18818

Основы экологического права. Ответственность за экологические нарушения

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Лекция №9. Тема: Основы экологического права. План 1.Источники экологического права. 2.Государственные органы охраны окружающей среды. 3.Экологическая экспертиза. 4.Экологический мониторинг. 5. Экологический вред и экологический риск 6. Ответственность за ...

Русский

2013-07-08

107.5 KB

3 чел.

Лекция №9.

Тема: Основы экологического права.

План

1. Источники экологического права.

2. Государственные органы охраны окружающей среды.

3. Экологическая экспертиза.

4. Экологический мониторинг.

5.   Экологический вред и экологический риск

6.  Ответственность за экологические нарушения.

Право — единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Соблюдение норм права обеспечивается государством в принудительном порядке.

Экологическое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах со-хранения и рационального использования окружающей природной среды.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1) Конституция;

2) законы и кодексы в области охраны природы;

3) Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования;

4) правительственные природоохранные акты

5) нормативные акты министерств и ведомств

6) нормативно-правовые решения субъектов Федерации и органов местного самоуправления

1. Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. 

Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (эко-логическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира, о радиационной безопасности населения, об отходах производства и потребления и т.д.

Систему экологического законодательства возглавляет Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды (1991), 20 декабря 2001 г.

Земельный кодекс РСФСР (1991 г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли.

Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) новая редакция 2007 г. регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод, их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в законе РФ об охране окружающей природной среды, а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1982).

Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК, ПДВ) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения»(1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным Законом.

Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования были отражены также в Законе РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1991) Закон РФ «О санитарном и эпидемиологическом благополучии населения» (30 марта 1999 г.) и Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993 г.).

3. Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в качестве документов, изданных Правительством РФ «Экологическая доктрина Российской  Федерации», одобрена 31.08.2002.  

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, исполкомов, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды. Например, законодательный акт Свердловской области 1998 г. «Об экологическом мониторинге», Томской области, 1997 г. «Об экологическом аудите».

2. Государственные органы охраны окружающей природной среды

Центральный орган федеральной исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкологии России). Госкомэкологии России имеет соответствующие подразделения в республиках, краях, областях, во многих городах и районах. Комитет направляет и координирует всю природоохранную деятельность в стране, осуществляет контрольно-инспекционную деятельность, выполняет информационную и воспитательные функции, руководит заповедным фондом, развивает международное экологическое сотрудничество. Важнейшими функциями республиканских, областных, городских и др. комитетов по охране окружающей среды являются:

1) проведение государственной экологической экспертизы;

2) выдача разрешений на выбросы и сбросы вредных веществ;

3) выдача разрешений на захоронение токсичных отходов.

4) определение нормативов, лимитов и условий природопользования;

5) координация деятельности экологических служб, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчиненности.

Система центральных органов исполнительной власти в сфере экологии неоднократно менялась. Например, в 1991 г. Госкомитет РСФСР по экологии и природопользованию был преобразован в Министерство экологии и ПР. В 1992 Минэкологии РФ переименовано в Министерство ООС и ПР РФ. В 1993 г. природоресурсные органы вышли из его состава и стали вновь самостоятельными государственными структурами.  В 1996 вместо Министерства ООС и ПР создан Госкомитет по ООС и отдельно - Министерство природных ресурсов (МПР) РФ. Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г (№ 867) вновь произведено изменение структуры органов специальной компетенции. Упразднены: Госкомитет РФ по земельной политике (Госкомзем), Госкомэкология, и Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз), образована Федеральная служба земельного кадастра. Основной недостаток - нет разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций. Было грубо нарушено природоресурсное законодательство - МПР эксплуатировало и одновременно охраняло водные объекты, леса, животный мир, недра. Чтобы устранить эти недостатки по инициативе Президента РФ в 2004 г. была вновь проведена реорганизация государственных органов исполнительной власти в сфере экологии. При этом были созданы Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба экологического, технического и атомного надзора (Ростех надзор) и Федеральное агентство по лесному хозяйству. Все они входят в состав МПР РФ. Получается, что Ростехнадзор контролирует соблюдение природоохранных нормативов в при осуществлении производственной и иной деятельности, а Росприроднадзор  - состояние ОС. Разделение их полномочий до сих пор никому не ясно, и в области государственного экологического контроля сложилась полная неразбериха.

