18766

Коммуникационный процесс в молодежной среде

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Коммуникационный процесс в молодежной среде. Коммуникация и коммуникативность. Коммуникативность это процесс взаимодействия между людьми в ходе которого возникают проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслям чу

Русский

2013-07-08

27.6 KB

24 чел.

Коммуникационный процесс в молодежной среде.

Коммуникация и коммуникативность. Коммуникативность – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслям, чувствами, переживаниями и т.п. Коммуникативность в целом определяется такими компонентами, как коммуникативная активность, эмоциональная реактивность в общении, коммуникативная уверенность, коммуникативный объект. Основными источниками приобретения человеком коммуникативности являются жизненный опыт, искусство, общая эрудиция, специальные научные методы.

Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная и фактическая (связанная с установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и структурно исходной. По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фактические (установление и поддержание контакта).

Коммуникация – это 1. Понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. 2. Коммуникация рассматривается и как смысловой аспект взаимодействия социального. Поскольку всякое индивидуальное действие выполняется в условиях прямых и косвенных отношений с другими людьми, оно содержит наряду с физическим коммуникативный аспект.

Коммуникативные способности. Коммуникативные способности – это система социально-психологических свойств личности, определяющих или обеспечивающих её участие в общении с другими людьми или её вхождение в сотрудничество, совместную деятельность, а тем самым и в человеческую общность. Коммуникативные способности исследовали многие авторы. Так Л.Тайер классифицирует коммуникативные способности на два типа: а). стратегические, выражающие возможности личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней сориентироваться и в соответствии с этим сформулировать определённую стратегию поведения; б). тактические способности, обеспечивающие непосредственное участие личности в коммуникации. Наиболее полно структурирует способности А.А.Леонтьев. Он выделяет две основные группы коммуникативных способностей: первая из них связана с умениями коммуникативного использования личностных особенностей в общении, а вторая – с владением техникой общения и контакта. Эти две группы способностей объединяют целый комплекс качеств личности (и своеобразных умений), обеспечивающих успешное участие в общении, например: способности управлять своим поведением в общении, комплекс перцептивных способностей, связанных с пониманием и учётом в общении личностных особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого; способности устанавливать и поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходить из него, передавать и перехватывать инициативу в общении; способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении. На данный момент существует много методик развития коммуникативных способностей. Одним из способов стимулирования и развития этих способностей является социально-психологический тренинг, который ориентирован на развитие личности, группы посредством оптимизации форм межличностного общения. Показателями эффективности развития коммуникативных способностей являются следующие: 1. Сформированность социально-перцептивных способностей: умение быстро вступать и выходить из общения; умение грамотно и чётко строить свою речь в процессе общения; умение использовать в общении невербальные средства; умение использовать идеи других участников для выдвижения собственных идей; 2. Сформированнность перцептивно-рефлексивных способностей: умение проследить и оценить свою деятельность в команде и деятельность других; умение проанализировать ход игры и причины возникших затруднений; умение за короткое время взять инициативу в свои руки и затем передать ее другому участнику команды; 3. Повышение удовлетворённости образовательными услугами, которые оказывает школа, со стороны учащихся и их родителей и так далее.

Вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Мера известной согласованности действий коммуникатора и реципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит от их включенности в общий контекст деятельности. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнёры обеспечивают тематическую направленность информации,  а также ее двусторонний характер. Важнейшее условие успешности вербальной коммуникации – понимание смысла того, что говорит другой, а в конечном счёте – познания другой личности.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

  1.  Около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
  2.  Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
  3.  Наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.  Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаём такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55% - позы и жесты. Невербальное общение включает в себя пять подсистем: 1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 2. Взгляд. 3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица), пантомимика (позы и жесты). 4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: вокальные качества голоса, диапазон, тональность, тембр. 5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д.

Одним из главных видов невербальной коммуникации является выражение лица, которое передает определённые эмоции. Поль Экман и его коллеги описали движения лицевых мышц, которые формируют то или иное выражение лица. Они изобрели систему, которую назвали «Кодировочная система выражения лица». Еще Ч.Дарвин, основатель эволюционной теории, утверждал, что основные модели выражения эмоций одинаковы для всех людей планеты. Исследования Экмана, проведённые среди представителей различных культур, подтверждают этот взгляд. Экман и Фризен изучали туземное племя в Новой Гвинее, члены которого раньше фактически не контактировали с чужеземцами. Когда им показывали карточки с разными выражениями лиц, которые передавали шесть эмоций (счастье, грусть, гнев, отвращение, страх, удивление), туземцы правильно идентифицировали эти чувства.   

