18756

Система работы с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (ТЖС)

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Система работы с молодежью оказавшейся в трудной жизненной ситуации ТЖС. Понятие и сущность ТЖС. Особенности молодёжи оказавшейся в ТЖС. Технологии социальной работы с молодежью оказавшейся в ТЖС. Типы и виды учреждений и организаций работающих с подростками и молод...

Русский

2013-07-08

21.4 KB

57 чел.

Система работы с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (ТЖС).

Понятие и сущность ТЖС. Особенности молодёжи, оказавшейся в ТЖС. Технологии социальной работы с молодежью, оказавшейся в ТЖС. Типы и виды учреждений и организаций, работающих с подростками и молодежью, оказавшейся в ТЖС. Стратегия ГМП в РФ как нормативный документ для организации работы с молодежью, оказавшейся в ТЖС.

Понятие и сущность ТЖС. В соответствии со ст.3 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Понятие «ТЖС» тесно связано со словосочетанием «экстремальная ситуация», так как нельзя не брать во внимание, что на исходе ХХ столетия люди поневоле стали жертвами различных бедствий и катастроф. Классификация категории «ТЖС» по степени участия: 1). Трудные жизненные ситуации; 2). Трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи; 3). Трудные ситуации, связанные с социальным воздействием.

Ф.Е.Василюк, выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис. По типам трудностей квалифицируют ТЖС К.Муздыбаев: по интенсивности, по величине потери или угрозы, по длительности (хронические, краткосрочные), по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые), по уровню влияния.

К.Флейк-Хобсон рассматривает ТЖС, характерные для детей, и выделяет два типа ситуаций повышенного риска. 1. Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности: враждебная, жестокая семья; эмоционально отвергающая семья; не обеспечивающая надзора и ухода семья; негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся); чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека); появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра); противоречивое воспитание или смена типа; чуждое окружение за рамки семьи (язык, культура). 2. Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи: помещение в чужую семью; направление в детское учреждение; госпитализация.  

Технологии социальной работы с молодежью, оказавшейся в ТЖС. Молодёжь – особая социально демографическая группа, переживающая множество проблем. Таким образом, необходима социальная работа с данной категорией населения. Под социальной работой с молодёжью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодёжи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности – социальные службы для молодёжи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив. Существуют социально-психологические службы помощи, центры реабилитации. В ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» определены системы социальных служб:  государственная, муниципальная деятельность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.

Типы и виды учреждений и организаций, работающих с подростками и молодежью, оказавшейся в ТЖС. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: 1). Комплексные центры социального обслуживания населения; 2). Территориальные центры социальной помощи семье и детям; 3). Центры социального обслуживания; 4). Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 5). Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 6).социальные приюты для детей и подростков; 7). Центры психолого-педагогической помощи населению; 8). Центры экстренной психологической помощи по телефону; 9). Центры (отделения) социальной помощи на дому; 10). Дома ночного пребывания; 11). Специальные дома для одиноких престарелых; 12). Стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома–интернаты для детей с физическими недостатками); 13). Геронтологические центры; 14). Иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

Порядок создания, деятельности, реорганизации, ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством РФ.

Стратегия ГМП в РФ как нормативный документ для организации работы с молодежью, оказавшейся в ТЖС.

Социальная работа в нашей стране и во многих других странах является частью ГМП. Отечественная ГМП сформировалась на рубеже 80-90-хгг. 20 века на основе закона СССР «Об общих началах ГМП в СССР» (16 апреля 1991 года). С распадом СССР этот закон прекратил своё действие и лишь с принятием в 1993 году постановлением Верховного Совета РФ «Об основных направлениях ГМП в РФ» стал осуществляться курс на проведение молодёжной политики в современных условиях. Данным документом определяется, что ГМП является деятельностью государства направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развитие молодёжных объединений, движений и инициатив.

В настоящее время ГМП реализуется на основании Стратегии ГМП в РФ, утвержденная распоряжением правительства от 18 декабря 2006 года. Целью ГМП является развитие и реализация потенциала молодёжи в интересах России. Одним из приоритетных направлений ГМП является интеграция молодых людей, оказавшихся в ТЖС, в жизнь общества.