Министерство природных ресурсов надведомственным органом, на него возложены следующие функции:

  1.  - осуществление государственной политики в сфере ООС и ППз;
  2.   - обеспечение экологической безопасности и сохранения биоразнообразия;
  3.   - межотраслевая координация и регулирование в сфере экологии;
  4.  - осуществление государственного экологического контроля, государственной экологической экспертизы;
  5.   - управление природными заповедниками и другими ООПТ.

Кроме МПР, к специальным органам, осуществляющим ведомственные функции, относятся:

- Федеральная служба земельного кадастра;

- Госкомитет РФ по рыболовству;

- Росгидромет - федеральная служба по гидрометеорологии и монито¬рингу загрязнения ОС;

- Госсанэпидемнадзор ( в составе Министерства здравоохранения);

- отдельные комитеты в составе Министерства сельского хозяйства. Другие государственные органы имеют кроме природоохранных функции и иные задачи. Это функциональные специальные органы. К ним относятся: - федеральная служба геодезии и картографии;

- МВД (предупреждение и пресечение экологических преступлений), борьба с браконьерством и т.д.

- Госкомитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);

- Федеральный горный и промышленный надзор России (Горпромтехнадзор);

- Министерство обороны (управление экологии и специальных средств защиты);

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет экологический контроль за состоянием окружающей природной среды, прежде всего атмосферного воздуха и поверхностных вод. С этой целью Росгидромет организует широкую сеть наблюдательных пунктов, постов, станций.

Ликвидация последствий экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями и производственными авариями, находится в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Важные функции в составе Государственных органов экологического управления выполняют также  Госатомнадзор России (вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии),  Госгортехнадзор (контролъ за пользователями недр), МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

3. Экологическая экспертиза

Правовой механизм управления природопользованием и охраной окружающей природной среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля как экспертизу.  Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.

Под государственной экологической экспертизой понимают предварительную проверку представленных материалов специальной комиссией, назначаемой Госкомэкологии России, компетентными органами. Задача экспертной комиссии — оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности.

Объектами государственной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные документы, новая техника и технология, продукция,  сырье и материалы, вещества, а также проекты стандартов и нормативов.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (1995) установлены следующие принципы государственной экологической экспертизы:

1.    обязательность ее проведения,

2.    научная обоснованность выводов,

3.   независимость и вневедомственность — широкая гласность, привлечение общественности, а главное, презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Государственная экологическая экспертиза, как правило, предшествует принятию хозяйственного решения. Это позволяет еще на стадии планирования и проектирования выявить допущенные ошибки, оценить их последствия и дать рекомендации по их устранению. Финансирование работ по всем проектам и программам открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Кроме государственной существуют и другие виды экспертиз  — общественная, научная и др., которые проводятся  обычно на добровольной основе и носят рекомендательный или  информационный характер.

Правовой основой экологической экспертизы служит Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), а также постановления, указы и другие природоохранные акты. Нормативной базой являются стандарты, нормы,  правила и т. д., обобщенные в специальных справочниках для экспертов.

Об эффективности государственной экологической экспертизы свидетельствует тот факт, что только в 1997 г. из 55 тыс. рассмотренных материалов отклонено  и отправлено на доработку около 15 тыс. (Государственный доклад..., 1997). Экологическая экспертиза становится одной из важных функции государственной экологической политики.

4. Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды)

Экологический мониторинг также является одной из форм экологического контроля.  Под мониторингом (от лат. «монитор» — напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды.

Основной принцип мониторинга — непрерывное слежение. Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство. Главная цель мониторинга — наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения. Не менее важно своевременно оценить и последствия антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий. Но мониторинг — это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.

Государственный мониторинг окружающей среды ст. 63 закона РФ об охране окружающей среды от 10 декабря 2002 г.

По территориальному охвату различают три ступени  современного мониторинга: локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный (геосистемный, природно-хозяйственный и глобальный биосферный, фоновый).

Задача глобального мониторинга обеспечить наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений в биосфере в целом. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Основными целями этой программы являются:

  1.  организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
  2.   оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;
  3.   оценка распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;
  4.          оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;
  5.  оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;
  6.  оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;
  7.   создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

При выполнении работ по программе глобального мониторинга особое внимание уделяют наблюдениям за состоянием природной среды из космоса.

5. Экологический вред и риск

Помимо природно-экологической классификации угасания природы используется и медико-социальная тикала, которая классифицируется по следующим градациям:

  1.  благополучная зона — происходит рост продолжительности жизни, заболеваемость населения снижается;
  2.  зона напряженной экологической ситуации — ареал, в пределах которого наблюдается переход состояния природы от кризисного к критическому;
  3.  зона критической обстановки;
  4.  зона чрезвычайной экологической ситуации:
  5.  зона экологического бедствия.

