18758

Технологии социальной работы с молодежью

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Технологии социальной работы с молодежью. Определение сущность классификации сфера воздействия. Технологии адаптации реабилитации диагностики профилактики определение специфика сущность целевая аудитория примеры реализации. Определение сущность классиф...

Русский

2013-07-08

22.48 KB

47 чел.

Технологии социальной работы с молодежью. 

Определение, сущность, классификации, сфера воздействия. Технологии адаптации, реабилитации, диагностики, профилактики (определение, специфика, сущность, целевая аудитория, примеры реализации).

Определение, сущность, классификации, сфера воздействия.

Технологии – совокупность приёмов, методов и воздействий решения той или иной социальной проблемы. Социальные технологии следует понимать как: способ реализации сложного процесса путём расчленения его на систему последовательный процедур и операций, выполняемых однозначно; возможность воспроизводства социального процесса. По мнению других ученых, сущность социальных технологий может быть раскрыта как система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормативами. В данном случае социальные технологии – совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликтов и т.д.). Процесс социальной технологизации предполагает осмысление вопросов о качественных и количественных особенностях изучаемого общественного явления с последующей постановкой и обоснованием вопросов о том, как и каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатом познавательной деятельности.   

Под социальной технологией понимается система знаний об оптимальных способах, преобразование и регулирование социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама профилактика применения этих способов. 

Анализ многочисленных определений социальных технологий позволяет выделить три уровня его осмысления: 1. Как область социологического знания, социальные технологии являют собой вид социальной теории, обосновывающей вопросы о том, как и в какой последовательности возможны определенные операционные воздействия с результатом познавательной деятельности. 2. Как часть механизма управления, социальные технологии являют собой метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах (свойства, объём и т.д.). 3. Как рациональный способ существования разноплановой социальной деятельности, социальные технологии являют собой совокупность способов профессионального воздействия на объект с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия. Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся:

1). По масштабам решаемых социальных проблем: 1. Глобальные социальные технологии, цель которых – решение общечеловеческих проблем. 2.Региональные социальные технологии используют и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений. 3.Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

2).По степени новизны: 1.Инновационные социальные технологии – это методы и приемы инновационной деятельности.

3).По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными.

4).В зависимости от уровня технологии делятся на: простые (доступные неспециалистам); сложные, требующие наличия специализированного специалиста, работающего в определенной области; комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.

5).Существует дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы: производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных, социально-бытовых отношений.

6)В статистике обычно выделяются отрасли народного хозяйства (сферы): транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др., в соответствии с этими отраслями дифференцируются и социальные технологии: технологии управления, контроля, регулирования хозяйственно-экономических отношений.

7).Довольно широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и объекту, получаемому результату: технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.

8).В структурном отношении: частные технологии. Оказание услуг определенным социальным слоям. Система функциональных технологий социальной работы включает в себя следующие наиболее значимые технологические процедуры: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия, социальная экспертиза, прогнозирование, моделирование, социальное посредничество и консультирование.  

  1.  Социальная диагностика-это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития
  2.  Социальная реабилитация-это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества.
  3.  Социальное обеспечение-это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.
  4.  Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.
  5.  Социальное консультирование-это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.
  6.  Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.
  7.  Социальный контроль-это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами.
  8.  Социальная профилактика-это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении.
  9.  Социальная опека-это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан.

Технологии адаптации, реабилитации, диагностики, профилактики (определение, специфика, сущность, целевая аудитория, примеры реализации).

Технология адаптации. Понятие «адаптация» происходит от лат. приспособление. Социальная адаптация – это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Адаптация – это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне  - это общество в целом, на микроуровне – микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах. Адаптация – двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и прочее), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трёх уровнях: общество (макросреда) – адаптация личности и социальных слоёв к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества; социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и прочее); сам индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Технология реабилитации.  