Виды и техника слушания. Вербальное общение состоит из двух процессов – слушания и говорения. Мы привыкли считать, что общение – это прежде всего разговор и молчаливого человека называем необщительным. Это представление является одним из основных стереотипов восприятия. В действительности хорошим собеседником считается тот человек, который умеет слушать. Причем есть огромная разница между тем, слышим мы нашего собеседника или его слушаем. Путать эти понятия нельзя: если мы слышим голос собеседника, но не вникаем в содержание его речи, то это будет означать, что мы слышим, а не слушаем собеседника. Слушать же – значит не только вникать в содержание речи собеседника, но и воспринимать истинное сообщение, которое может быть скрытым, вдуматься в слова собеседника, анализировать состояние собеседника и причины, толкнувшие его на то или иное высказывание. Лишь 10% людей обладают умением слушать собеседника, вникать в сущность сообщения и лежащие за этим сообщением чувства и мысли. Интересно, что лучшими способностями к слушанию обладают женщины, мужчины же более склонны слушать самих себя и часто перебивают собеседника, рассматривая беседу как возможность «себя показать», как некое соревнование. Существует два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством. При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным. Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях: если собеседник хочет высказать свою точку зрения, если собеседник говорит о своих проблемах, в напряженных ситуациях, при разговоре с вышестоящим по должности. Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Особенно важное умение слушать для руководителей.

Рефлексивное слушание – это вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника. Рефлексивное слушание предполагает использование следующих приёмов поддержки собеседника: выяснение, уточнение, парафраз, т.е. повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли: отражение чувств, побуждение, продолжение, т.е. вклинивание в фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов, оценки, резюмирование. Можно выделить следующие приёмы слушания:

  1.  Глухое молчание (видимое отсутствие реакции);
  2.  Поддакивание;
  3.  «Эхо-реакция» - повторение последнего слова собеседника;
  4.  «Зеркало» - повторение последней фразы собеседника с изменением слов;
  5.  «Парафраз» - передача содержания высказывания партнёра другими словами;
  6.  Побуждение;
  7.  Уточняющие вопросы;
  8.  Наводящие вопросы;
  9.  Оценки, советы;
  10.  Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова);
  11.  Эмоции;
  12.  Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально);
  13.  Логические следствия из высказываний партнёра , например предложения о причине события;
  14.  «Хамовитые реакции»;
  15.  Расспрашивание (задаётся вопрос за вопросом, не объясняя цели);
  16.  Пренебрежение к партнёру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнёра, его слова).  

Умения формулировать и задавать вопросы. Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. Это неизвестное может выглядеть привлекательно, а может порой и пугать. Видимо, не зря английское слово «question» (что означает – «вопрос») происходит от слова «quest», что может означать «поиски, связанные с некоторой неопределённостью и даже риском». Уже само происхождение слова «вопрос» подразумевает наличие поиска в ситуации неопределённости. А поскольку неопределённость является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным. Если человек учится и при этом не задаёт вопросы (имеется в виду самостоятельно сформулированные), он не испытывает состояния незавершённости, которое является основой для любой познавательной деятельности. Сформулировав вопрос, мы берём на себя ответственность за то состояние познавательного «голода», причиной которого он является. Итак, вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет. Различают несколько типов вопросов, которые обычно используются:

1.Закрытый вопрос – это вопрос, на который можно дать однозначный ответ (да, нет, назвать точную дату, число, имя и т.п.). Например: «Вы живёте в Кургане?» - «Да». Закрытые вопросы должны быть точно сформулированы, предполагать краткий ответ. Обычно они начинаются с местоимения «Вы», либо содержат его в вопросительной конструкции. Например, «Вы утверждаете, что…», «Вы не будете отрицать, что…». В любой деловой беседе они неизбежны, однако их преобладание приводит к созданию напряженной атмосферы, поскольку резко сужает «пространство для маневра» для партнёра, у него может сложиться впечатление, что его допрашивают. Обычно они задаются с целью не столько получить информацию, сколько получить от партнера согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности.

2.Открытый вопрос – это вопрос, на который трудно ответить кратно, он требует какого-либо объяснения, разъяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются с вопросительных слов «почему, зачем, каким образом, каковы ваши предложения, каким будет ваше решение и т.д.», а это предполагает развёрнутый ответ в свободной форме. Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника, они дают ему возможность маневрирования и более обширного высказывания.

Типичные ошибки при постановке вопросов и способы их преодоления.

  1.  Почему? – воспринимается как скрытое обвинение: «ваш выбор непонятен, поэтому, неправилен». Способ исправить: Какова логика этого выбора? Какие аргументы вы можете привести в пользу этого решения?
  2.  Почему вы не…? – скрытое обвинение: «вы сделали неправильно». Способ исправить: Что на ваш взгляд, необходимо было бы сделать в этой ситуации? Как вам такое решение?
  3.  Как вы могли …? (согласиться, отказаться, пригласить и т.п.) – скрытое обвинение в неподчинении уже принятому ранее за вас решению. Способ исправить: Не могли бы вы объяснить это решение? Чем оно было продиктовано, вызвано?

