18764

Характеристика молодежных СМИ в современной России

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Характеристика молодежных СМИ в современной России. Функции и типология СМИ. 21 век справедливо называют веком информации. Ее развитие стремительно и далеко не однозначно. Современное общество все более зависит от информационных потоков. В новых исторических условиях...

Русский

2013-07-08

25.01 KB

15 чел.

Характеристика молодежных СМИ в современной России.

Функции и типология СМИ. 21 век справедливо называют веком информации. Ее развитие стремительно и далеко не однозначно. Современное общество все более зависит от информационных потоков.

В новых исторических условиях тот, кто управляет информационными потоками — управляет общественным сознанием и общественными процессами, т. к. социальная информация имеет решающее управленческое значение.

Современная цивилизация самоидентифицируется с помощью набора мифотворческих средств — это масс-медиа, кино, сценическое искусство, массовая литература, формирующие в совокупности представления населения об окружающем его мире. Хотя все это — средства массовой культуры, но все они обладают и идеологическими признаками. Возрастание видов и числа информационных средств, потоков породило разделение на тех, кто производит информацию, и тех, кто ее потребляет. И если прежде в процессе познания мира человек опирался на собственные коммуникативные средства (глаза, уши, обоняние, осязание) и возможности, то сегодня в большинстве своем он получает субъективно переработанную, препарированную и идеологически заданную информацию, попадая в зависимость от того, кто ее предоставляет, от тех целей и задач, которые ставят перед собой СМИ.

Например, Е. П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

1. коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д. и т. п.)";

6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Князев выделяет следующие функции  СМИ:

  1.  Информационная
  2.  Культурно-просвятительская
  3.  Интеграционная
  4.  Социально-педагогическая
  5.  Организационная
  6.  Образовательная
  7.  Ректеативная

В зависимости от типа информации выделяют следующие типы СМИ:

  1.  информационная – сообщаются новости, актуальная социальная информация;
  2.  оценочная – в СМИ новости не только сообщаются, но и истолковываются, комментируются;
  3.  культурно-просветительская (познавательная) – важная, полезная, новая информация;
  4.  функция воздействия – информация способна повлиять на взгляды и на поведение людей;
  5.  интегративная (объединяющая) – объдиняте читателей по тем или иным интересам;
  6.  развлекательная – содержит информацию развлекательного характера (анекдоты, гороскоп и т.д.).

Выделяют следующие виды СМИ:

  1.  печатные (газеты и журналы);
  2.  аудиальные (радио);
  3.  аудиовизуальные (телевидение, интернет);

Работа всех СМИ связана со словом. Все СМИ функционируют дистанционно. Адресатами СМИ являются определённые социальные группы, отдельные люди. Следует отметить, что СМИ часто выражают коллективную, общественную точку зрения, а не мнение отдельных корреспондентов.

Понятие «целевая аудитория». СМИ предназначают свою продукцию обязательно кому-то, какой-то части населения, даже тогда, когда передаваемые события не важны для вас. Чтобы попасть во внимание всех, нужно думать о некоторых. Целевая аудитория – виртуальный адресат реального продукта. Это у воображаемого адресата есть всё, что у любого человека: возраст, пол, семейное положение, степень образованности, место жительство, материальное положение, манеры, привычки, страсти, политические убеждения, вероисповедование, национальность и др., но такого конкретного человека в природе нет. Есть множество более или менее близких к определённому образу. Это множество реагируя на определённые медиасигналы, отождествляет себя с какой-либо социальной группой и быстро привыкает к этой роли. Целевая аудитория – это не стереотипный потребитель, которого создают специально, искусственно выделяя из всех свойств человека некий набор опорных на какой-то отрезок времени. Прежде, чем писать какой-либо материал, создать новое СМИ нужно детально представлять себе человека, который был бы потенциальным потребителем вашей информационной продукции.

Целевая аудитория – часть аудитории, объединённая общими демографическими характеристиками и культурными вкусами, на которую рассчитывают создатели товаров и услуг.

Понятие целевой аудитории как социальной группы предполагает наличие конкретных выделительных характеристик. Выделительными чертами, во-первых, могут быть пол, возраст, профессия, род деятельности, образование, покупательная способность, место жительства, интерес и т.д. Во-вторых, численность целевой группы, на которую необходимо воздействовать. В-третьих, предположительная или точно установленная заинтересованность получателей информации в объекте рекламы.

Система журналистских жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры в журналистике. Жанры в журналистике – устойчивые типы произведений, которые объединены сходными содержательно-формательными признаками. Основные жанрообразующие факторы составляют триаду: «что, зачем, как».  Сочетание сформулой (5W+H – кто, что, где, когда, как, почему, каким образом). Триада описывает мотивы, цели и методы работы автора. Отвечая на эти вопросы, автор определяет жанр произведения. Каждую секунду происходят миллионы событий, а фактов накапливается еще больше, следовательно в одном событии содержится больше, чем один факт. Журналисты выбирают из всех фактов наиболее важные и превращают их в осмысленные события и создают медиареальность. Выбор значимого факта считается началом жанрообразования.

Жанры делятся на:

  1.  информационные (заметка, репортаж, корреспонденция);
  2.  аналитические (статья, интервью);
  3.  художественно-публицистические (очерк, эссе, фильетон);

Иногда выделяют:

  1.  оперативно-новостные (заметка);
  2.  оперативно-исследовательские (репортаж, интервью);
  3.  исследовательские (корреспонденция, рецензия);
  4.  исследовательско-образные (очерк, эссе);
  5.  исследовательско-новостные (обозрение, письмо).

