18777

Менеджмент благотворительной деятельности

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Менеджмент благотворительной деятельности. История благотворительности. Нормативно правовое обеспечение. Современные формы и тенденции развития. История благотворительности. Историческая справка об истории благотворительности. Идеи благотворительности нено

Русский

2015-01-18

33.38 KB

11 чел.

Менеджмент благотворительной деятельности.

История благотворительности. Нормативно – правовое обеспечение. Современные формы и тенденции развития.

История благотворительности.

Историческая справка об истории благотворительности.

Идеи благотворительности неновы для России, первые упоминания о благотворительной деятельности относятся к 10 веку. Но до сих пор эта тема остается актуальной, острой, востребованной.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни "сирым и убогим".

В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами, в силу чрезвычайных обстоятельств, просуществовали длительное время. Вот что пишет историк С.Соловьев о начале правления императрицы Анны Иоанновны: "В 1734 году голод увеличил число нищих, и потому было разрешено подавать милостыню… В 1736 году правительство должно было признаться, что указы против бродяг недействительны; число нищих увеличилось и час от часу увеличивается, от множества их трудно проезжать, и все люди способные к работе. Таких, если они не были наказаны, велено было брать в военную службу, а наказанных употреблять на казенные работы".

Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II (Великой). Несмотря на введенный указом 8 октября 1762 года запрет на прошение милостыни, указом от 26 февраля 1764 года, когда полиции было дано право задерживать нищих, до рассмотрения дела им предоставлялась денежная дотация. Часть пойманных бродяг и нищих отправляли служить в полицию, другие попадали в "работные дома", где они работали под надзором городничего, получая за это пищу, кров и небольшое денежное довольствие. В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество - Воспитательное общество благородных девиц. В 1775 году императрица учредила Приказы общественного призрения - прообразы органов социальной защиты. Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин.

Исключительное значение для развития государственной системы призрения имел указ царицы о создании в каждой губернии Приказов общественного призрения. Эти учреждения должны были организовывать и содержать школы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, "работные дома" и многое другое. Каждому Приказу из государственной казны выделялись 15 тысяч рублей, которые разрешалось выдавать под проценты. Сумма увеличивалась за счет частных пожертвований. Императрица личным примером поддерживала и укрепляла частную благотворительность. Узнав, что для сооружения памятника в ее честь собрано 52 тысячи рублей, Екатерина заявила: "Я лучше желаю воздвигнуть монумент в сердцах подданных своих, нежели на мраморе". Добавив 150 тысяч рублей, императрица отдала деньги на организацию училищ, сиротских домов и больниц.

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательное общество благородных девиц - так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием "Учреждения Императрицы Марии". Основными направлениями деятельности "Учреждений" и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым. При непосредственном участии Марии Федоровны была развернута широкая кампания по борьбе с младенческой смертностью в воспитательных домах, где она составляла около 90%. На даче императрицы в Павловске появилось училище для глухонемых детей, в Севастополе и Николаеве были основаны училища для детей военных низшего звена, открыт институт родовспоможения и "вдовьи дома" в Петербурге и Москве. Императрица активно содействовала созданию в 1802 году в России "Филантропического общества".

В 1803 году в Москве и Петербурге появились "вдовьи дома" для бездетных вдов офицеров русской армии, которые занимались уходом за больными. Позже на этой основе возникли Общества сестер милосердия. Сеть благотворительных и просветительских обществ под непосредственным руководством императрицы расширялась, в каждом учреждении были созданы советы.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения "революционного порядка" любая частная (как, впрочем и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Так, в 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как "явление, свойственное лишь классовому обществу", тогда как "социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности".

Однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Люди сдавали не только деньги и драгоценности, но и одежду, обувь, приносили, кто что мог. Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам) приветствовался.

Нормативно – правовое обеспечение.

Благотворительность — универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Благотворительность позволяет обществу обслуживать свои интересы напрямую, без посредничества государства. Благотворительность в России определяется и регулируется законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом в 1995 году, поэтому в своей благотворительной деятельности необходимо руководствоваться определениями закона:

«Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Поддержка политических партий, движений, групп и кампаний, как и поддержка коммерческих структур, благотворительностью не являются.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим в настоящее время благотворительную деятельность, является Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г.» Данный ФЗ определяет деятельность многих субъектов благотворительной деятельности: благотворителей, благополучателей и особого вида некоммерческих организаций - благотворительных. Сама терминология благотворительной деятельности обязана этому же закону. Сам закон невелик (5 разделов, двадцать пять статей). В нем четко и достаточно подробно рассказано, что следует понимать под благотворительной деятельностью, какие формы благотворительной деятельности существуют, чем благотворительная организация отличается от остальных некоммерческих организаций. Под благотворительной деятельностью, согласно ст.1 Закона понимается: «Добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» В соответствии со ст. 1 закона «О благотворительной деятельности» указанные понятия характеризуется двумя базовыми признаками: 1) Во первых, добровольность. осуществления указанной деятельности. К благотворительной деятельности не относиться уплата различного рода обязательств и взносов, деятельность государственных и муниципальных учреждений по бюджетному финансированию здравоохранения, образования и т.д. 2) Вторым базовым, определяющим признаком благотворительной деятельности является ее бескорыстность.

