18756

Система работы с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (ТЖС)

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Система работы с молодежью оказавшейся в трудной жизненной ситуации ТЖС. Понятие и сущность ТЖС. Особенности молодёжи оказавшейся в ТЖС. Технологии социальной работы с молодежью оказавшейся в ТЖС. Типы и виды учреждений и организаций работающих с подростками и молод...

Русский

2013-07-08

21.4 KB

65 чел.

Система работы с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (ТЖС).

Понятие и сущность ТЖС. Особенности молодёжи, оказавшейся в ТЖС. Технологии социальной работы с молодежью, оказавшейся в ТЖС. Типы и виды учреждений и организаций, работающих с подростками и молодежью, оказавшейся в ТЖС. Стратегия ГМП в РФ как нормативный документ для организации работы с молодежью, оказавшейся в ТЖС.

Понятие и сущность ТЖС. В соответствии со ст.3 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Понятие «ТЖС» тесно связано со словосочетанием «экстремальная ситуация», так как нельзя не брать во внимание, что на исходе ХХ столетия люди поневоле стали жертвами различных бедствий и катастроф. Классификация категории «ТЖС» по степени участия: 1). Трудные жизненные ситуации; 2). Трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи; 3). Трудные ситуации, связанные с социальным воздействием.

Ф.Е.Василюк, выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис. По типам трудностей квалифицируют ТЖС К.Муздыбаев: по интенсивности, по величине потери или угрозы, по длительности (хронические, краткосрочные), по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые), по уровню влияния.

К.Флейк-Хобсон рассматривает ТЖС, характерные для детей, и выделяет два типа ситуаций повышенного риска. 1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности: враждебная, жестокая семья; эмоционально отвергающая семья; не обеспечивающая надзора и ухода семья; негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся); чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека); появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра); противоречивое воспитание или смена типа; чуждое окружение за рамки семьи (язык, культура). 2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи: помещение в чужую семью; направление в детское учреждение; госпитализация.  

Технологии социальной работы с молодежью, оказавшейся в ТЖС. Молодёжь – особая социально демографическая группа, переживающая множество проблем. Таким образом, необходима социальная работа с данной категорией населения. Под социальной работой с молодёжью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодёжи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности – социальные службы для молодёжи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив. Существуют социально-психологические службы помощи, центры реабилитации. В ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» определены системы социальных служб:  государственная, муниципальная деятельность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.

Типы и виды учреждений и организаций, работающих с подростками и молодежью, оказавшейся в ТЖС. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: 1). Комплексные центры социального обслуживания населения; 2). Территориальные центры социальной помощи семье и детям; 3). Центры социального обслуживания; 4). Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 5). Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 6).социальные приюты для детей и подростков; 7). Центры психолого-педагогической помощи населению; 8). Центры экстренной психологической помощи по телефону; 9). Центры (отделения) социальной помощи на дому; 10). Дома ночного пребывания; 11). Специальные дома для одиноких престарелых; 12). Стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома–интернаты для детей с физическими недостатками); 13). Геронтологические центры; 14). Иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

Порядок создания, деятельности, реорганизации, ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством РФ.

Стратегия ГМП в РФ как нормативный документ для организации работы с молодежью, оказавшейся в ТЖС.

Социальная работа в нашей стране и во многих других странах является частью ГМП. Отечественная ГМП сформировалась на рубеже 80-90-хгг. 20 века на основе закона СССР «Об общих началах ГМП в СССР» (16 апреля 1991 года). С распадом СССР этот закон прекратил своё действие и лишь с принятием в 1993 году постановлением Верховного Совета РФ «Об основных направлениях ГМП в РФ» стал осуществляться курс на проведение молодёжной политики в современных условиях. Данным документом определяется, что ГМП является деятельностью государства направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развитие молодёжных объединений, движений и инициатив.

В настоящее время ГМП реализуется на основании Стратегии ГМП в РФ, утвержденная распоряжением правительства от 18 декабря 2006 года. Целью ГМП является развитие и реализация потенциала молодёжи в интересах России. Одним из приоритетных направлений ГМП является интеграция молодых людей, оказавшихся в ТЖС, в жизнь общества.

В Стратегии представлен проект «Шаг на встречу». Основными целями проекта "Шаг навстречу" являются:

  1.  оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в интеграции в общество;
  2.  вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества;
  3.  развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Адресат проекта – молодые люди, оказавшиеся в ТЖС и их здоровые сверстники. Участники проекта – все молодые жители страны, неравнодушные к чужой беде, готовые делом помочь тем, кто объективно нуждается в их помощи. Указанный проект адресован молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, участниками же должна стать российская молодежь в возрасте до 30 лет.

