18760

Методы исследования ППИ молодёжи

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Методы исследования ППИ молодёжи. Сущность метода экспертной оценки. Метод попарного сравнения. Метод опроса наблюдения контент анализ. Фокус – группа. Модерация. Сущность экспертной оценки. Метод экспертных оценок – одна из форма получения и оценки маркетингово

Русский

2013-07-08

26.08 KB

7 чел.

Методы исследования ППИ молодёжи.

Сущность  метода экспертной оценки. Метод попарного сравнения. Метод опроса, наблюдения, контент анализ. Фокус – группа. Модерация.

Сущность экспертной оценки.

Метод экспертных оценок – одна из форма получения и оценки маркетинговой информации. Сущность этого подхода основывается на предложении о том, что мнение совокупности экспертов будет более правильным, чем мнение каждого эксперта по отдельности. Использование метода экспертных оценок оправдано в том случае, когда получить необходимые данные  прямо из первоисточника невозможно или сложно. Например, в ходе опроса не всегда можно получить от клиентов компетентную информацию, так как они могут не разбираться, скажем, в ряде технических или финансовых тонкостей. Также не всегда существует возможность получить какую-либо информацию от конкурентов.

В этом случае требуется помощь одного или нескольких экспертов, людей, разбирающихся в исследуемом вопросе на профессиональном уровне. Применение метода экспертных оценок рассчитано на получение от экспертов не только сознательной, но и подсознательной информации. Очень часто бывает так, что решение проблемы уже существует в мозгу специалиста, но пока ещё не оформлено в виде мысли, имеющей достаточную чёткость для выражения и воспроизведения. В этом случае проведение групповых экспертных оценок может спровоцировать скорейшее формирование таких мыслей. Как говорится, одна голова хорошо – а несколько – лучше.

Существует большое множество методов экспертных оценок. Наиболее известные и широко используемые из них, такие как Дельфи-метод или метод мозгового штурма.

Сущность Дельфи-метод экспертных оценок заключается в том, что в результате серии действий независимых экспертов формируется некое обобщённое мнение, являющееся более правильным, чем мнение каждого эксперта в отдельности. Своё название Дельфи-метод получил из-за условной схожести своего принципа с Дельфийским Оракулом.

Одной из главной особенностей метода Дельфи является независимость экспертов друг от друга, что позволяет предотвратить такие негативные моменты, как давление авторитетов, внутренние споры, стремление примкнуть к большинству. Применение Дельфи-метода практически полностью исключает социопсихологическую составляющую, в результате чего выводы будут сформированы в первую очередь на рациональных данных, а не на эмоциях участников.

Дельфи-метод проводится в несколько этапов. На первом, предварительном этапе осуществляется подбор группы экспертов.

Второй, основной, этап Дельфи-метода состоит из нескольких шагов:

  1.  Организационная группа рассылает каждому эксперту тему вопроса, и предлагают разработать план его исследования. Таким образом получается множество вопросников, составленных разными экспертами
  2.  Организационная группа выбирает наиболее часто встречающиеся пункты и составляет из них список.
  3.  Далее список рассылается экспертам, которые должны оценить представленный план, и высказать своё мнение по поводу его полноты и оптимальности.
  4.  По полученным результатам экспертная группа составляет второй, улучшенный опросник.
  5.  Далее все эксперты проводят анализ проблемы по предложенному плану, в результате чего делают собственные выводы
  6.  Организационная группа сводит все результаты воедино, выбирает максимально отличающиеся от большинства и наиболее часто встречающиеся точки зрения, и рассылают результаты экспертам.
  7.  Эти действия повторяются до тех пор, пока эксперты не придут к единому мнению.
  8.  Далее оформляются результаты, делаются окончательные выводы и рекомендации

Таким образом, Дельфи-метод фактически является формированием наилучшего мнения среди всех экспертов.

Технология экспертной оценки.

Целесообразно выделять следующие стадии проведения экспертного опроса.

1). Принятие решения о необходимости проведения экспертного опроса 

2) Подбор и назначение руководителем основного состава Рабочей группы

3) Разработка Рабочей группы

4) Разработка аналитической группой РГ подробного сценария (т.е.регламента) проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок).