В самом недалеком прошлом в нашей стране вообще отсутствовала концепция экологической безопасности (об этом свидетельствуют планируемые экологические катастрофы вроде поворота сибирских и северных рек и уничтожения Аральского моря, а также создание и накопление ядерного, химического и бактериологического оружия).

Положение с разработкой концепции экологической безопасности начало меняться только с конца 1991 г., с выдвижением Госсоветом России ее основ и с разработкой Минприроды программы «Экологическая безопасность России».

Стержнем концепции экологической безопасности в мире является теория экологического риска и прикладная ее часть — определение уровня приемлемого риска.

ПОНЯТИЕ «ПРИЕМЛЕМЫЙ РИСК»

Нормативы безопасности во всем мире еще недавно строились на концепции абсолютной безопасности. Для предотвращения аварий внедрялись дополнительные технические устройства — инженерные системы безопасности, принимались меры, обеспечивающие высокий уровень дисциплины. Считалось, что такой инженерный подход позволит исключить любую опасность для населения и окружающей среды.

Однако сегодня из-за усложнения техники и появления новых технологий, когда любая деятельность человека сопровождается его взаимодействием со сложными техническими системами, концепция абсолютной безопасности себя не оправдывает, поскольку все технические устройства для предотвращения аварий стоят больших денег. Деньги эти, как правило, изыскиваются за счет сокращения социальных программ, что приводит в итоге к снижению качества жизни человека и сокращению ее средней продолжительности.

Поэтому мировое сообщество пришло к пониманию невозможности создания «абсолютной безопасности» действительности. Было введено понятие риск — количественная мера опасности с учетом ее последствий. Видимо, следует стремиться к достижению такого уровня риска от опасных факторов, который можно рассматривать как приемлемый. Уровень риска является приемлемым, если его величина (вероятность реализации или возможный ущерб) настолько незначительна, что ради получаемой при этом выгоды в виде материальных или социальных благ человек или общество в целом готовы пойти на риск.

Оценивая приемлемость различных уровней экологического риска на первом этапе, можно ограничиться рассмотрением риска лишь тех вредных последствий, которые в конечном счете приводят к смертельным исходам, поскольку для этого показателя имеются достаточно надежные статистические данные. Тогда понятие «экологический риск» может быть сформулировано как отношение величины возможного ущерба, выраженного в числе смертельных исходов от воздействия вредного экологического фактора за определенный интервал времени, к нормированной величине интенсивности этого фактора.

Таким образом, главное внимание при определении экологического риска должно быть направлено на анализ соотношения вредных экологических последствий, заканчивающихся смертельными исходами, и количественной оценки суммарного вредного экологического воздействия.

Общественная приемлемость экологического риска, связанного с различными видами деятельности, определяется экономическими, социальными и психологическими факторами.

Оценка риска сегодня является единственным аналитическим инструментом, позволяющим определить факторы риска для здоровья человека и на этой базе строить политику управления риском.

Примерная последовательность оценки риска:

  1.  первичная идентификация опасности;
    1.  описание источника опасности и связанного с ним ущерба;

3) оценка риска в условиях нормальной работы; 4)оценка риска вероятных аварий на производстве;

  1.  оценка возможных сценариев развития аварии;
    1.  статистические оценки и вероятностный анализ риска. Управление риском — это анализ рисковой ситуации, разработка

и обоснование управленческого решения, нередко в форме правового акта, направленного на минимизацию риска.

РИСК ВЫНУЖДЕННЫЙ И РИСК ДОБРОВОЛЬНЫЙ

Все многообразие рисковых ситуаций для человека можно свести к двум группам:

  1.  ситуации, в которых отдельный человек мало что может сделать, чтобы уменьшить степень риска, т.е. человек рискует вынужденно;
    1.  ситуации, которые могут контролироваться каждым чело веком, и если он в силу каких-то причин отказывается от этою контроля, то подвергает себя добровольному риску.

Большей частью воздействие на человека факторов, связанных с загрязнением окружающей среды, не может быть устранено индивидуальными защитными мерами, поскольку заболевания человс ка. связанные с загрязнением окружающей среды, непосредствен но инициируются через физические системы поддержания жизни воду, воздух, пищу, укрытие. А так как качество воды и пищи в зна чительной мере определяется почвой, то к перечисленным системам можно добавить и почву. Рассмотрим, какому риску подверга ются люди от каждой из физических систем поддержания жизни

Загрязнение воздуха. Чувствительность людей к воздействию загрязнения воздуха зависит от пола возраста общего состояния организма.

