18852

Особенности скульптуры и живописи Древнего Египта

Доклад

Культурология и искусствоведение

Особенности скульптуры и живописи Древнего Египта. Древний Египет: СевероВосточная часть Африки в долине Нила. 43 тыс. до н.э. История Древнего Египта: Раннее царство: 3е тыс. до н.э. 3028 вв.до н.э. 12 дин. Объединение Египта в единое государство со столице...

Русский

2013-07-10

36.62 KB

50 чел.

Особенности скульптуры и живописи Древнего Египта.

Древний Египет: Северо-Восточная часть Африки, в долине Нила. 4-3 тыс. до н.э.

История Древнего Египта:

  1.  Раннее царство: 3е тыс. до н.э. (30-28 вв.до н.э.) 1-2 дин.

Объединение  Египта  в  единое  государство  со  столицей  в  Мемфисе. Становление  государственной  системы. Заложен  фундамент  всей  изобразительной  системы, формирование  искусства. Особое  внимание  уделялось  сооружению  мастаб. Скульптурные  изображения  в  виде  рельефов  на  каменных  палетках. Характерно  нанесение  изображения  по  ярусам. Плита  фараона  Нармера. Стела  Фараона  Джета  из  Абидоса. Статуэтки  из  слоновой  кости  из  Абидоса.

  1.  Древнее царство: 3е тыс. до н.э. (28-23 вв. до н.э.) 3-6 дин.

Первый  период  могущества. Столица – Мемфис. Активное  строительство  пирамид. Пирамида  Джосера. Пирамида  Снофру  в  Медуме. Пирамида  в  Дашуре. Пирамида  Хеопса  в  Гизе. Пирамида  Микерина. Сфинкс  Хефрена.

1 переходный период. Падние царства.

  1.  Среднее царство: 3-2тыс. до н.э. (21-18 вв. до н. э.) 11-12 дин.

Второй  период  могущества  Египта. Столица – Фивы. Культ  бога  Амона. Возникают  свои  традиции. Стремление  подражать  памятникам  Древнего  Царства. Пирамиды  размерами  меньше, из  кирпича-сырца, облицованы  известняковыми  плитами, соеденены  друг  с  другом  деревянными  креплениями. Большее  применение  колонн. Возникают  скальные  и  полускальные  храмы, которые  были  разрушены  и  не  сохранились. Гробница  Ментухотепа  в  Деир-эль-Бахри.

2 переходный период. Падние царства.

  1.  Новое царство: 2е тыс. до н.э. (16-11вв. до н. э.) 18-20 дин.

Третий  период  могущества. Столица – Фивы. Архитектура  Карнака (Большой  храм  Амона, Зал  Тутмоса III, Храм  Осириса, аллея  сфинксов), Луксора (святилище  бога Амона), искусство  периода  Амарны. Скальные, солнечные  храмы. Отличительная  черта  архитектуры – пилон, перед  которым  ставился  обелиск (символ  Солнца).

  1.  Поздний период: 1е тыс. до н.э. (11-4 вв. до н. э.) 21-32 дин.

Период  постепенного  упадка  Египта, завоевание  его  Грецией, Римом, Византией. Прекращение  Египта  как  государства. Выделяется  26 династия – саизская. Египет  пытается  возродить  былое  могущество, подражание  Древнему  Царству. Столица – Саиз. В  искусстве  многообразие  направлений: традиционное  искусство, влияние  иностранных  культур, традиции  местных  областей. Создание  монументальных  произведений. Скульптура  отличается  мягкостью  и  текучестью  линий. Статуи  у  входа  в  Абу-Синбели, Двор  в  Карнаке, Храм  Гора  в  Эдфу. Фаюмский  портрет (Юноша  в  золотом  венке).

