18854

Древний Рим. Скульптурный портрет (характерные черты, основные принципы и этапы развития)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Древний Рим. Скульптурный портрет характерные черты основные принципы и этапы развития. Очень рано появляется портрет. Развит жанр исторического рельефа. 753г. до н.э. 8в. Основание Рима. История Древнего Рима: 1 период 41 вв. до н.э. Эпоха Римской Республи

Русский

2013-07-10

27.06 KB

30 чел.

Древний Рим. Скульптурный портрет (характерные черты, основные принципы и этапы развития).

Очень рано появляется портрет. Развит жанр исторического рельефа.

753г. до н.э. (8в.) – Основание Рима.

История Древнего Рима:

  1.  1 период (4-1 вв. до н.э.)

Эпоха Римской Республики.

Становление римского искусства.

  1.  2 период (1-2 вв. н.э.)

Эпоха Римской Империи.

Расцвет римского искусства.

  1.  3 период (3-4 вв. н.э.)

Эпоха поздней Римской Империи.

Закат римского искусства.

В позднеримском скульптурном портрете пластические объёмы и внешние черты трактуются всё более условно и схематично, а в конце III — IV вв. застылость черт лица контрастирует с подчёркнутой духовностью, патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре порой свидетельствуют об усилении влияния искусства восточных провинций.

Скульптура.

Основные жанры – скульптурный портрет, исторический рельеф.

Зарождение портрета в римском искусстве было связано с погребальным культом. В Риме очень важен культ главы семьи. И важно     увековечить главу семьи. Задача римского мастера - увековечение данного конкретного лица, часто ничем не примечательного, причем от художника требовалось прежде всего бесспорное индивидуальное сходство.

1 период. (4-1вв. до н.э.)

Эпоха Римской Республики.

Надгробия, портретные бюсты (небольшие, нет рук.)

  1.  Надгробие Люция Вибия и его семьи. 1в. до н.э.

Камень.

Скульптуры в глубокой нише.

Преметивные складки, однообразные позы, чувства стёрты, все приметы возраста, портретность, доскональная передача внешности.

  1.  Римлянин с бюстами своих предков. 1в. до н.э.

Мрамор.

Одна из немногих скульптур в полный рост.

Не контрапостная поза.

2 период. (1я пол. 1в. н.э.)

Эпоха Императора Августа и его наследника.

На смену предельному натурализму, приходит идеализация. Социальная направленность искусства периода империи выражалась в первую очередь в прославлении императора как носителя идеи величия Римского государства. Для искусства времени Августа (27 г. до н. э. —14 г. н. э.) характерны поиски нового стиля, новых средств художественной выразительности, необходимых для воплощения общественных идей, выдвинутых эпохой империи. В это время римские художники особенно настоятельно обращаются к греческому искусству (1я волна классицизма), причем своими образцами они выбирают произведения классической эпохи — 5—4 вв. до н. э. Это накладывает особый отпечаток на памятники скульптуры августовского времени, соединяющие черты торжественности со строгой сдержанностью форм.

  1.  Статуя Имп. Августа в виде бога Юпитера.

h – 185см.

Ориентация на греч. Образец эпохи классики.

Лицо и портретно и идеализированно. Тело идеализированно. В руках скипетр и богиня Ника.

(Образцом послужила статуя Зевса.)

  1.  Статуя Имп. Августа в виде полководца.

Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображ. амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).

Имп. стоит в положении контрапоста. Лицо идеализировано и портретно, тело – идеализировано.

  1.  Лицо Августа во время жертвоприношения.

Складки одежды графичны, брови (одной линией) – графичны. Глаза слепые (зрачок наносился краской).

  1.  Портрет Императрицы Ливии. (жена Октавиана Августа)

3 период. (2я пол. 1в. н.э.)

Эпоха Флавиев.

Баланс между предельным натурализмом и идеализацией.

Портрет направлен на выявление хар-х черт.

  1.  Веспасиан. 69-79гг. н.э.

(похож на Лужкова)

Он был человеком очень скромного происхождения

Один из лучших императоров.

Талант экономиста, добродушен, насмешлив.

  1.  Римлянка (80-90гг.)

Мрамор.

