18820

Нормирование качества окружающей среды

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Лекция №11 Тема: Нормирование качества окружающей среды План Понятие качества окружающей среды Санитарногигиеническое и экологическое нормирование Экологическая стандартизация Экологическая паспортизация Экологический сертификат и экологиче

Русский

2013-07-08

215.5 KB

179 чел.

Лекция  №11

Тема: Нормирование качества окружающей среды

План

  1.  Понятие качества окружающей среды
  2.  Санитарно-гигиеническое и экологическое нормирование
  3.  Экологическая стандартизация
  4.  Экологическая паспортизация
  5.  Экологический сертификат и экологический аудит.

Основная цель планирования рационального природопользования и охраны окружающей среды определяется как обеспечение наиболее благоприятных условий жизнедеятельности общества. В условиях рыночной экономики основную роль в существующем механизме управления планированием рационального природопользования и охраны окружающей природной среды играет нормативный метод планирования, или, иными словами, метод экономических нормативов.  В законе РФ «Об охране окружающей среды» (2002) в разделе 5 «Нормирование в области охраны окружающей среды» говорится, что:

1. Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранения генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности;

2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы и определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ;

3. При нарушении  требований нормативов качества окружающей природной среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены.

Под качеством окружающей природной среды понимается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии между природой и человеком и воспроизводит жизнь. В исследованиях окружающей среды (ОС) изучают качество различных экосистем: качество воды, качество воздуха, качество почвы и др. Важное значение имеет качество жизни людей и динамические качества природных систем.

Качество воды – это степень соответствия физико-химических и биологических характеристик воды потребностям человека и/или производственно-технологическим требованиям.

Качество воздуха – это степень соответствия физико-химических и биологических характеристик воды потребностям человека и/или технологическим требованиям.

Качество почвы – это степень соответствия структуры, состава, физико-химических, минералогических и микробиологических свойств почвы потребностям человека, сельскохозяйственным или другим технологическим требованиям.

 Динамические качества природных систем – способность природных систем изменяться во времени и стабилизировать структурно-функциональные характеристики. Выделяют следующие важнейшие динамические качества природных систем: гомеостаз, доступность, живучесть, надежность и устойчивость.

Качество среды жизни человека – это совокупность условий, которые обеспечивают комплекс личного физического и психического здоровья человека и здоровья общественного, т.е. степень соответствия характеристик среды жизни человека его физиологическим и социально-духовным потребностям. Качество среды жизни человека комплексно отражается средней продолжительностью жизни, показателями здоровья и уровнем заболеваемости людей, которые стандартизированы для различных групп населения.

 Нормирование качества окружающей природной среды представляет собой деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.

Нормой считается мера воздействия на окружающую природную среду. Предельно допустимой нормой является норма, устанавливающая предельно допустимые меры воздействия на окружающую природную среду.

Общие требования к содержанию этих норм сформированы в законе. Это следующие направления природоохранной деятельности:

  1.  экологическая безопасность населения;
  2.  сохранение генетического фонда;
  3.  обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий устойчивого развития хозяйственной деятельности.

В этом свете предельно допустимые нормативы являются в своем роде неким компромиссом между экономикой и экологией. Данный компромисс представляет собой вынужденный шаг, позволяющий развивать хозяйство и охранять жизнь и благополучие человека на почве взаимозаинтересованных начал.

Все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три основные группы:

1. Санитарно-гигиенические — ПДК (предельно допустимая концентрация). Предельно допустимые концентрации (ПДК) — нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства. Это говорит о том, что экологические нормативы должны выражать границы взаимодействия общества и природы, при которых максимально возможный рост темпов экономического развития должен быть согласован с заданным качеством окружающей среды.

Следует заметить, что любое ужесточение норм, которое желательно с точки зрения экологии, одновременно на некотором отрезке времени снижает возможность экономического роста. В то же время любое послабление снижает качество ОС, хотя при этом временно улучшаются показатели хозяйственной деятельности. Поэтому необходима научно обоснованная система эколого-экономических нормативов. Эти нормативы устанавливаются с учетом экологической необходимости и экономических возможностей, не утрачивая при этом свою регламентирующую роль. Значит, величина ПДК Должна быть такой, чтобы оптимально сочетались интересы Дальнейшего развития народного хозяйства и сохранения окружающей среды, расширения естественной базы жизнедеятельности общества.