Особенности  искусства Древнего Египта

  1.  По своей идейной сущности искусство Древнего Египта было глубоко религиозным и имело скорее культовое, нежели эстетическое значение. Поэтому, помещавшееся в гробницах, имело скрытый  религиозный принцип. В силу своей мифологичности искусство было связано с образами богов и обожествленных личностей – фараонов. Именно образы богов определяют специфику искусства. По религиозному мировоззрению, мир богов первичен, материя вторична. Искусство Древнего Египта отражало не окружающую действительность, а сверхреальный мир. Задачей искусства было передать  и правдиво отразить жизнь и бытие богов и загробную жизнь.
  2.  По своей форме искусство было каноническим, а по содержанию – мифологическим.
  3.  Искусство было предельно реалистично и во всей полноте отражало картины реальной жизни.
  4.  Искусство было подвержено интенсивному развитию, не смотря на свою каноничность.
  5.  Ведущая роль искусства Древнего Египта принадлежала архитектуре, а живопись, пластика и скульптура служили ей дополнением, украшением интерьера. Эта взаимосвязь красочно иллюстрирует синтез искусств.
  6.  Синтез культур. Две последние особенности Древнего Египта в европейском искусстве сохранились до эпохи Раннего Возрождения. В XV в. Итальянский скульптор создал статую вне гробниц – это было отделением других видов искусства от архитектуры.
  7.  Таинственность – важная особенность искусства, так как искусство Древнего Египта, как и вся культура в целом, представляет собой неразгаданную тайну. Причина кроется в том, что время не донесло до нас эту культуру в полном объеме. Памятники дошли до нас в разрушенном виде, поэтому о многом приходится только догадываться. Кроме того, идеологией и сознанием было жреческое учение, которое они тщательно оберегали от простых людей, зашифровывая в знаках и символах.

Древнеегипетская письменность возникла из примитивных узоров и рисунков. Первым ее открыл Шантаньон. Все научные открытия существуют только как гипотезы или точки зрения.Все виды искусства в Др.Египте изначально были связаны с заупокойным культом.

Египетское представление о загробном мире предполагало существование не только нетленной души, но и тела.

Отсюда мумификация и появление статуй (двойников умерших).

Человек наделён несколькими сущностями:

  1.  Ка – веществ. двойник умершего облад. плотью.
  2.  Ба – душа (изобр. ввиде  птички с чел-ой головой).
  3.  Ах – тень человека.
  4.  Рен – имя (магическое, сакральное значение).

Те портретные статуи, которые  ставились в гробницы были вместилищем Ка.

Поскольку Ка двойник чел-ка, то воплощение его статуи должны были как можно более точно воспроизводить черты умершего. Но так как в этих статуях должна была изображаться идеальная сущность этого чел-ка, то в Египетской пластике присутствовала и портретность и идеализация.

Скульптура Др. Царства.

  1.  Статуя Фараона Хефрена. 26 в. до н.э. (6 дин)

Из его долинного храма при пирамиде в Гизе.

Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Данная скульптура отражает  могучую силу фараона, бесстрастное спокойствие и здоровье.

Эта статуя не раскрашена. Твёрдый камень. Изображ. в сидящей позе, руки на коленях. Симметрия относительно центральной вертикальной оси. Застылость, неподвижность, угловатость.

Из одежды: набедренная повязка и клафт; накладная борода.

В середине лба прикреплен урей — изображение священной кобры. Сзади голову фараона защищает своими крыльями бог Гор, изображенный в виде сокола. Присутствие Гора символизирует божественный сан фараона.

  1.  Статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет. 27 в. до н.э.

Найдены в гробнице.

Мужское тело загорелое (красн.-коричнев.)

Женское – более светлое (розово-жёлт.)

Волосы раскрашены в чёрный, одежды белые (льняные), глаза инкрустированы горным хрусталём. Принцесса носит повязку на голове, ожерелье и парик. На принце - простое ожерелье с амулетом. За фигурами видны иероглифы. Помимо жизненности лиц, статуи отличаются особенным благородством пластики: в фигурах мужчины и женщины ясно ощущается целостный каменный блок, из которого они изваяны. Приложив руки к сердцу, устремив взоры прямо перед собой, чистые душой и помыслами, супруги предстают перед лицом вечности.

  1.  Скульптура карлика с женой и детьми. (5-6-я дин.) Гиза.

Известняк. Высота 33 см.

Патологически деформированные карликовые египтяне были преобладающим образом домашними слугами и были способны подняться до высокого чина. Сенеб был "другом царя" и "надзирателем дворца". Он также служил в качестве священника в погребальных храмах. Лицо энергичное, волевое, незаурядное. Тело обвисшее.

  1.  Триада Микерина.

Изображение в обществе 2-х богинь. Фараон в короне верхнего Ег. Строгая симметрия. Связь с блоком камня. Угловатость, сочетание прортретности и идеализации. Одна нога выдвинута вперёд, как и у верховной богини.

