18775

Некоммерческая организация (НКО): понятие, цели создания, организационно-правовые формы

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Некоммерческая организация НКО: понятие цели создания организационноправовые формы. Создание НКО и учредительные документы устав учредительный договор основание порядок заключения. Некоммерческой организацией является организация не имеющая извлечение пр

Русский

2015-01-18

39.86 KB

83 чел.

Некоммерческая организация (НКО): понятие, цели создания, организационно-правовые формы.

Создание НКО и учредительные документы (устав, учредительный договор – основание, порядок заключения).

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Это понятие закреплено в статье 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью и могут извлекать прибыль, но такая деятельность может быть только неосновной, побочной и осуществляться лишь в той степени, в которой это необходимо для их уставных целей.

Некоммерческие организации могут создаваться физическими лицами (полностью дееспособными гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства и иностранными гражданами, которые законно находятся на территории Российской Федерации) и юридическими лицами, в том числе некоммерческими организациями. При создании общественных организаций количество учредителей должно быть не менее трех физических лиц, а в религиозных организациях количество учредителей должно быть не менее десяти. Для осуществления деятельности Некоммерческая организация (НКО) должна пройти государственную регистрацию в установленном законом порядке и получить права юридического лица.

Министерство юстиции РФ в течении 14 рабочих дней принимает решение о государственной регистрации автономной некоммерческой организации и направляет документы в налоговый орган для внесения записи о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц. Налоговый орган в течении пяти рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об автономной некоммерческой организации и передает данные Министерству юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации со дня получения документов подтверждающих внесение записи в Едином государственном реестре юридических лиц выдает подтверждающие документы о государственной регистрации автономной некоммерческой организации: 1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица; 2. Свидетельство Министерства юстиции о регистрации некоммерческой организации; 3. Выписку из ЕГРЮЛ; 4. Устав автономной некоммерческой организации с отметками Министерства юстиции; После регистрации автономная некоммерческая организация как самостоятельное юридическое лицо, должна предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики, налоговым и другим органам.

Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

1.Общественная организация (статус юридического лица, источниками формирования имущества являются взносы, доходы от предпринимательской деятельности);

2.Общественное движение (носит массовый характер и не имеет системы членства, основанная на системе участия);

3.Учреждение (может быть бюджетным и частным, собственником имущества выступает учредитель, не является собственником своего имущества);

4.Фонд – НКО, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели. Фонд является собственником своего имущества и полностью отвечает по своим обязательствам. Фонд имеет право активно заниматься предпринимательской деятельностью. Виды фондов: частные, корпоративные, общественные, государственные.

5.Автономная некоммерческая организация (физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, специализируется на предоставлении платных услуг в области образования, культуры, науки).

6.Некоммерческое партнерство (физическими и юридическими лицами, достижение общественных благ, в ответ на членские взносы биржа предоставляет места для осуществления сделок, возможности участия в торгах и т.д.).

7.Ассоциация (союз, только юридические лица, запрет на ведение предпринимательской деятельности, образуются по отраслевому признаку, например, ассоциация мед.работников).

8.Государственная корпорация (собственником своего имущества для получения стабильного дохода, размещение пенсионных отчислений населения в доходные ценные бумаги).

К учредительным документам НКО относятся: - устав, утвержденный учредителями (участниками); - учредительный договор, заключенный их членами; - решение собственника о создании учреждения. Устав является единственным учредительным документом для общественных организаций (объединений), фондов, некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций. Устав НКО является локальным нормативным документом, обязательным как для всех учредителей (участников), так и для самой НКО как юридического лица. Главное предназначение устава — юридическая индивидуализация соответствующей НКО в качестве субъекта права, самостоятельного и конкретно определенного участника гражданского оборота.

Устав НКО должен содержать: наименование НКО, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения НКО, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае если НКО имеет членство), источники формирования имущества НКО, порядок внесения изменений в учредительные документы НКО, порядок использования имущества в случае ликвидации НКО.

В соответствии с ГК, учредительным договором является гражданско-правовой договор, в соответствии с нормами которого участники (учредители), его заключившие, принимают на себя обязательства по созданию НКО, и определяют порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи ей имущества, участия в ее деятельности и управлении. Учредительный договор может быть заключен только при наличии не менее двух учредителей НКО. Существенные условия учредительного договора перечислены в п. 2 ст. 52 ГК РФ. К ним относятся условия: об организационно-правовой форме создаваемого юридического лица; о порядке совместной деятельности учредителей по его созданию; о передаче учредителями имущества юридическому лицу; об участии учредителей в деятельности юридического лица; о порядке управления этой деятельностью; о порядке выхода учредителей из его состава. Заключение учредительного договора устанавливает обязанности его участников по созданию юридического лица, формированию его имущества .Следовательно, условия, относящиеся к совместной деятельности участников до регистрации юридического лица, вступают в силу с момента заключения учредительного договора.

Перечень документов предоставляемых в регистрационный орган.

