18854

Древний Рим. Скульптурный портрет (характерные черты, основные принципы и этапы развития)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Древний Рим. Скульптурный портрет характерные черты основные принципы и этапы развития. Очень рано появляется портрет. Развит жанр исторического рельефа. 753г. до н.э. 8в. – Основание Рима. История Древнего Рима: 1 период 41 вв. до н.э. Эпоха Римской Республи

Русский

2013-07-10

27.06 KB

28 чел.

Древний Рим. Скульптурный портрет (характерные черты, основные принципы и этапы развития).

Очень рано появляется портрет. Развит жанр исторического рельефа.

753г. до н.э. (8в.) – Основание Рима.

История Древнего Рима:

  1.  1 период (4-1 вв. до н.э.)

Эпоха Римской Республики.

Становление римского искусства.

  1.  2 период (1-2 вв. н.э.)

Эпоха Римской Империи.

Расцвет римского искусства.

  1.  3 период (3-4 вв. н.э.)

Эпоха поздней Римской Империи.

Закат римского искусства.

В позднеримском скульптурном портрете пластические объёмы и внешние черты трактуются всё более условно и схематично, а в конце III — IV вв. застылость черт лица контрастирует с подчёркнутой духовностью, патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре порой свидетельствуют об усилении влияния искусства восточных провинций.

Скульптура.

Основные жанры – скульптурный портрет, исторический рельеф.

Зарождение портрета в римском искусстве было связано с погребальным культом. В Риме очень важен культ главы семьи. И важно     увековечить главу семьи. Задача римского мастера - увековечение данного конкретного лица, часто ничем не примечательного, причем от художника требовалось прежде всего бесспорное индивидуальное сходство.

1 период. (4-1вв. до н.э.)

Эпоха Римской Республики.

Надгробия, портретные бюсты (небольшие, нет рук.)

  1.  Надгробие Люция Вибия и его семьи. 1в. до н.э.

Камень.

Скульптуры в глубокой нише.

Преметивные складки, однообразные позы, чувства стёрты, все приметы возраста, портретность, доскональная передача внешности.

  1.  Римлянин с бюстами своих предков. 1в. до н.э.

Мрамор.

Одна из немногих скульптур в полный рост.

Не контрапостная поза.

2 период. (1я пол. 1в. н.э.)

Эпоха Императора Августа и его наследника.

На смену предельному натурализму, приходит идеализация. Социальная направленность искусства периода империи выражалась в первую очередь в прославлении императора как носителя идеи величия Римского государства. Для искусства времени Августа (27 г. до н. э. —14 г. н. э.) характерны поиски нового стиля, новых средств художественной выразительности, необходимых для воплощения общественных идей, выдвинутых эпохой империи. В это время римские художники особенно настоятельно обращаются к греческому искусству (1я волна классицизма), причем своими образцами они выбирают произведения классической эпохи — 5—4 вв. до н. э. Это накладывает особый отпечаток на памятники скульптуры августовского времени, соединяющие черты торжественности со строгой сдержанностью форм.

  1.  Статуя Имп. Августа в виде бога Юпитера.

h – 185см.

Ориентация на греч. Образец эпохи классики.

Лицо и портретно и идеализированно. Тело идеализированно. В руках скипетр и богиня Ника.

(Образцом послужила статуя Зевса.)

  1.  Статуя Имп. Августа в виде полководца.

Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображ. амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).

Имп. стоит в положении контрапоста. Лицо идеализировано и портретно, тело – идеализировано.

  1.  Лицо Августа во время жертвоприношения.

Складки одежды графичны, брови (одной линией) – графичны. Глаза слепые (зрачок наносился краской).

  1.  Портрет Императрицы Ливии. (жена Октавиана Августа)

3 период. (2я пол. 1в. н.э.)

Эпоха Флавиев.

Баланс между предельным натурализмом и идеализацией.

Портрет направлен на выявление хар-х черт.

  1.  Веспасиан. 69-79гг. н.э.

(похож на Лужкова)

Он был человеком очень скромного происхождения

Один из лучших императоров.

Талант экономиста, добродушен, насмешлив.

  1.  Римлянка (80-90гг.)

Мрамор.

Лёгкий поворот и наклон головы. С помощью бурава высверлены завитки причёски. Гладкая полировка придает скульптуре молодость, нежность и теплоту чел-ой кожи.

Отказ от графичности.

4 период. (1я пол. 2в. н.э.)

Время правления Трояна и Адриана.