Источниками информации в природоохранной сфере являются:

  •  экологический мониторинг
  •  Государственные кадастры природных ресурсов
  •  Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ — способ государственной регистрации этих веществ.

Экологический вред

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.02 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понятие «вред окружающей среде» трактуется как «негативное изменение ОС в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов». Причинение окружающей среде вреда вызывает негативные экономические и экологические последствия, поэтому экологическое право выделяет вред экономический и вред экологический.

Вред экономический причиняется экономическим интересам природопользователя Вред экологический — любое ухудшение состояния природной среды, выражающееся в нарушении естественных связей в природе, которое нарушает интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни продуктивной ОС. Он проявляется в:

1.  нерациональном использовании природных объектов либо их 2. загрязнении, 3. истощении, 4. повреждении вплоть до уничтожения.

Вред  природной среде может быть следствием- 1) нарушения природоохранного законодательства и 2) результатом правомерной т е. разрешенной государством деятельности.

Юридические и физические лица, причинившие вред ОС, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующими таксами и методиками исчисления размера вреда ОС, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния ОС, с учетом понесенных убытков в том числе упущенной выгоды (ст 77 Федерального закона от 10 01 02 № 7-ФЗ «Об охране OC».

Компенсация вреда ОС осуществляется добровольно или по решению суда. Иски о компенсации вреда ОС причиненного нарушением законодательства в области охраны ОС могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Во втором случае за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред, выражающийся в форме негативного воздействия на ОС, взимается соответствующая плата.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения (ст 75-80 закона РФ 2001 г.) является одной из форм государственного принуждения; ее задача: обеспечит реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах РФ, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры. Наличие специализированного прокурорского надзора в сфере экологии позволяет выявлять во много раз больше экологических правонарушений, чем в районах, где таких прокуратур нет.

Экологические правонарушения различны по своему составу, но всегда складываются в сфере природы: будь то загрязнение природной среды, незаконная порубка леса или нарушение законодательства о континентальном шельфе. Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений — причинение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях. Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическими проступками.

Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.

Согласно Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (раздел XIII) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.

Отдельно оговорен такой состав экологических преступлений как экоцид — «массовое уничтожение растительности и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу»

Наказание за экологические преступления по Российскому законодательству установлено в виде:

  •  наложения штрафа
  •  исправительных работ на срок до трех лет
  •  ограничения свободы на срок по трех лет
  •  лишения свободы на срок по пяти лет

Однако за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, повлекшее по неосторожности смерть человека или массовое заболевание лютей, а также уничтожение или повреждение лесов путем поджога или в результате загрязнения вредными веществами, отходами выбросами и сбросами предусмотрены более строгие наказания в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет. Кроме того, совершение экоцида предусмотрено наказание в виде лишения свободы 12—20 лет.

Дисциплинарная ответственность.

Должностные липа и работники oрганизаций, виновные в совершении экологических правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежашего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за нарушение экологического законодательства

Дисциплинарная ответственность предполагает такие взыскания, как замечание выговор и увольнение, предусмотренные трудовым кодексом РФ ОТ 30.12.01 № 197-ФЗ.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

За нарушение законодательства в области охраны ОС в соответствии со статьей 75 Федерального закона от 10.01.02 «Об охране ОС» установлены следующие виды ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная и имущественная.

Административная ответственность выражается в применении уполномоченным органом государства мер административного взыскания В соответствии с гл. 8 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 12.01 № 195-ФЗ в административном порядке за экологические правонарушения налагаются штрафы:

  •  на граждан — 1—25-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный в РФ
  •  на должностных лиц — 3—200-кратный размер МРОТ
  •  на юридических лиц — 30—3000-кратный размер МРОТ Лица, допустившие нарушения природоохранного законодательства, могут быть привлечены к административной ответственности государственными инспекторами в области охраны ОС.

Уголовная ответственность наступает в аналогичных случаях при схожих обстоятельствах, что и административная. Различие состоит в степени тяжести последствий – при менее серьезных последствиях предусматривается ответственность за административное правонарушение (проступок), а при больших — ответственность за уголовное преступление. Кроме того, уголовная ответственность наступает только при наличии общественно опасных последствий, оговоренных действующим Уголовным кодексом, тогда как одним из предварительных условий привлечения к административной ответственности является отсутствие в совершенном правонарушении признаков преступления.

За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность.

 

 15