Лёгкий поворот и наклон головы. С помощью бурава высверлены завитки причёски. Гладкая полировка придает скульптуре молодость, нежность и теплоту чел-ой кожи.

Отказ от графичности.

4 период. (1я пол. 2в. н.э.)

Время правления Трояна и Адриана.

В скульптурном портрете времён Трояна прослеживается ориентация на портреты эпохи римской республики, проявляется это в суровой простоте. Но идеализация и графичность от эпохи Августа.

  1.  Бюст Трояна. Ок. 108г. н.э.

Мрамор.

Суровый полководец, вёл успешные завоевательные войны. Возврат к простым причёсками  одеяниям.

  1.  Адриан в дубовом венке.

Первый римский император, который предпочитал греческое искусство (2я волна классицизма). Появляется много копий греческих статуй.

Развивается наука, искусство и т.д.

Адриан – 1й из римлян, отпустивший бороду (как греки).

  1.  Антиной.

Мрамор.

Фаворит Адриана в образе Диониса (венок из виноградной лозы). Идеализация. Выражение чувств.

Около середины 2го в. начинают пластически изображать зрачёк.

5 период. (2я пол. 2в. н.э.)

Эпоха поздних Антонинов.

Смутные, тревожные времена.

Стремление показать не только внешний облик чел-ка, но и его сложный внутренний мир.

Эти портреты наиболее эмоциональны. Апогей иллюзионизма.

Эмоциональность, причёска (длин. волосы и бороды) – основные черты портрета этого времени.

Особую одухотворённость придаёт портрету взгляд (зрачок сделан буравом).

  1.  Портрет Марка Аврелия.

римский император (161—180) из династии Антонинов.

  1.  Септимий Север.

римский император (193 — 211).

Мрамор.

Особое выражение – томный, меланхоличный.

  1.  Люций Вер.

римский император с 161 по 169 из династии Антонинов, соправитель Марка Аврелия, своего брата по усыновлению (оба были усыновлены императором Антонином Пием).

Мрамор.

  1.  Портрет Сириянки.
  2.  Бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия.
  3.  Солдатский император Филипп Аравитянин.
  4.  Константин.
  5.  Портрет имп. Аркадия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65879. АНТИСЕПТИКА 185.5 KB
  Нельзя не отметить условности этого разделения: дренирование ран принято относить к физической антисептике, но оно приводит к механическому удалению из раны субстрата размножения бактерий; при воздействии низкочастотного ультразвука - метода физической антисептики...
65880. Культура Галицько-Волинського князівства у контексті загальноєвропейського культурного розвитку (XІІ – ХІІІ ст.) 280 KB
  Розвиток книжної справи за часів Галицько-Волинської держави. Значення культурних звязків Галицько-Волинського князівства з іншими руськими землями та західними державами. Врешті-решт Київ і Київська земля стали об'єктом колективного суверенітету з боку найсильніших князів Русі...
65881. Маркетинговая среда и информация. Международные маркетинговые исследования 35.12 KB
  Маркетинговая среда состоит из сфер в которых фирма должна искать для себя новые возможности и следить за возникновением потенциальных угроз. Нерегулярный экспорт это пассивный уровень вовлечения когда фирма время от времени экспортирует свои излишки и продает...
65882. Вбудовані функції 49.5 KB
  Перед тим, як продовжити засвоєння механізмів роботи з класами, дамо невелике, але важливе пояснення. Воно не належить конкретно до об'єктно-орієнтованого програмування, але є дуже корисним засобом мови програмування C++, яке достатньо часто використовують у визначеннях класів.
65883. Загальні принципи побудови обчислювальних мереж: еволюція обчислювальних систем; структурна організація комп’ютерної мережі; основні апаратні та програмні компоненти мереж 139 KB
  Мета: Вивчити еволюцію обчислювальних систем: системи пакетної обробки багато термінальні системиперші глобальні та локальні мережі поява стандартних технологій побудови мереж сучасні тенденції; Структурну організацію компютерної мережі: масштаби середовища та режими передачі даних...
65885. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде» 43 KB
  Этот цикл посвящен времени правления Карла Великого образ Карла в этом цикле подвергается идеализации а кроме того в этом цикле речь также идет о его верных вассалах и коварных врагах. События которые рассказывают эти жесты относят ко времени после смерти Карла Великого.