благотворительной деятельностью не является оказание поддержки коммерческим организациям, а так же политическим партиям, движениям, группам и компаниям. Благотворительная деятельность в нашей стране жестко регламентируется действующим законодательством. Помимо прямого закона (ФЗ № 135 - «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»), можно отметить что непосредственное отношение к благотворительной деятельности имеют и другие Федеральные законы, и кодексы Российской федерации. Каждый из отдельных документов охватывает конкретную часть вопроса, налоговый кодекс отвечает за налоговые обязательства благотворительной деятельности, Гражданский кодекс за организацию и ликвидацию юридического лица. Так же предусматривается ответственность за правонарушения благотворителями и благотворительными организациями.

«Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

— социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов

— оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, бежен цам и вынужденным переселенцам; 

Современные формы и тенденции развития.

ВИДЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Первая и самая массовая группа благотворителей — коммерческие структуры.

Вторая активная группа благотворителей — некоммерческие организации (НКО).

Третья группа благотворителей — физические лица, граждане России или иностранцы..

Первая и самая массовая группа благотворителей — коммерческие структуры. Их вклад выражается в материальной поддержке Обычно эта поддержка осуществляется из прибыли коммерческой компании.

Вторая активная группа благотворителей — некоммерческие организации (НКО). НКО оказывают материальную помощь и бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан, среди которых значительна доля социально незащищенных категорий населения.

Третья группа благотворителей — физические лица, граждане России или иностранцы. Они участвуют в благотворительной деятельности как через личные пожертвования (меценатство, милостыня, приобретение билетов на благотворительные акции, так и через добровольный (он же волонтерский) труд в некоммерческих организациях.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Благотворительная помощь традиционно оказывается частным лицам и организациям, необходимую помощь

Главными и наиболее популярными областями благотворительности в современной России являются:

Культура и искусство Наука Церковь Образование Здравоохранение, Охрана природы и т.д.

Главными и наиболее популярными областями благотворительности в современной России являются:

Культура и искусство – разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.

Наука – помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.

Церковь – как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.

Образование – учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.

Социальная сфера – помощь социально незащищенным категориям граждан: детям, матерям, пожилым людям, инвалидам, ветеранам, малоимущим и объединяющих их организациям.

Здравоохранение – помощь как медицинским учреждениям (финансирование покупки оборудования, медикаментов, оплата обучения и переподготовки сотрудников), так и частным лицам (как правило, финансирование дорогостоящего лечения).

Охрана природы – финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.

Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.

Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.

Формы благотворительных организаций. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54525. My Land 50 KB
  Objectives: to expand students’ vocabulary to involve students into reading, writing, communicative activities, to develop students’ thinking
54526. MY NATIVE LAND-OUR GLORIOUS DONBAS 1.37 MB
  To begin with, I want to draw your attention to the quotation on the blackboard: He, who loves not his land, can love nothing. These wonderful words belong to the great poet G.G. Byron. His love to his land was deep and passionate. He could not imagine his life without his Highlands. He was so devoted to it, for him there was nothing like his Homeland. I think these Byron's words can be the motto of our lesson.
54527. MY SCHOOL LIFE 66.5 KB
  Do you know what schools are in Great Britain. Let`s watch the video about schools in England and while watching write down the number of the pictures 1-7 in the order that you see them and write a subject under each picture.
54528. Я і мистецтво 44.5 KB
  Обладнання: музичні інструменти: фортепіано акордеон скрипка флейта труба бубен ложки барабан маракаси трикутник; фотоілюстрації виставка дитячих робіт схема роздатковий матеріал. Розширити знання про музичні інструменти і відчути тембровий колорит музичних інструментів.Струнні інструменти. У народі всім відомі далеко не нові Інструменти дерев яні струнні щипкові.
54529. На фірмі: працевлаштування 247 KB
  Objectives: to systemtize students knowledge concerning the presenttion of firm nd its produce rules nd procedure of pplying for job; to expnd their vocbulry on the topic discussed; to develop students listening nd speking skills. Boss So the problem we re going to discuss tody is job nd job hunting. No doubt good job nd good position wed like to hve re of immense importnce for nybody since it is gret chnce for selfdetermintion nd mking creer for providing wellbeing for ourselves nd our fmilies. I hope you re redy nd eger to...
54530. Капитализм и становление классической школы в экономической теории 17.64 KB
  Бабайцевой Используемое оборудование: Презентация Односоставные предложения Краткое описание: Урок русского языка в 8 классе Односоставные предложения Автор: Иванова Татьяна Николаевна Г. Какая ночь Внимательно рассмотрите эти предложения. Что мы уже знаем Двусоставные предложения. числа инфинитив Чего мы ещё не знаем Односоставные предложения.
54533. Народні звичаї і обряди 73 KB
  Мета: розширювати коло знань про звичаї і обряди українського народу, розвивати творчі здібності, позитивні риси характеру учнів, виховувати повагу і прищеплювати любов до народних традицій і звичаїв, рідної землі.