Скульптура из дерева «Сановник Каапера» или «Сельский староста». (5 дин.) Саккара.

Древесина. Высота 110 см. Эта статуэтка известна под названием "Сельский староста" вовсе не потому, что она действительно изображает старосту. Это член царской фамилии Каапер. Он представлял собой священника и высокопоставленного государственного деятеля. Глаза из кварца вставлены в медные веки.

  1.  Статуя писца Каи. Сер. 3-го тыс. до н.э.

Писцы были чиновниками высокого ранга, что-то вроде министров.

При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших при раскопках: они приняли ее за живого человека, когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза. В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталем и блестящим черным деревом. Писец изображён сидящим на зенмле с подогнутыми под себя ногами. Внимательный взгляд, зоркий глаз.

Скульптура Ср. Царства.

  1.  Статуя Сенусерда III. 19в. до н.э. (12 дин.)

Размеры: 150 х 58 х 54 см. Гранит.

Предпочтение твёрдым породам камня.

Низкий лоб, выступающие скулы, выражение печали.

  1. Сфинкс Сенусерда III. 19в. до н.э. (12 дин.)

Стоящий сфинкс в Древнем Египте символизировал победителя, а лежащий - стражника, охраняющего святыни - храмы, гробницы. Таким образом фараон в виде лежащего сфинкса должен был способствовать прежде всего безопасности страны. И не удивительно, что в этой роли выступает Сенусерт III, прославившийся как великий воин и правитель.
Эта фигура была вырезана из цельного блока гнейса из карьеров Нубии. Величественная сила львиного тела контрастирует с нахмуренным лбом и твердо сжатым ртом фараона. Удивительно, с каким искусством передана индивидуальность Сенусерта. На его немолодом лице видны следы долгой и полной трудностей жизни.

  1.  Аменемхет III. 19в. до н.э. (7 дин.)

Гранит. Наблюдается стремление к упрощённым формам.

  1.  Хотеп. 20в. до н.э.

В эпоху Ср.Царства появляются кубообразные статуи. Так называемые потому, что изображают сидящую фигуру с ногами, подтянутыми к груди, и руками сложенными на коленях, которая полностью завёрнута в накидку, кроме выступающей головы (которая портретна). В общем виде скульптура выглядит как куб.

Живопись Ср. Царства.

В эпоху Ср.Царства большой интерес представляет живопись. В гробницах нет рельефов, т.к. местный известняк слишком мягок и крошится при обработке.

Сюжеты берутся из рельефов Др.Царства: изображение умершего перед жертвенным столом, охота, с/х работы и д.р.

  1.  Кормление белых антилоп. Около 1991 - 1786 до н.э.(12 дин.)

Бени-Хасан: фрагм. северной стены гробн. Хнумхотепа II. Живопись выполнена по обмазке минеральными красками, эскизная техника.

Надпись сообщает, что пастухи кормят антилоп. Сцена состоит как бы из трех слоев: лежащая антилопа, стоящая антилопа и стоящий пастух. Мотив движения последнего чрезвычайно сложен: одной рукой он прижимает животное к земле, другой - держит его за рога, сам он представлен в сложном пространственном повороте, так что создается впечатление перспективного сокращения плеч - очень редкий эффект в древнеегипетском искусстве.

  1.  Подсчёт (белых) журавлей. Около 1991 - 1786 до н.э.(12 дин.)

Бени-Хасан: фрагм. северной стены гробницы Хнумхотепа II. Материал, техника: Минеральные краски.

Пастух ведет стаю журавлей на подсчет, одну птицу он держит в руках. Удивительно ритмично организована журавлиная стая: шедевром композиционного решения можно считать уже аранжировку ног с повторяющимися вертикалями слева, чередующимися вертикалями и диагоналями в центральной части и динамичными диагоналями справа (то есть в начале движения).

Скульптура Нов. Царства.

Попытка вернуться к отстранённой бесстрастности образов Др.Ц. (портретность, идеализация.)

У статуй Нов.Ц. тело более округлое, пластичное и мягкое, в отличии от Др. Ц.

Скульптуры становятся более стройные, вытянутые.

  1.  Царица Хатшипсут. 15в. до н.э. (8 дин.)

Единственная женщина-фараон. Правила Египтом 22 года.

  1.  из гранита: окраска не сохранилась.
  2.  из известняка: окраска сохранилась (обвалившаяся, осталось одно лицо).