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта.. Принципы социальной реабилитации: этапность, дифференцированность, комплексность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественно бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, беженцев, пенсионеров и др.). В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологической, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой. Реабилитационная помощь: социальную реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых людей; военнослужащих, участвующих в войнах и военных конфликтах; реабилитацию лиц, отбывавших наказание в местах лишения свободы и др.

Эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных). Степень их эффективности определяется уровнем социализации клиента, его способностью адаптироваться в обществе.

Технологии диагностики. Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных  связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания.

Принципы диагностики: 1. Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования.. 2. Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, достоверными и надёжными. 3. Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны  быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию. 4. Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. 5. Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов: ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев, измерение и анализ показателей, формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

Технология профилактики. Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально-организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. В профилактике нуждается все население , в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д. Стадии социальной профилактики: 1). Стадия предупреждения – основной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. 2). Стадия предотвращения -  направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. 3). Стадия пересечения – используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47821. Художественные направления, течения и школы в литературе ХХ века. Модернизм и постмодернизм: проблема соотношения понятий в современном литературоведении 61.5 KB
  Модернизм и постмодернизм: проблема соотношения понятий в современном литературоведении. Открыть и разрешить вопрос соотношения модеонизма и постмодернизма. Воникновение и развитие постмодернизма. Попарт сегодня предстает как переход от модернизма к постмодернизму.
47823. Вялікая Айчынная вайна савецкага народа 1.44 MB
  Рэкамендавана да выдання Камісіяй па прыёмцы і атэстацыі электронных версій вучэбных і вучэбна-метадычных матэрыялаў Акадэмii кiравання пры Прэзiдэнце Рэспублiкi Беларусь
47824. Экологические проблемы России. Источники загрязнений. Классификация загрязнений 6.4 MB
  Она влияет на атмосферу потребление кислорода выбросы газов влаги и твердых частиц гидросферу потребление воды создание искусственных водохранилищ сбросы загрязненных и нагретых вод жидких отходов и на литосферу потребление ископаемых топлив изменение ландшафта выбросы токсичных веществ. Загрязненные сточные воды в основном содержат минеральные вещества 90 от массы загрязняющих веществ взвешенные вещества 9 нефтепродукты 02. Основными водопользователями являются атомные электростанции АЭС их доля в водопотреблении...
47825. Theoretical Grammar 219 KB
  Language is a system of means of expression. It includes units of different levels. So L is hierarchical in structure. L is the source that all speakers use in order to express what they need. So it is one for all, it’s social. L exists in our mind as knowledge, so it is ideal (abstract)
47826. Специфика профессиональной деятельности преподавателя 497.5 KB
  Понятие профессиональной педагогической деятельности. Структура и основные компоненты педагогической деятельности.Педагогические способности в структуре педагогической деятельности.
47827. Гистология. Курс лекция 764.5 KB
  Пуркине назвал полужидкое студенистое содержимое клетки протоплазмой. С выходом животных на сушу яйцеклетки стали выделяться в воздушную внешнюю среду. Через эти оболочки мужские половые клетки пройти не могут поэтому оплодотворить такую яйцеклетку можно только до образования оболочек т. Мужские половые клетки сперматозоиды мало отличаются у различных видов животных и человека.
47828. СОЦІАЛЬНА ПСИХОЛОГІЯ 5.03 MB
  Це чисельні дані про механізми виникнення певних психологічних станів у людей про способи впливу на маси соціальнопсихологічні особливості характерів людей та їх призначень у суспільстві психологічні закономірності соціальної поведінки індивідів мотиви об'єднання їх у групи і т. Останнім Дюркгейм відводив головну роль бо як він стверджував істинна основа солідарності в суспільстві полягає не в примушуванні а в інтерналізованому моральному обов'язку по відношенню до норм групи. Психологія народів і мас Особливістю теорій які...
47829. Клиническая психология 142.5 KB
  Д нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома. Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции возникло в следствии локального поражения головного мозга.Буквенная и цифровая агнозия нарушение узнавания букв 1.сенсорная амузия нарушение музыкального слуха не различает бытовые звуки 2.