Информационные жанры

Информационная заметка - краткая сухая информация о каком-то событии. Отвечает на вопросы "Что? Где? Когда?"

Заметка - несколько более подробное и, главное, более эмоциональное, отражающее ощущения самого журналиста сообщение о каком-то событии. Содержит факт без анализа и комментария журналиста, небольшая по объёму; ее цель – констатировать случившееся. Виды заметок: событийная, информационная, анонс, аннотация, мини-рецензия (оценка), блиц-портрет (краткие сведения о человеке), мини-обозрение (фактологическая заметка), мини-история (не большой объём информации о человеке + цветое фото, любовная интрига, развлечение, мини-совет).

Отчёт (без анализа) - ещё более подробный рассказ о каком-то событии. Изложение идёт в хронологическом порядке. Чаще всего используется для освещения каких-то мероприятий (отчёт о собрании колхозников и т.п.).

Репортаж - Рассказ очевидца о событии. "Я там был, я это видел, и вот как это было...". Содержит признаки и заметки, корреспонденции. Отличие – автор непременно находится в кадре, он очевидец. Этот жанр используется в теле- и радоижурналистике. В него входит интервью. Это драматический жанр, так как события происходят в реальном времени.

Интервью - запись беседы журналиста с каким-то человеком, цель которой - получение информации (об этом человеке, о каких-то вещах или событиях и т.п.).

Круглый стол - запись беседы на заданную тему, направляемой журналистом. Реже запись ответов разных людей на одинаковые вопросы журналиста. Используется, чтобы продемонстрировать читателю столкновение разных точек зрения.

Экспресс-опрос - запись ответов нескольких случайных людей на вопрос (реже - вопросы) журналиста.

Аннотация - заметка, посвящённая содержанию того или иного фильма, книги, спектакля и т.п.

Обзор - набор заметок на ту или иную тему. Hапример, обзор фильмов, вышедших за последний месяц.

Учебный материал - статья о том, как что-то делать. Это могут быть какие-то советы, рецепты, инструкции и т.п.

Аналитические жанры. Корреспонденция - сообщение о каком-то событии, в котором журналист помимо вопросов "Что ? Где ? Когда?" даёт (или пытается дать) ответ ещё и на вопрос "Почему ?". Порой этот жанр относят к информационным жанрам, однако в нём содержится анализ.

Статья - размышления журналиста о каком-то явлении, которые он иллюстрирует информацией о тех или иных событиях. Признаки: актуальность, анализ, выводы, прогнозы. Это сюжетный жанр. Главное – рассуждение о чем-то значительном для общества. Личная оценка не выдвигается на первый план.

Социологический опрос - статья, построенная на основе опроса населения и последующей обработки материалов опроса.

Рецензия - статья, содержащая в себе оценку того или иного фильма, книги, спектакля и т.п. Рецензия раскрывает культурное событие. Обозначает сильные и слабые стороны. Мысли должны быть аргументированы.

Расследование – особый жанр, направленный на выявление различных социальных проблем, которые существуют в обществе, но не выражаются явно.

Сатирические жанры:

Фельетон - сатирическая статья, высмеивающая какое-то явление посредством смешного и язвительного описания конкретной ситуации. Юмор над злободневными темами.

Юмореска - описание некоего реального или выдуманного смешного происшествия.

Памфлет – юмористический жанр.

Художественно –публицистические жанры:

Эти жанры близки к художественной литературе, но есть и различия – в центре внимания журналиста реальный факт. Используются различные художественные средства – метафора (скрытое сравнения), эпитеты, олицетворения и т.д.

Зарисовка (новелла, небольшой рассказ) - художественное описание какой-то ситуации или происшествия. Описывается реальная жизнь, но автор максимально использует творческий потенциал. Сюжет прост, случай из жизни, отражающий общее состояние социума. Автор смотрит на единичные факты – читатель чувствует, что автор видит всю картину. Характерны воспоминания, раздумья, эмоции.

Литературный портрет - описание внешности и поступков человека, позволяющее читателю сделать вывод о том, что это за человек.

Очерк - более глубокое и разностороннее описание человека. Как правило, включает в себя в качестве составной части литературный портрет, а также мнения других людей об этом человеке и интервью с ним. В основе лежат события в сюжете. Характерны наличие завязки, кульминации, развязки. Герой – реальный человек или сама реальность.

Пейзажная зарисовка - художественное описание природы

Интервью - это жанр журналистики, представляющий собой беседу с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным, общественно значимым вопросам, предназначенную для распространения в печати, по радио, телевидению. Следует различать интервью как самостоятельный жанр и актуальный метод сбора информации в журналистике.

Интервью, как особый речевой жанр строится в форме диалога между журналистом и интервьюируемым, реплики которых, как правило, выделяются в газетном тексте разными шрифтами. Каждая реплика журналиста направлена на получение информации у интервьюируемого. Реплики респондента призваны передать информацию (сведения) корреспонденту.

Система поддержки молодежных СМИ на федеральном и региональном уровнях.

ФЗ «О СМИ» - основной закон о поддержке СМИ. Всё меньше остаётся государственных (федеральных) СМИ, активно появляются, развиваются и функционируют коммерческие СМИ.

Проводятся конкурсы «Медиа перспектива», 2 молод. Агенства «МИА пресс» и «Новый взгляд», школы журналистов, семинары, конференции,  конкурс молод. СМИ «прорыв».