Это наиболее разработанная часть нормативов качества окружающей природной среды. Различают два вида данного норматива качества окружающей природной среды:

– максимально разовая ПДК, при которой не обнаруживаются рефлекторные реакции у человека (запах, световое ощущение и т.д.) при 20-минутном воздействии на него агрессивного вещества;

– среднесуточная, которая не оказывает вредного воздействия на человека при неограниченно длительном вдыхании.

  1.  Экологические нормативы — ПДВ (ПДС) (предельно допустимые выбросы или сбросы). Их цель — установление требований к источнику вредного воздействия, ограничение его деятельности определенной пороговой величиной.
    1.  Вспомогательные нормы и правила вводятся с целью обеспечения единства употребляемой терминологии в деятельности организационных структур, в правовом регулировании экологических отношений.

На рис. приведена схема «Классификация нормативов качества среды»

В основу экологического нормирования на предприятиях при планировании производственно-хозяйственной деятельности с учетом экологических условии могут быть положены следующие показатели:

  1.  Уровень нормативной экологической вредности продукции
    1.  Коэффициент токсичности выбросов
      1.  Коэффициент экологичности процесса
      2.  Экономически допустимая затратоемкость достижений ПДВ, который используется в качестве эколого-экономического норматива для оценки природоохранных мероприятий
      3.  Рентабельность природоохранной деятельности
      4.  Удельный ущерб на единицу выпускаемой продукции, или ущербоемкость

Как экологическое, так и санитарно-гигиеническое нормирование основаны на знании эффектов, оказываемых разнообразными факторами воздействия на живые организмы. Одним из важных понятий в токсикологии и в нормировании является понятие вредного вещества. Вредными принято называть все вещества, воздействие которых на биологические системы может привести к отрицательным последствиям. Кроме того, как правило, все ксенобиотики (чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества) рассматривают как вредные.

Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов питания основывается на концепции пороговости воздействия. Порог вредного действия — это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Таким образом, пороговая доза вещества (или пороговое действие вообще) вызывает у биологического организма отклик, который не может быть скомпенсирован за счет гомеостатических механизмов (механизмов поддержания внутреннего равновесия организма). Отметим, что утвержденные в СССР нормативы были весьма жесткими, но редко соблюдались на практике. В основе санитарно-гигиенического нормирования лежит понятие предельно допустимой концентрации.

Таким образом, санитарно-гигиеническое нормирование охватывает все среды, различные пути поступления вредных веществ в организм, хотя редко отражает комбинированное действие (одновременное или последовательное действие нескольких веществ при одном и том же пути поступления) и не учитывает эффектов комплексного (поступления вредных веществ в организм различными путями и с различными средами — с воздухом, водой, пищей, через кожные покровы) и сочетанного воздействия всего многообразия физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Существуют лишь ограниченные перечни веществ, обладающих эффектом суммации при их одновременном содержании в атмосферном воздухе.

Анализ того, как изменяются с течением времени значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительности, вернее — об относительности наших знаний о безопасности или опасности тех или иных веществ. Достаточно вспомнить о том, что в пятидесятые годы ДДТ считался одним из безопаснейших для человека инсектицидов и широко рекламировался для использования в быту. Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК)2 — полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года.

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность. Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы. К научно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды. В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

5. Международные стандарты ИСО и Российская система стандартизациии и сертификации продукции по экологическим требованиям

А) Система менеджмента окружающей среды (СМОС). Стандарты ИСО серии 14000

Б) Порядок внедрения СМОС и его сертификация. Аудит СМОС

Резко возросшие контакты российских фирм с зарубежными, а также предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) должны поднять на более высокую ступень экологическую «привлекательность» отечественных товаров и услуг. В противном случае их трудно будет продвинуть на уже насыщенный международный рынок, особенно, западных стран. В этом аспекте большую значимость приобретает соблюдение требований международных экологических стандартов на выпускаемую продукцию и соответствующая ее сертификация.