В скульптурном портрете времён Трояна прослеживается ориентация на портреты эпохи римской республики, проявляется это в суровой простоте. Но идеализация и графичность от эпохи Августа.

  1.  Бюст Трояна. Ок. 108г. н.э.

Мрамор.

Суровый полководец, вёл успешные завоевательные войны. Возврат к простым причёсками  одеяниям.

  1.  Адриан в дубовом венке.

Первый римский император, который предпочитал греческое искусство (2я волна классицизма). Появляется много копий греческих статуй.

Развивается наука, искусство и т.д.

Адриан – 1й из римлян, отпустивший бороду (как греки).

  1.  Антиной.

Мрамор.

Фаворит Адриана в образе Диониса (венок из виноградной лозы). Идеализация. Выражение чувств.

Около середины 2го в. начинают пластически изображать зрачёк.

5 период. (2я пол. 2в. н.э.)

Эпоха поздних Антонинов.

Смутные, тревожные времена.

Стремление показать не только внешний облик чел-ка, но и его сложный внутренний мир.

Эти портреты наиболее эмоциональны. Апогей иллюзионизма.

Эмоциональность, причёска (длин. волосы и бороды) – основные черты портрета этого времени.

Особую одухотворённость придаёт портрету взгляд (зрачок сделан буравом).

  1.  Портрет Марка Аврелия.

римский император (161—180) из династии Антонинов.

  1.  Септимий Север.

римский император (193 — 211).

Мрамор.

Особое выражение – томный, меланхоличный.

  1.  Люций Вер.

римский император с 161 по 169 из династии Антонинов, соправитель Марка Аврелия, своего брата по усыновлению (оба были усыновлены императором Антонином Пием).

Мрамор.

  1.  Портрет Сириянки.
  2.  Бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия.
  3.  Солдатский император Филипп Аравитянин.
  4.  Константин.
  5.  Портрет имп. Аркадия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7617. Классификация электрических цепей. Принцип наложения 31.5 KB
  Классификация электрических цепей. Принцип наложения Все электрические цепи можно разделить на цепи с сосредоточенными и распределенными параметрами. К цепям с сосредоточенными параметрами относят цепи, геометрическими размерами которых можно пренеб...
7618. Средства обработки БД в СУБД FoxPro 76.5 KB
  Средства обработки БД в СУБД FoxPro. Синтаксис и семантика основных операторов. SELECT 0 Выбрать свободную рабочую область и установить её текущей рабочей областью. Понятие рабочая область в определенном смысле соответствует понятию о...
7619. Потоковые функциональные SADT/IDEF0-диаграммы 40.5 KB
  Потоковые функциональные SADT/IDEF0-диаграммы. Базовые элементы языка. Действие(процесс) Поток данных Принципиальной особенностью языка SADT-диаграмм является наличие строгой интерпретации у каждой из 4-х сторон прямоугольника (блока), ...
7620. Базы данных. Информационные системы, базы данных и системы управления базами данных 1.38 MB
  Базы данных Информационные системы, базы данных и системы управления базами данных. Информационная система (ИС): предназначена для сбора, хранения и обработки информации ориентирована на конечного пользователя - непрограммиста. Конкретн...
7621. Введение в компьютерную графику 126.5 KB
  Введение в компьютерную графику Определение и основные задачи компьютерной графики. Области применения компьютерной графики. История развития компьютерной графики. Виды компьютерной графики. Определение и основные задачи компьютерной графики При обр...
7622. Аппаратное обеспечение компьютерной графики 191.5 KB
  Аппаратное обеспечение компьютерной графики Устройства вывода графических изображений, их основные характеристики. Мониторы, классификация, принцип действия, основные характеристики. Видеоадаптер. Принтеры, их классификация, основные характеристики ...
7623. Представление графических данных 171 KB
  Представление графических данных Форматы графических файлов. Понятие цвета. Зрительный аппарат человека, для восприятия цвета. Аддитивные и субтрактивные цвета в компьютерной графике. Понятие цветовой модели и режима. Закон Грассмана. Пиксельная глу...
7624. Фрактальная графика 306 KB
  Понятие фрактала и история появления фрактальной графики. Понятие размерности и ее расчет. Геометрические фракталы. Алгебраические фракталы. Системы итерируемых функций. Стохастические фракталы. Фракталы и хаос. Понятие фрактала ...
7625. Растровая графика, общие сведения 134.5 KB
  Растровая графика Растровая графика, общие сведения. Растровые представления изображений. Виды растров. Факторы, влияющие на количество памяти, занимаемой растровым изображением. Достоинства и недостатки растровой графики. Геометрические характерист...