5) Подбор экспертов в соответствии с их компетентностью. На этой стадии РГ составляет список возможных экспертов.

6) Формирование экспертной комиссии.

7) Проведение сбора экспертной информации.

8) анализ экспертной информации с помощью включенных в сценарий методов.

9) При применении согласно сценарию экспертной процедуры из нескольких туров - повторение двух предыдущих этапов.

10) Итоговый анализ экспертных мнений, интерпретация полученных результатов аналитической группой РГ и подготовка заключительного документа.

11) Официальное окончание деятельности РГ, в том числе утверждение ЛПР заключительного документа ЭК, подготовка и утверждение научного и финансового отчетов РГ о проведении исследования, оплата труда экспертов и сотрудников РГ, официальное прекращение деятельности (роспуск) ЭК и РГ.

Метод попарного сравнения.

Методика попарного сравнения работников – методика основанная на попарном сравнении работников организации, занимающих сходные  

Методика попарного сравнения работников – одна из методик сравнительной аттестации персонала.

Специфика данной методики предполагает сравнение работников одной или сходных по содержанию профессий между собой. Сравнение проводится по одному или нескольким параметрам оценки компетенции работников. Эти параметры выбира-ются в зависимости от конкретного содержания выполняемой оцениваемыми сотруд-никами работы, поскольку различные виды работ предъявляют различные, а иногда – диаметрально противоположные требования к работникам (например, коммуникабель-ность – идеальное качество для продавца-консультанта, но явная помеха в работе для рабочего, работающего на конвейере).

Для проведения сравнительной оценки сотрудников для каждого параметра оценки составляется отдельная оценочная таблица, число строк и столбцов которой со-ответствует численности сравниваемых работников. Технология заполнения таблицы заключается в следующем: при сравнении двух сотрудников необходимо распределить между ними 2 балла одним из следующих путей:

если один из работников лучше владеет оцениваемым навыком, чем другой, то ему присваиваются 2 балла, а «проигравшему» сотруднику – 0 баллов (в таблице: ра-ботник «А» более коммуникабелен, чем работник «Б»);  либо 1\1.

Далее по строкам суммируются присвоенные каждому работнику баллы и составляется рейтинг сотрудников (в данном случае наиболее коммуникабельным может быть признан работник «Г»).

Фокус – группа.

Фокус-группой называется неструктурное интервью, в котором специально подготовленный ведущий берет у небольшой группы респондентов интервью. Ведущий направляет ход обсуждения, не давая группе отходить в сторону от предмета интервью.

Основная цель проведения фокус-групп — получение представления о том, что думает целевая аудитория, о проблемах интересующих исследователя. Ценность этого метода заключается в том, что свободный характер беседы часто позволяет получить неожиданную информацию.

Фокус-группа – метод качественных исследований в социологии. Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов.

Исследуются причины сложившегося отношения к товару, услуге и пр. При отборе участников фокус-группы стараются подобрать незнакомых между собой людей.

Впервые метод фокус-групп был использован социологами Р. Мертоном и П. Кендалл в 1944 году. Они издали учебник «Фокусированное интервью», не утративший актуальности и по сей день.

Основная цель данного метода – получение представления о том, что думает группа людей о проблемах, интересующих исследователя. Ценность этого метода заключается в том, что свободный характер беседы часто позволяет получить неожиданную информацию. Обычное число участников колеблется от 8 до 12 человек. Фокус-группа должна быть однородной с точки зрения демографических и социальных характеристик ее участников.

Важную роль играет и окружающая обстановка, непринужденная и неофициальная атмосфера способствует высказыванию любых мнений. Время проведения может колебаться от 1 до 3 часов. Важно наличие видеокамер.

Успех фокус-группы главным образом зависит от ведущего, который должен добиться взаимопонимания с участниками интервью, знание той или иной темы, поощрять корреспондентов, высказывая собственное мнение. Кроме того, ведущий играет важную роль в анализе и обработке информации.

Главные качества, которыми должен обладать ведущий фокус-группы: доброжелательность и решительность, терпимость, привлечение к участию, поощрение, гибкость, чувствительность.

Выделяют несколько разновидностей фокус-групп:

Фокус-группы  могут проводиться с рядом отклонений от обычного порядка.