Наличие у фирмы-производителя сертификата, повышает уровень доверия потенциального покупателя и, естественно, престижность как самой фирмы, так и страны.

Сертификат – это документ об экологическом качестве товара или услуги, выданный государственным органом или иной уполномоченной на то организацией (в том числе международной).

С 1926 г. и до начала второй мировой войны координацию работ по международной стандартизации проводила Международная федерация национальных организаций по стандартизации (ISA), а в 1946 году была основана International Organization for Standartization (международная организация по стандартизации). Учредители договорились назвать организацию ISO, взяв часть греческого слова «isos», что означает «равный». ISO (ИСО) предоставлен статус специализированного учреждения ООН.

Стандарты разрабатываются в Технических комитетах и издаются секретариатом, который размешается в Женеве (Швейцария), на двух языках — английском и французском, хотя официальных языков ИСО — три: английский, французский и русский. Россия является постоянным членом руководящих органов ИСО, а также активным членом большинства Технических комитетов (ТК).

Большое значение в развитии стандартов управления окружающей средой сыграло постановление Европейского Сообщества (European Community) № 1836/93 от 29.06.93 «Об экологическом аудите». Оно определило условия для добровольного участия компаний промышленного сектора в системе сообществ по управлению и проверке экологического качества своей продукции.

Экологический аудит – это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом деятельности требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по улучшению этой деятельности. Система экологического аудита в России создана приказом Госкомэкологии РФ от16.10.97 № 453. Аудит носит преимущественно добровольный характер и с эколого-правовой ответственностью непосредственно не связан.

Экологический аудит – важное средство проверки экологической эффективности и оказания помощи в ее повышении. Он может быть заказан, например:

  1.  органами надзора как обычная контрольная процедура,

собственником предприятия как элемент экологического управления для оценки возможных расходов,

страховой компанией перед заключением договора страхования для уточнения его условий,

банком для решения вопроса о целесообразности предоставления кредита (банки Швейцарии, Германии и других стран не предоставляют кредит без доказательств экологической целесообразности проекта).

Аудит основывается на целях, поставленных заказчиком.

2. Система менеджмента окружающей среды (СМОС) или система управления качеством окружающей среды (СУКОС)

Одной из основных причин для внедрения на российских предприятиях системы менеджмента окружающей среды (СМОС) является получение конкурентных преимуществ и, соответственно, возможностей для продвижения своих товаров и услуг на перспективные рынки, где велика доля сертифицированных экологическом отношении компаний. Однако в условиях усиливающейся конкуренции и возможного вхождения России в ВТО то количество предприятий стран СНГ, которые сертифицировали свои СМОС по международным стандартам ИСО серии 14000, явно недостаточно. Если в течение 2001 г. В Японии, Германии, Испании сертифицировано по международным стандартам примерно от 1500 до 2500 кампаний, в Италии, США, Китае 500 – 700, то в России – 9, Украина и Казахстан по 1.

В соответствии с международными и российскими стандартами серии ISO 1400 СУКОС определяют как часть общей системы управления в рамках реализации экологической политики. Организация, намерившаяся внедрить эффективную СУКОС (СМОК), ставит перед собой цель помочь в защите здоровья людей и охране окружающей среды от возможных воздействий деятельности организации, ее продукции или услуг и способствовать сохранению и улучшению качества окружающей среды. См. Тягунов Г.В., Ярошенко Ю.Г. экология, 2005 с. 236.

Стандарты ИСО серии 14000

Разработка стандартов ИСО серии 14000 осуществлялась Техническим комитетом ИСО «Экологический менеджмент» (ИСО /ТК-207), созданным в 1993 году. В соответствии с направлениями деятельности внутри подкомитетов (ПК) были созданы рабочие группы (РГ), состоящие из специалистов из наиболее продвинутых в отношении охраны окружающей среды стран.

