18854

Древний Рим. Скульптурный портрет (характерные черты, основные принципы и этапы развития)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Древний Рим. Скульптурный портрет характерные черты основные принципы и этапы развития. Очень рано появляется портрет. Развит жанр исторического рельефа. 753г. до н.э. 8в. Основание Рима. История Древнего Рима: 1 период 41 вв. до н.э. Эпоха Римской Республи

Русский

2013-07-10

27.06 KB

31 чел.

Древний Рим. Скульптурный портрет (характерные черты, основные принципы и этапы развития).

Очень рано появляется портрет. Развит жанр исторического рельефа.

753г. до н.э. (8в.) – Основание Рима.

История Древнего Рима:

  1.  1 период (4-1 вв. до н.э.)

Эпоха Римской Республики.

Становление римского искусства.

  1.  2 период (1-2 вв. н.э.)

Эпоха Римской Империи.

Расцвет римского искусства.

  1.  3 период (3-4 вв. н.э.)

Эпоха поздней Римской Империи.

Закат римского искусства.

В позднеримском скульптурном портрете пластические объёмы и внешние черты трактуются всё более условно и схематично, а в конце III — IV вв. застылость черт лица контрастирует с подчёркнутой духовностью, патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре порой свидетельствуют об усилении влияния искусства восточных провинций.

Скульптура.

Основные жанры – скульптурный портрет, исторический рельеф.

Зарождение портрета в римском искусстве было связано с погребальным культом. В Риме очень важен культ главы семьи. И важно     увековечить главу семьи. Задача римского мастера - увековечение данного конкретного лица, часто ничем не примечательного, причем от художника требовалось прежде всего бесспорное индивидуальное сходство.

1 период. (4-1вв. до н.э.)

Эпоха Римской Республики.

Надгробия, портретные бюсты (небольшие, нет рук.)

  1.  Надгробие Люция Вибия и его семьи. 1в. до н.э.

Камень.

Скульптуры в глубокой нише.

Преметивные складки, однообразные позы, чувства стёрты, все приметы возраста, портретность, доскональная передача внешности.

  1.  Римлянин с бюстами своих предков. 1в. до н.э.

Мрамор.

Одна из немногих скульптур в полный рост.

Не контрапостная поза.

2 период. (1я пол. 1в. н.э.)

Эпоха Императора Августа и его наследника.

На смену предельному натурализму, приходит идеализация. Социальная направленность искусства периода империи выражалась в первую очередь в прославлении императора как носителя идеи величия Римского государства. Для искусства времени Августа (27 г. до н. э. —14 г. н. э.) характерны поиски нового стиля, новых средств художественной выразительности, необходимых для воплощения общественных идей, выдвинутых эпохой империи. В это время римские художники особенно настоятельно обращаются к греческому искусству (1я волна классицизма), причем своими образцами они выбирают произведения классической эпохи — 5—4 вв. до н. э. Это накладывает особый отпечаток на памятники скульптуры августовского времени, соединяющие черты торжественности со строгой сдержанностью форм.

  1.  Статуя Имп. Августа в виде бога Юпитера.

h – 185см.

Ориентация на греч. Образец эпохи классики.

Лицо и портретно и идеализированно. Тело идеализированно. В руках скипетр и богиня Ника.

(Образцом послужила статуя Зевса.)

  1.  Статуя Имп. Августа в виде полководца.

Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображ. амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).

Имп. стоит в положении контрапоста. Лицо идеализировано и портретно, тело – идеализировано.

  1.  Лицо Августа во время жертвоприношения.

Складки одежды графичны, брови (одной линией) – графичны. Глаза слепые (зрачок наносился краской).

  1.  Портрет Императрицы Ливии. (жена Октавиана Августа)

3 период. (2я пол. 1в. н.э.)

Эпоха Флавиев.

Баланс между предельным натурализмом и идеализацией.

Портрет направлен на выявление хар-х черт.

  1.  Веспасиан. 69-79гг. н.э.

(похож на Лужкова)

Он был человеком очень скромного происхождения

Один из лучших императоров.

Талант экономиста, добродушен, насмешлив.

  1.  Римлянка (80-90гг.)

Мрамор.

Лёгкий поворот и наклон головы. С помощью бурава высверлены завитки причёски. Гладкая полировка придает скульптуре молодость, нежность и теплоту чел-ой кожи.

Отказ от графичности.

4 период. (1я пол. 2в. н.э.)

Время правления Трояна и Адриана.

В скульптурном портрете времён Трояна прослеживается ориентация на портреты эпохи римской республики, проявляется это в суровой простоте. Но идеализация и графичность от эпохи Августа.

  1.  Бюст Трояна. Ок. 108г. н.э.

Мрамор.

Суровый полководец, вёл успешные завоевательные войны. Возврат к простым причёсками  одеяниям.

  1.  Адриан в дубовом венке.

Первый римский император, который предпочитал греческое искусство (2я волна классицизма). Появляется много копий греческих статуй.

Развивается наука, искусство и т.д.

Адриан – 1й из римлян, отпустивший бороду (как греки).

  1.  Антиной.