В Стратегии представлен проект «Шаг на встречу». Основными целями проекта "Шаг навстречу" являются:

  1.  оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в интеграции в общество;
  2.  вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества;
  3.  развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Адресат проекта – молодые люди, оказавшиеся в ТЖС и их здоровые сверстники. Участники проекта – все молодые жители страны, неравнодушные к чужой беде, готовые делом помочь тем, кто объективно нуждается в их помощи. Указанный проект адресован молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, участниками же должна стать российская молодежь в возрасте до 30 лет.

Функции реализатора проекта – организовать движение всех институтов общества навстречу молодым людям, испытывающим трудности в интеграции. Используя все средства распространения информации, реализатор развёртывает мобильную социальную работу с молодыми людьми и группами молодёжи, оказавшимися в ТЖС. Привлекает в качестве исполнителей этой работы молодёжные организации, объединения, а так же созданные сети молодёжных проектов. Одновременно, оператор проекта обеспечивает поддержку проектной деятельности организаций, способных на профессиональном уровне осуществить обучение молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, знаниям, умениям и навыкам, необходимым для жизни в социуме. Среди главных задач реализатора проекта – информирование общества о необходимости и возможностях создания доступной среды, для всех его членов том числе и для инвалидов, развитие в обществе толерантного отношения к людям с теми или иными ограничениями.,  

Основными видами работ по реализации указанного направления являются следующие:

  1.  выявление типичных и вновь складывающихся групп молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
  2.  развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  3.  развитие групп самопомощи и взаимной поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  4.  распространение для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, программ развития навыков и умений самостоятельной жизни;
  5.  поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь и улучшение их положения в обществе.

Для обеспечения социальной интеграции и адаптации молодых людей, попавших в ТЖС, оператор будет предпринимать целенаправленные усилия по вовлечению этих ребят в деятельность молодёжных общественных организаций, клубов, организаций по месту жительства, трудовых отрядов, с тем что бы дать возможность им почувствовать себя неотъемлемой частью общества. Благодаря заявленному подходу впервые в современной истории России будет создана система общенациональных проектов, адресованных всей молодёжной аудитории страны. Став участникам общенациональных проектов, молодые люди смогут практически применить знания, полученные в системе образования и воспитания, оценить их достаточность и сформулировать новые образовательные запросы. Одновременно задачи, которые традиционно рассматривались как задачи системы образования: формирования гражданской позиции молодых людей; становления социальных компетентностей молодёжи, необходимых для успешной жизни; развития правового сознания молодых граждан; получат свое разрешение в рамках общенациональных молодёжных проектов при непосредственном и деятельностном участии молодёжи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51757. ОПИС МІСЦЕВОСТІ В ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ ПОВТОРЕННЯ ВИВЧЕНОГО ПРО ТЕКСТ, ЙОГО СТРУКТУРНІ ОСОБЛИВОСТІ. УСНИЙ СТИСЛИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ МІСЦЕВОСТІ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ 233 KB
  УСНИЙ СТИСЛИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ МІСЦЕВОСТІ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ Мета: повторити й розширити теоретичні відомості про текст його ознаки будову засоби зв’язку речень у тексті; про особливості типів мовлення; розвивати навички стисло переказу вати розповідний текст з елементами опису місцевості формувати вміння розпізнавати тексти різних типів мовлення; удосконалювати мовлення восьмикласників їхнє логічне мислення пам’ять увагу культуру мовлення та письма. Як визначити основну думку в тексті Яку роль...
51759. ПОЕТИ, ЯКІ СПІВАЮТЬ СВОЇ ПІСНІ 136 KB
  Висоцького важко переоцінити їх пісні з кожним роком збагачуються виконанням новими співаками відкривають нам думки та сподівання збагачують наш світогляд та внутрішній світ. Звісно – це мистецтво: музика або література танці або пісняАвторська пісня Булат Окуджава Володимир Висоцький Юрій Візбор Цих людей називають російськими шансоньєЇх пісні підкорюють своєю щирістю своєю правдою та красою. Давайте спробуємо згадати: як називається...
51761. Становлення соціально зрілої особистості випускника в акмеологічному просторі 42 KB
  Становлення соціально зрілої особистості випускника в акмеологічному просторі Ступінь зрілості – це багатомірний стан дитини який реально показує наскільки вона відбулася як член суспільства може пристосуватися і сприймати соціум. Встановлення соціально зрілої особистості випускника в акмеологічному просторі – це створення активного освітньовиховного простору який сприяє оптимальному саморозвитку самореалізації учителя та учнів як суб’єктів освітнього процесу. Метою акмеологічного простору є плекання громадянина України цілісний...