Для государственной регистрации НКО представляются:

- заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

- учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

- решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

- сведения об учредителях в двух экземплярах;

- документ об уплате государственной пошлины (4000 руб.);

-сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

-при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования-документы, подтверждающие правомочия на их использование;

-выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

Проектирование организационной структуры НКО: типология, этапы, оценка организационной эффективности.

Приступая к проектированию организационных структур необходимо изучить организационно-правовые документы и под них выбрать наиболее приемлемую структуру, учитывая виды деятельности и численность персонала. Этапы проектирования организационных структур: 1.анализ существующих организационных структур; 2. Непосредственное проектирование; 3. Оценка и экономический анализ эффективности разрабатываемой структуры. Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры, мощностей и быстродействия.

Типы организационных структур:

1. Линейная организационная структура. Данная структура управления характерна для мелких и средних предприятий, которые осуществляют производство товаров и услуг, не характеризующееся особой сложностью. При линейной структуре каждое подразделение имеет только одного руководителя, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений; этот руководитель подчиняется лишь вышестоящему руководителю и т. д.

2. Функциональная организационная структура. В рамках функциональной структуры принятие управленческих решений распределяется между функциональными начальниками, которые отвечают за принятие решений в той области, которая относится к их компетенции. Эти решения передаются в подразделения или конкретным работникам, которые и воплощают их в существование.

3. Линейно-функциональная организационная структура. Фактически, при функциональной структуре исполнители одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На конструктивных руководителей возлагается обязанность принимать решения, тогда как линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением. Линейно-функциональная структура является трансформацией функциональной и одновременно совмещает в себе качества линейной структуры. В ней основная доля полномочий возлагается на линейного руководителя, который принимает решения относительно любых действий своих подчиненных (естественно, в рамках отведенных ему полномочий). В то же время имеются и функциональные руководители, которые консультируют и помогают ему принять правильные решения, разрабатывая их варианты; их руководство исполнителями хотя и входит в их полномочия, все же носит исключительно формальный характер.

4. Линейно-штабная организационная структура управления. Руководство исполнителями возлагается на линейного руководителя, при котором создается штаб. Штаб не имеет полномочий, связанных с руководством и принятием решений; его задачи ограничиваются помощью линейному менеджеру в осуществлении определенных функций управления. Штабные

5. Матричная организационная структура управления. При матричной организационной структуре существует два типа связей. Во-первых, это функциональные связи, при которых конкретный исполнитель подчиняется руководителю соответствующей функциональной службы. Во-вторых, исполнитель подчиняется еще и руководителю проекта.

6. Дивизиональная организационная структура управления. Основная фигура в рамках дивизиональной структуры—менеджер, руководящий подразделением (вертикальная касательство). В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб (горизонтальная связь). Подразделения выделяются на основании одного критерия: это может быть или фабрика определенного вида товара, или обслуживание региона, или работа с определенным типом потребителя, или иной признак. Руководители функциональных служб зависят от менеджера, руководящего подразделением, и отчитываются перед ним.

Учет целевого финансирования деятельности НКО.

Любой НКО необходимы денежные средства и материальные ресурсы для осуществления уставной деятельности. В качестве источников дохода признается увеличение активов организации за счёт поступления прямых денежных средств, имущества, материальных и средств целевого финансирования. НКО осуществляет бух.учёт по единой общепринятой методике на основании положения по бухучёту (ПБУ) утвержденное Министерством финансов РФ. Структура доходов НКО:1.единовременные и регулярные поступления от учредителей.2.взносы соучередителей.3.благот-ые взносы.4.ассигнование из бюджета (субсидии и субвенции).5.гранты (гос. заказы).6. Доходы от рекламной деятельности и рекламных компаний. 7.Доходы в виде имущества переход в порядке наследования. – только для тех кто имеет право занимается коммерческой деятельностью. Отдельно рассматривается и учитывается в качестве доходов: -средства полученные в результате страховой деятельности, пи наступлении страхового случая; -взносы профсоюз организации; средства от нереализованной деятельности(возможен только для НКО имеющих право на коммерческую деятельность).

В бухгалтерском учете некоммерческой организации (НКО) основное место занимает учет средств целевого финансирования. Целевыми доходами и расходами могут быть признаны поступившие средства, только если они полностью соответствуют требованиям лица, осуществившего финансирование. Для контроля за целевым использованием средств необходимо обеспечить тождественность показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета, а также данных первичных документов.

Роль государства в развитии и экономической поддержке НКО.

Государство выступает посредником между органами государственными, негосударственными учреждениями и населением. Цель государственной поддержки – перераспределение денежных средств между производственной и социальной сферой. Основным инструментом воздействия является финансовая политика. Финансовая политика – совокупность денежных отношений, выражающаяся в денежной форме взаимоотношения между основными экономическими субъектами.

Выделяют следующие модели государственной поддержки:

Первая — «государство-инженер». В этом случае, полностью финансирует деятельность субъектов социальной сферы и владеет всеми средствами деятельности. В качестве примера такого поведения государства можно привести бывший СССР.