Приоритетными направлениями в деятельности ИСО/ТК-207 в области экологического менеджмента являются:

1) разработка рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования СМОС (системы менеджмента окружающей среды) для предприятий независимо от области их деятельности и размеров;

2) создание стандартов по маркировке продукции, не наносящей вред ОС;

3) разработка стандартов по оценке воздействия на ОС на всех стадиях жизненного цикла;

4) разработка требований к СМОС;

5) разработка стандартов по оценке экологичности производственных систем;

6) разработка стандартов по экоаудиту;

7) разработка рекомендаций по учету требований по охране ОС в стандартах на продукцию;

8) разработка стандарта с терминами и их определениями в области экологического менеджмента.

Большая часть из этих задач реализована или находится на различных стадиях выполнения.

Для вступления стандарта в силу необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 75 % стран — членов ИСО. После принятия стандарта его аутентичный текст принимается национальным органом стандартизации. В Европейском Сообществе стандарты издаются на трех официальных языках (английский, французский, немецкий) – EN ISO 14001: 1996, затем национальные стандарты. В Российской Федерации этот стандарт был приняв и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 года № 378 и получил обозначение ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». В 1998 и 1999 году в России был разработан и введен в действие ряд стандартов ИСО серии 14000:

— ГОСТ Р ИСО 14004-98 Система управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

— ГОСТ Р ИСО 14010-98* Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.

— ГОСТ Р ИСО 14011-98*Руководящие указания но экологическому аудиту. Процедуры аудита систем управления окружающей средой.

— ГОСТ Р ИСО 14012-98*Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

*В настоящее время данные стандарты пересмотрены, вместо них введен стандарт ИСО 19011: 2002 "Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды."

— ГОСТ Р ИСО 14040-99 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура.

— ГОСТ Р ИСО 14050-99 Управление окружающей средой. Словарь.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 14050-99 содержатся понятия и их определения, используемые в стандартах ИСО серии 14000 и связанные с менеджментом ОС. В нем указана область применения и даны 26 определений, среди них определение целевого и планового экологических показателей, экологической эффективности, экологической политики, экологического аспекта и др.

Впоследствии в качестве национальных стандартов были приняты: ГОСТ Р ИСО 14031-2001; ГОСТ Р ИСО 14020-99; ГОСТ Р ИСО 14021-99; ГОСТ Р ИСО 14024-2000; ГОСТ Р ИСО 14041-2000; ГОСТ Р ИСО 14042-2001; ГОСТ Р ИСО 14043-2001,

Обострение проблемы охраны ОС и возможности воздействий на нее, связанных с изготовляемой и потребляемой продукцией (услугами), актуализирует разработку методов, направленных на снижение этих воздействий. Одним из них является оценка жизненного цикла (ОЖЦ). В принятом 22.02.1999 г. стандарте ГОСТ Р ИСО 14040-99 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура» приведены принципы и структура ОЖЦ, обеспечивающие проведение исследований и предоставление отчетности по ОЖЦ, а также некоторые минимальные требования к методу, который включает в себя следующие этапы:                                                                       

1) проведение инвентаризаций соответствующих входных и выходных потоков;

2) оценка потенциальных воздействий на ОС, связанных с этими потоками;

3) интерпретация результатов анализа и оценки.

На основе этого метода оцениваются экологические аспекты, начиная от приобретения сырья для производства до утилизации продукта или окончания эксплуатации.

3. Порядок внедрения СМОС и его сертификация. Аудит СМОС

Руководство организации, решившее разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии СМОС, должно предварительно

1 определить экологическую политику организации,

2 обеспечить, чтобы эта политика соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на ОС,

3 чтобы эта политика включала обязательства по постоянному улучшению,

4 не противоречила природоохранному законодательству и регламентам,

5 устанавливала целевые и плановые экологические показатели,

6 документально оформлялась,

7 была разъяснена персоналу и доступна для общественности.

Для того чтобы организация могла гарантировать, что все экологические аспекты, связанные с возможными значительными воздействиями на ОС, определены и находятся под контролем, необходимо установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры экологической сертификации.

При оценке значимости указанных воздействий следует выделять экологические аспекты (вероятность, характер, масштаб, интенсивность, продолжительность воздействий) и хозяйственные (затраты на измерение уровня, возможность нормативно-правового регулирования, трудности измерения характеристики воздействий и др.).

