18854

Древний Рим. Скульптурный портрет (характерные черты, основные принципы и этапы развития)

Доклад

Культурология и искусствоведение

Древний Рим. Скульптурный портрет характерные черты основные принципы и этапы развития. Очень рано появляется портрет. Развит жанр исторического рельефа. 753г. до н.э. 8в. – Основание Рима. История Древнего Рима: 1 период 41 вв. до н.э. Эпоха Римской Республи

Русский

2013-07-10

27.06 KB

28 чел.

Древний Рим. Скульптурный портрет (характерные черты, основные принципы и этапы развития).

Очень рано появляется портрет. Развит жанр исторического рельефа.

753г. до н.э. (8в.) – Основание Рима.

История Древнего Рима:

  1.  1 период (4-1 вв. до н.э.)

Эпоха Римской Республики.

Становление римского искусства.

  1.  2 период (1-2 вв. н.э.)

Эпоха Римской Империи.

Расцвет римского искусства.

  1.  3 период (3-4 вв. н.э.)

Эпоха поздней Римской Империи.

Закат римского искусства.

В позднеримском скульптурном портрете пластические объёмы и внешние черты трактуются всё более условно и схематично, а в конце III — IV вв. застылость черт лица контрастирует с подчёркнутой духовностью, патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре порой свидетельствуют об усилении влияния искусства восточных провинций.

Скульптура.

Основные жанры – скульптурный портрет, исторический рельеф.

Зарождение портрета в римском искусстве было связано с погребальным культом. В Риме очень важен культ главы семьи. И важно     увековечить главу семьи. Задача римского мастера - увековечение данного конкретного лица, часто ничем не примечательного, причем от художника требовалось прежде всего бесспорное индивидуальное сходство.

1 период. (4-1вв. до н.э.)

Эпоха Римской Республики.

Надгробия, портретные бюсты (небольшие, нет рук.)

  1.  Надгробие Люция Вибия и его семьи. 1в. до н.э.

Камень.

Скульптуры в глубокой нише.

Преметивные складки, однообразные позы, чувства стёрты, все приметы возраста, портретность, доскональная передача внешности.

  1.  Римлянин с бюстами своих предков. 1в. до н.э.

Мрамор.

Одна из немногих скульптур в полный рост.

Не контрапостная поза.

2 период. (1я пол. 1в. н.э.)

Эпоха Императора Августа и его наследника.

На смену предельному натурализму, приходит идеализация. Социальная направленность искусства периода империи выражалась в первую очередь в прославлении императора как носителя идеи величия Римского государства. Для искусства времени Августа (27 г. до н. э. —14 г. н. э.) характерны поиски нового стиля, новых средств художественной выразительности, необходимых для воплощения общественных идей, выдвинутых эпохой империи. В это время римские художники особенно настоятельно обращаются к греческому искусству (1я волна классицизма), причем своими образцами они выбирают произведения классической эпохи — 5—4 вв. до н. э. Это накладывает особый отпечаток на памятники скульптуры августовского времени, соединяющие черты торжественности со строгой сдержанностью форм.

  1.  Статуя Имп. Августа в виде бога Юпитера.

h – 185см.

Ориентация на греч. Образец эпохи классики.

Лицо и портретно и идеализированно. Тело идеализированно. В руках скипетр и богиня Ника.

(Образцом послужила статуя Зевса.)

  1.  Статуя Имп. Августа в виде полководца.

Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображ. амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).

Имп. стоит в положении контрапоста. Лицо идеализировано и портретно, тело – идеализировано.

  1.  Лицо Августа во время жертвоприношения.

Складки одежды графичны, брови (одной линией) – графичны. Глаза слепые (зрачок наносился краской).

  1.  Портрет Императрицы Ливии. (жена Октавиана Августа)

3 период. (2я пол. 1в. н.э.)

Эпоха Флавиев.

Баланс между предельным натурализмом и идеализацией.

Портрет направлен на выявление хар-х черт.

  1.  Веспасиан. 69-79гг. н.э.

(похож на Лужкова)

Он был человеком очень скромного происхождения

Один из лучших императоров.

Талант экономиста, добродушен, насмешлив.

  1.  Римлянка (80-90гг.)

Мрамор.

Лёгкий поворот и наклон головы. С помощью бурава высверлены завитки причёски. Гладкая полировка придает скульптуре молодость, нежность и теплоту чел-ой кожи.

Отказ от графичности.

4 период. (1я пол. 2в. н.э.)

Время правления Трояна и Адриана.

В скульптурном портрете времён Трояна прослеживается ориентация на портреты эпохи римской республики, проявляется это в суровой простоте. Но идеализация и графичность от эпохи Августа.

  1.  Бюст Трояна. Ок. 108г. н.э.

Мрамор.

Суровый полководец, вёл успешные завоевательные войны. Возврат к простым причёсками  одеяниям.

  1.  Адриан в дубовом венке.

Первый римский император, который предпочитал греческое искусство (2я волна классицизма). Появляется много копий греческих статуй.

Развивается наука, искусство и т.д.

Адриан – 1й из римлян, отпустивший бороду (как греки).

  1.  Антиной.

Мрамор.

Фаворит Адриана в образе Диониса (венок из виноградной лозы). Идеализация. Выражение чувств.

Около середины 2го в. начинают пластически изображать зрачёк.

5 период. (2я пол. 2в. н.э.)

Эпоха поздних Антонинов.

Смутные, тревожные времена.

Стремление показать не только внешний облик чел-ка, но и его сложный внутренний мир.

Эти портреты наиболее эмоциональны. Апогей иллюзионизма.

Эмоциональность, причёска (длин. волосы и бороды) – основные черты портрета этого времени.