Бесстрастное спокойствие, красота и изящество.

  1.  Тутмос III. 15 в. до н.э.

Знаменитый полководец и суровый воин.

Статуя очень изящна.

  1.  Жрец Аменхотеп и его супруга. 15в. до н.э. (8 дин.)

Время правления Хатшепсут.

Выс. 44 см, 33 см

Статуэтки фиванского жреца Аменхотепа и его жены – певицы бога Амона (жрицы) Раннаи – выдающийся образец египетской мелкой пластики времени Нов. Царства. Обе статуэтки вырезаны из черного (эбенового) дерева. Сверху фигурки по левкасу были покрыты изначально тонким слоем истертого в порошок серебра; украшения на шее и руках сделаны из тонкого золота, глаза инкрустированы стекловидной пастой. По обычаю жрецов голова Аменхотепа обрита, на жрице – пышный парик. Особенно хороша статуэтка Раннаи: тонкий силуэт ее необычайно изыскан, стройное тело молодо и женственно. Статуэтки, безусловно, исполнены выдающимся египетским мастером, который, сохраняя традиции и оставаясь в рамках канона, сумел создать совершенное художественное произведение.

Жрец в накрахмаленном переднике. Лица обоих идеализированы.

Живопись Нов. Царства.

Увлечение растительными мотивами (лотосы, папирусы, виноградня лоза). Новое направление - военная тематика.

  1.  Гробница Нахта, г.Фивы. (Интнрьер). 15в. до н.э. (8 дин.)

Яркие росписи.

Нахт - астроном при храме и писца при Тутмосе IV: эта миниатюрная гробница является, одним из самых красивых захоронений во всей долине Нила. Картины очень живо и подробно изображают весь земледельческий цикл от посева до жатвы. Розовое пятно ложной двери вполне можно принять за вход в настоящий культовый зал из розового гранита. Сцены пиршества на ближайшей стене: обворожительно прелестные музыкантши или грациозные дамы, на чьи тонкие складчатые одеяния падает золотой отсвет от мерцающих конусов из ароматных смол на их головах. В правом крыле Нахт со своей женой у жертвенного стола и во время охоты в зарослях тростника. Особенно хороша сцена сбора винограда.

  1.  Ложная дверь.

Не сохран. изображ. умершнго перед жертвенным столом. В три регистра расположены дароносцы.

  1.  Сцена охоты (растит. мотивы: птицы, рыбы, растения).
  2.  Изображ Ритуальных пиров (доминирующая тематика).
  3.  Гробн. вельможи Рехмира.

Ремхир - визирь при дворе Тутмоса III. Росписи иллюстрируют эпизоды его службы в должности визиря. Интересны изображения азиатов, нубийцев, понтийцев и критян, приносящих ему дань, в том числе слоновьи бивни, страусиные яйца и перья, драгоценные сосуды, благовония и экзотических животных, таких как жирафы, гепарды, павианы, слоны и даже один бурый медведь. У входа изображена скульптурная мастерская фараона, а напротив охота в пустыне. Также росписи представляют праздничный банкет с гостями, служанками и музыкантами,  ремесленные мастерские, в которых изготовляются кирпичи, каменные сосуды, украшения, мебель и статуи.

  1.  Изображения ритуального пира.

Чистые минеральные краски.

Два регистра. В нижнем – музыкантши. Слева 2 изображ. в фас – отхождение о правил.

Эпоха Амарны.

4. Скульптура Древнего Царства. Проблема портрета, канон, изображение и надпись, виды скульптуры, материалы. Основные памятники: плита Нармера, рельефы из гробниц, статуи фараона Хефрена, фараона Микерина с богинями, писца Каи, вельможи Каапера, парная скульптура Рахотеп и Нофрет.

5. Искусство Среднего Царства. Новый тип храма ― храм Ментухотепа в Дейр эль-Бахари; развитие типа скальной гробницы; эволюция портрета, рельефа, мелкой пластики, развитие монументальной живописи. Основные памятники: скульптурные портреты фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, живопись гробниц Бени Хасана, рельефы и мелкая пластика Среднего Царства из собрания ГМИИ им. Пушкина и Государственного Эрмитажа.