1). Двустороннее интервью – позволяет одной целевой аудитории слушать другую фокус-группу, дополняющую первую.

2). Фокус-группа с двумя ведущими – один из ведущих следит за самим процессом обсуждения, а второй – отвечает за конкретными ответами на определенные вопросы.

3). Фокус-группа с двумя ведущими-оппонентами.

4). Фокус-группа с респондентом-ведущим.

5). Фокус-группа с закащиков в роли участника.

6). Мини фокус-группы: состоят из 4-5 респондентов и одного ведущего.

7). Удаленная фокус-группа: проводится с помощью телекоммуникационных средств.

8). Фокс-группа в режиме онлайн.

Преимущества фокус-группы:

- эффект снежного кома, эффект массового движения – комментарии одного вызывают цепную реакцию у других участников.

- стимулирование – обычно после краткого рассказа о себе респонденты хотят поделиться идеей и выразить свои чувства по мере того, как возникают общие возмущения по мере обсуждения вопросов.

- безопасность.

- спонтанность.

- специализация (проводят специалисты, которые знают, что и как делать)

- структура

- скорость (здесь и сейчас).

Недостатки фокус-грусс:

- неправильное применение;

- неправильная оценка;

- управление фокус-группой;

- беспорядочность;

- нерепрезентативность – неумение презентовать, неправильная интерпретация.

  1.  Метод изучения (анализа) документов – в какой-то степени является универсальным методом. Документом в социологии считается информация, зафиксированная любым способом. Виды документов:

- по способу фиксации информации (письменные, иконографические, аудиодокументы, смешанные документы…);

- официальные и неофициальные документы;

- спровоцированные (заставляют составлять документ) и неспровоцированные (добровольно);

-первичные и вторичные документы.

В социологии существует два способа анализа документов: неформализованный (традиционный, «понимающее восприятие текста») и формализованный (контент-анализ).

  1.  Метод наблюдения – применяется во многих естественных  гуманитарных науках. Метод является довольно противоречивым, так как с одной стороны он объективен ведь наблюдается реальное поведение людей, а с другой стороны информация может быть необъективной, потому что люди могут менять своё поведение. К недостаткам метода можно отнести долговременность и высокую стоимость сбора информации. Виды наблюдения: - включенное (исследователь находится внутри группы) и не включённое (испытуемые знают, что за ними наблюдают); - спровоцированное (ситуация создана специально) и не спровоцированное (ожидание нужной ситуации); - полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в специально подготовленных условиях).
  2.  Социальный опрос – является наиболее популярным, широко распространённым методом. Его суть заключается в том, что исследователь задаёт респондентам вопросы в устной или письменной форме и получает ответы. Это быстрый и недорогой метод, для опроса не существует запретных тем, с помощью опроса мы можем выяснить мотивы, планы, ценности и ориентации молодёжи, однако опрос не так уж легко организовать, очень сложно заставить респондентов отвечать честно на вопросы, даже если опрос анонимный. Существует два вида социологического опроса: 1. Анкетирование – письменный опрос; 2. Интервью – устный опрос.

Анкетирование – письменный опрос посредством опросника, который состоит из трёх частей (вводная часть, основная часть и паспортичка). Виды анкетирования: телефонный опрос, почтовый, групповой или индивидуальный, онлайн опрос. Важно чтобы респонденты не пропускали вопросов, так как это может нарушить выборку.