Функции реализатора проекта – организовать движение всех институтов общества навстречу молодым людям, испытывающим трудности в интеграции. Используя все средства распространения информации, реализатор развёртывает мобильную социальную работу с молодыми людьми и группами молодёжи, оказавшимися в ТЖС. Привлекает в качестве исполнителей этой работы молодёжные организации, объединения, а так же созданные сети молодёжных проектов. Одновременно, оператор проекта обеспечивает поддержку проектной деятельности организаций, способных на профессиональном уровне осуществить обучение молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, знаниям, умениям и навыкам, необходимым для жизни в социуме. Среди главных задач реализатора проекта – информирование общества о необходимости и возможностях создания доступной среды, для всех его членов том числе и для инвалидов, развитие в обществе толерантного отношения к людям с теми или иными ограничениями.,  

Основными видами работ по реализации указанного направления являются следующие:

  1.  выявление типичных и вновь складывающихся групп молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
  2.  развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  3.  развитие групп самопомощи и взаимной поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  4.  распространение для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, программ развития навыков и умений самостоятельной жизни;
  5.  поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь и улучшение их положения в обществе.

Для обеспечения социальной интеграции и адаптации молодых людей, попавших в ТЖС, оператор будет предпринимать целенаправленные усилия по вовлечению этих ребят в деятельность молодёжных общественных организаций, клубов, организаций по месту жительства, трудовых отрядов, с тем что бы дать возможность им почувствовать себя неотъемлемой частью общества. Благодаря заявленному подходу впервые в современной истории России будет создана система общенациональных проектов, адресованных всей молодёжной аудитории страны. Став участникам общенациональных проектов, молодые люди смогут практически применить знания, полученные в системе образования и воспитания, оценить их достаточность и сформулировать новые образовательные запросы. Одновременно задачи, которые традиционно рассматривались как задачи системы образования: формирования гражданской позиции молодых людей; становления социальных компетентностей молодёжи, необходимых для успешной жизни; развития правового сознания молодых граждан; получат свое разрешение в рамках общенациональных молодёжных проектов при непосредственном и деятельностном участии молодёжи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78951. Правовое регулирование научной деятельности 38 KB
  Правовое регулирование научной деятельности Одним из фундаментальных вопросов современного общества является вопрос об отношении к интеллектуальному труду правовому механизму использования результатов такого труда и регулирования возникающих при этом правоотношений. Правовые аспекты интеллектуальной деятельности лежат в плоскости решения проблем распределения прав на ее результаты с необходимостью охраны и защиты интеллектуальных достижений. Продуктом умственной деятельности оказывается знание. №982 Об использовании результатов...
78952. Философия техники (фт), ее генезис, предмет и задачи 47 KB
  Философия техники фт ее генезис предмет и задачи. Проблема возникновения техники с разделением труда была поставлена Гегелем. Он показал важную роль техники в возникновении капитализма показал разрушительное воздействие машинного производства на человека.Ленк назвал Маркса первым философом техники.
78953. Становление, развитие и специфика технических наук 56.5 KB
  Становление развитие и специфика технических наук. Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства не понимая почему они так работают. Инженеры провозглашая ориентацию на науку в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой автономии наука и техника соединились в XVII веке в начале научной революции.
78954. Сущность и природа техники 47.5 KB
  Сущность и природа техники. Существует 5 основных подходов сущности техники. отношением: Техника и бытие Техника и человек Техника и природа Техника и социокультурный мир Техника и Бог Даются следующие трактовки техники: Онтологическая Хайдеггер. Это характерно для создания техники ремесленным трудом не преминим к современной технике.
78955. Технология и ее связь с техникой 47 KB
  Впервые термин «технология» появился в 70-х годах 18 века в Западной Европе. Если техники – «это», то технология – «как это сделано». Если техника – способ, то технология – способ способа. Если техника – есть ставшее, то технология – способ становления, если техника- способ преобразования мира, то технология – организация использование чел. этих средств. Если техника – артефакт, то технология – метод создания артефактов и учения о нем.
78956. Природа и техника, законы их функционирования и развития 59 KB
  Природа и техника законы их функционирования и развития. Закон необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение связь между явлениями в природе и обществе. Это понятие закона родственно понятию сущности при данных условиях. Закономерность объективно существующая повторяющая существенная связь явлений проявляющаяся в виде тенденций.
78957. Инновации в традиционном и техногенном обществах 29.5 KB
  Инновации в традиционном и техногенном обществах Традиционные общества является исторически первыми. Данный тип общества возник в глубокой древности распространен он и сейчас. Некоторые традиционные общества были поглощены техногенными другие приобрели гибридные черты балансируя между техногенными и традиционными ориентациями. При характеристике традиционных типов общества очевиден тот факт что они обладая замедленным темпом развития придерживаются устойчивых стереотипов своего функционирования.
78958. Ценности классической, неклассической, постнеклассической науки 39.5 KB
  Существуют социальные и внутренние ценности. Социальные ценности делятся на материальные и духовные. удовлетворение своих материальных потребностей научные ценности истина добро зло итд Социальные ценности: частная собственность рыночная экономика деньги итд социальнополитические: свобода слова собраний критики различные права эстетические и философские ценности Внутри научные 1. Социальные и внутринаучные ценности диалектически связаны между собой.
78959. Социальная оценка техники 29 KB
  Социальная оценка техники Введение Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство артефакт созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием усиливающий улучшающий или облегчающий действие техника письма техника плавания техника вопросов и т. При изучении вопроса о последствия техники и технологии следует иметь в виду двойственный характер техники. Общая часть Проблемы негативных социальных и других...