Мрамор.

Фаворит Адриана в образе Диониса (венок из виноградной лозы). Идеализация. Выражение чувств.

Около середины 2го в. начинают пластически изображать зрачёк.

5 период. (2я пол. 2в. н.э.)

Эпоха поздних Антонинов.

Смутные, тревожные времена.

Стремление показать не только внешний облик чел-ка, но и его сложный внутренний мир.

Эти портреты наиболее эмоциональны. Апогей иллюзионизма.

Эмоциональность, причёска (длин. волосы и бороды) – основные черты портрета этого времени.

Особую одухотворённость придаёт портрету взгляд (зрачок сделан буравом).

  1.  Портрет Марка Аврелия.

римский император (161—180) из династии Антонинов.

  1.  Септимий Север.

римский император (193 — 211).

Мрамор.

Особое выражение – томный, меланхоличный.

  1.  Люций Вер.

римский император с 161 по 169 из династии Антонинов, соправитель Марка Аврелия, своего брата по усыновлению (оба были усыновлены императором Антонином Пием).

Мрамор.

  1.  Портрет Сириянки.
  2.  Бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия.
  3.  Солдатский император Филипп Аравитянин.
  4.  Константин.
  5.  Портрет имп. Аркадия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85396. Региональный и импактный мониторинг 35.5 KB
  Установить контрольный уровень загрязняющих веществ создать систему раннего предупреждения экологической катастрофы установить фоновые уровни для основных экосистем завершить изучение биогеохимических циклов цель глобального мониторинга. Задачами экологического мониторинга на региональном уровне являются: контроль за фоновыми загрязнениями; наблюдение оценка прогноз трансграничных переносов вредный веществ; формирование распределённой базы данных об экологической обстановке в регионе. Обычно приходится иметь дело с целым рядом...
85397. Приоритетность загрязняющих веществ 86.5 KB
  Глобальная система мониторинга окружающей среды ГСМОС была создана совместными усилиями мирового сообщества основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу. Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия. Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях которым соответствуют специально разработанные программы: импактном изучение сильных воздействий в локальном...
85398. Контактные и дистанционные методы наблюдений 40.5 KB
  Контактные и дистанционные методы наблюдений Существуют два способа контактных измерений. Методы мониторинга за состоянием атмосферы. Контактные физикохимические методы контроля. Методы аналитической химии.
85399. Космическое зондирование 301 KB
  Орбиты разной высоты обеспечивают необходимые условия съемки для различных целевых задач: низкие околоземные орбиты предназначены для детальной съемки; орбиты средней высоты для менее детальной но более оперативной и территориально более захватной съемки; удаленные орбиты для постоянного наблюдения за определенным районом. с момента проведения съемки создавать цифровые карты на большие участки территории...
85400. Методы дешифрирования и цифровой обработки изображений, полученных в результате ДЗ 430 KB
  Поэтому дешифровщики космических снимков конечно же обязательно зная механизм изучаемых явлений например биологический местоположение и природнохозяйственные условия опорных наземных объектов очень часто пользуются методом аналогий при котором основную роль играют такие характеристики снимков как цвет яркость геометрия размер текстура. А на земле на опорных объектах работниками специальных служб агрометеорологами гидрологами гидрогеологомелиораторами лесомелиораторами измеряются наземные параметры характеризующие...
85401. Применение ГИС технологий в экологическом мониторинге 154 KB
  Применение ГИС технологий в экологическом мониторинге Геоинформационные системы ГИС автоматизированные информационные cистемы предназначенные для обработки пространственновременных данных основой интеграции которых служит географическая информация. В ГИС проявляется множество новых технологий пространственного анализа данных. В силу этого ГИС служит мощным средством преобразования и синтеза разнообразных данных для задач управления. Как системы использующие базы данных ГИС характеризуются широким набором данных собираемых с помощью...
85402. Принцип комплексной организации осуществления экологического мониторинга 50.5 KB
  Принцип комплексной организации осуществления экологического мониторинга. В силу того что экологическим мониторингом предусматривается наблюдение оценка и прогноз антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы и ответной реакции биологических систем на эти изменения в его организацию и осуществление закладывается принцип комплексного сочетания различных видов мониторинга окружающей среды. В 1978 году была обсуждена всемирная климатическая программа основной задачей которой было обеспечение климатического мониторинга и...
85403. Будова і принципи дії основних вузлів, агрегатів, механізмів і систем автомобілів з карбюраторними двигунами й дизелями 1.11 MB
  До кривошипношатунного механізму багатоциліндрових двигунів належать такі деталі: картер блок циліндрів з головкою й ущільнювальними прокладками; поршнева група поршні поршневі кільця поршневі пальці; шатуни; колінчастий вал; маховик; піддон картера. Блок циліндрів відливають із чавуну або алюмінієвих сплавів.
85404. Зобов’язально-правові способи забезпечення виконання зобов’язань 460 KB
  Актуальність теми дослідження полягає в тому що, ефективний розвиток економіки будь-якої країни певною мірою залежить від належного виконання договірних зобов’язань суб’єктами господарчої діяльності.