Интервью – устный опрос, который позволяет наиболее полно соблюсти выборку, этот метод позволяет собрать наиболее полную информацию и наиболее экономично провести исследование, однако это довольно долгий и дорогой метод, нарушающий анонимность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21088. Розвиток освіти у XIX - на початку XX ст 22.7 KB
  Було затверджено чотири типи шкіл: парафіяльні повітові губернські гімназії університети. Проміжне становище між гімназіями та університетами займали ліцеї яких на Україні було три: Рішельєвський в Одесі з 1817 p. стало заснування на східноукраїнських землях університетів які завдяки загальноєвропейській реформі університетської освіти швидко почали відігравати велику роль у культурному житті в розвитку науки. Перший університет на українських землях у складі Російської імперії засновано 1805 р.
21089. Розвиток науки у XIX - на початку XX ст 20.63 KB
  Всебічно обдарованим і феноменально працездатним був перший ректор Київського університету М. У розвиток філософської та філологічної наук суттєвий внесок зробив перший ректор Харківського університету І. Засновником вітчизняного слов’янознавства був професор Харківського університету І. ректором Харківського університету був Т.
21090. Розвиток літератури у XIX - на початку XX ст 27.79 KB
  Цей бурлескнотравестійний твір є однією з найбільш талановитих переробок поеми римського поета Вергілія в якій автор подав панорамну картину українського народного життя. Обидва письменники були визначними організаторами театрального життя першої половини XIX ст. Поетизація Гоголем українського життя і національного характеру романтичне зображення минулого українського народу сприяли широкому зацікавленню історією та етнографією України збуджували патріотичні почуття і стверджували гуманістичні цінності в українській культурі. Величні...
21091. Архітектура XIX - початку XX ст 15.03 KB
  У класицистичній манері будуються численні споруди в західноукраїнських містах. Романтичний настрій створювався не так самою архітектурою скільки природним оточенням споруд. На формі споруд позначилося впровадження нових будівельних матеріалів і технологій. До української культури на віки увійшли такі архітектурні споруди як Одеський та Львівський оперні театри Г.
21092. Образотворче мистецтво XIX–початку XX ст 24.18 KB
  Художники ніби намагаються стерти межі між класицизмом і романтизмом досягаючи при цьому значних успіхів у торуванні шляхів до цілком реалістичного живопису. Розширення меж тематичного арсеналу портретного живопису вже у другій половині XIX ст. Розвиткові живопису в Україні XIX ст. Соколов справжнім шедевром пізньоромантичного живопису є його картина Дівчата ворожать уночі проти Івана Купала з двома центрами освітлення маленьким каганцем і яскравим повним місяцем які надзвичайно виразно окреслюють постаті групи дівчат у човні.
21093. Музика і театральне мистецтво XIX - початку XX ст 18.06 KB
  Опинившись у залежності від російського субкультурного середовища народна українська музична культура дещо законсервувалася у своєму розвитку більше того у вжитку з’являються непритаманні українській музичній культурі містечкові романси казармені пісні тощо. у професійній музиці з’являються перші симфонічні твори Українська симфонія і симфонія сольмінор з Козачком невідомих авторів. Невід’ємною складовою національного театру була українська музика. Українська професійна музична школа спиралася на здобутки як української так і...
21094. Розвиток культури у добу Національно-демократичної революції (1917 - 1920 рр.) 18.88 KB
  Політика Тимчасового уряду в галузі народної освіти була демократичнішою ніж царського уряду і тому вже в березні 1917 р. Справжнім виразником інтересів українського громадянства і учительства у справі освіти стала Центральна Рада – представницький політичний орган українського народу утворений 7 березня 1917 р. Велику підтримку і допомогу надавали їй українські громадянські організації: товариство шкільної освіти учительські організації товариство Просвіта. було створено Генеральний секретаріат міністерство народної освіти який...
21095. Національне відродження 20-х рр. XX ст 24.41 KB
  громадянська війна в Україні закінчилася. Відомо що в період громадянської війни етнічні українці у більшовицькій партії в Україні складали тільки близько 1 . Тому політика коренізації здійснювалась у двох напрямах: українізації та створення необхідних політичних соціальних і економічних умов для культурного розвитку національних меншин. У цей час в Україні працював видатний педагог і письменник Антон Семенович Макаренко 18881939.
21096. Культура України 30-х рр. XX ст. «Розстріляне відродження» 28.22 KB
  Українізацію було повністю згорнуто а найпомітніших діячів національної культури ніби на підтвердження пророчих слів одного з персонажів сатиричної комедії М. становлять собою не тільки одну з найтрагічніших сторінок української історії але й відвертий злочин проти традиційної селянської культури життя і господарювання на зв’язках з якою розвивалася вся попередня національна культурна традиція. Однак добре розвивалася лише технічна і природознавча діяльність тоді як гуманітарні науки викладалися вкрай тенденційно і обмежено що пізніше...