Вторая — «государство-архитектор». Помощь государства осуществляется через гос.программы. Финансирование осуществляется на долгосрочной основе (Франция).

Третья — «государство-патрон». В этом случае, наоборот,государство прилагает максимум усилий для обеспечения высокого уровня профессиональных стандартов и стимулирующих факторов развития. Такое поведение государства может проявляться, например,в выделении государственных стипендий наиболее талантливым деятелям культуры иискусства. Классическим примером «государства-патрона» является Великобритания.

Однако в качестве другого подобного примера может выступить и современная Россия. Так, например, целью регулярного государственного финансирования российских некоммерческих организаций, функционирующих в форме творческих союзов, является выделение стипендий творческим деятелям — их членам.

И, наконец, четвертая — «государство-помощник». В этом случае внимание государства концентрируется на поддержке разнообразных форм самообеспечения.

К современным тенденциям финансирования НКО можно отнести:1.дифференцированная поддержка и развитие форм финансирования (нац.проекты, гранты, тендер); 2.создание государственных фондов финансирования и корпораций; 3.развитие отраслевых фондов; 4.ужесточение форм контроля за деятельностью НКО.

Финансовая поддержка: государственный заказ – выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуска товара, проведение работ, в которых заинтересовано государство.

Тендер (торги) – конкурсная процедура выбора поставщика товара. Результатом тендера является выбор поставщика, который предложил наиболее выгодные условия поставки.

Субсидия (помощь, поддержка) – сумма средств в денежной или натуральной форме, выделенных из местных бюджетов или специальных фондов к конкретному объекту хозяйства для организации или поддержания какой-либо деятельности, от которой доходы временно не покрывают нормативную величину расхода.

Дотация (пожертвование) – денежные средства, выделяемые из государственных и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям у которых денежная выручка производимого продукта меньше издержек на производство данного продукта.

Субвенция (приходить на помощь) – вид денежной помощи местным бюджетам со стороны государственного бюджета.

Спонсорство – осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, оказания услуг, проведения работ и т.д.) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Грант – это целевые средства, предоставляемые безвозмездно на реализацию конкретного проекта, не ориентированного на получение приб



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26946. Влияние научно-технической революции на функции государства 7.78 KB
  Влияние научнотехнической революции на функции государства.С одной стороны появляется жизненно важное направление деятельности государства:ПОДДЕРЖКА НАУКИособенно фундаментальнойиспользование ее результатовразвитие и обогащение интеллектуального потенциала общества.В СФЕРЕ НАУКИ для государства появляется новая область деятельностиподдержка и ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИсоздание условий для успешной научной деятельностиохрана принадлежности результатов научного труда их создателямобеспечение справедливой оценки этого труда и...
26948. Соотношение права и закона 4.26 KB
  соотношение права и закона Проблема СООТНОШЕНИЯ права и закона существовала практически всегда.Государство является единственным и исключительным источником права.ЗАКОНИСТОЧНИК ПРАВАНПАпринимаемый высшим представительным органом госва в особом законодательном порядкерегулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.это ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ПРАВА.
26949. Разнообразные подходы к понятию и определению права 9.24 KB
  разнообразные подходы к понятию и определению права Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условийкоторыми объясняется происхождение государства.Таким социальным регулятором явилось правосоздаваемое государством. Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем: а право создается государством обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения в ходе общественной практики; б право выражает государственную волю обычай...
26950. Сущность и социальное назаначение права 12.55 KB
  сущность и социальное назаначение права ПРАВОсистема нормправил поведениякоторые исходят от госва выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества сформулированы в специальных гос документахнормативных актах охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения. Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условии которыми объясняется происхождение государства. Таким социальным регулятором явилось право создаваемое государством. Право было...
26951. Функции и признаки права 6.87 KB
  функции и признаки права ПРАВОсистема нормправил поведениякоторые исходят от госва выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества сформулированы в специальных гос документахнормативных актах охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности этим обеспечивается общеобязательность норм права. Специальноюридические функции это правовое регулирование общественных отношений: 1 Регулятивная...
26952. Основные теории происхождения права 8.75 KB
  основные теории происхождения права ПРАВОсистема нормправил поведениякоторые исходят от госва выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества сформулированы в специальных гос документахнормативных актах охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения.правонеотчуждаемые правапринадлежащие человеку от рожденияисточник правачеловеческая природапоэтому зны должны подстраиваться под подлинное право.Источникправовой обычай.Все остальные правом не являются.
26953. Основные правовые семьи современности 8.72 KB
  Национальноправовые системы историческая совокупность праваюридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страныотражающая ее социальноэкономические политические и культурные особенности.Суды общей юрисдикции рассматривают дела всех категорийпоэтому отсутствует деление права на частное и публичноенет деления права по отраслямнет кодификации норм права.ИСТОЧНИК:нормативноправовой актакт правотворчествапринятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права.Существенную роль при...