как неформалов.

Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя достойное занятие, с социальной позицией. Субкультура – это форма социальной и политической активности. В круг их проблем включены: сохранение памятников культуры и истории, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, с образом жизни. Для них совместное общение – это образ жизни. Их объединяет поиск способов бытия без социальных потрясений, повседневных хлопот и других проблем, с альтернативным творчеством. Их творчество не вписывается в рамки общественного и официально призванного искусства.

Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодёжных субкультур:

- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, байкеры);

- криминальные (гопники, люберы);

- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рейверы, рэпперы);

Анархо-нигилистические (панки, экстремистские группировки, которые также можно назвать радикально-деструктивными.

Еще один вариант деления молодёжных движений:

  1.  Связанные с музыкой (рокеры, металлисты);
  2.  Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни (панки, готы);
  3.  Связанные со спортом (байкеры, скейтеры, спортивные фанаты);
  4.  Связанные с играми (ролевики, геймеры);
  5.  Связанные с компьютерными технологиями (хакеры, геймеры);
  6.  Враждебно или асоциально настроенные (скинхэды, панки);
  7.  Религиозные объединения (секты, кришнаиты);
  8.  Группы современного искусства (граффиттеры, просовременные художники);
  9.  Элита (мажоры, рейверы);
  10.  Антикварные субкультуры (битники, роккабильщики);
  11.  Субкультура масс и контркультура (гопники, реднеки);
  12.  Социально-активные (пацифилисты, защита истории и окружающей среды);

Таким образом, существует множество различных подходов к классификациям молодёжных субкультур по различным основаниям.

Взаимосвязь культуры, субкультуры, контркультуры. Культура – это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических,  социальных, профессиональных и т.д.) постепенно у каждой группы формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Принято считать, что субкультура – это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура – современное порождение городского уклада жизни.

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление в изучении молодежи. С 60-х годов ХХ в. к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Сказывалось и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения. С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным - как у нас, так и за рубежом.

Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура – это: 1. Культура какой-либо социальной или демографической группы; 2. В чем то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затруднённостью доступа для нее к ультурному наследию. Субкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Субкультура – это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности. Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами.

Sub по-латыни – это «под», другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), а соntra – «против» (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт).Поэтому понятие контркультуры акцентирует момент выраженного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Данный термин появился в западных источниках в 60-е годы ХХ в.Главная характеристика контркультуры – это протест, несогласие, активная оппозиция. Для нее характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Ее цель – свержение современной культуры, которая представляется организовнным насилием над личностью, душителем творческих порывов.

Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов этого духовного противостояния. Борьба в период раннего христианства с проявлениями язычества свидетельствует о тех же процессах. Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры.

Субкультура - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом. Напр., городская и сельская, молодежная субкультуры и др.). Итак, субкультура и контркультура явления родственные, но нетождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать в качестве как первой, так и второй. Но субкультура более широкое понятие , чем контркультура.

Молодежная субкультура – частный случай проявления субкультуры вообще. Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста. Возраст в этом случае весьма важная демографическая характеристика. Учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет.

Отличительные особенности молодежной субкультуры как феномена массовой культуры.

"Массовая культура" — это понятие, служащее для обозначения особенностей производства культурных ценностей в "массовом обществе", ориентированное на их массовое потребление. Важно отметить, что такое производство культурных ценностей понимается как прямая аналогия материального производства в условиях поточно-конвейерной организации труда. "Массовая культура" рассчитана на потребление всеми людьми, независимо от места их проживания. Естественно, это означает снижение уровня соответствующих культурных ценностей: так называемые "мыльные оперы" являются характернейшим образцом продукции такого рода. Не менее естественно и то, что "массовая культура" ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а потому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя. "Массовая культура" может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у "массы" новые, неведомые ей ранее потребности, формировать вполне определенные стандарты эстетического вкуса.

В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодежная субкультура – это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят перед собой молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.

Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная культура – это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Все пройдет, пройдет и это». Или:    «Молодость – это такой недостаток, который быстро проходит».

Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес.

Феномен молодёжных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных. Для молодёжной субкультуры характерно:

1.Молодёжная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней. Члены такой общественности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, тусовки), так и виртуального общения (киберпанки);

2.Вхождение молодого человека в ту или иную молодёжную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер. Стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности;

3.Молодёжные субкультуры, как правило, возникают около определённого центра (инициатор);

4.Значимые для той или иной молодёжной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы: посредством нее молодые люди узнают «своих», выделяют «чужих», она работает на объединение и сплочение группы, позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.  