В практической деятельности при разработке указанных показателей может быть использован план природоохранных мероприятий на перспективный период как составная часть экологического паспорта природопользователя (в соответствии с формой ГОСТ Р 17.0.0.06-2000).

Таким образом, через экологические цели экологическая политика организации трансформируется в экологические программы с определением и последующим распределением ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого подразделения и уровня в рамках организации

При проведении аудита СМОС (системы менеджмента окружающей среды) следует определить: соответствует ли СМОС запланированным мероприятиям, в том числе требованиям стандарта? должным ли образом СМОС реализуется и поддерживается в рабочем состоянии? Для проведения аудита (внутреннего) из числа сотрудников создается группа аудиторов, которые проходят соответствующее обучение и, согласно ежегодно составляемому графику аудитов, проверяют поэлементное функционирование СМОС в подразделениях. О результатах аудита информация предоставляется руководству организации.

Высшее руководство для определения возможной потребности в изменениях направления, целевых показателей и других элементов СМОС в связи с изменившимися обстоятельствами, результатами аудита и обязательствами по постоянному улучшению должно анализировать СМОС (систему менеджмента окружающей среды) через установленные им промежутки времени. Анализ проводится для обеспечения постоянной пригодности СМОС, ее адекватности и эффективности и его результаты необходимо надлежащим образом документально оформлять.

Процесс сертификации СМОС на соответствие ISO 14001 представляет многоэтапный процесс:

На первом этапе, который можно рассматривать как подготовку к аудиту, оценивается целесообразность проведения сертификации. Он может включать предварительный визит на предприятие, предварительный аудит, составление каталога вопросов. Наиболее предпочтителен предварительный аудит, т.к. в результате его проведения выявляются слабые места в СМОС и документации системы. Предварительный аудит может быть проведен только один раз.

На втором этапе оценивается официально предоставленная документация СМОС. Документация передается главному аудитору за четыре недели до аудита в актуализированном состоянии.

Сертификационный аудит проводится после устранения всех отклонений, выявленных при проверке документации СМОС.

При положительном результате проверки органом по сертификации руководителям организации выдается сертификат сроком на три года с условием ежегодного проведения наблюдательных аудитов. Если же имеет место одно или несколько критических замечаний, или отсутствует документированное положение и выполнение прямого требования нормы, аудит прерывается (или по согласованию с руководством предприятия переводится в статус предварительного, если такового ещё не было). В этом случае требуется проведение дополнительного аудита.



PAGE   \* MERGEFORMAT 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9151. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся 65.5 KB
  Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся Суть ученического самоуправления. Формы школьного самоуправления. Условия, способствующие развитию самоуправления. Детское движение и детские объед...
9152. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности 96.5 KB
  Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности Формирование научного мировоззрения учащихся. Формирование нравственной культуры школьников. Развитие эстетической культуры детей в педагогическом...
9153. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся 82 KB
  Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся. Понятия экология, экологическое образование и экологическое воспитание. 2. Задачи и содержание экологического воспитания школьников. Валеология как наука о здор...
9154. История развития научной психологии 25.75 KB
  История развития научной психологии Структура конспекта: Этапы становления и развития психологии как самостоятельной науки Основные направления зарубежной психологии XX века Основные направления отечественной психологии XX века...
9155. Предмет и методы психологии 22.57 KB
  Предмет и методы психологии Предмет психологии - закономерные связи субъекта с физическим и социальным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживан...
9156. Психика и организм 18.13 KB
  Психика и организм Нервная система- совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции: обеспечение контактов с внешним мироминтеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция...
9157. Психика, поведение и деятельность 28.67 KB
  Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в филогенезе Первый вопрос, который возникает при исследовании развития психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии, который отделяет психическую жизнь от допсихической. Су...
9158. Развитие психики человека. Историческое развитие психики и сознания (филогенез) 25.05 KB
  Развитие психики человека Историческое развитие психики и сознания (филогенез) Этапы Характеристика Примеры Сенсорный (ощущения) Простые безусловные рефлексы - совершенствование двигательного аппарата - постепенно развивается способность дифференци...
9159. Методы педагогических исследований. Исследование в области педагогики 62.5 KB
  Методы педагогических исследований Исследование в области педагогики - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. М...