18806

Экологическое образование

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философскосоциологических исследований рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие Э.В. Гирусов Ю.Г. Марков Д.Ж. Маркович Н.И. Моисеев и др.. Первостепенную ва...

Русский

2013-07-08

30.5 KB

4 чел.

Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические  проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев и др.). Первостепенную важность для развития экологического образования приобрели основные положения Концепции устойчивого развития (Конференция ООН по окружающей среде в Рио-де-Женейро 1992), Концепции образования в области окружающей среды (межправительственная конференции в Тбилиси 1977), Концепции экологического образования РАО (1994).

Проблемы экологического образования были предметом исследований А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, AT. Сидельковского и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования школьников.

В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более, что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека. Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом ученых как важнейший фактор нравственного формирования личности.

Проблемами современной экологии занимается сейчас большой отряд ученых. Трудно назвать фундаментальные научные направления, в данных которых не нуждалась бы экология. Среди философско-методологических исследований экологической проблемы выделяются работы Б.А. Вороновича, Э.В. Гирусова, А.А. Горелова, В.А. Лось, М.Н. Мамедова, П.Б. Новикова, А.Д. Урсула и др. Вместе с чем в  последние годы экологическая проблема становится объектом изучения социоэкологических исследований. В этом плане заслуживают внимания работы В.Д. Комарова, A.M. Кочергина, Ю.Г. Маркова, Н.Ф. Реймерса и др. В них раскрывается социально-философская концепция экологической проблемы и пути ее решения на основе системного подхода к социально-экономическому и экологическому развитию общества, анализа эволюции теоретического и практического отношения человека к природе.

Проблема «общества и природы» еще до того как она стала предметом естественнонаучного знания уже была одной из фундаментальных проблем философии. Между природой и обществом существует вещественно-энергетический обмен. Человек, будучи живым организмом, неотъемлемой частью природы, связан с ней. Он находится в непосредственной зависимости от окружающей среды, но как существо социальное, человек живет в обществе и влияет на природу через реализацию своей трудовой функции. Поэтому природа и общество рассматриваются в качестве слагаемых единой системы. Тогда можно утверждать, что их развитие подчинено как общим для всей системы, так и специфическим, присущим каждой подсистеме законам. При этом естественные законы имеют более универсальный характер, так как  многие из них продолжают свое действие и в обществе. Законы развития общества - это часть природных законов, их продолжение на более высоком уровне. Человечество не может пренебрегать этими законами и тем более пытаться изменить их. Мировое сообщество живет по законам земной природы.

Культурологическое рассмотрение экологических проблем проводится в трудах, раскрывающих содержание экологии как особой научной дисциплины (М.И. Будыки, И.П. Герасимова, Н.Н. Киселева, И.Д. Лаптева, Ю. Одума, Э. Пианки, М. Раца. Ч.Элтона и др.). Главное содержание большинства этих трудов составляют биологические проблемы, но в  некоторых из них в круг экологических проблем включается рассмотрение связей биосферы с жизнью общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36667. Педагогіка вищої школи. Тексти лекцій 179.46 KB
  Структура методів навчання за джерелами знань ПЕДАГОГІЧНА МАЙСТЕРНІСТЬ Моральнодуховні якості гуманістична спрямованість; національна гідність; інтелігентність; життєві ідеали; совісність; чесність; правдивість; об’єктивність; толерантність. Професійні знання навчального предмета; анатомії і фізіології людини; психології; педагогіки; методики навчання. pais – дитя ago – веду керую – наука про навчання та виховання дітей.
36668. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 773.5 KB
  Стоимость зданий и сооружений по подгруппам производственные здания административнобытовые помещения складские помещения закрытая стоянка трансформаторная компрессорная склад газовых баллонов прочие отапливаемые помещения открытая стоянка определяется по формуле: Цз=цзi Vзi 1 где Цз – общая стоимость зданий и сооружений руб м3; цзi – стоимость одного м3 iой группы зданий или сооружений руб м3; Vзi – объем iой подгруппы зданий м3; N – количество всех оцениваемых зданий и сооружений ед. Стоимость открытой стоянки и затраты...
36669. Термодинамика и тепломассообмен 2.83 MB
  Первоначально же в середине XIX века она возникла как техническая термодинамика изучающая закономерности взаимного превращения теплоты в механическую работу и являющаяся теоретическим 4ундаментом теплотехники. На ее основе производится расчет и проектирование технологического оборудования для осуществления процессов деформации сушки термообработки и других формируются методы прямого преобразования теплоты в электрическую энергию проводится анализ эффективности термодинамических циклов процессов теплообмена изучаются...
36670. ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Линейные системы управления 5.19 MB
  В учебном пособии излагаются методы анализа и синтеза линейных линеаризованных систем автоматического управления САУ базирующиеся на применении принципа обратной связи по выходной управляемой координате или по вектору координат состояния объекта управления. Продемонстрированы современные методы математического описания линейных объектов и систем во временной и частотной области показана взаимосвязь различных методов описания приведены наиболее распространенные в инженерной практике методы анализа и синтеза непрерывных и дискретных...
36671. СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА 2.13 MB
  Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Проблема воспитания в семье ребенка с нарушением зрения182 6. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Семейное воспитание ребенка с ДЦП в раннем возрасте .
36672. Лекции и исследования по древней истории русского права 7.31 MB
  Но под источником права можно разуметь и продукт этой силы в данном случае самый закон; это на том основании что судья берет норму для решения известного случая прямо из закона который является для него источником права отдельных лиц. Начичность обычая проявлятся в том что известные юридические действия совершаются постоянно по единообразной норме. Чтобы доказать что в данное время действует известный обычай нужно привести ряд единообразных действий определяемых одним какимлибо юридическим началом. Если нет повода думать что...
36673. Информационная безопасность и конфиденциальность информации 36.23 KB
  Причины утери информации может быть выделено четыре: эксплуатационные поломки носителей информации, стихийные и техногенные бедствия, вредоносные программы, человеческий фактор.
36674. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специа 1.72 MB
  Кушнер Особенности обучения грамоте детей с речевыми нарушениями на примере дизартрии. Поваляева Раннее обучение чтению детей имеющих речевые нарушения. Красикова Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Буденная Логоритмические занятия в старших группах для детей с дизартрией.
36675. МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРСОНАЛУ 791 KB
  В умовах становлення ринкової економіки в нашій державі особливого значення набуває питання практичного застосування сучасних форм управління персоналом які дозволяють підвищити соціальноекономічну ефективність будьякого підприємства. Управління персоналом завжди належало до однієї з найскладніших видів людської діяльності яка вимагає спеціальних знань і без яких неможливе управління. В свою чергу ця здатність в більшості залежить від компетенції керівників всіх рівнів і спеціалістів по управлінню персоналом:...