1882

Воспитательный потенциал урока

Научная статья

Педагогика и дидактика

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний.

Русский

2013-01-06

20.13 KB

148 чел.

Воспитательный потенциал урока

В.А. СТАНКЕВИЧ, проректор по научно-методической работе Липецкого областного института усовершенствования учителей, кандидат педагогических наук, доцент

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы.

Остановлюсь на двух аспектах проблемы: воспитательные возможности учебных предметов и использование на уроке современных образовательных технологий.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны.

Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

Мне довелось побывать на уроке молодой, талантливой учительницы математики Казацкой средней школы №1 Елецкого района Елены Анатольевны Кожевниковой. На ее уроке математика изучается не как наука - сложная, сухая, абстрактная и недоступная пониманию ученика массовой школы. Математические знания - это инструмент, метод познания окружающего мира. Изучая математику, дети воспринимают мир не как хаотичное нагромождение случайностей, а как действительность, подчиняющуюся строгим закономерностям, в которой можно увидеть преобладающие тенденции, переход через количественные изменения к новому качеству вещей, типичное, общее. Дети воспринимают мир как гармонию. Ведь недаром математика и музыка в этом плане стоят рядом. В.А.Сухомлинский называл таких учителей, как Елена Анатольевна, "умеющими воспитывать знаниями". Он писал: "У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира".

Сегодня в педагогической среде развернулась дискуссия о стандартах литературного образования школьников. Вопрос очень острый и злободневный. Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Один из них - литература.

Творчество каких писателей изучать, какие произведения включать в школьную программу, а какие - нет? По этим вопросам спорят ученые, методисты, учителя, писатели, политики.

С правого фланга раздаются голоса: "Максим Горький - пролетарский писатель??? Его нельзя включать в программу!". С левого фланга кричат: "Максим Горький - пролетарский писатель!!! Он должен быть в школьной программе!".

Пытаясь определить стандарт литературного образования, мы забываем, что наши классики не создавали свои книги для изучения их в школе детьми. Действительно, сегодняшний школьник может и не понять ключевую фразу из "Жизни Клима Самгина": "А был ли мальчик?". Но, может быть, задача школьного учителя словесности и не заключается в этом? Может быть, она в том, чтобы урок по творчеству Максима Горького взрастил в душе ребенка добрые чувства, пробудил в нем потребность и желание открыть книги великого писателя и прочитать их? Не будет ли в этом случае исполнена главная задача урока литературы?

Велики воспитательные возможности всех школьных предметов, особенно, конечно, истории. Но это особый разговор.

Проблема заключается и в качестве школьных учебников по истории, и в принципах построения системы исторического образования в нашей школе. Я считаю, что отказ от линейного принципа изучения школьного курса истории принес нам всем немало бед. Другая проблема, на которой я хочу остановиться, - применение современных образовательных технологий.

Использование новых технологических схем урока требует от учителя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение - только дань моде.

Зададимся вопросом, почему же применение в школьной практике многих новаций, новых технологий, как правило, не приводит к кардинальному повышению качества образования и воспитания школьников? Ведь с середины 80-х гг. в нашу школу пришло большое количество оригинальных моделей обучения, названных потом "активными формами обучения" (деловые игры, дискуссии, проектные задания, "мозговой штурм", КСО и др.).

Одна из причин неэффективности применения на уроке современных технологий видится в том, что у нас сразу же складывается своя особая трактовка новой технологии. Из нее исключаются наиболее сложные и непривычные элементы и берутся на вооружение понятные.

Но технологию урока нельзя растаскивать по кускам, по отдельным понравившимся приемам. Она должна применяться как система. В противном случае утрачивается и образовательный, и воспитательный смысл применяемой технологии.

Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей. Но ведь намного проще организовать деятельность учащихся только на одном уровне - репродуктивном. Вот почему у нас так живуча и популярна система уроков, базирующихся на пятизвенной структуре: оргмомент, опрос, новый материал, закрепление, домашнее задание. И еще одна проблема, связанная с применением современных технологий.

Сегодня в школу приходят технологии, базирующиеся на использовании тестовых заданий. Для многих из нас это оказалось новацией. Не ставя под сомнение значение теста в обучении, хочу высказать опасение: если такие технологии станут системой в преподавании предметов, не ограничит ли это возможность воспитывать в наших учениках такие качества личности, как самостоятельность и ответственность за принятие решения, инициативность, смелость в отстаивании собственного суждения, личное оценивание того или иного факта, поступка другого человека и т.д.? Ведь технология выполнения тестовых заданий предполагает выбор из предложенных ответов, а не поиск этих ответов.

Липецкие педагоги накопили большой опыт в воспитании подрастающего поколения. Наша задача - осмыслить его, проанализировать и на этой основе искать новые эффективные пути решения педагогических задач.

Чем успешнее будет эта работа, тем скорее сбудутся слова создателя классно-урочной системы Я.А.Коменского, призывавшего педагогов "...учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию".

В заключение я хочу и себе, и другим педагогам задать вопрос: реализуя образовательный и воспитательный потенциал каждого своего урока, мы движемся к Я. А. Коменскому в XVII век или же с Коменским идем в век XXI ?