Игровая природа в молодежной субкультуре, эстетика молодежной субкультуры.Молодежь, организованная в общность в результате единения вокруг какой-либо идеи, достаточно часто проявляет склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. Она пытается изменить пространство, в котором существует, эстетизировать его с позиции ее представлений о прекрасном.

Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. В молодежной субкультуре нередко слияние границ между игрой и деятельностью. Это проявляется в театрализации, артизации, «карнавальности», импровизационности жизни. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов субкультурных групп. Как в театральном искусстве, так и деятельности молодежных групп существует некоторая драматургия. Отдельные исследователи считают, что эта драматургия складывается их различных письменных источников, близких по идеологии молодежным субкультурным группам. Иногда в качестве таких источников могут выступать, в частности, религиозные тексты. Театрализация широко проявляется в обрядах и ритуалах, к которым достаточно часто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные культуры. Игровой момент свойствен созданию и функционированию собственного языка знаков и символов отдельных молодежных субкультур.  

Этот же игровой момент характерен для молодёжных субкультур в различных публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются в разносторонних театрализованных акциях, шоу, перфомансах, хиппингах, манифестациях, фестивалях. Артизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодёжных субгрупп (хиппи, панки, рокеры, металлисты) находят свою актуализацию в демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле, включающем не только особенности поведенческих норма, но и специфические пристрастия в одежде, прическах, аксессуарах.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44142. ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ НГУ “АВТОПАРИТЕТ” 199.5 KB
  В маленькой фирме все решения обычно принимает сам владелец. Он же контролирует работу своей фирмы. В более крупных фирмах эти функции выполняет менеджер. Он может быть один, например, в небольшом магазине. В больших компаниях людей, занимающихся менеджментом, много - один отвечает за производство продукции, другой организует сбыт, третий занимается рекламой товаров, четвертый нанимает работников.
44143. Определение взаимосвязи развития координационных способностей с техникой владения мячом 270.5 KB
  Теоретическое обоснование развития координационных способностей в среднем школьном возрасте. Проявление координационных способностей в волейболе. Роль координационных способностей. Средства развития координационных способностей.
44144. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 671 KB
  Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на современном предприятии. Понятие и сущность корпоративной культуры. Виды и типы корпоративной культуры Структура и содержание корпоративной культуры
44145. Телевидение 80х – 90х: проблемы и перспективы развития 370.5 KB
  В последние годы жизни Влада Листьева называли самой яркой звездой отечественного телевидения. Вопросы перестройки заняли одно из главных мест и в передачах телевидения. В правительстве был подготовлен пакет документов который должен обеспечить реализацию на практике новых условий работы печати радио телевидения и издательств. Для многих он до сих пор остается символом нового телевидения.
44146. Определение потребной мощности холодильного оборудования РПС 821.5 KB
  Наибольшее распространение для холодильной обработки пищевых продуктов получили паровые компрессионные холодильные машины с одноступенчатым и двухступенчатым сжатием паров холодильного агента. Для построения теоретического и действительного циклов работы паровой холодильной машины необходимо выбрать
44147. Разработка визуальной системы обучения основам алгоритмизации и программирования курсантов высших военных учебных заведений 2.9 MB
  Целью изучения учебной дисциплины «Информатика и программирование» является приобретение курсантами базовых знаний и практических навыков, позволяющих эффективно применять средства автоматизации управления внутренними войсками для решения служебно-боевых задач в сфере военно-профессиональной деятельности по специальности
44148. Исследование физической подготовленности легкоатлетов групп начальной подготовки 254.5 KB
  Средства и методы обучения и тренировки легкоатлетов Структура и содержание спортивной тренировки на этапе начальной подготовки Оценить динамику физической подготовленности занимающихся в секции легкой атлетики в годичном цикле тренировки. Систематичность последовательность и постепенность лежат в основе планирования спортивной тренировки в легкой атлетике и осуществляются в недельном месячном годичном тренировочных циклах предполагая систематическое последовательное но постепенное повышение тренировочных нагрузок...
44149. Направления повышения экономической безопасности предприятия ООО «Дорожно-строительное предприятие» 648.5 KB
  Теоретико-методические положения обеспечения экономической безопасности предприятия. Сущность экономических подходов к повышению уровня безопасности предприятия. Методические положения по определению уровня экономической безопасности предприятия и факторов на нее влияющих. Методы повышения экономической безопасности предприятия.
44150. Реклама вентиляционных систем стандартные и нестандартные решения (на примере компании «Формик») 1.51 MB
  Большинство современных рынков подразделяют на множество сегментов. Многие товары и услуги имеют узкую нишу и ограниченный круг потребителей, охватить который с помощью традиционной рекламы сложно и затратно. Все равно, что бить из пушки по воробьям.