Особую одухотворённость придаёт портрету взгляд (зрачок сделан буравом).

  1.  Портрет Марка Аврелия.

римский император (161—180) из династии Антонинов.

  1.  Септимий Север.

римский император (193 — 211).

Мрамор.

Особое выражение – томный, меланхоличный.

  1.  Люций Вер.

римский император с 161 по 169 из династии Антонинов, соправитель Марка Аврелия, своего брата по усыновлению (оба были усыновлены императором Антонином Пием).

Мрамор.

  1.  Портрет Сириянки.
  2.  Бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия.
  3.  Солдатский император Филипп Аравитянин.
  4.  Константин.
  5.  Портрет имп. Аркадия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81490. Трансаминирование: аминотрансферазы; коферментная функция витамина В6. Специфичность аминотрансфераз 144.39 KB
  Из реакции переноса NH2 наиболее важны реакции трансаминирования . 346 относится к альдиминам или шиффовым основаниям во время реакции аминокислота 1 вытесняет остаток лизина и образуется новый альдимин 2. На второй частиреакции те же стадии протекают в противоположном направлении: пиридоксаминфосфат и вторая 2кетокислота образуют кетимин который иэомеризуется в альдимин. Механизм реакции трансаминирования открыт в 1937 году советскими учеными А.
81491. Аминокислоты, участвующие в трансаминировании; особая роль глутаминовой кислоты. Биологическое значение реакций трансаминирования. Определение трансаминаз в сыворотке крови при инфаркте миокарда и болезнях печени 119.25 KB
  Определение трансаминаз в сыворотке крови при инфаркте миокарда и болезнях печени. Чрезвычайно широкое распространение трансаминаз в животных тканях у микроорганизмов и растений их высокая резистентность к физическим химическим и биологическим воздействиям абсолютная стереохимическая специфичность по отношению к Lаминокислотам а также высокая каталитическая активность в процессах трансаминирования послужили предметом детального исследования роли этих ферментов в обмене аминокислот. Таким образом трансаминазы катализируют опосредованное...
81492. Окислительное дезаминирование аминокислот; глутаматдегидрогеназа. Непрямое дезаминирование аминокислот. Биологическое значение. 248.67 KB
  Непрямое дезаминирование аминокислот. Дезаминирование аминокислот реакция отщепления αаминогруппы от аминокислоты в результате чего образуется соответствующая αкетокислота безазотистый остаток и выделяется молекула аммиака. Безазотистый остаток используется для образования аминокислот в реакциях трансаминирования в процессах глюконеогенеза кетогенеза в анаплеротических реакциях для восполнения убыли метаболитов ОПК в реакциях окисления до СО2 и Н2О.
81493. Основные источники аммиака в организме. Роль глутамата в обезвреживании и транспорте аммиака. Глутамин как донор амидной группы при синтезе ряда соединений 184.57 KB
  Роль глутамата в обезвреживании и транспорте аммиака. Основные источники аммиака Источник Процесс Ферменты Локализация процесса Аминокислоты Непрямое дезаминирование основной путь дезаминирования аминокислот Аминотрансферазы ПФ Глутаматдегидрогеназа ND Все ткани Окислительное дезаминирование глутамата Глутаматдегидрогеназа ND Все ткани Неокислительное дезаминирование Гис Сер Тре ГистидазаСерин треониндегидратазы ПФ Преимущественно печень Окислительное дезаминирование аминокислот малозначимый путь дезаминирования Оксидаза...
81495. Биосинтез мочевины. Связь орнитинового цикла с ЦТК. Происхождение атомов азота мочевины. Нарушения синтеза и выведения мочевины. Гипераммонемии 382.01 KB
  Мочевина - основной конечный продукт азотистого обмена, в составе которого из организма выделяется до 90% всего выводимого азота. Экскреция мочевины в норме составляет 25 г/сут. При повышении количества потребляемых с пищей белков экскреция мочевины увеличивается.
81496. Обмен безазотистого остатка аминокислот. Гликогенные и кетогенные аминокислоты. Синтез глюкозы из аминокислот. Синтез аминокислот из глюкозы 162.72 KB
  В ходе катаболизма аминокислот происходит отщепление аминогруппы и выделение аммиака. Другим продуктом дезаминирования аминокислот служит их безазотистый остаток в виде α-кетокислот. Катаболизм аминокислот происходит практически постоянно. За сутки в норме в организме человека распадается примерно 100 г аминокислот, и такое же количество должно поступать в составе белков пищи.
81497. Трансметилирование. Метионин и S-аденозилметионин. Синтез креатина, адреналина и фосфатидилхолинов 166.74 KB
  Метальная группа метионина мобильный одноуглеродный фрагмент используемый для синтеза ряда соединений. Перенос метильной группы метионина на соответствующий акцептор называют реакцией трансметилирования имеющей важное метаболическое значение. Метальная группа в молекуле метионина прочно связана с атомом серы поэтому непосредственным донором этого одноутлеродного фрагмента служит активная форма аминокислоты. Реакция активация метионина Активной формой метионина является Sаденозилметионин SM сульфониевая форма аминокислоты...
81498. Метилирование ДНК. Представление о метилировании чужеродных и лекарственных соединений 108.02 KB
  Метилирование ДНК это модификация молекулы ДНК без изменения самой нуклеотидной последовательности ДНК что можно рассматривать как часть эпигенетическойсоставляющей генома. Метилирование ДНК заключается в присоединении метильной группы к цитозину в позиции С5 цитозинового кольца. У человека за процесс метилирования ДНК отвечают три фермента называемые ДНКметилтрансферазами 1 3 и 3b DNMT1 DNMT3 DNMT3b соответственно.