6. Искусство Нового Царства. Храм Хатшепсут ― продолжение традиции; возникновение и развитие нового типа храмового комплекса ― храмы Карнака и Луксора. Изменения в скульптуре, живописи, мелкой пластике; новые сюжеты, тенденция к утонченной эстетизации формы, разнообразие материалов. Основные памятники: Колоссы Мемнона, живопись из фиванской Долины Царей, рельефы и мелкая пластика Нового Царства из собрания ГМИИ им. Пушкина и Гос. Эрмитажа.

7. Амарнский период. Религиозная реформа Эхнатона. Город Ахетатон. Скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити, рельефы и живопись амарнского периода ― изменения канона.  Проблемы истолкования искусства периода Амарны.

8. Гробница фараона Тутанхамона. Уникальный сохранившийся памятник, дающий представление о погребальном ритуале, изобразительном и прикладном искусстве эпохи.

9. Искусство Нового Царства. Период Рамзесов. Продолжение строительства в Карнаке и Луксоре, храм Рамзеса III в Мединет Абу, скальный храм Рамзеса II в Абу Симбеле. Традиции и новые черты в архитектуре, скульптуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Поздний период: основные тенденции в искусстве ― обзор. Вклад искусства Древнего Египта в сокровищницу мировой культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84122. Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества 18.75 KB
  Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом который отделен от остального общества.
84123. Государственная власть как особая разновидность социальной власти и методы ее осуществления 21.25 KB
  В литературе поразному понимается соотношение категорий государственная власть и политическая власть . Согласно одной точке зрения государственная власть более узкая категория чем политическая власть ибо последняя осуществляется не только государством но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления партиями политическими движениями общественными организациями и т. Так в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной...
84124. Признаки государства, отличающие его от других политических организаций общества 18.91 KB
  Государство единственная организация власти в масштабе всей страны. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством становясь его гражданином или подданным и обретает с одной стороны обязанность подчиняться государственновластным велениям а с другой право на покровительство и защиту государства. Государство обладает суверенитетом как внешним т. Только государство включает такие структуры как суд прокуратура органы внутренних дел и т.
84125. Сущность и социальное назначение государства. Классовое и общесоциальное в государстве 22.97 KB
  Классовое и общесоциальное в государстве Сущность государства смысл главное в нём что определяет его содержание назначение и функционирование. Вопрос о сущности государства это вопрос о том кому принадлежит государственная власть кто её осуществляет и в чьих интересах. Теории государства и права известно множество теорий по вопросу о принадлежности государственной власти определённой массе: Так сторонники теории элит получившей распространение в XX в.
84126. Понятие «тип государства» и его значение 17.98 KB
  В отечественной науке понятие тип государства длительное время понималось как исторический тип государства. При таком подходе смена одних типов государства другими рассматривалась как историческая закономерность в силу которой социалистическое государство возникает как последний и высший тип. Категория тип государства в советской науке использовалась для выявления классовой сущности государства: все государства подразделялись на эксплуататорские и антиэксплуататорские.
84127. Классификация государств, её основания и значение. Место и роль типологии государств в системе классификации государств 23.92 KB
  Ленина и других решающим фактором общественного развития который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами которые были собственностью свободных граждан. Феодальное государство это диктатура класса феодалов земельных...
84128. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие) 36.64 KB
  Эта характерная черта русской религиозной философии была задана философской СИСТЕМОЙ ВСЕЕДИНСТВА ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА. По Соловьеву всеединство это органическое единство всего мира которое осуществляется в двух видах: 1. Следовательно у всего мира есть нечто внешнее ему некое Всеединство общее для всех его частей которое своим действием образует из множества отдельных и не причастных друг к другу частей единый мир. Следовательно Всеединство образуя из множества частей единое давая всем частям мира истинное и полноценное совместное...
84129. Русская идея как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин) 36.2 KB
  Помимо святости как государствастолпа истинного христианства исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера особенностями русской души. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера как: слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины. Восточный византийский склад характера устремляет...
84130. Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский, В.И. Вернадский). Его основные положения 39.58 KB
  Его основные положения В русской философии XIX века сформировался так называемый русский космизм направление мысли пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом. Истоки русского космизма как и сама его логика находились в представлениях о зависимости жизни человека от характера физических параметров ближнего космоса и вообще всей Вселенной: 1. Кроме того исходя из подобного предположения мы можем предположить и следующее глобальные процессы во Вселенной определяют и биологическую жизнь человека...