Специфика и значимость молодежного жаргона. Жаргон – речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Современный молодёжный сленг (или жаргон) – структура достаточно сложная. Она включает в себя очень подвидов (поджаргонов) – хиппи, панков, металлистов, рейверов, байкеров, компьютерщиков и др. это уже не те ограниченные наборы слов, которые ранее составляли студенческий или школьный жаргон, состоящие преимущественно из русских слов, литературных и просторечий. Жаргонизмы, сленговые словечки стали своего рода «модой», они звучат везде, беспримерно засоряя и обедняя речь современников, особенно молодёжи, подростков. В наше время жаргонные слова можно услышать там, где им не должно быть места: в речи политиков, в выступлениях государственных чиновников, в культурных произведениях. Особенно много и обильно употребляется жаргон в прессе, на телевидении, в интернете. Таким образом, распространение молодёжного сленга происходит в первую очередь благодаря СМИ. Причину усиления влияния жаргонов исследователи связывают тем, что эти элементы нелитературной речи отражают сущность реальных социальных и экономических отношений. Изменение социально-политических  условий, появление и развитие «теневого» частного предпринимательства, сопровождающееся борьбой за передел собственности и сфер влияния, смена в связи с этим ценностных ориентиров, появление таких «язв» общества, как рэкет, наркомания и прочее – вот главные факторы подобной лексики. Молодёжный жаргон – это нечто вроде пароля, указывающего на принадлежность к «своим». Существенное влияние на молодёжный жаргон оказывает сегодня английские заимствования, в частности, компьютерный сленг (зависнуть, кликать и т.д.); являясь одним из источников пополнения молодёжного жаргона, в то же время сам компьютерный сленг испытывает влияние со стороны жаргонов, в результате чего «компьютерный язык» начинает выступать как новая разновидность молодёжного жаргона. Следует отметить тенденцию к постоянному обновлению жаргона. Слова из того или иного жаргона часто переходят в общенародный русский язык. Судя по словарям сленга (в частности «Словарь молодёжного сленга»), в современном русском языке имеется свыше 2000 арготизмов. Надо отметить, что в последнее время появилось довольно много словарей арготической лексики, но нет пока словаря, который охватил бы весь слой молодёжного сленга, начиная с первых фиксаций и кончая употреблением в наши дни. Большой материал по молодёжному сленгу собран Т.Г.Никитиной в словаре «Так говорит молодёжь». Особенностью молодёжного сленга является его предрасположенность к языковой игре. При непринуждённом общении «среди своих» молодёжь часто и охотно прибегает к игре слов. Предрасположенность к каламбуру связана со стремлением к самовыражению. Попытки так или иначе выделиться, заявить о себе, подчеркнуть свою сущность реализуются у подростков не только в отношении одежды, прически, манеры поведения, но и речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82400. ПРИЕМЫ И ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 74 KB
  Теория искусства при характеристике идейного содержания произведения в первую очередь выявляет авторское понимание объяснение жизни выраженное в произведении и авторский приговор оценку ее не противопоставляя идейную и художественную стороны.
82401. Использование технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе 405 KB
  Тот кому недоступно искусство чтения невоспитанный человек нравственный невежда. Сегодня начальная школа реализует Стандарт второго поколения который поставил задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и...
82403. Налоги. Восхождение на пик налогов 70.5 KB
  Цели: Образовательная: Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме: «Налоги». В игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки учащихся. Развивающая: способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся.
82404. Системы линейных уравнений с двумя переменными 44 KB
  Недостатком в данном случае является - колоссальная подготовка такого урока. Если выбираем вариант использования готового электронного образовательного ресурса то учителю необходимо: Тщательно проанализировать содержание ЭОРа на соответствие целям и задачам урока. Написать конспект урока.
82406. Выбор профессии 64.5 KB
  You see, children, some days ago a friend of mine gave me a letter from her British pen friend Kate by name. To my mind it will be interesting for you to read the letter because she is of your age and perhaps you will see yourself in Kate’s situation.
82407. История развития сети Интернет 84.5 KB
  Цель: познакомится с историей возникновения Интернет. Задачи: Изучить литературу по истории возникновения Интернет. Подготовить сообщения по особенностям становления Интернет в разные периоды.
82408. Экспертиза и оценка изделий 61.94 KB
  Цели урока: образовательные дать понятие качество изделия научить оценивать качество изделия по различным критериям; воспитательные воспитывать умение работать в коллективе прививать уважение к чужому мнению умение аргументировать свою точку зрения; развивающие прививать интерес к профессиям...